Научная статья на тему 'Особенности формирования региональной системы обеспечения конкурентоспособного производства'

Особенности формирования региональной системы обеспечения конкурентоспособного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов В. В., Семенов В. Л.

Для регионов, не обладающих богатыми природными ресурсами, наличие конкурентоспособной продукции хозяйствующих субъектов является фактором экономического роста. Конкурентоспособная продукция это основной показатель привлекательности инвестиционного капитала в дальнейшее развитие предприятий региона. Следовательно, любой регион, утверждают авторы статьи, должен иметь четкую политику по обеспечению выпуска конкурентоспособной продукции, выраженную в виде определенного алгоритма, который даст возможность объективно оценить деятельность предприятий в регионе и определить объём необходимых ресурсов для выпуска конкурентоспособной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования региональной системы обеспечения конкурентоспособного производства»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПРОИЗВОДСТВА

В. В. смирноВ,

кандидат экономических наук, доцент

в. л. семенов,

кандидат экономических наук, доцент Чувашский государственный университет имени и. н. ульянова

Последнее десятилетие ХХ в. для России стало периодом весьма противоречивых преобразований. Новые рыночные условия хозяйствования затронули все сферы экономики страны, в том числе и отрасли материального производства, первичным звеном которых являются промышленные комплексы.

Объективная потребность интеграции страны в мировое экономическое пространство, с одной стороны, и все большая несовместимость используемых способов хозяйствования — с другой, привели к существенным и во многих случаях таким неоднозначным последствиям, как:

• наличие всесильного административного аппарата, организованного по отраслевому принципу;

• общая дезорганизация экономической жизни вследствие разрыва традиционных хозяйственных связей;

• неуклонное падение промышленного производства;

• нехватка внутренних источников капиталона-копления;

• резкое падение жизненного уровня населения;

• высокий уровень безработицы;

• несовершенство законов;

• низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции и т. д.

Данная ситуация отчасти была создана вследствие неправильной приватизации, несовершенства законодательной базы, а также неспособности государства к определению и поддержке приоритетных направлений развития экономики. В результате вокруг сырьевых отраслей стали объединяться различные финансовые структуры, формироваться холдинги и финансово-промышленные группы, и все инвестиции были ориентированы на сырьевые и

топливно-энергетические отрасли. Конъюнктурный подъем таких структур проходил на фоне спада производства в машиностроении, легкой и других отраслях промышленности. В практику вошли банкротство предприятий и их арбитражное управление.

На фоне сложившихся принципов развития, когда ожидаемые результаты от внедрения рыночных механизмов хозяйствования не показали позитивных сдвигов в экономической ситуации страны, остро встал вопрос обеспечения конкурентоспособности российских товаров как гаранта эффективного роста экономики и привлечения дополнительных инвестиций.

Теоретические аспекты конкурентоспособности. Определение конкурентоспособности в различных работах экономистов интерпретируется по-разному, поскольку ни объем, ни содержание его как в отечественной, так и зарубежной литературе пока четко не зафиксированы.

В кратком внешнеэкономическом словаре под редакцией О. С. Богдановой под конкурентоспособностью понимается: «... способность выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей и продаваться по ценам не ниже среднерыночных» [5]. Очевидно, что авторы в этом определении констатируют лишь зависимость сбыта от конкурентоспособности и не раскрывают сущности конкурентоспособности.

Следующее определение конкурентоспособности товара приводят Р. Б. Ноздрева и А. И. Цы-гичко: «Конкурентоспособность — это совокупность характеристик продукта, сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов-аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию» [8].

Схожее определение дают А. Н. Литвиенко и А. М. Татьянченко, которые под конкурентоспособностью понимают «...характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемого изделия по отношению к товару-конкуренту» [6].

Полярную по отношению к вышеперечисленным определениям трактовку понятия конкурентоспособности высказывает Р. М. Тихонов: «.конкурентоспособность по отношению к товару или услуге означает их способность выдержать конкуренцию, то есть быть выгодно реализованными наряду или вместо других конкурирующих аналогичных товаров или услуг. Конкурентоспособность товара есть не что иное, как возможность его успешной продажи на данном рынке в определенный момент времени» [10].

В этом определении акцент направлен на рыночную ситуацию в конкретный момент времени на конкретном рынке, что мы считаем весьма справедливым (актуальным), но в то же время в определении мало внимания уделяется индивидуальным свойствам товара или услуги.

Сопоставляет понятия «качество» и «конкурентоспособность» Г. Г. Азгальдов, что с нашей точки зрения весьма справедливо, так как основа конкурентоспособности товара — это его качество [1]. Конкурентоспособность изделия с точки зрения автора определяется в процессе сопоставления затрат, понесенных покупателем, и результата, им достигнутого при использовании приобретенного изделия.

