INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 28, no. 4. 2024 ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online) https://edumag.mrsu.ru
https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.561-573 EDN: https://elibrary.ru/ddhlug УДК / UDC 159.923.2:374-053.2
Оригинальная статья / Original article
Особенности формирования самосознания участников программы «Будущее в науке» в условиях летнего лагеря
В. С. Басюк 1 О. В. Базилевская12 н
1 Российская академия образования, г. Москва, Российская Федерация 2 Всероссийский детский центр «Океан», г. Владивосток, Российская Федерация н [email protected]
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются результаты исследования относительно реализации профильной смены, организованной Российской академией образования и Всероссийским детским центром «Океан» в рамках договора о сетевой форме взаимодействия при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Будущее в науке». Цель исследования - проанализировать особенности становления самосознания участников программы «Будущее в науке» в условиях летнего лагеря. Материалы и методы. При разработке программы «Будущее в науке» авторы ориентировались на получение практического опыта участниками научно-исследовательской деятельности. Ее реализация осуществлялась с помощью входного и итогового анкетирования, в котором приняли участие 33 обучающихся в возрасте 13-17 лет, зачисленных в профильный 15 отряд на 10 смену в ВДЦ «Океан». Входная анкета направлена на выявление интересов, склонностей, научных предпочтений и целей участников; итоговая -предназначалась для оценки результатов и эффективности ее реализации. Анализ данных осуществлялся путем процентного соотношения, графического отображения и факторного метода обработки анкет, что способствовало выявлению тенденций и проблемных зон.
Результаты исследования. Анкетирование позволило получить качественные данные о динамике мотивации и научно-исследовательской активности обучающихся: специально организованные условия субъект-субъектного взаимодействия способствуют развитию их самосознания. Включенное взаимодействие педагогов и подростков активизирует стремление заниматься наукой. Благодаря организации условий для саморефлексии участники программы осознали свои возможности и их границы, формируя понимание притязаний на свою личностную траекторию саморазвития, будущую профессию, увеличение мотивации к развитию чувства личности и гражданской идентичности.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие научных представлений о закономерностях возрастного развития личности. Материалы статьи могут быть полезны исследователям в области психологии развития личности, возрастной психологии, психологической педагогики, практическим работникам системы образования, занимающимся организацией специализированных смен для детей и подростков.
Ключевые слова: самосознание, самопознание, саморазвитие, внутренняя позиция личности, гражданская идентичность, научно-исследовательская деятельность, критическое мышление, профессионально-личностное развитие, значимый взрослый, посредник, последействие
Благодарности: авторы выражают благодарность президенту Российской академии образования, академику РАО О. Ю. Васильевой и директору ВДЦ «Океан» Н. В. Соловей за поддержку проекта. Их профессионализм стал ключевым фактором в успешном проведении дополнительной общеобразовательной
© Басюк В. С., Базилевская О. В., 2024
0 1 Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
общеразвивающей программы «Будущее в науке», что способствовало формированию самосознания участников и развитию их научных компетенций в условиях летнего лагеря. Также выражаем благодарность ректору МГУ им. Н. П. Огарёва Д. Е. Глушко, редакции журнала «Интеграция образования» и рецензентам за конструктивные замечания, которые позволили улучшить качество статьи.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Басюк В. С., Базилевская О. В. Особенности формирования самосознания участников программы «Будущее в науке» в условиях летнего лагеря // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 4. С. 561-573. https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.561-573
Shaping Self-Awareness among Participants of the "Future in Science" Program in the Conditions of a Summer Camp
V. S. Basyuka, O. V. Bazilevskaya ab 13
a Russian Academy of Education, Moscow, Russian Federation b Russian Children's Center "Ocean", Vladivostok, Russian Federation 13 [email protected]
Abstract
Introduction. The article examines the results of the implementation of the profile summer camp session (shift) organized by the Russian Academy of Education and the National Children's Center "Ocean" within the framework of the agreement on network interaction through the supplementary general educational development program "The Future in Science". The purpose of the study is to analyze the features of forming self-awareness among participants of the "Future in Science" program in the conditions of a summer camp. Materials and Methods. When developing the program "The Future in Science", the authors focused on obtaining practical experience for learners in the field of research activities. During the implementation, entrance and final questionnaires were conducted among the learners. The survey was conducted among 33 students aged between 13 and 17 years old, enrolled in the profile 15th squad for the 10th session (shift) at the Russian Children's Center "Ocean". The initial questionnaire was designed to determine the interests, inclinations, scientific preferences and goals of the participants; the final one was intended to assess the results and effectiveness of its implementation. The data processing was carried out using the methods of percentage ratio, graphical representation and factorial method of questionnaire processing, which allowed to identify trends and problem areas. Results. The results of the survey allowed us to obtain qualitative data on the dynamics of motivation and research activity of students. The results obtained confirm that specially organized conditions of subject-subject interaction contribute to the active development of participants' self-awareness. It is revealed that the included interaction between teachers and learners activates the desire of the latter to get engaged in science. Owing to the organization of conditions for active self-reflection, the program participants realized their capabilities and their boundaries, forming an understanding of their claims to their personal trajectory of self-development, future profession, increased motivation to develop a sense of personality and civic identity.
