средств и заключаются в предоставлении денежных н- средств хозяйствующим субъектам. оз В целях реализации промышленной политики в 3 рамках отдельной отрасли используется отраслевая ^ промышленная политика, осуществляемая одновре-х менно несколькими методами, с разной степенью не-ш посредственного вовлечения государства в принятие < экономических решений [9]. По мере возрастания н- государственной активности в экономике можно с х определенной долей условности выделить четыре к типа отраслевой политики.
^ 1. Пассивная защитная отраслевая политика ставит 2 основной целью борьбу с монополиями, деятельность которых приводит к неэффективному разме-^ щению ресурсов и создает потери общественного „ благосостояния. Непременной частью такой поли-^ тики служит антимонопольное регулирование, контроль над вертикальными и горизонтальными слия-о ниями и поглощениями. С. Б. Авдашева и Н. М. Ро-^ занова определяют ее как защитную, поскольку ^ большинство ее целей «негативны»: государство противодействует возникновению и использованию монопольной власти [9]. Несмотря на энергичные и решительные действия, связанные с осуществлением данной политики, ее условно относят к пассивной, поскольку, с одной стороны, ее мероприятия проводятся только при условии существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной, а с другой — этот тип отраслевой политики не вызывает никакой экономической активности. Пассивная защитная отраслевая политика представляет собой лишь прообраз отраслевой политики для большинства современных экономических систем. Тот факт, что ее осуществление может поставить конкретную страну в неблагоприятное положение в системе международной торговли, служит одним из аргументов против выбора данной модели. 2. Пассивная наступательная экономическая политика предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности. Наличие позитив-
ных целей экономической активности государства позволяет классифицировать эту модель как наступательную. Пассивность такого типа отраслевой политики состоит в том, что она улучшает лишь условия принятия решений предпринимателями, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения конкурентов.
3. Активная защитная отраслевая политика использует мероприятия, имеющие конкретную направленность, в целях предотвращения тех или иных случаев недобросовестной конкуренции. Примером может служить протекционистская внешнеторговая политика, оказывающая существенное воздействие на развитие отраслевых структур.
4. Активная наступательная экономическая политика характеризуется сочетанием конкретных и общих позитивных целей и направленного воздействия государства на решение экономических проблем. Такая отраслевая политика оказывает наиболее существенное влияние — как положительное, так и отрицательное — на развитие экономической системы в целом.
Литература
1. Алампиев П. М. Основные проблемы формирования промышленных комплексов. М., 1980.
2. Бандман М. К. Территориально-производственные комплексы. Новосибирск, 1980.
3. ШрагН. И. Промышленные комплексы. М., 1969.
4. Школьников М. Д. Дробное районирование и локальные территориально-производственные комплексы. Пермь, 1975.
5. Пробст А. Е. Эффективность территориальной организации производства. М., 1965.
6. Колосовский Н. Н. Проблемы территориальной организации производительных сил. Новосибирск, 1971.
7. Изард У. Методы регионального анализа. М., 1966.
8. Кругман П., Остерфельд М. Международная экономика: Теория и политика. М., 1997.
9. Авдашева С. Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. М., 1998.
Особенности и пути развития предпринимательства в Туркменистане
УДК 332.1(575.4)
С. Г. Бердиев
слушатель Военной академии тыла и транспорта им.генерала армии А. В.Хрулева
Публикации на тему предпринимательства в современной экономической литературе предлагают читателям значительное количество исследовательских
позиций в отношении содержания данного понятия. Обратимся к классическим признакам предпринимательства. По сути, это специфический вид деятельности, которая связана с поиском чего-либо нового, что сделать объективно труднее, чем привычное и испытанное [1]. Поэтому считающий себя предпринимателем не всегда является таковым, в отличие от того, кто создает новые рынки, формирует новых покупателей. Кроме того, предпринимательской может считаться та организация, которая производит продукцию с индивидуальными характеристиками, пользующуюся устойчивым спросом, образующим «рыночную нишу», а новая техника превращает сложные операции в научный процесс [2]. Следовательно, предпринимательской является деятельность, содержание которой базируется на нововведениях.
Функционирование и развитие предпринимательства состоит в эффективном осуществлении предпринимательской функции за счет рационального использования факторов производства в процессе функционирования как отдельных субъектов предпринимательской деятельности, так и национальной системы хозяйствования в целом. Это положение свидетельствует о том, что динамика развития предпринимательства, с одной стороны, определяется наличием условий, благоприятствующих ведению предпринимательской деятельности, а с другой — в значительной степени определяет характер самой системы хозяйствования, которая исторически сформирована в той или иной стране.
Классическое представление о хозяйственной системе сводится, как правило, к характеристике принципов и методов ведения хозяйства, системы мер государственного воздействия на деятельность субъектов хозяйствования и, прежде всего, субъектов предпринимательской деятельности. Особую актуальность это обстоятельство имеет для хозяйственных систем, находящихся в состоянии трансформации и перехода к рыночным принципам и методам ведения хозяйства [3]. Таким образом, национальный характер и динамика предпринимательства зависят от особенностей модели экономического развития, выбранной в той или иной стране [4; 5].
Если сквозь призму изложенных подходов проанализировать практику экономических реформ и формирования условий предпринимательской деятельности в Туркменистане, то можно констатировать следующее. Туркменистан избрал самобытный путь преобразований, в котором переход к рыночной экономике является не самоцелью, а средством повышения благосостояния народа на качественно новый уровень. Это эволюционный путь перехода к рыночной экономике, который характеризуется, с одной стороны, разгосударствлением и последовательным введением мер поддержки частной инициативы и предпринимательства, с другой — высоким уровнем государственного контроля и социальной защиты населения.
