Научная статья на тему 'Особенности и пути развития рынка труда моногородов'

Особенности и пути развития рынка труда моногородов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и пути развития рынка труда моногородов»

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале

Особенности и пути развития рынка

труда моногородов

21.

Аннотация: Автор рассматривает некоторые вопросы и проблемы, связанные с функционированием и развитием рынка труда монопрофильных поселений в период экономического кризиса в стране. В статье на примере г. Вятские Поляны Кировской области предложены необходимые структурные направления восстановления его экономического состояния, оживления рынка труда и повышения уровня занятости населения в рамках реструктуризации градообразующей организации и реализации комплексного инвестиционного плана развития моногорода.

Ключевые слова: моногород, рынок труда, занятость населения, градообразующая организация. Vasiyan R. I. Features and ways of development of a labor market of the mono cities

The author considers some of the issues and problems associated with the functioning and development of the labour market monoprofile settlements in the period of economic crisis in the country.

In the article on the example of the city Vyatskie Polyany, Kirov region offered the necessary structural directions of restoration of his economic status, recovery of the labour market and increasing the level of employment of the population in the framework of the restructuring of city-forming-organization and implementation of the integrated investment plan for the development of single-industry towns.

Key words: Single-industry towns, monocompany town, labour market, employment of the population, city-forming-organization.

Узкая сфера приложения труда, зависимость рынка труда от ситуации на одном, двух градообразующих предприятиях предопределяет повышенный уровень безработицы и изменение структуры занятости по отраслям в большинстве монопрофильных поселений в период экономического кризиса в стране. В данных условиях именно показатели безработицы становятся агрегированной характеристикой, отражающей в целом социально-экономическую ситуацию на уровне поселения.

Начиная с 1999 года в России проводится мониторинг рынка труда монопрофильных поселений и ежегодно составляются Перечни населенных пунктов с моноэкономической структурой и критической ситуации в сфере занятости.

Информация по рынку труда рассматривалась по каждому поселению на основе показателей безработицы. Ситуация в сфере занятости оценивается как критическая в случае наличия одной из позиций:

- уровень официально зарегистрированной безработицы в поселении превышает в 2 и более раза выше среднего по стране и одновременно в 1,5 и более раза выше среднего по региону;

- уровень официально зарегистрированной безработицы в поселении превышает средний по стране в 1,5-2 и более раза, по региону выше среднего, а уровень вынужденной неполной занятости - более 20%;

- уровень официально зарегистрированной безработицы в поселении превышает средний по стране и по региону, при этом уровень вынужденной неполной занятости - более 50%;

Социально-экономическое положение моногородов в значительной степени определяется финансово-экономическим положением градообразующего предприятии и спросом на его продукцию. К основным проблемам формирования и развития рынка труда моногородов можно отнести:

- сокращение численности населения из-за естественной убыли и миграционного оттока (за исключением моногородов газовых компаний);

- сокращение реальной заработной платы;

Васиян Роман Иванович

аспирант кафедры труда и социальной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, референт Департамента промышленности г. Москва

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале

- ухудшение социально-демографической структуры моногородов из-за оттока наиболее экономически активной части населения;

- низкая территориальная мобильность населения из-за неразвитости рынка жилья и транспортной инфраструктуры;

- недостаточное развитие социального партнерства.

Существование большого количества монопрофильных городов является следствием взаимодействия двух исторических процессов на территории страны:

- формирование системы населенных пунктов;

- развития отраслей промышленности.

Специфика рынка труда моногородов в первую очередь определяется и зависит от типа экономического развития территории. Главной специфической особенностью рынка труда моногородов, на наш взгляд, является наличие одного или двух крупных работодателей. Это, соответственно, оказывает значительное влияние на количество и структуру предлагаемых рабочих мест, уровень заработной платы и предложение труда.

В основном можно выделить три типа экономического развития территории - это промышленный, сырьевой и агломерационный.

К специфическим особенностям рынка труда моногородов промышленного типа относятся отдаленность от полифункциональных населенных пунктов ограниченная мобильность населения.

Рынки труда моногородов сырьевого типа можно охарактеризовать следующими особенностями:

- повышенная доля экономически активного населения в его демографической структуре;

- относительно высокий естественный прирост населения;

- большая социальная нагрузка на государство и корпорации.

