Научная статья на тему 'Особенности формирования здоровьсберегающего пространства в образовательном учреждении'

Особенности формирования здоровьсберегающего пространства в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГ / УЧАЩИЙСЯ / СЕМЬЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Л. В.

Статья рассматривает проблему заболеваемости и отклонений от норм здорового образа жизни, состояний, вызванных асоциальным поведением подрастающего поколения. Структура здоровьесберегающего пространства образовательной организации включает руководителей образовательных организаций и педагогические коллективы, в том числе и семью ребенка, влияющих на развитие и формирования ценности здорового образа жизни школьника. Особенностью формирования здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения является педагогическое образование, включающее обучение и воспитание личности. Использование новых управленческих технологий, усвоение новых экономических и правовых знаний, повышение уровня здоровьесберегающих условий и качества реализации педагогических программ при условии качественного взаимодействия педагога и ученика создадут возможность сформировать здоровую, интеллектуальную, нравственную личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION FEATURES HEALTH SAVING SPACE IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION

The article considers the problem of morbidity and deviations from the norms of a healthy lifestyle, conditions caused by the antisocial behavior of the younger generation. The structure of the health-saving space of the educational organization includes the leaders of educational organizations and pedagogical teams, including the family of the child, affecting the development and formation of the values of a healthy lifestyle for a schoolchild. A feature of the formation of the health-saving space of an educational institution is pedagogical education, including the training and education of the individual. The use of new management technologies, the assimilation of new economic and legal knowledge, increasing the level of health-saving conditions and the quality of the implementation of pedagogical programs, provided that the teacher and the student interact with each other, will create the opportunity to create a healthy, intellectual, moral personality.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования здоровьсберегающего пространства в образовательном учреждении»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Петрова Л.В.

Краснотурьинская городская больница «Пелымское отделение» клинический психолог, акушер кандидат психологических наук Свердловская область г. Ивдель, п.г.т. Пелым

FORMATION FEATURES HEALTH SAVING SPACE IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION

Petrova L.

Krasnoturyinsk city hospital "Pelymsky office» clinical psychologist, obstetrician PhD in psychology Sverdlovsk region the town of Ivdel, village. Pelym

Аннотация

Статья рассматривает проблему заболеваемости и отклонений от норм здорового образа жизни, состояний, вызванных асоциальным поведением подрастающего поколения. Структура здоровьесберегаю-щего пространства образовательной организации включает руководителей образовательных организаций и педагогические коллективы, в том числе и семью ребенка, влияющих на развитие и формирования ценности здорового образа жизни школьника. Особенностью формирования здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения является педагогическое образование, включающее обучение и воспитание личности. Использование новых управленческих технологий, усвоение новых экономических и правовых знаний, повышение уровня здоровьесберегающих условий и качества реализации педагогических программ при условии качественного взаимодействия педагога и ученика создадут возможность сформировать здоровую, интеллектуальную, нравственную личность.

Abstract

The article considers the problem of morbidity and deviations from the norms of a healthy lifestyle, conditions caused by the antisocial behavior of the younger generation. The structure of the health-saving space of the educational organization includes the leaders of educational organizations and pedagogical teams, including the family of the child, affecting the development and formation of the values of a healthy lifestyle for a schoolchild. A feature of the formation of the health-saving space of an educational institution is pedagogical education, including the training and education of the individual. The use of new management technologies, the assimilation of new economic and legal knowledge, increasing the level of health-saving conditions and the quality of the implementation of pedagogical programs, provided that the teacher and the student interact with each other, will create the opportunity to create a healthy, intellectual, moral personality.

Ключевые слова: здоровьесберегающее пространство, образовательное учреждение, обучение, воспитание, развитие, педагог, учащийся, семья, здоровый образ жизни, инновационные технологии.

Keywords: health-saving space, educational institution, training, education, development, teacher, student, family, healthy lifestyle, innovative technologies.

В настоящее время наиболее остро встает проблема охраны здоровья, формирования здорового образа жизни и предупреждения заболеваемости молодого поколения, так как именно в этой категории отмечается рост, различных заболеваний и отклонений в состоянии здоровья, вызванных преимущественно образом жизни семьи или подростка.

