УДК 338.436.33(470.6) ББК 65.9(2)-32 Б-20
Балабас Марина Юрьевна, аспирантка НОУ ВПО Института управления бизнеса и права, т.: (863)264-42-08, 8-961-30-77-500, e-mail.: [email protected].
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ
КОМПАНИЙ ЮГА РОССИИ
(рецензирована)
Статья написана на актуальную тему, так как изучение особенностей формирования агропромышленных структур региона и определение направлений совершенствования функционирования агрокорпораций региона является важным направлением в повышении конкурентоспособности Юга России. Автор проанализировал деятельность агропромышленных компаний Юга России, выявил закономерности развития региональных агропромышленных структур с учетом специфики региона.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, регионализация, агропромышленная компания, корпоративные структуры, агрокорпорация, производительные силы, интеграция, конкурентоспособность.
Balabas Marina Yurjevna, postgraduate student of NSEIHPE ‘Institute of Management, Business and Law’, tel.: (863) 2644208, e-mail.: [email protected].
FEATURES OF FORMATION OF THE REGIONAL AGROINDUSTRIAL COMPANIES
OF THE SOUTH OF RUSSIA
(reviewed)
The article studies features offormation of agroindustrial structures of the region and definition of directions of perfection of functioning of agrocorporations of the region. The author has analyzed the activity of the agroindustrial companies of the South of Russia, has revealed laws of development of regional agroindustrial structures taking into account specificity of the region.
Key words: agriculture, regionalization, agroindustrial company, corporate structures,
agrocorporation, productive forces, integration, competitiveness.
Основным направлением развития и совершенствования региональных агропромышленных комплексов является формирование и участие в этом процессе крупных агропромышленных компаний. По мере их становления роль и одновременно ответственность таких компаний будет возрастать, так как в них концентрируются наиболее компетентные в различных сферах агропромышленного производства кадры, передовые технологии и, как правило, лучшие земельные и значимые финансовые ресурсы.
Агропромышленные компании, представленные в большинстве своем корпоративными структурами, формируют новые тенденции в регионализации АПК.
Во-первых, это выражается в их экстравертности - поиске оптимальных способов адаптации входящих в корпоративные структуры участников к процессам регионализации.
Во-вторых, на региональных рынках продовольствия появляется качественно новый структурный уровень, соединяющий межотраслевое образование и территорию агрокорпорации. Это выражается, например, в занятии прочных позиций на продовольственных рынках Юга России с соответствующими брендами по видам продукции таких корпоративных структур, как ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» (производство в Краснодарском крае) и ОАО «Сыродел» -молочные продукты, ГК «Юг Руси» и ЗАО «ДонМаслоПродукт» - растительное масло, ГК «Тавр» и ОАО «Сочинский колбасный завод» - мясные изделия и др. Эти организации не только утвердились на южнороссийском рынке, но и занимают новые ниши на федеральном уровне и за рубежом.
В-третьих, деятельность корпораций в аграрной сфере делает все более очевидной необходимость придания большего внимания территориальному аспекту столь сложной межотраслевой структуры, какой является АПК. Это связано с превращением «локальных» территорий, где базируются агрокорпорации, в имманентные составляющие модернизации агропромышленного комплекса всего региона, т.к. именно здесь формируются «точки роста», ареалы инновационных технологий и современного менеджмента.
В-четвертых, активная деятельность структур способствует процессу создания экономического порядка в АПК с разными региональными лидерами, расположенными более или менее равномерно по территории, что в значительной степени предопределяется готовностью данного локалитета сформировать корпоративное объединение. Такие лидеры, выполняя роль «центров притяжения», обусловливают изменение схем размещения производительных сил в регионе в целом.
В-пятых, если корпоративные объединения в промышленности, на транспорте, в строительстве в большей степени сосредотачивают свою деятельность на отраслевом и межотраслевом уровнях, и в меньшей степени затрагивают территории, где базируются входящие в них предприятия, то в крупных агропромышленных компаниях значительную роль играет именно «территориальный фактор». [1] Это связано с тем, что участники агрокорпораций, как правило, размещаются на территории двух-трех районов, вблизи предприятия-интегратора (головной фирмы), в то время как в таких крупнейших компаниях, как например, ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть» и др. участники - это предприятия и бизнес-группы, расположенные по всей нашей стране и за рубежом.
