Нечаев С.В., Изиляев А.А., Бебинов С.Е. Особенности формирования силовой выносливости у обучающихся Омского ГАУ // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№4 (7) октябрь - декабрь. -URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/471-00216. - ISSN 2413-4066
УДК 796.012.116
Нечаев Сергей Владимирович
Старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск
Изиляев Анатолий Андреевич
Старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск
Бебинов Сергей Евгеньевич
Кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Особенности формирования силовой выносливости у обучающихся Омского ГАУ
Аннотация. Рассматриваются методы развития силовой выносливости обучающихся Омского ГАУ, как интегрального качества, повышающего общую работоспособность. Выявлено, что формирование этого физического качества имеет непрямолинейный характер. Более эффективной является нагрузка, выполняемаяв аэробно-анаэробном режиме, с последующимувеличением ее интенсивности.
Ключевые слова: физическая культура, работоспособность, силовая выносливость, интенсивность нагрузки, порог анаэробного обмена.
Введение. Физическая культура представляет собой один из наиболее существенных факторов всестороннего и гармоничного развития обучающихся Омского ГАУ. Под влиянием физических нагрузок происходит формирование организма, разворачиваются механизмы адаптации, которые помимо приспособления к физической работе способствуют повышению специфической резистентности, что значительно снижает риск развития болезней. В результате выполнения регулярных спортивных нагрузок повышается функциональное состояние студентов, происходит развитие физических способностей и двигательных качеств, воспитываются воля и характер обучающихся. Особенности этой перестройки соответствуют видам и содержанию работы, значительная часть которой приходится на занятия физической культурой в рамках учебного процесса университета.
Используемые на занятиях средства и методы физического воспитания имеют различную направленность и число их очень велико. В то же время, особое внимание уделяется развитию силовой выносливости, как интегрального качества, обеспечивающего общую работоспособность студентов. Это физическое качество имеет сложную структуру и основывается на возможности человека поддерживать значительное силовое напряжение на протяжении длительного времени. Продолжительность физической работы, связанной с проявлением силы, до снижения ее интенсивности разделяется на две фазы [1]. Особенностью первой фазы является развитие чувства утомления. В свою очередь, вторая
фаза характеризуется способностью обучающегося противостоять утомлению и продолжать выполнение силовой работы без снижения ее интенсивности за счет волевого усилия. Соотношение длительности этих фаз у разных обучающихся различно. У тех, кто имеет слабую нервную систему длиннее первая фаза, а у лиц с более сильным типом нервной системы продолжительность второй фазы дольше.
Силовая выносливость различных групп мышц значительно различается. Выявлено, что при динамической работе все мышцы разгибатели выносливее, чем сгибатели [2]. Наиболее ярко силовая выносливость проявляется в мышцах туловища, а затем идут мышцы стопы, бедра, плеча и голени.
Зависимость между максимальными силовыми возможностями и выносливостью различна. В том случае, если выполняемое динамическое упражнение носит силовой характер, то уровень силовой выносливости определяется силовыми возможностями обучающегося[3]. При этом не обнаружено существенных связей между проявлением максимальной силы и статической выносливостью [4].
Выносливость к статическому усилию различна у спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта [5]. Как видно из данных, представленных в табл. 1 более высокой выносливостью обладают бегуны-средневики, стайеры и стрелки, причем у последних наибольшая выносливость выявлена у тех, кто стреляет из винтовок.
Таблица 1
Силовая выносливость и ее компоненты у представителей различных видов __спорта[1]__
Спортивная специализация Выносливость, с I компонент, с / % II компонент, с / %
Спортивная гимнастика 67,2 16,7 / 25 50,5 / 75
Художественная гимнастика 48,8 20,0 / 40 28,8 / 60
Легкоатлеты спринтеры, 63,2 32,4 / 51 30,8 / 49
Легкоатлеты средневики и стайеры 101,7 24,7 / 24 77,0 / 76
Стрелки из пистолета 81,2 33,5 / 41 47,7 / 59
Стрелки из винтовки 91,1 39,3 / 43 51,8 / 57
Более низкая выносливость к статическому усилию наблюдается у художественных гимнасток. Однако если рассмотреть проявление силовой выносливости с позиции сочетания ее компонентов, то результаты наблюдения несколько меняются. На первое место выходят спортивные гимнастки, средневики и стайеры, а на последнем месте находятся спринтеры[1, 6].
