Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 8, №3 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/49EVN316.pdf Статья опубликована 10.06.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:
Ахмедов К.А. Особенности и проблемы государственного регулирования рынка труда в условиях рыночной экономики // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №3 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/49EVN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 339.1
Ахмедов Каримджон Акбарджонович
Таджикский государственный университет коммерции Институт экономики и торговли, Таджикистан, Худжанд Старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
E-mail: [email protected]
Особенности и проблемы государственного регулирования рынка труда в условиях рыночной экономики
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме рынка труда в условиях низкого уровня занятости в Республики Таджикистан и Согдийской области. В статье автором рассмотрены современное состояние рынка труда в Республике Таджикистан и обоснована необходимость трансформация государственного регулирования рынка труда. Выявляя высокую степень неорганизованности, автором утверждается важность перехода рынка труда на организованный путь развития. Анализируя нынешнюю ситуацию рынка труда, выявлены избыточные трудовые ресурсы, которых необходимо привлечь в воспроизводственный процесс. Республика Таджикистан имея большие людские ресурсы, не может себе позволить впустую их растрачивать. В ином случае это будет самой большой угрозой социального характера. Анализируя предстоящую ситуацию, в статье разработан механизм государственного воздействия на национальный рынок труда, который может осуществляться в трёх направлениях, что приведёт к окончательному формированию рынка труда. В статье предложены определённые пути решения проблемы занятости в условиях трудоизбыточности, которые могут быть использованы в целях государственного регулирования и эффективного функционирования рынка труда в Республике Таджикистан. Обосновывая данную идею, автор приходит к выводу, что государственное регулирование национального рынка труда, является жизненно важным социальным явлением, так как от этого зависит вся экономика Таджикистана в целом.
Ключевые слова: рынок труда; занятость населения; безработица; рабочая сила; трудовая миграция; трудовые ресурсы; рабочие места; государственное регулирование; Согдийская область; Республика Таджикистан
На сегодняшний день одной из важных задач государства является преодоление безработицы и повышение уровня занятости в свете обеспечения устойчивого развития национальной экономики. В условиях трансформационной экономики данная задача становятся более трудной, её решение требует существование налаженного механизма государственного регулирования рынка труда, которое ставило перед собой целью предотвращение отрицательных тенденций в развитии рынка труда.
Современный рынок труда в Республике Таджикистан носит очень неорганизованный характер, так как во многих случаях оперативной информации о состоянии спроса и предложения на рынке труда невозможно получить. Кроме того, имеющие диспропорции приводят к неформальности (имеющий поверхностный характер) трудовых отношений. Не существует инфраструктура рынка труда и не работает его институты. В этих условиях государственное регулирование рынка труда приобретает существенный характер.
Важность государственного регулирования рынка труда еще заключается и в том, что она оказывает большое влияние на состояние макроэкономических показателей и определяет функционирование других сегментов национального рынка. О влиянии рабочей силы на макроэкономические показатели писали еще выдающиеся экономисты К. Маркс, Кейнс, Л. Оукен и другие. Приводим такую цитату К. Маркса из книги «Капитал»: «Везде рабочий авансирует капиталисту потребительную стоимость своей рабочей силы; он предоставляет покупателю потреблять свою рабочую силу раньше, чем последний уплатил ее цену, одним словом - везде рабочий кредитует капиталиста» [5]. Говоря об этом, К. Маркс имел ввиду, что собственник труда всегда готов к изменению место нахождения, когда существует объективные причины. Это касается и в практике нашей страны, где наблюдается высокий уровень безработицы и трудовой миграции.
