Антикризисные тенденции современной педагогики
регуляции и трудностями планирования собственной деятельности, как результата аномального воспитания (подчинения навязываемому порядку и выработке поведенческих стереотипов ведомости, зависимости, склонности снимать с себя ответственность за происходящее и приписывать её внешним условиям). Факторами, определяющими трудности в их социальной адаптации, являются подозрительность и зависимость.
На основе результатов исследования, позволивших выделить основные дезадаптивные стереотипы межличностного взаимодействия подростков, воспитывающихся в условиях лишения родительского попечительства, с применением современных психотехнологий гешталтьттерапии, бихевиоральной психотерапии и нейролингвис-тического программирования нами разработана комплексная психокоррекционная программа.
В качестве основных методов работы нами использовались: элементы тренинга сенситивно-сти, ролевые игры, элементы сказкотерапии, элементы психогимнастики, элементы психодрамы,
элементы арт- и игротерапии, элементы гештальт-терапии и НЛП, релаксационный практикум.
Библиографический список
1. ГоликА.Н. Социальная психиатрия сиротства. - М., 2000.
2. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984.
3. ПрихожанА.М., ТолстыхН.Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
4. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М., 1990.
5. Смагина Л.И. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов / Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Ю.А. Сойка и др.; Под ред. Л.И. Смагиной. - Мн.: Утверсггэцкае, 1999.
6. Шпиц Р.А. Поведение депривированных детей // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов. - М., 1991.
Е.К. Дзуцова
АНТИКРИЗИСНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Ряд статей современных авторов, посвященный кризису педагогики в целом и воспитания в частности, заставляет размышлять об антикризисных тенденциях в этой сфере.
А.С. Запесоцкий в своей статье «Обеспечение качества высшего гуманитарного образования» высказал следующую мысль: «В последние годы в России много говорили о том, что нам надо выбрать национальную идею. К сожалению, в этом деле достигнуты большие «успехи». Национальная идея в России в последние годы появилась, и имя ей - безнравственность, бессовестность» [1, с. 12]. Спорить с данным утверждением трудно. Но как найти социопсихопедагогичес-кие направления, которые помогут выйти из этого состояния безнравственности?
Известно, что к основным воспитателям относятся семья, школа и общественность. Бесспорно, главную роль играет школа, укомплектованная профессиональными педагогами.
Еще в конце XIX века обер-прокурор синода К.П. Победоносцев говорил: «Отделять учение
или науку от воспитания - пагубный предрассудок, в который ныне впадают многие, особенно люди, мечтающие приготовить посредством школы гражданина и совершить это посредством науки. Само учение - какими бы ни были программы - не достигает своей цели, если в нем умственное образование не сливается с нравственным. Только тот умеет учить, у кого в мысли и то и другое нераздельно. Хорошо учить - значит помогать образованию добрых навыков и затруднять формирование дурных» [2, с. 80].
Сегодня эти мысли чрезвычайно актуальны, так как современная педагогика не обеспечивает духовный рост, нравственное развитие молодежи. В гуманитарных вузах дела обстоят чуть благоприятнее, но все же оставляют желать лучшего. В эпоху общественных перемен молодежь стала более расчетливой, считает внеаудиторную деятельность ненужной выдумкой педагогов и не желает тратить на нее свое время.
Петр Федорович Каптерев писал: «Красоту природы видит ум» [3, с. 58]. Говоря о зависимости эстетического развития от умственного,
© Е.К. Дзуцова, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
247
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
нельзя не уделять внимания и обратной связи. Развитие ума и нравственности является единым процессом, поэтому сегодня важно обеспечить правильное соотношение воспитания и образования. Это будет способствовать заинтересованности учащейся молодежи воспитательным процессом.
К.В. Кулаев в своей монографии «Педагогическая эстетика России 20-х годов» приходит к заключению, что система эстетического воспитания - это реальный, практический шаг к всестороннему, гармоничному развитию личности [4, с. 123]. Нельзя не согласиться, что эстетическое воспитание играет значительную роль в развитии человека. Но возможен ли указываемый результат: всесторонне, гармонично развитая личность? История знает много великих личностей, но они являются лишь показателем того, кем человек может стать, к чему должен стремиться, а, достигнув, превзойти, стараться перейти на еще более высокий уровень. Речь идет не о гармоничной, а всесторонней личности. Цель педагога - направить воспитанника по желаемому ходу именно всестороннего развития: попробовать сделать что-то самому, решить проблемную задачу и идти дальше. Здесь уместно вспомнить о поощрении и наказании, но не забывать о мере. Поощрение не должно разбудить страсть к похвалам и наградам. Лучшее поощрение - вовремя сказанное, рассудительное и обоснованное одобрение. И наоборот: если человеку твердить, что он негодный, он таким и станет.
С рождения в человеке заложены природные силы. Некоторые педагоги предлагают положиться на них. Другие считают, что следует учить ребенка, не опираясь на них. Истина, наверное, посередине. Некоторые считают, что душа ребенка -чистый лист и что воспитатель, может писать на нем все, что угодно. Цель воспитателя - утвердить в воспитаннике мысль о том, что тот может и должен расти духовно. Воспитатель призван пробуждать и поощрять в воспитаннике добрые навыки, являющиеся основой сознательной дисциплины.
Наставник обязан помнить о том, что его воспитанник - будущий гражданин общества. Поэтому в процессе воспитания не следует забывать личностную и общественную стороны. Будущий гражданин не может руководствоваться эгоистическими интересами и самолюбием. В нем должно сформироваться нравственное чувство, понимание того, что свобода заключается не в своеволии, а в том, чтобы ею разумно пользова-
лись все. Свобода достигается при высокой нравственной культуре народа. Следует приучить воспитанника принимать общественные нормы поведения как внутренне необходимые. Формирующийся человек должен осознавать прикладное значение всех тех качеств, которые в нем стремятся воспитать. Невозможно развивать нравственное чувство только наставлениями. Личный пример -лучшее воспитательное средство.
