ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2009. № 6
ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Е.В. Громова1,
аспирантка кафедры мировой экономики МГЛУ имени Мориса Тореза, преподаватель общего и делового английского языка НОУ «Методологическая бизнес-академия СИТИ»
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ТЕХНОПАРКОВ
В статье подчеркивается важность малого инновационного предпринимательства для экономики России, анализируются его основные проблемы, обосновывается значимость технопарков для развития малых инновационных компаний. Автор показывает различия между технопарком и бизнес-инкубатором, проводит обзор основных этапов развития технопарков в России. Также в данной работе дается анализ государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», рассматриваются ее задачи и результаты, рассказывается о новых технопарках для малых инновационных компаний.
Ключевые слова: малое инновационное предпринимательство, технопарки, бизнес-инкубаторы, малый инновационный бизнес, инновации, инновационная инфраструктура.
The article emphasizes the importance of small innovative companies for the Russian economy and analyzes the major problems of such companies. The article also grounds the significance of technoparks for the development of small innovative business. The author shows the difference between technoparks and business incubators, gives a review of the main stages of technoparks development in Russia. The article also analyzes the state programme of «Development of high-tech technoparks in the Russian Federation», considers its tasks and results, tells us about new technoparks for small innovative companies.
Key words: small innovative companies, technoparks, business incubators, small innovative business, innovations, innovative infrastructure.
В развитых странах малый инновационный бизнес является одним из ведущих секторов, определяющих темпы экономического и научно-технического развития страны. Для России особенно важно, что малые инновационные предприятия способствуют социально-политической стабильности и смягчению последствий структурных изменений. Развитие подобных предприятий позволит создавать в России новые рабочие места, стимулировать инновационную деятельность в целом. Малые инновационные предприятия могут сыграть ключевую роль в выполнении «Стратегии
1 Громова Екатерина Викторовна, тел.: +7 (926) 204-46-00; e-mail: CatDor4@ yandex.ru
2020», содействовать тому, чтобы экономика России стала инновационной. Малые и средние инновационные компании также представляют собой один из наиболее действенных механизмов поддержки государственного научно-исследовательского и промышленного секторов экономики в период реорганизации. Эти предприятия дают возможность установить продуктивные связи между исследовательскими, образовательными, промышленными и финансовыми институтами. Для России инновационный бизнес важен еще и потому, что только его развитие способно предотвратить «утечку мозгов»2. Ученые считают, что малые и средние инновационные предприятия при наличии необходимой производственной и инновационной инфраструктуры могут стать одним из основных факторов устойчивого экономического роста России и обеспечить ее конкурентоспособность на мировом рынке. Конкурентоспособность национальной экономики в первую очередь определяется качеством технологической базы, ее способностью к постоянному улучшению, а главной задачей инновационной деятельности как раз и является формирование и совершенствование такой базы. По мнению аналитиков, сейчас Россия располагает значительным научным потенциалом, сравнимым, а по многим позициям и превосходящим потенциал ведущих стран — лидеров мирового экономического развития. В то же время эффективность этого потенциала в России, в отличие от других государств, невелика. На данном этапе доля нашей страны на мировом рынке в сфере информационных технологий не адекватна имеющемуся потенциалу, так как составляет всего 0,2%. Сложности экономического развития России в 1990-е гг. привели к фрагментации национального производства, к разрыву цепочки создания добавленной стоимости: наука — инновации — производство — потребление. Инновационная деятельность малых предприятий позволит восстановить эту цепочку и «создаст базу для структурной перестройки всего хозяйства на наукоемкой основе»3.
В 2008 г. частный бизнес России праздновал юбилей — 20 лет. Но если проанализировать российские законы, касающиеся малого бизнеса, мы увидим, что его история насчитывает не более 17 лет. В 1987 г. был принят закон «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан в СССР» и в 1988 г. — «О кооперации». 8 августа 1990 г. Совет Министров СССР принял постановление СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». В этом постановлении отмечалось, что малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности. Однако во всех этих зако-
2 См.: Рубе В.А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России. М., 2004. С. 45.
3 Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Малый бизнес: организация, экономика, управление. М., 2007. С. 185.