Однако следует отметить, что степень территориальной близости участников и партнеров агрокорпораций варьирует. Это предопределено тем, что формирование корпоративных структур в агропромышленном комплексе связано с развитием интеграционных процессов горизонтального или вертикального типов. При этом первый процесс связан преимущественно с межхозяйственной кооперацией и отражает в большей степени локализацию деятельности предприятий АПК в пределах одного или нескольких субрегионов (например, двух-трех сельских районов), а второй - с агропромышленной интеграцией - межотраслевым комбинированием. Его основу составляет объединение предприятий не по принципу территориальной близости, а технологического единства, в целях доведения произведенного готового продукта до потребителя в рамках продуктовых подкомплексов АПК мясо-, сахаро- или овощепродуктового. Как правило, агропромышленные объединения складываются таким образом, что все участники располагаются в одном субъекте. Функционируют также объединения, сочетающие в себе обе отличительные черты современных комбинационных процессов - территориальную локализацию и агропромышленную интеграцию. Это относится к корпоративным образованиям, создаваемым на базе крупных предприятий АПК, выступающих в качестве интеграторов, объединяющих все относительно близлежащие сельскохозяйственные, перерабатывающие, сервисные и другие предприятия, заинтересованные во взаимовыгодном сотрудничестве.
По степени локализации бизнес-процессов в современных агрокорпорациях, можно выделить три модели (табл. 1)
Следует отметить, что указанные модели не являются застывшими, так как агрокорпорации, сформировавшиеся в рамках одной из них, могут трансформировать в другую. Так, по первой модели в 1986-1992 годах формировались районные агропромышленные объединения во многих регионах России. В настоящее время весьма успешно действует агрофирма «Луч», созданная по данной модели в конце 90-х годов в Краснодарском крае. [2]
Агрообъединения, создающиеся по принципам второй модели, являются весьма распространенными как на Юге России, так и за его пределами. Они, как правило, весьма устойчивы, так как создаются на взаимовыгодной основе предприятий, заинтересованных, с одной стороны, в стабильной сырьевой базе, а с другой - гарантированном сбыте произведенного сырья, востребованности сервисных услуг, при распределении полученной прибыли на экономических принципах с учетом интересов сторон. Примером этой модели является ОАО «ЮгАгроХолдинг», созданное в начале 2000-х годов в Ростовской области, специализирующееся на производстве сельскохозяйственной продукции на орошаемых землях. Численность работников Холдинга в 2010 г. превысила 600 человек, площадь посева только озимой пшеницы и подсолнечника составляет более 34 915 000 кв.м.
Таблица 1 - Основные модели корпоративных образований в АПК России по степени их территориальной
локализации
Модели корпоративных образований Принципы формирования Степень территориальной локализации
Первая - многопрофильные объединения, создаваемые по территориальному принципу Объединяет сельскохозяйственные перерабатывающие, социальные и другие предприятия и организации одного-двух сельских районов Высокая
Вторая - специализированные объединения, формирующиеся по принципу продуктового подкомплекса В объединение входят предприятия, обеспечивающие производство сырья, его переработку, хранение, транспортировку, торговлю по конкретному подкомплексу (мясному, масложировому и др.) Средняя
Третья - объединения на базе предприятия-интегратора Формируется путем включения в состав акционерного общества, образованного в рамках мясокомбината, молокозавода и других сельскохозяйственных предприятий, производящих сырье, а также сервисных, сбытовых, снабженческих структур Очень высокая или высокая
Третья модель корпорации характерна преимущественно для локальных территорий, где еще в условиях плановой экономики были построены крупные перерабатывающие предприятия. Агрокорпоративные структуры здесь создаются на базе этих заводов путем объединения их с сельскохозяйственными предприятиями, а также структурами агросервиса, складского хозяйства, торговли, а нередко и банками. По такому принципу созданы несколько агропромышленнофинансовых групп в Краснодарском крае и Ростовской области.
Эффективность создания подобных корпоративных структур подтверждается общемировой практикой, доказавшей, что результаты производства независимо от форм собственности, в крупных агропромышленных предприятиях, объединяющих участников на взаимовыгодной основе, выше, чем в мелких неинтегрированных формированиях. В этой связи для повышения эффективности производства и в целях решения непростых хозяйственных и финансово-экономических проблем сельскохозяйственных товаропроизводителей на этапе посткризисного оживления, усиливается необходимость в объединении их земельных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Поэтому при дальнейшем реформировании АПК основной путь к стабилизации и развитию агропромышленного комплекса должен проходить через возрождение и развитие сельскохозяйственной кооперации, отражающей процесс территориальной локализации и агропромышленной интеграции. При этом необходимо сочетание мелкогрупповых формирований и крупнотоварных производств.
Значимость и современность корпоративных объединений, формируемых в России с учетом императивов процесса регионализации, определяется следующими факторами.
