УДК 331.24.54
Дмитрий Викторович Батейкин
(кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Алтайского института финансового управления, г. Барнаул)
АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
Ключевые слова: прогнозирование социально-экономического развития регионов, системы прогнозирования, прогнозирование - программирование - бюджетирование.
Формирование рыночной экономики в России ставит перед исследователями широкий круг задач, связанных не только с реформированием экономики, но и с решением ряда проблем самой экономической науки, выработкой новых парадигм, методов и способов анализа. Важное место среди них занимают вопросы адекватной оценки прогнозирования социально-экономического развития на макро-, мезо- и микроуровнях.
Необходимо отметить и другой аспект, что в «процессе реформирования прогнозированием было заменено государственное планирование. Вместо государственного плана социально-экономического развития страны стал ежегодно разрабатываться прогноз социально-экономического развития. Сегодня результаты государственного прогнозирования используются при принятии органами государственной власти конкретных решений в области социально-экономической политики» [1]. Однако современный рынок не отменяет планирования. Необходимость стратегического замысла, определения целей оперативного регулирования, координации из единого экономического центра диктуется управлением «новой» экономики.
В настоящее время для регионального развития особенно актуальным становится выдвижение системы «прогнозирование - программирование - бюджетирование», которая предусматривает элементы перспективного планирования и программы, подчиненные национальным целям, а также объективный анализ программ в соответствии с критериями эффективности, использование математических моделей и инструментария системного анализа. Однако степень ее практического применения остается низкой в связи со сложностью и
неспособностью восприятия норм данной системы основной частью государственных служащих, а также необходимостью проведения сопровождающих реформ системы государственного управления.
Другой недостаток существующей системы социально-экономического прогнозирования связан с отсутствием методических основ построения долгосрочных прогнозов, что весьма актуально при разработке стратегических документов регионального развития (стратегий, концепций). Как показывает мировой опыт, в развитых странах при составлении государственных программ делают акценты на длительные циклы развития территорий - до 50 лет, с разбивкой на 5-10-летние периоды [2].
В развитии теории прогнозирования исследователи выделяют следующие основные временные этапы:
1. 1950-е гг. - начало прогностических исследований: развитие и использование теории прогнозирования и простых прогнозных моделей.
2. 1960-1970 гг. - «бум прогнозирования», в ходе которого разработано большинство теоретических вопросов, новые методы, созданы сложные прогнозные модели.
3. Конец 1970-х - начало 1980-х гг. - закрепление достигнутого и продолжение развития научного прогнозирования, применение достижений прогностики в деятельности предприятий и организаций самого различного профиля. С переходом к информационному обществу прогнозирование становится все более прочно на свое высокое место в жизни общества.
В настоящее время макро- и мезоэкономи-ческая прогностика представляет собой методологию прогнозирования развития социально-экономической системы страны (региона).
В свою очередь, система прогнозирования социально-экономического развития страны (региона) означает определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающее их согласованность, преемственность и непрерывность. Вместе с тем в современной научной литературе исследователями не дается точного определения данной категории. По нашему мнению, следует конкретизировать данное понятие, учитывая возрастающую значимость социально-экономического прогнозирования в управлении региональным развитием.
Наиболее логичным представляется уточнение структуры системы социально-экономического прогнозирования, включающей в себя методологию (понятийный аппарат, цели, принципы, функции, методы, алгоритмы, модели, прогнозные показатели); организацию разработки прогнозов (нормативное правовое обеспечение); субъекты прогнозирования (органы государственной власти и местного самоуправления, организации, население). Такой подход не противоречит ранее обозначенным высказываниям исследователей, а лишь их дополняет и конкретизирует.
Остановимся последовательно на рассмотрении обозначенных элементов структуры системы социально-экономического прогнозирования, но первоначально определим место прогнозирования в государственном планировании регионального развития. Важность такой постановки связана с тем, что, несмотря на то что в процессе реформирования планирование было заменено прогнозированием, в последнее время появились документы, позволяющие говорить о необходимости определения государственного планирования как самостоятельного направления в управлении регионального развития. Так, Градостроительным кодексом РФ закреплена обязанность разработки Правительством РФ и ее субъектами схем территориального планирования как его основных документов. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий. Вместе с тем не
совсем понятно место принятой Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. при разработке схем территориального планирования [3].
Необходимость выделения государственного планирования как самостоятельного вида управленческой деятельности рассматривают и другие исследователи, отмечая «влияние глобальных проблем (экология, истощение ресурсов), неспособность рынка обеспечивать макроэкономическую сбалансированность и устойчивость. При этом отсутствие государственного планирования как функции управления равнозначно анархии» [4].
Представляется целесообразным согласиться с достаточно распространенным мнением исследователей, что «планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, а цель прогнозирования - создать научные предпосылки для их принятия», другими словами -подготовить всю необходимую информацию для принятия управленческого решения.
