- как защита курсового проекта; оценка производится посредством сопоставления продукта (выхода) проекта с эталоном и оценки продемонстрированных на защите знаний;
- как выполнение комплексного практического задания; оценка производится путём сопоставления усвоенных алгоритмов деятельности с заданным эталоном деятельности;
- как защита портфолио; оценка производится путём сопоставления установленных требований с набором документированных свидетельских показаний, содержащихся в портфолио.
УДК/UDC 377:378
Е. Г. Зайцева,
ФГОУ СПО «Беловский политехничекий колледж», руководитель Центра охраны труда и промышленной безопасности, разработчик стандартов
Zaytseva Helena,
Polytechnic College of Belovo, Director of the Labour Protection and Industrial Safety Center, Standards Developer
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
SPECIFICS OF NEW FEDERAL STATE STANDARDS FORMATION FOR
PROFESSIONAL EDUCATION
Статья освещает вопросы внедрения новых федеральных государст-венных стандартов профессионального образования. Проанализированы исторические особенности формирования структуры основных профессиональных образовательных программ профессионального модуля (учебной дисциплины). Раскрыты основные идеи реформирования профессиональной школы в современной России, а также особенности ФГОС нового поколения.
The paper concerns matters of new federal state standards application for professional education. It analyses historical specifics of forming the structure of basic professional educational curricula of the professional module (study discipline). It gives main ideas of reforming professional school in present-day Russia and of peculiar features of the new FSES.
Ключевые слова: федеральные государственные стандарты профессионального образования, профессиональные компетенции, специалист, развитие трудовых ресурсов, профессиональная подготовка, национальная рамка квалификаций.
Key words, federal state standards for professional education, professional competences, specialist, human resource development, professional training, national frame of qualifications.
Исторические предпосылки реформирования системы образования. Влияние научно-технического прогресса, уровня интенсификации производства и международного сообщества на стандартизацию профессионального образования.
Требования Национальной рамки квалификаций к руководителям и специалистам, критерии профессиональной специализации. Ориентирован-ность ФГОС
на удовлетворение требований, предъявляемых к уровню развития и квалификации трудовых ресурсов, как со стороны нормативной базы, так и со стороны работодателя. Особенности формирования структуры основной профессиональной образовательной программы профессионального модуля (учебной дисциплины).
В начале XXI века научно-техническая революция привела к корен-ным изменениям в структуре всех профессий. Претерпели изменения учебные планы и программы, что создало предпосылки для установления вертикальных связей в системе профессионального образования. Возрос образовательный ценз многих профессий, возросла доля высококвалифицированного труда. Повысились требования к преподавательским кадрам, методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса, формам и методам его организации.
Обязательный минимум содержания каждой основной профильной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) определяется государственными образовательными стандартами. По закону Российской Федерации «Об обра-зовании» образовательные стандарты включают федеральные и национально-региональные компоненты. Государство в лице Федеральных органов власти и управления устанавливает феде-ральные компоненты стандартов профессионального образования, определяющих обязательный минимум к содержанию образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся и необходимый уровень подготовки выпускников.
Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются не реже 1 раза в 10 лет. Профессиональное образование обеспечивают государственные и негосударственные учебные заведения, получившие лицензию и про-шедшие аккредитацию.
Реформирование профильной школы России на практике осуществляется путём изменения прежней её организации, жёстко управляемой из центра, в гибкую систему оказания профильных образователь-
ных услуг, отвечающую требованиям современной экономики.
Учреждения профессионального образования перешли к конкурсному отбору учащихся, вариативным программам образования, реформам финансирования и т. п. Федеральные органы управления образованием приобретают в этих условиях координирующие и научно-методические, функции. Большое значение имеет сотрудничество государства, предпринимателей, профсоюзов, учебных заведений и заказчиков, а также привлечение инвестиций в профессиональное образование. Координационной основой взаимодействия всех заинтересованных в профессионализации населе-ния, является Государственный стандарт профессионального образования.
В настоящее время система профессионального образования развивается под влиянием научно-технического прогресса, социально-технической интеграции рабочих профессий и интенсификации производства, вызывающих изменения в профессиональной квалификационной структуре рабочих и специалистов. Повышаются требования к профессиональной мобильности системы профессионального образования в зависимости от спроса и предложения на рынке труда.
