УДК 338.2
Всеволод Валерьевич Кондратьев
(кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, информационных технологий и бизнеса Алтайского института финансового управления, г. Барнаул)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, региональные программы, стратегические планы, сценарный прогноз.
На современном этапе социально-экономического развития России возрастающая роль отводится региональным прогнозным исследованиям, что объясняется сложным федеративным устройством Российского государства, состоящим их 83 территориально, политически и экономически обособленных субъектов, но при этом связанных целями общего развития. Экономические и социальные прогнозы, а также базирующиеся на них планы и программы в условиях России не могут считаться завершенными, если в них не проработан территориальный разрез, учитывающий целевую направленность и особенности развития регионов. Выработка компромиссных вариантов развития, отвечающих как общенациональным, так и региональным интересам, возможна и необходима в результате совместных усилий федерального центра и всех субъектов Федерации.
Наиболее трудоемкая и детальная часть работы по разработке региональных прогнозов должна выполняться самими субъектами Федерации, поскольку только в этом случае в них могут быть отражены интересы и возможности населения, проживающего на конкретных территориях. Региональное экономическое прогнозирование расширяет горизонты стратегического планирования, создает возможность своевременного реагирования органов государственного управления на изменения внешней и внутренней среды, определяет альтернативные варианты развития, а также проявляет спектр возможных способов достижения ожидаемых результатов.
Вопросы прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государствен-
ном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2009 г. №596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации».
Согласно нормам федеральных законодательных актов прогнозы социально-экономического развития России и регионов разрабатываются ежегодно по поручениям Правительства РФ и в соответствии со схемой процедур разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, в которой определяются последовательность, основные этапы подготовки прогнозных документов и состав участников этой работы. Организация процесса формирования прогнозов на всех уровнях возложена на Министерство экономического развития Российской Федерации [1].
Минэкономразвития России разрабатывает и доводит до регионов методические рекомендации по разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Следуя рекомендациям Минэкономразвития России, региональные органы власти рассчитывают прогнозные показатели и определяют сценарные условия с учетом предварительных прогнозных индикаторов экономики страны.
В процедуре разработки прогнозов социально-экономического развития субъектов Федерации выделяется три основных этапа:
1. Подготовка сценариев социально-экономического развития субъекта Федерации региона на основе анализа региональной экономической ситуации за предыдущий период и оценки влияния внешних и внутренних факторов на развитие в прогнозируемом периоде.
2. Разработка предварительного варианта основных показателей прогноза социально-экономического развития субъекта Федерации с учетом сценарных условий функционирования российской экономики.
3. Формирование уточненных показателей прогноза социально-экономического развития субъекта Федерации (с учетом результатов рассмотрения в Правительстве РФ предварительного прогноза развития страны, оценки социально-экономической ситуации в текущем году, а также уточненных макроэкономических прогнозных оценок).
Важное значение для согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти с региональными в процессе формирования стратегии развития региона и ее реализации, в том числе создания условий для привлечения дополнительных ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей, приобретают следующие документы стратегического планирования федерального уровня [2]:
- «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537;
- «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р;
- «Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 г. и на период до 2015 г.», разработанные Минэкономразвития России.
При подготовке документов стратегического планирования субъекты Федерации также учитывают особенности социально-экономического развития муниципальных образований, которые, в свою очередь, опираясь на планово-прогнозные документы вышестоящего уровня, формируют собственную стратегию развития [3].
Прогнозы социально-экономического развития Алтайского края разрабатываются на основе комплексного анализа состояния и тенденций развития экономики и социальной сферы Алтайского края с учетом перспектив
социально-экономического развития муниципальных образований Алтайского края, а также организаций, действующих на территории Алтайского края.
В настоящее время на федеральном уровне отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие общие требования к составу, содержанию и порядку подготовки документов стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований. Органы государственной власти субъектов Федерации разрабатывают нормативные документы, учитывающие региональные особенности, с целью формирования общих подходов при разработке прогнозов, программ и планов социально-экономического развития на территории регионов, обеспечения интеграции прогнозно-плановых документов муниципальных образований.