В совокупности мер по реализации выбранной модели экономического развития в период перехода к рыночным принципам и методам ведения хозяйства приоритет был отдан активизации роли государства в регулировании предпринимательской деятельности. Проблема оценки роли государства в переходный период к формированию новых условий хозяйствования является своеобразным водоразделом в выборе путей реформирования. Прежде всего, осуществлялся выбор теоретической модели воздействия государства на предпринимательский сектор. Учитывались особенности радикальных, либеральных и консервативных концепций, выработанных в недрах различных школ экономической науки. Затем исследовался практический опыт трансформации системы хозяйствования и создания условий для предпринимательства в странах Восточной Европы, России и СНГ, как результат следования тем или иным теоретическим концепциям.
Результаты исследований показали, что после распада СССР в большинстве его бывших республик произошло вытеснение государства из сферы экономики, что обернулось тяжелейшими последствиями для этих стран, привело к стихийным и хаотичным трансформациям хозяйственных систем, преобладанию теневых факторов развития предпринимательской деятельности, коррупции, деградации социальной сферы.
Сегодня во многих странах СНГ наблюдается переосмысление роли государства. Стратегия общественного развития все больше увязывается с социальной
деятельностью государства. Как показывают результа- ^ ты научных исследований, значительное расширение н-функций государства происходит в большинстве пост- т индустриальных стран, где государственные расходы 3 достигают порой половины ВВП, в развивающихся ^ странах — примерно одной четверти. Особенность за- х ключается не в «общих объемах» участия государства ш в жизни общества, а в эффективности его работы, < степени удовлетворения нужд населения [6; 7]. н-
Эти уроки были для Туркменистана решающим х фактором в выборе модели развития. Туркменистан к выбрал эволюционный путь развития, отказавшись от ^ «шоковой терапии». На первый план была выдвинута о задача формирования современного эффективного н-государства, создана модель государственной систе- ^ мы Туркменистана, аккумулирующей опыт прошедших ^ лет и впитавшей наиболее эффективные методы и ^ инструменты регулирования, выработанные в процес- ^ се мирового развития. При этом учитывалось влияние 0 того наследства, которое было получено от централи- ^ зованной административно-командной системы СССР: ^ глубоко «проросших» организационно-структурных построений, технологических взаимосвязей, психологических стандартов. И в этих условиях сохранение активной роли государства компенсировало неэффективность новых рыночных институтов [8].
Этот подход на практике показал экономический и социальный эффект. Тогда как в России и некоторых странах СНГ в первые годы реформ экономическая политика определялась преимущественно монетарными принципами под контролем МВФ и Всемирного банка, Туркменистан осуществлял государственную поддержку предпринимательской инициативы за счет кредитной эмиссии. Поэтому эпицентр реформ сместился в сторону активных структурных трансформаций экономики с опорой на бюджетные ассигнования, привлечение национальных и иностранных частных прямых инвестиций. Параметры модели экономического развития Туркменистана проиллюстрированы на рис. 1.
Для экономики Туркменистана ориентация на собственную модель развития означала вступление национальной экономики в зону действия весьма существенных рисков. Внутренний рынок Туркменистана отличался в период начала реформ высокой зависимостью от динамики и структуры импорта. Результаты исследований Туркменского государственного института экономики и управления свидетельствуют, что более 90% поставок потребительских товаров формировалось за счет импорта, собственная промышленная база практически отсутствовала, перерабатывающие отрасли имели чрезвычайно низкий уровень развития [9]. Несмотря на объективные трудности, в Туркменистане за короткий срок создан достаточно развитый внутренний рынок, развиваются условия, необходимые для предпринимательской инициативы, восстановлена экономическая стабильность, государственный бюджет страны имеет положительное сальдо.
Туркменистан постепенно интегрируется в систему мирового разделения труда, осуществляя торговое сотрудничество с 95 странами мира. Внешнеторговый оборот страны за первые три квартала 2008 г. возрос на 34,7%, положительное сальдо внешней торговли или превышение экспорта над импортом составило свыше 4 млрд долл. США, что также является наглядным подтверждением экономической стабильности и независимости страны [там же].
Данное обстоятельство становится особенно важным в период мирового экономического кризиса. Согласно классическому определению, кризис представляет собой дисбаланс между спросом и предложени-
т
А
к
А
< К
К Е-| КО"
«о в
ОЙН
Н Я
^ 3 Н
3 в в ь и 5
ав1
□
Сохранение активной роли государственного воздействия на развитие предпринимательской деятельности
Поэтапная либерализация экономики, контролируемая государством, исключая методы «шоковой терапии»
Последовательный постепенный переход к рыночным методам воздействия на предпринимательский сектор
Создание смешанной экономики, основанной на многообразии частной, корпоративной, государственной и общенародной формах собственности
Сохранение земли и ее недр, шельфа Каспийского моря в составе национального достояния
Рис. 1. Модель экономического развития Туркменистана
ем, динамика которого характеризуется цикличностью и повторяемостью. В этой связи нынешний мировой экономический и финансовый кризис есть явление в определенной степени неизбежное и закономерное, наступление которого прогнозировалось еще в 1990-е годы. Стратегия социально-экономического развития Туркменистана, сконцентрированная, в первую очередь, на развитии внутреннего потенциала, позволит стране минимально зависеть от катаклизмов мирового кризиса. Об этом наглядно свидетельствуют стабильно высокие темпы роста макроэкономических показателей, подтверждаемые объективной реальностью повседневной жизни. Традиционно свыше 52% валового внутреннего продукта формируется за счет продукции промышленного производства. При этом все более возрастает вклад услуг в формировании ВВП, доля которых составила свыше 20%, что является следствием повышения жизненного уровня населения.
