Цель: реализация оформленных задач посредством совместной деятельности родителей и детей.
Мероприятия: поделки к Новому году, «Что нам осень принесла», участие в районных и городских конкурсах, спортивных праздниках, оформление альбомов, групповых газет, играх.
Этап 1и-оценочно-рефлексивный
Цель: подведение итогов взаимодействия, его результативности, планирование дальнейшего сотрудничества.
Мероприятие: совместное подведение итогов, анализ качественных изменений, произошедших в развитии дошкольников, самоанализ родителей к оценке результативности.
Личностная ориентированность во взаимодействии работников ДОУ с родителями позволила сформировать единство интересов и потребностей обеих сторон и способствовала активизации позиций всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
В связи с этим нами определена степень участия родителей в воспитании детей и жизни детского сада в структуре образовательного кластера на 2017 год (рис. 1).
Состояние психолого-педагогического просвещения родителей образовательного кластера за последние три года свидетельствует о том, что наметилась тенденция заинтересованности родителей в повышении педагогических знаний, потребности
в непрерывном общении с детьми, активном участии в мероприятиях ДОУ.
- 63% родителей детских садов способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания, что в среднем по сравнению с 2014 годом выше на 19%.
При измерении показателей качества воспитания и образования дошкольников детских садов образовательного кластера коэффициент эффективности на заключительном этапе составил 90,3%, что соответствует оптимальному уровню.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленных на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие всех участников образовательного процесса позволяет выделять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а так же обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребёнка.
Сущность выше изложенного сводится к тому, что значимые тенденции развития образовательной среды в кластерном подходе дошкольных учреждений способствуют инициированию инновационных проектов, помогающих благополучной социализации воспитанников в культурном пространстве.
Библиографический список
1. Балалиева О.В. Социально-педагогическое партнерство как условие развития образовательной среды ДОУ: теоретическое обоснование. Дискуссия. 2012; 6(24): 106 - 111.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Москва, 2014.
3. Тебенькова Е.А. Кластерный подход к управлению инновационными процессами в региональной системе образования. Инновации в образовании. 2010; 10: 109 - 118.
4. Сикорская Г.П. Кластерный подход к ноосферному образованию как феномену социокультурного пространства. Образование и наука. 2010; 10 (78): 140 - 148.
5. Васюкова Н.Е., Тихомирова Е.И. Деятельность как основа развития воспитывающей среды современного ДОУ. Available at: http:// emissia.org/offline/2008/1226.htm
6. Майер А.А. Программа развития дошкольного образовательного учреждения. Available at: http://dob.1september.rU/2005/01/8.htm References
1. Balalieva O.V. Social'no-pedagogicheskoe partnerstvo kak uslovie razvitiya obrazovatel'noj sredy DOU: teoreticheskoe obosnovanie. Diskussiya. 2012; 6(24): 106 - 111.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya. Moskva, 2014.
3. Teben'kova E.A. Klasternyj podhod k upravleniyu innovacionnymi processami v regional'noj sisteme obrazovaniya. Innovacii v obrazovanii. 2010; 10: 109 - 118.
4. Sikorskaya G.P. Klasternyj podhod k noosfernomu obrazovaniyu kak fenomenu sociokul'turnogo prostranstva. Obrazovanie i nauka. 2010; 10 (78): 140 - 148.
5. Vasyukova N.E., Tihomirova E.I. Deyatel'nost'kak osnova razvitiya vospityvayuschejsredy sovremennogo DOU. Available at: http://emissia. org/offline/2008/1226.htm
6. Majer A.A. Programma razvitiya doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Available at: http://dob.1september.ru/2005/01/8.htm
Статья поступила в редакцию 09.02.18
УДК 796.894
Barshai V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: barshai@mail.ru
Tolopchenko V.N., postgraduate, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: vtym@rambler.ru Belavkina M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: mvbelavkina@sfedu.ru
MODERN TENDENCIES IN THE THEORY AND METHODOLOGY OF KETTLEBELL LIFTING TRAINING. The article observes the sport perfection problem in kettlebell lifting. The main part of the investigation presents an analysis and compilation of the theory and methodology of physical training in kettlebell lifting. The authors of the study elaborate the basics and structure of special strength endurance in this sport based on the analysis and systematization of present knowledge. Every component is described separately. The systematization of the main methods of physical training and real-time monitoring of sportsmen health has drawn the authors' attention. The work tells about the main approaches for the perfection of kettlebell-lifters' physical characteristics. The analysis of the periodization process of physical practice is done in the frame of macrocycles. The investigators have concluded that although many scientists have attempted to study this topic, the theory and methodology of kettle-bell lifting still has lots of uninvestigated aspects that need to be observed, detailed and specified on the basis of present scientific knowledge of human physiology and updated rule and normal changes in kettle-bell lifting.
Key words: kettlebell lifting, physical training, strength endurance, general endurance, strength training, periodization.