Discussion and Conclusion. The conclusions drawn by the authors contribute to the development of scientific ideas about the patterns of age-related personality development. The materials of the article may be useful for researchers in the field of psychology of personality development, psychology of aging, psychological pedagogy, as well as for practitioners of the education system involved in the organization of specialized shifts for children and adolescents.
Keywords: self-awareness, self-knowledge, self-development, inner position of personality, civic identity, research activity, critical thinking, professional and personal development, significant adult, mediator, aftereffect
Acknowledgements: The authors of the article express their gratitude to the President of the Russian Academy of Sciences, Academician of the Russian Academy of Sciences O. Yu. Vasilyeva and Director of the National Children's Center "Ocean" N. V. Solovei for supporting the project. Their support and professionalism became key factors in the successful implementation of the supplementary general educational general development program "The Future in Science", which contributed to the formation of participants' self-awareness and the development of their scientific competencies in the conditions of the summer camp. We also express our gratitude to the Rector of the National Research Mordovia State University D. E. Glushko, the Editorial Board of the journal "Integration of Education" and reviewers for constructive comments that allowed to improve the article.
Conflict of interest: The authors declare no conflict of interest.
For citation: Basyuk V.S., Bazilevskaya O.V. Shaping Self-Awareness among Participants of the "Future in Science" Program in the Conditions of a Summer Camp. Integration of Education. 2024;28(4):561-573. https://doi. org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.561-573
Введение
Общеобразовательная общеразвива-ющая программа «Будущее в науке», разработанная учеными Российской академии образования (далее - РАО, Академия), была включена в программу комплектования обучающимися по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам Всероссийского детского центра «Океан» (далее - Лагерь, ВДЦ «Океан»). Академия и ВДЦ «Океан» стали полноправными партнерами в ее реализации. Образовательные модули программы, реализуемые партнерскими организациями в рамках смены в Лагере, являются важным инструментом для формирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, направленных на углубленное изучение дисциплин и развитие личностных качеств обучающихся. Организация развивающего и образовательного процесса позволяет выделить два аспекта: сетевую инфраструктуру организаций-участников, инструмент регулирования государством каникулярного времени детей и подростков в рамках модели инновационного личност-но формируемого поведения. При этом участниками смен становятся желающие принять участие в конкурсном отборе и достойно прошедшие его. Отбор участников посредством проведения конкурсных процедур сокращает время адаптации и позволяет добиться максимальных результатов в рамках реализации программы. Дети и подростки легко осваиваются в условиях лагерной жизни и получают максимум пользы от пребывания в Лагере, при условии их понимания цели своей поездки и активного интереса тематикой смены. Проект «Будущее в науке» направлен на вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность и получение практического опыта в области научно-исследовательской деятельности. Данная программа - пролонгированный проект, в котором выделены три этапа: аналитическая
разработка (проведение конкурса на участие в программе «Будущее в науке»); действие (реализация программы в ходе смены); последействие (формулирование заключения по итогам программы и дальнейшее сопровождение ее участников).
Целью исследования, проводимого в рамках организованной смены, стал анализ особенностей формирования самосознания участников программы «Будущее в науке» в условиях летнего лагеря.
Обзор литературы
Современные взгляды на проблему формирования самосознания участников программы «Будущее в науке» в условиях летнего лагеря - актуальная тема в психолого-педагогической литературе. Внимание исследователей сосредоточено на различных аспектах развития личности, самосознания, внутренней позиции и гражданской идентичности, включая влияние образовательных программ и условий при их реализации.
1. Актуальность наставничества и личностного развития. Учеными подчеркивается важность наставничества в профессионально-личностном развитии педагогов, возможность его применения в работе с детьми и подростками [1]. Элементы наставничества могут быть внедрены в программы летних оздоровительных лагерей для поддержки формирования самосознания ее участников.
2. Патриотические программы и внутренняя позиция личности. Исследования относительно влияния организованного летнего отдыха и летних профильных военно-патриотических смен на внутреннюю позицию обучающихся отмечают возможность значительных изменений благодаря программе: анализ отношения детей к своему месту в мире и оказание им помощи в осознании своей идентичности [2; 3]. Такие программы могут стать примером успешного формирования самосознания,
гражданской идентичности через коллективные мероприятия и совместную деятельность.
3. Проблемы формирования личности. Методологические основы развития личности, формирование образовательных (личностных и метапредметных) результатов в условиях школьной среды обременяются множеством факторов, что подтверждает необходимость создания в образовательной организации и в условиях летнего лагеря развивающей безопасной обстановки для детей и подростков [4-6].
4. Формирование самосознания и внутренней позиции личности. В статьях поднимается вопрос внутренней позиции личности как фактора, влияющего на развитие детей и подростков [7; 8]. Внутренняя позиция личности - один из ведущих показателей при исследовании самосознания участников программы, поскольку он определяет способность детей и подростков воспринимать себя в рамках научно-исследовательской деятельности.