По мнению Р. А. Фатхутдинова, конкурентоспособность — это «.свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [11]. Автор к множеству объектов относит помимо продукции еще и нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструктор-скую документацию, технологии, производство, персонал, ценные бумаги, инфраструктуру, информацию. Таким образом, данное определение носит всеохватывающий характер и требует лишь некоторых уточнений в конкретных условиях.

Конкурентоспособность относительно отдельного товара рассматривает П. С. Завьялов, что позволяет исследовать конкурентоспособность при

конкретных условиях: «.совокупность качественных и стоимостных характеристик изделия, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя» [4]. Определение носит частный характер, поэтому спорность определения очевидна.

С точки зрения конкуренции на мировых рынках рассматривают вопросы конкурентоспособности продукции К. Макконнелл и Ст. Брю [7]. Авторы предполагают, что основным признаком конкурентоспособности любой продукции является возможность реализации ее по мировым ценам. Однако конкурентоспособность зависит не только от цены и охватывает не только конкурентоспособность на мировом уровне, но и на низших уровнях.

Таким образом, понятие конкурентоспособности, как и понятие конкуренции, носит многослойный характер, а значит, общепринятое универсальное понятие конкурентоспособности отсутствует.

Для полноты представления проблемы понятия конкурентоспособности как комплексной многоаспектной исследовательской задачи в результате анализа существующих определений выделим ряд следствий:

1) составляющие конкурентоспособности. Определено, что конкурентоспособность включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Другая составляющая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Третья отражает субъективное отношение потребителя как члена той или иной социальной группы;

2) однозначность товара. Определен статус покупателя как главного оценщика товара, приводящий к очень важному в рыночных условиях следствию: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть неоднозначности в толковании любого из них;

3) взаимодействие общего и частного в конкурентоспособности. Любой объект характеризуется набором частных показателей, свойств, которые в совокупности образуют общее представление (состояние) объекта. Поэтому конкурентоспособность как экономическая категория, относящаяся к какому-либо объекту, обладает частными параметрами, характеристиками, в совокупности образующими общее определение конкурентоспособности, которое носит абстрактный характер (конкурентоспособность продукции — это абстрактное или общее определение, а качество продукции, соответствие продукции

требованиям рынка и т. д. — это частные показатели, определяющие ее конкурентоспособность);

4)релятивность конкурентоспособности. Конкурентоспособность может существовать только для определенного объекта (в нашем случае продукция) в установленный промежуток времени при строго определенных параметрах воздействия, поэтому перед тем как приступить к исследованиям, необходимо четко и адекватно определить объект (или совокупность однородных однотипных объектов) исследования и его среду.

Исходя из анализа различных определений конкурентоспособности с учетом выдвинутых нами следствий, предлагаем следующее определение: «Конкурентоспособность — это способность любого объекта своими характеристиками закономерно опережать параметры аналогичных объектов или объектов-заменителей по степени удовлетворения потребностей, установленных и предполагаемых, при условиях свободного и справедливого рынка». В данном определении свойства характеристик объекта выражаются в виде качества как фактора конкурентоспособности, поэтому можно говорить о понятии «конкурентоспособности качества», а под термином «объект» нужно понимать «то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено», т. е. объектом может быть:

• деятельность или процесс;

• продукция;

• организация;

• система или отдельное лицо;

• любая комбинация из них.

Сформулированное определение конкурентоспособности отражает ее сложный, комплексный характер, который раскрывается с помощью следующих утверждений:

1) «идеальное качество» в конкурентоспособности. Полностью конкурентоспособной может быть признана только такая продукция, которая обладает различными по своей природе показателями, способная удовлетворять не только установленные, но и предполагаемые потребности, т. е. «идеальное или абсолютное качество», поэтому такой продукции в природе нет, есть только стремление к ней;

2) субъективное качество в конкурентоспособности. При приобретении товара потребитель останавливает свой выбор на том образце среди аналогичных, который, по его мнению, является более качественным, т. е. в наибольшей степени удовлетворяющим его потребности;

3) прогнозирование конкурентоспособности. Для удовлетворения потребителя, а значит для

изготовления конкурентоспособной продукции производитель должен стремиться к максимально точному прогнозированию потребностей потенциального покупателя, выраженных в качественных характеристиках, учитывающих также менталитет района, региона, страны в целом;