В.М. Баршай, канд. пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону, Е-mail: barshai@mail.ru
В.Н. Толопченко, соискатель учёной степени канд. пед. наук, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону, Е-mail: vtym@rambler.ru
М.В. Белавкина, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО Южный Федеральный Университет, г. Ростов-на-Дону, Е-mail: mvbelavkina@sfedu.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ГИРЕВОМ СПОРТЕ
В статье рассматривается проблема спортивного совершенствования в гиревом спорте. Основное содержание исследования составляет анализ и обобщение теории и методики физической подготовки в гиревом спорте. Авторами, на основе анализа и систематизации современных знаний, конкретизируется сущность и структура специальной силовой выносливости в гиревом спорте. Даётся характеристика каждому из её компонентов. Значительное внимание уделяется систематизации основных методов физической подготовки и оперативного контроля состояния занимающихся. Даётся сравнение различных подходов к совершенствованию основных физических качеств гиревика. Проводится анализ процесса периодизации физической подготовки в рамках макроциклов. Авторы приходят к выводу, что, несмотря на предпринятые до настоящего момента попытки многих исследователей, в теории и методике спортивной подготовки в гиревом спорте все ещё остаются аспекты, требующие дальнейшего обобщения, разбора и уточнения на базе современных научных знаний о физиологии человека, а также с учётом последних изменений в правилах и нормативах гиревого спорта.
Ключевые слова: гиревой спорт, физическая подготовка, силовая выносливость, общая выносливость, силовая подготовка, периодизация.
Гиревой спорт является быстроразвивающимся национальным видом спорта. Он всё более приобретает популярность не только в России, но и в зарубежных странах. Привлекается всё больше людей к занятиям спортом, создаются новые федерации, дополняется программа соревнований. Всё это не может не усиливать конкуренцию среди спортсменов. И хотя на данный момент российские спортсмены прочно удерживают пальму первенства на мировых состязаниях, необходимо постоянно совершенствовать теорию и методику подготовки в гиревом спорте.
К сожалению, в виду относительной молодости гиревого спорта, существует не столь много работ посвящённых разбору различных аспектов спортивной подготовки в нём. С одной стороны, всё еще недостаточно обобщающих работ, предлагающих модели структуры и классификации средств и методов подготовки спортсменов-гиревиков. С другой стороны, из-за стремительного развития гиревого спорта (появление новых правил, изменения в нормативах), некоторые из имеющихся данных становятся всё менее актуальными.
Учитывая вышеизложенные факторы, нам видится актуальной задача по отбору и систематизации знаний относительно различных аспектов спортивного совершенствования в гиревом спорте.
Целью настоящей работы является анализ и обобщение теории и методики физической подготовки в гиревом спорте.
В результате анализа научно-методической литературы и ряда научно-исследовательских работ по рассматриваемой тематике, было выявлено, что подавляющее большинство авторов считают уровень развития силовой выносливости ключевым фактором, влияющим на результативность в гиревом спорте [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10].
Силовая выносливость при этом, как правило, определяется, как способность длительное время поддерживать высокую мышечную активность [4; 11; 12]. Считается, что уровень её развития зависит от степени совершенствования силовых качеств и выносливости (аэробной производительности) [4; 8; 13; 14]. При этом С.Л. Руднев и ряд других авторов подчёркивают, что проявления силовой выносливости в гиревом спорте специфичны и, вследствие этого, требуется развивать именно специальную выносливость, необходимую для работы с гирями в течение 10 минут [3; 9; 11; 15]. Таким образом, становится очевидной необходимость детального раскрытия структуры специальной выносливости в гиревом спорте.
Весь комплекс факторов влияющих на уровень развития специальной выносливости спортсмена можно разделить на две группы: центральные (общая выносливость) и периферические (силовые способности и локальная мышечная выносливость).
Развитие общей выносливости, включающей в себя развитие кардиореспираторной системы (КРС), считается многими авторами важной задачей, особенно на начальных этапах спортивного совершенствования [2; 4; 5; 8; 9; 11; 12; 16; 17; 18; 19]. Так, большинством авторов указывается, что для спортсменов-гиревиков характерны высокие способности сердечно-сосудистой системы [4; 5; 6; 8; 11; 15; 20; 21] и дыхательной систем [4; 5; 6; 8, 11; 15; 20; 21; 22; 23].
Показателями степени развития сердечно-сосудистой системы служат: гипертрофия сердечной мышцы [6, 11], улучшенная капилляризация мышечных волокон [5; 19; 20], нормальное положение электрической оси сердца и переходной зоны в У3 в покое [22], снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое [5; 15; 24], ускоренное восстановление пульса после нагрузки
у высоквалифицированных гиревиков [24], кислородная ёмкость крови [6].
Нет, однако, единого мнения по поводу критериев развития дыхательной системы у гиревиков.
Так одни авторы указывают, что жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ) является важным показателем развития КРС спортсменов-гиревиков и достоверно изменяется с ростом мастерства [20; 24], тогда как другие исследователи отмечают низкую степень корреляции величины ЖЕЛ с повышением квалификации [22, 25].
Также есть мнение, что ЖЕЛ, как показатель выносливости, имеет важное значение только в весовых категориях до 70, 75 и 80 килограмм [20].
Мы разделяем мнение о слабой связи ЖЕЛ с квалификацией гиревиков, поскольку из литературы мы знаем, что лёгочные объёмы слабо коррелируют или вообще не коррелируют со спортивными результатами [26, 27].
Кроме величины ЖЕЛ есть указания на положительную корреляционную зависимость между ростом квалификации и пробой Штанге [24], а также между ростом квалификации и соотношением резервного объёма выдоха и резервного объёма вдоха [22].
Относительно силовой подготовки в гиревом спорте, существует ряд различных гипотез.
