СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019
возможностям ребенка, дается инструкция. Для игр необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек. Природные материалы (камни, ракушки, кусочки дерева, скорлупа грецкого ореха металл, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.) Материалы находятся в пластиковых прозрачных контейнерах.
Для того чтобы приступить к занятию с песком необходимо согласие ребенка, на руках не должно быть порезов, кожных заболеваний.
Все задания должны быть сформулированы и даны так, чтобы ребенок понимал, что от него хотят. Обыгрывая разные ситуации с помощью предметов и фигурок, ребенок освобождается от напряжения. И в этом ему помогают различные упражнения.
«Следы», любой предмет, рука, камень, веревка, все может оставлять след на песке, можно кончиками пальцев изобразить как ползет червяк, прыгает заяц и.т.д.
«Мир природы», пальцами, рисуем траву, деревья, солнце, облака, и.т.д..
«Море» расслабленной кистью рисуем водоросли, рыб, птиц, корабли и лодки. После таких упражнений ребенок расслабляется, становится более спокойным. Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления: Обучающие игры.
Эти игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Развитие речи, внимания и памяти, фонематического слуха.. Познавательные игры. Игры на знакомство с окружающим миром Проективные игры.
Направлены, на коррекцию и развитие ребенка. Список использованной литературы:
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
2. Зеленцова-Пешкова Н. В. «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста» - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015г с.25
3. Мартынова Анна Михайловна https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/02/25/primenenie-pesochnoy-terapii-v-rabote-s-detmi-s
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года).
© Гилева Е.В., 2019
УДК 373.2
К.А. Гришина
Воспитатель, МБДОУ №82 «Чиполлино»
г. Калуги kraska28@mail. т
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье раскрыто определение такого понятия, как «монологическая речь» и её отличительные признаки. Также в статье описаны особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста и роль взрослого в формировании монологической детской речи.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019
Ключевые слова:
речевое развитие, речевое воспитание, монологическая речь, средний дошкольный возраст.
Речевое развитие детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Формирование же монологической речи у детей является неотъемлемым компонентом данной образовательной области.
Монологическая речь - это связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание в данном случае содержит более полную формулировку информации и является более развернутым [1].
В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место.
По мнению М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной [1], для монолога характерны такие особенности, как:
- использование литературной лексики;
- развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность;
- синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов);
- связность монолога обеспечивается одним говорящим.
В отличии от диалогической речи, монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая же речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).
Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.
Дошкольный возраст - это период активного познания ребенком разговорного языка, формирования и развития в полном объеме всех сторон речи: лексической, фонетической, грамматической. Перед ребенком дошкольного возраста стоит очень важная задача - научиться связным и аргументированным высказываниям.
Речь детей в среднем дошкольном возрасте отличается от речи детей другой возрастной группы рядом особенностей. У дошкольника 4-5 лет возникает большое желание рассказывать, выяснять и воздействовать на себя и других людей с помощью слов, что является основным мотивом овладения родным языком. В данном возрастном периоде появление новых видов деятельности, большого количества общения со взрослыми и сверстниками и др. неизменно приводят к тому, что начинает свое интенсивное развитие все стороны речи (активный и пассивный словарь, звуковая культура речи, ее грамматический строй и др.).
А.В. Запорожец, при сравнении речи среднего и младшего дошкольника отмечал, что и по сущности, и по своей структуре речь среднего дошкольного возраста сложнее. В связи с непрекращающимся интенсивным развитием всех высших психических функций меняется и речь ребенка. Дошкольник пятого года уже может сообщить именно о том, что он только что увидел, но и о том, что было увидено или рассказано раньше и часто начинает употреблять определения. Это связано с тем, что при описании каких-либо явлений, предметов он начинает анализировать, рассуждать, обоснованно размышлять, что приводит к активному использованию слов из пассивного словаря ребенка, т.е. к обогащению его речи в целом. Стоит отметить, что в речи среднего дошкольника еще сохраняются черты предыдущего этапа развития. Например, часто применяются при рассказывании указательные местоимения «там», «этот», в звуковом оформлении высказывания все еще встречаются различные неточности. Это связано, в первую очередь с тем, что у ребенка еще не до конца сформирован речевой аппарат, что обуславливает некоторые трудности в произносительной стороне речи. По мнению многих исследователей, данная проблема исчезает только к пяти годам, а в некоторых случаях, возможно и позднее, поэтому требовать от ребенка четкое произношение - грубая ошибка со стороны многих родителей и педагогов.
-( ^^ )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019
Одной из важных особенностей речи детей среднего дошкольного возраста является частое использование глаголов, наречий, прилагательных, что способствует усложнению морфологического состава высказывания - в речи появляются распространенные простые и сложные предложения [2, с 38].
Также в возрасте 4-5 лет совершается трансформация от ситуативной речи к контекстной. Отличительной чертой контекстной речи является то, что она более понятная, полная, развернутая, где единицей становится не слово, а предложение. Также ее важной чертой становится произвольность. По мнению О С. Ушаковой, подобные процессы обуславливаются обогащением словарного запаса и тщательным изучением ребенка грамматического строя речи. Стоит отметить, что ситуативная речь не пропадает полностью, а существует даже и у взрослых людей, в частности, она часто используется в диалогах среди знакомых людей [4].
Основополагающее значение в развитии связной речи ребенка играет словарный пример взрослого. Взрослые дают детям знания, знакомят с новыми понятиями. Ребенок, подражая взрослому и следуя его инструкциям, улавливает воспринимаемое и воспроизводит прошлый опыт. Он постепенно начинает правильно рассуждать, думать, делать выводы, сопоставлять сведения и т.д. И это приводит к повышению интеллектуального уровня всех познавательных процессов. Речь становится важнейшим инструментом в развитии мышления.
Таким образом, средний дошкольный возраст является периодом высокой речевой активности детей, периодом интенсивного развития всех сторон речи. Речь ребенка становится самостоятельный процессом, и для её развития, как отмечалось, крайне необходима помощь взрослых, которая заключается в создании специальных условий, которые поспособствовали её частому применению и обогащению. Список использованной литературы:
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Просвещение, 2007. 400 с.
2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: В. Секачев, 2014. 232 с.
3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 416 с.
4. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. М.: Педагогика, 1985. 208 с.
5. Основы теории речевой деятельности / под. ред. А.А. Леонтьев. М.: Наука, 1974. 368с.
6. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. М.: Сфера, 2019. 192 с.
7. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2017. 272 с.
© Гришина К.А., 2019
УДК 377.1
A. Индриксонс
доктор педагогических наук, исследователь в Резекненской Технологической академии,
г. Резекне, Латвия E-mail: [email protected]
ТРАДИЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Аннотация
Актуальность темы заключается в том, что военные учебные заведения в силу специфики их деятельности характеризуются авторитарной педагогикой и стилем руководства с традиционным