Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2023. Т. 21 № 1
ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ:
ПОДХОДЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ
В . С . Блсюк, О . В . БАЗИЛЕВСКАЯ, Н . А . МАНДРОВА
Актуальность создания клубов «Большая перемена» в образовательных организациях1
(ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова; ФГБУ «Российская академия образования»; ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Океан»; АНО «Большая перемена»;
e-mail: bvs050@mail. ru; [email protected]; nmandrova@peremena. team)
Анализируется деятельность детских общественных организаций XX века. Обсуждается актуальность создания клубов «Большая перемена» в образовательных организациях, основа деятельности, которых сформирована на базе концептуальных идей научных школ: В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» и Л.И. Новиковой «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи». В качестве методологической основы представлены результаты фундаментальных исследований ученых-психологов и педагогов: Л.С. Выготского, Л.И. Новиковой, В.С. Мухиной и Н.Л. Селивановой. Суть их исследований заключается в признании приоритета личностного развития, ценности самого периода детства и состава деятельности подрастающего поколения. Рассматривается деятельность клубов «Большая перемена» в качестве естественной общественной среды, в которой подрастающее поколение приобретает личные и остросоциальные смыслы жизни, деятельности, проходит подготовку к продуктивной реализации собственного потенциала в современных условиях общественной жизни. Описывается воспитательное пространство клубов «Большая перемена», цель которого - формирование среды, способствующей созданию благоприятных условий для личностного развития детей и подростков и активации их личностной и социальной зрелости. Клубы «Большая перемена» построены по принципу детско-взрослого сообщества, в основе которого лежит демократический стиль воздействия взрослого на ребенка. Способность взрослого проявлять идентификацию повышает самооценку ребенка, его настроение и социальную активность. Присвоенные от взрослого идентификационные действия ребенок переносит в общение со сверстниками - пространство клуба становится для него школой социальных отношений. В заключении высказываются возможные риски реализации проекта клубов «Большая перемена», суть которых сводится к размыванию эффективных элементов педагогической практики
1 Данная статья подготовлена в рамках деятельности Междисциплинарной научно-образовательной школы МГУ имени М.В. Ломоносова «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».
в связи с созданием Российского движения детей и молодежи «Движение Первых», учредителем которого выступила «Большая перемена», с последующей интеграцией существующих детских движений и сообществ. Подчеркивается, что клубы «Большая перемена» - исключительно добровольные общественные объединения, главная роль в которых отводится школьникам.
Ключевые слова: воспитание; развитие личности; внутренняя позиция личности; личность - уникальный феномен; личность - социальная единица; формирование личности; детское общественное объединение; коллектив; детско-взрослое сообщество; коллективно-творческое дело; КТД; клуб «Большая перемена»; деятельность в воспитательной системе; деятельность клубов «Большая перемена».
Актуальность создания общественно-государственной системы воспитания
Важной задачей государственной политики в образовательной сфере, нацеленной на обеспечение будущего страны, является воспитание патриота и гражданина . Соответственно для выполнения данной задачи требуется создание условий для всестороннего личностного, духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития подрастающего поколения, для воспитания преданности Родине .
Реализация данной задачи приобретает в современных геополитических условиях особую значимость: только самодостаточная личность в силах противостоять агрессивным вызовам внешней среды, стремящимся разрушить российскую идентичность, духовно-нравственные и культурно-исторические ценности .
Ответом на внешние угрозы должна стать выработка и последовательная, скоординированная реализация идейно-ценностной госполитики в сфере обучения и воспитания детей, подростков и молодежи
Ее суть заключается в разработке такой системы воспитания и социализации детей, подростков и молодежи в образовательных организациях Российской Федерации, которая будет нацелена на создание наиболее благоприятных условий для индивидуального развития и самореализации каждого ребенка как «личности - уникального феномена и социальной единицы» [1, с.14], «разделяющей российские традиционные духовные ценности, способной к созиданию и защите Родины» [2].
