УДК 378 ББК 74.58
Мухидинов Магомед Госенгаджиевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедра математики Дагестанский государственный институт народного хозяйства
г. Махачкала Muhidinov Magomed Gosengadzhievich candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Department of mathematics Dagestan state Institute of national economy Makhachkala gadjiev82@mail.ru
Проблемы формирования ИКТ-компетенций учителя информатики в
условиях модернизации образования Problems of formation of ICT-competencies teacher in the modernization of
education
В статье выявлены проблемы формирования ИКТ - компетенций учителя информатики в условиях модернизации образования. Обоснована значимость ИКТ - компетенций для повышения эффективности профессиональной подготовки учителя информатики. Определены требования к предметной составляющей ИКТ - компетенции учителя информатики в условиях реализации новых образовательных стандартов.
In the article the problem of formation of ICT - competencies teacher in the modernization of education. Substantiated the importance of ICT - competencies to enhance the effectiveness of training teacher. The requirements for the subject component of ICT - competence of the teacher of computer science in the conditions of implementation of new educational standards.
Ключевые слова: компетенции, компетентность, учитель информатики, профессиональная подготовка, ИКТ-компетентность, компетентностный подход.
Key words: competence, competence, science teacher, training, ICT competence, competence approach.
Современное общество периода модернизации образования характеризуется социальными и экономическими переменами, связанными с комплексным внедрением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы деятельности человека, это привело к тому, что появляются принципи-
ально новые среды и формы организации деятельности социума. Ускоренное наступление ИКТ, это доминантный вектор мирового развития социума этого столетия, а цивилизация необратимо формирует информационное общество, в котором на первые позиции не природные ресурсы и энергия, а информация и знания которые и определяют стратегический потенциал общества и перспективы его развития.
Информационная цивилизация нуждается в квалифицированных специалистах, которые могут оперировать не готовыми информационными структурами, а способностью самостоятельно проектировать такие информационные структуры и управлять ими. Поэтому подготовка всех членов общества к жизнедеятельности деятельности в информационном обществе и к реализации информационного взаимодействия с другими пользователями с помощью средств ИКТ, актуально и жизненно необходимо.
Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года», основная цель профессионального образования подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования [3].
Важнейшим направлением развития концепции модернизации образования является подготовка учителей нового поколения и формирование принципиально новой педагогической культуры, обладающих высокой информационной культурой применения средства ИКТ в обучении и управление образованием. В концепции структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа), приводится определение «профессионал - это специалист, который владеет нормами профессии, самостоятельно ставит профессиональные
цели, по своей инициативе развивает способности, имеет высокий уровень мотивации и саморегуляции, умеет управлять своим состоянием».
В современном информационном обществе, когда вступил в силу этап реализации ФГОС 3-го поколения, востребован труд компетентного учителя -профессионала. Профессионально-компетентный учитель это педагог который высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, общение, достигает образовательные результаты, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса. Профессионально-компетентный учителя это динамическое состояние, педагог, которое находится в постоянном развитии. Развитие профессиональной компетенции - это развитие индивидуальности учителя, который всегда готов: к принятию нового; восприимчив к педагогическим инновациям; обладает качествами: устремленность к личностному развитию; готовность к инновациям; понимание приоритетов образования; способность к самообразованию; потребность в рефлексии [2].
В основе «Стратегии модернизации образования», как основного государственного документа в области образования России сегодня и на ближайшую перспективу положен именно компетентностный подход. Для компетентностный подход смысл образования, в том, что развитие у обучаемых способности к саморазвитию и самостоятельному решению востребованных задач в различных сферах жизнедеятельности человека происходит, с опорой на собственный и социальный опыт.
В настоящее время в психолого-педагогической теории и практике еще не устоялся понятийный и терминологический аппарат. Все движения в этой области происходят вокруг различных подходов к пониманию терминов «компетентность» и «компетенция», которое в переводе с латинского «competentia» означает «соответствие», «соразмерность».
По мнению О.Е. Лебедева, понятие «компетенция» имеет два значения: «круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом» [6].
Ведущие российские и зарубежные ученые (Абдуразаков М.М., Бешенков С.А., Кузнецов А.А., Краевский В.В., Лебедев О.Е., Равен Дж. и др.), отмечают, что усиление роли ИКТ компетентности школьных учителей, для осуществления эффективной профессиональной деятельности в условиях модернизации образования [4].
В ряде работ ИКТ-компетентность рассматривается как отдельный объект включает следующие составляющие: когнитивную, определяющую степень владения средствами ИКТ; эмоционально-волевую, характеризующую его готовность к использованию средств ИКТ; в профессиональной деятельности; управленческую, как основу управления деятельностью обучаемых в условиях использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
М.П. Лапчик рассматривает процесс формирования ИКТ компетентности на основе трех - компонентной структуры его профессиональной компетентности [5].
