справедливые правила, чтобы помощь в первую очередь оказывалась тем, кому это действительно нужно.
Список литературы
1. Eurointegration.com [Электронный ресурс]: 2014,- Электрон. дан.
2. Laws-portal.ru [Электронный ресурс]: 2014,- "Данные и политика Центробанка за 2014 год".
3. Tass.ru [Электронный ресурс]: 2016,- "Ограничительные меры, введенные против России".
4. Vesti.ru [Электронный ресурс]: 2016,- Сюжет рубрики.
5. Vestifinance.ru [Электронный ресурс]: 2016,- "Публикация результатов эмбарго".
Assessment of the effectiveness of the phased introduction of sanctions against Russia and their totals.
Alexander Zubko, student
(e-mail: [email protected])
Novocherkassk engineering-meliorative Institute. A. K. Kortunov "Donskoy state agrarian UNIVERSITY", Novocherkassk, Rostov region, Russia
Dalchenko Elena Aleksandrovna, candidate of Economics, associate Professor (e-mail:[email protected])
Novocherkassk engineering-meliorative Institute. A. K. Kortunov "Donskoy state agrarian UNIVERSITY", Novocherkassk, Rostov region, Russia
Abstract. This article discusses the purpose and stages of the imposition of sanctions by the US, EU and other countries. Revealed the results of their impact on the Russian economy. Identified impacts of the sanctions on the banking system of the country and its integration into the world. And also the observation ofprospects of development in the field of import, where Russia has the potential, thanks to sufficient resources.
Key words: sanction, stages of penalties, the prospects of import substitution, integration of the banking system.
УДК 657(075.8)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Иваник Елена Викторовна, магистрант
Научный руководитель Прищепа Людмила Владимировна,
доцент, к.э.н. доцент кафедры бухгалтерского учета Кубанский государственный аграрный университет, г.Краснодар, Россия
В статье исследованы понятие и сущность учетной политики и особенности ее формирования субъектами малого предпринимательства
Ключевые слова: малые предприятия, учетная политика, доходы и расходы, бухгалтерский учет, налоговый учет
Организация налогового учета оказывает существенное влияние на финансово-экономическое состояние субъектов малого и среднего предпринимательства, на показатели финансовой отчетности. От выбора, сделан-
ного при разработке налоговой учетной политики, зависит порядок, сроки уплаты и суммы налогов [1] .
Налоговым кодексом РФ закреплено, что учетная политика для целей налогообложения представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. В свою очередь, налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать предусмотренные законодательством налоги и сборы.
В соответствии со ст. 313 Налогового кодекса РФ налоговый учет обязаны вести все налогоплательщики в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов в бюджет.
Таким образом, все экономические субъекты, у которых возникают обязательства по уплате налогов и сборов, обязаны закрепить в учетной политике для целей налогообложения допускаемые варианты (способы) ведения учета и утвердить ее приказом руководителя. Не являются исключением субъекты малого и среднего предпринимательства.
Основы формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета содержатся в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, где дано расширенное определение учетной политики организации. Под таковой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [5].
Выбор одного из предлагаемых нормативными документами вариантов методики учета конкретных операций, самостоятельная разработка способов ведения учета и обоснование отступлений от предписаний нормативных документов и составляют учетную политику организации.
Учетную политику малого предприятия следует начать с перечня нормативных актов, на основе которых он будет вести свой учет. В него следует включить следующие нормативные акты:
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н);
- План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н);
- перечень ПБУ, которые будут применяться в учете;
- методические указания и рекомендации, выпущенные Минфином России и другими министерствами и ведомствами, необходимые в работе организации.
Если в одном приказе объединены и бухгалтерская, и налоговая учетная политика, то следует указать и главный налоговый документ - Налоговый кодекс РФ [2].
Эффективность учетной политики малого предприятия зависит от того, насколько четко сформулированы ее элементы, отражающие особенности ведения бухгалтерского учета и налогообложения. Требования к содержанию учетной политики в Налоговом кодексе РФ четко не установлены. Организации, использующие упрощенную систему налогообложения налогоплательщики могут включать в нее:
- способы (методы) учета, в отношении которых Налоговый кодекс РФ дает налогоплательщику право выбора, но не содержит прямого указания на необходимость закрепления этого выбора в учетной политике;
- самостоятельно разработанные способы (методы) учета, если в отношении конкретных объектов (хозяйственных операций) Налогового кодекса РФ они не установлены;
- иные положения, не противоречащие законодательству.
В учетной политике можно выделить 4 основных раздела: организационные положения, упрощенная система налогообложения, налог на доходы физических лиц, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
В организационных положениях необходимо раскрыть следующую информацию:
- виды деятельности, осуществляемые организацией;
- кто осуществляет ведение и учет доходов и расходов;
- способ ведения учета для целей налогообложения.