В Алтайском крае региональный закон от 9 февраля 2011 г. №19-ЗС «О стратегическом планировании социально-экономического развития Алтайского края» (далее - Закон №19-ЗС) устанавливает правовые и организационные основы стратегического планирования социально-экономического развития Алтайского края, определяет состав документов стратегического планирования, порядок осуществления процедуры разработки, рассмотрения, утверждения, контроля их реализации, а также полномочия участников процесса стратегического планирования.
В Законе №19-ЗС под прогнозированием социально-экономического развития региона понимается деятельность по разработке научно обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития Алтайского края и муниципальных образований, определению параметров социально-экономического развития региона, которые обеспечивают реализацию целей его развития.
Документы стратегического планирования муниципальных образований Алтайского края разрабатываются в соответствии с приоритетами региональной социально-экономической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды, определенными в документах стратегического планирования Алтайского края. Уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере планирования и
прогнозирования социально-экономического развития Алтайского края оказывает органам местного самоуправления методическое содействие в формировании планово-прогнозных документов муниципальных образований. Прогноз развития муниципальных образований Алтайского края является составной частью прогноза развития Алтайского края.
Прогнозирование социально-экономического развития Алтайского края является од-
ним из трех основных составных элементов системы стратегического планирования региона (см. рис.). Ответственность за разработку прогнозов социально-экономического развития Законом №19-ЗС закрепляется за органами исполнительной власти. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития Алтайского края утвержден Постановлением администрации Алтайского края от 19 апреля 2012 г. №201.
Стратегическое планирование социально-экономического развития Алтайского края
Алтайское краевое Законодательное Собрание:
1. Законодательное регулирование.
2. Утверждение стратегии на долгосрочный период и программы на среднесрочный период.
3. Контроль реализации стратегии и программы
Общественные, научные и иные организации
Органы местного самоуправления:
1. Участие в процессе разработки и реализации документов СП.
2. Разработка и утверждение документов СП
Прогнозирование
социально-экономического развития
Программно-
целевое планирование
Стратегический контроль
Администрация Алтайского края:
1. Реализация единой экономической политики.
2. Определение целей развития, приоритетов политики, способов достижения.
3. Определение порядка разработки и мониторинга документов СП.
4. Мониторинг и оценка реализации документов СП.
5. Подготовка документов СП: схем тер. планирования; отраслевых стратегий; долгосрочной целевой программы; краевых программ; ведомственных целевых программ
Исполнительные органы власти:
1. Разработка и реализация документов СП.
2. Мониторинг реализации документов СП.
3. Осуществление стратегического контроля
Схема системы стратегического планирования (СП) социально-экономического развития
Алтайского края
Важным элементом системы прогнозирования и планирования, призванным обеспечить ее эффективность, является стратегический контроль. Функцию контроля
выполняют исполнительные органы власти, участвующие в разработке документов стратегического планирования, в том числе прогнозных.
Деятельность региональной государственной власти при разработке прогнозов должна основываться на объективной оценке разнородных факторов, оказывающих влияние на социально-экономические процессы в регионе, что является результатом проводимых научных исследований. Выявление долгосрочных тенденций и определение влияния долговременных факторов на развитие экономики должны быть многовариантными. Также по нескольким сценариям должны просчитываться оптимистический и пессимистический варианты [4].
Согласно принятым нормативным документам прогнозы социально-экономического развития Алтайского края разрабатываются с целью определения намечаемых изменений в экономике края в перспективе. На основе прогнозных данных осуществлялся расчет индикаторов социально-экономического развития до 2015 г., 2017 г., 2025 г. при разработке планово-прогнозных документов долгосрочного и среднесрочного характера:
- Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 г.;
- Программа социально-экономического развития Алтайского края на период до 2017 г.
