УДК 332.02 ББК 65.046
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Абдуллоева Адолатчон Толибджоновна,
РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА В старший преподаватель кафедры
УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ мировой экономики ТГУПБП
ЭКОНОМИКИ (Таджикистан, Худжанд)
МУАММОХОИ ФАЪОЛИЯТИ Абдуллоева Адолатцон Толибцоновна, БОЗОРХ/ОИ МЕХНАТИИ МИНТАЦА ДАР сармуаллимаи кафедраи ицтисоди
ШАРОИТИ ИЦТИСОДИ ГУЗАРИШ цауонии ДДХДСТ (Тоцикистон, Хуцанд)
THE PROBLEMS OFREGIONAL LABOR Abdulloyeva Adolatjohn Tolibjohnovna, MARKETS FUNCTIONING UNDER THE senior lecturer of the department of world CONDITION OF TRANSFORMATIONAL economics under the TSULBP
ECONOMY (Tajikistan, Khujand)
E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: региональный рынок труда, специфические черты, занятость, государственная политика занятости, безработица, создание рабочих мест Рассматриваются способы решения проблемы занятости на региональном рынке труда. С этой целью уточняется содержание понятия «региональный рынок труда», выделяются его специфические черты и факторы, влияющие на него. На основе анализа фактов и результатов наблюдений выявляются причины возникновения проблем на региональном рынке труда Согдийской области Республики Таджикистан, к которым относится несоответствие спроса на труд предложению труда как по размерам, так и по структуре. Проводится анализ действующей государственной политики занятости и определяется ее эффективность в ракурсе решения выявленных проблем. Делается предположение о необходимости расширения методического аппарата реализуемой политики занятости для обеспечения ее эффективности и адресности с учетом региональной специфики. В частности предлагается более широкое применение косвенных мер для стимулирования процесса создания новых рабочих мест.
Калидвожа^о: бозори меунати минтацави, вижагиуои минтацави, иштигол, сиёсати давлатии шугли ауоли, бекори, ташкили цои кор
Дар мацола масоили иштигол дар бозори меунатии минтаца мавриди таулил царор гирифтааст. Бо ин мацсад моуияти бозори меунатии минтаца, вижагиуои махсуси он ва омилуои ба он таъсиркунанда муайян карда шудаанд. Дар асоси таулили омилуо ва натицаи мушоуидауо, сабабуои пайдоиши муаммоуо дар бозори меунати вилояти Сугди Чумуурии Тоцикистон, аз цумла мувофицат накардани талабот ба меунати пешниуод-шуда уам аз циуати уацм ва уам аз циуати сохтор ошкор карда шудаанд. Инчунин, сиёсати цории давлат дар цодаи шугли ауоли таулил карда, самарабахшии он дар уалли
масоили ошкоргардида муайян карда шудааст. Зарурати тавсеаи дастгоуи методии сиёсати иштигол барои таъмини самарабахши ва нишонрасии он бо назардошти вижа-гиуои минтацави таъкид гардидааст. Аз он цумла, истифодаи нисбатан васеи чорауои гайримустацим баури уавасмандгардонии таъсиси цойуои кории нав пешниуод шудааст.
Key words: regional labor market, specific features, employment, state employment policy,
creation of job vacancies
The article dwells on the ways of employment problem solution at a regional labor market. Pursuing this objective the author specifies the content of "regional labor market" notion, she singles out its peculiar features and factors influencing it. On the basis of the analysis of facts and observation results she discloses the reasons of the problems springing up at the regional labor market of Sughd viloyat of Tajikistan Republic; one of the formers being a divergence between demand and supply in regard to labor both by dimensions and structure. An analysis is conducted in reference to the functioning state employment policy with determination of its effectiveness in the context of elicited problems bound to be solved. The author makes a supposition asserting an urgency of enlargement of methodical ruling machine realizing employment policy for an insurance of its effectiveness being concretely addressed; regional specificity is herewith taken into account. In particular, much broader application of oblique measures is proposed for stimulation of the process aimed at a creation of new job vacancies.
В настоящее время формирование рынка труда в Республике Таджикистан в большей мере осуществляется на региональном уровне в силу усиливающейся региональной специализации труда, связанной как с особенностями сельскохозяйственного производства в зависимости от климатической зоны, так и с традиционной неравномерностью распределения объектов промышленного производства. При этом формирование спроса на определенные специальности происходит именно в рамках региональных рынков, в то время как в других регионах Таджикистана эти специальности оказываются невостребованными. Ярким примером может служить наличие единственного комбината, перерабатывающего породы, содержащие алюминий, который определяет спрос на рабочую силу в регионе своего нахождения. Однако специалисты, востребованные для работы на этом комбинате, не найдут себе работу по специальности в других регионах Таджикистана.