Сегодня официальная статистика Республики Таджикистан публикует данные исключительно о числе и уровне зарегистрированных безработных, и на его основе определяет безработицу, но, к сожалению, не каждый безработный проходит регистрацию в агентстве труда и занятости населения. Так по данным агентства уровень безработицы в стране составляет 2,5%. Исследуя социально-экономическое положение страны, можно встретить данные о людях трудоспособного возраста, которые были вынуждены мигрировать за рубеж из-за отсутствия рабочих мест. По данным статистического ежегодника 799,7 тыс. человек находится за рубежом в трудовой миграции, общее количество которых составляет более 16% трудового потенциала. [3] Аналитические расчеты профессора Т.Р. Ризокулова -свидетельствует о том, что фактический уровень безработицы в Республике Таджикистан составляет примерно 20-40%. [10] С этими аналитическими данными мы не возможно отрицать, так как из приведенных выше данных о количестве трудовых мигрантов, которые составляют 16% и 2,5% зарегистрированных в агентстве безработные, в общем составят 18,5% безработных по стране.
В таких условиях, рынок труда не только в национальном уровне, но и в региональном разрезе функционирует стихийно. Спрос и предложение на рынке труда носить нестабильный характер и это приводит к увеличению отрицательных явлений на рынке труда.
Бесспорным фактом является и то, что проблема создания новых рабочих мест и распределение рабочей силы, в связи с переходом бывших социалистических стран на рыночные отношения, стали остро ощутимы во многих государствах, в том числе и в Республике Таджикистан. В своем выступлении Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон не раз подчеркивал, что население Таджикистана увеличивается быстрым темпом, которое во многом опережает создание новых рабочих мест. Поэтому создание новых рабочих мест и обеспечение достойной заработной платы сегодня превратилось в одну из актуальных и стратегических задач экономического развития республики. [8]
Но несмотря на это, все еще имеется ряд отрицательных факторов, которые ослабляют повышение уровня занятости в экономике. Одним из этих факторов выступает несовершенный механизм регионального рынка труда, который требует его усовершенствования.
Основной целью рынка труда является регулирование конъюнктуры рынка, так как недостаток рабочей силы приводит к дефициту производственных возможностей, а при избытке предложения труда - к переизбытку, и поэтому необходимо поддерживать баланс между спросом и предложением.
Для эффективной оценки состояния рынка труда в Республике Таджикистан требуется использовать целый ряд специальных статистических исследований. В настоящее время, основной массив данных собирается на основе сплошной обязательной Государственной статистической отчетности, получаемой от всех официально зарегистрированных организаций и государственных учреждений. Агентство труда и занятости населения в Республике Таджикистан собирает информацию о трудоустройстве граждан, обратившихся в агентство в рамках своих структурных подразделений, и только официально собранная информация обобщается и анализируется, что не в полной мере отражает объективное состояние рынка труда. В результате, значительное число самостоятельно занятого населения и лица, работающие в неформальной экономике, остаются за пределами официальной статистики.
По нашему мнению, заниженные данные агентства труда и занятости населения наносит колоссальный вред росту экономики страны, и приводят к замедлению инновационного развития экономики и научно-образовательного прогресса.
Решение проблемы рынка труда надо начать с официальных статистических данных, с чем связано исследование ученых по изучению состояния и совершенствования рынка труда. Несомненно, рынок труда требует тщательного изучения, обновления и усовершенствования. Есть не мало, пройденных опытов зарубежных стран по выявлению объема безработицы, созданию новых рабочих мест и регулированию состояния рынка труда.
Другой немаловажной проблемой рынка труда является то, что работодатели не сотрудничают с агентством труда и занятости населения и самостоятельно занимаются поиском рабочих. В этих условиях возникает острая проблема отсутствия должной координации государства с бизнес-сообществом. Мы считаем, что в этом случае необходимо обязать работодателей тем, что при появлении вакантного места известить агентство труда и занятости населения и рассмотреть анкеты тех, кто стоит на учете в агентстве. На сегодняшний день существует закон Республики Таджикистан «О содействии занятости населения», которое обязывает юридических лиц извещать агентство труда и занятости населения при появлении потребности рабочей силы. Но в действительности при появлении свободных рабочих мест, работодатели не оповещают агентства, которое противоречит вышеназванному закону. По словам сотрудников агентства труда и занятости населения, сегодня агентство вынуждено каждый месяц выслать каждому предприятию письмо с требованием выдать данные о вакантных рабочих местах. Связи с этим, нужно разработать единую базу данных, которая бы облегчила работу предпринимателей по поиску работника и, давала бы точную информацию о существующих безработных и вакансиях в регионе. Эта система позволит государству в полном объёме получать достоверную информацию о состоянии рынка труда и предпринимать дальнейшие действия по её регулированию.