5. Научно-теоретическое обоснование личностных результатов образования. Теоретическое обоснование формирования личностных результатов [9] создает основу для понимания возможности становления самосознания участников программы «Будущее в науке» через интеграцию наук; помогает выделить значимость личностных и социальных факторов, влияющих на самосознание.
6. Эмоциональный интеллект. Обсуждение эмоционального интеллекта в условиях цифровизации имеет значение для формирования самосознания, поскольку способности к эмоциональной регуляции, пониманию себя и других помогают участникам программы лучше взаимодействовать в командной работе и в процессе обучения [10].
7. Преодоление негативных архетипов. В. С. Басюк в своих работах обращает внимание на анализ преодоления архетипа деликвентности у подростков, оставшихся без попечения родителей через реализацию
системы специально организованного психолого-педагогического сопровождения. Это подчеркивает важность создания поддерживающей среды для участников программ, что является главной задачей для летнего лагеря, нацеленного на укрепление самосознания [11].
8. Системный подход и мифы о личности. В трудах В. С. Мухиной предлагается системный подход к пониманию личности, что может быть полезно для изучения различных уровней формирования самосознания в программах летних оздоровительных лагерей1. Пояснение мифов о факторах, влияющих на развитие личности, помогает в разработке эффективных дополнительных общеобразовательных и общеразвивающих программ.
9. Методические рекомендации для организаторов летнего отдыха, подчеркивающие важность профильной работы с обучающимися, что напрямую связано с созданием необходимых условий для формирования их самосознания2.
10. Системный взгляд на профильные лагеря. И. И. Фришман предлагает системный подход к анализу профильных смен, что позволяет понять взаимодействие различных элементов программы друг с другом и их влияние на участников (обучающихся и педагогов), способствуя самосовершенствованию и развитию самосознания [12].
Одной из главных трудностей при разработке программы «Будущее в науке» и формировании самосознания обучающихся является разнообразие факторов, влияющих на развитие подростков и педагогов. Необходимость учитывать индивидуальные характеристики участников, культурные и социальные контексты могут усложнять процесс создания универсальной образовательной среды. Отсутствие однозначных методик оценки уровня самосознания и его изменений в процессе участия в образовательных программах затрудняет практическую и теоретическую работу в этой области.
Нерешенными остаются вопросы механизмов воздействия программ на участников, объективного установления изменений
1 Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) : моногр. М. : Национальный книжный центр, 2020. 1088 с. EDN: SWNPVM
2 Организация оздоровительной работы в учреждениях летнего отдыха детей: методические рекомендации для организаторов летнего отдыха детей / А. О. Богатырева [и др.]. М. : НИИ семьи, 1998. 206 с.
в самосознании при участии в образовательной программе, а также повышение эффективности становления самосознания в рамках программ с помощью дополнительных компонентов.
Таким образом, данное исследование ориентировано на создание эффективных и целенаправленных образовательных стратегий, способствующих развитию самосознания среди участников программы «Будущее в науке» в условиях летнего лагеря.
Материалы и методы
Методологическая основа программы. Методологической базой разработки и реализации программы стали теоретические воззрения профессора В. С. Мухиной, которая научно обосновала главные факторы развития личности, роль психологических механизмов «идентификация - обособление» в личностном развитии и сформулировала основные структурные звенья3, способствующие формированию самосознания каждого человека. Методологическая позиция реализуемой программы заключается в практическом обосновании теоретического понимания особенностей формирования самосознания, становления внутренней позиции и гражданской идентичности в отрочестве. Роль посредника как психолого-социальной функции, ориентирующей подростка на позитивные, социально значимые для развития духовно-нравственных, личностных ценностей при реализации программы отведена педагогу. Посредничество может быть эффективным, если преподаватель является для подростка значимым взрослым, разделяющим ценности обучающегося и вызывающим доверие. «От значимых для подростка взрослых требуется большая самоотдача, терпение, долговременное личное участие в важных для подростка жизненных ситуациях и постоянной высокой сензитивности его психологическому состоянию» [11]. Посредническая деятельность в воспитательном процессе - ценностное взаимодействие взрослого и подопечного, направленное на взаимное личностное развитие,
осознание обучающимися норм социальных ценностей и адекватного выбора траектории самопознания и саморазвития. В. С. Мухина акцентирует: «Личность всегда имеет свои собственные ориентиры в жизни - ценности, которые определяют ее внутреннюю позицию и ее поступки. Личность должна обладать способностью к свободе выбора, к самостоянию»4.
Приоритетные цели программы. При разработке программы сформулированы приоритетные цели, определившие интерес среди обучающихся к науке, научно-исследовательской деятельности, условия для становления их самосознания, развития внутренней позиции личности, гражданской идентичности, критического мышления, подготовки их к вызовам будущего:
1. Развитие научного мировоззрения (исследование основ научных знаний, совершенствование навыков правильной постановки вопросов, анализ данных и возможных ошибок, формирование критического мышления).
2. Интеграция наук (использование междисциплинарных принципов для демонстрации обучающимся взаимосвязей и взаимозависимостей).
3. Проблемное обучение (сосредоточение внимания на анализе научных проблем, характеризующихся высокой актуальностью).