4) соотношение величины затрат и конкурентоспособности. Для покупателя товара исключительно важное значение имеет величина затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей. Первоначально более конкурентоспособная продукция будет иметь более высокую цену. Однако для последующего поддержания конкурентоспособности производителю продукции необходимо постоянно снижать как издержки на изготовление продукции, так и издержки потребления при использовании потребителем этой продукции;

5) качество как основной фактор конкурентоспособности. При проектировании продукции необходимо закладывать такие характеристики, которые обеспечивали бы высокое качество в глазах потребителя;

6) соотношение свободного рынка и конкурентос -пособности. Немаловажной причиной, влияющей на конкурентоспособность продукции, является наличие справедливого рынка, а это достигается путем проведения соответствующей политики государства. Путь к конкурентоспособной продукции лежит только через добросовестную конкуренцию. Все это подталкивает, например, к постоянному повышению качества продукции, которая определяет новый уровень жизни общества;

7) обеспечение конкурентоспособности по всем этапам жизненного цикла продукции. Реальная конкурентоспособность возможна лишь в том случае, если производители способны эффективно проектировать, производить и распределять товары и услуги, т. е. обеспечивать конкурентоспособность по всем этапам жизненного цикла продукции, одним из основных факторов которой является качество.

Таким образом, на основе перечисленных следствий и утверждений выясняется, что качество является основополагающим составляющим конкурентоспособности продукции и определяет наиболее предпочтительный вариант ее повышения.

Совокупность всех изложенных утверждений приводит к следующим четырем вполне очевидным закономерностям:

1) асимптотичность конкурентоспособности. Из приведенного утверждения 1 следует то, что полностью конкурентоспособный товар (продукция или услуга) существовать не может. Есть

только стремление, так как соответствовать предполагаемым потребностям, которые ожидаются на рынке в будущем, может только виртуальный товар, параметры которого на данный момент сформулированы недостаточно четко для его конструктивного и технологического исполнения. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность товара асимптотически постоянно приближается к идеальной;

2) неадекватность оценки конкурентоспособности потребителем. Из утверждения 2 вытекает закономерность, обусловливающая наличие несоответствия, неинформированности потребителя о достижениях научно-технического прогресса. В связи с этим параметры конкурентоспособности товара могут быть не восприняты покупателем адекватно, вследствие чего в силу действия некоторых географических, социальных и тому подобных факторов потребитель необъективно оценивает конкурентоспособность товара. Исходя из этого наиболее полно удовлетворяющая потребности потребителя, по его мнению, продукция может быть по своим параметрам менее конкурентоспособной, чем существующие аналоги. Таким образом, раскрывается вторая сторона асимптотического проявления товара к идеальному, который был указан в первой закономерности;

3) смещение реальной конкурентоспособности от прогнозируемой. Утверждение 3 указывает, что при максимальном стремлении к прогнозируемой потребности производитель не в состоянии точно определить параметры потребности в ближайшем будущем, исходя из чего параметры потребности закономерно будут расходиться с параметрами товара, что определяет отличие реальной конкурентоспособности от идеальной;

4) взаимосвязь цены с конкурентоспособностью нового товара. Из утверждения 4 вытекает, что цена любого более конкурентоспособного товара всегда будет выше, чем цена существующих аналогичных товаров. Данная закономерность приводит к вто-ричности цены перед качеством в кортеже конкурентоспособности продукции.

Таким образом, анализ исследования понятия конкурентоспособности указывает о необходимости четкого выделения закономерностей в среде, где действует конкурентоспособность как экономическая категория, а одним из наиболее весомых факторов конкурентоспособности товара является его качество.

Региональная система обеспечения конкурентоспособного производства. В отечественной и зарубеж-

ной литературе можно встретить разнообразные определения качества продукции. В них рассмотрены также всевозможные принципы и методы обеспечения качества, позволяющие значительно повысить уровень качества продукции.

Наиболее концептуально понятие качества определено Ю. М. Андриановым и А. И. Субетто как: «. система (единство) его частных суждений — определений, в которых отражаются основные системные принципы и закономерности формирования и развития качества» [2]. В том же источнике выделены следующие аспекты качества:

1) качество есть совокупность свойств (аспект качества). У каждого объекта совокупность свойств совершенно индивидуальна и определяет принадлежность именно к этому объекту;

2) качество структурно. Качество есть иерархическая система свойств или качеств частей объекта или процесса (аспект структурированности);

3) качество динамично. Оно есть динамическая система свойств (аспект динамичности). Так как качество есть совокупность свойств, состоящих из определенных показателей, то в процессе эволюции некоторые из этих показателей переходят на совершенно новые качественные уровни, что приводит к динамическому изменению качества как иерархической системы;