Современное образование с его постоянными процессами обновления, инновационными преобразованиями, предъявляет все более высокие требования к сохранению здоровья человека и нации в целом. Современная система образования, входящая в состав здоровьесберегающего пространства образовательной организации, выдвигает новые требования к учебно-воспитательному процессу и к

формированию у обучающихся осознания ценности здорового образа жизни.

Здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения предполагает реализацию принципов здорового образа жизни и включает в себя организацию учебно-воспитательного процесса и санитарно - гигиенические условия пребывания обучающихся в школе. Работы Белостоцкой Е.М. (1994); Бецкой И.И. (2012); Грум-Гржимай К.И. (2016); Эрисмана. Ф.Ф. (1903) описывают способы сохранение физического, психического и духовного благополучия учащихся в образовательной среде [2, с. 12].

Наиболее значимыми компонентами для развития в образовательной организации здоровьесбе-

регающей среды являются высокий уровень организации руководителей школ и педагогических коллективов, которые обеспечивают реализацию учебно-воспитательных программ, направленных на сохранение и формирование ценности здорового образа жизни школьников.

Суть проблемы заключается в увеличении заболеваний школьников. Статистические данные Свердловской области за последние пять лет свидетельствуют о том, что общая и первичная заболеваемость детей до 17 лет повысилась в области на 23%; наиболее повысились заболевания системы кровообращения и травмы, на 5-8%; заболеваемость органов дыхания увеличилась на 6,0%, болезни глаз - на 8,9%, органов пищеварения - на 8,8 %), болезни нервной системы - на 6,5 %, болезни кожи и подкожной клетчатки, травмы и отравления составили 9,1% [4, с.10] .

Пугающие своим размахом цифры заболеваемости старших школьников и ежегодно увеличивающееся количество детей с диагнозом «алкогольная зависимость» и «наркомания», создают необходимую базу для актуализации психолого-педагогических ресурсов с учетом повышения профессиональной компетентности руководителей и педагогов общеобразовательной системы. Жизненно необходимо развитие здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения, повышение качества учебно-воспитательных воздействий на старшеклассников с целью формирования у них ценности здорового образа жизни, развития личности. В научных трудах Амосова Н.М., Бени-кот Н., Брехман И.И., Виленского М.Я., Граевской Н.Д., Зимкина Н.В и других достаточно глубоко изучен вопрос о ценностях здорового образа жизни и механизмы его стимулирования [1, с. 122].

Что же такое образование? Образование в современном понимании включает процесс передачи накопленных поколениями знаний и результат человека как осознанного, развитого, активного субъекта общества. [3, с. 101].

Гуманистическая парадигма философских, социологических, психологических систем рассматривает концепцию человека, как высшую ценность. Его развитие, сохранение и укрепление здоровья в процессе обучения и воспитания представлено в научных трудах выдающих педагогов - гуманистов Коменского Я.А., Руссо Ж.Ж. , Толстого Л.Н., Кап-терева П.Ф., Монтессори М. и других. Современные педагоги-исследователи Бондаревская Е.В., Газман О.С., Ильин В.С., Кларин М.В., Кульневич С.В., СериковВ.В. отмечают, что человек - субъект собственного самосовершенствования и саморазвития, достижения нравственных ценностей и идеалов, обеспечивающий сохранение здоровья и продуктивность деятельности [3, с. 32].

Здоровьесберегающее пространство в образовательном учреждении -п процесс, включающий в себя обучение, воспитание, развитие интеллектуальных способностей, ценностных ориентаций, сохранение и здоровьесбережение, адаптацию и социальную активность личности. Образование характеризуется непрерывностью выполнения значимой

функции общества - формирование личности, ускоряя развития её мировоззрения, принципов морали, ценностных ориентаций, обеспечивая на протяжении всей ее жизни, как личности, как субъекта индивидуальности [5, с. 65].

Здоровьесберегающее пространство образовательной системы включает различные формы организации и регулирования общественной жизни, в том числе и семью. Образование - педагогический процесс, который определяется учебно-воспитательными и самообразовательными элементами, направленными на выполнение задач образования в соответствии поставленными государственными стандартами и программами образования.

Внутри образования можно выделить два процесса: обучение и воспитание. Обучение - овладение знаниями и практическими навыками, опытом, мировоззренческими, творческими идеями. Воспитание - формирование творческих взглядов, убеждений, привычек поведения.