нах прав гражданства частная собственность не получила, поэтому вплоть до 1990 г. сохранялась уголовная ответственность за частное предпринимательство4. Лишь с 1 января 1991 г., со вступлением в силу Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» и Закона РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», начался легальный отсчет истории российского предпринимательства. В связи с этим можно сказать, что в современной российской экономической действительности формирование малого предпринимательства как структурного элемента национальной экономики — явление новое. Данное утверждение особенно справедливо в отношении малого инновационного предпринимательства. Приходится констатировать, что оно слабо регламентировано законодательно-нормативной базой, поэтому развивается спонтанно и пока не используется с полной эффективностью. Инновационные предприятия считаются наиболее проблемными в области малого и среднего бизнеса. На начало 2008 г. в России действовали 1 млн 137 тыс. малых предприятий, но лишь 2,2% из них относились к сфере науки и научного обслуживания5.
Кроме основных проблем малого бизнеса в России, таких как: «несовершенство налогообложения, административные барьеры, коррупция, общая экономическая нестабильность в стране, неразвитость судебной системы, нехватка квалифицированных кадров»6, малые инновационные компании испытывают еще и специфические сложности. Инновационная деятельность связана с большим риском, ведь всегда есть «опасность высокой доли бесперспективных инноваций»7. Малые инновационные предприятия часто не могут обеспечить требуемый залог, поэтому у них возникают трудности с получением кредита. К тому же при осуществлении вложений в инновационные компании весьма вероятен риск потерять эти вложения, и «даже в случае конечного успеха благоприятные финансовые результаты иногда могут быть получены лишь через 5—10 лет»8. Следовательно, из-за отсутствия финансов малые инновационные компании лишены возможности пользоваться квалифицированными консалтинговыми и юридическими услугами, особенно в сфере правовой охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности. А ведь коммерциализация продукта, т.е. его выпуск на рынок, является одним из важнейших этапов инновационного цикла. Этот трудоемкий и капиталоемкий для
4 См.: Рубе В.А. Указ. соч. С. 50.
5 Россия в цифрах: статистический ежегодник. М., 2008.
6 История боязни // Деньги. 2005. № 39. С. 26.
7 Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Указ. соч. С. 197.
8 Гончаров В.В. Новые прогрессивные формы организации в промышленности. М., 1998. С. 87.
2 ВМУ, экономика, № 6
17
инновационного предприятия процесс осложняется еще и тем, что в России сегодня отсутствует стабильный спрос на продукцию и услуги малых инновационных фирм. Новые разработки недостаточно востребованы отечественным производством9.
Для малого инновационного предпринимательства очень важна развитая система институтов его поддержки, или инновационная инфраструктура. В первую очередь в нее входят технопарки, так как именно они наибольшим образом содействуют внедрению новых технологий и использованию научных открытий в реальном производстве. По словам Л.Д. Реймана, министра информационных технологий и связи РФ, технопарки — «это точки, где сходятся воедино наука, образование и бизнес, где происходит превращение идей в товар»10. Технопарк является средством коммерциализации научных разработок. Он дает возможность выпускать наукоемкие конкурентоспособные продукты, что в свою очередь может принести дополнительные средства для финансирования фундаментальных исследований.
Технопарки предоставляют малым инновационным предприятиям производственные мощности, помогают им в проведении научно-исследовательских работ и внедрении их результатов в производство. Кроме того, технопарки оказывают фирмам юридическую, организационную, маркетинговую, финансовую и другую поддержку. Благодаря этому «в лучших технопарках выживает в период своего становления более 90% малых инновационных предприятий, в то время как вне их — 10—30%»п.
Само понятие «технопарк» довольно близко понятию «бизнес-инкубатор». На первый взгляд деятельность технопарков и бизнес-инкубаторов во многом схожа. Тем не менее есть существенные различия. Технопарки — это более развитая ступень инновационного движения, имеющая другую структуру, цели и возможности. Они возникают на основе ВУЗов, их главной задачей является разработка и производство высокотехнологичной продукции, в то время как главной целью бизнес-инкубаторов является реализация различных коммерческих проектов. Услугами технопарков обычно пользуются малые и средние инновационные компании, находящиеся на самых разных стадиях развития, т.е. в технопарках не соблюдается столь жесткая политика постоянного обновления, ротации клиентов, как в бизнес-инкубаторах12.
9 См.: Дунаев Э.П. Мелкое предпринимательство и его специфика в Российской Федерации. М., 2005.