Во-первых, действующие на интеграционных принципах компании уделяют особое внимание поддержанию долгосрочных связей с партнерами. Они используют широкий набор конкретных форм и взаимосвязей и их комбинаций, учитывают логику развития и смены таких форм в рамках корпорации. Многие такие объединения возникали на основе формальных соглашений, но в дальнейшем их содержание обогащалось благодаря реализации общих проектов, заключению лицензионных соглашений, созданию совместных предприятий, обмену акциями.
Во-вторых, специфика агрообъединений во многом зависит от особенностей внешней среды, складывающейся в регионах, динамики развития отраслей АПК, где оперируют участники. Так в селекции, семеноводстве, племенном деле совместные интересы партнеров тяготеют к научной области. В то же время в зрелых, сложившихся отраслях, где технологии и спрос прогнозируются достаточно хорошо, например, производство и реализация зерновых и подсолнечника, совместные интересы носят преимущественно либо рыночный, маркетинговый, либо производственный характер.
В-третьих, интеграция в «мягкой» форме оказывается удобной для многих предприятий АПК, которые не заинтересованы вкладывать в партнерскую компанию все свои ресурсы, предпочитая действовать сфокусировано и избирательно.
В-четвертых, одним из ключевых принципов деятельности интегрированных объединений является перенос знаний, технологий и компетенций из одного предприятия АПК в другое. В этом заключается противоречивость положения их руководителей, раскрывающих свое ноу-хау партнерам-конкурентам ради достижения более существенных стратегических целей развития и защиты от других конкурентов.
Целью создания интегрированных агропромышленных формирований является обеспечение относительно равных экономических условий участникам процесса и согласованного развития всех технологических звеньев производства конечного продукта в регионе. Это достигается, прежде всего, упорядочением экономических отношений между сельскохозяйственными, перерабатывающими, обслуживающими и другими предприятиями и организациями, являющимися участниками кооперации и агропромышленной интеграции. Создание же единой системы управления в корпоративных структурах не только исключает проявление монополизма отдельных хозяйствующих субъектов, но и обеспечивает равные экономические интересы в получении и реализации конечного продукта. Это, в свою очередь, ведет к развитию инвестиционных процессов, повышению эффективности всех звеньев интегрированного производства.
Создание различного рода объединений способствует консолидации сил разрозненных производителей, многократно умножает потенциальные возможности всех наличных ресурсов, повышает результативность деятельности предприятий-участников финансово-промышленных групп, а также ответственность и эффективность действий каждого звена системы в региональном АПК. [3]
Особое место среди корпоративных структур АПК занимают агрохолдинги, представляющие собой совокупность юридических лиц (участников), связанных между собой договорными или имущественными отношениями, при управлении деятельностью других участников головной компанией (интегратором).
Региональные агропромышленные корпоративные структуры выполняют многообразные роли, которые правомерно объединять в два блока: системообразующий и воспроизводственно-функ-циональный. Имея системный характер, они формируют ядро (как правило вокруг центральной компании-интегратора, которая удерживает вокруг себя как участников корпорации, так и предприятии, не входящие в нее, но сотрудничающие на договорной основе). На территории, где осуществляет свою деятельность такая корпорация, создаются «центр» и «периферия», в которых через функциональное единство обеспечивается целостный воспроизводственно-хозяйственный процесс.
Повышение конкурентоспособности регионального АПК обуславливает активизация деятельности корпоративных структур и появление новых агропроизводственных образований. Для агропромышленного комплекса региона эти интегрированные структуры важны с точки зрения формирования принципиально нового структурно-функционального уровня, объединяющего в себе межотраслевое формирование (АПК) и территорию.
Литература:
1. Дынкин А.В., Соколов А.И. Интегрированные бизнес-группы в российской экономике // Вопросы экономики. 2010. №11. С. 79-80.
2. Сидоренко В.Г., Балоболов А.К. Агрофирма «Луч» // Экономика сельского хозяйства России. 2009. №10. С. 5.
3. Ушачев И. К. Состояние и перспективы развития корпоративных форм управления в АПК России // АПК: экономика, управление. 2011. №2. С. 26.
References:
1. Dynkin A.V., Sokolov A.I. Integrated Business Groups in the Russian economy // Problems of Economics. 2010. № 11. P. 79-80.
2. Sidorenko V.G., Balobolov A.K. Agricultural company "Luch" // Economics of Agriculture of Russia. 2009. № 10. P.5.
3. Ushachev I.K. Status and prospects of corporate forms of management in agriculture in Russia // AIC: Economics, Management. 2011. № 2. P. 26.