позиций концепции экономически обоснованной стоимости. Однако эта точность во многом определяется выбором обоснованной ставки дисконтирования, а ее прогнозирование носит субъективный характер.
Обзор используемых методов оценки совокупной стоимости активов предприятия как целостного имущественного комплекса показывает, что ни один из них не является идеальным. Поэтому в практике осуществления такой оценки в зависимости от ее целей обычно используется не один, а ряд методов, позволяющих определить диапазон этой стоимости в минимальной и максимальной границах, и в наибольшей степени приблизиться к ее реальному значению.
Список литературы
[1] Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. - М.: Ника-Центр, 2001.
[2] Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, ¡998.
[3] Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования. - М.: Дело, 1997.
PECULIARITIES OF THE ESTIMATION OF INTEGRAL PROPERTY COMPLEXES
О. V. Agarova
Methods of the estimation of investment cost of integral property complexes are considered in the article, they allow to coordinate the value of the integral property complex with the level of its profit: the method of the estimation of renewal cost with consideration for goodwill, the method of the estimation of market value of the integral property complex according to its quotation of shares, the method of the estimation of the coming net money flows.
УДК 658.012
Л. Д. Алыгидовский, к. т. н., доцент,
А. А. Лисин, к. т. н., доцент.
М. В. Никулина, к. т. н., доцент.
Ю. И. Платов, д. т. н., профессор, ВГАВТ.
603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, д. 5.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА РАБОТЫ ФЛОТА В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ «ПЛАНИРОВАНИЕ»
В статье описываются особенности формирования плана работы флота в автоматизированной системе непрерывного планирования работы нефтеналивного флота группы компаний "Волготанкер". Перечислены методы формирования планов и требования к разрабатываемым моделям. Подробно рассмотрены этапы формирования планов оптимального использования нефтеналивного флота.
Одной из основных функций автоматизированной системы (АС) «Планирование» [ 1 ] является обоснование планов работы флота на различных горизонтах планирования с помощью моделирования и оптимизации расстановки судов и составов по участкам работы. Выбор горизонта планирования (навигационное, месячное, декадное) осуществляется в режиме диалога.
Для формирования планов оптимального использования флота и освоения грузопотоков в АС «Планирование» используются следующие методы:
1. Имитационное моделирование - это система алгоритмов, обеспечивающих имитацию транспортного процесса и максимально учитывающих при математической формализации всю специфику планирования транспортного процесса в оперативных условиях.
2. Диалоговое имитационное моделирование — система описанных выше алгоритмов, дополнительно позволяющих учитывать нетипичные транспортные ситуации, неподдающиеся формализации, и принимать управленческие решения по этим ситуациям в режиме диалога.
3. Строгие методы оптимизации - это система алгоритмов, основанных на линейном целочисленном программировании и учитывающих типовые формализуемые транспортные ситуации.
4. Метод оптимизирующих алгоритмов, суть которого заключается в последовательном целенаправленном переборе лучших решений для достижения поставленных целей.
Каждый из перечисленных математических методов предполагает разработку моделей, к которым предъявляются следующие требования:
- учет динамики транспортного процесса - дислокации судов и составов на начало планового периода, плана ввода и вывода судов;
- разработка плана работы каждого конкретного судна (состава) в виде последовательности груженых и порожних рейсов;
- согласование работы тяги и тоннажа;
- увязка работы судов (составов) и причалов (судов-накопителей);
- использование в качестве элементов планирования количества отправлений судов и составов на оборотах и (или) груженых и порожних рейсах (целочисленность решений);
- возможность пересчета результатов так часто, как это необходимо в соответствии с поступающей информацией об изменении предполагаемых условий работы каждого судна (состава).
Главным и обязательным требованием к моделированию работы судов и составов является соблюдение принципа непрерывности транспортного процесса с момента снятия дислокации судна (состава) до окончания периода планирования.
Последовательность (этапы) формирования планов оптимального использования флота на любом горизонте планирования в АС «Планирование» следующая:
1. Формирование плана работы «исключительных» судов и составов на «исключительных» линиях.
2. Формирование плана работы остальных (неисключительных) судов и составов.