Большинство авторов придерживаются мнения о положительном влиянии силовых возможностей на результативность в гиревом спорте [1; 2; 4; 5; 7; 11; 12; 13; 14; 16; 17; 19; 28; 29; 30; 31]. Однако, некоторые исследователи указывают на то, что необходим только определённый уровень развития максимальной силы [5; 19] и с ростом квалификации значение силовой подготовки снижается [5; 7; 12; 16], а ведущее значение приобретает уровень развития специальной выносливости и степень технического мастерства. Тогда, как другие авторы при этом отмечают то, что у высококвалифицированных гиревиков уровень силовой подготовленности выше, чем у спортсменов массовых разрядов [7; 29]. А так же, что силовая подготовка нужна для перехода к работе с гирями более тяжелого веса [7].
На наш взгляд, развитие высоких силовых возможностей для спортсмена-гиревика является одной из основных задач в рамках тренировочного процесса, что подтверждается нашими исследованиями, показавшими высокую степень корреляции между уровнем развития силовых способностей и квалификацией в гиревом спорте [29].
Ряд исследователей утверждают, что важным является не просто увеличение силы, а повышение силовых возможностей (увеличение числа миофибрилл) окислительных медленных мышечных волокон [3; 9; 15; 19; 25; 32]. А также, что увеличение силы должно быть не общим, а только ведущих мышечных групп. Неправильная топография силы может препятствовать овладению рациональной техникой. Кроме того, излишнее увеличение силы второстепенных мышц ведёт к дополнительному росту массы тела и создаёт угрозу выхода за пределы весовой категории [14].
Однозначно при этом к основным мышцам гиревика относят мышцы-разгибатели спины и ног [4; 7; 14; 18; 29]. При этом, нет единого мнения относительно вклада силы мышц-разгибателей рук в результативность в гиревом спорте. Так, некоторые авторы признают их значительную роль [14; 18], а некоторые - нет [4; 14]. К основным мышцам для спортсмена-гиревика также иногда относят мышцы голени и стопы [4; 18].
Отмечается, кроме того, различная степень корреляции силовых возможностей и спортивной результативности в гиревом спорте у спортсменов различных весовых категорий, имея в виду, что значение силовой подготовки снижается с повышением собственного веса спортсмена [9; 15; 28]. Связано это с тем, что спортсменам, имеющим сходную квалификацию, но различный собственный вес, на соревнованиях необходимо поднимать гири одинакового веса. Таким образом, например, спортсмен весом 62 кг поднимает вес равный 100% собственного, тогда как спортсмен весом 96 кг - примерно 75% [23, 28].
Отдельно стоит отметить, что существуют некоторые расхождения в оценке коэффициентов корреляции [2, 7, 28] силовых упражнений со спортивной результативностью (таблица 1) и модельных характеристик физической подготовленности [4, 5, 9, 15, 16, 28, 33] в гиревом спорте (таблицы 2 и 3).
В рамках развития локальной мышечной выносливости
применяются методы увеличения окислительного потенциала работающих мышечных волокон [15]: саркоплазматическая гипертрофия (гиперплазия митохондрий) быстрых окислительно-гли-колитических мышечных волокон [19; 25; 29]. Что выражается в повышении мощности анаэробного порога работающих мышечных групп [25], улучшении результата в тесте PWC170 [2; 24].
Кроме того, некоторые авторы рекомендуют совершенствовать анаэробные возможности [5; 18] и увеличивать запас гликогена в мышцах [15]. Табл. 1.
Помимо повышения уровня силовых возможностей и локальной мышечной выносливости у спортсменов-гиревиков, большое значение многими авторами придаётся развитию гибкости [5; 6; 16; 31] и совершенствованию скоростно-силовых качеств [2; 7; 16; 18; 23; 34]. Табл. 2.
Таблица 1
Степень корреляции между силовыми упражнениями и спортивной результативностью в гиревом спорте
Авторы спортсмены массовых разрядов высококвалифицированные спортсмены (КМС, МС)
Ахметов Р.Ф. с соавт. Мусияк С.А. с соавт. Ахметов Р.Ф. с соавт. Борисевич С.А. Мусияк С.А. с соавт.