4) качество есть существенная определенность объекта или процесса, внутренний момент, выражающийся в закономерной связи составляющих частей, элементов. Качество констатирует условия развития объекта (аспект определенности). Качество выражает устойчивость объекта или системы, определяет их отличия от других объектов или систем;

5) качество — основа существования объекта или процесса. Оно имеет двоякую обусловленность, раскрываемую через «систему моментов» качества: свойство, структура, система, граница, целостность, изменчивость, количество (аспект внешне-внутренней обусловленности);

6) качество обусловливает единичность объекта или процесса, его специфичность, целостность, упорядоченность, устойчивость (аспект спецификации);

7) качество создаваемых обществом (человеком) объектов и процессов ценно (аспект ценности, или аксиологический аспект).

Следовательно, качество, обладая системными принципами и закономерностями формирования, позволяет четко определить границы регулирования свойств и тем самым выявить наиболее необ-

ходимые характеристики в объекте (например, в продукции), поэтому при проектировании качества продукции производитель должен:

идентифицировать требования потребителя; предварительно определять собственные возможности для конкуренции; определять общие характеристики будущего товара;

определять собственные цели для обеспечения конкурентоспособности; определять вопросы для дальнейшего изучения;

уделять особое внимание этапам маркетинговых исследований и проектирования новой или модифицируемой продукции. Исходя из анализа отечественной и зарубежной литературы, приоритетность качества в кортеже конкурентоспособности следует базировать на следующих принципах.

1. Принцип первичности качества над маркетингом. Чем выше качество товара, тем меньше маркетинговых усилий необходимо приложить для обеспечения конкурентоспособности; чем ниже качество товара, тем больше нужно приложить маркетинговых усилий для продвижения товара и последующего поддержания его конкурентоспособности.

2. Принцип качества и цены. Чем выше качество товара, тем выше его цена. Высокая цена является подтверждением высокого качества товара в глазах потребителя.

3. Принцип влияния качества на удовлетворенность потребителей.

Чем выше качество предлагаемой продукции, тем полнее удовлетворяется потребность, что вытекает в следствия:

• низкая востребованность в одном классе товаров определяется стандартным набором качественных параметров товара при отсутствии уникальных и дополнительных свойств;

• высокая востребованность товара при наличии уникальных и дополнительных свойств при низкограничных параметрах качества.

4. Принцип социума. Качественный товар определяет новый уровень жизни общества.

Следовательно, на конкурентоспособность продукции влияют

факторы как на микро-, так и на макроуровне, поэтому в механизме обеспечения качества продукции участвуют две стороны или системы. С одной стороны, это предприятие, которое в зависимости от наличия собственных ресурсов планирует собственную деятельность в области политики качества. А также разрабатывает эффективные системы качества, использует передовые инструменты Всеобщего управления качеством (TQM) и т. д.

С другой — это механизмы региональной системы поддержки и повышения качества продукции, где особую роль играют органы местной власти и институциональные структуры.

Таким образом, обеспечение конкурентоспособности продукции предполагает обеспечение конкурентоспособности региональной экономической системы и происходит в двух направлениях: определение факторов, влияющих на конкурентоспособность региона, и определение особенностей формирования системы качества на предприятии.

Общая схема факторов, влияющих на конкурентоспособность региона при непосредственном участии предприятия, указана на рис. 1.

На региональном уровне можно выделить два кольца воздействия: ближнее и дальнее окружения. Они влияют на формирование предприятием политики в области качества, а также механизма повышения качества продукции.

Дальнее кольно

Ближнее кольцо

Рис. 1. Схема факторов, влияющих на конкурентоспособность региона

Отличие между элементами ближнего и дальнего окружения заключается в том, что к ближнему окружению относятся только те элементы, на которые предприятие может косвенно влиять при формировании механизма обеспечения качества. Сюда относятся элементы, отношения с которыми регламентируются двусторонними договорами или соглашениями, а к дальнему окружению относятся элементы, находящиеся вне сферы непосредственного влияния со стороны предприятия [9]. Однако нельзя забывать о том, что при формировании мероприятий по повышению качества продукции все эти элементы должны учитываться в комплексе, что позволяет получить системный эффект.