Сравнительный анализ деятельности детских общественных организаций XX века
Сравнительный анализ «детско-молодежного» движения нашей страны, зарубежных стран в исторической ретроспективе показывает, что в большей степени его развитие проходило в формате «ориентации младших на пример старших» . Деятельность старшеклассников была привлекательной для младших, побуждала их включаться
в поддержание и развитие традиций школьного коллектива, ориентируясь на образец и опыт . Одним из ярких примеров этой парадигмы взаимоотношений была работа школьников- вожатых, которая возникла еще в кадетских корпусах XIX века [3].
В 1907 году получило развитие одно из самых массовых детских общественных движений - скаутское движение [4, с . 7], которое существует до настоящего времени . Долгожительство скаутинга объясняется потребностью государства в воспитании ответственных и примерных граждан своей страны, в раскрытии их наиболее полного общественного, духовного, интеллектуального потенциала [5].
В продолжение и развитие детского общественного движения в нашей стране таким объединением стала Всесоюзная пионерская организация, взявшая за основу скаутские принципы работы и во многом преумножившая их . Пионерия была не школой навыков, а, прежде всего, стала школой активности, умений и коммуникаций Детское общественное движение, выстроенное на идеологии коммунистической партии, завершило свою деятельность одновременно со сменой общественно-экономической формации
Анализ опыта создания массовых детских общественных движений показал, что накопленный багаж воспитательной деятельности не статичен - он требует форматирования с учетом социально-общественных смыслов и государственных задач
Ценности детства и ценности деятельности
Одним из приоритетов воспитательной политики сегодня становится создание среды для формирования деятельной, самостоятельной и активной личности Особую актуальность эта задача приобретает в свете проникновения цифровых средств коммуникации практически во все стороны повседневности современного ребенка: в общение со сверстниками, игровую, познавательную деятельность, досуг и учебу
Движение «Большая перемена» стало первым массовым всероссийским проектом, который осуществляет единый комплекс внеклассной работы обучающихся на собственной цифровой платформе и в физическом пространстве присутствия ребенка - в школьном клубе «Большая перемена»
Для создания клубов «Большая перемена» в образовательных организациях взяты в качестве методологической основы результаты фундаментальных исследований ученых-психологов и педагогов: Л . С . Выготского, Л . И . Новиковой, В . С . Мухиной и Н .Л . Селивановой [6; 7; 8; 1; 9; 10]. Суть их исследований заключается в признании приоритета личностного развития, ценности самого периода детства и состава деятельности подрастающего поколения
Согласно культурно-исторической теории развития Л . С . Выготского развитие личности определяется в онтогенезе ребенка через постоянный процесс взаимодействия индивида со средой .
Развитие следует рассматривать в качестве постоянного процесса самодвижения, в котором одним из ключевых моментов является единство общественного и личного при переходе ребенка с более низкой ступени развития на более высокую во всех возрастных периодах [6, с . 51], т . е . процесс развития ребенка однозначно сложен, и он не может описываться как простой [6, с . 38].
По мнению Л . С . Выготского, в период обучения и формирования личности имеет место совпадение, слияние и взаимопроникновение естественного и культурного планов развития, приводящее к созданию единой системы социально-биологического развития личности ребенка [6, с . 47]. Таким образом, в развитии подразумевается наличие тесной взаимосвязи между индивидуальной и общественной историей субъекта [7, с . 516].
Опорой в развитии детей и молодежи должен стать тот уровень, на котором они находятся, однако при этом необходимо сосредоточиться не на его культивировании, а на его преодолении и переходе ребенка к более высокому уровню [11, с . 45]. Это позволяет показать конечный результат деятельности и оценить направление всего процесса Развитие ребенка достигается социальными средствами и через окружающих его людей
Основа деятельности клубов «Большая перемена» сформирована на базе концептуальных идей методологического подхода научной школы В . С . Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» . В качестве ключевых здесь выделены 5 социальных реалий: 1) предметного мира; 2) образно-знаковых систем; 3) природной действительности; 4) социально-нормативного пространства; 5) внутреннего пространства личности [1, с . 48].
В . С . Мухина соглашается с определяющим влиянием бытия и генотипа на развитие личности, но указывает также на немаловажную роль, которую играют «предпосылки развития» [1, с . 46]. По ее мнению, отсутствие у человека внутренней позиции по отношению к себе и своей жизни привело бы к тому, что он и его судьба полностью зависели бы от генотипа и условий бытия, хотя, конечно, ни в коем случае нельзя преуменьшать значимость этих двух факторов [1, с . 47].