Приседание со штангой на плечах 0,74 0,78 0,65-0,39* 0,89+0,73** -
Становая тяга 0,83 0,68 0,79-0,71 0,65+0,87 0,75
Жим лёжа 0,81 - 0,58-0,26 0,98+0,76 -
Жим стоя - 0,73 - - 0,74
Жим гири 32 кг 0,72 - 0,44-0,17 - -
Примечания:
* - 0,65 соответствует квалификации КМС, 0,39 - для МС
** - 0,89 коэффициент корреляции для толчка, 0,73 - для рывка
Таблица 2
Модельные характеристики физической подготовки гиревиков на основании упражнений «жим лёжа»
и «приседание со штангой на плечах»
Авторы Упражнение
Жим лёжа Приседание со штангой на плечах
весовая категория весовая категория
60-65 70-75 80 90 и более 60-65 70-75 80 90 и более
Пронтенко К.В. с соавт. 65 85 90 100 90 110 120 120
Веселов В.И., Воронович А.С. - - - - - - 140 -
Руднев С.В., Лопатин Е.В. 65 - - - 80 - - -
Ахметов Р.Ф. с соавт. 84,3±3,5 93,3±3,3 99±7,4 104,5±3,4 113,3±4,4 125±5,8 135,7±3,4 143,3±4,4
75,6±2,5 84,2±2,1 88,7±2 86,3±2,9 105,6±4,5 113,3±3,3 119,6±3,6 117,1±3,6
Хомяков Г.К. 80 90 100 100 и более 110 120 130 140
Воротынцев А.И. 80 90 13 140 110 120 130 140
Гомонов В.Н. 65-72 68-71 72-84 72-84 89-116 99-126 122-137 122-137
Таблица 3
Модельные характеристики физической подготовки гиревиков на основании упражнений «становая тяга» и «жим гири 32 кг стоя»
Авторы Упражнение
Становая тяга Жим гири 32 кг стоя
весовая категория весовая категория
60-65 70-75 80 90 и более 60-65 70-75 80 90 и более
Пронтенко К.В. с соавт. 90 110 120 130 0 1-2 2-3 4-5
Веселов В.И., Воронович А.С. - - - - - - более 25 -
Руднев С.В., Лопатин Е.В. 90 - - - 0 - - -
Ахметов Р.Ф. с соавт. 124,3±3,5 133,3±3,3 138,3±4,4 146,7±7,3 3,3±1,3 5,6±2,1 9,3±3,4 11,7±3,1
103,1±3,1 125,8±3,6 128,7±2,9 132,1±6,7 2,3±0,5 3,6±0,7 3,5±0,6 2,1±0,6
Хомяков Г.К. 110 120 130 140 1-2 5-6 12-15 15-18
Воротынцев А.И. 110 120 130 140 1-2 5-6 12-15 15-18
Основным методом развития силовых возможностей большинством авторов признаётся повторная работа со штангой или утяжеленными гирями [4; 10; 16; 18; 35; 36]. Количество повторений в подходе рекомендуется при этом делать 5 - 6 [4] или 8 - 10 [33]. Интервал отдыха между повторениями должен составлять 2-4 минуты [33] или 3-5 минут [6].
Кроме того, в качестве эффективного средства повышения силовых качеств рекомендуется выполнять тренировку с изменением веса гирь в каждом подходе (сперва в сторону увеличения, потом в сторону снижения), называемую «пирамидой» [18]. Также может быть эффективно выполнение круговой тренировки с гирями и другими снарядами [16]. Табл. 3.
Для развития силы мышц-стабилизаторов рекомендуется выполнять удержание гирь в положениях, соответствующих различным фазам соревновательных упражнений [5, 6, 16].
Отдельно стоит отметить, что, не смотря на отсутствие полного единодушия, большинство авторов считают полезными для гиревика упражнения со штангой [10; 11; 16; 23; 30; 31; 36; 37]. При этом первоочередная роль отдаётся таким упражнениям, как «приседание со штангой» и «становая тяга» [10; 30], второстепенная - «выпрыгивания со штангой» и «жим стоя или лёжа» [10; 30; 36]. Некоторые авторы также указывают на пользу выполнения многоповторных упражнений со штангой [4; 31].
По нашему мнению, важным является не использование конкретного снаряда в процессе силовой тренировки, а обеспечение комплекса условий, необходимых для запуска процессов гипертрофии сократительных элементов. Выбор конкретного снаряда при этом обусловлен рядом факторов (доступность, удобство, снижение травматизма и т. д.) и имеет второстепенное значение.
Основными методами для развития скоростно-силовых качеств считаются повторный [5; 18; 33], переменный [5; 36] и интервальный [18].
При этом, например, Тихонов В.Ф. с соавт. рекомендуют повторное выполнение подходов с повышенной интенсивностью, продолжительность отдыха определяется самочувствием спортсмена [18]. Тогда как, Хомяков Г.К. указывает на необходимость применять многоповторные упражнения (20-30 повторений) с отягощениями, составляющими 25-50% от поднимаемого в силовых упражнениях веса [33].
Относительно методики развития скоростно-силовых качеств мы разделяем мнение Тихонова В.Ф., поскольку из научно-методической литературы известно, что развитие скоростной силы в значительной степени зависит от степени совершенствования нервно-мышечной координации и сложно реализуется на фоне утомления. Так, для повышения скоростно-силовых качеств рекомендуется выполнять упражнения с большим отягощением, малым количеством повторений и достаточными для восстановления интервалами отдыха [38].
Для развития общей выносливости рекомендуется длительная циклическая работа с облегченными гирями или без гирь (бег, плавание и т. п.) [5; 11; 13; 16; 18; 19; 31; 33; 36; 39; 40]. Длительность и интенсивность такой работы указывается различной: не менее 30 минут с сохранением ЧСС 140-150 уд/мин [5], от нескольких минут до нескольких часов [16], интенсивность 75% максимальной ЧСС [18], работа на уровне порога анаэробного обмена [45], 10-20 минут в каждом подходе [18], работа с гирями 25-50% от единичного повторного максимума (1ПМ) [11].
Длительная циклическая работа на низком пульсе нам представляется наиболее действенным методом для развития КРС. Ведь, как известно из теории и методики таких циклических видов спорта, как бег, лыжный спорт, велоспорт, совершенствование КРС - это в первую очередь увеличение объёма левого желудочка сердца ^-гипертрофия), что обеспечивается выполнением бльшого объёма низкоинтенсивной работы (ЧСС 120-145 уд/мин) [27; 41]. Причём наиболее эффективным, на наш взгляд, было бы использование такого вида циклической работы, при котором задействовались бы мышцы, наиболее активные при выполнении соревновательных упражнений в гиревом спорте, способствуя тем самым повышению их окислительного потенциала. Так, например, использование ходьбы на лыжах или бега на коньках будет более результативным, чем бег или плавание.