3. Анализ сформированного на первых двух этапах плана использования судов и составов и корректировка оборотов из оптимальной схемы на основе прогноза прибытия судов / составов по отдельным (всем) пунктам грузовой обработки.
4. Моделирование движения и обработки судов и составов, регулирование их отправлений за счет изменения назначений и оптимизации режима движения при оперативном планировании [2].
5. Выдача производственных и экономических показателей в составе выходных форм [1] и формирование расписания работы судов и составов.
Порядок этапов 3,4- условный, так как они могут выполняться после первых двух этапов в любой последовательности и неоднократно в зависимости от складывающихся параметров транспортной системы.
Рассмотрим названные этапы подробнее.
1. Формирование плана работы «исключительных» судов и составов на «исключительных» линиях с помощью имитационного и диалогового имитационного моделирования.
Необходимость этого этапа обуславливается спецификой организации транспортного процесса в той или иной судоходной компании.
В частности, для группы компаний «Волготанкер» признаки исключительности вводятся для ряда судов / составов, грузопотоков и линий с целью описания их особых свойств, отличающих их от остальных судов / составов, грузопотоков.и линий.
К исключительным судам /составам относятся следующие суда / составы:
Таблица 1
Признаки исключительности судов и составов
Признак исключения Категория судов / составов
1 Суда, работающие на морских линиях / на особых условиях (оплата фрахтователем портовых /канальных сборов, топлива и смазки и (или) поименное закрепление судов за конкретной линией / направлением перевозок)
2 Суда, работающие на рейде
3 Танкеры, работающие в начальный период навигации в северном направлении (на Санкт-Петербург, Кронштадт)
4 Составы, работающие в начальный период навигации в северном направлении (на Ярославль)
5 Составы, работающие в межень на паузке в Работках
6 Составы, работающие на линии Уфа - Ярославль
7 Суда, работающие на перевозках сырой нефти в южном направлении
8 Суда, работающие на паузке / догрузке в южном направлении (Волгодонск, Ростов, Азов)
9 Собственные суда, сдаваемые в аренду на условиях тайм-чартера
10 Сторонние суда, работающие-в аренде на условиях тайм-чартера
11 Собственные суда, сдаваемые в аренду на условиях бербоут-чартера
12 Сторонние суда, работающие в аренде на условиях бербоут-чартера
0 Остальные суда
К исключительным грузопотокам относятся:
Таблица 2
Признаки исключительности грузопотоков
Признак исключения Категория грузопотоков
1 Освоение на море / на особых условиях
2 Освоение на рейде
3 Освоение в начальный период навигации танкерами
4 Освоение в начальный период навигации составами
5 Освоение с паузкой
6 Освоение с догрузкой
0 Остальные грузопотоки
Соответствующий признак исключительности грузопотоков распространяется и на будущие участки работы судов и составов (линии), формируемые для освоения этих грузопотоков. Такие линии определяются как исключительные. К исключительным линиям относятся:
Таблица 3
Признаки исключительности линий
Признак исключения Категория линии
1 Морская линия / линия с особыми условиями
2 Челночная линия (перевозка в пределах одного морского рейда)
3 Линия в начальный период навигации (для танкеров)
4 Линия в начальный период навигации (для составов)
5 Линия с паузкой
б Линия с догрузкой
7 Линия в конечный период навигации (для составов) ♦Необходимость этой категории линий вызвана принятой в ГК «Волго-танкер» технологией расстановки несамоходного тоннажа по базам зимнего отстоя
0 Остальные линии
С помощью диалогового имитационного моделирования на первом этапе планирования задаются:
- начальные назначения исключительных судов и составов на плановые участки работы исходя из их дислокации;
- назначения порожних судов и составов по окончании операций выгрузки в новые пункты под конкретные отправки грузов, которые определяют последующие
пу нкты выгрузки (назначения) груза;
- варианты освоения исключительных грузопотоков:
Таблица 4
Особенности формирования вариантов освоения исключительных грузопотоков
Пояснения Признаки исключительности грузопотоков по периодам навигации
Весна Межень
Варианты освоения грузопотоков с кодами исключительности 1, 2 формируются в начале навигации сразу на весь навигационный период. Основанием для назначения судов на эти грузопотоки являются договора на перевозки и признаки исключительности судов (1, 2). 1, 2
Варианты освоения грузопотоков с кодами исключительности 3, 4 формируются в начале навигации. Основанием для назначения судов / составов на эти грузопотоки являются признаки исключительности судов / составов (3, 4). 3,4
Варианты освоения грузопотоков с кодами исключительности 5, 6 формируются в момент наступления периода паузки (догрузки) и распространяются на весь период паузки (догрузки). Основанием для назначения судов / составов на эти грузопотоки являются признаки исключительности судов / составов (5,6, 8). 5,6
Кроме того, с помощью диалогового имитационного моделирования решаются вопросы формирования составов.