В противовес тенденциям мировой экономики, в Туркменистане объем инвестиций за счет всех источников финансирования за девять месяцев 2008 г. возрос в два раза. Формирование благоприятного инвестиционного климата в стране, создание соответствующей законодательной и организационной базы способствовали удвоению объема иностранных инвестиций. Американский ипотечный кризис не оказал существенного влияния на денежно-кредитную систему Туркменистана. Так, согласно данным Центрального банка Туркменистана, объем кредитов предпринимательскому сектору не сократился, а увеличился на 35%.
Однако, несмотря на сохранение формальных признаков экономического роста в Туркменистане, следуя опыту России, для сглаживания результатов воздействия мирового кризиса на экономику страны, на заседании кабинета министров Туркменистана принято решение по созданию Стабилизационного фонда, ресурсной базой которого будет служить положительное сальдо государственного бюджета. Данный источник финансирования позволит несколько уменьшить влияние топливно-энергетического комплекса, нивелирует воздействие внешних факторов. Средства фонда предполагается направлять на реализацию важнейших социальных программ и дальнейшее развитие факторов, способствующих инновационному росту национальной экономики. Размещение части средств этого фонда в национальных активах становится стратегически важной мерой, способствующей формированию страхового фонда страны, ориентированного на нужды будущих поколений.
Наряду с сохранением «сильной» роли государства в экономической и социальной жизни туркменского общества, весьма значимым приоритетом национальной модели развития является активизация частной инициативы и развитие предпринимательской деятельности. Это один из важнейших принципов постепенного перехода к рыночным отношениям и важнейшее положение концепции социально-экономического развития национальной экономики Туркменистана. В стране выработана и последовательно реализуется политика развития частного предпринимательства. В настоящее время на негосударственный сектор приходится около 40% ВВП. Для того чтобы разобраться, является ли этот показатель достаточным для экономики Туркменистана и реализации социально-экономических целей развития страны, вновь обратимся к анализу положений экономической теории.
Современные методы экономических исследований и накопленный опыт в этой области позволяют выделить для анализа различные типы предпринимательства, каждому из которых свойственно производство материальных благ. В зависимости от цели производства, ориентирующей производителей на внутреннее потребление или реализацию произведенных благ иным лицам для дальнейшего потребления, различают два типа предпринимательства.
В основе первого лежат принципы натурального производства, которое предполагает создание продуктов для удовлетворения собственных потребностей. Эта исторически первая форма производства является самой простой и представляет собой замкнутую систему организационно-экономических отношений. Общество, в котором оно господствует, состоит из отдельных семей или общин, каждая из которых опирается на собственные производственные ресурсы и самостоятельно обеспечивает себя всем необходимым для жизни. Она выполняет все виды работ, начиная от добывания разных видов сырья и завершая окончательной подготовкой продукта к потреблению.
Для этого типа предпринимательства свойственно плохо развитое разделение и специализация труда, а соответственно и низкая его производительность. Натуральному хозяйству свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением. Оно развивается по схеме «производство — распределение — потребление». То есть созданная продукция распределяется между всеми участниками производства и, минуя фазу обмена, идет в личное и производственное потребление. Такая прямая связь обеспечивает натуральному хозяйству устойчивость и примитивную предпринимательскую деятельность.
В современных условиях натуральное хозяйство в определенной мере сохранилось во многих странах, в том числе в отдельных районах и отраслях экономики Туркменистана. Однако в настоящее время натуральное хозяйство является скорее исключением, чем правилом, так как натурализация хозяйственных связей рано или поздно становится фактором сдерживания развития предпринимательства.
Иной тип предпринимательства формируется на основе товарного производства, представляющего такой способ организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для продажи на рынке. Товарное хозяйство представляет собой открытую систему организационно-экономических отношений. Поток благ в такой системе предпринимательства выходит за пределы каждой производственной единицы и устремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей. Производство товаров основано на разделении труда и предпринимательской инициативе, развитие которых зависит от того, насколько углубляется специализация производства. Такое явление объективно вызывается техническим прогрессом, а последний, в свою очередь, получает большой толчок при разделении труда. Неразрывная связь товарного производства с разделением труда, а стало быть, с прогрессом техники — одно из его несомненных преимуществ по сравнению с натуральным способом ведения хозяйства.
Товарному хозяйству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением. Они развиваются по схеме «производство — обмен — потребление». Изготовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия или на деньги и лишь затем попадает в сферу потребления. Рынок подтверждает или не подтверждает необходимость изготавливать данную продукцию для продажи.
Предпринимательство, основанное на принципах товарного производства, — это система организационно-экономических отношений, благодаря которой обеспечивается равносторонний прогресс национальной экономики. При углублении разделения труда расширяется применение все более совершенной техники. Это вызывает рост выработки и совершенствование ассортимента и номенклатуры продукции. А благодаря повышению производительности труда увеличивается выпуск продукции в расчете на душу населения. К тому же создается возрастающее многообразие продуктов, предназначаемых для обмена на рынке на другие изделия.