Среднесрочные региональные прогнозы являются исходной базой для разработки проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период. В соответствии со ст. 169 Бюджетного кодекса РФ и Положением о составлении проекта краевого бюджета и проекта территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на очередной финансовый год и плановый период, утвержденным Постановлением администрации Алтайского края 1 марта 2008 г. №82, разрабатываются:
- сценарные условия функционирования экономики Алтайского края на очередной финансовый год и плановый период;
- основные параметры прогноза социально-экономического развития Алтайского края на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с региональным законодательством прогноз социально-экономического развития Алтайского края - документ, включающий в себя систему научно обоснованных представлений об уровне, динамике и
пропорциях социально-экономического развития Алтайского края и характеризующий возможные тенденции и сценарии социально-экономического развития Алтайского края на определенный период [5].
Прогнозирование экономики Алтайского края осуществляется на долгосрочный и среднесрочный периоды. На долгосрочный период прогноз разрабатывается каждую пятилетку на десять и более лет, на среднесрочный период -на три года с ежегодной корректировкой.
Прогнозы социально-экономического развития Алтайского края основываются на прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный и среднесрочный периоды, с учетом основных направлений российской бюджетной и налоговой политики. Разработка осуществляется в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических, социальных и других факторов на социально-экономическое развитие Алтайского края [6]. Прогнозы составляются по видам экономической деятельности в целом по Алтайскому краю, а также по его муниципальным образованиям. Отдельно выделяются прогнозы развития государственного и муниципального секторов экономики Алтайского края.
Прогноз социально-экономического развития Алтайского края на долгосрочный период включается в состав стратегии социально-экономического развития Алтайского края на долгосрочный период, используется при разработке отраслевых стратегий и долгосрочных целевых программ края. Прогноз на среднесрочный период является основой для разработки и корректировки целевых индикаторов программы социально-экономического развития Алтайского края, документов программно-целевого планирования, а также составления проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Методика расчета прогноза социально-экономического развития региона изложена в «Методических рекомендациях к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации» (далее - «Методические рекомендации...»), разработанных Министерством экономики Российской Федерации.
«Методические рекомендации...» носят общий характер, едины для всех субъектов Федерации и не учитывают особенности развития регионов. В соответствии с «Методическими рекомендациями...» региональный прогноз разрабатывается по определенным показателям с учетом согласования сценарных условий развития российской экономики и экономики субъекта Федерации. При подготовке прогнозных материалов субъекты Федерации учитывают прогнозы развития муниципальных образований.
При разработке регионального прогноза обеспечивается сбалансированность прог-
Библиографический список
нозных показателей как в отраслевом, так и в территориальном разрезе. Ежегодно для разработки территориальных прогнозов муниципальные образования края обеспечиваются необходимыми материалами: сценарными условиями, основными параметрами прогноза развития края и индексами цен и тарифов, а также программным обеспечением и методическими рекомендациями. Показатели прогнозов муниципальных районов и городских округов согласовываются в Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края в установленном порядке.
1. Строителева, Т.Г. Инвестиционное обеспечение как основной фактор реализации социально-экономических программ в регионах России / Т.Г. Строителева // Вестник алтайской науки. - 2013.
- №2-2. - С. 177-179.
2. Строителева, Т.Г. Кадровая политика бизнес-структур как основа социально-экономического развития региона / Т.Г. Строителева // Современная экономика: проблемы и решения. - 2013. -№10 (46). - С. 68-75.
3. Зорина, Т.М. Особенности развития социально-экономических программ в регионе / Т.М. Зорина, Е.В. Строителева // Социально-экономическое развитие общества в координатах XXI в.: традиции и инновации : сборник статей / под ред. Т.Г. Строителевой. - Барнаул : Изд-во ААЭП, 2014. - С. 84-90.
4. Шваков, Е.Е. Диверсификация развития региональной экономики на основе использования ее социальной инфраструктуры / Е.Е. Шваков, Т.И. Дутова // Фундаментальные исследования. -2014. - №6-6. - С. 1273-1277.
5. Строителева, Е.В. Проблемы стратегического и программно-целевого планирования в регионах / Е.В. Строителева // Вестник Университета (Государственный университет управления).
- 2014. - №3. - С. 75-79.
6. Шваков, Е.Е. Особенности формирования и содержание инвестиционной политики в различных субъектах Российской Федерации / Е.Е. Шваков // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - №4. - С. 51-60.