This article describes the basic methods of disposal of municipal property, their main advantages and disadvantages. The necessity of the evaluation of the municipality property complex management performance is substantiated in the article. There are the basic directions of increasing the efficiency of using the property complex owned by the municipality on the example of the Kireevsk district of Tula Region distinguished in the article.
Keywords: municipal property, the disposal of municipal property, the effectiveness of the using the property complex.
Ermolaev Denis Valerevich, head of the department, Russia, Tula, Tula State University,
Kozlova Ekaterina Dmitrievna, an employee of the administration of Kireevsky district, ekaterina [email protected], Russia, Tula region
УДК 330.138
ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ КОНТРАКТОВ
ЗАКУПКИ
С.А. Ростовцев
Обоснована необходимость формирования эффективных контрактов закупки на основе использования теории оценки стоимости жизненного цикла продукции. Это позволит учитывать интересы всех заинтересованных сторон и достигать наибольшего эффекта от реализации контракта, так как существенное внимание уделяется оценке стоимости продукции не только на стадии ее изготовления, но и на всех других стадиях жизненного цикла.
Ключевые слова: жизненный цикл продукции, эффективный контракт закупки, теория стоимости, заказчик, поставщик, ценообразование.
Контракт жизненного цикла (КЖЦ), согласно п.16 ст.34 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», - это контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующее обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.
КЖЦ заключается в случаях определенных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла». В настоящее время указанный перечень яв-
ляется ограниченным и включает в себя только работы связанные со строительством и созданием объектов инфраструктуры.
Зарубежные страны давно практикуют данную систему взаимодействия с поставщиками продукции военного назначения (ПВН). Одним из классических примеров является поставка истребителей F-16 и предоставление комплекса дополнительных услуг по сервисному обслуживанию, ремонту, поставке учебно-тренировочного оборудования и обучению личного состава компанией Lockheed Martin на протяжении нескольких десятилетий.
Переход к данному типу контрактов при исполнении государственного оборонного заказа (ГОЗ) [1] неизбежен. Данная неизбежность определяется, в первую очередь, сложностью современной техники, и, как следствие, возможностью исполнения всех видов услуг только компаниями разработчиками данной техники. Возможны также варианты со сложными сетями кооперационных связей, но головным исполнителем остается разработчик.
Одновременно заказчик освобождается от выполнения несвойственных ему функций. При этом для него существенно упрощается процесс контрактации - заключается один длительный контракт с требуемым объемом работ и определенным объемом финансирования. Для исполнителя процесс выполнения всего комплекса обязательств усложняется добавлением комплекса дополнительных услуг со своей сложной сеткой кооперационных связей. Все это приводит к глобализации рынка ПВН и снижению уровня конкуренции.
По состоянию на октябрь 2016 года информация о заключенных КЖЦ в рамках исполнения ГОЗ отсутствует. Государственные контракты заключаются отдельно на поставку продукции, ремонт, сервисное обслуживание и обучение. В отдельных случаях возможны комбинации некоторых видов работ в одном контракте (например, ремонт и сервисное обслуживание).
Контракт жизненного цикла, как и любой другой договор, заключается с основной целью (целью каждой из сторон договора) удовлетворения своих интересов. При этом действия каждой из сторон сопровождаются желанием максимизировать для себя функцию полезности. Рассмотрим отдельно полезность для каждой из сторон контракта, как заказчика, так и поставщика.