Товарный характер предпринимательской деятельности включает такие общие организационные связи, которые могут обслуживать самые различные социально-экономические системы. Однако при этом объем и значение производства товаров и их обмена совсем не одинаковы. В силу этого товарное хозяйство имеет исторический характер: оно существенно изменялось на протяжении всей истории. Генезис товарного производства заключается в развитии общественного разделения труда, обособлении индивидуумов и формировании и развитии прав частной собственности. Однако необходимо отметить, что частная собственность сама по себе не порождает товарное производство и рыночные отношения. Это видно на примере натурального производства при рабовладельческом и феодальном строе.
Между тем, формы собственности порождают разные виды товарного производства, следовательно — предпринимательства. В зависимости от форм собственности и организационных отношений образуются два вида товарного производства. Исторически
первым было простое товарное хозяйство, которое ^ по своему характеру очень близко к натуральному н-производству. При капиталистических отношениях т главные позиции в экономике занимает развитое то- 3 варное хозяйство, превращающее создаваемые блага ^ в рыночные продукты. х
Таким образом, развитие предпринимательского ш сектора и рыночных отношений — задачи взаимо- < связанные. Без их решения преимущества товарного н-производства не могут быть реализованы. Без этих х мер, как показала практика, невозможно обеспечить к нормальное и бесперебойное функционирование и ^ динамичное развитие современной экономики. По- о этому к предпринимательству следует относиться как к н-сложному социально-экономическому явлению, базой ^ которого является частная инициатива, активность и ^ самостоятельность субъектов экономической деятель- ^ ности. Главная цель всякой предпринимательской ^ деятельности — это производство и распределение 0 материальных или иных благ и услуг потребителям ^ на рынке для получения прибыли или предпринима- ^ тельского дохода.
С этим приходится считаться, так как одновременно предпринимательство выполняет также важные социальные функции, в частности: создание новых рабочих мест, пополнение бюджетов государства и местных властей путем выплаты налогов и т. д. Можно согласиться с теми исследователями, по мнению которых рыночная экономика по самой природе носит предпринимательский характер.
В процессе формирования и развития рыночной экономики выделились разновидности предпринимательства и представляющие его организации. Такое разграничение определяется многими факторами, такими, как тип собственности и деятельности, характер и состав субъектов экономической деятельности, учредителей соответствующих предприятий, объемов капитала и др. Естественно, что предпринимательская деятельность осуществляется в определенных организационных рамках, которые принимают форму разного рода производственных и коммерческих предприятий, учреждений, объединений, союзов. В соответствии с формами собственности в Туркменистане создаются и развиваются условия для индивидуального и коллективного, частного и корпоративного предпринимательства с участием и без участия государства.
Типы и формы предприятий различаются по критерию размеров хозяйствующих единиц, масштабам деятельности, объему хозяйственного оборота, численности работников и ряду других параметров. По этому критерию различаются малое, среднее и крупное корпоративное предпринимательство. Такое разграничение вызвано не просто некими сугубо теоретическими, а, прежде всего, практическими соображениями, поскольку успех предпринимательской деятельности в значительной мере зависит от выбора ее формы организации.
Как показывает опыт индустриально развитых стран, наряду с крупным бизнесом неотъемлемой и важной частью современной рыночной экономики является малое предпринимательство, играющее весьма заметную роль в развитии и функционировании хозяйственных систем практически всех стран. Оно влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, т. е. решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Ряд исследователей не без оснований выдвигают тезис, согласно которому малое и среднее пред-
^ принимательство составляют базу экономического
н- развития. По мнению, например, германского иссле-
оз дователя В. Либерникеля, «как любую хозяйственную
3 систему нельзя представить без крупных предприятий,
^ так и любая рыночная экономика недееспособна без
х малых и средних предприятий. Сердцевиной рыноч-
ш ного хозяйства является совокупность конкурирующих
< между собой крупных, средних и малых предпри-
н- нимательских организаций. Именно они определяют
х степень готовности к предоставлению услуг, уровень
к творческих достижений, предпринимательской ини-
^ циативы, способности к динамичной адаптации к но-
о вой обстановке» [10].
ш ь л
Элементарной формой малого предприятия яв-^ ляется индивидуальное предпринимательство, для „ которого, как правило, характерно непосредственное ^ объединение функций владения и управления, в то ^ время как для корпорации присуще полное обособ-о ление этих функций. В первом случае хозяйственная ^ ответственность по осуществлению предпринима-^ тельской деятельности полностью лежит на самих владельцах. Здесь собственником капитала является один человек, который самостоятельно управляет им в своих интересах, получает всю прибыль и несет персональную ответственность по всем обязательствам предприятия; собственность предприятия не отделена от собственности владельца, в отличие от корпораций, где такое отделение четко зафиксировано, ограничивая ответственность ее владельцев. В отличие от корпорации, которая обязана функционировать в открытой для общества форме, публикуя ежегодно отчет о результатах своей финансовой деятельности, индивидуальные и частные предприниматели вправе сохранять конфиденциальность в этом отношении, предоставляя подобную информацию только соответствующим государственным органам. Индивидуальный предприниматель присваивает весь полученный доход, что уже само по себе является мощным стимулом для инициативной деятельности. Кроме того, непосредственная причастность к управленческой деятельности не только приносит личное удовлетворение, но и способствует укреплению положения в обществе. Несомненным преимуществом индивидуального, равно как и малого, предпринимательства является наибольшая приближенность к рыночному спросу [11, 12].