Большинство авторов для развития общей выносливости также рекомендуют придерживаться постоянной интенсивности выполнения (равномерный метод) [5; 13; 16; 18; 19; 33; 36]. Кроме этого могут использоваться переменный [5; 16], повторный [5, 36], интервальный [18; 42; 43; 44] и круговой методы [3; 16; 42].
В рамках интервального и кругового методов рекомендуются высокоинтенсивная интервальная работа (Н11Т) в рамках протоколов 15:15 (15 сек. работы и 15 сек. отдыха, общая продолжительность 20 минут) [43] и 20:10 (4 упражнения по 2 сета, 3 круга без отдельного перерыва, 12 минуты) [44].
В качестве эффективного метода развития общей выносливости Г.К. Хомяков с соавт. рекомендуют также проводить гипок-сическую тренировку (3 раза в день по 5 задержек с перерывом в 1 - 3 минуты) [21].
Для развития специальной силовой выносливости применяются следующие методы:
а. Многоповторные упражнения [4; 16; 31; 33; 36].
Различными авторами рекомендуются разнообразные протоколы данного метода:
- работа гирями, весом до 75% от 1ПМ, максимально возможным количество повторений [33];
- работа с соревновательными гирями, интенсивность предельная или околопредельная, продолжительность работы -10 мин. [16];
- упражнения со штангой, выполняемые с малыми весами и с большим количеством повторений [31].
б. Повторный метод [2; 4; 13; 36].
Рекомендуемые регламенты упражнения:
- работа гирями, весом до 75% от 1ПМ и максимально возможным количеством повторений [33];
- многократное повторение работы с соревновательным весом гирь, с выполнением очередного подхода после полного восстановления [36];
- упражнения со штангой весом 40-60% 1ПМ [4, 13] на 10-18 повторений в 4-6 подходах [4];
- работа с интенсивностью 50-70% и использованием вариативного темпа [2]
- работа с интенсивностью 50-70% в подготовительном периоде и 70-100% - в соревновательном с интервалами отдыха между подходами от 5-7 мин. до 10 - 15 мин. [2];
- повторная работа с постепенным изменением веса гирь (сперва вес гирь увеличивается, потом уменьшается) или «пирамида» [6; 18; 36]. При этом, например, автором рекомендуется на протяжении выполнения всего упражнения сохранять постоянный темп работы [18].
в. Статодинамический метод, предполагающий выполнение силового упражнения с ограничением тока крови к работающей мышце (длительность подхода 60-90 сек количество подходов 4 - 15) [32].
г. Интервальный метод [6; 13; 18; 36; 43; 44]
Время работы: 30 секунд до 2 минут [5; 18].
Темп выше соревновательного, но такой, чтобы можно было сохранять постоянным [18]. Количество повторений в подходе должно быть таким, чтобы частота пульса к его завершению была в пределах 170 - 180 ударов в минуту, а следующий подход начинался при снижении пульса до 120 - 130 ударов в минуту [5].
Наибольшие расхождения в рекомендациях наблюдаются относительно выбора продолжительности отдыха. Так, одни авторы указывают, что наибольший эффект наблюдается при выполнении следующего подхода на фазе неполного восстановления [8; 13; 36; 45]. В качестве критерия, сигнализирующего о начале следующего подхода рекомендуется использовать снижение ЧСС до 120 - 150 уд/мин [36] или до 140 - 160 уд/мин [8]. Другие авторы же отмечают, что продолжительность отдыха должна составлять 30 - 120 сек между подходами, а пульса до начала нового подхода должен снижаться 120 - 130 уд/мин [5]. Или, что между подходами должно оставаться столько времени, сколько необходимо для того, чтобы поддерживать наиболее эффективный темп подъемов в каждом из них [18].
Зарубежные исследователи рекомендуют для развития аэробных способностей работающих мышц применять высокоинтенсивные интервальные упражнения (Н11Т) по протоколу 15:15 [43] и 20:10 [44]. Однако при этом Тихонов В.Ф. с соавторами указывают, что выполнение подобных интервальных спринтов не играет большой роли в подготовке гиревиков [18].
На наш взгляд применение кратковременных (до 2 минут) высокоинтенсивных интервальных тренировок с интервалами отдыха достаточными для выведения лактата из мышц является эффективным методом повышения специальной выносливости в гиревом спорте. Данные метод тренировки позволяет без излишнего закисления, вредного для гиперплазии митохондрий,
задействовать в работе гликолитические мышечные волокна, тем самым повышая их аэробные возможности. Что согласуется с данными исследователей, занимающихся методами совершенствования выносливости в циклических видах спорта [27; 46].
д. Круговая тренировка [11; 31; 36].
Стоит отметить, что вне зависимости от применяемых методов совершенствования специальной выносливости многими авторами рекомендуется выполнение работы в затрудненных условиях, при максимальном сохранении координационной структуры соревновательных движений в упражнении [13]. Так, по мере роста спортивной формы спортсмена, при работе с гирями постепенно происходит повышение темпа выполнения упражнения [11; 31], увеличение веса гирь [4; 10; 36] или снижение интервала отдыха между подходами [36].
