АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
О. В. Лапицкая
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (на примере АПК)
В процессе перехода к рынку белорусская экономика избежала "шоковой терапии" и радикальных реформ. Но глубокая интеграция в экономику бывшего СССР обусловила столь же резкое, как и в России, падение валового внутреннего продукта (ВВП). А медлительность в создании правовых, финансовых и социальных институтов, обслуживающих рыночную экономику, и проведение реструктуризации экономики применительно к собственным нуждам породила ряд негативных последствий. В последние годы доля инвестиций в основной капитал, позволяющий его обновлять, составлял 16-18% от ВВП республики. Как отмечают аналитики, "для экономически развитых стран такая доля является вполне достаточной - она позволяет нормально обновлять производственный аппарат на новой технической основе". Однако в Беларуси подобного процесса не наблюдается и происходит это, прежде всего, по причине несоразмерно малого ВВП по отношению к используемым основным фондам.
В Беларуси предпочтение отдали последовательному, эволюционному вхождению страны в полноценные рыночные отношения. Модель социально-ориентированной рыночной си-
стемы хозяйствования, реализуемая в стране в последнее десятилетие, способствовала сохранению промышленного потенциала и позволила избежать резкого обнищания населения в переходный период. Достигнутая стабильность выдвигает на первый план целесообразность углубления рыночных и институциональных преобразований, инновационного пути развития. Проведение экономической политики без существенных изменений создает реальные угрозы социально-экономическому развитию страны, что проявляется в нарастании числа убыточных предприятий, росте неплатежей, снижении объемов инвестиций, падении конкурентоспособности экономики. Очевидно, что реформирование экономики на современном этапе должно иметь последовательный и системный характер и быть направленным па либерализацию, приватизацию, снятие барьеров в предпринимательской деятельности.
В развитых странах в отрасли сельского хозяйства участие государства продолжает оставаться на существенном уровне, отличающемся от уровня государственного участия в отраслях промышленности и торговли. Тем
не менее, экономическая свобода участников процесса обмена в условиях рынка существенно шире - производитель сам выбирает состав и структуру выпускаемой сельскохозяйственной продукции, поставщиков материально-технических ресурсов и цену реализации, а покупатель сам выбирает поставщиков.
Необходимость перехода к рыночным отношениям в сельском хозяйстве в современных условиях определяется тремя основными факторами:
- переходом всей экономики страны к рыночным отношениям. В этих условиях меж-хозяйственные связи разрушаются, а создание новых базируется на товарно-денежных отношениях (а не административных) отношениях и целиком возлагается на сами сельскохозяйственные предприятия;
- неэффективностью ранее действовавшей системы управления сельским хозяйством. В первую очередь неэффективность была обусловлена чрезмерной регламентацией деятельности сельскохозяйственных предприятий, ограничением экономической свободы в части выбора объемов и структуры производимой сельскохозяйственной продукции;
- отсутствием у государства возможностей (бюджетных средств) для полноценной поддержки сельского хозяйства.
Любой переход к новым формам хозяйствования сопровождается, главным образом, большими организационными преобразованиями.
Центральной проблемой социально-экономического обновления агропромышленного комплекса (АПК) является переход к рыночным отношениям. Объективной основой такого перехода является:
- необходимость повышения уровня экономической эффективности всех видов предприятий АПК за счет предоставления им полной свободы предпринимательской деятельности и отказа от администрирования;
- необходимость повышения уровня производительности труда как базы роста эффективности производства на предприятиях АПК республики посредством ускоренного внедрения в их деятельность лучших достижений научно-технического и социально-экономического прогресса.
Программа поэтапного перехода АПК Республики Беларусь на рыночные отношения предусматривает: введение свободных розничных и закупочных цен с сохранением определенных дотаций на отдельные продукты; постепенное расширение сферы рыночных отношений при реализации плодоовощной продукции, картофеля, мяса, мясопродуктов, мо-локопродуктов и т.д.
Регулирование рыночных отношений со стороны государства будет сопровождаться: развитием разнообразных форм собственности и хозяйствования, признанием права на конкуренцию и предпринимательство, демонополизацией хозяйственной деятельности в государственном секторе АПК, переходом от жесткого образования на основе спроса и предложения, государственным экономическим регулированием через систему налогов, льгот, санкций, кредитов, субсидий, организации ярмарок, аукционов, бирж, социальной защиты населения.
