УДК 338.2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
О.И. Михайлин
Механизм управления инновационным развитием на региональном уровне не соответствует требованиям повышения эффективности инновационной деятельности. В современных условиях необходима разработка новой концепции управления инновационным развитием, построение теоретически обоснованной модели и механизмов управления, повышающих эффективность инновационного развития региона.
Ключевые слова: инновационное развитие, модернизация, коммерциализация нововведений, региональная инновационная система, модель региональной инновационной системы.
Инновационное развитие в современных экономических условиях осуществляется в условиях интенсификации межгосударственных экономических, политических, социальных и культурных связей. В настоящее время во многих странах мира уже накоплен значительный опыт в области регулирования и регламентации инновационных отношений. Для того чтобы обеспечить высокое качество инновационного развития, своевременно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, преодолеть отставание в развитии техники и технологии, повысить устойчивость и адаптационную способность в удовлетворении потребительского спроса населения, должны целенаправленно применять инновационные технологии. Это позволит преодолеть инертность и застой в структурах управления, в сложившейся системе связей и отношений, которые препятствуют инновационному развитию.
Инновационное развитие, в свою очередь, представляет собой комплексный процесс, объединяющий всех участников от генераторов идей до исполнителей внедрения инноваций. Для повышения эффективности процесса реализации инновационных разработок требуется применение системного подхода, а также сбалансированное обеспечение материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами. В настоящее время инновационная деятельность выступает решающим фактором экономической и политической жизни, определяющим судьбу процесса реформирования.
Успех инновационных преобразований в значительной степени определяется способами их финансовой поддержки, соответственно, лишь на основе эффективной системы финансирования возможно развитие инновационной деятельности. В условиях рыночного типа субъектами финансирования выступают финансово-промышленные группы, самостоятельные предприятия, промышленные компании, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного самоуправления, частные лица, так как все они способствуют развитию инновационной деятельности. Для эффективного внедрения нововведений с их последующей коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности, требуется соблюдение следующих условий: активизация инновационной политики на уровне государства и готовность перехода к активному инновационному развитию. В связи с этим необходимо отметить, что инновационная деятельность - особый вид деятельности, который непосредственно связан с трансформацией идей (результатов научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, в новый или усовершенствованный технологический процесс [2].
В условиях модернизации инновации не только способствуют преодолению технологического отставания в развитии отдельных отраслей, повышению конкурентоспособности отечественной продукции, поддержание экспорта, стимулированию инвестиционного процесса, но и являются предпосылкой достижения сбалансированности развития, условием устойчивого экономического роста регионов и государства. На современном этапе достижения научно-технического прогресса приобретают ведущее значение в интеллектуализации основных факторов производства. Установлено, что доля новых знаний, которые нашли практическое воплощение в инновационных технологиях, оборудовании, подготовке квалифицированных кадров, организации производства в развитых странах приходится от 80 до 96 процентов прироста ВВП. Практическое внедрение новых технологий является основополагающим фактором успеха в рыночной конкуренции, главным средством интенсификации производства и повышения качества товаров и услуг. Нововведения являются
необходимым условием успеха в конкурентной борьбе, позволяя добиваться фирмам-новаторам сверхприбылей за счет монопольного присвоения интеллектуальной ренты, появляющейся при освоении новых продуктов и технологий.
Формирование инновационной экономики является чрезвычайно актуальной задачей, решение которой позволит вывести экономику нашей страны из вектора преимущественно экспортно-сырьевого развития и обеспечит конкурентоспособность России в мировом экономическом пространстве. При этом знания и информация выступают основой новой инновационной экономики и главным фактором ее роста. Направленность на знания, способствует успешному развитию отраслей промышленности и бизнеса, которые осуществляют передачу новых технологий на основе инновационных подходов. В свою очередь, для формирования новых знаний необходима разработка системы мероприятий, что позволит осуществить необходимую подготовку кадров для внедрения, распространения и практической реализации инноваций.
На основании решений правительства РФ, инфраструктура российской
инновационной экономики будет создаваться в виде инфраструктуры национальной инновационной системы, в результате чего она будет представлять собой совокупность организаций различных организационно-правовых форм, выполняющих разработки и коммерциализацию технологий. При этом наиболее важными элементами инфраструктуры инновационной экономики будут выступать следующие составляющие [1]:
- информационно-аналитическая составляющая, обеспечивающая координацию работ, полноту и актуализацию сведений о перспективных разработках, технологиях и кадровом потенциале в сфере инноваций в России и за рубежом.