В конце первого этапа планирования используется имитационное моделирование
для:
- расчета всех временных характеристик;
- моделирования движения и расчета моментов прибытия судов и составов в пункты назначений;
- моделирования процессов обработки судов и составов в портах и определения моментов окончания грузовой обработки;
- определения моментов готовности судов и составов к отправке.
Разработка схемы использования флота на первом этапе требует от специалиста большого опыта в практической управленческой деятельности и навыка работы с автоматизированной системой.
2. Формирование плана работы остальных (неисключительных) судов и составов с помощью методов оптимизации.
В АС «Планирование» предлагается целый комплекс алгоритмов, позволяющих автоматизировать процесс назначения судов и составов на плановые участки работы с использованием экономико-математической модели (ЭММ) оптимального использования флота (ОИФ) для освоения планируемых грузопотоков [3]. В этот комплекс вошли алгоритмы формирования вариантов освоения грузопотоков в плановом периоде, формирования матрицы технологических коэффициентов и ограничений математической модели оптимизации работы флота, а также расшифровки результатов оптимизации.
Заявленная ЭММ ОИФ [3] полностью отвечает названным выше требованиям. Ограничения модели (освоение объемов перевозок в плановом периоде; непревышение продолжительности работы каждого судна (состава) в плановом периоде ресурса времени для этого судна (состава); выбор единственного (из всех возможных) варианта ввода судна (состава) на плановые участки работы; обязательное прибытие судна (состава) в первый пункт погрузки; непревышение числа отправлений судна (состава) из выбранного пункта загрузки над числом лрибытий в этот пункт; выбор дальнейшего поведения судна (состава) по окончании разгрузки в заданном пункте; либо загрузка в этом же пункте, либо назначение в новый пункт следующей загрузки; неотрицательность и целочисленность всех переменных модели) и функция цели (в АС "Планирование" - максимум провозной способности флота) позволяют построить оптимальный план использования каждого судна (состава) как на навигацию, так и на любой менее продолжительный плановый период (месяц, декада).
Основой для решения задачи оптимизации работы флота является формирование возможных вариантов назначения судов и составов на плановые участки работы на основе дислокации флота и графика ввода судов в эксплуатацию и из ремонта. В самой задаче оптимизации производятся выбор грузопотоков, на которые может быть назначено судно (состав), и моделирование сочетаний груженых и порожних рейсов работы судна (состава) в течение планового периода. Все возможные варианты назначений дополняются эксплуатационно-техническими показателями и критерием эффективности для каждого груженого и порожнего рейса.
При разработке вариантов освоения плановых грузопотоков и использования флота учитываются характерные особенности грузопотоков и судов/составов, участвующих на перевозках:
- при формировании вариантов освоения плановых грузопотоков из рассмотрения исключаются грузопотоки, представленные в табл. 4;
- из рассмотрения в различные периоды навигации (весна / межень) исключаются суда / составы, имеющие указанные в табл. 4 коды признаков исключительности, меняющиеся по периодам навигации (кроме кодов 1, 2);
- в оптимизации не участвуют суда, сдаваемые в аренду на условиях тайм-чартера (код признака исключительности 9), и суда, сдаваемые в аренду на условиях бербоут-чартера (код признака исключительности 11);
- при разработке вариантов освоения грузопотоков в южном направлении рассматриваются только суда, работающие на перевозках сырой нефти в южном направлении (код признака исключительности 7).