4. Развитие социальной ответственности (обеспечение понимания подростками роли и важности науки в обществе и мире в целом, их ответственности за будущее).
5. Создание условий для формирования самосознания, внутренней позиции личности и гражданской идентичности (рефлексия и чувственное восприятие).
6. Стимулирование творчества, креативности, инновационных идей (проектная и коллективно-творческая деятельность, творческие мастерские, игры, конкурсы и др.).
7. Профориентация (помощь в выборе профессионального пути, связанного с наукой, включая знакомство с различными научными профессиями и практиками).
3 Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) : моногр. С. 493-735.
4 Там же. С. 953.
8. Формирование сообщества (создание коллектива единомышленников для обмена опытом, обсуждения разных идей, работы над общими проектами).
9. Развитие самопознания и саморазвития (формирование основных познавательных интересов, способствующих ценностному личностному развитию).
Реализация целей программы обозначила постановку следующих задач:
- определить индивидуальную траекторию личностного самоопределения и саморазвития для каждого обучающегося, а также инструменты постоянного самосовершенствования, помочь участнику стать целеустремленным и организованным;
- развить способность и стремление применять нестандартные подходы в решении разных задач, включая важные - самопобуждение к инновационному поведению и креативности;
- усовершенствовать умение взаимодействовать с партнерами и навыки командной работы, в том числе в коллективе с участниками разных возрастов;
- научить осмысливать и сознательно ценностно корректировать внутреннюю позицию личности, гражданскую идентичность, проявляя их в конкретных действиях;
- помочь с профессиональным самоопределением и построением жизненной траектории с учетом выбора желаемой профессии.
Концептуальная основа программы. В рамках данной программы созданы условия для вовлечения и получения практического опыта обучающихся в научно-исследовательской деятельности, детально исследующие сферу современной науки и технологий. Теория соединяется с практикой, что позволяет добиться максимального положительного эффекта. Итогами такого сочетания становятся выраженное улучшение способностей к критическому мышлению, навыков работы в команде, креативности, а также формирование самосознания, становление внутренней позиции личности и гражданской идентичности.
Перечень образовательных событий программы включал проведение встреч с интересными людьми, интерактивных лекций, семинаров с разбором опреде-
ленных случаев, интеллектуальных игр. Особое внимание уделялось творческим мастерским и кейс-заданиям, презентациям и дискуссиям. Различные исследования и проекты позволили обучающимся освоить ключевые научные концепции и разобраться в особенностях их практического использования, что способствовало расширению кругозора и росту интереса к сфере науки и технологий.
Устанавливалась дружеская и благожелательная атмосфера, благодаря чему обучающиеся могли поддерживать друг друга и сотрудничать для достижения своих целей. Большую роль играла возможность свободного выражения своих мыслей и озвучивания предположений. В программе пристальное внимание уделено обучению участников, а также мотивации к дальнейшей деятельности в выбранном направлении.
Принципы конкурсного отбора обучающихся:
1. Открытость. Участником конкурсного отбора мог стать любой российский гражданин, обучающийся в общеобразовательной организации в возрасте 14-17 лет включительно.
2. Доступность. Все данные о конкурсе - положение, критерии оценки конкурсных работ, формы для заполнения - опубликованы на сайте Академии и портале ВДЦ «Океан».
3. Прозрачность. Участникам конкурса были направлены сертификаты (1-3 степеней и высшей степени), размященные на сайте РАО и портале ВДЦ «Океан».
Содержательные и организационные принципы воспитательной системы программы:
- рассмотрение периода детства в качестве этапа жизни, характеризующегося наличием самоценности;
- признание личности каждого из обучающихся самоценной;
- обеспечение соответствия между системой социальных отношений и воспитательной системой ВДЦ «Океан»;
- формирование самосознания, внутренней позиции личности и гражданской идентичности подростков на основе целостного подхода;
- обеспечение развивающего характера деятельности в лагере;
- включение в работу с использованием дифференцированного подхода;
- последовательная и систематичная организация деятельности.
Группа организационных принципов состоит из аспектов, влияющих на выбор средств, приемов, методов, на основе которых выстраивается взаимодействие педагогов с обучающимися и обучающихся между собой: привлечение к активному участию в организации жизни в ВДЦ «Океан»; анализ различных поступков, действий, взаимоотношений; определение деятельности, характеризующейся общественной или личной значимостью [12].
Развитие самосознания, внутренней позиции личности и научного мировоззрения осуществлялось путем создания открытой и поддерживающей среды через устремление на интеграцию наук, где ценится индивидуальность каждого обучающегося. Рассмотрение периода детства как стадии самоценности необходимо с целью осознания участниками собственной уникальности и значимости. Это создает базу для осмысленных рефлексий и обсуждений, что способствует развитию аналитических навыков.
Организована работа над формированием социальной ответственности и гражданской идентичности среди обучающихся для обеспечения соответствия между системой социальных отношений и воспитательной системой ВДЦ «Океан». Данный подход ведет к становлению активной жизненной позиции, где каждый занимается поиском решений конкретных задач, что напрямую связано с развитием критического мышления.
