Межбюджетные отношения
особенности формирования межбюджетных трансфертов
за счет средств федерального бюджета, предоставляемых субъектам российской федерации
И.А. ФЕДОРОВА, кандидат социологических наук, ведущий инспектор
С.А. АНАНЬЕВА, ведущий инспектор Счетная палата Российской Федерации
В настоящее время формирование межбюджетных отношений осуществляется в рамках реформирования бюджетной системы Российской Федерации, основной идеей которой является переориентация бюджетного процесса на «достижение результатов», а не на «управление затратами». Несмотря на то, что основные цели и задачи реформы определяются ежегодными бюджетными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному собранию, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 гг.) 1 и Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений2, а также другими нормативными документами, достижение такого результата, как сокращение различий между самыми богатыми и самыми бедными регионами, остается актуальным и по сей день. Кроме того, требуют решения вопросы укрепления финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, разграничения доходных и расходных полномочий, формирования прозрачной системы межбюджетных трансфертов,
1 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 38-р (далее — Программа).
2 Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 — 2008 годах (одобрена распоряжением Правительства РФ от 03.04.2006 № 467-р) (далее - Концепция).
а также повышения качества финансового менеджмента в регионах.
Статья авторов посвящена исследованию особенностей формирования межбюджетных трансфертов, направляемых субъектам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, и выявлению возможных направлений их дальнейшего развития.
Для проведения исследования мы избрали период с 2005 по 2011 гг. Во-первых, с 2005 по 2007 г. можно проанализировать исполнение межбюджетных трансфертов за счет средств федерального бюджета, выявив положительные и отрицательные тенденции развития межбюджетных отношений, а во-вторых, оценить, насколько верен избранный путь, заложенный на период 2009 — 2011 гг.
Отметим, что под межбюджетными отношениями понимаются законодательно установленные и политически обусловленные отношения органов власти, осуществляемые в рамках формирования и исполнения бюджетного процесса, нацеленные на обеспечение функционирования государства и конституционных прав граждан Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты, являясь составной частью системы межбюджетных отношений, предоставляются бюджетам бюджетной системы Российской Федерации за счет средств других
финансы и кредит
35
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В рамках выполнения положений Программы и Концепции за рассматриваемый период ежегодное среднее увеличение объема межбюджетных трансфертов федерального бюджета составило около 22 %, что соответствует среднему ежегодному процентному увеличению общего объема расходов федерального бюджета, и на 1 % меньше, чем среднее ежегодное увеличение объема ВВП.
Однако ежегодное увеличение объемов межбюджетных трансфертов происходило неравномерно и отличалось от ежегодного прироста общего объема расходов федерального бюджета и объемов ВВП. Так, максимальное увеличение объема межбюджетных трансфертов было произведено в 2008 г. по сравнению с 2007г. и составило 33 %, а в 2011 г. запланированное увеличение объема межбюджетных трансфертов по сравнению с 2010 г. будет минимальным и составит лишь 10 %. При этом прирост ВВП в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составит 21 %, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. —28 %. Таким образом, первой особенностью формирования межбюджетных трансфертов за анализируемый период является неравномерное и уменьшаемое наращивание их объемов по сравнению с объемами ВВП и расходами федерального бюджета. Информация по годам представлена на рис. 1.
Несмотря на то, что прослеживается тенденция к уменьшению наращивания объемов межбюджетных трансфертов, ихдоля в общем объеме расходов федерального бюджета является наибольшей по сравнению с другими разделами функциональной классификации расходов и колеблется от 31,7 до 36 %. Это вторая особенность формирования межбюджетных трансфертов.