Одновременно будут решаться задачи по созданию и поддержанию равных условий хозяйствования для государственных, кооперативных и частных предприятий. Все они должны стать собственниками производимой продукции и прибыли от ее реализации, иметь равные возможности материально-технического производства, распоряжаться по своему усмотрению полученным доходом, добровольно принимать на себя обязательства по поставкам сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, иметь право свободного выбора формы хозяйственной деятельности, создания на добровольной основе управленческих и обслуживающих структур, одинаково отвечать перед законом.
Программа перехода АПК Республики Беларусь на рыночные отношения включает следующие разделы: принципы реформы экономических отношений в АПК; собственность; земельная собственность и земельная реформа; разгосударствление и приватизация; создание и развитие крестьянских хозяйств фермерского типа; формирование продовольственного фонда; ценовой механизм; ценовой паритет; финансово-кредитные отношения и налоговая политика; усиление мотивации и стимулирования труда; развитие социальной инфра-
структуры; подготовка кадров; организация управления; АПК в зоне радиоактивного загрязнения; целевые программы ("Плодородие", "Зерно", "Картофель", "Овощи", "Плоды и ягоды", "Сахар", "Корма", "Лен", "Мясо", "Молоко"); внешнеэкономические связи и др.
Программа содержит конкретные предложения, связанные с переходом АПК республики к рыночным отношениям, с обеспечением продовольственной безопасности населения и с экспортной ориентацией сельского хозяйства республики на перспективу.
Также переход АПК к рыночным отношениям подкреплен рядом законодательных актов. В законе "О предпринимательстве в Республике Беларусь" сказано, что предпринимательство - самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). В Беларуси допускается частное и коллективное предпринимательство.
В Законе "О собственности в Республике Беларусь" отмечается, что государство обеспечивает равные права, необходимые для развития всех форм собственности: частной, коллективной, государственной. Допускается наличие смешанных форм собственности, а также долевой (совместной) собственности нескольких предприятий.
Согласно Закону Республики Беларусь "О праве собственности на землю", собственность на нее выступает в государственной и частной форме. В частную собственность могут переходить (продавать) земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, для садоводства и дачного строительства. Закон "Об аренде" допускает аренду во всех отраслях народного хозяйства, в т.ч. и в АПК. Она может применяться в отношении всех форм собственности.
В соответствии с Законом "О предприятиях в Республике Беларусь" могут действовать различные предприятия, основанные на государственной, коллективной, частной и смешанных формах собственности. Закон Республики Беларусь "О крестьянском (фермерском)
хозяйстве" определяет правовые, социальные, организационные и экономические отношения крестьянских (фермерских) хозяйств и направлен на создание условий для равноправного развития их наряду с другими формами хозяйствования, обеспечение им гарантий хозяйственной и социальной защищенности.
Принят также Закон "Об экономической несостоятельности и банкротстве". Эти и другие законы закладывают юридическую основу для перехода народного хозяйства Республики Беларусь, в том числе его АПК, к рыночным отношениям.
В условиях рыночной экономики взаимосвязаны три вида рынков: рынок товаров и услуг, рынок финансовых ресурсов и рынок труда. Вместе они создают единый механизм рыночной экономики.
Рынок товаров и услуг - это сложившийся способ хозяйственных связей между производителями и потребителями товаров, а также отношений между производителями товаров, которые выражаются через конкуренцию.
Рынок финансовых ресурсов (капитала)
- перемещение финансовых ресурсов от менее к более эффективным предприятиям и отраслям. Это формирует новую, более эффективную структуру народного хозяйства. В целях создания рынка финансовых ресурсов осуществляется разгосударствление собственности, выпуск в свободную продажу акции и других ценных бумаг. Предприятие, выпуская акции, обретает финансовые ресурсы и его собственников, которые заинтересованы в увеличении текущих доходов и в дальнейшем развитии акционерного общества, так как от этого зависит курс акций.
В случаях, когда предприятие работает неэффективно, банки и другие финансовые учреждения уменьшают или прекращают кредитование, усложняют условия предоставления кредита. Акционеры, как правило, стараются избавиться от акций предприятий, курс которых падает. В крайнем случае, они могут сменить руководство, а если эта мера недостаточна, добиваются его ликвидации.
И наоборот, если предприятие (фирма) работает эффективно, оно имеет возможность выплачивать своим акционерам высокие дивиденды. Они представляют собой доходы, выделяемые держателям акций из прибыли
акционерного общества по итогам хозяйственной деятельности за год. Размер дивиденда определяется общим собранием акционеров. Это привлекает новых акционеров и повышает курс акций. В этих случаях кредиторы принимают: активное участие в проектах и операциях предприятия, создавая льготные условия кредитования. Следовательно, рынок поощряет эффективную работу и осуществляет отбор лучших субъектов хозяйствования.