Отметим, что специфика прогнозирования состоит в том, что из имеющейся информации о состоянии элементов системы, закономерностях и условиях ее развития выводится новая информация о будущем состоянии этой системы. А так как исходная информация частично носит гипотетический характер, то прогнозы, в принципе, вероятностны. Чем сложнее прогнозируемое явление, тем шире круг влияющих на его развитие факторов, и чем продолжительнее период прогноза, тем более гипотетична используемая информация и сильнее проявляется вероятностный характер прогноза [5].
В Федеральном законе от 23 июня 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» государственное прогнозирование представлено как система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития России, основанных на законах рыночного хозяйствования. Таким образом, социально-экономические прогнозы - начальный этап процесса принятия управленческих решений. В этом смысле разделение процессов планирования и прогнозирования условно, так
Аспекты развития теории и практики прогнозирования социально-экономического развития..
как планирование базируется на научно обоснованном прогнозировании.
Прогноз и план имеют в своей природе много общего и являются формами предвидения, раз-
Методологическую основу системы социально-экономического прогнозирования составляют понятийный аппарат и инструментарий прогнозирования, позволяющие осуществлять прогнозы с необходимой точностью.
Большинство исследователей рассматривают «социально-экономическое прогнозирование региона как составную часть процесса управления регионального развития за счет представления его в качестве вероятностной, научно обоснованной системы ожидаемых в перспективе показателей уровня социально-экономического развития региона» [6].
Основными целями социально-экономического прогнозирования регионального развития являются:
- выявление тенденций развития региональной экономики, определение вероятных темпов и уровней структурных и территориальных сдвигов в формировании товарных рынков;
- обеспечение преемственности принимаемых решений и оптимальные сочетания партнерских и межрегиональных интересов;
- определение научно-технических, социально-экономических и других проблем, которые должны решаться в интересах будущего и по которым необходима заблаговременная разработка программ их осуществления;
личаясь в зависимости от степени конкретизации и характера воздействия на ход исследуемых процессов. Однако план следует рассматривать как более сложную категорию (см. табл.).
- выявление последствий от принимаемых схем использования природных ресурсов и разработка путей предотвращения отрицательных явлений;
- разработка научных основ функционирования системы региональных и межрегиональных рынков, их инфраструктурного обеспечения;
- определение форм организации управления экономическими, социальными и техническими процессами с учетом развития рыночных отношений и формирования региональных и межрегиональных рынков;
- разработка долгосрочных проектов территориальной организации хозяйства, специализации и развития межрайонной экономической интеграции с учетом специфических региональных условий освоения природных ресурсов, функционирования производства и жизни людей.
Таким образом, современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы прогнозирования, дальнейшего совершенствования методологии и методики разработки прогнозов. Региональный аспект прогнозирования играет особую роль, так как без учета специфики развития регионов не может быть реализована ни одна долгосрочная и среднесрочная государственная программа, невозможно проведение социальных и экономических реформ.
Отличительные особенности прогноза и плана
Прогноз План
Рекомендательный характер Директивный характер
Альтернативные варианты решения Однозначное решение
Основа - прогностические методы Опора на точные методы расчетов
Отсутствие связи с принятием хозяйственных решений Отражение принятых хозяйственных и других решений, фиксация потребности в ресурсах, объемов финансирования, сроков реализации мероприятий, исполнителей, ответственных за невыполнение
Библиографический список
1. Миллер, А.И. Методические основы интеграции промышленных предприятий / А.И. Миллер // Вестник экономической интеграции. - 2011. - №5. - С. 63-66.
2. Рагулина, Ю.В. Отдельные направления эволюции инновационных процессов промышленности макрорегионов / Ю.В. Рагулина, Н.А. Лебедев // Глобальный научный потенциал. - 2014. -№9 (42). - С. 70-74.
3. Рагулина, Ю.В. Понятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований / Ю.В. Рагулина, О.А. Нечаева // The Unification of Economists and Lawyers is a Key to the New Stage of Development : International Scientific and Practical Congress of Economists and Lawyers, г. Берн, Швейцария, 2013. - Женева : ISAE «Consilium», 2013. - С. 158-162.
4. Строителева, Т.Г. Инвестиционное обеспечение как основной фактор реализации социально-экономических программ в регионах России / Т.Г. Строителева // Вестник алтайской науки. - 2013.
- №2-2. - С. 177-179.
5. Строителева, Е.В. Проблемы стратегического и программно-целевого планирования в регионах / Е.В. Строителева // Вестник Университета (Государственный университет управления).
- 2014. - №3. - С. 75-79.
6. Шваков, Е.Е. Анализ инвестиционной сферы Алтайского края / Е.Е. Шваков // Социально-экономическая политика России при переходе на инновационный путь развития : материалы 6-й Международной научно-практической конференции / под общ. ред. И.К. Мищенко, В.Г. Притупова.
- Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. - С. 35-39.