ре по картам. Бесспорно, личный пример - лучшее воспитательное средство. Яркие факты из жизни действуют лучше формальных нотаций.
Причины кризиса воспитания кроются во всеобщем упадке нравов, которые пропагандируют многие федеральные институты, например телевидение.
Выдающийся писатель-гуманист Э. Фромм утверждал: «Я верю, что лишь в исключительных случаях человек рождается святым или преступником. Большинство из нас предрасположены и к добру, и к злу, хотя соответствующее влияние этих наклонностей у разных людей различно. Поэтому наша судьба в значительной мере определяется теми влияниями, которые формируют данные наклонности» [5, с. 371-372].
В каждом обществе помимо общечеловеческих нравственных законов существуют нормы, отвечающие идеям данного исторического периода. Крушение нравственных законов ведет к распадению общества.
Изменения социально-экономических условий в нашей стране требуют новых подходов к определению цели воспитания, содержания и структуры воспитательного процесса. Воспитание предполагает влияние на человека всех формирующих его факторов и в этом смысле отождествляется с социализацией личности. Способности личности проявляются в политической, экономической, духовной, экологической, педагогической и других сферах.
В духовной сфере формирование нравственной позиции развивающейся личности реализуется во взаимодействии с окружающими людьми. Этот процесс социализации включает многое: определение своего отношения к религии, пробу сил в гуманистических поступках, апробацию собственных возможностей в эстетической деятельности. Развитие духовной культуры совершается на основе личной активности воспитанника во взаимодействии с окружающей социальной средой. В современной России эту социопсихопедагогическую проблему могут решить школа, семья и общественность только сообща.
В заключение хотелось бы подчеркнуть актуальность афоризма эпохи античности: «Тот, кто преуспел в науках и отстал в нравственности, больше отстал, чем преуспел».
Библиографический список
1. Запесоцкий А.С. Обеспечение качества высшего гуманитарного образования // Педагогика. -2006. - №№2.
2. Победоносцев К.П. Воспитание характера в школе // Педагогика. - 1999. - .№8.
3. Степанова Л.А. П.Ф. Каптерев: психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания // Педагогика. - 1999. - .№6.
4. Кулаев К.В. Педагогическая эстетика России 20-х годов. - М., 2002.
5. Фромм Э. Из плена иллюзий. - М., 1991.
А.Р. Эрбегеева, Т.Д. Дубовицкая
ОСОБЕННОСТИ ФРУСТРАЦИИ И СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ У УСПЕВАЮЩИХ И НЕУСПЕВАЮЩИХ СТУДЕНТОВ
Представлены результаты исследования уровня фрустрации, стратегий преодоления и их взаимосвязи с другими чертами личности у успевающих и неуспевающих студентов. Особое внимание уделено внутренним и внешним фрустраторам, затрудняющим успешное обучение в вузе. Отмечается необходимость конструктивного преодоления фрустрации.
Ключевые слова: фрустрация, фрустраторы, стратегии преодоления.
В отличие от проблемы неуспеваемости школьников, неуспеваемость студентов практически не является предметом психологических исследований. И это вполне объяснимо. Считается, что если абитуриент смог выдержать вступительные экзамены, то уже он способен учиться в вузе хотя бы на «удовлетворительно». Для этого ему нужно быть прежде всего дисциплинированным, добросовестным и
ответственным; методическое и техническое оснащение современных вузов обеспечивает доступ к любой учебной информации. К тому же, качество подготовки специалиста связывается с уровнем требований, предъявляемых к нему во время обучения в вузе. Считается, что чем выше требования к студенту, тем выше уровень его подготовки к профессии. Соответственно, студенты, не сдавшие и не пересдавшие экзамены в отве-
© А.Р. Эрбегеева, Т.Д. Дубовицкая, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
249
Таблица1
Сравнительный анализ индивидуальных особенностей успевающих и неуспевающих студентов
Сравниваемые параметры Успевающие Неуспевающие ^ критерий
СБ 3,5 1,94 0,02 *
Т 7,7 7,33 0,58
F 7,3 8,79 0,02*
Аг 11,9 12,2 0,72
Р 9,58 11,0 0,03 *
MD 7 7,0 0,98
А 8,1 7,5 0,10
В 5,1 4,6 0,05
С 7,5 7,4 0,82
Е 6,4 5,7 0,05
F 6,0 5,7 0,37
G 8,9 7,6 0,01 **
Н 7,6 7,0 0,07
I 7,0 6,0 0,05
L 5,4 5,3 0,86
М 6,1 5,5 0,08
N 5,6 5,2 0,31
О 6,4 6,2 0,63
Q1 6,6 5,9 0,04 *
Q2 4,9 5,7 0,04 *
Q3 7,6 7,3 0,41
Q4 5,4 6,1 0,08
ПМ 13,0 10,3 0,01**
Инт 17,0 14,8 0,01**
Примечания: * - р<0,05; ** - р<0,01.