С точки зрения автора, благодаря внутреннему пространству человека может развиваться чувство личности, способность к самостоянию, умение быть индивидуальным Большое значение здесь имеет обращение к системе личностных смыслов и к поиску сущностного определения феномена «Я» [1, с . 14].
Успех развития ребенка и осуществления им своего бытия определяется его взаимодействием с окружающим миром в качестве как объекта, так и субъекта [1, с . 315]. Для достижения поставленных целей, позитивного результата деятельности, общественного признания необходимо, чтобы личность ребенка имела активную внутреннюю позицию [12]
Потенциал идей В . С . Мухиной, касающихся «условий развития и бытия личности», несомненно высок [1, с . 48]. Благодаря им возможно четкое структурирование самосознания, формирование тактики и стратегии психологического содействия индивидуальному развитию с учетом их особенностей . Кроме того, они позволяют исследовать условия развития личности на каждом этапе возрастного становления Условия развития лежат в основе типологии внутренней позиции, на которой базируются направление и путь развития [13, с 90]
В . С . Мухина отмечает особую роль взрослого в формировании социально значимых свойств личности (способность к сопереживанию, сочувствию, сорадости, активному нравственному отношению к людям, к самому себе) и механизмов социального поведения ребенка [1, с . 404]. Клубы «Большая перемена» построены по принципу детско-взрослого сообщества, в основе которого лежит демократический стиль воздействия взрослого на ребенка Способность взрослого проявлять идентификацию повышает самооценку ребенка, его настроение и социальную активность Присвоенные от взрослого идентификационные действия ребенок переносит в общение со сверстниками - пространство клуба становится для него школой социальных отношений
Отбор, непрерывное обучение и методическая поддержка педагогов наставников клубов - становится самостоятельной задачей, которая решается на базе цифровой платформы «Большая перемена» путем организации профессионального сообщества педагогов
Рассмотрим идеи научной школы «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи», которые тоже заложены в фундамент деятельности клубов «Большая перемена»
Клубы «Большая перемена» - это сообщество обучающихся и взрослых, поэтому следует рассмотреть личность ребенка, ее развитие и воспитание через призму взаимодействия людей друг с другом и воздействия коллектива
Глава научной школы Л . И . Новикова рассматривает детский коллектив в виде особой формы проявления коллективности, объединяющей детей в рамках специально организованной деятельности воспитывающего характера [8, с . 17]. Клуб «Большая перемена» - это коллектив, который рассматривается как пространство создания позитивной среды, объединяющего на одной площадке учебу, хобби и собственное личностное развитие
С точки зрения Л . И . Новиковой, постановка и решение конкретных практических задач представляет собой обязательное условие, позволяющее детям успешно всесторонне развиваться в детском коллективе [8, с . 18]. Социально-нормативную среду клубов формирует Хартия клубов «Большая перемена»: свод ценностей и правил сообщества, разработанный при участии педагогов и детей Хартия постулирует принципы взаимного уважения всех участников независимо от возраста и деятельного участия ребенка в жизни своей школы, населенного пункта, страны через добровольчество, проектную работу, осуществление поддерживающих действий членов сообщества клубов в отношении друг друга Поэтому самостоятельно и не привязываясь к возрасту и статусу участники клуба «Большая перемена» готовы признать объединяющие их ценности:
- креативность (у участников есть право на свободный выбор творчества, новаторство: здесь ценят многообразие идей и способность отступать от стандартных идей, правил и шаблонов);
- развитие (участники не боятся учится, раскрывают свою индивидуальность, начинают разбираться в том, что их интересует; в качестве основы способности к активным действиям в условиях постоянно изменяющегося мира рассматриваются новые полезные знания и навыки);
- равенство (взаимодействие между наставниками и детьми строится на принципах равноправия: уважительное партнерство в рамках сотрудничества с признанием важности каждого участника);
- открытость (все процессы являются открытыми: принятие решений осуществляется на основе результатов открытого обсуждения, в котором может принять участие каждый, для оценки проектов используются честные и понятные параметры);
- взаимопомощь (каждому участнику предоставляется содействие в выявлении его скрытых талантов, развитии способностей и лидерских качеств)
Л .И . Новикова в своем труде «Педагогика детского коллектива» предлагает рассмотрение ценности деятельности посредством включения ребенка в коллектив По ее мнению, коллектив выступает как производителем, так и воспитателем, чья воспитательная функция заключается в передаче личности ключевых качеств, присущих определенному обществу [8, с . 15]. При этом индивидуализация в воспитании коллективом совсем не исключается [8, с . 24].