Сложившаяся система занятости в свою очередь также в определенной мере воздействует на процесс формирования производственного комплекса и определяет, какие предприятия и организации могут быть созданы в регионе, с тем чтобы при их функционировании не возникал дефицит трудовых ресурсов.
Под воздействием указанных факторов в научном сообществе происходит некая переоценка подходов к определению понятия «региональный рынок труда». Если прежде его чаще всего характеризовали как сегмент государственного рынка труда, относящийся к отдельному региону, то в настоящее время все больше внимания уделяется его конкретным специфическим особенностям. При определении того, что следует понимать под рынком труда, используются такие характеристики, как этническая составляющая региона, его исторические и политические реалии [3, с. 102].
В связи с этим под региональным рынком труда предлагаем понимать систему
общественных отношений, имеющих административно-географические ограничения, в рамках которых обеспечивается организация занятости населения и воспроизводство трудовых ресурсов, а также определяется сфера труда в зависимости от исторических, географических, социально-экономических, этнических и прочих специфических характеристик, присущих региону.
Сказанное также требует переосмысления подходов к процессу регулирования рынка труда. Прежде всего следует отметить, что под регулированием рынка труда в современной экономической науке понимается система мер и инструментов, используемых органами государственной власти и местного самоуправления для достижения состояния полной занятости [2, с. 268]. Однако в условиях экономической трансформации, когда происходят институциональные изменения, применение опробованных мер и инструментов представляется затруднительным. В научной литературе можно встретить следующие условия и требования к региональной системе менеджмента на рынке труда:
- реализация четкой целевой функции на достижение оптимального соединения совокупной рабочей силы региона с материально-техническими и финансовыми ресурсами для достижения максимального удовлетворения каждого из участников;
- жесткая привязка организационной структуры регионального менеджмента к определенным функциям;
- четкая регламентация функций менеджмента между всеми элементами управленческой системы;
- формирование системы информационного обеспечения функционирования рынка труда [1, с.70].
В данном контексте региональная политика, обеспечивающая регулирование рынка труда и нацеленная на управление трудовыми ресурсами, должна быть ориентирована на обеспечение и сохранение равновесия между имеющимися трудовыми ресурсами и вновь создаваемыми и действующими рабочими местами. То есть, управление региональным рынком труда должно быть нацелено не только на обеспечение занятости населения, но и на формирование такой производственной системы, которая бы соответствовала возможностям имеющегося рынка труда.
В Республике Таджикистан наблюдаются серьезные проблемы именно в контексте данного вопроса. Экономические интересы государства предполагают развитие тяжелой промышленности, машиностроения, а также отраслей обрабатывающей промышленности, которые не относятся к пищевой, уже сравнительно хорошо развитой по всей территории страны. Вместе с тем исторически сложившиеся особенности производства в отдельных регионах, в частности в Согдийской области, предполагают доминирование сельскохозяйственного производства и развитие сектора услуг.
На региональном рынке труда в данный момент просто нет необходимого количества специалистов, способных обеспечить кадрами вновь создаваемые промышленные предприятия. Более того, ситуация осложняется еще и тем, что в Согдийской области нет учебных заведений, способных подготовить кадры необходимой направленности.
Частично проблема решается за счет поддержки Российской Федерации путем предоставления квот для обучения выпускников таджикских школ в российских вузах. Однако не следует считать, что возможно в короткие сроки решить проблему таким образом, так как:
- во-первых, квоты предоставляются не только по тем специальностям, которые действительно необходимы для полноценного развития экономики Таджикистана в целом, и экономики отдельных его регионов в частности (технические специальности). Часть квот выделяется по специальностям, по которым в республике наблюдается избыток (гуманитарные специальности), в результате чего часть квот не приносит положительного экономического эффекта и не способствует созданию необходимого равновесия между региональными рынками труда и региональным производством. К примеру, по итогам отборочных испытаний для обучения в вузах России в 2018-2019 учебном году приняты по техническим специальностям 169 человек, а по гуманитарным специальностям - 205 человек, то есть в 1,2 раза больше [5];
- во-вторых, даже те граждане Таджикистана, которые поступают на обучение техническим специальностям, чаще всего делают выбор в пользу строительных специальностей. В частности, в 2018 году по специальностям «Архитектура» и «Строительство» получили квоты 30 человек, или 17,7 % от общего числа получивших квоты по техническим специальностям, либо 6,7 % от всего количества выделенных квот на получение высшего образования. В то же время по таким востребованным в Таджикистане в настоящее время специальностям, как «Приборостроение» и «Машиностроение», было получено только 8 квот, или 1,8 % от их общего числа [5];
- в-третьих, наибольшей проблемой в настоящее время является то, что абсолютное большинство специалистов, прошедших обучение согласно выделенным квотам, не возвращаются в Таджикистан после завершения обучения. Согласно результатам проведенного автором опроса среди претендентов на квоты, только около 20 % получивших квоту на обучение в бакалавриате или специалитете, по завершении обучения намерены вернуться в Таджикистан, в то время как остальные планируют найти работу в России.