Дифференцированный подход к обучению учитывает индивидуальные особенности каждого участника, повышающие вовлеченность и интерес к программе. Постепенная и системная организация деятельности создает условия для осознания значимости каждого действия, формируя навыки критического анализа и коллективного обсуждения - основы научного подхода.
Проблемное и проектное обучение -инструменты для повышения активности и мотивации подростков, погружающие в реальные задачи и ситуации, которые требуют активного поиска решений. Так, работая над проектом, участники объединяют знания из разных областей, что формирует целостное восприятие изучаемого материала, а процесс совместного решения проблем способствует развитию критического мышления и навыков сотрудничества.
Ключевую роль в мотивации играет внедрение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность. Педагог помогает каждому участнику почувствовать собственную значимость и интерес к изучаемому материалу, давая возможность самостоятельно выбирать тему исследования. Проведение экспериментов, сбор, анализ данных позволяют обучающимся увидеть практическое применение теории, что значительно повышает их вовлеченность.
Использование современных образовательных технологий - онлайн-подключение на интерактивных платформах - помогает разнообразить процесс обучения. Виртуальная реальность делает образовательный процесс информативным для подростков, что стимулирует их активность и желание обучаться. Синергия этих подходов создает мощный инструмент становления мотивации у обучающихся при дальнейшем их самоопределении в различных отраслях наук.
Благодаря использованию вышеуказанных принципов у детей формируется научное мировоззрение, критическое мышление, навыки поиска решений различных задач, что способствует становлению самосознания, внутренней позиции личности и гражданской идентичности, а повысить активность и мотивацию к обучению помогает применение проблемного, проектного обучения и организация исследовательской деятельности.
Формирование внутренней позиции личности и гражданской идентичности обучающихся. Важной особенностью программы является формирование условий, способствующих усилению стремления к исследованию на базе собственных интересов, возможность сотворчества в рамках групповой работы, уход от шаблонных
заданий и их решений. Внимание уделялось развитию осознанности посредством применения кейс-заданий, практических задач, интеллектуальных игр, что, по мнению авторов, способствует развитию эмпатии и эмоционального интеллекта обучающихся.
Следует выделить значимость трудов В. С. Мухиной, которая отмечает, что «в сплоченной социокультурной группе ее члены эмоционально идентифицированы, в сфере ценностных ориентаций наблюдается единство, а совместная деятельность соединяет членов группы <.. .> в привычной, обыденной ситуации идентификация может протекать на бессознательном уровне и не тревожить взаимодействующих людей, но стоит увидеть в ситуации проблему, как мгновенно пробуждается готовность к идентификации»5. Данный факт должен быть учтен при организации взаимодействий таким образом, чтобы за счет особой системы условий обучающиеся могли получить соответствующий опыт и научиться идентифицироваться с лучшим (с позиции индивидуального и общественного блага) [4].
Речь идет о воспитательном взаимодействии, влияющем на самосознание обучающихся. В результате каждый подросток должен прийти к выводу о личной ответственности за себя и свое место в коллективе, сформировать собственную внутреннюю позицию.
В ходе реализации программы особое внимание уделялось переходу к ценностному отношению посредством рефлексии, включая создание условий для формирования самосознания, внутренней позиции обучающегося в виде сущностной ценности личности; развитие мотивации уникальности собственной личности; социализацию [6; 7].
Благодаря идентификации (саморефлексии) участниками программы было достигнуто осознание своих возможностей и их границ, более четкое понимание притязаний на свою личностную траекторию саморазвития, будущую профессию, увеличение мотивации к развитию чувства личности и гражданской идентичности, что подтверждается результатами анкетирования (рис. 1).
Все участники были проинформированны о цели исследования и выразили готовность к сотрудничеству.
В процессе жизнедеятельности в лагере можно наблюдать развитие самосознания личности обучающихся через проявление и становление основных структурных звеньев самосознания: притязания на признание социально-нормативного пространства, половой идентификации.
Профессионально-личностное развитие педагогов. Профессионально-личностное развитие педагогов в контексте реализации программы становится актуальным в условиях смены, поскольку они взаимодействуют с детским коллективом, а их деятельность ограничена временными рамками.
Полное понимание динамики профессионально-личностного развития педагогов может быть обеспечено благодаря результатам исследований, основанным на теоретических положениях научной школы, которые дают возможность глубже понять динамику личностного развития педагогов. Реализуемая программа позволила педагогам проводить обучение, корректировать собственное понимание образовательного процесса, обнаруживая новые перспективы в профессиональной деятельности [1].
В рамках современной российской модели образования предусматривается способность быстрой адаптации педагогов к изменяющимся условиям в обществе и его потребностям. Обращаясь к методологическим идеям научной школы, акцентировано внимание на субъективном опыте каждого преподавателя, что в свою очередь способствует глубокому пониманию роли педагогов в образовательном процессе. Важным становится умение преподавателей передавать знания и создавать условия для формирования критического мышления, внутренней позиции личности и гражданской идентичности обучающихся.
Содержание реализуемой программы требовало интеграции новых технологий:
- интерактивная платформа позволила участникам активно вовлекаться в процесс обучения, стимулируя их заинтересованность и креативность;
5 Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) : моногр. С. 445-446.