Вместе с тем, индивидуальное предпринимательство имеет и ряд недостатков. Речь, в частности, идет о том, что индивидуальный предприниматель из-за ограниченности финансовых ресурсов не в состоянии организовать крупное производство. Необходимость осуществления одним человеком разных функций от управления и финансов до снабжения и сбыта снижает эффективность руководства в частности и фирмы в целом. Значительным недостатком индивидуальной формы предпринимательства является то, что именно предприниматель несет полную ответственность за результаты деятельности предприятия, а в случае неблагоприятного исхода дел может его лишиться. Риск очень высок, и это не может не сдерживать новаторские возможности индивидуального предпринимателя.
Малое предпринимательство обеспечивает решение многих задач производственного и хозяйственного характера. Занимая свое место в хозяйственной системе, оно дает благоприятные возможности для разработки и реализации гибкой политики хозяйствования, достижения высокой оперативности и эффективности принимаемых управленческих решений, сохранения и поддержания на должном уровне конкуренции и самой конкурентной среды. Более того, по мнению
ряда исследователей, в нынешних условиях малые предприятия в некоторой степени стали определять темп развития той или иной отрасли национальной экономики.
В индустриально развитых странах до 90% предприятий относятся к малому бизнесу. Причем на их долю приходится от 40 до 50% производимого в стране валового национального продукта и примерно 70% создаваемых новых рабочих мест. Согласно подсчетам специалистов, в США в настоящее время около 4,5 млн малых фирм, 7,5 млн индивидуальных предприятий и 2,7 млн фермерских хозяйств. В Германии насчитывается примерно 3 млн малых и средних предприятий и объединений лиц свободных профессий. Крупных же предприятий имеется лишь около 4,4 тыс. По экспертным оценкам, в Российской Федерации функционируют около 2 млн частных и индивидуальных предприятий, акционерных обществ, малых предприятий, товариществ с ограниченной ответственностью. На их долю приходится более 90% всех предприятий страны [13].
Однако нельзя не признать, что именно крупные корпорации составляют основу экономической и политической мощи индустриально развитых стран и конкурентоспособности национальных экономик на мировом рынке. Об этом свидетельствуют, например, следующие факты. Хотя на крупные корпорации приходится небольшой удельный вес в составе предпринимательских структур, именно они определяют лицо и качество национальной экономики, ее мирохозяйственную конкурентоспособность. Так, в США корпорации составляют всего лишь 18% общего числа промышленных фирм, но при этом производят 90% объема промышленной продукции. Причем, согласно имеющимся данным, на долю 100 крупнейших корпораций приходится до 60% ВНП США, 45% занятых, 60% инвестиций. Совокупный годовой объем продаж 6 крупнейших корпоративных объединений Японии составляет до 15% ВНП. По мнению специалистов, под их контролем находится около 50%, а по некоторым оценкам, даже до 75% промышленных активов страны. На их торговые фирмы приходится более половины экспортно-импортных операций [14].
В Российской Федерации на долю 10 крупнейших корпораций приходится около 30% произведенной промышленной продукции в стране и примерно 25% национального экспорта. По оценкам, выполненным экспертами до экономического кризиса 2008-2009 гг., рыночная стоимость 20 крупнейших компаний составляла 90% капитализации всего корпоративного сектора. Кроме того, десяток российских финансово-промышленных групп (ФПГ) длительное время контролировали 85% стоимости крупнейших 64 компаний России [15]. Доля государственных холдингов в ВВП России вышла за отметку в 50% к началу 2007 г. [16].
Подобные корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом по своей мощи и возможностям нередко превосходят некоторые государства. Решения, принимаемые в их штаб-квартирах, способны оказывать существенное влияние на судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Поэтому правомерно, на наш взгляд, рассматривать крупные корпоративные структуры как основу хозяйственной системы страны. Поэтому наш исследовательский интерес связан, прежде всего, с процессом становления крупных корпоративных структур.
Важнейшие предпосылки успеха в конкуренции в настоящее время определяет крупное производство. Это положение стало аксиомой на протяжении последнего столетия. Достижение конкурентных преиму-
ществ корпораций предполагает организацию высокотехнологичного производства, повышенной скорости оборота капитала, профессионального управления. Эти факторы могут быть приведены в движение крупным капиталом и производством, на стороне которого больше возможностей для снижения издержек, привлечения инвестиционных ресурсов, повышения устойчивости в рыночных условиях.
Преимуществом крупного производства является достигаемый эффект масштаба в процессе хозяйственной деятельности, когда сумма объемов аккумулируемых ресурсов дает большую отдачу, нежели ее отдельные части. Фактически больше и инвестиционный потенциал у такого производства за счет появившейся возможности маневрирования ресурсами и их концентрации на приоритетных направлениях. Крупные производственные структуры обладают значительным преимуществом на этапе внедрения и массового освоения новшеств, их массированного и оперативного продвижения на рынки.