К элементам ближнего окружения относятся [9]:

• клиенты — это лица, пользующиеся услугами компании или покупающие у нее непосредственно (прямые) или через других лиц (косвенные) какую-либо ее продукцию. Для потенциальных клиентов компании обычно используют рекламные материалы. Данный элемент непосредственно влияет на формирование качества продукции, так как именно клиенты (потребители) явно или неявно формируют параметры будущей продукции, а насколько характеристики продукции будут соответствовать параметрам потребности, настолько она ценнее будет в глазах потребителя;

• контролирующие организации представляют налоговые, административные, санитарные и другие инспекции; пенсионные, медицинские, социальные и другие фонды; различные комиссии. Данный элемент является вспомогательным в обеспечении качества;

• партнеры по бизнесу — это участники какой-либо совместной с компанией деятельности. Она может реализовываться в форме аренды, партнерства, подряда, договора, финансовых и компенсационных сделок. В настоящее время роль партнеров в обеспечении качества постоянно растет, особенно в тех случаях, когда партнер по бизнесу является основным поставщиком сырья. Действительно, эффективная деятельность в этой области может значительно повысить, с одной стороны, качество поставляемого сырья, а с другой — значительно снизить издержки предприятия на его контроль, поэтому одним из принципов менеджмента качества являются взаимовыгодные отношения с поставщиками. Вследствие этого данный элемент непосредственно влияет на формирование качества;

финансово-кредитные учреждения — организации, непосредственно участвующие в финансовом цикле компании, например выполняющие расчетно-кассовые, ипотечные, кредитные и другие операции. Финансово-кредитные учреждения являются вспомогательными элементами в формировании качества; заинтересованные внешние физические и юридические лица — лица, заинтересованные в процветании компании исходя из своих личных интересов. К ним относятся члены семей работников компании; держатели ее ценных бумаг; пенсионеры, о которых дополнительно заботится компания; организации, чей бизнес существенно зависит от процветания компании (например, торговые и обслуживающие); вышестоящие материнские и другие компании, исполняющие роль поддерживающих элементов в обеспечении качества; конкуренты (конкуренция) — обязательный элемент рыночной экономики. В связи с нарастающей конкуренцией как на международном, так и на внутреннем рынках конкуренты формируют влияние на качество продукции. Это связано с тем, что в условиях рыночных отношений, когда одну и ту же продукцию выпускают несколько производителей, на первый план выходят методы неценовой конкуренции, где преобладающим элементом борьбы является постоянное повышение качества продукции; общественность (общественное мнение) — формирует в сознании населения отношение к компании и ее продукции. Одним из единичных показателей соответствия параметров продукции параметрам аналогичной продукции лидирующего конкурента является их имидж, который формируется в сознании населения благодаря качеству деятельности соперников и качеству выпускаемой ими продукции. В связи с этим одним из наиболее эффективных способов установления позитивного имиджа предприятия является выпуск качественной продукции. К элементам дальнего окружения относятся: законодательная база в соответствующей области деятельности, в эффективности которой высокую роль играют региональное и федеральное правительства, которые обеспечивают правовое функционирование и взаимосвязь между обществом, предприятиями и заинтересованными лицами, которые являются гарантом общества с точки зрения его безопасности;

• система ценностей и их приоритеты в обществе. К системе ценностей относятся материальные, общественно-политические и духовные ценности. Каждое общество формирует свое представление о добре, справедливости, свободе, вере и т. д. Набор представлений может формировать как положительную систему ценностей, так и отрицательную. Вместе с тем существуют и общечеловеческие ценности: нормы нравственности, прогресс, культурное наследие, социальная ответственность. Руководство компании должно ориентироваться в существующей системе ценностей и формировать совместимую с общественными ценностями систему ценностей своей компании, обеспечивающую конкурентоспособность, а правительство должно постоянно поддерживать положительную систему ценностей, формируя приоритетные направления ее развития. Система ценностей выступает в виде вспомогательного элемента в формировании качества;

• обычаи местного (регионального) оборота

— набор общепринятых норм цивилизованных отношений между участниками каких-либо соглашений, которые не регулируются законодательными актами, являющимися вспомогательными элементами формирования качества;

• политическая обстановка в стране и мире

— определяется деятельностью органов государственной власти и государственного управления, характеризующей общественный строй и экономическую структуру общества; партий, общественных классов и группировок, образуя группу вспомогательных факторов при формировании качества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• экономическая обстановка в отрасли, регионе

— определяется организацией, структурой и состоянием хозяйственной деятельности отрасли, региона. Данный элемент является поддерживающим при формировании качества;

• социальная и экологическая ответственность — характеризует гуманитарную ответственность (в отличие от юридической) компаний и отдельных людей за отрицательные последствия реализованных управленческих решений, т. е. за ущерб, причиненный людям или природе. Социальная и экологическая ответственность является поддерживающим элементом в формировании качества;

• налоговая система—вспомогательный элемент в формировании качества;

• институциональные структуры — организации, обслуживающие компанию. Например страховые, финансовые организации, фонды, биржи, посреднические организации, суды, охранные фирмы и др. Все институциональные структуры выступают в роли вспомогательных факторов при формировании качества;