Учитывая темпы социально-экономического развития и уровень деловой активности, рынок труда призван соотнести потребности в различных специалистах и рабочих со спектром профессиональных образовательных программ. Анализируя сегодняшнюю ситуацию, Муминова Ш.Н. в своей работе отмечает, что сегодня система высшего профессионального образования не способно удовлетворить в полной мере запросы рынка труда из-за разбалансированности и отсутствии их взаимодействия [6]. В действительности, сегодня система высшего образования оказывает услугу не только рынку труда, но и образовательному рынку. Система высшего образования удовлетворяет в полной мере
потребности рынка образования, которая противоречит требованиям другого рынка, рынка труда. Система высшего образования является основным поставщиком рабочей силы на рынке труда, и они должны учитывать потребности рынка, прежде чем выпускать. В ежегодном аналитическом отчете, президент страны отмечает, что Таджикистан владеет огромным запасом трудового ресурса, каждый год со стороны высших учебных заведений и средних специальных школ почти 150 тысяч выпускников вступают на рынок труда. Наряду с созданием новых рабочих мест необходимо уделять серьезное внимание вопросу профессионального обучения, особенно усилению системы усовершенствования квалификации и деятельности центров профессионального обучения взрослых. Мы, прежде всего, должны улучшить качество обучения, чтобы профессиональные навыки выпускников учреждений профессионального обучения отвечали требованиям современного рынка труда. [8] Так по данным агентства труда и занятости населения Согдийской области, в 2015 году рынок труда имеет 2220 вакантных мест, из которых 465 вакансий в здравоохранении или же 20% от общего объема вакансий, 343 вакансий в промышленности около 15%, 243 вакансий в сельскохозяйстве, то есть 11%, эти специальности со стороны наших вузов выпускаются в меньшей количестве, чем востребованы на рынке труда. Или же наоборот, сегодня высшие учебные заведения в основном выпускают специалистов с экономическим образованием, которых на рынке труда в избытке. То есть по состоянию декабря 2015 года по данным агентство труда и занятости населения в Согдийской области на 1 вакантное место экономиста претендует 5 специалистов. Из этого следует вывод, что разделённая деятельность вузов и предприятий различных отраслей приводит к несбалансированности рынка труда и профессионального образования.
Практический опыт свидетельствует о наличии целого ряда несоответствий и дисбалансе трудовых ресурсов. По данным агентство, труда и занятости населения реальной потребности на рабочие места, заявленными безработными, стремительно набирает темп. Однако, объем и динамика вакантных мест, не соответствует постоянно возрастающему населению, нуждающемся в трудоустройстве.
О существующих проблемах на рынке труда свидетельствует и тот факт, что на 1 вакантное рабочее место, приходится 5 незанятых граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. Эти данные отмечались Президентом страны в послании 2013 года, когда на 1 вакантное место претендовали 7 потенциальных рабочих. [8]
Государственное регулирование рынка труда
1
Регулирование пропорций спроса и предложения рабочей силы Создания и совершенствования рыночной инфраструктуры Стимулирование реального сектора экономики
* * *
Установления прямых связей между вузами и работодателями Совершенствования функционирования трудовой биржи, создания реальной информационной базы Активизация инвестиционного процесса
* * *
Устранения неформальных трудовых отношений Сокращения внешней трудовой миграции Рост занятости
Мультипликативный эффект в экономике
Рисунок. Совершенствование государственного механизма регулирования рынка труда
(источник: составлено автором)
На наш взгляд государственное регулирование рынка труда должно осуществляется в этих направлениях: Первое направление, совершенствования механизма рынка труда, путем регулирования пропорций между спросом и предложением рабочей силы. Это возможно в рамках разработки и реализации конкретной программы, которое учитывало бы все специфические особенности Республики Таджикистан. Наряду с этим необходимо пересмотреть взаимоотношений работодателя и учреждений, занимающегося подготовкой кадров. Устанавливая прямых связей между этими двумя институтами, необходимо регулировать существующие пропорции.