- финансовая составляющая, обеспечивающая источниками процесс создания материально-технической базы различных направлений развития инноваций;
- методическая составляющая, регламентирующая вопросы правовой охраны и использования результатов научно- технической деятельности;
Для разработки и использования инноваций в практической деятельности с наибольшей степенью эффективности, необходима выработка стратегии государственно-правового регулирования национального инновационного развития. При этом прерогативой государства выступает выработка системного подхода, определенной концепции, единой структурированной системы целей по управлению инновационным процессом. Несомненно, что важное место во внедрении, продвижении и реализации инноваций отводится органам власти на региональном уровне, ведь именно в регионах будет осуществляться процесс инновационного развития, который позволит улучшить инвестиционный климат. Поддержка и защита, информационное обеспечение деятельности участников инновационного процесса также является областью деятельности органов региональной власти.
В сложившихся условиях перераспределение сфер влияния и разделение полномочий между регионом и федеральным центром выступает в качестве одного из важнейших вопросов в рамках регулирования и регламентации инновационных процессов в современных условиях. Рынок не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами обеспечения экономической стабильности и достижения экономического роста, с которыми непосредственно взаимосвязаны перспективы развития современного общества. Соответственно, возникает необходимость в значительной корректировке как государственной, так и региональной инвестиционной и инновационной политики. Перечисленные выше направления должны быть выработаны в рамках реализации стратегии общей экономической политики.
На современном этапе развития экономики можно с высокой долей уверенности утверждать, что основой роста и подъема как национальной, так и региональной конкурентоспособности является инновационный подход, причем это связано не только с развитием и внедрением во все сферы жизнедеятельности региона высоких технологий, но и необходимостью инновационной модернизации при формировании финансово-инвестиционного механизма, который в перспективе будет обеспечивать сбалансированность отраслевой структуры и рациональное перераспределение ресурсов.
В условиях расширения властных полномочий региональных органов управления возрастает необходимость поддержки инфраструктурного обеспечения в осуществлении инновационной и инфраструктурной политики на местах, начиная с разработки комплексных программ и завершая решением оперативных вопросов текущей деятельности по практической реализации научно-технических новшеств в промышленном комплексе на региональном уровне.
Региональный аспект инновационного развития предполагает адекватное отражение
комплекса социально-экономических и организационных условий, необходимых для формирования стратегий эффективного развития региональных инфраструктурных инновационных систем. В свою очередь, организация инфраструктурного обеспечения в регионах неоднородна вследствие ряда институциональных особенностей. Необходимо отметить, что различается также степень эффективности воздействия инфраструктуры на динамику трансферта технологий и коммерциализации инноваций, и, как следствие, инновационных процессов в целом. Следовательно, можно сделать вывод о том, что одной из наиболее существенных проблем, тормозящих переход субъектов к современному, цивилизованному типу развитию является сбалансированной инновационной политики, которая должна разрабатываться на государственном уровне, но реализовывать ее необходимо в каждом регионе с учетом его специфических особенностей. В конечном результате, развитие региона на инновационной основе позволит повысить его конкурентоспособность.
The mechanism of management of innovative development at the regional level does not correspond to the requirements of increase of efficiency of innovative activity. In modern conditions it is necessary to develop a new concept of innovation development management, building a theoretically-based model and management mechanisms, to increase the efficiency of the innovation development of the region.
The key words: innovation development, modernization, commercialization of innovations, regional innovation system, the model of regional innovation system.
Список литературы:
1. Бакланов, Н.А. Роль инноваций в мировых процессах экономического роста и развития / Н.А. Бакланов, Н.И. Диденко. - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2007. - 414 с.
2. Шнейдер А.Региональные аспекты инновационного развития. - М.: Интерра, 2012. - 210 с.
Об авторах
Михайлин О.И. - проректор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского по АХЧ, [email protected]
THE FEATURES OF REGIONAL INFRASTRUCTURE OF INNOVATIVE DEVELOPMENT