Р и с. 1. Распределение ответов участников смены об изменении личностной траектории развития, % F i g. 1. Distribution of shift participants' answers about changing personal development trajectory, %
Источник: здесь и далее в статье все рисунки составлены авторами. Source: Hereinafter in this article all figures drawn up by the authors.
- проблемное и проектное обучение, основанное на командной работе, способствовало формированию навыков сотрудничества и критического мышления;
- лабораторные исследования, использующие современные приборы и материалы, погружали обучающихся в практическое применение теоретических знаний;
- мастер-классы от членов-корреспондентов РАО обогатили программу, давая участникам уникальную возможность узнать о передовых исследованиях и инновациях.
Эти технологии создали возможность для педагогов - значимых взрослых -пересмотреть свои подходы к осуществлению воспитательной деятельности и осмыслить собственный опыт, что помогло собственному профессиональному росту и личностному развитию. В результате такой трансформации преподаватели передают знания и вдохновляют обучающихся. Реализация программы в условиях смены содействовала обновлению понимания роли педагогов в качестве наставников и вдохновителей. Такой подход важен при воспитании и развитии детей и подростков,
которые в перспективе могут стать учеными и новаторами.
Последействие. В основу данной программы были положены труды В. С. Мухиной и предполагалось по максимуму вовлечь обучающихся в научно-исследовательскую деятельность при получении практического опыта в ходе обучения. Благодаря практике совершенствуется критическое мышление обучающихся, развиваются навыки взаимодействия в команде и креативности; достигается становление их внутренней личностной позиции и гражданской идентичности. Содержание программы предполагает использование различных форм и методических подходов, дающих возможность участникам проявлять самостоятельность в выборе и изучении актуальных научных проблем, а также стимулировать к дальнейшей деятельности.
В рамках последействия программы предполагается сопровождение ее участников после завершения: консультации, встречи, возможность принять участие в событиях РАО. Это позволит подготовить более грамотных будущих специалистов и молодых ученых-энтузиастов. Программа
предусматривает создание сообществ на основе интересов, что позволит обмениваться опытом и оказывать поддержку в процессе работы. Такие сообщества могут стать площадками для презентации результатов, инициирования дискуссий и совместного поиска решений сложных задач. Благодаря успешному достижению целей программы можно сформировать основу для последующего обучения, профессионального определения, а затем и профессионального роста ее участников. Важно, чтобы при организации сопровождения использовался структурированный подход. Это поможет формировать у подростков стойкий интерес к науке и ее дальнейшему развитию.
Результаты исследования
В результате реализации первого этапа проекта был сформирован состав участников с высокой мотивацией к научно-исследовательской деятельности. Благодаря этому образовательный процесс находился на высоком уровне, а за счет особенностей содержательных и организационных принципов воспитательной системы программы создана уникальная открытая и поддерживающая среда, проблемное и проектное обучение, способствующие максимальной реализации потенциала участников и педагогов. Результаты представленного анкетирования, позволили получить качественные данные о динамике мотивации и научно-исследовательской активности обучающихся (рис. 2).
Участники программы в рамках смены проявили широкий спектр интересов и инициатив, что позволило реализовать запланированные занятия, активности
и исследования. Наблюдая за активным вовлечением участников, педагогическая команда РАО внедрила инновационные методы обучения, что способствовало формированию самосознания, гражданской идентичности, а также развитию критического мышления и внутренней позиции личности у обучающихся. Совместная работа в командах позволила подросткам обмениваться идеями и активно участвовать в обсуждениях, дискуссиях и брифингах, что создало дружественную и поддерживающую атмосферу в профильном отряде. Обучающиеся поделились своим отношением к информации, которая стала значимой для них в ходе участия в программе. Ниже представлены результаты рефлексии участников смены на полученные значимые для них результаты (рис. 3) и значимых для них взрослых, с которыми они встретились в ходе реализации программы смены (рис. 4).
Сквозь призму групповой работы подростки учились высказываться (рефлексировать) и уважать мнение других. Сложившиеся отношения в команде стали основой для формирования социальной ответственности и умения работать в коллективе. Педагоги программы имели возможность освежить свои знания, а также освоить и апробировать разработанные ими мероприятия и активности, что способствует профессионально-личностному развитию. Во время разработки образовательно-содержательной части проекта были организованы авторские интерактивные лекции, интеллектуальные игры, творческие мастерские, мастер-классы и другие занятия и активности, охватывающие современные
Не изменилась / Ц 5 No change
Умеренно улучшилась / Moderately improved
Значительно улучшилась / Significantly improved
0 10 20 30 40 50 60 Рис. 2. Изменение отношения участников смены к научно-исследовательской деятельности, % F i g. 2. Changing the attitude of shift participants to research activities, %
подходы к обучению, что позволило педагогам стать более креативными.
При реализации программы «Будущее в науке» были достигнуты поставленные цели и задачи, внесен вклад в формирование самосознания, гражданской идентичности, критического мышления, внутренней позиции личности и устойчивой мотивации у обучающихся и педагогов.