Клуб «Большая перемена» - элемент личностной и профессиональной ориентаций обучающихся через реализацию индивидуальных потребностей с формированием идентичности и построения личной траектории развития Проектные школы и образовательные ресурсы на платформе «Большая перемена» предоставляют обучающемуся возможность широкого выбора направлений и форм самореализации,
развивают его представления о современных сферах деятельности, профессиях, позволяют осваивать практические навыки (от проведения мозгового штурма до взаимодействия с людьми с особыми потребностями) . Сообщество клуба «Большая перемена» становится для обучающегося первым местом практического применения полученных навыков и знаний, другими словами, клуб «Большая перемена» - «база накопления детьми опыта» [8, с 19]
В клубе «Большая перемена» обучающийся развивается как социально активная личность, он может встретить общественное признание или непризнание, учится отстаивать свою позицию и строить планы Он выступает инициатором деятельности: имеет возможность предложить сверстникам свой проект, собрать команду Практическая реализация, помощь ребенку или подростку в доведении его инициативы до зримого результата становится педагогической задачей наставников Когда идея, выдвинутая ребенком, проходит путь от рождения до воплощения, у него повышается самооценка, усваивается связь между трудом, ответственностью за свое дело и социальным признанием Клуб «Большая перемена» выступает «инструментом индивидуального воспитания» [8, с 19]
Формирование следующим поколением общества, существенно отличающегося от старого, как полагает Л И Новикова, возможно только при кардинальных изменениях в воспитании детей [8, с . 31]. Клубы «Большая перемена» являются местом живой педагогической практики, заслуживающей дальнейшего научного изучения
Руководитель научной школы Н Л Селиванова в рамках рассмотрения деятельности в воспитательной системе, озвучивает идею, выделяющую системообразующую деятельность, являющуюся своеобразным центром, вокруг которой происходит построение системы, формирующей воспитательное пространство, где механизмом организации выступает событие [10, с . 24]. Событием такого рода в клубах «Большая перемена» является всероссийский Конкурс «Большая перемена» [14], всероссийская проектная школа «Высота» [15], регулярные творческие мастерские, где участники работают над практическими задачами высокой значимости (в частности, участники клубов из разных регионов участвовали в разработке «Пушкинской карты» [16]), детские дни на ведущих форумах страны, где обучающиеся могут обсудить свои проекты и инициативы с состоявшимися взрослыми (к примеру Петербургский международный экономический форум [17]), уникальные образовательные путешествия (экспедиция на Северный полюс на атомном ледоколе [18]) . Понятие «событие» определяется в виде явления, касающегося детей и взрослых и происходящего в рамках событийной концепции психологического времени, где специфика психического отражения индивидом времени, его продолжительности, скорости,
насыщенности определяется количеством и интенсивностью событий, происходящих в его жизни, числом и выраженностью перемен во внешней (социальной и природной) и внутренней (чувствах, мыслях, действиях человека) среде [10, с .47].
В этой связи и рассматривается идея создания клубов «Большая перемена», в рамках которых сформируется естественная общественная среда, в которой подрастающее поколение сможет приобрести индивидуальные и социальные смыслы жизни, пройдет подготовку к продуктивной реализации собственных потенциалов в современных условиях общественной жизни тем самым создаст суперпространство «для себя и под себя»
Коллективно-творческое дело - клуб «Большая перемена»
Впервые термин «коллективная творческая деятельность» (далее -КТД) ввел в научное обращение И . П . Иванов . КТД понимается в качестве комплекса соответствующих действий, направленных на реализацию разнообразных функций воспитательной деятельности, в рамках которой наставники передают, а обучающиеся осваивают готовый опыт: обучающиеся под руководством наставников формируют новый опыт, объединяют новый опыт с ранее полученным, обмениваются объединенным опытом, накапливают, развивают, закрепляют его в форме положительных традиций, избавляются от влияния имеющегося отрицательного опыта [19, с . 60].
