УДК 378.091.3:811'243
Д. В. Старченко, ст. преподаватель (БГТУ)
ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В статье освещаются приемы организации группового обучения в рамках технологии коллективного обучения на занятиях по иностранному языку. Автор рассматривает преимущества группового метода при организации работы со студентами, формы групповой работы и основные принципы построения занятий с использованием такой методики, а также характеризует типы заданий, которые подходят для групповой работы. Особо в статье подчеркивается изменение роли преподавателя. Подробно рассматривается заключительный процесс оценивания результатов групповой работы у студентов с разным уровнем языковой подготовки.
Interactive technologies and the technology of team teaching constitute an essential condition for successful learning of a foreign language. The group method forms the basis of these technologies. Group method is a pedagogical technique that shifts the role of instruction from the individual to a team, providing students with the opportunity to take a more active role in learning. On the basis of this approach lies a complex of reflexive and estimating procedures contributing to conceptual self-determination of the student in his future professional and social activity. The article explains how and why team teaching works and provides a comprehensive review of research material with practical applications and recommendations for tasks fitting this kind of work. The article pays special attention to the role of teacher in organization of the group work with students. The teacher should abandon the usual role and become an observer and consultant.
Введение. К популярным лнчностно ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения», «работа учащихся в парах сменного состава» [1].
Можно выделить следующие основные преимущества коллективных способов обучения:
1) в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
2) в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
3) каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
4) повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
5) отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других студентов, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
6) формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
7) коллективно работающие студенты достигают лучших результатов в когнитивной сфере, так как при решении проблем и выполнении поставленных задач поощряются самостоятельное мышление и новые идеи;
8) обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
При таком групповом обучении студенты приобретают и большую свободу действий. В группах создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учетом уже индивидуальных особенностей студентов.
Основная часть. Существуют три критерия, по которым можно образовать группы:
- определенные признаки;
- собственные предпочтения;
- случайность.
Относительно первого варианта следует отметить, что преподаватель действует авторитарно, преодолевая внутреннее сопротивление студентов. Во втором варианте «группы друзей» могут создать проблему, если нужно работать с ориентацией на материал. Принцип случайности (по методу жребия) принимается студентами, и его преимуществом является относительно разнородный состав групп. Обычно группы студентов формируются преподавателем до занятия, разумеется, с учетом психологической совместимости. При этом в каждой группе должны быть студенты с разной степенью владения иностранным языком.
Если участники группы отвечают за все, может случиться так, что они не будут нести ответственности ни за что. Поэтому важно распределить функции среди членов группы. Состав группы можно сохранять в течение долгого времени, если нужно, чтобы каждый из участников группы опробовал на себе все роли.
Для хорошей групповой работы нужен план. Групповая работа - это макрометод, у нее есть внутренняя логика. Чтобы студенты осознанно подошли к своей работе, они должны ознакомиться с этой логикой. Поэтому необходимо представить важнейшие этапы такой работы.
Д. В. Старченко
239
Этап планирования: 1) распределение ролей; 2) постановка задач; 3) обсуждение образа действий; 4) установление срока.
Этап проведения: 1) незамедлительное выполнение работы; 2) взаимопомощь и консультации; 3) интенсивная работа; 4) периодическая проверка проделанной работы; 5) своевременная подготовка презентации.
Этап оценивания: 1) критическая оценка результатов работы; 2) критическое осмысление совместной работы; 3) планирование условий для следующей групповой работы.
Групповое обучение - основа проблемного обучения. Цель его состоит в том, чтобы сделать каждого студента индивидуально сильнее в его собственной позиции, развить определенные коммуникативные качества личности. Участники группы изучают вместе то, что они могут в последующем использовать индивидуально.
В результате исследования групповой работы были выявлены пять ключевых элементов, необходимых для ее организации: 1) позитивная взаимосвязь; 2) индивидуальная ответственность; 3) стимулирующее взаимодействие; 4) социальные навыки; 5) процесс групповой работы.
Для реализации взаимодействия в группе наиболее оптимальны группы из 4-5 участников. Характерной особенностью работы является перенос центра тяжести с обучения на учение как самостоятельную проработку и усвоение информации, овладение учебными умениями и навыками. Преподаватель оказывается уже не единственным и даже не основным источником информации, а прежде всего, организатором самостоятельной работы студентов и их консультантом.
Групповая работа подразделяется на два вида: дифференцированную и единую. При единой работе все группы выполняют одинаковые задания. При дифференцированной работе разные группы выполняют разные задания в рамках общей для всех участников темы.
Важно подчеркнуть, что изучение какой-нибудь программной темы не опирается целиком на групповую работу: всегда присутствуют и другие методы. Частота применения группового метода обучения зависит от многих условий. В первую очередь, следует иметь в виду характер учебного материала. К материалу и заданиям для групповой работы предъявляются следующие общие требования.
1. Задания должны подходить для групповой работы, т. е. способствовать возникновению различных мнений и являться основой для обсуждения. Они должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний и являться импульсом к творческому мышлению, поиску новых знаний и новых способов действия.
2. Задания должны иметь относительно высокую степень трудности.
3. Материал должен быть таким, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, нац которыми смогут работать разные группы или отдельные студенты в рамках одной группы. Важно, чтобы каждая группа воспринимала взаимосвязь своего задания с заданиями остальных групп. При изучении материала преподавателю следует заранее раскрыть перед студентами общую структуру и основные проблемы прорабатываемого материала. Таким образом, у студентов создается представление об изучаемой теме в целом и взаимосвязи отдельных групповых заданий.
4. Должен быть составлен список правил, с которым нужно ознакомить всех студентов, задействованных в работе.