Программа вдохновила педагогический состав на активное профессионально-личностное развитие преподавателей: они
Развил(а) научно-исследовательский потенциал / Developed scientific and research potential
Развил(а) лидерские качества / Developed leadership skills
Работа в команде / Teamwork
проявили инициативность и уверенность, осознавая важность постоянного обучения и адаптации к образовательному ландшафту.
Обсуждение и заключение
Результаты анкетирования (входного и итогового) участников программы, а также отзывы их родителей обеспечили комплексный взгляд на положительную динамику изменений в научно-исследовательской активности и мотивации обучающихся.
Новые знакомства / New acquaintances
Практические знания / Practical knowledge
Теоретические знания / Theoretical knowledge
0 10 20 Р и с. 3. Рефлексия участников смены на значимые результаты, % F i g. 3. Reflection of shift participants on significant results, %
30
Другое / Other I j
Bee / All Вожатые / Counselors
Психолог / Psychologist
Координатор программы / Program Coordinator
Ребята из отряда / The guys from the squad
Педагоги программы / Teachers of the program
0 5 10 15 20 25 30
Р и с. 4. Рефлексия на значимых для участников смены окружающих, % F i g. 4. Reflection on those who are significant to the participants, %
Благодаря конкурсному отбору удалось сформировать состав участников с высокой мотивацией к соответствующей деятельности, в результате чего их вовлеченность в образовательный процесс находилась на высоком уровне. За счет особенностей содержательных и организационных принципов воспитательной системы программы удалось привлечь подростков к научно-исследовательской деятельности. При этом
обеспечение профессионально-личностного развития педагогов также было важной составляющей программы.
Данная программа дает возможность эффективно подготовить детей и подростков к будущим вызовам, чему способствует развитие самосознания, а также становление внутренней позиции личности, гражданской идентичности и социальной ответственности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базилевский А. А., Базилевская О. В. Актуальность наставничества в профессионально-личностном развитии педагога // Ценности и смыслы. 2023. № 6 (88). С. 20-32. URL: http://tsennosti.instet.ru/ images/cenn/CiS_6_2023_Site.pdf (дата обращения: 22.07.2024).
2. Басюк В. С. Влияние летней профильной военно-патриотической смены на развитие внутренней позиции мальчиков-подростков-воспитанников интернатных учреждений // Развитие личности. 2012. № 2. С. 221-238. URL: http://rl-online.ru/articles/rl20122/962.html (дата обращения: 22.07.2024).
3. Беловол Е. В., Мелков С. В., Сахарова Т. Н. Особенности гражданской идентичности российских подростков (на примере отдыхающих в международном детском центре «Артек») // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 2. С. 363-385. https://doi.org/10.15507/1991-9468.107.026.202202.363-385
4. Басюк В. С. Формирование функциональной грамотности обучающихся - важный аспект достижения личностных результатов образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 6 (80). С. 34-42. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2021-80-34-42
5. Мухина В. С., Мелков С. В. Внутренняя позиция личности как основа развития гражданской идентичности // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18, № 1. С. 105-112. https://doi.org/10.17759/ chp.2022180110
6. Басюк В. С., Мелков С. В. Методологические основания формирования универсальных учебных действий в контексте идей концепции «Феноменология развития и бытия личности» В. С. Мухиной // Психологическая наука и образование. 2024. Т. 29, № 3. С. 113-125. https://doi.org/10.17759/pse.2024290307
7. Басюк В. С. Проблемы развития личности в школьной среде // Мир психологии. 2015. № 3 (83). С. 191-197. EDN: UYAVHR
8. Басюк В. С. Внутренняя позиция личности - важнейший фактор развития ребенка в период школьного детства // Ценности и смыслы. 2021. № 6 (76). С. 47-61. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2021-6-47-61
9. Басюк В. С. Научно-теоретическое обоснование формирования личностных результатов образования // Ценности и смыслы. 2023. № 3 (85). С. 74-84. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-3-74-84
10. Эмоциональный интеллект субъектов образовательной среды в условиях цифровизации: обзор исследований / С. А. Минюрова [и др.] // Сибирский психологический журнал. 2021. № 82. С. 153-173. https://doi.org/10.17223/17267080/82/9
11. Басюк В. С. Опыт преодоления архетипа делинквентности у подростков, оставшихся без попечения родителей // Развитие личности. 2018. № 2. С. 137-148. URL: http://rl-online.ru/articles/rl2018-21/1355.html (дата обращения: 22.07.2024).
12. Фришман И. И. Профильный лагерь: системный взгляд // Народное образование. 2010. № 3. С. 85-95. URL: https://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2010-3/profilniiy-lager-sistemniiy-vzglyad (дата обращения: 22.07.2024).
REFERENCES
1. Bazilevskiy A.A., Bazilevskaya O.V. The Relevance of Mentoring in the Professional and Personal Development of a Teacher. Values and Meanings. 2023;(6):20-32. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: http:// tsennosti.instet.ru/images/cenn/CiS_6_2023_Site.pdf (accessed 22.07.2024).