Решение задачи оптимизации выполняется стандартными математическими методами линейного целочисленного программирования. В частности, могут использоваться "Методы отсечения" или метод Гомори, метод "ветвления" или метод "ветвей и границ", приближенные методы целочисленного программирования, разработанные по причине сложности точных методов и трудности в их реализации для задач больших размеров.
ЭММ ОИФ [3] была апробирована в учебном процессе на кафедре Управления транспортом на условиях эксплуатационного тренажера. Результаты апробации изложены в [4].
3. Анализ сформированного на первых двух этапах плана использования судов и составов и корректировка оборотов из оптимальной схемы на основе прогноза прибытия судов / составов по отдельным (всем) пунктам грузовой обработки с использованием имитационного, диалогового имитационного моделирования и методов оптимизирующих алгоритмов.
Необходимость этого этапа вызвана действием неформализуемых транспортных ситуаций (неготовность судов (составов) к запланированной работе, непредъявление грузов к перевозке, взаимное влияние параметров транспортных средств, перегрузочных устройств и транспортных операций и т. д.).
До начала прогнозирования транспортного процесса в режиме диалога определяются параметры прогноза. При этом выбираются следующие данные: пункт грузовой обработки, номер договора, род груза и предлагаются различные режимы прогнозирования: прогноз прибытия / отправления судов (составов) либо прогноз объемов отправлений. Также в диалоге выбирается уровень и глубина прогнозирования: в первых рейсах, в плановом периоде, на конкретные сутки.
На основе прогноза складывающихся в пунктах грузовой обработки ситуаций возможны корректировки плановых назначений судов и составов.
Таблица 5
Варианты корректировок
№ Наименование корректировок Уровень планировании
1 Полностью снять судно / состав с участка работы с момента ввода до момента вывода. Навигационное
Назначить конкретное судно / состав на новый участок работы с момента ввода до момента вывода. Навигационное
2 Изменить для конкретного судна / состава назначение пунктов прибытия, назначения по всем рейсам с момента отсечки дислокации или с любого оборота (после выгрузки) и до конца планового периода. Месячное, Декадное
Назначить конкретное судно / состав на новый участок работы (новые пункты прибытия, назначения) с момента отсечки дислокации или с любого оборота (после выгрузки) и до конца планового периода. Месячное, Декадное
3 Удалить любой оборот конкретного судна /состава с момента освобождения из-под груза предыдущего оборота. Указать новый один оборот (пункт назначения под погрузку и следующий пункт назначения с возвратом под погрузку на прежний участок работы). Навигационное, Месячное, Декадное
[-! ■ г? ■ -У-""' ■ -'-■■■ Л:-Л ■■ ..-- .—~---гтт Иаименованяекоррекшровок Уровень плакирования
4 По окончании навигации для конкретного судна / состава удалить последний оборот с указанием пункта зимовки. Месячное, Декадное, Суточное
5 По окончании навигации для конкретного судна / состава добавить дополнительный оборот с указанием пунктов погрузки, выгрузки и зимовки. Месячное, Декадное, Суточное
6 Изменить момент ввода отдельных судов (не составов). Навигационное, Месячное, Декадное
7 Взаимозаменить фрахтователей по одному роду груза, типу судна / состава в одном пункте отправления. Навигационное, Месячное, Декадное
8 Изменение режима движения судов и составов
8.1 Определить возможные моменты прибытия отдельных судов / составов (в периоде планирования) за счет увеличения скорости движения в отдельных рейсах. Изменить моменты прибытия судов / составов в «последних» (в периоде планирования) рейсах. Месячное, Декадное
8.2 Изменить моменты прибытия судов / составов в «последних» (в периоде планирования) рейсах за счет изменения времени в операциях ожидания. Месячное, Декадное
Диалоговое имитационное моделирование используется на этом этапе для изменения первоначальных назначений судов и составов и переформирования составов.
Имитационное моделирование применяется для пересчета всех временных характеристик и определения новых моментов прибытия судов и составов в пункты назначений и / или отправления из них.