5. Регулярно следует подводить промежуточные итоги проделанной работы и заниматься рефлексией. После определенных этапов работы участники группы оценивают ход процесса и подводят итоги [2].
Виды заданий, подходящих для групповой работы:
- суть которых заключается во взаимном контроле;
- требующие консультаций внутри группы. Могут быть выполнены группой студентов с разным уровнем языковой подготовки: например, пояснения «экспертов»;
- содержащие относительно большой объем информации. Не могут быть выполнены в процессе индивидуальной или парной работы;
- «мозговой штурм». Выполнение требует творчества и сбора большого количества идей;
- соревнование среди групп, которое должно стимулировать улучшение результатов;
- задания-«пазлы», в которых разрозненную информацию нужно собрать в единое целое;
- групповые ролевые игры.
Целью группового занятия является получение «языкового продукта» в ходе парной, групповой или проектной работы (с совместным разъяснением, планированием, обсуждением): модель, стенгазета, выставка, письмо читателя или листовка, участие в конкурсе, ролевая игра, сценическая игра, театральная постановка, экскурсия и т. д.
Общая система обучения предполагает и индивидуальную, и самостоятельную работу, и работу в разных группах, в том числе и в объединенных, особенно тогда, когда речь идет о работе над проектом.
Групповое обучение уместно применять не только на занятиях по формированию лексических и грамматических навыков, при работе с текстом, при изучении нового материала или при повторении и активизации уже пройденного, но
также и при обучении диалогической речи и общению на изучаемом языке.
Следует помнить, что способности к овладению иностранным языком у различных людей разные. Одни легко овладевают материалом и соответствующими речевыми умениями; другим, несмотря на большие усилия с их стороны, не удается добиться тех же результатов, как бы они не старались. Если при работе в группе будут оцениваться реальные результаты каждого, то никто не захочет работать вместе с теми, чьи знания ниже и кто не достигает желаемого результата за достаточно короткое время. В свою очередь, те студенты, которым иностранный язык не дается легко и быстро, закомплексуют. Поэтому очень важно в период взаимодействия студентов в группах оценивать не столько реальные результаты студента, слабо успевающего по иностранному языку, сколько усилия, которые он затрачивает на достижение необходимых результатов. В группе подобным студентам даются задания менее сложные для выполнения либо меньшие по объему. Но ему необходимо добиться полного осмысления этого материала. Здесь не стоит делать никаких скидок. Если в качестве итогового контроля предполагается тест на проверку понимания, преподаватель должен дифференцировать сложность и объем задания в зависимости от уровня обученности студентов. Например, если тест состоит из десяти заданий, то, чтобы получить наивысший балл, сильному студенту нужно выполнить все задания, менее успевающему - 8, а тому, кто послабее, - 6. Все баллы суммируются и группе выставляется средний балл за выполнение данного теста. Тогда, во-первых, любой студент в соответствии с его индивидуальными возможностями может принести своей группе одинаковое количество баллов и не будет ощущать себя худшим. Во-вторых, каждый участник группы заинтересован в лучшей подготовке к тесту, а значит, и в лучшем овладении материалом. Это и есть основной принцип группового метода обучения: берем ответственность на себя.
Личность преподавателя и его авторитет играют значительную роль в успехе занятия, построенного по принципу группового. Метод группового обучения пригоден только тогда, когда преподаватель имеет достаточно терпения и может стать сторонним наблюдателем. Этот метод требует, чтобы преподаватель отчасти отказался от своего авторитета, которым он структурирует, определяет и направляет все процессы в аудитории. Преподаватель должен, прежде всего, раздать точные и понятные задания и провести разъяснительную работу по их выполнению. Далее он становится консультантом и помощником. Сами студенты находятся в центре комму-
никации, разбираются с содержанием темы и берут на себя функции преподавателя. Преподаватель отходит на второй план, он вмешивается только тогда, когда это необходимо [3].
Группа исследователей из Нюрнберга дает следующие советы преподавателю во время групповой работы:
- после объяснения задачи отойти на второй план и наблюдать за группой издали;
- не ходить постоянно по аудитории;
- не мешать группе во время работы и избегать ненужных консультаций;
- не решать проблемы за студентов;
- помогать только в случае реальной необходимости [4].
Во время этапа рефлексии и оценки преподавателю следует:
1) обращать внимание на разнообразие форм презентации (стенгазета, презентация в формате MS PowerPoint, краткое сообщение, ролевая игра и т. д.);
2) интересоваться результатами, достигнутыми группой, а не каждым в отдельности (т. е. обращаться к группе, а не к отдельным студентам);
3) связать результаты в единое целое и подтвердить их;
4) стараться использовать при оценке коммуникативные приемы.
Заключение. Использование личностно ориентированных технологий позволяет каждому студенту принимать самое активное участие в познавательной деятельности на занятии, осмысливать новый материал с помощью своих одногруппников, самостоятельно применять полученные знания. Система зачетов в дополнение к системе оценки знаний, умений, навыков, принятых в технологии сотрудничества, позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого студента. Сам студент, принимая на себя ответственность за собственные успехи и успехи своих товарищей, получает возможность более свободно планировать свою деятельность.
Литература
1. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. -М., 2008.
2. Конышева, А. В. Современные методы обучения английскому языку / А. В. Конышева. — Минск, 2003.
3. Gudjons, H. Handbuch Gruppenunterricht / H. Gudjons. - Beltz Verlag. Weinheim, Basel, Berlin, 2003.
4. Nürnberger Projektgruppe. Erfolgreicher Gruppenunterricht. Praktische Anregungen für den Schulalltag. - Stuttgart, 2001.
Поступила 02.04.2010