денные для этого сроки, автоматически отчисляются из учебного заведения.
И все же, высокий процент отчислений из вуза, приходящийся на первые курсы обучения, не может оставаться без внимания. К тому же, происходящие в последние годы изменения в образовании выдвигают на первый план проблему обеспечения и сохранения контингента студентов, конечно при условии выполнения ими предъявляемых к качеству их подготовки требований. Но это условие, судя по успеваемости, выполняется в ряде случаев с трудом.
Частично решение проблемы успеваемости в вузе осуществляется в ходе проведения исследований по обеспечению психологической адаптации студентов. И все же, для более комплексного решения данной проблемы необходимо, на наш
взгляд, ответить на следующие вопросы: 1) какими отличительными психологическими особенностями характеризуются успевающие и неуспевающие студенты уже на начальном этапе обучения? 2) с каким трудностями в учебе сталкиваются и те, и другие? 3) каковы различия в преодолении этих трудностей? 4) что можно предпринять для повышения успеваемости студентов, не снижая при этом уровень предъявляемых к ним требований?
Поиск ответов на эти вопросы был предпринят в нашем исследовании. В качестве испытуемых выступили студенты первого курса техноло-го-экономического факультета Стерлитамакской государственной педагогической академии, обучающиеся по специальности «технология и предпринимательство», «менеджмент организации», «управление персоналом». Всего 290 студентов.
утереиЕЕая погоэаггйнъюх иаррешних; рыраженная гскюкопытькях кпрргинцпя
уггкрежая отрицательная юррепяшя г^раэкенкая отрицательная люрреляцкя
Рис. Общий фактор корреляционных взаимосвязей фрустрации успеваемости и других личностных качеств
Исследование было проведено в середине первого семестра (до первой зимней сессии) с использованием следующих методик: тест психических состояний (Г. Айзенк); 16-факторный личностный опросник Кеттела; тест-опросник для определения уровня профессиональной мотивации (УПМ) студентов (Т.Д. Дубовицкая); методика для определения уровня субъективного контроля (Дж. Роттер). Затем, по итогам зимней сессии студенты были разделены на «успевающих» и «неуспевающих». В качестве последних выступили те, кто получил «неудовлетворительно» хотя бы по одному предмету.
Результаты исследования, включая средний балл за зимнюю сессию, были прокоррелирова-ны друг с другом; также были подвергнуты сравнению результаты исследования «успевающих» и «неуспевающих» студентов. Для этого использовались коэффициент линейной корреляции Пирсона и ^критерий Стьюдента
В ходе обработки результатов установлено следующее: неуспевающие студенты по сравнению с успевающими уже до зимней сессии были более фрустрированы ^=0,02; р<0,05), ригидны (=0,03; р<0,05), имели более низкий уровень про-
фессиональной направленности (=0,01; р<0,01) и интернальности (УСК) (=0,01; р<0,01); у них также оказались ниже значения по шкалам G «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения» (=0,01; р<0,01), I «жесткость - чувствительность» (=0,05; р<0,05), Q1 «консерватизм - радикализм» (=0,04; р<0,05), в то же время более высокие показатели по шкале Q2 «конформизм - нонконформизм» (=0,04; р<0,05). То есть, неуспевающие студенты имели ряд отличительных психологических особенностей, учет которых мог служить для разработки мероприятий по обеспечению их психологической поддержки в период обучения (см. табл. 1).
К тому же, уровень фрустрации (Ф) у студентов значимо коррелировал с четырнадцатью исследованными показателями. В частности, уровень фрустрации (Ф) у студентов имеет высокую положительную связь с ригидностью (Р) (р<0,01), агрессией (Аг) (р<0,01), тревожностью (Т) (р<0,01), факторами О «спокойствие - тревожность» (р<0,01), Q4 «расслабленность - напряженность» (р<0,05). Фрустрация отрицательно связана со средним баллом успеваемости (Сб), факторами А «замкнутость - общительность»
(р<0,05), MD «адекватность самооценки» (р<0,01), С «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность» (р<0,01), Q3 «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» (р<0,01), G «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения» (р<0,01), Q1 «консерватизм - радикализм» (р<0,01), уровнем субъективного контроля (УСК) (р<0,01) и профессиональной направленности (ПН) (р<0,01). Не выявлено связи с уровнем интеллекта и некоторыми другими особенностями личности. Средний балл успеваемости (СБ) коррелирует с фактором G «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения» (р<0,05), Q1 «консерватизм - радикализм» (р<0,05), ПН (мотивацией профессиональной направленности) (р<0,01), фактором I, (р<0,05), с уровнем субъективного
контроля (Инт); соответственно, отрицательно связан с уровнем фрустрации (см. рис.).