И . П . Иванов, разработавший методику коллективно творческой деятельности, указывал, что КТД способствует единому и органичному развитию как эмоционально-волевой (потребностей, интересов, стремлений, чувств) и познавательно-мировоззренческой (знаний, убеждений, идеалов), так и действенной (умений, навыков, способностей, черт характера, привычек) сторон личности [19, с 60]
Выделяются 3 аспекта, характеризующие сущность КТД: 1) творческое обучение - всевозможные творческие занятия, коллективные и личные учебные поручения; 2) творческое содружество - творческие дела, игры, праздники в коллективе, коллективные и личные жизненно-практические поручения; 3) «синтетические» отношения - творческие встречи, товарищеское общение на регулярной основе [19, с 33]
Клуб «Большая перемена» ориентирует обучающегося на творческое осмысление всех сторон его деятельности, развитие творческого мышления Наибольшее воплощение эта идея нашла во Всероссийском конкурсе «Большая перемена», где участникам предлагается решить актуальную практическую задачу по одному из двенадцати направлений На индивидуальном и командном этапах конкурса они получают опыт взаимодействия с задачами с открытым ответом, осознают присутствие
творчества далеко за пределами стереотипного круга: музыки, живописи и др
Использование в клубе «Большая Перемена» методики коллективных творческих дел позволяет каждому ребенку получить социально ценный опыт, открыть широкий горизонт для деятельности и каждому проявить задатки и усовершенствовать лучшие способности, расти нравственно и духовно
В качестве критериев достижения равенства индивидуального и социального в процессе деятельности клубов «Большая перемена» выступают:
- обеспечение формирования самопознания, самовоспитания и саморазвития у детей и подростков;
- организация разнообразных форм деятельности (для приобретения участниками широкого социального опыта);
- сохранность индивидуальной свободы у детей и подростков в их естественной жизни и в специально организованной деятельности;
- развитие личности и ее восприятие на влияние внешних факторов и взаимодействия с ними;
- наличие диалога между личностью и обществом .
Заключение
Воспитательное пространство клубов «Большая перемена» определяется как среда, в которой создаются благоприятные условия для личностного развития детей и подростков и активация их личностной и социальной зрелости
Деятельность клубов «Большая перемена» направлена на достижение личностных и метапредметных результатов федеральных государственных образовательных стандартов [20], в частности метапред-метных результатов, выраженных в формировании универсальных учебных действий (УУД):
- познавательных (работа с информацией, базовые исследовательские и логические действия);
- коммуникативных (совместная деятельность, общение);
- регулятивных (самоконтроль, самоорганизация, развитие эмоционального интеллекта, принятие себя и других)
В настоящее время высказываются возможные риски реализации проекта клубов «Большая перемена», суть которых сводится к размыванию эффективных элементов педагогической практики в связи с созданием Российского движения детей и молодежи «Движение первых», учредителем которого выступила «Большая перемена», с последующей интеграцией существующих детских движений и сообществ Для предотвращения возникновения такого рода рисков и для переноса в детское движение лучших наработок клубов необходима разработка
методических рекомендаций, при создании которых должен быть представлен анализ потенциальных рисков и пути их минимизации . Важно подчеркнуть, что клубы «Большая перемена» - исключительно добровольные общественные объединения, главная роль которых отводится школьникам
Список литературы
1 Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд . Системный подход . Инновационные аспекты) / В. С. Мухина. - 5-е издание, исправленное и дополненное . - М . : Национальный книжный центр. -2017. - 1088 с .
2. Российская Федерация: Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [утверждена распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г . № 966-р]. - URL: https://www. consultant . ru/document/cons_doc_LAW_180402/a308e4ee261bdfe8d83c35 82a0944e291b33fce6/ (дата обращения: 08.10.2022). - Режим доступа: сайт «КонсультантПлюс» . - Текст: электронный.
