МРНТИ 18.49.07 УДК 793.3
DOI:10.56032/2523-4684.2022.3.3.27
Тен Татьяна Альбертовна1 Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)
ОСОБЕННОСТИ И ФУНКЦИИ ПРЫЖКОВОЙ ТЕХНИКИ В КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности раздела «Allegro» на уроке классического танца. Основная цель данной статьи -рассмотреть понятие «Allegro» как одного из основных разделов урока классического танца, определить значение и роль прыжков в классическом танце и в балетных спектаклях.
Ключевые слова: классический танец, «Allegro», экзерсис, балет, прыжковая техника.
Тен Татьяна Альбертовна1 1 Казак улттык хореография академиясы (Астана, Казакстан)
КЛАССИКАЛЫК БИДЕГ1 СЕК1РУ ТЕХНИКАСЫНЫН ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1 МЕН ФУНКЦИЯЛАРЫ
Аннотация
Макалада классикалык би сабаFындаFы «Allegro» бэлiмiнiн ерекшелiктерi карастырылады. Бул макаланын непзп максаты - «Allegro» уFымын классикалык би сабаFынын непзп бэлiмдерiнiн бiрi ре^нде карастыру, классикалык би мен балет спектакльдерiндегi секiрулердiн мэнi мен рэлiн аныктау.
ТYЙ¡нд¡ сездер: классикалык би, «Allegro», экзерсис, балет, секiру техникасы.
Ten Tatyana Albertovna1 Kazakh National Academy of choreography (Astana, Kazakhstan)
FEATURES AND FUNCTIONS OF JUMPING TECHNIQUE IN CLASSICAL DANCE
Annotation
The article discusses the features of the «Allegro» section in a classical dance lesson. The main purpose of this article is to consider the concept of «Allegro» as one of the main sections of a classical dance lesson, to determine the meaning and role of jumps in classical dance and ballet performances.
Key words: classical dance, «Allegro», exercise, ballet, jump technique.
Введение. Прыжковая техника в балете имеет огромное значение и, пожалуй, является одним из основных показателей исполнительского мастерства артиста. Все «воздушные», «стремительные», грациозные «полеты» в балете совершаются именно посредством прыжков, которые в системе обучения классического танца получили название «allegro», что на итальянском языке означает - быстро, быстрый. Сегодня исполнительская техника в прыжках достигла небывалого развития. Если раньше высокие и большие прыжки были характерны только для мужского исполнительства, то на современном этапе развития мирового балета сложные и многообразные прыжки стали привычным явлением и в женском исполнительстве.
Методы исследования. Методологической основой нашего исследования являются выдающиеся труды многих авторов по теории и истории балетного искусства. Выдающийся педагог и реформатор классического танца Ваганова А.Я. в своей книге «Основы классического танца» писала: «На «Allegro» мне хочется остановиться и подчеркнуть его совершенно особое значение. В нем заложена танцевальная наука, вся ее сложность и залог будущего совершенства. Весь танец построен на «Allegro» [1, с.14]. В исследовании был применен эмпирический подход, а также проведен анализ музыкального сопровождения на уроках классического танца.
Обзор литературы по теме. В исследовании мы опирались на фундаментальные труды по классическому танцу таких авторов, как: Ваганова А.Я., Базарова Н.П., Мей В.П., Головкина С.Н., Безуглая С.А., Громов Ю.И., Звездочкин В.А., Каплан С.С. и других. Благодаря накопленному педагогическому
опыту в области мирового балета сегодня мы имеем возможность анализировать процессы развития классического танца, рассматривать современные тенденции совершенствования балетной педагогики и методов обучения.
Основная часть. Раздел «Allegro» в классическом танце является одним из самых сложных, именно здесь сконцентрирована координация движений ног, рук, корпуса и головы. Не требует доказательств такой факт, что в балетных спектаклях «дух» танца передают именно прыжки, в которых музыка, динамика исполнения движения танцовщика соединяются воедино и передают глубокую эмоциональность и переживания танцовщика, а также раскрывают сложную технику вариаций, отдельных сцен, более того, выполнение сложных прыжков определяет уровень профессионального мастерства артиста балета.