Развитию силовой выносливости способствует применение различных методов. Наиболее эффективной является круговая тренировка [7]. При выполнении работы ее интенсивность определяется по изменению характеристик гемодинамики, в частности частоте сердечных сокращений.
Развитие силовой выносливости включает ряд этапов: развитие общей выносливости, образование специального фундамента, усиление специального фундамента и его силовых характеристик, воспитание специальной выносливости.
Для воспитания общей выносливости необходима длительная работа в аэробном режиме. Интенсивность нагрузки регулируется по частоте сердечных сокращений (ЧСС), которая должна составлять порядка 130 уд./мин. Такой режим работы позволяет выполнять нагрузку длительно без заметного нервно-психического напряжения. При этом повышается не только работоспособность сердечнососудистой системы, но и укрепляется опорно-двигательный аппарат, укрепляются мышцы, повышается эластичность связок.
Второй этап позволяет сформировать специальный фундамент. Упражнения на протяжении этого периода выполняются с возрастающей интенсивностью. ЧСС на этом этапе повышается от 150 до 170 - 180 уд./мин.
Усиление специального фундамента происходит на третьем этапе развития силовой выносливости. Он направлен на улучшение анаэробных возможностей организма обучающегося. Физические упражнения выполняются в различных условиях, начиная с упрощенных и заканчивая значительными отягощениями. Интенсивность нагрузки контролируется по ЧСС, которая должна находиться на уровне 190 уд./мин.
На четвертом этапе происходит воспитание силовой выносливости. Задачей подготовки является укрепить возможность выполнять упражнения длительное время. В табл. 2 показано содержание тренировочной работы для развития силовой выносливости [7].
Таблица 2
Содержание тренировочной работы для развития силовой выносливости_
Зона мощности Вес отягощения, кг Продолжитель ность работы в одном Интервалы отдыха, мин Число повторений, ЧСС, уд./мин
повторении, мин раз
Умеренная 5 - 8 15 - 20 3 - 5 2 - 3 140 - 160
Большая 5 - 10 5 - 10 5 - 10 4 - 5 160 - 180
Субмаксимальная 12 - 20 2 - 3 По самочувствию 6 - 12 180 - 190
Максимальная 12 - 20 До отказа По самочувствию 3 - 5 180 - 190 и более
Представленные данные свидетельствуют, что интенсивность и объем выполняемой нагрузки взаимосвязаны друг с другом. В частности, чем выше первый показатель, тем ниже второй.
Для оптимизации учебного процесса по физической культуре в Омском ГАУ нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление режимов физической работы, способствующих развитию у обучающихся Омского ГАУ способностей к проявлению силовой выносливости.
Организация исследования. В эксперименте приняли участие обучающиеся юноши 1 - 3 курсов факультета Технического сервиса в АПК (п = 32). Занятия проводились в рамках учебного процесса кафедры физической культуры и спорта с сентября по апрель 2015 - 16 уч. года. Для повышения эффективности подготовки на занятиях использовался метод круговой тренировки. Интенсивность нагрузки регулировалась по результатам определения ЧСС обучающихся.
Экспериментальная группа «А» выполняла комплекс круговой тренировки с использованием небольших весов при низкой интенсивности в течении 30 с. Отдых между подходами состоял 1 мин.
Выполнение упражнений круговой тренировки группой «Б» составляло 30 с. Интенсивность нагрузки регулировалась по ЧСС, которая находилась в пределах от 150 до 170 уд./мин. Следующая серия упражнений начиналась, когда ЧСС снижалась до 110 - 120 уд./мин.
Группа «В» выполняла работу с высокой интенсивностью. В среднем ЧСС составляла 180 уд./мин. Упражнения выполнялись на протяжении 30 с, а интервалы отдыха имели продолжительность 40 с.
Результаты исследования и их обсуждение. Используемые в эксперименте режимы круговой тренировки оказали различное воздействие на обучающихся (табл. 3).
Представленные данные показывают, что исходный уровень показателей физической подготовленности обучаемых не имел статистически достоверных различий. Более высокие показатели начальной подготовленности выявлены в группе «Б». Среднее количество сгибаний-разгибаний рук в упоре на брусьях составило 9 раз, величина прыжка в длину была 210 см, обучаемые выполняли 28 приседаний за 30 с.
