Научная статья на тему 'Особенности и природообразующие признаки публицистических текстов А. И. Солженицына в информационном пространстве'

Особенности и природообразующие признаки публицистических текстов А. И. Солженицына в информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
171
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОР-ПУБЛИЦИСТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРИРОДООБРАЗУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / СУБЪЕКТ ВЫСКАЗЫВАНИЯ / AUTHOR-PUBLICIST / INFORMATION SPACE / NATURAL-FORMATIVE FEATURES / PUBLICISTICS TEXTS / THE SUBJECT OF UTTERANCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сопова Анна Сергеевна

В статье рассматриваются природообразующие признаки публицистических текстов А.И. Солженицына и их особенности. Автор статьи описывает ряд творческих задач, которые стоят перед публицистом в процессе создания текстов. Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к изучению публицистических произведений А.И. Солженицына в отечественном и зарубежном информационном пространстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и природообразующие признаки публицистических текстов А. И. Солженицына в информационном пространстве»

The peculiarities and natural-formative features of A.I. Solzhenitsyn's publicistics text in the information space

Sopova A. (Russian Federation) Особенности и природообразующие признаки публицистических текстов А.И. Солженицына в

информационном пространстве Сопова А. С. (Российская Федерация)

Сопова Анна Сергеевна / Sopova Anna - преподаватель, Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, филиал, г.

Краснодар

Аннотация: в статье рассматриваются природообразующие признаки публицистических текстов А.И. Солженицына и их особенности. Автор статьи описывает ряд творческих задач, которые стоят перед публицистом в процессе создания текстов. Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к изучению публицистических произведений А.И. Солженицына в отечественном и зарубежном информационном пространстве.

Abstract: the article deals with the natural-formative features of A.I. Solzhenitsyn 's publicistics texts and their peculiarities. The author of the article describes a number of creative problems faced by a publicist in the process of creating texts. The topicality of the research is conditioned by the increasing interest to the publicistics texts of A.I. Solzhenitsyn in the Russian and foreign information space.

Ключевые слова: автор-публицист, информационное пространство, природообразующие признаки, публицистический текст, субъект высказывания.

Keywords: author-publicist, information space, natural-formative features, publicistics texts, the subject of utterance.

Авторский текст в публицистике формально имеет форму монологического послания, но на содержательном уровне он практически всегда является диалогом. Отсюда можно сделать вывод, что в публицистическом тексте автор является непосредственно определенным субъектом высказывания: наблюдатель, комментатор, участник.

Публицистика А.И. Солженицына является уникальным явлением в отечественном и зарубежном информационном пространстве. Перед Солженицыным-публицистом стала необходимость решения ряда творческих задач. Очевиден тот факт, что от качества их решения всегда зависит глубина, значительность, актуальность публицистических текстов, выступлений, интервью, их действенность и эффективность. Согласимся со словами исследователя О.В. Трофимовой, о том что «построение текста автором и его восприятие реципиентом всегда опирается на общие знания участников общения, их некоторый совместный опыт» [2, с. 19].

При аналитическом исследовании публицистических текстов А.И. Солженицына можно выделить следующие признаки:

1) документализм (фактографичность в изложении материала);

2) оперативность (отклик автора на происходящие события сразу же «по факту»);

3) актуальность (востребованность и злободневность его публицистики);

4) диалогичность (его статьи, интервью, выступления адресно направлены к читательской аудитории «адресант -адресат»);

5) открытость авторской позиции (каждому событию и факту дается оценка);

6) интерактивность (обратная связь с читательской аудиторией «адресат-адресант»);

7) демонстративность (очерчивание автором проблем в тексте, над которыми должны поразмыслить читатели).

Практически вся публицистика Солженицына отличается особо высокой степенью документализма, писатель кропотливо

работал с историческими документами, прежде чем создать то или иное произведение. При этом необходимо отметить тот факт, что изучение текстов А. И. Солженицына должно вестись разносторонне. Публицистический текст выступает, с одной стороны, как результат отражения реальности, творчески осмысленной и преподнесенной автором аудитории читателей, так как непосредственно является продуктом субъективного восприятия действительности. С другой же стороны, в публицистическом документальном тексте отражается реальная социальная действительность. А. И. Солженицын с особой скрупулезностью, с документальностью до мелочей создает свои творения. Его тексты многофункциональны. И какими бы стратегиями мы не руководствовались при исследовании, его результатом, неизменно, будет вывод о природе универсальности солженицынских шедевров.