4. Моделирование движения и обработки судов и составов, регулирование их отправлений за счет изменения назначений и оптимизации режима движения при оперативном планировании.
Описание этого этапа формирования плана оптимального использования флота при оперативном планировании приведено в [2].
5. Заключительным этапом формирования плановой схемы работы судов и составов на освоении плановых грузопотоков является выдача производственных и экономических показателей в составе выходных форм [1] и разработка расписания работы судов и составов на любом уровне планирования, а на его основе - прогноза дислокации судов и составов на любую дату в любом пункте.
Осуществляется анализ полученных выходных форм, принимаются управленческие решения по реализации оптимальных планов использования флота на каждом уровне планирования.
Список литературы
[1] Альпидовский, А.Д. Концепция автоматизированной системы непрерывного планирования работы флота / А.Д. Альпидовский, А.А. Лисин. М.В. Никулина, А.Ю. Платов, Ю.И. Платов // Тр. ВГАВТ. В текущем сборнике.
[2] Платов А.Ю. О построении универсальной имитационной модели грузовых перевозок на речном транспорте / Платов А.Ю., Платов Ю.И. // Тр. ВГАВТ. В текущем сборнике.
[3] Никулина М.В. К проблеме автоматизации оперативного планирования работы флота / Никулина М.В., Платов Ю.И. II ВГАВТ, Тезисы доклада на НТК профессорско-преподавательского состава, посвященной 70-летию ВГАВТ, Н.Новгород, 2000.
[4] Гусева Э.Е. Оптимизация процессов управления работой флота на базе эксплуатационного тренажера. Диссертация на соискание ученой степени канд. техн. наук / Н. Новгород, 2002.
FEATURES OF FORMATION OF THE PLAN OF WORK OF FLEET IN AUTOMATED SYSTEM "PLANNING"
A. D. Alpidovsky, A. A. Lisin, M. V. Nikulina, J1 I. Platov
In the article features offormation of the plan of work of fleet in the automated system of continuous planning of work of oil-tanker fleet of group of companies "Volgotanker" are described. Methods offormation of plans and requirements to developed models are given. The stages of formation ofplans of optimal use of oil-tanker fleet are considered in details.
УДК 658.012
А. Д. Альпидовский, к. m. н., доцент.
А. А. Лисин, к. т. н., доцент.
М. В. Никулина, к. т. п., доцент.
Ю. И. Платов, д. т. н., профессор, ВГАВТ.
603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, д. 5.
А. Ю. Платов, к. т. н., доцент, ННГАСУ.
603950, Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ ФЛОТА
В статье описываются концептуальные требования к автоматизированной системе непрерывного планирования работы нефтеналивного флота группы компаний "Вол-готанкер", основанные на общепринятой концепции MRP. Перечислены основные функции автоматизированной системы, описана логика процесса планирования в виде DF - диаграммы в соответствии с международным стандартом IDEF.
Начиная с 90-х годов, произошли кардинальные изменения в системе менеджмента предприятий речного транспорта. Основным фактором успешной работы транспортного предприятия на рынке становятся современные информационные технологии. Высокая динамика изменений на рынке транспортных услуг выдвигают очень жесткие требования к задачам планирования и регулирования работы флота. Для выполнения своего назначения автоматизированная система планирования работы флота (АС «Планирование») должна решать значительно более сложные задачи, чем раньше.
Существовавшая система автоматизированного планирования работы флота во многом не отвечает современному уровню организации и информатизации для принятия решения. Возникла объективная необходимость моделирования работы каждого конкретного судна, а также непрерывного планирования в зависимости от изменения внешней окружающей среды (объемов перевозок грузов, условий плавания судов и других факторов). Планирование приобрело свойства непрерывного скользящего по времени процесса, связанного не столько с календарным периодом, сколько с конкретным транспортным объектом. Методология разработки автоматизированной системы непрерывного планирования должна базироваться на полном и точном описании управленческого процесса и применении современных методов и технологий создания АС на всем жизненном цикле - от замысла до реализации.
За основу принятия управленческих решений была взята общепринятая концепция MRP (Materials/Manufacturing Resource Planning - планирование материальных/производственных ресурсов), рассматривающая проблемы обоснование плана