• природные катаклизмы — включают как форс-мажорные, так и характерные (часто повторяющиеся) природные аномалии (землетрясения, проливные дожди и ураганы, шаровые молнии, другие нарушения геомагнитной обстановки и т. д.). Данная группа показателей является ограничивающей при формировании качества;

• народные волнения — элемент, связанный с крайне низким уровнем удовлетворения частью населения своих потребностей и важнейших интересов. Народные волнения могут проявляться явно и неявно. Явная форма реализуется в виде участия в митингах, демонстрациях, голодовках и т. д., неявная — в расширении роли неформальных организаций, враждебно относящихся к власти различного уровня. Значит, этот элемент является ограничивающим при формировании качества;

• криминализация внешних для компании связей. К данному элементу относятся коррупция и рэкет как формы вымогательства чужих доходов (коррупция — это неявное, а рэкет — явное вымогательство), которые ограничивают формирование качества. Коррупция в основном встречается среди государственных чиновников, так или иначе связанных с надзорной или контролирующей деятельностью над компаниями. Вымогательство путем шантажа или угроз (рэкет) осуществляется как государственными лицами, так и частными преступными группировками.

Следовательно, большое значение в обеспечении конкурентоспособности региона и формировании механизма обеспечения качества имеет законодательная и исполнительная база региона, что определяет передачу этого уровня непосредственно в деятельность правительства, поэтому на региональном уровне должна существовать эффективная политика по обеспечению конкурентоспособности во взаимодействии с существующими на его территории предприятиями и организациями.

Рассмотренные факторы ближнего и дальнего окружения в зависимости от степени их влияния

на формирование качества можно разбить на три категории (рис. 2).

Факторы, относящиеся к категории поддерживающих, непосредственно участвуют в формировании качества. От наличия этих факторов зависит степень удовлетворенности потребителя, поэтому при проектировании качества будущей продукции производителю необходимо тщательно проанализировать эти элементы, на основе чего формировать параметры потребности и перевести их в дальнейшем в параметры будущей продукции.

Факторы, относящиеся к категории ограничивающих, притормаживают повышение качества и оказывают негативные действия на деятельность как предприятия, так и других институциональных структур (правительства, банков, кредитных учреждений и т. п.).

Факторы, относящиеся к категории вспомогательных, косвенно участвуют в формировании качества. Однако необходимо помнить, что их отсутствие или неучтенность при анализе формирования концепции обеспечения качества могут привести к негативным последствиям, связанным со снижением удовлетворенности потребителями в продукции за счет снижения параметров качества.

На основе приведенной схемы факторов конкурентоспособности региона и анализа зарубежных и отечественных источников по вопросу обеспечения конкурентоспособности продукции можно предложить концепцию обеспечения конкурентоспособности продукции на основе механизма формирования факторов повышения качества, представленную в виде схемы (рис. 3).

Концепция, определяемая политикой формирования качества в процессе обеспечения конкурентоспособности, построена на двояком подходе,

Рис. 2. Категории элементов ближнего и дальнего окружения региональной концепции формирования качества

и, с одной стороны, определяет качество товара как субъективную характеристику, отражающую требования рынка на основе анализа конкурентоспособности продукции, с другой — как объективную характеристику, отражающую потенциальную возможность производства и региональную политику в области качества, определяющую технический уровень и параметры продукции.

Концепция строится с учетом региональных факторов на макро- и микроуровнях.

Цель концепции — формирование качества на основе согласования параметров потребности, формируемых рынком, опережающее производство товаров, своими параметрами соответствующих требованиям рынка. Для этого определяется структура и логика механизма формирования качества продукции.

Схема обеспечения конкурентоспособности на основе механизма формирования факторов повышения качества состоит из трех частей:

1) определение политики обеспечения конкурентоспособности на производственном и региональном уровнях раскрывает и прогнозирует политику обеспечения конкурентоспособности продукции на производственном и региональном уровнях с одновременным формированием целей и задач по ее обеспечению;

2) анализ конкурентоспособности разрабатываемой или модернизируемой продукции раскрывает механизм оценки конкурентоспособности продукции, определяющий влияние факторов повышения качества продукции на ее конкурентоспособность;

3) формирование качества продукции определяет формирование механизма факторов повышения качества продукции, позволяющего переводить

субъективные параметры потребности потребителей в конечные объективные показатели качества продукции.