Ситуация на региональных рынках труда в Таджикистане осложняется еще и тем, что трудовые доходы населения, оставаясь относительно невысокими, составляют существенную часть потребительских расходов (таблица 1).
Таблица 1. Размер трудовых доходов и потребительских расходов по регионам ___Республики Таджикистан (на 2016 год)
Регион Трудовые доходы Потребительские Средняя
на душу населения (сомони) расходы на душу населения (сомони) заработная плата в % к расходам на душу населения
Таджикистан в 1204,0 1840,6 65,4
целом
г. Душанбе 1113,4 1873,7 59,4
ГБАО 1603,9 1928,3 83,2
Согдийская область 1080,2 1789,7 60,3
Хатлонская область 1018,6 1770,6 57,5
Рассчитано по данным: Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2017. - С. 522.
Данные таблицы демонстрируют тот факт, что на самом деле заработная плата явля-
ется основной статьей доходов населения, поскольку другие способы получения значительных средств для большей части населения являются труднодоступными, а размеры различных пособий и стипендий незначительны. Подобная ситуация побуждает население искать иные способы получения доходов, зачастую нелегальных, и подпитывает развитие теневого сектора экономики.
Помимо указанного, привлекает внимание дифференциация уровня заработной платы по регионам страны: если в ГБАО оплата труда в среднем составляет 133,2 % от среднереспубликанской, то в Согдийской области этот показатель находится на уровне всего 89,7 %. Подобное положение, на наш взгляд, объясняется соотношением спроса и предложения на региональных рынках труда. Если в ГБАО численность населения не столь велика, то в Согдийской области, которая занимает второе место в стране по численности населения и где большая часть производств в настоящее время находится в нерабочем состоянии, численность желающих получить работу намного больше количества имеющихся рабочих мест.
Таким образом, региональный рынок труда Согдийской области находится в явно кризисном положении, вызываемом, с одной стороны, несоответствием размеров на нём спроса и предложения и, с другой стороны, несоответствием структуры спроса и предложения.
Данная ситуация не может не сказаться на экономике региона в целом, о чем свидетельствует разброс основных макроэкономических показателей. К примеру, число предприятий и организаций в Согдийской области в 2015 году составляло 10 328, а к 2016 году сократилось до 10 325, или на 0,1% [4], что демонстрирует неустойчивость экономики региона, вынуждающую предпринимателей прекращать деятельность. Это, в свою очередь, негативно сказывается на рынке труда в виде сокращения рабочих мест.
Основной причиной выявленных проблем, на наш взгляд, является все еще продолжающаяся трансформация хозяйственной системы в Республике Таджикистан. Не завершенный до конца процесс формирования новой системы собственности и стремление органов государственной власти контролировать новых собственников препятствует эффективному созданию новых рабочих мест. До сих пор окончательно не сформировались даже сами механизмы регулирования рынка труда. В частности, не определен потребительский минимум, не действуют в достаточной мере механизмы переподготовки кадров, процесс трудовой миграции осуществляется стихийно, что приводит к увеличению числа нелегальных мигрантов.
Для лучшего понимания ситуации на региональном рынке труда необходимо учитывать также и воздействие таких факторов, как:
- специализация и профессиональная ориентация трудовых ресурсов;
- квалификационная структура трудовых ресурсов;
- действующие образовательные учреждения и структура специальностей, по которым они осуществляют подготовку;
- демографические изменения, к которым следует отнести не только динамику численности населения, но и динамику соотношения экономически активного населения к общей численности населения;
- уровень и качество жизни населения;
- динамика числа рабочих мест и темпы создания новых рабочих мест, в том числе и по отношению к темпам прироста трудовых ресурсов;
- особенности специализации хозяйственной деятельности в регионе.
Кроме того, не следует забывать, что экономические тенденции в других регионах страны и общереспубликанские тенденции в экономике способны оказывать значительное влияние на региональный рынок труда.
В связи со всем изложенным возникает необходимость:
1. Разработать региональную политику занятости и регулирования рынка труда с учетом специфических региональных особенностей и тенденций.
2. Сформировать действенный механизм регулирования рынка труда региона с учетом указанных факторов.
В настоящее время государственная политика занятости в Республике Таджикистан реализуется в форме поддержки безработных и имеет следующие направления:
- выплата пособий по безработице;
- направление на профессиональную подготовку;
- направление на оплачиваемые общественные работы.