Рассматривая текст в коммуникативном, культурологическом или каком-то ином плане, наблюдая в контексте повествования личность его автора, мы всегда будем придерживаться собственной интерпретации, разумеется, опираясь на объективную реальность и социальную действительность, которые являются основными темами, активно отображаемыми в публицистике. Автор в тексте является интерпретатором и проводником передаваемого смысла, при этом источником выступает сама действительность. Солженицынский публицистический текст существует во времени долго, независимо от реальности, породившей его, со временем он обретает черты образности. Публицистика А. И. Солженицына обладает рядом черт художественного повествования, однако и художественные его тексты отличаются особой, сугубо его авторской и неповторимой публицистичностью и документализмом. В этом и заключается сила неповторимого солженицынского слова, передающего его непоколебимые убеждения. Л.И. Сараскина утверждает, что «личное восприятие и оценка ХХ века Солженицыным неоспоримы и подлинны, поскольку они обеспечены его собственным жизненным опытом и опытом миллионов сограждан» [1, с. 291].

Публицистический текст точно фиксирует проявления реальной действительности, при этом автор максимально объективен в изложении фактов. Это и сближает публицистику с научной литературой. Однако, создавая текст, автор активно применяет художественные приемы и методы, и этот факт, безусловно, роднит его с искусством.

С одной стороны, Солженицын как публицист-коммуникатор считает главной своей задачей сформировать у аудитории предельно точное понятие о происходящих наиболее значимых событиях, общественно-исторических процессах. Это крайне важно для объективной оценки, правильного и беспристрастного исследования современного состояния и развития страны и общества. С другой же стороны, он дает беспощадную оценку тем негативным явлениям и фактам, о которых пишет, и это необходимо для того, чтобы сформировать правильное и объективное общественное мнение среди людей, побудить каждого дать свою беспристрастную оценку социальным событиям. Нельзя не учитывать тот факт, что автор публицистических произведений общается посредством своих текстов с уже сформировавшимися взглядами реципиентов по наиболее злободневным темам и вопросам. Мнение Солженицына-публициста и читателей может быть различным. Соответственно, ему необходимо было преодолевать эти разногласия и порой даже сопротивление в сознании аудитории. Творческий путь Солженицына - и художника, и публициста - был тернист, говоря правду и только правду, стараясь духовно воздействовать на читательскую аудиторию, установить истину и положительно повлиять и даже нацелить общественное мнение на необходимость социальных и культурных преобразований в стране стоило ему титанических усилий и в конечном итоге привело к противостоянию с властями.

И автор-публицист, и читатель-реципиент будут взаимодействовать посредством авторского текста, они находятся в одном социальном информационном поле, при этом получают сведения о тех или иных событиях из окружающей среды и других дополнительных источников информации. Автор-публицист передает посредством своего текста не только информацию о происходящих событиях, но и дает собственную трактовку этих событий, побуждает читателя к внутреннему диалогу и аналитической оценке прочитанного.

Публицистические тексты Солженицына несут в себе не только определенную информацию, но и ее авторскую оценку и трактовку, а это уже информация вторичного порядка. Автор-коммуникатор актуализирует те темы, которые наиболее волнуют общественное мнение, активизируя при этом уже имеющиеся у читательской аудитории знания.

В условиях постиндустриального общества особенностью становления современного информационного пространства является то, что особую актуальность приобретает исследование дискретных единиц медиапотока. При этом основной дискретной составляющей является медиатекст.

Наряду с тем, что в коммуникации «автор - читатель» текст выступает связующим и передающим звеном, он является еще и самостоятельной единицей, способной влиять на дальнейшую интерпретацию читателем любой социальной информации по затрагиваемой теме, а также он обладает элементами, способными оказывать влияние на воспринимающее сознание.

Литература

1. Сараскина Л.И. Исторический образ ХХ века в творчестве А.И. Солженицына // Между двумя юбилеями (1998-2003): Писатели,

критики и литературоведы о творчестве А.И. Солженицына: Альманах / Сост. Н.А. Струве, В.А. Москвин. М.: Русский путь, 2005. 554 с.

2. Трофимова О.В. Публицистический текст: Лингвистический анализ / О.В. Трофимова, Н.В. Кузнецова. М.: Флинта: Наука, 2010.

304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.