2. Basyuk V.S. Influence of Summer Profiled Military-Patriotic Shift on the Development of Teenage Boys' -Boarding Schools Pupils' Inner Position. Development of Personality. 2012;(2):221-238. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: http://rl-online.ru/articles/rl20122/962.html (accessed 22.07.2024).
3. Belovol E.V., Melkov S.V., Sakharova T.N. Specificity of Russian Teenager's Civic Identity (Case of Campers at the Artek International Children's Centre). Integration of Education. 2022;26(2):363-385. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15507/1991-9468.107.026.202202.363-385
4. Basyuk V.S. Students' Functional Literacy Formation as an Important Aspect of Achieving Personal Learning Outcomes. Domestic and Foreign Pedagogy. 2021;1(6):34-42. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi. org/10.24412/2224-0772-2021-80-34-42
5. Mukhina V.S., Melkov S.V. Personality Inner Position as the Basis for Civic Identity Development. Cultural-Historical Psychology. 2022;18(1):105-112. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17759/ chp.2022180110
6. Basyuk V. S., Melkov S.V. Methodological Foundations for the Formation of Universal Educational Actions in the Context of the Ideas of the V.S. Mukhina's Concept "Phenomenology of Personality Development and Being". Psychological Science and Education. 2024;29(3):113-125. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi. org/10.17759/pse.2024290307
7. Basyuk V.S. Personalitys Development at School Problems. World of Psychology. 2015;(3):191-197. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: UYAVHR
8. Basyuk V.S. The Internal Position of the Personality as the Most Important Factor in the Development of a Child during School Childhood. Values and Meanings. 2021;(6):47-61. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi. org/10.24412/2071-6427-2021-6-47-61
9. Basyuk V.S. Scientific and Theoretical Substantiation of the Formation of Personal Learning Outcomes. Values and Meanings. 2023;(3):74-84. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-3-74-84
10. Miniurova S.A., Basyuk V.S., Brel E.Y., Vorobyeva I.V., Kruzhkova O.V., Matveeva A.I. Emotional Intelligence of Subjects of the Educational Environment amidst Digitalization: Review of Studies. Siberian Journal of Psychology. 2021;(82):153-173. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17223/17267080/82/9
11. Basyuk V.S. The Experience of Overcoming of Delinquency Archetype in Adolescents Deprived of Parental Care. Development of Personality. 2018;(2):137-148. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: http:// rl-online.ru/articles/rl2018-21/1355.html (accessed 22.07.2024).
12. Frishman I.I. [Profile Camp: A Systematic View]. Public Education. 2010;(3):85-95. (In Russ.) Available at: https://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2010-3/profilniiy-lager-sistemniiy-vzglyad (accessed 22.07.2024).
Об авторах:
Басюк Виктор Стефанович, доктор психологических наук, академик, вице-президент Российской академии образования (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8), ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-2448-0673, Scopus ID: 57223930560, Researcher ID: KVX-9962-2024, SPIN-код: 5404-0727, [email protected]
Базилевская Олеся Викторовна, заместитель начальника научно-организационного отдела, управления координации научных исследований и подготовки кадров высшей квалификации Российской академии образования (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8), специалист координационно-образовательного центра «Мой Океан» Всероссийского детского центра «Океан» (690108, Российская Федерация, г. Владивосток, ул. Артековская, д. 10), ORCID: https://orcid.org/0009-0007-3483-749X, Researcher ID: LKM-0507-2024, SPIN-код: 9104-7588, [email protected]
Заявленный вклад авторов:
В. С. Басюк - научное руководство; постановка проблемы исследования; описание методологии; анализ научной литературы; концептуализация выводов; работа с текстом.
О. В. Базилевская - анализ литературы по заявленной теме; разработка входного и итогового анкетирования; написание первоначального варианта текста; визуализация данных в тексте.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 22.08.2024; одобрена после рецензирования 30.09.2024; принята к публикации 08.10.2024.
About the authors:
Victor S. Basyuk, Dr.Sci. (Psychol.), Academician of the Russian Academy of Education, Vice-President of the Russian Academy of Education (8 Pogodinskaya St., Moscow 119121, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2448-0673, Scopus ID: 57223930560, Researcher ID: KVX-9962-2024, SPIN-code: 5404-0727, [email protected]
Olesya V. Bazilevskaya, Deputy Head of the Scientific and Organizational Department, Department for the Coordination of Scientific Research and Training of Highly Qualified Personnel of the Russian Academy of Education (8 Pogodinskaya St., Moscow 119121, Russian Federation), Specialist of the Coordination and Educational Center "My Ocean" of the National Children's Center "Ocean" (10 Artekovskaya St., Vladivostok 690108, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0009-0007-3483-749X, Researcher ID: LKM-0507-2024, SPIN-code: 9104-7588, [email protected]
Authors' contribution:
V. S. Basyuk - scientific guidance; formulation of the research problem; description of methodology; analysis of scientific literature; conceptualization of conclusions; work with text.
O. V. Bazilevskaya - analysis of literature on the stated topic; development of input and final questionnaires; writing the initial version of the text; visualization of data in the text.
All authors have read and approved the final manuscript.
Submitted 22.08.2024; revised 30.09.2024; accepted 08.10.2024.