Большое значение имеет и так называемый эффект «усреднения колебаний конъюнктуры», повышающий приспособляемость крупного производства к факторам внешней среды, роль которых в условиях мировых хозяйственных связей и ужесточения конкуренции неуклонно возрастает. Это свидетельствует в пользу того, что формирование крупных хозяйственных структур повышает устойчивость реального сектора экономики, создает предпосылки для оптимизации материальных и финансовых потоков, согласования внутренних цен, позволяет уменьшить финансовые риски и потребность в оборотных средствах, упорядочить взаимодействие экономических агентов на основе специализации и кооперирования. В определенном смысле такие крупные структуры занимают место государства, сокращающего свое присутствие в экономике. Об эффективности крупного производства свидетельствует опыт развитых стран.
Оценка глобального рынка позволяет сделать вывод о том, что главную роль в мировой экономике играет узкий круг международных экономических и финансовых организаций, в который входит 50-60 крупнейших корпораций. При этом в каждой из развитых стран господствующее положение занимают несколько ФПГ, конкурирующих на всех мировых рынках между собой и с иностранными корпорациями [17]. В то же время крупному производству труднее приспособиться к рыночным условиям, особенно в условиях транзитивной экономики, когда работа большинства промышленных предприятий характеризуется низкой эффективностью и ослабленной адаптацией к меняющимся условиям внешней среды. Вот почему в стратегии развития реального сектора экономики важно определить равновесие в сосуществовании и взаимодействии между собой крупного, среднего и малого бизнеса. Мировой опыт решения такого рода проблем показывает, что условием выживания и эффективного развития производства является в настоящее время симбиоз крупного производства с множеством мелких и средних предприятий, каждое из которых выполняет свою функцию.
Проблема поиска оптимального сочетания крупного, среднего и малого предпринимательства особенно остро ощущается именно сейчас, хотя возникла она задолго до начала рыночных реформ. Это характерно не только для Туркменистана, но и для России и других стран СНГ Исследования показывают, что еще в экономике СССР, в 50-60-х годах прошлого столетия, наметилась тенденция перехода от централизованного руководства крупными организациями к расширению прав и ответственности структурных
подразделений. Они наделялись определенной само- ^ стоятельностью в сферах организации и проведения н-научных исследований, финансового контроля, сбыта. т Отход от гигантомании в организации промышленно- 3 го производства наметился в 1970-1980-е годы, когда ^ впервые заговорили о приоритетном развитии малого х предпринимательства. К тому времени стало очевид- ш ным, что высокая концентрация производства имеет < пределы экономической целесообразности. В ряде н-случаев эти пределы были достигнуты, и дальнейшая х концентрация стала приводить к появлению произ- к водственных гигантов, не соответствующих требова- ^ ниям динамики развития реального сектора эконо- о мики [18]. н-
Однако практика показывает, что далеко не по всем ^ параметрам малое предпринимательство конкурирует ^ с крупными корпорациями. Те и другие занимают, на ^ наш взгляд, свои ниши, а дискуссии о том, какой тип ^ предприятий эффективнее, носят условный характер. 0 Мировой опыт функционирования малых и крупных ^ корпоративных структур показывает, что они являются ^ взаимосвязанными и взаимозависимыми секторами хозяйственной системы. Каждый из этих видов хозяйствования, занимая особое место в экономике, не раскрывает полностью своего потенциала без взаимодействия друг с другом. К тому же в каждой отрасли в силу разделения отраслевых функций возникают ниши для небольших фирм. Зачастую малые предприятия становятся подрядчиками крупных предприятий, обеспечивая их необходимыми комплектующими и деталями, выполняя опытно-конструкторские работы. Множество малых инновационных предприятий, например, в США являются дополнениями к научно-исследовательским и конструкторским комплексам крупных промышленных корпораций, университетов, разного рода исследовательским организациям, государственным лабораториям.
Следуя мировому опыту, можно считать, что в перспективе облик предпринимательства в Туркменистане в значительной степени будет определяться корпоративными организациями, основанными на публичной акционерной форме учредительства многих лиц. Достигнутая доля негосударственного сектора экономики в 40% ВВП — не предел для предпринимательства Туркменистана. Формирование крупных корпоративных организаций с государственным участием и развивающихся на основе частной инициативы может стать мощным фактором роста национальной экономики.
Для практической реализации этого положения, на наш взгляд, достаточно примеров. В мировой практике крупное предпринимательство выступает основным двигателем реформ, фактором устойчивого развития системы хозяйствования, обеспечения основной занятости населения, роста доходов граждан и государства, роста численности среднего класса, что является показателем благополучия любой страны. Поэтому, по нашим расчетам, реализация программных положений социально-экономического развития Туркменистана на период до 2020 г. позволит обеспечить рост доли негосударственного сектора минимум до 70% ВВП.
Выбор основных направлений реализации государственной стратегии в области предпринимательства должен быть напрямую увязан с концептуальными подходами к реформированию национальной экономики, созданию системы государственного регулирования и поддержки частного сектора. Эти цели могут быть достигнуты за счет поэтапной реализации системы мер. На наш взгляд, необходимо вовлекать в сферу предпринимательства такие стратегические отрасли экономики, как энергетика, производство продоволь-
^ ствия, сельское хозяйство, туризм и развивать их на н- основе формирования крупных предпринимательских оз организаций, осуществляющих публичное привлече-3 ние частного капитала при активном контроле со ^ стороны государства.
х Непосредственно с первой мерой связана целесо-ш образность создания условий, при которых инвести-< ции предпринимательского сектора в национальную н- экономику будут играть лидирующую роль в произ-х водстве товаров и услуг. Ввод в эксплуатацию од-к ного лишь частного предприятия «Птицеводческий ^ комплекс» позволит не только обеспечить население 2 высококачественными продуктами птицеводства и н- сократить затраты в иностранной валюте на импорт, ^ но и создать новые рабочие места. Инвестиционный „ потенциал частного сектора может быть реализован ^ в рамках таких проектов, как Национальная туристи-^ ческая зона «Аваза».