Здоровьесберегающим пространством в учреждении образования является обучение и воспитание как деятельности, состоящие в том, что это двойной предмет труда. С одной стороны, главное его содержание составляют взаимоотношения с людьми. Выготский Л.С. считает, что успех решения поставленной задачи основан на желании и готовности действовать вместе с учителем. Сухом-линский В.А. пишет: «Общественная сущность человека проявляется в его отношениях, связях, взаимоотношениях с другими людьми. Познавая мир и себя как частицу мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, отношения, удовлетворяющие его материальные и духовные потребности, ребенок включается в общество, становится его членом. Этот процесс приобщения личности к обществу и, следовательно, процесс формирования личности ученые называют социализацией» [5, с. 45].

Педагогическая деятельность требует специальных знаний, умений и навыков двойной подготовки, то есть человековедческой и специальной.

Основными компонентами здоровьесберагю-щего пространство образовательного учреждения являются:

- определение целей образовательного учреждения должны быть интересны (интерактивны, практико -ориентированы);

- постановка задач овладениями новыми педагогическими технологиями, ориентируемых на достижение планируемых результатов;

- проектирование учебного процесса подкрепление педагогическими стратегиями (информационной, здоровьесберегающей технологиями и др.);

- повышение квалификации всех специалистов педагогического процесса;

- анализ результатов деятельности учебно-педагогического процесса совместно с родителями и детьми, обратная связь (возможность работать над ошибками) [6, с. 22];

Здоровьесберегающее пространство образовательного процесса имеет множество противоречий,

которые могут влиять на развитие, ценностное отношение к здоровому образу жизни школьника.

Существуют внешние и внутренние противоречия. Внешние - новые социальные задачи, стоящие перед школой и возможностями школы. Вредное влияние на детей многих СМИ, частичная утрата семейных традиций и рост числа педагогически несостоятельных семей, перспективными требованиями социального прогресса. К внутренним противоречиям относят:

- между требованиями ребенка уровнем его развития, реальными возможностями его удовлетворения;

- между знаниями и их практическим применением;

- между созданием и организацией условий учителем, инициирующих учебную деятельность, учитывая индивидуальные характеристики усвоения школьников ведущую к образовательным результатам.

- между скоростью образовательного процесса новых вспомогательных технологий и мотивация самого ученика;

- между целенаправленным педагогическим воздействием учителя инициатором проектов со знанием работы, влияющие на качество обучения и воспитания ученика;

- взаимодействие внешних требований и внутренней мотивации ребенка [6, с. 26].

Изучение особенностей здоровьесберегаю-щего пространства образовательного учреждения находит своё отражение в трудах Бондаревской Е.В., Ильина В.С., Фоменко В.Г., Щукина Т.И. и других, отражает элементы, характерные как для обучения, так и для воспитания школьников в педагогическом процессе:

- двух стороннее взаимодействие педагога и ученика;

- направленность всего обучающего процесса, не только усвоение знаний, но и обеспечение здо-ровьесберегающих условий, влияющих на развитие гармоничной личности [3, с. 61].

Таким образом, особенностью формирования здоровьесберегающего пространство в образовательном учреждении является взаимосвязь всех структурных элементов: постановка цели, задач, средства достижения и результат образования. Реализация трех функций: обучение, воспитание и развитие в едином процессе, дает возможность формировать интеллектуальные, нравственные способности, привить молодому поколению ценностное отношение к здоровому образу жизни, как основу жизнедеятельности человека.

Список литературы

1. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. -214 с.

2. Никитин, Н.В. Модель развития образовательного учреждения на основе здоровьесберегаю-щей организации учебно-воспитательного процесса: кан. пед. наук 13.00.01/ Никитин Николай Викторович. - Челябинск. - 1999. - 18 с.

3. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н.Емельянова ; под ред. В.И.Загвязинского. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 352 с

4. Петрова, Л.В. Психолого-педагогическая модель формирования ценности здорового образа жизни у старших школьников: кан. пс.. наук 13.00.07. /Петрова Лариса Витальевна. - Екатеринбург. -2018. - 18 с.

5. Сластенин, В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сла-стенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

6. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика: краткий курс: / И.И. Черкасова, Т.А. Яркова //Учебное пособие. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2005. - 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.