Эффективность деятельности образовательных учреждений зависит от того, насколько готовы учителя и насколько «свободно» они будут применять средства ИКТ в учебном процессе.
Как один из приоритетов в целях общего образования рассматривается формирование «информационно-коммуникативной компетентности», в концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии» и определяет следующее содержание:
• целостное и научное миропонимание, базирующееся на единстве основных информационных законов в природе и обществе, возможности их формального, математического описания;
• представления об информационных объектах и их преобразовании в человеческой практике;
• совокупность общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде.
В этой связи ИКТ-компетенцию учителя информатики можно определить, как способность учителя решать педагогические задачи с использованием средств ИКТ, а именно: осуществлять информационно-управленческую деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению образовательного ресурса, по структурированию информации с целью автоматизации процессов информационно-методического обеспечения учебного процесса; проектировать, создавать и адаптировать педагогические программные средства в образовательный процесс; оценивать и реализовывать возможности электронных образовательных ресурсов распределенных в сети Интернет; организовывать информационное взаимодействие между участниками образовательного процесса в рамках существующих организационных форм учебного процесса, которые функционируют на базе средств ИКТ; проектировать создавать и использовать педагогические и психологические тесты, диагностирующие методики оценивания образовательных результатов обучаемых и их адаптация в реальный учебный процесс; осуществлять образовательную деятельность с использованием средств ИКТ в аспектах, отражающих особенности учебных дисциплин предметной области «Информатика»; оказание методической, технологической и организационной помощи учителям предметникам в использовании средств ИКТ на своих уроках.
Задача подготовки ИКТ - компетентных учителей информатики, должна решат на всех уровнях системы педагогической подготовки: довузовская; вузовская; послевузовская; негосударственных структурах, занимающихся подготовкой учителей в области ИКТ (Intel, Институт «Открытое общество», Интернет Образования и др.).
Учитель информатики, использующий в своей деятельности средства ИКТ, должен психологически быть готовым к постоянному самообразованию. Психолого-педагогические аспекты готовности учителя информатики к профессиональной деятельности можно определить с опорой
на исследования. Кузьминой Н В., Дьяченко И.М., Сластенина В.А. и др. По мнению И.М. Дьяченко, психологическая готовность является: существенной предпосылкой направленности деятельности и устойчивой характеристикой личности, которая включает в ее структуру положительное отношение к деятельности. Поэтому, с учетом важности психологического настроя на применение ИКТ, в педвузе у будущего учителя информатики необходимо сформировать и психологический настрой и профессиональную готовность к постоянному самообразованию в области использования средств ИКТ о обучении [7].
Необходимо отметить, что программы подготовки будущих учителей информатики в педвузах, в настоящее время ориентированы на формирование у них только пользовательской и базовой составляющих ИКТ -компетенции, а условия для формирования личностной, метапредметной и предметной ИКТ- компетенции следует признать недостаточными.
Анализ современного состояния использования средств ИКТ в процессе обучения информатике позволил сделать следующие выводы:
1. В процессе изучения школьного курса информатики, определены следующие направления использования средств ИКТ: использование новых информационных представления учебных знаний; совершенствование процесса преподавания и обучение, повышение его эффективности и качества; компьютерное и информационное моделирование; управление учебным процессом и оборудованием; автоматизация процессов сбора информации, данных и обработки результатов вычислительного эксперимента; визуализация результатов вычислительного эксперимента; организация проектной деятельности участников образовательного процесса.
2. Использование в процессе изучения информатики программных и технических средств ИКТ функционирующих на основе сетевых образовательных ресурсов, которые позволяют реализовать следующие методические аспекты: формирование представлений о объектах, процессах и зависимостях в условиях
информационного взаимодействия систем; обеспечение возможностей решения различного типа информационных задач; анализ закономерностей протекания информационных явлений в реальном процессе с помощью средств визуализации; возможность построения индивидуальной образовательной траектории; формирование умения конструировать, интерпретировать и использовать математические выражения и модели в процессе изучения информационных явлений; разработка и создание информационных моделей и графических изображений изучаемых объектов и процессов средствами информационных технологий; формирование умения осуществлять вычислительный эксперимент и анализировать и интерпретировать его результаты и т.д.
3. Использование средств ИКТ в процессе обучения информатике позволяет реализовать дидактические принципы: адаптивность; наглядность и визуализация учебной информации; интерактивность; обратная связь.
При этом результаты анализа позволили выявить основные факторы, препятствующие эффективному использованию средств ИКТ, в школьном курсе информатики:
• отсутствие эффективной модели ИКОС школы, невстроенность всех структурных подразделений школьного контекста в ИКОС;
• ограниченность пользователя образовательного процесса в своих действиях модели ИКОС школы;
• недостаточная разработанность и обоснованность методики применения средств ИКТ в конкретных учебных ситуациях;
• неэффективность организации деятельности образовательного учреждения с использованием отдельных средств ИКТ;
• ограничения возможности расширения ресурсной учебной базы и отсутствие единых требований к формату представления учебных данных, препятствующее корректному использованию в сетевых образовательных ресурсов;
• несоответствие должной материальной базы многих школ, нехватка технических специалистов и высокая стоимость дополнительного компьютерного оборудования на базе современных средств ИКТ;
• не соответствие готовности учителей информатики к организации учебной деятельности учащихся с использованием средств ИКТ.