Существуют отличия и у рынков труда моногородов агломерационного типа развития территории, это:

- тесная связь рынка труда моногорода с рынком труда крупного центра;

- интенсивная маятниковая миграция;

- меньшие затраты на реализацию программ на рынке труда.

Многие страны мира, причем экономические развитые, так и развивающиеся, сталкиваются с проблемами неравномерности развития регионов.

Для решения проблем развития регионов, в том числе с монопрофильной структурой, во многих странах применяются три варианта (с множеством подвариантов и механизмов реализации в каждом из них):

- сглаживание или выравнивание условий;

- реализация социально-экономических программ;

- особые бюджетные режимы.

Большинству признаков, по которым относят конкретное поселение к монопрофильным городам, соответствует экономика и социальная сфера города Вятские Поляны.

Экономическую основу города составляют обрабатывающая промышленность - 30,7% от общего объема оборота организаций по всем видам деятельности по полному кругу и торговля - 42,7% от общего объема оборота организаций по всем видам деятельности по полному кругу. При этом на долю градообразующего предприятия города, ОАО «ВПМЗ Молот», в 2008 году приходилось 45% от общего объема оборота организаций по всем видам деятельности по полному кругу или 60,7% от оборота промышленных предприятий.

Структура занятых на всех организациях города формируется на 44,6% за счет обрабатывающей промышленности, на 34,4% - социальных и инфраструктурных организаций, на 7,9% -за счет торговли. Экономическую основу города составляет градообразующее предприятие ОАО «ВПМЗ Молот», работающее в сфере оружейного производства.. На долю градообразующего предприятия приходится 85,9% от всех занятых в обрабатывающей промышленности и 38,3% от занятых на всех организациях города.

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале

По фонду оплаты труда структура примерно соответствует структуре по обороту и численности занятых: 46,5% приходится на обрабатывающую промышленность, 29,5% - на социальные и инфраструктурные организации, 6,2% - на торговлю. На долю градообразующего предприятия приходится 84,1% от обрабатывающей промышленности и 39,1% по городу в целом.

Положительным фактором является низкая степень зависимости других предприятий города от ситуации на градообразующем предприятии, так как на закупки ОАО «ВМПЗ Молот» приходится менее 10% от их общего оборота. Средняя заработная плата в городе почти в 2 раза меньше средней по РФ, что, главным образом, связано с низкой производительностью труда. В обрабатывающей промышленности разрыв в производительности труда со средним по РФ достигает 12 раз, в т.ч. в машиностроении - в 7 раз. Низкая заработная плата не позволяет обеспечивать собственными доходами расходы города, поэтому бюджет города является дотационным, причем доля межбюджетных трансфертов постоянно увеличивается. Сокращение числа занятых и/или уровня заработной платы сильно отражается на собственных доходах бюджета. Учитывая, что резкое снижение выпуска на градообразующем предприятии в 2009-2010 годах не сопровождалось соответствующим снижением фонда оплаты труда и сокращением численности занятых, существует угроза дальнейшего сокращения занятых и снижения уровня оплаты труда, что еще больше увеличит долю межбюджетных трансфертов в бюджет города.

Необходимо отметить что на балансе ОАО «ВПМЗ «Молот» находится ТЭЦ, обеспечивающая 45% потребностей города в тепле, а также очистные сооружения, обеспечивающие 100% потребностей города в очистке стоков. Эти мощности являются критически важными для жизнедеятельности г. Вятские Поляны. Указанные предприятия нуждаются в обновлении основных средств, которые не проводились в полном объеме в виду тяжелого финансового состояния собственника - ОАО «ВПМЗ «Молот». Для обеспечения жизнедеятельности города необходима передача ТЭЦ и очистных сооружений на баланс города с последующим выделением средств для их модернизации.

Резкое сокращение производства на градообразующем предприятии уже негативно отразилось на рынке труда г. Вятские Поляны. Более того, отсутствие внешних предпосылок для улучшения ситуации на ОАО «ВПМЗ Молот» создает угрозу потери работы для почти 20% трудоспособного населения города.