3. Трутченков А.С., Фатов И.С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учеб .-метод . пособие . - М .: Изд-во Московского гуманитарного ун-та. - 2013 . - 113 с .
4. Шободоева А. Российский скаутинг: история, теория, практика. - Омск: Изд-во госпедуниверситета. - 1995. - 144 с.
5. Под общей редакцией Яруловой Г. Т. Скаутский лагерь: Программы и организация . Методическое пособие . - Региональное Бюро Евразии Всемирного скаутского Бюро, Российская Ассоциация Навигаторов/Скаутов . -Москва - 2005 г - 176 с
6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций - М .: Издательство «Академия педагогических наук» - 1960 - 488 с
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Лев Выготский . - под ред . В .В. Давыдова. - М.: АСТ: Астрель . - 2010. - 671 с .
8 . НовиковаЛ.И. Педагогика детского коллектива . (Вопросы теории). - М .: «Педагогика» - 1978 - 144 с
9. Мухина В.С. Возрастная психология . Феноменология развития: учебник для студ . высш. учеб . заведений / В .С . Мухина . - 13-е изд ., перераб . и доп . -М .: Издательский центр «Академия». - 2011. - 656 с.
10. Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике/ Н.Л. Селиванова. - М.: УРАО ИТИП . - 2010. - 168 с.
11. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб . пособие для студ . высш. пед . учеб. заведений / Под ред . В .А . Сла-стенина. - 3-е изд. , испр . - М .: Издательский центр «Академия» . - 2004. -336 с
12. БасюкВ.С. Внутренняя позиция личности - важнейший фактор развития ребенка в период школьного детства // Ценности и смыслы . - 2021. -№ 6 (76). - с . 46-60.
13. Басюк В.С., Мухачева Л.В. Совершенствование механизмов оценивания личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ в условиях модернизации технологий и содержания обучения и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования // Отечественная и зарубежная педагогика - 2018. - Т.1. - № 4 (52). - с. 86 -102.
14. Большая Перемена . - URL: https://bolshayaperemena .online (дата обращения: 25.01.2023). - Режим доступа: сайт «Большая перемена». - Текст: электронный.
15 . Всероссийская проектная школа «Высота» . - URL: http://ohotno .com (дата обращения 25.01.2023). - Режим доступа: сайт «Всероссийская проектная школа «Высота» - Текст: электронный
16. Школьники примут участие в разработке рекламной кампании «Пушкинской карты» - URL: https://национальныеприоритеты . рф/news/shkolniki-i-studenty-primut-uchastie-v-razrabotke-reklamnoy-kampanii-pushkinskoy-karty (дата обращения 25.01.2023).- Режим доступа: сайт «Национальные приоритеты» - Текст: электронный
17. На ПМЭФ-2022 участники «Большой перемены» встретились с Наталией Мандровой . - URL: https://tass.ru/novosti-partnerov/14946689 (дата обращения 25.01.2023). - Режим доступа: сайт «Агентство «ТАСС». -Текст: электронный
18. Финалисты «Большой перемены» вернулись с экспедиции «Ледокол открытий» на Северный полюс . - URL: https://tass.ru/obschestvo/15333195 (дата обращения 25.01.2023). - Режим доступа: сайт «Агентство «ТАСС» . -Текст: электронный
19. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: Кн. Для учителя . -М .: Просвещение . - 1990. - 144 с .