Основными способами регуляции действий молодого человека в обществе являются нравственные нормы. Выполняя свою социальную функцию, передавая из поколения в поколение духовный опыт, воспитатель должен опираться на высшие достижения отечественной и мировой культуры, то есть способствовать формированию интеллигентного человека.
Российское образование отличается своей фундаментальностью. Если воспитанник стремится обучиться конкретным технологиям в своей специальности в ущерб общетеоретической подготовке, он не добьётся высот в своей профессии. Гуманитарное образование - основа не только для дальнейшей карьеры, но и для духовно-нравственного совершенствования.
Важным условием успеха процесса воспитания является взаимодействие учебного заведения, общественности и семьи. Семья должна предъявлять высокие требования к учебному заведению, но помнить, что родители являются такими же ответственными участниками воспитательного процесса, как и профессиональные педагоги. Между семьей и школой существует взаимная требовательность. Педагог должен уметь вовремя дать обоснованный совет родителям по воспитанию детей, так как они не всегда умеют заметить изменения в условиях жизни.
Родители в большей степени, чем школа, могут следить за кругом общения, интересами детей и влиять на них. Некоторые родители высказывают следующее мнение: «Неважно, чем занят ребенок: спортом, музыкой или вязанием. И чем больше нагрузка, тем лучше. Главное, чтобы он не попал под дурное влияние на улице». На наш взгляд, такой подход имеет смысл, но надо учитывать наклонности и стремления самого ребенка, тем более что существует много кружков на любой вкус. Если ребенок будет год за годом делать успехи в каком-либо направлении дополнительного образования, вряд ли он променяет первое место в чемпионате России на ведущую роль во дво-
248
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
Особенности фрустрации и стратегий преодоления у успевающих и неуспевающих студентов
ре по картам. Бесспорно, личный пример - лучшее воспитательное средство. Яркие факты из жизни действуют лучше формальных нотаций.
Причины кризиса воспитания кроются во всеобщем упадке нравов, которые пропагандируют многие федеральные институты, например телевидение.
Выдающийся писатель-гуманист Э. Фромм утверждал: «Я верю, что лишь в исключительных случаях человек рождается святым или преступником. Большинство из нас предрасположены и к добру, и к злу, хотя соответствующее влияние этих наклонностей у разных людей различно. Поэтому наша судьба в значительной мере определяется теми влияниями, которые формируют данные наклонности» [5, с. 371-372].
В каждом обществе помимо общечеловеческих нравственных законов существуют нормы, отвечающие идеям данного исторического периода. Крушение нравственных законов ведет к распадению общества.
Изменения социально-экономических условий в нашей стране требуют новых подходов к определению цели воспитания, содержания и структуры воспитательного процесса. Воспитание предполагает влияние на человека всех формирующих его факторов и в этом смысле отождествляется с социализацией личности. Способности личности проявляются в политической, экономической, духовной, экологической, педагогической и других сферах.
В духовной сфере формирование нравственной позиции развивающейся личности реализуется во взаимодействии с окружающими людьми. Этот процесс социализации включает многое: определение своего отношения к религии, пробу сил в гуманистических поступках, апробацию собственных возможностей в эстетической деятельности. Развитие духовной культуры совершается на основе личной активности воспитанника во взаимодействии с окружающей социальной средой. В современной России эту социопсихопедагогическую проблему могут решить школа, семья и общественность только сообща.
В заключение хотелось бы подчеркнуть актуальность афоризма эпохи античности: «Тот, кто преуспел в науках и отстал в нравственности, больше отстал, чем преуспел».
Библиографический список
1. Запесоцкий А.С. Обеспечение качества высшего гуманитарного образования // Педагогика. -2006. - №№2.
2. Победоносцев К.П. Воспитание характера в школе // Педагогика. - 1999. - №28.
3. Степанова Л.А. П.Ф. Каптерев: психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания // Педагогика. - 1999. - №26.
4. Кулаев К.В. Педагогическая эстетика России 20-х годов. - М., 2002.
5. Фромм Э. Из плена иллюзий. - М., 1991.
А.Р. Эрбегеева, Т.Д. Дубовицкая
ОСОБЕННОСТИ ФРУСТРАЦИИ И СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ У УСПЕВАЮЩИХ И НЕУСПЕВАЮЩИХ СТУДЕНТОВ
Представлены результаты исследования уровня фрустрации, стратегий преодоления и их взаимосвязи с другими чертами личности у успевающих и неуспевающих студентов. Особое внимание уделено внутренним и внешним фрустраторам, затрудняющим успешное обучение в вузе. Отмечается необходимость конструктивного преодоления фрустрации.
Ключевые слова: фрустрация, фрустраторы, стратегии преодоления.
В отличие от проблемы неуспеваемости школьников, неуспеваемость студентов практически не является предметом психологических исследований. И это вполне объяснимо. Считается, что если абитуриент смог выдержать вступительные экзамены, то уже он способен учиться в вузе хотя бы на «удовлетворительно». Для этого ему нужно быть прежде всего дисциплинированным, добросовестным и
ответственным; методическое и техническое оснащение современных вузов обеспечивает доступ к любой учебной информации. К тому же, качество подготовки специалиста связывается с уровнем требований, предъявляемых к нему во время обучения в вузе. Считается, что чем выше требования к студенту, тем выше уровень его подготовки к профессии. Соответственно, студенты, не сдавшие и не пересдавшие экзамены в отве-
© А.Р. Эрбегеева, Т.Д. Дубовицкая, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
249