Ведущее значение в обучении приобретает преподавание основ техники, экономики и права, технологии и организации производства, безопасных методов труда, ознакомление с интенсивными трудовыми методами производственно-экономической деятельности, овладение учащимися современной и новейшей техникой. Обучение строится с учётом интеграции рабочих профессий и общих социально-экономических, научно-технических, дидактических и психофизиологических основ содержания труда будущих рабочих и специалистов.
В мировой практике сложились различные подходы к стандартизации профессионального образования. В одних странах такие стандарты отсутствуют, и осуществляется непосредственный и разнообразный по формам контроль за подготовкой кадров со стороны заказчиков, в других — стандарты рассматриваются как спо-соб обострения
здоровой конкуренции на рынке труда и стимул повышения квалификации кадров. Европейские страны с 80-х гг. предпринимают попытки сближения систем образования и повышения квалификации, работающих для создания общего и свободного рынка труда.
Таким образом, сегодня мы с вами находимся на пороге нового периода в развитии профессионального образования. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечить реализацию тех требований, которые ставит перед системой профессионального образования научно-технический прогресс, международное сообщество и уровень интенсификации производства.
Высокая степень развития мировой экономики диктует свои требования по отношению к уровню развития трудовых ресурсов. В этом направлении действует нормативный документ «Европейская рамка квалификаций», устанавливающая такие требования к уровню квалификации трудящихся, действующий на территории европейских стран. России, вступая в европейское сообщество, необходимо соответствовать данным требованиям. Российский Союз промышленников и предпринимателей, совместно с Министерством образования и науки РФ. разработали Национальную рамку квалификаций, на основе этого документа создаются профессиональные стандарты.
Национальная рамка квалификаций (уровень 5) задает следующие квалификационные требования к руководителям и специалистам:
- В области широты полномочий: Самостоятельная деятельность. Постановка задач в рамках подразделения. Участие в управлении выполнением поставленных задач в рамках подразделения. Ответственность за результат выполнения работ в рамках подразделения;
- В плане сложности деятельности (умения): Деятельность, предполагающая решение практических задач на основе выбора способов решения в различных условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности;
- В плане наукоемкости: Применение профессиональных знаний, полученных в процессе профессионального образования и практического профессионального опыта. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач.
Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов деятельности, нашли свое отражение в ряде документов: в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД), который построен на основе гармонизации с официальной версией в Европейском экономическом сообществе, в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), в Общероссийском классификаторе занятий (ОКЗ). Общероссийский классификатор занятий представляет собой систематизированный перечень видов трудовой деятельности, позволяющий достигнуть единообразия их наименований и обеспечить возможность проведения статистических сравнений, учета и анализа в интересах осуществления рациональной политики занятости. В отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку, под занятием понимают любой вид деятельности, в том числе, не требующий специальной подготовки, приносящий заработок или доход. Критерий профессиональной специализации характеризуется сферой приложения труда. На основании этого критерия, при разработке новых ФГОС по специальностям СПО и профессиям НПО, определяются виды деятельности, объекты деятельности, результаты профессиональной подготовки, типы необходимых знаний, умений и навыков, требуемых для выполнения обязанностей и трудовых функций по определенным видам занятий.
Все выше перечисленные нормативные документы разработаны в соответствии с современным международным уровнем развития общества и производства и их требования являются обязательными к исполнению и работодателями и организациями, занимающимися подготовкой трудовых
кадров для различных секторов экономики. Работодателю еще предстоит пересмотреть и переработать все локальные нормативные акты в соответствии с меняющейся нормативной базой (штатное расписание, должностные инструкции, положения, инструкции по охране труда и т. д.). Поэтому очень важно, чтобы процесс профессиональной подготовки специалистов шел в ногу с теми переменами, которые намечены в области развития трудовых ресурсов.
Особенностью ФГОС нового поколения является их ориентированность на удовлетворение требований, предъявляемых к уровню развития и квалификации трудовых ресурсов, как со стороны нормативной базы, так и со стороны работодателя. При разработке ФГОС по определенной специальности (профессии) ставилась задача определения, в первую очередь, видов деятельности и профессиональных компетенций в соответствии с ОКВЭД, ЕКТС, КСД, ОКПДТР ОКЗ и в зависимости от современных требований работодателя к специалисту по выполнению им своих должностных обязанностей. Это первый и самый важный и ответственный этап в разработке ФГОС нового поколения. От вида производственной деятельности и профессиональных компетенций, которыми должен обладать потенциальный специалист, должен зависеть весь учебный процесс по профессиональной подготовке.