Рассматривая техническую часть раздела «Allegro», можно характеризовать его как невероятно сложную составляющую в исполнении классического танца и эстетически красивый компонент балетного искусства, в целом. Безусловно, свободному владению прыжковой техникой предшествует длительный процесс обучения, освоения, развития и совершенствования будущих артистов балета на уроках классического танца и сценической практики. Прежде чем приступить к изучению раздела «Allegro», ученики должны освоить основные движения классического экзерсиса у станка и на середине зала, которые развивают и целенаправленно «готовят» мышечный аппарат к будущим сложным физическим нагрузкам.
Одной из основных задач исследования является выявление особенности подготовки будущих артистов балета и развития прыжковой техники на уроках классического танца, изучение ее «механизмов», определение составляющих компонентов исполнительской техники, которые являются ключевыми, на наш взгляд, в достижении единства тела и внутреннего состояния исполнителя в танце (дух, внутренний настрой, собранность,
ощущения и др.). В связи с этим важна и теоретическая составляющая рассматриваемого предмета, а именно:
- рассмотреть понятие «Allegro» как одного из основных разделов урока классического танца;
- обоснование значения и роли прыжков в классическом танце на примерах балетных спектаклей, отдельных вариаций академического наследия;
- определение особенностей и функций «Allegro» в балете.
Таким образом, прыжки — это самый сложный раздел классического танца, освоение которого начинается с начального этапа подготовки будущих артистов балета. В хореографических учебных заведениях изучение раздела «Allegro» на уроках классического танца начинается в младших классах и продолжается на протяжении всего учебного периода.
Согласно учебной программе и логическому изложению учебного материала, исполнение прыжков постоянно усложняется. Так, переходя из класса в класс, обучающиеся осваивают прыжки по принципу «от простого к сложному», т.е. идет рациональный процесс совершенствования техники исполнения. Изучение прыжков на первой стадии начинается после освоения экзерсиса движений у станка и на середине зала, когда ученики имеют представление о правильной постановке корпуса, натяжении ног, элементарной и несложной координации.
Известно, что раздел «allegro» классифицируется на три группы: маленькие, средние и большие прыжки. Таким образом, в младших классах осваиваются маленькие и средние прыжки, в средних классах начинается изучение больших прыжков, в старших классах усложняются и совершенствуются все виды прыжков на основе «базовых», а также вводятся более сложные элементы, которые сочетаются с другими движениями, вращениями, таким образом
используются всевозможные ракурсы, подходы и приемы.
Результативность прыжковой техники напрямую зависит от физических и природных данных исполнителя. Так известные методисты и авторы учебника «Азбука классического танца» Базарова Н.П. и Мей В.П. отмечают, что «... качественное исполнение прыжка зависит от мышечной силы ног, эластичности связок ахиллова сухожилия, хорошо развитого голеностопного сустава» [2, с.13]. В связи с тем, что одним из главных составляющих элементов прыжка является толчок ногами или одной ногой от пола, необходимо, чтобы стопа (или стопы) перед прыжком плотно прилегала к полу, во время самого прыжка ноги должны быть предельно вытянуты. Приземление после прыжка необходимо выполнять мягко и эластично, проходя через вытянутые пальцы, полупальцы, затем на пол ставится пятка. К этому стремятся все исполнители. Педагоги, в свою очередь, в своих классах также досконально отрабатывают этот прием со своими учениками; и, наконец, это требование является первоосновой будущей техники в прыжках.