Для нашего исследования важен вывод и подход, изложенный в работе М.М. Абдуразакова, «Так как в соответствии с новыми требованиями ФГОС различные учебные дисциплины включают знания и умения в сфере ИКТ, то мы можем сделать вывод о том, что в качестве ведущих принципов для разработки структуры ИКТ компетентности будущего преподавателя выделяют принципы непрерывности и преемственности. Это означает, что ИКТ компетентности будущего преподавателя должна включать в себя: Базовые ИКТ компетенции, отражающие специфику профессиональной деятельности преподавателя в контексте требований модернизации школьного образования и реализации требований нового ФГОС; Ключевые ИКТ компетенции, необходимые для любой профессиональной деятельности преподавателя и проявляющиеся в его способности решать профессиональные задачи с использованием средств ИКТ; Специальные ИКТ компетенции, отражающие специфику конкретной предметной деятельности или конкретной области профессиональной деятельности » [1].
Все это, позволяет сделать вывод о наличии вариативной составляющей требований, к подготовке учителя информатики определяемой спецификой информационной деятельности и информационного взаимодействия на уроках информатики.
В этой связи требования к предметной составляющей ИКТ - компетенции учителя информатики могут быть сформулированы следующим образом:
• иметь знания: современных информационных системах, значимых для освоения содержательных линий курса информатики и формирования межпредметных связей в школьного курсах информатики, с другими школь-
ными дисциплинами; информационных и логических основах создания средств ИКТ; современной образовательной практике использования средств ИКТ в процессе изучения информатики, основных мультимедиа и сетевых электронных образовательных ресурсах по информатике;
• обладать умениями и навыками: отбора на основе психологической, педагогикой и эргономической оценки технических и программных средств ИКТ, использование которых целесообразно в процессе изучения информатики; создания авторских мультимедиа материалов: базовыми средствами ИКТ; средствами специальных инструментальных программ на основе электронных образовательных ресурсов по информатике; использования средств ИКТ в качестве инструментов познания объектов, явлений, процессов при осуществлении информационной деятельности за счет реализации возможностей информационно-компьютерного моделирования; информационного управления с помощью средств ИКТ объектами различных предметных областей;
• иметь практический навыки и опыт: информационного и компьютерного моделирования процессов различной природы (физика, химия, технология, экология), опасных или дорогостоящих для воспроизведения в школьных условиях; проведения компьютерных экспериментов; управления учебным процессом с помощью компьютера; использования программных средств и аппаратных устройств для реализации информационной деятельности по сбору, обработке, хранению и передаче информации в ходе выполнения вычислительных экспериментов (реальных и «виртуальных»); автоматизации информационных процессов вычислительной и поисковой деятельности; компьютерной визуализации информации об исследуемых объектах, скрытых в реальном мире процессов, построения на экране графиков и диаграмм, описывающих динамику изучаемых закономерностей.
Библиографический список
1. Абдуразаков, М.М. Развитие компонентов профессиональной деятельности учителя информатики в контексте реализации компетентностного подхода // Информатика и образование. - 2014. - № 6.
2. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие.- М., 2005. - 216 с.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. http://www.ug.ru/02.31/t45.htm
4. Кузнецов, А.А. Реализация требований нового ФГОС в практике школьного образования // Информатика и образование. - 2014. - № 5.
5. Лапчик, М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров: монография. Омск: ОмГПУ, 2007
6. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. -2004. - №5. - С.3-12.
7. Мухидинов, М.Г., Назарова Д.Х. Модель подготовки к информационно-управленческой деятельности будущего педагога // Информатика и образование. - 2010. -№ 8. - С. 79-82.
Bibliography
1. Abdurazakov, M.M. Development components of professional work of the teacher of computer science in the context of the competency approach // Informatics and education. - 2014. -№ 6.
2. Zeer, E.F. Modernization of vocational education: competence approach: Proc. posobie. -M., 2005. - 216 p.
3. The concept of modernization of Russian education for the period up to 2010. http://www.ug.ru/02.31/t45.htm.
4. Kuznetsov, A.A. Implementation of the requirements of the new GEF practice schooling // Informatics and education. - 2014. - №5.
5. Lapchik, M.P. ICT competence of teaching staff: a monograph. Omsk: OmGPU, 2007.
6. Lebedev OE Competence approach in education // School tehnologii. - 2004. - №5. -
S.3-12.
7. Muhidinov, M.G. Nazarov DH Model preparation for information and administrative activity of the future teacher // Informatics and education. - 2010. - № 8. - S. 79-82.