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 286]. URL: https://www . consultant. ru/document/cons_doc_LAW_389561/ (дата обращения: 08 10 2022) - Режим доступа: сайт «КонсультантПлюс» - Текст: электронный
Сведения об авторах
Басюк Виктор Стефанович - доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
Базилевская Олеся Викторовна - главный аналитик ФГБУ «Российская академия образования», специалист координационно-образовательного центра «Мой Океан» г. Москва ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Океан», г. Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Мандрова Наталия Александровна - генеральный директор АНО «Большая перемена», г. Москва, Россия. E-mail: [email protected]
The Relevance of Creating Clubs «Bolshaya Peremena» in Educational Organizations
V. S . Basyuk, O. V. Bazilevskaya, N. A. Mandrova
The authors analyze the activity of children's public organizations of the 20th century. The research discusses the relevance of creating «Bolshaya Peremena» clubs in educational organizations. The activity of these organization is formed based on the conceptual ideas of scientific schools of V.S. Mukhina «Phenomenology of the development and existence of personality» and L.I. Novikova «A systemic approach to the upbringing and socialization of children and youth». A methodological basis lies in presenting the results of fundamental research by such psychologists and teachers as L.S. Vygotsky, L.I. Novikova, V.S. Mukhina and N.L. Selivanova. The essence of their research lies in recognizing the priorities of personal development, the values of the childhood period and the activities of the younger generation. The research considers the activities of the «Bolshaya Peremena» clubs as a natural social environment in which the younger generation acquires personal and acute social meanings of life and activity and «undergoes» preparation for the productive realization of their potential in the current conditions of public life. The authors describe the educational space of the «Bolshaya Peremena» clubs, which aim to create an environment conducive to creating favorable conditions for the personal development of children and adolescents and the activation of personal and social maturity. The «Bolshaya Peremena» clubs are built on the principle of a child-adult community, which is based on the democratic style of adult influence on the child. The ability of an adult to show identification increases the child>s self-esteem, mood and social activity. Children transfer the actions of identification assigned by an adult into communication with peers: the club space becomes a school of social relations for children. In conclusion, the authors express possible risks of implementing the considered project. The essence of these risks come down to the erosion of effective elements of pedagogical practice in connection with the creation of the Russian Movement of Children and Youth, founded by «Bolshaya Peremena» and the subsequent integration of existing children>s movements and communities. The authors emphasize that the «Bolshaya Peremena» clubs are exclusively voluntary public associations, the main role of which is assigned to schoolchildren.
Keywords: education; personality development; internal position of the individual; personality - a unique phenomenon; personality - a social unit; personality formation; children's public association; collective; children's and adult community; collective and creative work (CCW); «Bolshaya Peremena» club; activities in the educational system; activities of «Bolshaya Peremena» clubs.
References
1. Mukhina V.S. Lichnost': Mify i Real'nost' (Al'ternativnyi vzglyad. Sistemnyi
podkhod . Innovatsionnye aspekty) / V. S . Mukhina . - 5-e izdanie, ispravlennoe
i dopolnennoe. - M. : Natsional'nyi knizhnyi tsentr. - 2017. - 1088s.
2 . Rossiiskaya Federatsiya: Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federatsii
na period do 2025 goda [utverzhdena rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 29 maya 2015 g. № 966-r]. - URL: https://www.consultant, ru/ document/cons_doc_LAW_180402/a308e4ee261bdfe8d83c3582a0944e291b3 3fce6/ (data obrashcheniya: 08.10. 2022). - Rezhim dostupa: sait «Konsul'tantPlyus» . - Tekst: elektronnyi.
3 . Trutchenkov A.S., Fatov IS. Uchenicheskoe samoupravlenie: organizatsionno-
pravovye osnovy, sistema deyatel'nosti: ucheb .-metod. posobie. - M.: Izd-vo Moskovskogo gumanitarnogo un-ta . - 2013 . - 113 s .
4. Shobodoeva A. Rossiiskii skauting: istoriya, teoriya, praktika . - Omsk: Izd-vo gospeduniversiteta - 1995 - 144 s
5. Pod obshchei redaktsiei Yarulovoi G. T . Skautskii lager': Programmy i organizatsiya. Metodicheskoe posobie . - Regional'noe Byuro Evrazii Vsemirnogo skautskogo Byuro, Rossiiskaya Assotsiatsiya Navigatorov/Skautov. - Moskva . -2005 g . - 176 s .
6 • Vygotskii L.S. Razvitie vysshikh psikhicheskikh funktsii - M . : Izdatel'stvo «Akademiya pedagogicheskikh nauk» . - 1960. - 488 s .
7. Vygotskii L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya/Lev Vygotskii . - pod red. V .V . Davydova . - M . : AST: Astrel'. - 2010. - 671 s .