22 22
2006
2007
2008
2009
2010
исполнено
утверждено
V
запланировано
Примечание: (1) — ВВП; (2) — расходы федерального бюджета; (3) — межбюджетные трансферты
Рис. 1. Темп роста по годам, %
Третьей особенностью формирования межбюджетных трансфертов является увеличение числа подразделов разд. 1100 «Межбюджетные трансферты». Так до 2007 г. в состав межбюджетных трансфертов по функциональной классификации расходов входили 4 подраздела: 1101 «Финансовая помощь бюджетам других уровней», 1102 «Фонды компенсаций», 1103 «Другие межбюджетные трансферты» и 1104 «Трансферты внебюджетным фондам». С 2008 г. количество подразделов увеличилось до 5, за счет деления подраздела 1101 «Финансовая помощь бюджетам других уровней» на: 1101 «Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и
1102 «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Кроме того, изменились наименования подразделов, их названия представлены ниже: 1104 «Иные межбюджетные трансферты» и 1105 «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов», вместо подраздела 1102 «Фонды компенсаций» представлен подраздел
1103 «Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
По нашему мнению, такое деление на подразделы неслучайно. Так как с 2008 г. каждый подраздел включает в себя одноименные виды финансовой помощи регионам и (или) муниципальным образованиям. В то время как еще в 2007 г. подраздел 1101 «Финансовая помощь бюджетам других уровней» включал в себя и дотации, и субсидии, и субвенции регионам и муниципальным образованиям.
Новациями разд. 1100 «Межбюджетные трансферты» стала трансформация целевых статей «Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации» и «Фонд софинансирования
социальных расходов», а также подраздела «Фонд компенсаций» в соответствующие виды расходов. Федеральный фонд регионального развития и Федеральный фонд реформирования региональных и муниципальных финансов отсутствуют в бюджетной классификации.
Федеральные целевые программы «перенесены» в подраздел 1102 «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и
2011 __>
Средний за период
муниципальным образованиям» из подраздела 1103 «Другие межбюджетные трансферты» и предусматриваются на условиях софинансирования, что подразумевает взаимное участие в финансировании не только Федерации, но и получателя средств. До 2008 г. паспортом каждой федеральной целевой программы было предусмотрено выделение средств на ее реализацию из разных источников: федерального и регионального бюджетов, а также за счет внебюджетных средств. Однако этот принцип не всегда соблюдался получателями, возможно, в связи с отсутствием ответственности за невыполнение данных обязательств. Введенный с 2008 г. принцип софинансирования расходов программ подразумевает прекращение выделения средств федерального
1490,6 1036,8
75
397,0
2784,1
-±|4,| 12170 <
592,4
9471*7
V
г*1
г?х
лР
т?
V
сч%
с?
<Г
у
4
г0'
О?
#
/
Примечание: (1) — межбюджетные трансферты (без трансфертов внебюджетным фондам;
(2) — трансферты внебюджетным фондом (межбюджетные трансферты бюджетам государственным внебюджетных фондов).
Рис. 2. Изменение абсолютных значений показателей, составляющих межбюджетные трансферты с 2005 по 2011 г., млрд руб.
—♦—Межбюджетные грансферты (без трансфертов внебюджетным фондам)
—^Трансферты внебюджетным фондам {Межбюджетные грансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов)
■ПЖГ"
■114,2-
-ШД.
♦ 100,0 ♦ 99?
2006 гемп 2007темп 2008темп 2009темп 2010темп 2011темп роаа, % роста, % роаа, % роста, % роаа, % роста, %
Рис. 3. Изменение темпов роста показателей, составляющих межбюджетные трансферты с 2005 по 2011 г., %
бюджета получателю в случае непривлечения собственных средств последнего.
Подводя итоги, отметим. Одной из основных задач, реализуемых в ходе реформирования межбюджетных отношений, является формирование прозрачной системы межбюджетных трансфертов. На наш взгляд, внесенные изменения свидетельствуют о повышении их прозрачности, что и является четвертой особенностью их формирования.
Рассматривая структуру расходов разд. 11 «Межбюджетные трансферты», отметим, что наибольшую долю составляют расходы подраздела «Трансферты внебюджетным фондам». Их доля в 2011г. достигнет отметки в 69,6%, что превысит значение 2007 г. на 14,7 %. Одновременно, на эти же 14,7% прогнозируется уменьшение доли межбюджетных трансфертов (без учета трансфертов внебюджетным фондам), которые к 2011 г. снизятся до 30,4 % в объеме разд. 1100 «Межбюджетные трансферты».