После проведения пяти занятий прирост количества подтягиваний на перекладине во всех группах составил 12 %. В большей мере выражен темп прироста количества сгибаний и
разгибаний рук в упоре на брусьях в группах «Б» и «В» (22 %). Прирост количества подниманий туловища из положения лежа на спине выше в группе «Б» (8 %), а увеличение количества приседаний за 30 с выше в группах «Б» и «В» (11 %).
После завершения цикла тренировок, охватывающего 10 занятий, более высокий темп прироста результатов выявлен в группе «В». Прирост количества подтягиваний в висе на перекладине составил 22 %, подниманий туловища из положения лежа - 16 % и приседаний
за 30 с - 26 %.
Таблица 3
_Динамика спортивно-технических показателей в экспериментальных группах
Группа Период подготовки Показатели
Подтягивание на перекладине, раз Сгибание разгибание рук на брусьях, раз Прыжок в длину с места, см Поднимание туловища из положения лежа на спине, раз в мин Приседания за 30 с, раз
А Начальный уровень 8 8 208 35 27
Б 8 9 210 35 28
В 8 8 208 34 27
Прирост показателей, %
А 5 занятий 12 12 1 0 4
10 занятий 12 22 1 8 11
16 занятий 22 40 3 18 20
Б 5 занятий 12 22 2 8 11
10 занятий 17 22 3 13 13
16 занятий 27 40 6 21 19
В 5 занятий 12 22 1 6 11
10 занятий 22 22 2 16 26
16 занятий 40 51 6 28 29
К завершению педагогического эксперимента более высокий темп прироста показателей наблюдался в группе «В». Исключением явился прирост длины прыжка с места, который одинаков как в группе «В», так и в группе «Б» (6 %).
Полученные экспериментальные данные свидетельствуют, что прирост подготовленности обучающихся имеет непрямолинейную структуру. Более высокий темп выявлен на более поздних этапах подготовки. В частности, увеличение подготовленности в группах «Б» и «В» не имеет заметных различий в середине тренировочного цикла. Предположительно это связано с тем, что в перерывах отдыха в группе «Б» обучающиеся находились на уровне порога анаэробного обмена (ЧСС составила 110 - 120 уд./мин), что по-видимому явилось дополнительным тренирующим фактором.
В то же время, на более позднем этапе тренировок более высоких значений достиг темп прироста подготовленности у обучающихся группы «В». Вероятно это является следствием более высокой интенсивности тренировочного процесса.
Вывод. Результаты исследования показывают, что при развитии силовой выносливости наиболее оптимальным является тренировочный режим, выводящий обучающихся на уровень порога анаэробного обмена в середине тренировочного цикла. В тоже время более поздний этап обучения должен предусматривать выполнение физической нагрузки в анаэробном режиме (ЧСС 190 уд./мин) с более продолжительными интервалами отдыха между отдельными подходами.
Ссылки на источники:
1. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. - СПб. : Питер, 2003. - 384 с.
2. Попов Ю.А. Топография силовой выносливости мышц человека // Теория и практика физической культуры, № 2, 1986. - С. 32 - 33.
3.Аверкович Н.В. Непараметрические зависимости между силой и выносливостью // Теория и практика физической культуры, № 12, 1970. - С. 16 - 18.
4..Русин В.Я., Кун К.Ф., Марков Е.Н. О корреляции между статической и динамической работоспособностью спортсменов // теория и практика физической культуры, № 5, 1972. - С. 31 - 35.
5Ильина М.Н. Проявление выносливости и ее компонентов у представителей различных видов спорта // Психомоторика. - Л., 1976. - С. 111 - 114.
6.Сальников В.А. Индивидуальные особенности возрастного развития : монография. -Омск : СибАДИ, 2013. - 411 с.
7. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М. : ФиС, 1988. - 288 с.
Sergey Nechayev
Senior Lecturer
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Anatoly Izilyaev
Senior Lecturer
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Sergey Bebinov
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Features of formation of power endurance in students of Omsk SAU
Abstract. Methods of strength endurance of students of Omsk State Agrarian University, as an integral quality, improves overall performance. It was found that the formation of the physical quality of a non-straight character. More effective is the load running on the verge of anaerobic threshold, with a further increase in its intensity.
Keywords: physical education, performance, strength endurance, load intensity, anaerobic threshold.