Кроме этого для эффективного регулирования рынка труда немало важную роль играет неформальные отношения на рынке труда. Одним из примеров таких отношений является семейственность, принятые к работе своего родственника, независимо от того имеется ли у него профессиональных навыков в привлекаемой области.
Второе направление государственного воздействия на рынок труда является совершенствование инфраструктуры рынка труда. Речь идет об неорганизованности рынка труда, которое прямым образом влияет на эффективность его функционирования. Необходимо пересмотреть механизм функционирования трудовых бирж с учетом происходящих реальных процессов.
Одним из важных направлений в совершенствовании функционирования рынка труда является регулирование внешней трудовой миграции. На сегодняшний день проявляется такая картина, что большая количество трудового потенциала уходят из республики, и это приводит к постепенной узости внутреннего рынка труда. Причина трудовой миграции объяснимо, возможно в определенные годы для страны этот путь был выходом. Но этап пройден,
возрождается новый этап, переход от агломерации к росту экономического цикла, где требуется существования большого количество трудовых ресурсов.
Реализация этих двух стратегий становятся возможным в случай осуществления третьего направления государственного воздействия на рынке труда. Мы предполагаем, что для того, что бы рынок труда Республики Таджикистан эффективно функционировал, должно быть, прогрессивный рост реального сектора экономики. Этого можно добиться только со стимулированием реального сектора экономики, путем снижения налоговой нагрузки от стратегически важных направлений производства в республике. Конечно, здесь возникает проблема нехватки бюджета, но в качестве компенсации государство может повысить налоговые нагрузки в секторе услуг в плане тарифного регулирования, часть непродовольственных товаров, которых возможно производить в республике и которые остро влияют на состояние золотовалютного резерва. В результате осуществится рост сбережений у домашних хозяйств, которая приведет к увеличению реальных инвестиций.
Анализируя состояния рынка труда Республики Таджикистан, нами изложена следующие направления, способствующие решить проблемы государственного регулирования рынка труда:
1. Для определения точного количество безработных, необходимо привлечь их к регистрации, путем выплаты материальной помощи, то есть пособия по временной нетрудоспособности. Согласно закону, данное пособие выплачиваются только трем категориям лиц: возвратившимся из военной службы; уволенные по сокращению; а также освобожденным из тюремных заключений, в размере 250 сомон как минимальная заработная плата и то в течение трех месяцев. Для мотивации безработных к регистрации нужно выплачивать пособия по безработице всем без исключения зарегистрированным безработным.
2. По вопросу выявления существующих вакантных мест и появлению взаимодействия между государством и бизнес сообществом необходимо создать единую, доступную сеть для обязательного ввода вакансии работодателями и обязательным вводом данных зарегистрированных безработных в агентстве. Это облегчит работу предприятий по поиску трудового ресурса и увеличит возможности поиска работы безработными.
3. Анализируя состояния рынка труда и потребности бизнес сообщества, министерству образования необходимо сформировать программу для увеличения специалистов востребованных на рынке труда, а министерству труда и занятости населения необходимо создать новые рабочие места, в первую очередь, исключительно для специальностей, спрос которых превышают предложения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ангана Банерджи - старший экономист Европейского департамента МВФ. Безработица в Европе.
2. А.И. Дрождинина. Генезис теоретических основ формирования рынка труда. Вестник МГТУ, том 14, №1, 2011 г. стр. 7-11.
3. Агентство по статистике при президенте Республики Таджикистан, 2014. стр. 6.
4. В.А. Гневашева. Эволюционно институциональный подход при формировании модели регулирования рынка труда. Электронное периодическое научное издание «Вестник Международной академии наук. Русская секция», 2013, №1.