Новым в формировании структуры основной профессиональной образовательной программы ФГОС является внедрение понятия «профессиональный модуль». Содержание профессионального модуля нацелено на формирование у обучающегося знаний, умений, навыков и профессионального опыта, необходимых для осуществления вида деятельности, определенного данным стандартом.
Для реализации требований новых ФГОС Министерство образования предлагает разработать новые примерные основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) дисциплин и профессиональных модулей. Новым в данном направлении является то, что вводится понятие «паспорт программы». Паспорт содержит
подробные данные о требованиях к условиям реализации программы, содержание программы и критерии оценки результатов подготовки. Разработка таких примерных основных профессиональных образовательных программ профессиональных модулей и учебных дисциплин (УД) ведется под руководством Федерального института развития образования (ФИРО).
ФИРО сформированы рекомендации по формированию примерной ОПОП:
1. Формирование примерной ОПОП необходимо начинать с анализа требований ФГОС:
- к результатам освоения (виды деятельности и компетенции), которые отражают цель и задачи ОПОП
- к структуре ОПОП (это план содержания примерной программы, где есть обязательные составляющие, которые нельзя менять или игнориро-вать)
- к условиям реализации ОПОП (материал, который будет положен в основу соответствующих разделов программ учебных дисциплин и профессиональных модулей).
2. Особое внимание следует обратить на то, что объем времени, отведенный во ФГОС на вариативную часть ОПОП, реализуется на уровне рабочей программы образовательного учреждения.
3. При заполнении паспорта программы, продумать возможность использования профессионального модуля (ПМ) и вне ОПОП, например для курсов повышения квалификации.
4. При заполнении раздела контроля и оценки, важно понять, что проверка должна быть в компетентностном ключе. Формулировать результат подготовки необходимо с уклоном в цель - «зачем это нужно делать?», «на каком уровне выпускник должен это делать?».
5. В новых программах необходимо продумывать задания для самостоятельной работы обучающегося и способы их проверки, это время, значимое для успешной подготовки специалиста. Такой же подход и к любому виду практики, которая может быть организована как сосредоточенно, так и рассредоточено.
6. После определения содержания модулей и дисциплин и объема часов на их освоение (только после этого!!!) можно перейти к анализу содержания базисного учебного плана (БУП) и расчету часов по программе в целом. При этом не исключена корректировка цифр БУП и цифр по отдельным программам учебных дисциплин и профессиональных модулей, составляющих программу, либо корректировка программ ПМ и УД. Надо помнить, что во ФГОС есть все базовые цифры.
При работе над примерной ОПОП важно проанализировать содержание МДК: сколько и какие составные части МДК прописаны в стандарте; с какими дисциплинами эти части соотносятся; как распределить материал между частями МДК и учебными
дисциплинами, чтобы содержание не повторялось, а дополняло одно другое; какие дисциплины должны целиком предшествовать модулю, какие изучаться параллельно с модулем; какие виды работ учебной/производственной практики должны закреплять полученные по МДК знания?
ОПОП должна ставить цель перед студентом и перед преподавателем и пути её достижения на входе в образовательный процесс, для того чтобы подойти планомерно к запланированному результату. А результатом профессиональной подготовки является квалифицированный специалист, обладающий необходимыми профессиональными компетенциями по специальности и способный осуществлять данный вид деятельности.
УДК/UDC 37.078:37.088
А. Н. Головнин,
начальник Управления образовательной политики в сфере общего образования, начального и среднего профессионального образования Департамента образования Новосибирской области;
М. А. Петрова,
кандидат педагогических наук, доцент, Институт повышения квалификации и переподготовки работников
профессионального образования - филиал СибГТУ, г. Новосибирск Golovnin Andrey,
Head of the Department of Educational Policy for General Education, Primary and Secondary Vocational Education at the Department of Education of Novosibirsk Region; Petrova Marina,
Master of Pedagogics, Docent, Institute of Skills Improvement and Retraining for Vocational Teachers, branch of SibSTU, Novosibirsk
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP AND SOCIAL RESPONSIBILITY
В статье рассмотрены вопросы стратегии развития государственночастного партнерства в системе образования, функции и роли субъектов государственно-частного партнерства
In article concerns questions of development strategy for state and private partnership within education system, functions and roles of subjects of state and private partnership.
Ключевые слова: государственночастное партнерство, социальная ответственность, формы, механизмы
Keywords: state and private partnership, social responsibility, forms, mechanisms
Система образования сейчас находится в сложной ситуации, тот кризис, который мы сейчас переживаем, по сути не