То есть, чем выше был уровень фрустрации у студентов, тем выше оказались тревожность, ригидность, агрессия, напряжение, консерватизм, и тем ниже средний балл, общительность, самооценка, эмоциональная стабильность, самоконтроль, нормативность поведения, радикализм, уровень интернальности и профессиональная направленность.
Проведенное исследование поставило вопрос о фрустраторах - то есть факторах и условиях, воспринимаемых студентами как непреодолимые препятствия, затрудняющие успешное обучение. В этой связи нами был разработан опросник для выявления уровня учебной фрустрированности студентов, включающий 20 суждений, отражаю-
Таблица2
Уровень выраженности фрустраторов у успевающих и неуспевающих студентов
№ п/п Фрустраторы Успевающие Неуспе вающие t - критерий
1. Взаимоотношения с однокурсниками 0,29 0,36 0,52
2. Отношения с администрацией (деканатом, куратором) 0,14 0,32 0,13
3. Негативное отношение, отсутствие поддержки со стороны преподавателя 1,00 1,10 0,8
4. Условия учебы (неудобное расписание, отсутствие в библиотеке необходимой литератур ы) 1,17 1,10 0,7
5. Условия проживания (много времени на дорогу, плохие бытовые условия) 0,64 0,6 0,81
6. Взаимоотношения с родителями (недостаток материальной и моральной поддержки) 0,14 0,25 0,29
7. Взаимоотношения с друзьями и с другими значимыми людьми 0,17 0,19 0,81
8. Плохая предыдущая школьная подготовка 0,48 0,75 0,05*
9 Отсутствие возможности приобрести соответствующую учебную и методическую литер атуру 0,60 0,68 0,58
10 Разноплановость требований преподавателей 1,00 1,09 0,5
11 Собственная лень и неорганизованность 0,86 1,4 0,001**
12. Излишняя эмоциональность, волнение при ответах 0,74 1,02 0,01**
13. Трудности понимания изучаемого материала / учебных предметов 0,90 1,15 0,04*
14. Недостаток необходимых способностей 0,62 0,92 0,03*
15. Страх неудачи, неверие в свой успех 0,43 0,51 0,38
16. Плохое здоровье, быстрое переутомление 0,67 0,57 0,58
17. Нежелание учиться, заниматься учебой 0,57 0,87 0,04*
18. Неуверенность в собственных силах 0,48 0,58 0,40
19. Смена места жительства в связи с переездом, разлука с близкими 0,50 0,35 0,35
20. Разноплановость собственных интересов и трудности их совмещения с учебой 0,69 0,65 0,80
Таблица3
Стратегии преодоления у успевающих и неуспевающих студентов
Вид стратегии Успевающие Неуспевающие ^критерий Стьюдента
Стратегии преодоления (С.Хобфолл)
Активная 21,5 21,8 0,58
Просоциальная (вступление в социальный контакт) 23,2 23,6 0,54
Просоциальная (поиск социальной поддержки) 24,1 23,1 0,2
Пассивная (осторожные действия) 21,5 22,2 0,4
Прямая (импульсивные действия) 19,5 18,8 0,33
Пассивная (избегание) 16,6 17,9 0,03*
Непрямая (манипулятив-ные действия) 21,0 21,5 0,26
Асоциальная (асоциальные действия) 18,6 20,6 0,01**
Асоциальная (агрессивные действия) 19,7 21,7 0,01**
Стратегии преодоления (С.С. Гончарова)
Потребность в поддержке 9,7 10,1 0,69
Повышение самооценки 17,5 17,4 0,9
Самообвинение 8,1 9,1 0,27
Анализ проблемы 13,3 12,0 0,04*
Поиск виновных 6,8 7,5 0,3*
щих различные внешние и внутренние фрустра-торы. Студенты должны были с использованием трехбалльной системы (0, 1, 2) оценить насколько трудными для них являются представленные в нижеследующем списке ситуации, из которых - первые десять являлись внешними фрустраторами, а последние десять - внутренними.
Внешние фрустраторы: 1) взаимоотношения с однокурсниками; 2) отношения с администрацией; 3) негативное отношение преподавателей;
4) плохие условия учебы (неудобное расписание, плохое материально-техническое обеспечение);
5) плохие условия проживания (много времени на дорогу, хозяйственные проблемы); 6) взаимоотношения с родителями (недостаток моральной/ материальной поддержки); 7) взаимоотношения с друзьями и др. значимыми людьми; 8) плохая школьная подготовка; 9) отсутствие возможности приобрести необходимую учебную, методическую литературу; 10) разноплановость требований преподавателей.