В современных российских условиях закупка ПВН осуществляется государством за счет средств бюджета. Данная статья расходов планируется в соответствии с правилами бюджетного процесса на трехлетний период. Текущая практика размещения ГОЗ свидетельствует об увеличении количества заключенных длительных контрактов (свыше 3-х лет). В отдельных случаях такие государственные контракты, предметом которых является поставка товаров в соответствии с государственной программой
вооружения (ГПВ), утверждаемой Президентом Российской Федерации, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели указанной программой, на срок ее реализации (ст. 72 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-Ф3). КЖЦ на современную ПВН ориентировочно должны иметь срок действия от 5 до 30 лет. Существующий горизонт бюджетного планирования лимитирует стоимость на срок до 10 лет, т.к. ГПВ утверждается Президентом Российской Федерации каждые 5 лет. Срок действия ГПВ - 10 лет. Основным ограничением для заказчика является объем ассигнований, предусмотренных бюджетом. Исходя из этого, заказчик и будет планировать объем необходимой продукции (работ, услуг). Следовательно, первичным критерием для него является стоимость. Предположим, что в отдельных случаях первичным критерием может быть потребность в определенной продукции (работах, услугах), при этом стоимость остается таким же важным фактором ввиду необходимости прочих закупок. В этом случае заказчик стремится максимизировать полезность путем снижения стоимости при ограниченности ресурсов, иначе он лишится возможности удовлетворить свои потребности в прочей продукции (работах, услугах).
Основная цель любого предприятия - получение прибыли. В условиях долгосрочного планирования при заключении КЖЦ точность оценки стоимости играет важнейшую роль не только в уровне его эффективности (прибыльности), но и в обеспечении возможности осуществления им деятельности. Ошибки при определении стоимости могут иметь негативные последствия для поставщика, такие как убыточность, а при высоком уровне существенности также могут быть причиной невозможности исполнения им своих обязательств.
Можно сделать вывод о том, что стоимость контракта имеет определяющее значение при его заключении и исполнении, как для заказчика, так и для поставщика. Точность определения и ее справедливость являются целями обоих сторон контрактного процесса. Результативность контракта для покупателя и заказчика будет определяться эффективностью [3] его исполнения.
Для каждой из сторон контракта эффект будет различным и определяться в соответствии с целями. Справедливая стоимость контракта должна определяться по результатам согласования на договорной основе вопроса распределения экономического эффекта между заказчиком и поставщиком.
Основные проблемы расчета экономической эффективности ПВН связаны с денежной оценкой экономического эффекта, который может быть ею обеспечен. Экономический эффект, определяемый как разница между результатом и затратами, получил название абсолютного экономического эффекта. Его определение возможно только для продукции рынка совершенной конкуренции [4].
Отечественный рынок ПВН в большинстве своем до настоящего времени является неконкурентным. Таким образом, оценка стоимости контракта, рассчитанная на принципе эффективности, способствует минимизации затрат [5] и соблюдению интересов обеих сторон.
Стоимость контракта в условиях модели современного взаимоотношения заказчика (государство) и поставщика (промышленность) стремится к справедливому равновесию (рис.).
Таким образом, основной целью взаимоотношений заказчика и поставщика будет заключение контракта на условиях максимизации конечного результата (эффекта) - эффективного контракта.
С целью определения возможности заключения эффективного контракта рассмотрим существующую нормативную базу в части оценки стоимости ЖЦ ПВН.
Стоимость жизненного цикла продукции военного назначения - это суммарные затраты трудовых материальных и финансовых ресурсов, связанных с образцом ПВН в ходе его жизненного цикла, в денежном выражении.
Оценка стоимости жизненного цикла - процесс экономического анализа суммарных затрат трудовых, материальных и финансовых ресурсов в ходе жизненного цикла изделия (образца ПВН) [2].
Факторы формирования стоимости контракта в условиях модели современного взаимоотношения заказчика (государство) и поставщика (промышленность)
Основным законодательным актом, определяющим состав затрат, принимаемых в качестве основы при формировании контрактных цен на
поставку и планировании затрат на производство ПВН, комплектующих изделий и материалов, работ по ремонту и модернизации вооружения и военной техники, работ по сервисному обслуживанию работ по утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения и военной техники, является Приказ от 23 августа 2006 г. № 200 «Об утверждении порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу».
При калькулировании себестоимости продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, преимущественно должны использоваться прямые методы отнесения затрат на себестоимость конкретной продукции [6].