10 Новости экономики на информационном портале Rambler.ru. 2007. 1 июня. URL: http://www.rambler.ru/news/economy (дата обращения: 01.06.2007).
11 Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Указ. соч. С. 193.
12 Инновационный менеджмент: Учебник для ВУЗов / Под ред. О.П. Молчановой. М., 2001. С. 55—56.
Первый в СССР научный городок был создан в Новосибирске еще в 1956 г. Это всего лишь на 5 лет позже основания научного парка Стэнфордского университета в Калифорнии и начала работы компаний знаменитой Кремниевой долины. До 1990-х гг. в СССР было организовано около 30 наукоградов: в Дубне, Черноголовке, Троицке, Обнинске и других городах. В Зеленоград был переведен институт радиоэлектроники, там были сконцентрированы многие предприятия электронной промышленности, в основном оборон-ные13. С началом перестройки очень многие из советских наукоградов пришли в упадок. Но, несмотря на кризис отечественной науки, в 1990 г. была создана Ассоциация технопарков в высшей школе, называющаяся сейчас Ассоциация «Технопарк» (далее Ассоциация)14. Ее целью является координация деятельности по организации и развитию технопарков, разработка научно-методических основ создания в России технопарков, интенсивная работа в регионах, информационное обеспечение. Она также занимается подготовкой кадров для технопарков, бизнес-инкубаторов и малых инновационных предприятий15. Во многом благодаря усилиям Ассоциации в 1990 г. был создан первый в России технопарк в Томске, а затем в Зеленограде. В том же году была сформирована научно-техническая программа «Создание и развитие в высших учебных заведениях СССР отечественных технопарков». В последующие годы число технопарков быстро увеличивалось. Были созданы технопарки в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Уфе. В 1991 г. количество зарегистрированных технопарков равнялось 8, в 1992 г. — 24, в 1993 г. — 43. Сейчас по количеству технопарков Россия занимает пятое место в мире, около 80 технопарков номинально действуют в 35 регионах. По словам профессора В.Е. Шук-шунова, президента Ассоциации «Технопарк», «92% технопарков в России созданы на базе или при университетах и только 4% на базе отраслевых и академических НИИ и 4% на базе промышленных предприятий»16.
Однако проведенная в 2000 г. аккредитация показала, что число реально работающих технопарков значительно меньше номинального: аккредитацию сумели пройти только 30 технопарков. Международным критериям соответствовали следующие технопарки:
13 См.: Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М., 2000. С. 168.
14 Технопарки, экономика, бизнес: сайт. URL: http://technoparki.narod.ru/ (дата обращения: 25.11.2008).
15 См.: Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М., 2005. С. 446.
16 Доклад президента Ассоциации «Технопарк» В.Е. Шукшунова на общем собрании Ассоциации «Технопарк» // Инновации и предпринимательство. 2007. 16 мар. URL: http://www.innovbusiness.ru (дата обращения: 19.03.2008).
Технопарк в Москворечье (МИФИ), Научный парк МЭИ, научно-технологический парк «Волга-техника» в Саратове, технопарк Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, научно-технологический парк «Башкортостан» в Уфе, научно-технологический парк в Нижнем Новгороде, Зеленоградский научно-технологический парк, Обнинский научно-технологический парк «ИНТЕГРО», технопарк Ульяновского государственного технического университета, Томский международный деловой центр «Технопарк», Научный парк МГУ. Критериями оценки технопарков служили: степень связи технопарка и университета, уровень вовлеченности студентов, число созданных и реализованных на промышленных предприятиях технологий, степень заинтересованности региона, промышленности и населения в работе технопарка и др.17 В качестве одной из главных причин столь небольшого числа реально работающих технопарков эксперты называют отсутствие надежной концептуально-правовой базы их создания и развития, хотя понятия и признаки технопарков, технология их создания уже выработаны. На итоги аккредитации повлияло также то, что при создании технопарков не использовались рыночные подходы, не проводилось какой-либо первоначальной селективной политики по заданным критериям, в частности не делалось приблизительного расчета окупаемости проектов18.