Составной частью рынка финансовых ресурсов является рынок ссудных капиталов, обеспечивающих аккумуляцию свободных денежных средств, и его перераспределение между участниками процесса воспроизводства. На рынке ссудных капиталов действуют коммерческие банки, с которыми конкурируют и другие финансовые учреждения, такие как финансовые компании, страховые компании, ссудосберегательные ассоциации, пенсионные фонды, кооперативные банки и другие организации.
Рынок труда - важнейшая составная часть рыночной инфраструктуры. Он определяет уровень заработной платы и условия найма рабочей силы. Он состоит из граждан, предлагающих свою рабочую силу в обмен на заработную плату или товары.
Переход АПК Республики Беларусь на рыночные отношения ведет к значительному высвобождению работников. Для обеспечения функционирования рынка труда необходимо ускорить создание различных учреждений по трудоустройству. К ним относятся биржи труда, центры подготовки и переподготовки кадров, страховые фонды, обеспечивающие смягчение последствий безработицы, компьютерные системы учета спроса и предложения на рынке труда. Значительную помощь могут оказать специальные инвестиционные фонды путем финансирования программ создания рабочих мест. Однако главным направлением в борьбе с безработицей в АПК является развитие массового строительства на селе новых жилых домов по индивидуальным проектам, фермерских усадеб, промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья и торговых предприятий для фирменной торговли готовой продукцией, строительство новых и обустройство уже действующих объектов здравоохранения, образования, просвещения, культуры и спорта.
Составной частью экономической реформы, осуществляемой в республике, является земельная реформа. Суть ее заключается в издании условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирований многоукладной экономики в аграрном секторе и достижения на этой основе стабильного производства сельскохозяйственной продукции.
Центральным является вопрос о собственности на землю. Закон Республики Беларусь "О праве собственности на землю" установил две ее формы: государственную и частную. Доминирующей будет государственная собственность. Государство предоставляет земли в пользование колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным предприятиям, крестьянским (фермерским) хозяйствам. Закон предусматривает передачу в частную собственность гражданам земельных участков, представленных им для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного строительств и обслуживания жилого дома. Выделение земель гражданам для указанных целей производится из специального фонда земельного запаса местных Советов.
Государственная собственность на основные массивы сельскохозяйственных земель создает благоприятные предпосылки для сохранения уже созданных в республике крупных высокотоварных сельскохозяйственных предприятий, комплексов, птицефабрик, позволяющих на основе современных технологий вести высокоэффективное производство. Основными формами сельскохозяйственных предприятий и основными производителями продовольствия и сырья остаются колхозы и госхозы. В ближайшие годы предстоит большая работа по реформированию их социально-экономического содержания в предприятия рыночного типа с тем, чтобы полнее и эффективнее использовать потенциал крупнотоварных хозяйств для стабилизации темпов роста сельскохозяйственного производства и повышения его экономической эффективности.
В республике поддерживается развитие крестьянских (фермерских) хозяйств. Они получают землю в пожизненное наследуемое владение из специального фонда земельного запаса местных Советов. Эти хозяйства эффективно дополняют товарное производство, сконцентрированное в колхозах и госхозах.
Важнейшим направлением стабилизации агропромышленного производства в условиях перехода к рыночной экономике, является ценовая и финансовая поддержка сельскохозяйственных предприятий. С переходом промышленности на свободные цены резко нарушился паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
По данным Белорусского научно-исследовательского института экономики и информации АПК, в 1994 г. по сравнению с 1991 г. цены на промышленные средства производства, приобретаемые для сельского хозяйства, увеличились в 6818 раз, а на сельскохозяйственную продукцию - только в 1783 раза, что в 3.6 раза меньше. Это говорит о том, что в ходе межотраслевого обмена идет скрытая перекачка финансов из села, т.е. из сельского хозяйства систематически извлекается и перераспределяется на другие нужды значительная часть чистого дохода. Ценовая диспропорция между сельскохозяйственной и промышленной продукцией - одна из главных причин спада сельскохозяйственного производства в последние годы. В 1994 г. валовая продукция сельского хозяйства по сравнению со среднегодовым производством в 1986-1990 гг. сократилась на 30%. Ценовой диспаритет вызывает хронический недостаток средств в колхозах, госхозах и фермерских хозяйствах для осуществления нормальных темпов расширенного воспроизводства. Резко уменьшились возможности хозяйств в приобретении пики, удобрений, пестицидов, горюче-смазочных материалов, комбикормов, строительных материалов и других ресурсов. В результате уменьшается плодородие почвы, практически прекращено строительство, не обновляется состав машин и оборудования, сокращается их численность, снижается фондовооруженность сельскохозяйственного труда и как результат - падает его производительность и рентабельность производства.