В качестве объективных методов контроля состояния гиревика в процессе тренировочной деятельности рекомендуется применять анализ изменений ЧСС в процессе занятий [9; 18; 45] или индекс эффективности кровообращения (ИЭК), определяемый частным от деления пульсового давления на ЧСС [21; 33].
Подготовка спортсмена-гиревика, особенно на высших этапах подготовки, не может быть однотипной на протяжении годового цикла. С одной стороны невозможно быть всё время на пике формы, с другой стороны в процессе подготовки необходимо решить целый ряд тренировочных задач, не всегда сочетающихся между собой в рамках одного мезоцикла. Таким образом, ключевыми задачами организации тренировочного процесса являются разносторонняя подготовка в рамках макроцикла и выход на пик формы к основным соревнованиям. Для этого в каждом макроцикле выделяют несколько основных периодов, для решения специфических для конкретного этапа задач:
а. Подготовительный период.
Продолжительность подготовительного периода составляет 8 и более недель [18]. Основные задачи данного периода в плане физической подготовки: развитие силы, общей и специальной выносливости [16; 18; 36].
Подготовительный период делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный [16; 36]. На общеподготовительном этапе значительную часть тренировочной нагрузки занимает общая физическая подготовка (ОФП) [16; 18]. На специально-подготовительном этапе возрастает роль специальной физической подготовки (СФП) [10; 16; 36].
Характер тренировочной нагрузки в подготовительном периоде изменяется следующим образом: на общеподготовительном этапе происходит увеличение тренировочного объёма [16; 18; 36], интенсивность стабильна или прирастает в меньшей степени [16; 36]. Затем темп прироста интенсивности возрастает, а объёма - снижается. И на специально-подготовительном этапе происходит дальнейшее увеличение интенсивности на фоне стабилизации или снижении тренировочного объёма [16; 36].
Библиографический список
Основные методы, применяемые на общеподготовительном этапе подготовительного периода: равномерный, переменный и повторный [16; 18; 36], на специально-подготовительном этапе -переменный, повторный, интервальный методы [36].
б. Предсоревновательный период.
Предсоревновательный период длится от четырех до пяти недель [18]. Основные задачи предсоревновательного периода -совершенствование специальной выносливости и скоростно-си-ловых качеств [18].
На данном этапе подготовки происходит снижение тренировочного объёма, а интенсивность достигает максимума [36].
Основные методы, применяемые в предсоревновательном периоде: «пирамида», повторный и интервальный [18; 36]. Но также могут применяться равномерный и круговой методы [36].
в. Соревновательный период
За 10-12 дней до основного старта необходимо снизить как объем, так и интенсивность основных занятий [18; 36]. Длительные упражнения на выносливость (кроссы, плавание) необходимо исключить [16].
Основными средствами поддержания спортивной формы являются соревновательные и специально-вспомогательные упражнения [16].
Если соревнований в одном периоде несколько, необходимо дополнительно предусмотреть временное снижение объёма и интенсивности тренировочной нагрузки после каждого выступления [16].
г. Переходной период
В переходном периоде происходит снижение тренировочного объёма и интенсивности [16]. Основной метод в переходном периоде - равномерный [36]. Предпочтение следует отдавать методам ОФП [16].
Проведённый анализ литературных источников показал, что, несмотря на предпринятые до настоящего момента попытки многих исследователей, в теории и методике спортивной подготовки в гиревом спорте все ещё остаются аспекты, требующие дальнейшего обобщения, разбора и уточнения на базе современных научных знаний о физиологии человека, а также с учётом последних изменений в правилах и нормативах гиревого спорта. Таким образом, в нашей дальнейшей работе мы должны решить следующие задачи:
- уточнение структуры и содержания специальной силовой выносливости;
- классификация и систематизация средств и методов физической подготовки;
- апробирование и отбор методов оперативного контроля состояния спортсмена и оценки влияния тренировочной нагрузки на организм занимающихся;
- совершенствование технологий оптимизации и периодизации физической подготовки в гиревом спорте.
1. Бабинцева М.А. Анализ физической подготовленности студентов-гиревиков и влияние ее на результативность соревновательной деятельности. Молодой учёный. 2014; 18 (77): 61 - 65. ISSN 2072-0297.
2. Борисевич С.А. Построение тренировочного процесса спортсменов-гиревиков высокой квалификации. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Омск, 2003.
3. Ботяев В.Л., Гаврилов А.О. Круговая тренировка в подготовке спортсменов гиревиков. Физическая культура, спорт и здоровье. 2017; 29: 85 - 88.
4. Веселов В.И., Воронович А.С. Основы методики тренировки в гиревом спорте. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017; Т. 3: 194 - 200.
5. Гомонов В.Н. Индивидуализация технической и физической подготовки спортсменов-гиревиков различной квалификации. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Смоленск, 2000.
6. Морозов И.В. Система чемпионов РИГС: методическое пособие Русского Института Гиревого спорта. Уровень 1. Ростов-на-Дону: РГСУ, 2014.
7. Мусияк С.А., Замчий Т.П., Спатаева М.Х., Матук С.В. Взаимосвязь показателей физической подготовленности с соревновательным результатом у гиревиков различной квалификации. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. 2014; 2: 27 - 35.
8. Пальцев, В.М. Совершенствование подготовки гиревиков на этапе начальной спортивной специализации. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Омск, 1994.