Однако реализуемые меры не представляются достаточными. Так, если в 2016 году было зарегистрировано всего 53 087 безработных, то из них пособие получали 13 199 человек, прошли переподготовку 18 540 человек и были направлены на оплачиваемые работы 6 818 человек. Даже если предположить, что поддержка не оказывалась одним и тем же лицам, всего получили помощь 33 529 человек, или 63,1 % официально зарегистрированных безработных. Приведенные данные свидетельствуют о неэффективности реализуемой политики занятости.
Для решения имеющихся проблем, на наш взгляд, следует исходить из того, что действительно является препятствием для обеспечения необходимого уровня занятости населения. Данные препятствия заключаются:
1) в нехватке рабочих мест;
2) в несоответствии имеющихся рабочих мест базовым специальностям безработных.
Решением первой проблемы может служить применение косвенных мер политики
занятости. В частности, способом решения проблемы может служить предоставление налоговых льгот предприятиям и организациям, которые создают рабочие места и реально принимают на работу граждан нашей страны; выдача кредитов и субсидий организациям и предприятиям, создающим рабочие места, и лицам, решающим проблему занятости через самозанятость.
Для решения второй проблемы необходимо определить реальную потребность экономики в специалистах различных направлений с учетом реализации государственных стратегических программ экономического развития. На основе полученных фактов о количестве требующихся работников тех или иных специальностей имеются два возможных пути решения проблемы:
1. Создание новых вузов в зависимости от реальных потребностей региональных рынков труда с выделением квот на обучение в них. Нам представляется важным по мере возможности привлекать для подготовки специалистов в таких вузах преподавателей-иностранцев из государств-партнеров на основе межправительственных соглашений.
2. В сотрудничестве с правительством и вузами Российской Федерации реструктурировать систему предоставления российских квот выпускникам отечественных школ, с тем чтобы, во-первых, квоты предоставлялись в соответствии с реальными потребностями региональных рынков труда. И, во-вторых, с каждым получателем квоты необходимо заключать соглашение, обязующее будущих специалистов вернуться на родину и отработать по полученной специальности оговоренный срок (безусловно, в этом случае при поддержке государства рабочие места должны создаваться заранее для трудоустройства всех выпускников, обучавшихся по подобным программам).
Государству не следует ограничиваться только мерами политики занятости, которые используются в данный момент. Экономическая наука предлагает большое разнообразие мер в зависимости от конкретной ситуации и условий реализации. Некоторые из них, как, к примеру, протекционистские меры, требуют не столько финансовых затрат, сколько политических усилий по продвижению собственной продукции на рынки стран-партнеров.
Большую роль в решении проблем занятости играет привлечение в национальную экономику зарубежных инвесторов. Особое значение следует придавать механизму регулирования рынка труда, что уже отмечалось выше.
Данный механизм должен содержать такие направления, как помощь молодым специалистам при адаптации на рынке труда, обеспечение информацией о возможностях рынка потенциальных работодателей и самих рабочих о вакансиях и общих тенденциях, обеспечение мобильности рабочей силы и устранение препятствий и барьеров для обеспечения занятости излишков трудовых ресурсов.
Такое «обогащение» политики занятости позволит учесть особенности региональных рынков труда с учетом воздействующих на них факторов и стабилизировать их функционирование в условиях продолжающейся экономической трансформации, создать необходимые рыночные механизмы саморегулирования.
Список использованной литературы:
1. Болотханов Э. Б. Совершенствование механизма государственного регулирования рынка труда //Пространство экономики. - 2008. - №2-3. - С. 69-73.
2. Ефимова Е. А. Регулирование рынка труда в субъектах Российской Федерации //ПСЭ. -2010. - №4. - С. 268-272.
3. Колмакова И.Д. Социально-экономические особенности регионального рынка труда// Вестник ОГУ. - 2004. - № 2. - С. 102-105.
4. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2017. - 522 с.
5. Результаты отборочной кампании на обучение граждан Таджикистана в российских учебных заведениях./URL: http://tjk.rs.gov.ru/ru/news/28639 (Дата обращения: 1.05.2018)
Reference Literature:
1. Bolothanov E. B. Improvement of State Ruling Machine for Labor Market Regulation // Economy Space. 2008, N2-3, pp. 69-73
2. Yefimova Ye. A. Labor Market Regulation in the Subjects of Russian Federation // PSE, 2010, N4. - pp. 268-272
3. Kolmakova I. D. Social-Economic Peculiarities of Regional Labor Market // Bulletin of OGU.
- 2004, N2. - pp. 102-105
4. Statistical Annual of Tajikistan Republic under the Auspices of Tajikistan Republic President.
- Dushanbe. 2017. - 522 pp.
5. The Results of the Selective Campaign on Tuiton of Tajikistan Citizens in Russian Educational Establishments./ URL: http://tjk.rs.gov.ru/ru/news/28639 (Date of request: 1.05.2018).