о Для создания в стране справедливой конкуренции ^ следует устранить административные барьеры в сфе-^ ре лицензирования, осуществления регистрационных процедур, концессионной деятельности, привлечения иностранных инвестиций, развития свободных экономических зон, разгосударствления, приватизации, либерализации и модернизации национальной экономики, создать равные условия и права для всех субъектов предпринимательской деятельности. Следует расширить доступ частного капитала на все рынки, в частности в объекты инфраструктуры, коммунальное хозяйство и другие сферы услуг, увеличить число частных клиник или домов здоровья, образовательных центров, возобновить процесс приватизации жилья, расширить сеть связи и др.
Развивая взаимоотношения государства и предпринимательского сообщества, необходимо учитывать, что в настоящее время со стороны министерств и ведомств, являющихся проводниками государственной политики, уровень государственной поддержки предпринимательства ограничен. Как отметил глава государства на одном из заседаний кабинета министров Туркменистана, посвященном вопросам развития частного предпринимательства, «министерства и ведомства не имеют собственных программ вовлечения малого и среднего предпринимательства в выполнение установленных заданий, ограничиваясь лишь хозяйственным руководством подведомственными госпредприятиями». Было подчеркнуто, что «на государственном уровне вопросы развития частного предпринимательства в той или иной сфере экономики должны быть прямой задачей соответствующих министерств и ведомств, а местные органы власти в регионах всячески должны содействовать развитию малого и среднего бизнеса» [19].
Успешное решение поставленных перед страной задач невозможно без объединения усилий органов государственного управления и предпринимательских кругов. Поэтому важной частью экономических реформ должно стать совершенствование партнерских взаимоотношений государства и бизнеса. Важный шаг в этом направлении — это разработка и принятие государственной программы развития малого и среднего предпринимательства в Туркмении. Подготовка такого документа предполагает профессиональный анализ состояния предпринимательства, формулировку цели, задач, выявление проблем и создание механизмов их решения. Это механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной и ценовой политики, материально-технического обеспечения, подготовки кадров, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание условий равного старта различным субъектам предпринимательства.
I
К реализации данной программы могут быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного национального и иностранного капитала. Основным направлением использования государственных ресурсов должно стать не только выделение прямых инвестиций, но и страхование, гарантийное участие в государственных программах и предоставление гарантий под кредит. Для осуществления этих мер, контроля над целевым использованием денежных средств, координации деятельности органов исполнительной власти государства, хякимов, велаятов, этрапов, арчинов, общественных объединений при кабинете министров Туркмении должна быть создана структура, которая обеспечит осуществление государственной политики в этой области.
Реализации курса на новую экономическую политику Туркмении будет способствовать, на наш взгляд, реформирование финансовой системы. Прежде всего, для этого необходимо, наряду с достижением финансовой стабильности и ростом объемов государственных доходов, повысить эффективность экспортно-импортных операций, добиться положительного сальдо платежного баланса и обеспечить рост валютных резервов страны. Эти и другие новации позволят своевременно реагировать на любые изменения в денежно-кредитной и валютной системе мировой экономики, повысить внешнеэкономическую активность субъектов предпринимательского сектора в деле привлечения иностранных финансовых инвестиций и реализации крупнейших государственных и межгосударственных проектов. Тем более что предпосылки таких преобразований созданы введением нормативных правовых документов в этой сфере. Таковы Постановление президента Туркмении о совершенствовании операций, проводимых в иностранной валюте, а также указ главы государства, направленный на проведение деноминации национальной денежной единицы. Необходимость перехода к единому валютному курсу, приведение механизма его определения в соответствие с международной практикой объективно необходимы, ибо существование двух валютных курсов не может реально отразить макроэкономическую ситуацию в стране.
Большое значение для реализации концепции и модели развития Туркменистана имеет, на наш взгляд, обеспечение роста объемов кредитования предпринимательских организаций через уполномоченные правительством коммерческие банки («Дайханбанк», «Сенагат» и «Гарагум») в соответствующих сферах для поддержки инвестиционных проектов предпринимательской деятельности, совершенствуя порядок кредитования уполномоченными банками частных предприятий, индивидуальных предпринимателей и дайханских хозяйств.
Мощным импульсом в реализации этих задач может стать образование Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства. На него целесообразно возложить функции поддержки и мониторинга частного предпринимательства в стране. Это предоставление залоговых гарантий под отечественные и иностранные кредиты, предоставление поддержки в страховке и перестраховке рисков предпринимательской деятельности, подготовка предпринимательских проектов, консультативная, информационная поддержка, формирование баз данных спроса и предложения инвестиций в частном секторе экономики.
Известно, что основным источником финансирования малого и среднего бизнеса во всем мире являются собственные ресурсы. С учетом этого положения, источниками финансирования Фонда могут послу-
жить деньги, привлекаемые от успешно действующих субъектов предпринимательства в размере 1% процента от прибыли, посредством механизма взаимного кредитования с предоставлением преимущественного права на ассигнования за счет средств Фонда. Другим источником финансирования созданного Фонда могут быть ежегодные поступления налоговых доходов от субъектов частного сектора экономики в бюджет, неналоговые доходы от приватизации объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти, экспортная выручка субъектов частного сектора экономики, являющихся учредителями Фонда, вклады инвесторов — юридических и физических лиц.