В настоящее время, когда как на внешнем, так и на внутреннем рынках возрастает степень конкуренции между предприятиями, вопросы обеспечения конкурентоспособности продукции выходят на первый план. Действительно, конкурентоспособная продукция является одним из эффективных показателей деятельности предприятия,

Рис. 3. Концептуальная схема обеспечения конкурентоспособности продукции на основе формирования ее качества

так как от ее уровня зависит ее привлекательность у потребителей, степень привлечения инвестиций и т. д. Любая деятельность в этой области начинается с формирования целей и задач обеспечения конкурентоспособности. В рамках данного вопроса определяется: почему необходимо оценивать конкурентоспособность, кому нужна оценка конкурентоспособности, почему необходимо оценивать именно сейчас, а не потом и т. п.

Количество и качество формирования целей и задач зависят от комплекса взаимосвязанных факторов, таких как внешняя среда, политика предприятия, которая отражает степень эффективности существующей системы качества, политика региона, материализованная в нашем случае в региональную систему качества, а также принципы и научные подходы к управлению конкурентоспособностью.

В условиях рыночной экономики, когда потребитель постоянно ужесточает свои требования к продукции, возникает необходимость целенаправленного анализа изменений потребностей на рынке и деятельности конкурентов по удовлетворению этих потребностей. Активная деятельность конкурентов заставляет постоянно анализировать конкурентоспособность выпускаемой предприятием продукции, на основе чего совершенствовать механизм формирования факторов повышения

качества, так как в условиях свободного рынка и чистой конкуренции одним из методов неценовой конкуренции является повышение качества продукции.

Анализ методов действия внешней среды на формирование целей и задач обеспечения конкурентоспособности продукции показывает, что они подразделяются на следующие три группы:

• управляемые и неуправляемые;

• прогнозируемые и непрогнозируемые;

• отрицательные и положительные.

Большое влияние на формирование целей и

задач по обеспечению конкурентоспособности, а также качества продукции оказывает политика предприятия, которая трансформируется с точки зрения нашего вопроса в систему качества предприятия. Необходимость такого учета возникает, во-первых, потому, что политика предприятия, ориентируясь на долгосрочные перспективы, обеспечивает заложение конкурентоспособности будущей продукции, основанной на комплексном (системном) подходе, т. е. с учетом взаимодействия качества с другими элементами в кортеже факторов конкурентоспособности. Во-вторых, политика предприятия на основе существующей системы качества определяет ее возможности, связанные с использованием ресурсов (материальных, инфор-

мационных, финансовых и т. д.), что позволяет выбирать действительно осуществляемые цели и задачи и прогнозировать будущую конкурентоспособность предприятия.

На формирование целей и задач обеспечения конкурентоспособности влияют научные подходы и принципы, которые разработаны и описаны как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В совокупности принципы и научные подходы к управлению конкурентоспособностью позволяют оптимально выбрать основные направления по повышению конкурентоспособности продукции, повысить производительность расчетов и минимизировать последующие затраты.

Для достижения успеха в бизнесе в связи с постоянным расширением требований потребителей приходится выпускать широкий перечень товаров, поэтому практически все предприятия от массового производства постепенно переходят к серийному или даже к единичному. Широкий ассортимент и номенклатура товаров определяют необходимость разбиения их на группы по однотипным показателям, позволяя тем самым выявлять основные рынки сбыта, а значит, и основных потребителей. Как показывает практика, эти рынки могут в значительной степени отличаться друг от друга и иметь совершенно противоположные параметры. Учет только действительно необходимых для рынка параметров дает возможность намного сократить издержки производства и повысить привлекательность продукции.

Одним из эффективных методов формирования групп продукции по установленным параметрам потребности является кластерный анализ, который широко описан как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Кластерный анализ — математическая процедура многомерного анализа, позволяющая на основе множества показателей, характеризующих ряд объектов (например, испытуемых) , сгруппировать их в классы (кластеры) таким образом, чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходными по сравнению с объектами, входящими в другие классы. На основе численно выраженных параметров объектов вычисляются расстояния между ними, которые могут выражаться как в евклидовой метрике (наиболее употребляемой), так и в других метриках.

В структуре элементов конкурентоспособности продукции имеются различные количественные и качественные параметры, поэтому их оценка является сложнейшей задачей, что определяет участие экспертной группы в данной области. Эксперт,

являясь специалистом в определенной области деятельности, может эффективно и с большой долей вероятности правильно определить принадлежность товара к той или другой группе, классу, обеспечивая соответствие товара требованиям потребителей. Кроме того, конструктивная сложность продукции, связанная с быстрым ростом науки и техники, предопределяет необходимость использования методов экспертной оценки, особенно в тех случаях, когда параметры качества продукции или ее конкурентоспособности невозможно оценить при помощи определенных формул, математических выкладок.