В обучении главной задачей для педагога является освоение его учениками программного материала, обеспечивающего профессиональную подготовку будущих артистов балета к сценической театральной деятельности. Поэтому каждый элемент программы должен быть закреплен и доведен до определенного результата, здесь необходимо дать хорошую базовую основу, развить координацию, максимально раскрыть и развить потенциальные физические данные и подготовить мышечный аппарат у учеников. Как правило, в первом классе изучение элементарных прыжков начинается лицом к станку. Педагогические задачи на данном этапе сводятся к усвоению правильного положения в воздухе, развитию устойчивости при приземлении, а также умениям и навыкам предельного натяжения ног в воздухе.
Во втором и третьем классах прыжковые элементы и отдельные прыжки постепенно
усложняются, здесь уже включаются прыжки с окончанием на одну ногу, а также начинается освоение мелкой техники, которая обозначается подразделом «заноски». Таким образом, посредством повторения пройденных движений обучающиеся вырабатывают и развивают силу ног, выносливость, координацию рук, ног, головы. В средних классах (4, 5 классы) развивается и усложняется координация в исполнении. Характерным для этого учебного периода является исполнение ряда прыжков en tournant (в повороте), также осваиваются заноски, которые выполняются уже с окончанием на одну ногу. На данном этапе также начинается изучение и освоение больших прыжков, развивается элевация и «баллон».
Основной учебной задачей в старших классах (6, 7, 8 классы) является развитие выразительности в танцевальных комбинациях больших прыжков, изучение больших прыжков с различных подходов, увеличение элевации в прыжках, развитие техники заносок, развитие прыжков на пальцах (пуантах) в женском классе, а также развитие исполнительской виртуозности, артистичности и индивидуальности обучающихся. Именно эти задачи особо подчеркивала в своей книге «Уроки классического танца в старших классах» выдающийся педагог С.Н. Головкина, специализирующаяся на старших классах в Московском государственном хореографическом училище (ныне МГАХ) [3]. На самом деле это непростые задачи как для педагога, так и для обучающихся, поскольку освоение учебного материала требует большой самоотдачи, взаимодействия, обратной связи всех участников учебно-творческого процесса (педагог,
концертмейстер, обучающиеся). Более того, необходимо учитывать и общефизиологическое развитие, личностное становление будущих артистов балета, а также их «психологический фон».
Безусловно, особое значение в разделе «Allegro» имеют руки. Именно рукам придавали большую значимость все балетные педагоги прошлого, постановка рук и сегодня как в классе, так и на сцене.
Более того, руки одновременно являются и основным художественным средством, и техническим инструментом в исполнении всех воздушных полетов, виртуозных движений и грациозного танца. Особенно их значимость проявляется в исполнении больших прыжков, так как они дают определенный «замах» перед толчком от пола. А именно, в момент самого прыжка руки «работают» на опережение для того, чтобы в воздухе просматривалась «законченная» поза - это и есть эффект полета в воздухе.
В учебном и подготовительном процессе важно уделять особое внимание движениям рук, чтобы они «работали» гармонично в естественной координации с ногами, головой, корпусом и были взаимосвязаны с прыжком. Необходимо отметить, что именно для прыжков характерно сложное сочетание рук, ног, головы и корпуса. В младших классах при изучении прыжковых движений руки, как правило, остаются в подготовительном положении до полного освоения того или иного прыжка, далее, по мере освоения они «подключаются» в координации и сочетании с прыжком.
Еще одной важной составляющей прыжковой техники в балете является музыка и ее соответствие. Именно она привносит определенную силу и толчок в прыжках. Исследователь Г.А. Безуглая в научной статье «Концертмейстер балета: Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром» с предельной точностью, на наш взгляд, определила особенность музыкального сопровождения раздела «Allegro». Рассмотрим позицию автора:
— группа прыжков, в основном, маленьких и средних, для исполнения которых толчок осуществляется с двух ног. Подготовка к прыжку demi-plie исполняется с затактовым началом, далее момент прыжка доли секунды, а на сильную долю происходит приземление;
— группа прыжков, для исполнения которых толчок осуществляется с одной ноги. Для исполнения таких прыжков характерен подход или разбег. В этом случае на затактовую долю происходит подход к
прыжку, а сам толчок в воздух происходит на сильную музыкальную долю [4, с.145].