В качестве внутренних фрустраторов выступили: 1) собственная лень, неорганизованность; 2) излишняя эмоциональность, волнение при ответах; 3) трудности понимания изучаемого мате-
риала/ учебных предметов; 4) недостаток необходимых способностей; 5) страх неудачи, неверие в свой успех; 6) плохое здоровье, быстрое переутомление; 7) нежелание учиться и заниматься учебой; 8) неуверенность в себе; 9) переживание разлуки с родителями, близкими; 10) разноплановость собственных интересов и трудности их совмещения с учебой.
Проведенное исследование показало (см. табл. 2), что уровень выраженности (суммарный балл) внутренних фрустраторов у обеих групп студентов выше, чем внешних. Уровень фрустрации в целом у неуспевающих студентов оказался выше, чем у успевающих. У неуспевающих значимо выше оказалось влияние следующих фрустрато-ров: собственная лень и неорганизованность; излишняя эмоциональность, волнение при ответах; недостаток необходимых способностей; трудности понимания изучаемого материала; нежелание учиться. То есть все преобладающие у них фруст-раторы носили внутренний характер, что еще раз свидетельствует о значимости психологической поддержки в работе с такими студентами.
В связи с этим нас заинтересовали различия в стратегиях преодоления трудностей у успеваю-
щих и неуспевающих студентов. Как известно, эти стратегии могут быть адаптивными/конструктивными и дезадаптивными/деструктивными.
Для этого использовались: 1) опросник С.С. Гончаровой [1]; 2) тест С. Хобфолла [3]. Проведенное исследование показало (см. табл. 3), что у неуспевающих студентов преобладают дезадап-тивные стратегии. Так, у неуспевающих студентов по сравнению с успевающими оказались более выраженными избегание, асоциальные действия, агрессивные действия, поиск виновных и ниже оказался анализ проблемы. С таким набором стратегий преодоления оказалось трудно достичь успехов в учебной деятельности.
Таким образом, возникает проблема обеспечения психологической поддержки неуспевающих студентов, направленной на снижение у них уровня фрустрации и развитие конструктивных форм преодоления трудностей. Исходя из результатов представленного исследования, повышение успеваемости и снижение уровня фрустрации может быть обеспечено за счет развития следующих качеств личности: гибкость, профессиональная направленность, нормативность поведения, коммуникабельность, эмоциональная стабильность, адекватность самооценки, самоконтроль, а также за счет снижения уровня выраженности таких особенностей, как тревожность, ригидность, агрессия, напряжение, консерватизм.
Следует отметить, что некоторые идеи по обеспечению психолого-педагогической поддержки и преодолению фрустрации были высказаны еще Н.Д. Левитовым. В частности, он отмечал, что у учащихся необходимо предупреждать состояния фрустрации; при возникновении - регулировать; избегать в учебно-воспитательном воздействии фрустраторов, провоцирующих нежелательные реакции; развивать у детей правильное понимание трудностей, чтобы они не принимали вполне преодолимые трудности за барьеры; уделять внимание воспитанию выносливости и самообладания; воспитывать эти черты у пе-
дагога, чтобы он не давал детям дурных примеров и своей фрустрацией не терял авторитета в глазах учеников [2].
В то же время, известно, что избежать фрустрации и фрустраторов полностью невозможно, да и не так уж необходимо. Человек должен иметь опыт столкновения с фрустраторами и переживания фрустрации, для того, чтобы лучше познать себя в разных ситуациях и видеть направления своего развития. Умеренное переживание фрустрации обеспечивает фокусирование внимания индивида на проблеме и ее решение; человек ищет пути преодоления или обхода препятствия; прибегает к компенсирующим действиям [4].
В этой связи, в работе с неуспевающими студентами актуальным на наш взгляд является осуществление мероприятий, направленных на развитие конструктивных стратегий преодоления фрустрации и личностных качеств, положительно коррелирующих с успеваемостью. Проделанная нами в последующем работа по обеспечению информационной, личностно-развивающей и учебно-технологической поддержке неуспевающих студентов показала значительные позитивные изменения, как в личностных качествах, так и в успеваемости неуспевающих студентов.
Библиографический список
1. Гончарова С.С. Опросник «способы преодоления негативных ситуаций» - метод диагностики психологического преодоления в раннем юношеском возрасте // Практический психолог. -2006. - №№6. - С. 132-147.
2. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. - 1967. - №№6. - С. 118-129.
3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003. - 448 с. - С. 311-322.
4. РобберМ.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.: Прогресс, 1988. - 256 с.