Особенности формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи Дудочкина О. А.
Дудочкина Ольга Александровна /Dudochkina Olga Alexandrovna - магистрант, кафедра логопедии, дефектологический факультет,
Институт детства,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются недостатки грамматического строя речи и оптикопространственных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Abstract: the article discusses the shortcomings of the grammatical structure of speech, and functions of the senior preschool children with General speech underdevelopment.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, предложно-падежные конструкции, оптико-
пространственные представления.
Keywords: general underdevelopment of speech, prepositional-case constructions, optical-spatial representation.
В наше время, когда инклюзия и интеграция приходят на смену системе специального образования, проблема адаптации выпускников логопедических групп к условиям общеобразовательной школы имеет важное значение. Решение данной проблемы должно иметь комплексный междисциплинарный подход, на дошкольном этапе необходимо целенаправленное коррекционно-логопедическое воздействие, учитывающее неоднородность речевых нарушений у детей. Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Проблема формирования грамматического строя у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Особенности овладения грамматическим строем речи выражаются у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка и в искажении общей картины речевого развития (Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.).
Нарушения грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), как правило, являются стойкими и могут сохраняться у школьников с общим недоразвитием речи даже в средних и старших классах [1, с. 19] (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова). Это обусловлено не только нарушениями речи детей, но и специфическими отклонениями в их психическом развитии (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова). Менее изученной является проблема усвоения детьми с ОНР отдельных разделов грамматики. В работах Н. С. Жуковой, В. А Ковшикова, Р. Е. Левиной, С. Н. Шаховской и др. среди морфологических аграмматизмов при ОНР выделяется неправильное употребление предложно-падежных конструкций в речи дошкольников.
Также у большинства детей с общим недоразвитием речи наблюдается несформированность пространственных представлений. Степень выраженности этой несформированности нередко зависит от тяжести двигательных и речевых нарушений. Часто эти дети не только испытывают трудности в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения, но также не могут определить правую и левую стороны тела или предмета, испытывают сложности при ориентировке в окружающем пространстве. Данные нарушения более выражены при сочетании несформированности пространственного анализа и синтеза с недостатками моторной координации [3, с. 40].
Для изучения особенностей формирования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР нами проводилось специальное экспериментальное исследование, в его основу были положены концепции психолингвистической теории. Методологической основой исследования явились современный подход отечественной психологии и педагогики к изучению детей старшего дошкольного возраста, основывающийся на культурно-исторической теории развития психики (JI. C. Выготский); концепция ранней диагностики и коррекции нарушений развития в детском возрасте (Е. Ф. Архипова, E. JI. Гончарова, Н. Н. Малофеев, Е. М. Мастюкова О. Г. Приходько, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева); концепция психического дизонтогенеза (В. В. Ковалёв, В. В. Лебединский и др.); концепции речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л. С. Выготский, А. А.Леонтьев, А. Р. Лурия); положения общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития и комплексном подходе к его изучению (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия); принципы системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина); методологические принципы логопедии (Л. С. Волкова, Б. М. Гриншпун, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, О. С. Орлова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.); исследования и теоретическое обоснование феномена общего недоразвития речи у детей (Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева).
Гипотезой нашего исследования выступает предположение о том, что одним из недостатков грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи являются специфические трудности в понимании предлогов с пространственным значением, обусловленные несформированностью оптико-пространственных представлений. В специально организованном обучении, направленном на развитие оптико-пространственных представлений в процессе различных видов деятельности, анализ и сравнение различных падежных форм повысит эффективность формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи.
При этом рассматривалась грамматическая фаза речемыслительного процесса, связанного с порождением (грамматический компонент) и восприятием (семантический компонент) речевого высказывания. Наблюдения за дошкольниками с ОНР (экспериментальная группа) и за их сверстниками с нормальным речевым развитием (контрольная группа) во время режимных моментов, учебной и игровой деятельности выявили ряд затруднений, связанных с пространственным и оптико-пространственным фактором у детей экспериментальной группы. Дети путались в определении пространственных отношений относительно себя и напротив сидящего. Дошкольники с ОНР отставали от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательных заданий, нарушали последовательность действий, пропускали его составные части. Также трудности пространственной ориентировки были отмечены в конструировании и изобразительной деятельности дошкольников. Дети не могли правильно расположить объемные фигуры в пространстве, искажали фрагменты рисунка.
Задания, выявляющие понимание пространственных предлогов, выполнялись дошкольниками экспериментальной и контрольной групп с разной степенью успешности. Многочисленные ошибки в понимании и употреблении предлогов отмечались у детей экспериментальной группы. Большие трудности некоторые дошкольники ЭГ испытывали при понимании смысла предлогов с: от, из-за, из-под. Ошибки в использовании падежей и предлогов у детей с ОНР многочисленны, специфичны по сравнению с дошкольниками с нормой речи и соответствуют низкому уровню развития грамматических средств языка. Недоразвитие падежного управления обнаружено в группе дошкольников с выраженным недоразвитием оптико-пространственных представлений. Выявлено неумение этих детей пользоваться падежными окончаниями единственного числа. Такие ошибки, как замена окончания падежа нулевой формой (т. е. формой именительного падежа) является показателем несформированности грамматической категории падежа. Также у дошкольников с ОНР встречались ошибки, выражающиеся в отсутствии, в замене и смешении предлогов при употреблении с именами существительными в различных падежах.
По итогам экспериментального исследования нами были выделены несколько уровней отклонения от нормы при употреблении падежных форм. Они разнообразны и находятся в зависимости от степени нарушения формирования предложно-падежных конструкций: оптимальный уровень - это дети без существенных отклонений в усвоении падежей и предлогов и без замен падежей и предлогов - дошкольники с недостатками программирования только развернутых высказываний. Допустимый уровень - дошкольники, имеющие трудности в овладении падежами и немногочисленные ошибки, связанные с заменой падежей и предлогов, дошкольники с нарушением программирования как отдельных словосочетаний и предложений, так и развернутых высказываний. Низкий уровень - дети, показывающие серьезные отклонения в использовании падежей и предлогов, неправильно употребляющие падежи и предлоги в различных синтаксических конструкциях.
Для преодоления описанных нарушений необходима групповая и индивидуальная коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие оптико-пространственных представлений, анализ, сравнение, дифференциацию лексических и грамматических значений, формирование понимания предложно-падежных конструкций. Формирование грамматической стороны речи, в том числе предложнопадежных форм, является одним из условий развития связной речи и, следовательно, успешной интеграции выпускников логопедических групп дошкольных учреждений в общеобразовательные школы, что, в свою очередь, является социально значимым результатом.
Литература
1. Жукова Н. С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у детей. / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова,
Т. Б.Филичева. - Екатеринбург.: КнигоМир, 2011 г.-320 с.
2. Лалаева Р. И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и
нарушенном онтогенезе / Р. И. Лалаева // Логопедия. - 2005. - № 1 (7). - С.5 - 11.
3. ЛевинаР. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - М.: Альянс, 2013. - 367 с.