9. Руднев С.Л., Лопатин Е.В. Развитие силы и силовой выносливости в гиревом спорте. Girevik-online.ru: портал о гиревом спорте в России. Available at: http://www.girevik-online.ru/index.php/articles/70-sila
10. Ципин Л.Л., Кириллов С.А., Петров В.М., Беляев И.С. Современные тенденции методики тренировки в гиревом спорте. Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2017; 2: 65 - 71.
11. Дворкин Л.С., Слободян А.П. Тяжелая атлетика. Москва: Советский спорт, 2005.
12. Нуруллин И.Ф, Эмирусайинов Б.И., Курмаев З.Ф., Рябов В.П., Ряузов В.Г. Основы тренировки в гиревом спорте: методическое пособие. Казань: Казанский университет, 2015.
13. Манжела М.В., Николаев Е.В., Долгов А.А. Особенности развития силы и силовой выносливости в гиревом спорте. Известия Волгоградского государственного технического университета. 2010; 8: 129 - 131.
14. Матвеев А.Е. Основы тренировки в гиревом спорте. Электронный научный журнал. 2017; № 1-2 (16): 245 - 248.
15. Пронтенко К.В., Пронтенко В.В., Кириченко Т.Г. Вимоги до розвитку основних фiзичних якостей спортсмешв, як спецiалiзуються у гирьовому спорл. Педагог'1ка, психолог'я та медико-б'юлог'мш проблеми ф'зичного виховання i спорту. 2007; 6: 235 - 238.
16. Воротынцев А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых. Москва: Советский спорт, 2002.
17. Горбов A.M. Гиревой спорт. Mосква: ACÏ; Донецк: Огалкер, 2006.
18. Тихонов В.Ф., Cуховей A. В., Леонов Д. В. Основы гиревого спорта: обучение двигательным действия и методы тренировки. Mосква: Cоветский спорт, 2009. ISBN 978-5-9718-0374-4.
19. Хомяков Г.К. Комплексное развитие силовых качеств как средство достижения пика спортивной формы в гиревом спорте. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; № 5 (76): 299 - 309.
20. Пилипко В.Ф., Клименко A^., Трубицына О.В. Aдаптационные проявления у спортсменов-гиревиков при развитии физических качеств силы и выносливости. Физическое воспитание студентов. 2009; 7: 14 - 18.
21. Хомяков Г.К., Балагуров C^., Утяшева ИМ Роль дыхания при выполнении толчка в гиревом спорте. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012; № 10 (69): 379 - 386.
22. Тихонов В.Ф. Особенности показателей жизненной емкости легких и результирующего вектора возбуждения желудочков сердца у спортсменов-гиревиков различной квалификации. Современные наукоемкие технологии. 2016; 2: 575 - 579.
23. Хитров В.Д., Aринушкин A.A. О повышении эффективности тренировочного процесса спортсменов-гиревиков массовых разрядов. Известия тульского государственного университета. Физическая культура. ^орт. 2014; 2: 173 - 177.
24. Mаглеваный A^., Шимечко ИЖ, Боярчук A.M., Иваночко О.Ю. - Характеристика показателей кардиореспираторной системы студентов, занимающихся гиревым спортом. Педагог'1ка, психолог'я та медико-б'юлог'мш проблеми ф'зичного виховання i спорту. 2011; 2: 78 - 80.
25. Комаров О.Ю., ^вохин И.П., Федоров A.^, Aндрущишин И.Ф. Mеханизмы энергообеспечения и биохимической адаптации к соревновательным упражнениям в гиревом спорте. Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. 2015; Т. 3, № 1: 104 - 111.
26. Коц ЯЖ Спортивная физиология. Mосква: Физкультура и спорт, 1986.
27. Попов Д.В., Грушин A.A., Виноградова О.Л. Физиологические основы оценки аэробных возможностей и подбора тренировочных нагрузок в лыжном спорте и биатлоне. Mосква: ^ветсю/ш спорт, 2014.
28. Aхметов Р.Ф., Романчук ВЖ, Пронтенко К.В., Боярчук ОМ ^лова пщготовка спортсмешв-гирьовиюв та ÏÏ зв'язок з ефектившстю тренувального процессу. Педагог'1ка, психолог'я та медико-б'юлог'мнi проблеми ф'зичного виховання i спорту. 2010; № 12: 7 - 10.
29. Баршай ВЖ, Толопченко В.Н., Белавкина M^. Влияние уровня развития силовых способностей на результативность при выполнении упражнения «рывок» в гиревом спорте. Интернет-журнал «Мир науки». 2017; Т. 5, № 6.
30. Зайцев ЮЖ, Иванов Ю.И., Петров В.К. Занимайтесь гиревым спортом. Mосква: Cоветский спорт, 1991.
31. Поляков ВЛ., Воропаев В.И. Гиревой спорт: методическое пособие. Mосква: Физкультура и спорт, 1988.
32. Комаров О.Ю., Байрамов Р.В. Mетодика развития специальной выносливости локальных мышечных групп в подготовке спортсменов-гиревиков. Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. 2014; 2: 35 - 40.
33. Хомяков Г.К. Общефизическая подготовка гиревиков. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012; 3: 349 - 357.
34. Зухов A.C., Cтрельников ^П. Особенности проявления силы реакции опоры при выполнении толчка в гиревом спорте. Международный научно-исследовательский журнал. 2017; № 05 (59): 25 - 28.