Как отмечают эксперты, одной из проблем российских технопарков является то, что по международным критериям они занимают небольшие производственные площади. Весьма скромным является и объем услуг и продукции, выпускаемой малыми инновационными предприятиями технопарков. Кроме того, российские технопарки пока создают мало новых рабочих мест. Только в 12 из 22 наиболее успешных российских технопарков число рабочих мест составляет более 20019. Однако есть и достаточно крупные технопарки. Так, например, инновационно-технологический центр «Научный парк МГУ», основанный в 1992 г., занимает более 11 000 м2 площади. На его территории работают 38 малых научно-технических предприятий, насчитывающих более 2500 работни-ков20. Научный парк предоставляет широкий спектр услуг, включающий в себя технический сервис, оказание консультационных
17 Технопарки в России // Эксперт РА: рейтинговое агентство. М., 1997—2009. URL: http://www.raexpert.ru/researches/technopark/part3/ (дата обращения: 20.04.2009).
18 Там же.
19 Доклад президента Ассоциации «Технопарк» В.Е. Шукшунова на общем собрании Ассоциации «Технопарк» // Инновации и предпринимательство. 2007. 16 мар. URL: http://www.innovbusiness.ru (дата обращения: 19.03.2008).
20 Научный парк МГУ: сайт. URL: http://www.sciencepark.ru/ (дата обращения: 15.03.2009).
и образовательных услуг, помощь в поиске партнеров, потенциальных клиентов, источников финансирования. В 2008 г. Научный парк МГУ стал участником широкомасштабного проекта сотрудничества России и Европейского сообщества «Gate2RuBin»21. Целью проекта является содействие развитию сотрудничества малых предприятий и научных организаций России и Европы.
Мы видим, что несмотря на имеющиеся проблемы, в целом технопарки прижились на российской земле, имеет место сотрудничество с научными организациями зарубежных стран. Работе технопарков способствует то, что сейчас им оказывается постоянная государственная поддержка, одним из основных механизмов которой является софинансирование развития транспортной, инженерной и другой инфраструктуры строящихся объектов. Сегодня этот процесс идет очень активно. Кроме этого большое значение имеет подписание инвестиционных соглашений с крупными компаниями. Большую роль в развитии российских технопарков играют также такие объединения, как: Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Российский гуманитарный научный фонд. Так, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере активно участвует в создании технопарков посредством финансирования инновационных проектов их резидентов. В Фонд направляются 1,5% средств федерального бюджета на науку (в 2008 г. эта сумма составила более 1,5 млрд руб.)22. В задачи Фонда входит проведение государственной политики поддержки малых инновационных предприятий, оказание им прямой финансовой, информационной и иной помощи, а также создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства в целом.
Правительство России предпринимает конкретные шаги по развитию наукоемкого бизнеса и научно-технической сферы. В январе
2005 г. президент России В.В. Путин объявил о начале реализации программы создания, развития и поддержки технопарков в России. Тогда глава государства отметил, что для развития высоких технологий у страны есть необходимый научно-кадровый потенциал. Проект по развитию технопарков имеет большое социальное значение — будут созданы новые, престижные и высокооплачиваемые рабочие места, ориентированные главным образом на молодежь. В рамках развития этого проекта Правительство РФ в марте
2006 г. утвердило разработанную Мининформсвязи России госу-
21 Российская бизнес-инновационная сеть: сайт. URL: http://www.gate2rubin.ru (дата обращения: 15.03.2009).
22 Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере: сайт. URL: http://www.fasie.ru (дата обращения: 04.04.2009).
дарственную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»23. Предполагается организация так называемых ИТ-парков, в которых будет оказываться разносторонняя поддержка компаниям, занимающимся производством программного обеспечения и услуг в области информационных технологий. Основное преимущество подобных технопарков заключается в создании инновационной среды, так как в сфере информационных технологий создается до 60% от общего числа инноваций.
Программа предусматривает полное финансирование государством всей необходимой инфраструктуры технопарков. На эти цели государство планирует выделить около 20 млрд руб. Расходы будут разделены между федеральным и региональными бюджетами в равной пропорции. Еще 160 млрд руб. ожидается получить от частных инвесторов. Программа имеет среднесрочный характер и рассчитана на реализацию в течение 2006—2010 гг. Предполагается реализовать программу в два основных этапа24.
Первый этап планировалось осуществить за 2006—2007 гг. В целом можно сказать, что этот этап прошел успешно. Были созданы органы управления технопарками в сфере высоких технологий, построены многие объекты, подготовлена базовая инфраструктура. Кроме этого была проведена разработка программы, направленной на продвижение российских высокотехнологичных предприятий на мировой рынок.