8. Novikova L.I. Pedagogika detskogo kollektiva. (Voprosy teorii). - M.: «Pedagogika» - 1978 - 144 s
9 . Mukhina VS. Vozrastnaya psikhologiya . Fenomenologiya razvitiya: uchebnik dlya stud . vyssh . ucheb . zavedenii / V .S . Mukhina . - 13-e izd., pererab . i dop. -M .: Izdatel'skii tsentr «Akademiya» . - 2011. - 656 s.
10. Selivanova N.L. Vospitanie v sovremennoi shkole: ot teorii k praktike/ N. L. Selivanova. - M.: URAO ITIP. - 2010. - 168 s.
11. Selivanov VS. Osnovy obshchei pedagogiki: Teoriya i metodika vospitaniya: Ucheb posobie dlya stud vyssh ped ucheb zavedenii / Pod red V. A. Slastenina . - 3-e izd., ispr. - M .: Izdatel'skii tsentr «Akademiya» . - 2004. -336 s
12. Basyuk VS. Vnutrennyaya pozitsiya lichnosti - vazhneishii faktor razvitiya rebenka v period shkol'nogo detstva // Tsennosti i smysly. - 2021. -№ 6 (76). - s . 46-60.
13 . Basyuk V.S., Mukhacheva L.V . Sovershenstvovanie mekhanizmov otsenivaniya lichnostnykh rezul'tatov osvoeniya obuchayushchimisya osnovnykh obrazovatel'nykh programm v usloviyakh modernizatsii tekhnologii i soderzhaniya obucheniya i v sootvetstvii s federal'nymi gosudarstvennymi obrazovatel'nymi standartami obshchego obrazovaniya // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika - 2018 . - T.1. - № 4 (52). - s. 86-102.
14. Bol'shaya Peremena. - URL: https://bolshayaperemena. online (data obrashcheniya: 25 01 2023) - Rezhim dostupa: sait «Bol'shaya peremena» -Tekst: elektronnyi
15 . Vserossiiskaya proektnaya shkola «Vysota» . - URL: http://ohotno .com (data obrashcheniya 25.01.2023). - Rezhim dostupa: sait «Vserossiiskaya proektnaya shkola «Vysota» . - Tekst: elektronnyi .
16. Shkol'niki primut uchastie v razrabotke reklamnoi kampanii «Pushkinskoi karty» - URL: https://natsional>nyeprioritety. rf/news/shkolniki-i-studenty-primut-uchastie-v-razrabotke-reklamnoy-kampanii-pushkinskoy-karty (data obrashcheniya 25.01.2023). - Rezhim dostupa: sait «Natsional'nye prioritety» . -Tekst: elektronnyi
17. Na PMEF-2022 uchastniki «Bol'shoi peremeny» vstretilis' s Nataliei Mandrovoi. - URL: https://tass . ru/novosti-partnerov/14946689 (data obrashcheniya 25.01.2023). - Rezhim dostupa: sait «Agentstvo «TASS» . -Tekst: elektronnyi
18 Finalisty «Bol'shoi peremeny» vernulis' s ekspeditsii «Ledokol otkrytii» na Severnyi polyus - URL: https://tass ru/obschestvo/15333195 (data obrashcheniya 25.01.2023). - Rezhim dostupa: sait «Agentstvo «TASS». -Tekst: elektronnyi
19 . Ivanov I.P . Metodika kommunarskogo vospitaniya: Kn . Dlya uchitelya . - M . :
Prosveshchenie - 1990 - 144 s
20 . Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart nachal'nogo obshchego
obrazovaniya [utverzhden prikazom Ministerstva prosveshcheniya Rossiiskoi Federatsii ot 31 maya 2021 g . № 286]. URL: https://www. consultant . ru/ document/cons_doc_LAW_389561/ (data obrashcheniya: 08.10.2022). -Rezhim dostupa: sait «Konsul'tantPlyus» - Tekst: elektronnyi
About the Authors
Basyuk Victor S. - Doctor of Psychological Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Dean of the Faculty of Educational Studies of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. Email: [email protected]
Bazilevskaya Olesya V. - Chief Analyst of Russian Academy of Education, Specialist of the Coordination and Educational Center «My Ocean» of the «All-Russian Children's Center «Ocean», Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Mandrova Nataliya A. - General Director of the autonomous non-profit organization «Bolshaya Peremena», Moscow, Russia. E-mail: [email protected]