35. Воронков A^., Беляев KC., Дорохин АЮ., Кандабар A.K Mетодика спортивной подготовки высококвалифицированных гиревиков. Современные проблемы науки и образования. 2017; 5.
36. Ципин Л.Л. Оценка мышечных усилий спортсменов-гиревиков при выполнении специально-подготовительных упражнений. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016; № 7 (137): 155 - 159.
37. ^мень В.П. Классификация тренировочных средств в гиревом спорте по признаку детализации двигательного состава упражнения. Образование и саморазвитие. 2013; № 4 (38): 197 - 204.
38. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое применение. Киев: Олимпийская литература, 2004.
39. Павлов В.Ю., Кудрявцев M^. Повышение уровня физической подготовленности юношей 13-15 лет, занимающихся гиревым спортом с использованием модельных характеристик. Научный журнал «Дискурс». 2017; № 7 (9): 55 - 54.
40. Павлов В.Ю., Кудрявцев M^. Физическая подготовка гиревиков 14 лет на основе применения модельных характеристик. Научный журнал «Дискурс». 2017; 7 (9): 48 - 54.
41. Cелуянов В.Н., Рыбаков ВЛ., Шестаков M^. Контроль и физическая подготовка горнолыжников (методическое пособие). Prosportlab. com: лаборатория спортивной адапталогии профессора Селуянова. Available at: http://prosportlab.com/works/skiing/512
42. Brian M. Williams, Robert R. Kraemer. Comparison of cardiorespiratory and metabolic responses in kettlebell high-intensity interval training versus sprint interval cycling. The Journal of Strength and Conditioning Research. 2015; № 29 (12): 3317 - 3325.
43. Falatic J. Asher, Plato A. Peggy, Holder C., Finch D., Han K., Cisar J. Craig. Effects of Kettlebell Training on Aerobic Capacity. The Journal of Strength and Conditioning Research. 2015; № 29 (7): 1943 - 1947.
44. Howard A. Fortner, Jeanette M. Salgado, Angelica M. Holmstrup, Michael E. Holmstrup. Cardiovascular and metabolic demands of the kettlebell swing using Tabata interval versus a traditional resistance protocol. International Journal of Exercise Science.
45. Добровольский A.C., Галущенко О.В. Исследование частоты сердечных сокращений спортсменов-гиревиков во время тренировки по методу повторного упражнения с убывающими интервалами отдыха. Медицинский вестник Юга России. 2013; 2: 49 - 54.
46. Иссурин В.Б. Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки. Mосква: ^орт, 2016. 2014; № 7 (3): 179 - 185.
References
1. Babinceva M.A. Analiz fizicheskoj podgotovlennosti studentov-girevikov i vliyanie ee na rezul'tativnost' sorevnovatel'noj deyatel'nosti. Molodoj uchenyj. 2014; 18 (77): 61 - 65. ISSN 2072-0297.
2. Borisevich S.A. Postroenie trenirovochnogo processa sportsmenov-girevikov vysokoj kvalifikacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2003.
3. Botyaev V.L., Gavrilov A.O. Krugovaya trenirovka v podgotovke sportsmenov girevikov. Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e. 2017; 29: 85 - 88.
4. Veselov V.I., Voronovich A.S. Osnovy metodiki trenirovki v girevom sporte. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2017; T. 3: 194 - 200.
5. Gomonov V.N. Individualizaciya tehnicheskoj i fizicheskoj podgotovki sportsmenov-girevikov razlichnoj kvalifikacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2000.
6. Morozov I.V. Sistema chempionov RIGS: metodicheskoe posobie Russkogo Instituta Girevogo sporta. Uroven' 1. Rostov-na-Donu: RGSU, 2014.
7. Musiyak S.A., Zamchij T.P., Spataeva M.H., Matuk S.V. Vzaimosvyaz' pokazatelej fizicheskoj podgotovlennosti s sorevnovatel'nym rezul'tatom u girevikov razlichnoj kvalifikacii. Sibirskij gosudarstvennyj universitet fizicheskoj kul'tury i sporta. 2014; 2: 27 - 35.
8. Pal'cev, V.M. Sovershenstvovanie podgotovki girevikov na 'etape nachal'noj sportivnoj specializacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 1994.
9. Rudnev S.L., Lopatin E.V. Razvitie sily i silovoj vynoslivosti v girevom sporte. Girevik-online.ru: portal o girevom sporte vRossii. Available at: http://www.girevik-online.ru/index.php/articles/70-sila
10. Cipin L.L., Kirillov S.A., Petrov V.M., Belyaev I.S. Sovremennye tendencii metodiki trenirovki v girevom sporte. Aktual'nyeproblemyfizicheskoj ispecial'nojpodgotovki silovyh struktur. 2017; 2: 65 - 71.
11. Dvorkin L.S., Slobodyan A.P. Tyazhelaya atletika. Moskva: Sovetskij sport, 2005.
12. Nurullin I.F, 'Emirusajinov B.I., Kurmaev Z.F., Ryabov V.P., Ryauzov V.G. Osnovy trenirovki v girevom sporte: metodicheskoe posobie. Kazan': Kazanskij universitet, 2015.
13. Manzhela M.V., Nikolaev E.V., Dolgov A.A. Osobennosti razvitiya sily i silovoj vynoslivosti v girevom sporte. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2010; 8: 129 - 131.
14. Matveev A.E. Osnovy trenirovki v girevom sporte. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2017; № 1-2 (16): 245 - 248.