Своевременным может оказаться возобновление процесса приватизации объектов государственного имущества. На наш взгляд, необходимо разработать механизмы открытия вторичного рынка ранее приватизированных объектов и разработать порядок, при котором часть средств, поступающих от приватизации, будет направляться в фонд поддержки малого, среднего предпринимательства, частных и приватизированных предприятий.
Одним из основных механизмов поддержки предпринимательства может послужить и привлечение капитала частных компаний для реализации государственных программ. В частности, целесообразно ввести в действие механизм размещения среди субъектов малого и среднего предпринимательства определенного процента объемов заказов на производство и поставку продукции, товаров и услуг для нужд общества. Данная форма отношений государства и предпринимательского сообщества позволит обеспечить частным предпринимателям гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование, привлечь квалифицированные кадры.
Послужить мощным импульсом в становлении малого и среднего предпринимательства в стране могут гарантированные государственные заказы. Механизм привлечения частного сектора экономики для выполнения таких заказов, возможно, не будет представлять каких-либо существенных выгод для экономики в целом. Однако в целях обеспечения рабочими местами трудоспособного населения и в качестве антимонопольного механизма такие предложения, на наш взгляд, могут заслужить внимание представителей государственной власти и управления.
Кроме того, нуждается в разработке механизм стимулирования процесса выхода малого, среднего бизнеса на внешний рынок. В частности, для предпринимателей, реализующих свою продукцию на экспорт и обеспечивающих приток валюты в страну, можно предусмотреть льготы по налогу на доходы и таможенным сборам.
Немаловажным фактором в современной обстановке становится потребность предпринимательского сектора в разработке условий для появления и эффективного функционирования общественных организаций саморегулирования, подобных по своему положению в системе мер по поддержке предпринимательства Союзу промышленников и предпринимателей Туркменистана. Актуальной становится поддержка эффективных институтов рыночной инфраструктуры товарного и фондового рынков, информационных, консультативных и аудиторских компаний. Это, в свою очередь, предполагает повышение качества работы по подготовке и переподготовке предпринимательских кадров, широкое привлечение в эту сферу социально активных слоев населения, организацию подготов-
ки специалистов для предпринимательского сектора ^
экономики, готовых работать в новых экономических н-
условиях. т
Таким образом, необходима такая система мер 3
прямой и косвенной поддержки предпринимательства, ^
сочетание которых будет способствовать свободному х
и интенсивному развитию национальной экономики, ш
увеличению доли негосударственного сектора эконо- <
мики в формировании внутреннего валового продукта. н-
Это повлечет рост численности занятых в частном х
секторе, позволит ему занять достойное место в эко- к
номике Туркменистана. ^
В то время как многие страны озабочены текущим о
выживанием, приверженность Туркменистана прин- н-
ципам устойчивого развития наглядно доказывает ^
прогрессивность туркменской модели экономического ^
развития. ^
Литература ^
1. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Про- ^ гресс, 1982.
2. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992.
3. Коваленко Б. Б. Институциональные преобразования — основа формирования и государственного регулирования корпоративных структур. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
4. Попов А. И. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2001.
5. Попов А. И. Хозяйственная система России: Теория становления. Институциональное устройство. Экономическая безопасность: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
6. Гринберг Р. С., Рубинштейн А. Я. Рациональное поведение государства в условиях смешанной экономики: проблемы теории и методологии // Россия в глобализирующемся мире: Политико-экономические очерки / Отв. ред. акад. Д. С. Львов. М.: Наука, 2004.
7. Селиверстов С. Н. Глобализация: политико-экономические вызовы для России // Россия в глобализирующемся мире: Политико-экономические очерки / Отв. ред. акад. Д. С. Львов. М.: Наука, 2004.
8. Халова Г. Роль государства в экономике переходного периода // Нейтральный Туркменистан. 29.12.2008.
9. Ораева А. Туркменская модель экономики: секрет успеха / Туркменский гос. ин-т экономики и управления. Ашхабад, 2008.
10. Либерникель В. Укрепление конкурентоспособности малых и средних предприятий на международных рынках // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 5.
11. Попов А. И., Иванов С. А. Малое предпринимательство. Теория становления и система государственной поддержки: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
12. Игнатьев А. М. Малый бизнес в системе предпринимательства России: генезис и эволюция. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2002.
13. Кукура С. П. Теория корпоративного управления. М.: Экономика, 2004.
14. Кочетков Г. Б., Супян В. Б. Корпорация: американская модель. СПб.: Питер, 2005.
15. Цветков В. А. Корпоративный сектор экономики России: финансово-промышленные группы, транснациональные компании, естественные монополии // Россия в глобализирующемся мире: Политико-экономические очерки / Отв. ред. акад. Д. С. Львов. М.: Наука, 2004.
16. Фрумкин К., Мальгинов Ю. Чеболь по-русски // Компания: Деловой еженедельник. № 444. 25 декабря 2006.
17. Строев Е. Самоопределение России и глобальная модернизация. М.: Экономика, 2001.
18. Ильин М., Тихонов А. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. М.: Альпина Паблишер, 2002.
19. Частному бизнесу — всемерную поддержку государства // Материалы заседания правительства Туркменистана. Ашхабад, 2008. 17.09.08.