Второй этап программы намечено пройти за 2008—2010 гг. Планируется развить инфраструктуру технопарков в сфере высоких технологий, привлечь ведущие мировые высокотехнологичные компании для размещения своих производств в этих технопарках, а также реализовать программу продвижения российских высокотехнологичных предприятий на мировой рынок.
В результате реализации программы к 2010 г. предполагается создание технопарков в сфере высоких технологий, обладающих развитой инженерной, транспортной, социальной, производственной и жилой инфраструктурой. Реализация программы приведет к увеличению поступления налогов в бюджеты всех уровней, положительно повлияет на обеспечение высоких и устойчивых темпов развития высокотехнологичных отраслей экономики, что в свою очередь будет способствовать повышению производительности труда во всех отраслях экономики, а также эффективности использования человеческих и материальных ресурсов25.
23 Архив сайта Правительства Российской Федерации. URL: http://www.govern-ment.ru/archiv/data (дата обращения: 25.03.2009).
24 Там же.
25 Там же.
Согласно программе, в 2006—2010 гг. планируется открыть технопарки в семи пилотных регионах: Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областях, Республике Татарстан и Санкт-Петербурге26. Как мы видим, в основном технопарки создаются на основе старых советских наукоградов.
Предполагается, что у каждого технопарка будет своя уникальная специализация, обусловленная структурой спроса и наличием в конкретном регионе образовательной, научной и кадровой базы. В частности, планируется сеть инновационных технопарков в сфере нанотехнологий, ядерной физики, инновационной энергетики, биотехнологий и медицины. В каждом технопарке предусматривается реализация комплекса социальных программ, в том числе в сфере строительства жилья, медицинского страхования, доступа к спортивным сооружениям и организации досуга.
Итак, малые инновационные компании способны сыграть огромную роль в экономическом развитии России и обеспечить ее конкурентоспособность на мировом рынке. Сейчас они сталкиваются со многими трудностями, так как рыночная инфраструктура инновационного предпринимательства в России (в первую очередь система технопарков) еще только складывается. Однако в последнее время государство придает все большее значение развитию высокотехнологичных отраслей. Были предприняты конкретные шаги по созданию и развитию технопарков в сфере высоких технологий, введена в действие государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Правительство РФ принимает активное участие в финансировании необходимой инфраструктуры технопарков, а также в привлечении частных инвесторов. Все это безусловно создает благоприятные предпосылки для развития малого инновационного бизнеса в России.
Список литературы
Архив сайта Правительства Российской Федерации. URL: http://www. government.ru/archiv/data
Гончаров В.В. Новые прогрессивные формы организации в промышленности. М., 1998.
Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Малый бизнес: организация, экономика, управление. М., 2007.
Доклад президента Ассоциации «Технопарк» В.Е. Шукшунова на общем собрании Ассоциации «Технопарк» // Инновации и предпринимательство. 2007. 16 мар. URL: http://www.innovbusiness.ru
26 Масштабное строительство технопарков в России начнется в 2008 г. // Информационный портал малого и среднего предпринимательства. 2007. 24 окт. URL: http://www.opora.ru/press (дата обращения: 20.01.2008).
Дунаев Э.П. Мелкое предпринимательство и его специфика в Российской Федерации. М., 2005.
Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. О.П. Молчановой. М., 2001.
История боязни // Деньги. 2005. № 39.
Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М., 2005. Масштабное строительство технопарков в России начнется в 2008 г. // Информационный портал малого и среднего предпринимательства. 2007. 24 окт. URL: http://www.opora.ru/press
Новости экономики на информационном портале Rambler.ru. 2007. 1 июня. URL: http://www.rambler.ru/news/economy
Научный парк МГУ. URL: http://www.sciencepark.ru/ Российская бизнес-инновационная сеть: сайт. URL: http://www.gate2-rubin.ru
Россия в цифрах: статистический ежегодник. М., 2008. Рубе В.А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России. М., 2004.
Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М., 2000. Технопарки в России // Эксперт РА: рейтинговое агентство. М., 1997— 2009. URL: http://www.raexpert.ru/researches/technopark/part3/
Технопарки, экономика, бизнес. URL: http://technoparki.narod.ru/ Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. URL: http://www.fasie.ru