Помимо проблем на градообразующем предприятии, необходимо отметить низкую производительность практически во всех секторах экономики, социальной и сфере инфраструктуры. Разрыв в уровне выработки на одного работника в среднем по экономике достигает 2,5 раза, а в обрабатывающей промышленности, например, 12 раз в сравнении со средним по России уровнем, что объясняет низкий уровень заработной платы, в среднем почти в 2 раза ниже, чем по России.

Для решения всех проблем монопрофильного поселения г. Вятские Поляны необходимо разработать и реализовать комплексный инвестиционный план развития г. Вятские Поляны. На наш взгляд, указанный план должен определять следующие цели:

- снижение социальной напряженности;

- создание условий для устойчивого развития города.

Для достижения данных целей следует провести реструктуризацию и диверсификацию градообразующего предприятия, а также обеспечить рабочими местами работников, высвобождаемых в ходе реструктуризации градообразующего предприятия.

Исходя из целей, можно определить следующие ключевые задачи комплексного инвестиционного плана:

1. Временное поддержание занятости населения города в краткосрочной перспективе;

2. Реструктуризация и диверсификация производства, повышение эффективности и конкурентоспособности градообразующего предприятия;

3. Реализация инвестиционных проектов по созданию высокопроизводительных и конкурентоспособных производств в новых секторах экономики;

4. Развитие малого предпринимательства.

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале

Ключевые мероприятия комплексного плана развития г. Вятские Поляны можно сгруппировать по 4 направлениям, соответствующим задачам плана: временная поддержка занятости, реструктуризация и диверсификация градообразующего предприятия, создание новых производств в сфере среднего предпринимательства и развитие малого предпринимательства.

Ключевые мероприятия КИП:

- создание временных рабочих мест, организация общественных работ, обучение и переобучение трудовых ресурсов;

- реструктуризация градообразующего предприятия: кадровая, финансовая, управленческая. Реструктуризация производственных мощностей, расширение продуктовой линейки для диверсификации производства;

- предоставление новым предприятиям льготного финансирования и государственных гарантий по кредитам, субсидий на период стажировки бывших работников градообразующего предприятия и льготного доступа к производственным площадкам (на конкурсной основе);

- реализация проектов в области строительства объектов социальной сферы и инфраструктуры.

Реализация только мероприятий временной поддержки занятости населения незначительно повлияет на ситуацию в городе: к 2020 году, доля межбюджетных трансфертов в бюджет вырастет до 50,9%, уровень регистрируемой безработицы увеличится до 38,2%. Реализация дополнительных мер по развитию малого предпринимательства позволит сократить долю межбюджетных трансфертов в бюджет и безработицы, но незначительно - до 49% и 34% к 2020 году. Поэтому решение сложившихся проблем требует более кардинальных мер, а именно оздоровление градообразующего предприятия и создания новых производств в новых секторах экономики.

При этом только реализация проектов в новых секторах экономики, не позволит полностью решить проблемы, у города пока нет возможности обеспечить необходимый приток инвестиций для создания необходимого количества рабочих мест для высвобождаемых с градообразующего предприятия граждан. Как результат уровень регистрируемой безработицы и доля межбюджетных трансфертов в бюджет останется на высоком уровне - 15,6% и 41,2% соответственно.

На наш взгляд, необходимо акцентировать внимание на группе мероприятий по реструктуризации градообразующего предприятия. Мероприятия по реструктуризации ОАО «ВПМЗ Молот» следует направить на повышение уровня диверсификации производства, увеличение уровня производительности труда и уровня конкурентоспособности предприятия за счет разделения стрелкового и ракетных производств и модернизации производственного процесса. Диверсификацию производства можно осуществить за счет расширения номенклатуры спортивно-охотничьего оружия (прежде всего производства высокомаржинальных изделий), организации отдельного предприятия по производству газовых котлов (навесных и напольных) и расширения номенклатуры изделий специального назначения (пулеметы и управляемые ракеты). Только кардинальная реструктуризация завода позволит коренным образом изменить ситуацию и создать условия для стабильного развития предприятия в будущем. Выделение средств в недостаточном объеме позволит только замаскировать на некоторое время проблемы завода, что в конечном итоге снова поставит вопрос о дальнейшей судьбе завода.

Таким образом, решение сложившихся проблем города требует комплексного подхода и только реализация всех указанных мероприятий позволит стабилизировать ситуацию и обеспечить дальнейшее устойчивое развитие города Вятские Поляны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.