До настоящего момента в отечественной практике заключаются контракты, предметом поставки которых являются определенная продукция, материалы или работы (услуги), которые возможно количественно измерить, нормировать и оценить. КЖЦ должен предполагать достижение целевого эффекта, например, поддержание определенного уровня технической готовности и боевой эффективности ПВН.
Существующие принципы ценообразования на ПВН не позволяют произвести расчет стоимости КЖЦ, так как методики и инструменты прогнозирования отсутствуют. Существующая система ГОСТов на настоящее время неполноценна. Разработан ГОСТ Р 55931-2013 определяющий основные положения стоимости ЖЦ экспортируемой ПВН. Аналогичного ГОСТа для продукции ГОЗ не существует.
Зарубежный опыт формулировки принципов оценки стоимости ЖЦ ПВН и разработка методик ее формирования берет свое начало с 70-х годов XX века. Современный уровень ее развития позволяет не только оценивать стоимость, но и управлять ею на любом этапе ЖЦ.
Аналогичными разработками в России начали заниматься с начала 2000-х годов. Значительных результатов в этой области достигло ОАО «РЖД». Разработана Концепция комплексного управления надежностью, рисками, стоимостью жизненного цикла на железнодорожном транспорте [7]. Данный документ определил основные цели, способы их достижения и выявил систему взаимодействия как внутри организации, так и с ее контрагентами. В дополнение к этому разработаны стандарты, регулирующие все основные процессы деятельности согласно Концепции.
В условиях перехода на контракты жизненного цикла первым шагом для его заключения должен быть механизм оценки его стоимости. Механизм оценки должен представлять собой многофакторную модель с длительным периодом планирования работ и соответствовать законодательным нормам, регламентирующим государственное регулирование цен по ГОЗ. Продуктом такой модели будет стоимость эффективного контракта, которая должна обеспечить удовлетворение целей, как заказчика, так и поставщика. Стоимость должна являться стимулом к
достижению взаимного интереса сторон - заключению эффективного контракта.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
2. ГОСТ Р 55931-2013 Интегрированная логистическая поддержка экспортируемой продукции военного назначения. Стоимость жизненного цикла продукции военного назначения. Основные положения.
3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011.
4. Бахарев Г.А. Методология ценообразования оборонной продукции в условиях рынка // Военная мысль. № 6 (11-12). 1996. Стр. 64-69.
5. Хлынин Э.В., Сорвина О.В. Характеристика и особенности формирования концепции стратегического управления производственными затратами предприятия // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. № 4-1. 2015. С. 413-424.
6. Хлынин Э.В., Сорвина О.В. Разработка модели стратегического управления производственными затратами предприятия // Финансовая аналитика: проблемы и решения. № 30. 2014. С. 2-13.
7. Концепция комплексного управления надежностью, рисками, стоимостью жизненного цикла на железнодорожном транспорте. Редакция 1.1. М.: ОАО «РЖД», 2010. 132 с.
Ростовцев Сергей Александрович, начальник управления государственных контрактов, [email protected], Россия, Тула, АО «КБП»
PECULIARITIES AND PROSPECTS OF USING THE THEORY OF COST ESTIMATION OF THE PRODUCT LIFE CYCLE FOR THE FORMATION OF EFFICIENT CONTRACTS
PROCUREMENT
S.A. Rostovtsev
The necessity of formation of effective contracts for the procurement usage-based theory of the valuation of the product life cycle. This will take into account the interests of all stakeholders and to achieve the greatest effect from the implementation of the contract, as considerable attention is paid to assessing the cost of production not only at the stage of its manufacture, but also at all other stages of the life cycle.
Key words: product lifecycle, effective procurement contract, theory of value, customer, supplier, pricing.
Rostovtsev Sergey Aleksandrovich, the head of department of state contracts, [email protected], Russia, Tula, JSC "KBP"