К задачам экспертной группы в данном случае относятся:

• определение весомости факторов конкурентоспособности и их единичных элементарных частиц с учетом их влияния друг на друга;

• определение допустимых границ конкурентоспособности;

• определение уровня конкурентоспособности продукции.

Немаловажным моментом оценки конкурентоспособности продукции является определение допустимых зон конкурентоспособности (определение нижнего и верхнего уровней конкурентоспособности продукции) с наложением действительного уровня конкурентоспособности для каждой группы продукции.

Зоны факторов качества определяются экспертной группой посредством анализа существующего рынка, т. е. путем сравнения между собой ведущих аналогов либо путем изучения конкурентов, имеющих признание в обществе и т. д.

Значения по базовым элементам конкурентоспособности (качество, социум и др.) рассчитываются в зависимости от характера единичных показателей, которые определяются либо при помощи определенных математических формул, либо путем выставления балльных оценок. Для приведения полученных результатов в единую систему используются корректирующие (или приводящие) коэффициенты, которые указывают степень важности как единичных, так и базовых показателей относительно друг друга [3].

Таким образом, образуется блок оценки конкурентоспособности продукции как развернутая последовательность действий экспертной группы. Целями данного уровня являются: во-первых, влияние факторов конкурентоспособности на качество и, во-вторых, оценка уровня конкурентоспособности продукции с непосредственным участием экспертной группы.

Следовательно, роль качества в организации неоценима, так как от него зависит способность организации удовлетворить потребности конечного покупателя, которая достигается путем формирования внутрифирменной иерархии качества, наглядно демонстрирующей связь качества с общей эффективностью деятельности организации.

Фирмы, производящие и реализующие эффективными методами высококачественную продукцию, получают неоспоримые конкурентные преимущества и, естественно, улучшают общие результаты своей деятельности. Преимущества гарантий постоянного выполнения запросов потребителей организацией огромны: они ведут к сокращению издержек, повышению производительности труда и уменьшению брака, а значит, к росту конкурентоспособности с последующим увеличением доли рынка, поэтому качество становится ощутимым преимуществом в конкурентной борьбе.

Можно сделать следующие выводы. Многообразие факторов и условий, оказывающих существенное влияние на качество производимой продукции, сложный и разнообразный характер задач по управлению качеством в регионе предопределяют использование системного подхода и на его основе территориальных систем управления качеством продукции.

Региональная система качества—это механизм взаимодействия субъектов региональной системы с элементами систем качества предприятия, функционирующий как единое целое и образующий единую суперсистему.

Особую роль в формировании региональной системы качества играют предприятия, являющиеся ее элементами и характеризующиеся собственными системами качества, которые отражают эффективность их деятельности. Система качества предприятия — это фундамент региональной системы, являющийся в свою очередь показателем ее эффективности.

Следовательно, одним из приоритетных направлений деятельности в обеспечении конкурентоспособности региона является внедрение

эффективных инструментов обеспечения конкурентоспособности продукции на основе формирования механизма повышения ее качества как синтеза региональной и производственной систем качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азгальдов Г. Г. Конкурентоспособность и квалиметрия / Г. Г. Азгальдов // Электронная техника. Серия: экономика и системы управления. 1990. Вып. 4 (77).

2. Андрианов Ю. М. Квалиметрия в приборостроении и машиностроении/ Ю. М. Андрианов, А. И. Субетто. — Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990. — 216 с.

3. Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы его обеспечения/ А. Глухов // Маркетинг. 1999, № 2. С. 56—64.

4. Завьялов П. С. Конкурентоспособность и маркетинг/ П. С. Завьялов // Рос. экон. журн.

— 1995, № 12.

5. Краткий внешнеэкономический словарь / Под ред. О. С. Богданова. — М.: Междунар. отношения, 1984. — 248 с.

6. Логистика: учебник / Под ред. Б. А. Аникина.

— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001.

— 352 с.

7. Макконнелл Кэмпбелл Р. Экономика: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. Т. 2: пер. с англ. 11-го изд. / Кэмпбелл Р Макконнелл., Стэнли Л. Брю. — М.: Республика, 1993. — 400 с.

8. Ноздрева Р. Б. Маркетинг: как побеждать на рынке / Р. Б. Ноздрева, А. И. Цыгичко. — М.: Финансы и статистика, 1991. — 303 с.

9. Смирнов Э. А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов / Э. А. Смирнов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 271 с.

10. Тихонов Р. М. Конкурентоспособность промышленной продукции / Р. М. Тихонов. — М.: Издательство стандартов, 1985. — 176 с.

11. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов. — М. : ИНФРА-М. 2000. — 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.