Таким образом, для начальных классов прыжки разучиваются в умеренном темпе, следовательно, музыкальное сопровождение должно быть ровным, квадратным, ритмичным, т.к. обучающиеся осваивают ритм прыжков и развивают умения слышать и распределять такты. Постепенно по мере освоения учебного материала в средних и старших классах необходимо применять более насыщенный музыкальный материал. В связи с этим, педагоги и методисты мужского классического танца Громов Ю.И., Звездочкин В.А., Каплан С.С. отмечают, что «... музыкальное оформление при работе с темпом является важной составляющей, так как музыкальный рисунок должен подчеркнуть характер танца», при этом «... темп должен оставаться на протяжении выполнения комбинации неизменным, даже если он состоит из различных элементов, больших и маленьких прыжков» [5, с.30]. Эти важные принципы являются методической основой и специфической характеристикой музыкального оформления и сопровождения раздела «Allegro» в классическом танце, активно применяются в педагогике хореографического искусства, работе
концертмейстера балета, а также послужили методологической основой в нашем исследовании. Таким образом, в старших классах и театральных уроках могут использоваться отдельные музыкальные фрагменты из классического наследия и балетного репертуара. Задача концертмейстера балета заключается в накоплении музыкального материала с разным музыкальным размером, ритмом, четко передающих динамику движений, прыжков, и, в целом, характер комбинаций.
Заключение. Прыжковая техника - есть оценочный критерий исполнителя, артиста балета. В балетных спектаклях прыжки могут исполняться как в entrée, так и в аdagio для выражения настроения, чувств и эмоций героев, в сольных вариациях - это демонстрация виртуозности и техники исполнителя. На прыжковой технике и «allegro» в целом, может
выстраиваться заключительная часть pas-de-deux -coda. Таким образом, прыжковая техника является значимой в балете, активно совершенствуется в общем процессе развития мирового балета и современного балетного театра. Это означает, что прыжковая техника сегодня приобретает новые подходы, приемы, совершенствуется в новых своих формах и характеризует профессиональное совершенство исполнителя.
Список использованных источников:
1. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Издание б. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Лань, 2000. - 192 с.
2. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. Изд. третье. - М.: Лань, 2006. - 240 с.
3. Головкина С.Н. Уроки классического танца в старших классах. - М.: Искусство, 1989. - 160 с.
4. Безуглая Г.А. Концертмейстер балета: Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром - СПб.: АРБ им. А.Я. Вагановой, 2005. - 217 с.
5. Громов Ю., Звездочкин В., Каплан С. Мужской танец в петербургской балетной школе: Педагогическое наследие В.И. Пономарева. - СПб.: СПбГУП, 2004. - 124 с.
References:
1. Vaganova A.Ja. Osnovy klassicheskogo tanca. Izdanie б. Serija «Uchebniki dlja vuzov. Special'naja literatura» - SPb.: Lan', 2000. - 192 s. (In Russ.).
2. Bazarova N.P., Mej V.P. Azbuka klassicheskogo tanca. Izd. tret'e. - M.: Lan', 2006. - 240 s. (In Russ.).
3. Golovkina S.N. Uroki klassicheskogo tanca v starshih klassah. - M.: Iskusstvo, 1989. - 160 s. (In Russ.).
4. Bezuglaja G.A. Koncertmejster baleta: Muzykal'noe soprovozhdenie uroka klassicheskogo tanca. Rabota s repertuarom - SPb.: ARB im. A.Ja. Vaganovoj, 2005. - 217 s. (In Russ.).
5. Gromov Ju., Zvezdochkin V., Kaplan S. Muzhskoj tanec v peterburgskoj baletnoj shkole: Pedagogicheskoe nasledie V.I. Ponomareva. - SPb.: SPbGUP, 2004. - 124 s. (In Russ.).