В следующем разделе закрепить аспекты налоговой системы, применяемой в организации, а именно:
- указать объект налогообложения (доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов;
- закрепить применяемую налоговую ставку (6 %, 15 %, либо иную ставку, установленную субъектом;
- закрепить способ ведения книги учета доходов и расходов.
Важной проблемой качественного информационного обеспечения управления малыми предприятиями является организация правильного учета доходов и расходов организации, обеспечивающего возможность расчета налога на прибыль по общей системе налогообложения или единого налога при применении специальных налоговых режимов в соответст-
вии со ст. 346.15, 346.16 Налогового кодекса РФ [3].
Большинство организаций учитывают в бухгалтерском учете доходы и расходы методом начисления. Нормативные правовые документы позволяют субъекту малого предпринимательства использовать кассовый метод в обоих учетах. Однако такой выбор не приведет к уменьшению работы бухгалтера. В ряде случаев различий между учетами при одинаковом методе больше, чем при применении разных методов учета доходов и расходов. Так, например, в бухгалтерском учете при кассовом методе материальные расходы признаются при условии их оплаты и списания на затраты, а в налоговом учете при кассовом методе для их признания достаточно лишь факта оплаты.
В соответствии со ст. 346.14 Налогового кодекса РФ из малых организаций только участники договора простого товарищества или договора доверительного управления имущества в качестве объекта налогообложения применяют доходы, уменьшенные на величину расходов. Других ограничительных предписаний по вопросам выбора объекта налогообложения Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. В целях оптимизации налогового учета организациям, принявшим решение о применении объекта доходы, уменьшенные на величину расходов, следует определить для себя наиболее подходящие варианты признания расходов, а затем обязательно закрепить эти положения в учетной политике:
- как ведется учет материально-производственных запасов (метод оценки, порядок нормирования расходов);
- учет расходов на основные средства и нематериальные активы (учет расходов на приобретение, порядок перерасчета налоговой базы в случае досрочной реализации);
- учет иных сумм, уменьшающих налоговую базу (право на уменьшение налоговой базы на сумму убытка, включение в расходы разницы между уплаченным минимальным налогом и налогом, исчисленном в общем порядке).
Так как организации признаются налоговыми агентами, в учетной политике необходимо утвердить форму налогового регистра по учету доходов, налоговых вычетов и налога на доходы физических лиц и форму регистра по учету страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Положения учетной политики для целей налогового учета не могут противоречить положениям учетной политики для целей бухгалтерского учета, и должны детально раскрывать порядок применения системы налогообложения, а так же уточнять порядок возникновения иных налоговых обязательств у субъекта малого предпринимательства в соответствии с законодательством [1].
Согласно общему порядку учетная политика должна быть утверждена приказом или распоряжением руководителя организации (ст. 167 Налогового кодекса РФ). Вновь созданная организация утверждает учетную политику не позднее окончания первого налогового периода. В этом случае
считается, что она применяется со дня создания организации (ст. 167 Налогового кодекса РФ). В остальных случаях учетная политика утверждается не позднее 31 декабря года, предшествующего году ее применения.
Организация не обязана каждый год утверждать новую учетную политику, она вправе применять ранее утвержденную, внося в нее по мере необходимости изменения и дополнения.
Ответственный подход к формированию учетной политики для целей налогообложения способствует систематизации учета в целях налогового законодательства, а также снижению рисков возникновения ошибок, налоговых и административных последствий за несоблюдение законодательных норм Российской Федерации.
Список литературы
1. Прищепа Л.В. Бухгалтерский учет в торговых организациях: учебное пособие / Л.В. Прищепа, О.И. Федосеева. Краснодар, 2012.
2. Давиденко Е.А., Прищепа Л.В. Переход на МСФО: первое применение. В сборнике: Современная экономическая наука: теория и практика. Сборник научных статей по итогам IV Международной молодежной научно-практической конференции. 2016. С. 101-104.
3. Прищепа Л.В. Уровень жизни населения и социальная политика. В сборнике: Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, в 2-х томах. ответственный редактор Горохов А. А. Курск, 2015. С. 288-291.
4. Коровянская А.И., Прищепа Л.В. Создание резерва на оплату отпусков. В сборнике: Современная экономическая наука: теория и практика. Сборник научных статей по итогам IV Международной молодежной научно-практической конференции. 2016. С. 144-148.
5. Коровянская А.И., Прищепа Л.В. Совершенствование бухгалтерского учета финансовых активов в коммерческих организациях. В сборнике: Социально-экономические проблемы и перспективы развития АПК Сборник научных статей по итогам III Международной студенческой научно-практической конференции. Ответственный за выпуск С.А. Шулепина. 2015. С. 68-71.