5. Карл Генрих Маркс. Капитал: критика политической экономии Т.1. книга I М.: Политиздат. 1983. - С. 111 (580).
6. Муминова Ш.Н. Взаимодействие рынка труда и профессионального образования в региональной экономике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Худжанд - 2015
7. М.А. Какушкина. Рынок труда: эволюция взглядов отечественных экономистов. Университет им. В.И. Вернадского. №4 (42). 2012.
8. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан 26.04.2013.
9. Сигова С.В. Восполнение кадрового дефицита на рынке труда Российской Федерации / С.В. Сигова. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. - 188 с.
10. Т.Р. Ризокулов, А.К. Буриев трудовой потенциал экономического роста: особенности и пути регулирования. Вестник Таджикского национального университета, №5 (61, 2014).
Akhmedov Karimjon Akbarjonovich
Tajik State University of Commerce Institute of economics and trade, Tajikistan, Khujand E-mail: [email protected]
Peculiaities and problems of labour market state regulation under market economy conditions
Abstract. The article dwells on the actual problem of labour market under low employment standard in Tajikistan Republic and Sughd viloyat. The author considers the present state of labour market in Tajikistan Republic and substantiates an urgency of transformation concerned with state regulation of labour market. Bringing out a high degree of non-organization he asserts an importance of labour market transition to an organized way of development. While analyzing the present situation with labour market the author elicited surplus labour resources labour to le involved into a reproductional process. Enjoying big human resources Tajikistan Republic can't afford their senseless waste. Otherwise it will le the greatest threat of social character. Analyzing the forthcoming situation the author elaborated a mechanism of stately affect upon the national labour market which may le carried out in three directions followed by its final formation in Tajikistan Republic. He suggests certain ways of the employment problem solution beset with surplus labour resources; the formers may le used for stately regulation and effective functioning of labour market in Tajikistan Republic. Substantiating the idea in question the author comes to the conclusion that stately regulation of the national labour market is a vitally important social phenomenon all the economy of Tajikistan depends on.
Keywords: labour market; population employment; unemployment; labour forces; labour migration; labou resources; job vacancies; state regulation; Sughd viloyat; Tajikistan Republic
REFERENCES
1. Angana Banerdzhi - starshiy ekonomist Evropeyskogo departamenta MVF. Bezrabotitsa v Evrope.
2. A.I. Drozhdinina. Genezis teoreticheskikh osnov formirovaniya rynka truda. Vestnik MGTU, tom 14, №1, 2011 g. str. 7-11.
3. Agentstvo po statistike pri prezidente Respubliki Tadzhikistan, 2014. str. 6.
4. V.A. Gnevasheva. Evolyutsionno institutsional'nyy podkhod pri formirovanii modeli regulirovaniya rynka truda. Elektronnoe periodicheskoe nauchnoe izdanie «Vestnik Mezhdunarodnoy akademii nauk. Russkaya sektsiya», 2013, №1.
5. Karl Genrikh Marks. Kapital: kritika politicheskoy ekonomii T.1. kniga I M.: Politizdat. 1983. - S. 111 (580).
6. Muminova Sh.N. Vzaimodeystvie rynka truda i professional'nogo obrazovaniya v regional'noy ekonomike. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata nauk. Khudzhand - 2015
7. M.A. Kakushkina. Rynok truda: evolyutsiya vzglyadov otechestvennykh ekonomistov. Universitet im. V.I. Vernadskogo. №4 (42). 2012.
8. Poslanie Prezidenta Respubliki Tadzhikistan Emomali Rakhmona Madzhlisi Oli Respubliki Tadzhikistan 26.04.2013.
9. Sigova S.V. Vospolnenie kadrovogo defitsita na rynke truda Rossiyskoy Federatsii / S.V. Sigova. - Petrozavodsk: Izd-vo PetrGU, 2009. - 188 s.
10. T.R. Rizokulov, A.K. Buriev trudovoy potentsial ekonomicheskogo rosta: osobennosti i puti regulirovaniya. Vestnik Tadzhikskogo natsional'nogo universiteta, №5 (61, 2014).