Программа неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса содержит целый комплекс мер по развитию и укреплению экономики агропромышленного производства. Программа предусматривает:
1. Создать необходимые условия для проведения структурной реорганизации сельскохозяйственных предприятий путем преобразова-
ния колхозов, совхозов, иных государственных и государственно-кооперативных предприятий землепользователей в акционерные общества.
2. В целях преодоления монополизма перерабатывающих и обслуживающих предприятий и организаций осуществить в 1994 г. -первом полугодии 1995 г их преобразование в открытые акционерные общества с передачей не менее 40% акций производителям сельскохозяйственной продукции.
3. Создать акционерное общество на базе льносеющих хозяйств, Льнозаводов и Оршанского льнокомбината.
4. Осуществить поэтапный переход к применению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, сформированных по затратам в средних условиях производства и обеспечивающих совокупную рентабельность сельхозпродукции в размере до 40%.
5. С учетом изменения ставок платежей за землю установить за счет средств бюджета удешевление стоимости вносимых минеральных удобрений, средств защиты растении, используемых зооветпрепаратов, производственных семян элиты и первой репродукции, племенных животных и расходов по искусственному осеменению скота.
6. Обеспечить привлечение дополнительных источников финансирования агрокомплекса через вовлечение в оборот земли, недвижимости и иных активов агрокомплекса, эмиссию ценных бумаг и их размещение на фондовых рынках республики и за ее пределами. В связи с этим предусмотреть создание системы ипотечных банков.
7. Предусмотреть государственную поддержку и необходимое бюджетное финансирование мероприятий по повышению плодородия земель, социальному развитию, развитию крестьянских хозяйств, науки, подготовке и переподготовке кадров, а также целевых программ.
8. В интересах защиты агрокомплекса, его стабилизации и развития ввести временно повышенные таможенные пошлины и тарифы на импорт продукции сельского хозяйства, в достаточном количестве производимой отраслью, и льготные тарифы на экспорт продукции агрокомплекса и производственно необходимый технологический импорт для его нужд.
9. Компенсировать сельхозпредприятиям затраты по содержанию жилищно-коммунального хозяйства. Завершить в 1995 г. передачу объектов социальной сферы АПК в ведение местных органов исполнительной власти.
В соответствии с Программой неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса Верховным Советом, Президентом и Кабинетом Министров приняты законодательные акты, регулирующие процессы реформирования в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности.
Указом Президента Республики Беларусь "О мерах по дальнейшему развитию сельскохозяйственного производства от 6 февраля 1995 г." № 51 предусматривается:
- введение свободных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;
- последовательное реформирование собственности сельскохозяйственных предприятий;
- преобразование предприятий и организаций, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, в открытые акционерные общества
с участием сельскохозяйственных предприятий как главных производителей сельскохозяйственной продукции;
- заключение контрактов с руководителями сельскохозяйственных предприятий негосударственной формы собственности для улучшения управляемости ими и др.
В Указе обращается внимание на необходимость принятия действенных мер по улучшению использования ресурсов (земли, основных и оборотных фондов) всех видов сельскохозяйственных предприятий. Осуществление принимаемых мер укрепит продовольственную безопасность и независимость Республики Беларусь.
По мере перехода к рыночной экономике активизация производственно-хозяйственной деятельности предприятий АПК будет возрастать на основе развития предпринимательства. Оно предполагает свободу и самостоятельность в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции, риск и ответственность хозяйствующего субъекта за конечные результаты, использование благоприятных возможностей для получения прибыли или дохода.
Литература
1. Тонкович В.С. Экономика предприятия и отраслей АПК. Минск: БГЭУ, 1996. 260 с.
2. Попов Н.А. Экономика отраслей АПК. М.: "ИКФ "ЭКМОС", 2002. 366 с.
3. Кохно А.П. Участие государства в формировании рынка и рыночных отношений на примере экономик России и Беларуси // Автоматизация и современные технологии. 2004. № 1. С. 42-45.
4. Гусаков В.Г. Рыночный ли западный рынок или основы и перспективы развития кооперативной организации АПК // Вести Академии аграрных наук РБ. 2008. № 4. С. 5-10.
5. Соколова Г.Н. Рыночные отношения Беларуси: от эволюции к инновациям // Социологические исследования. 2007. № 2. С. 51-57.