Несмотря на то, что доля межбюджетных трансфертов (без учета трансфертов внебюджетным фондам) сокращается, в абсолютном выражении наблюдается их увеличение до 2010 г включительно, темп роста за анализируемый период составит 100 — 146,5 %, (рис. 2 и 3).
Из рисунков видно, что увеличение объемов трансфертов внебюджетным фондам и межбюджетных трансфертов (без учета трансфертов внебюджетным фондам) происходило неравномерно. К 2011 г. по сравнению с 2010 г. планируется сокращение межбюджетных трансфертов (без учета трансфертов внебюджетным фондам) на 6,5 млрд руб. с одновременным увеличением трансфертов внебюджетным фондам на 367,1 млрд руб.
Таким образом, пятой особенностью формирования межбюджетных трансфертов за анализируемый период является увеличение объема раздела «Межбюджетные трансферты» за счет увеличения трансфертов внебюджетным фондам.
124,6
117,5
среднии гемп роаа за период,
2
Далее рассмотрим структуру межбюджетных трансфертов (без учета трансфертов внебюджетным фондам) или тот объем средств, который направляется непосредственно субъектам Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты (без учета трансфертов внебюджетным фондам) включают в себя дотации, субсидии, субвенции и расходы на реализацию федеральных целевых программ (далее — ФЦП) (с 2008 г. ФЦП предусматриваются в форме субсидий).
До 2007 г. наибольший удельный вес в их структуре составляли средства подраздела 1101 «Финансовая помощь бюджетам других уровней», объем и доля которых в 2005 г., в 2006 и 2007 гг. соответственно были: 358,4 млрд руб., или 73,6 % от межбюджетных трансфертов (без учета трансфертов внебюджетным фондам); 414,4 млрд руб., или 70,9 %; 592,6 млрд руб., или 69,2 %. То есть, несмотря на увеличение абсолютных значений финансовой помощи субъектам Российской Федерации, наблюдается уменьшение ее доли в структуре расходов межбюджетных трансфертов (без учета трансфертов внебюджетным фондам), направляемых в регионы.
С 2008 г. наибольший удельный вес в структуре межбюджетных трансфертов (без учета трансфертов внебюджетным фондам) составляют расходы, предусмотренные по подразделам 1101 «Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и 1102 «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)». Их доля в 2008 г. была на уровне 37,5 и 35,6 % соответственно.
Для сопоставления данных по подразделу 1101 за период 2005 — 2011 гг. с данными за 2008 — 2011 гг. просуммируем предусмотренные объемы расходов по подразделам 1101 и 1102 и соотнесем их с расходами, исполненными по подразделу 1101 «Финансовая помощь бюджетам других уровней» (рис. 4).
Из представленных данных видно, что несмотря на снижение средств финансовой помощи за период 2005 — 2007 гг., с 2008 г. объем финансовой помощи начинает возрастать и к 2011 г. даже превышает в относительном выражении объем средств, направленных из федерального бюджета в субъекты и муниципальные образования.
Для того чтобы определить, положительна или отрицательна выявленная тенденция, обратимся к составу расходов указанных подразделов. С 2005 по 2007 г. в подразделе 1101 «Финансовая помощь бюджетам других уровней» наибольшую долю расходов занимали дотации на сбалансированность и выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, субсидии на социальные расходы и на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, субвенции ЗАТО (в среднем — более 70 %).
С 2008 по 2011 г. состав расходов по подразделам 1101 и 1102 включал в себя расходы подраздела 1101 «Финансовая помощь бюджетам других уровней», за исключением расходов по субвенциям, которые были «перенесены» в подраздел 1104 «Иные межбюджетные трансферты»: субвенции городу Байконуру и бюджетам ЗАТО на переселение граждан, на премирование победителей Всероссийского конкурса на звание «Самый благоустроенный город России», на программу местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов
■ Доля финансовой помощи бюджетам других уровней в межбюджетных трансфертах (без учета средств внебюджетным фондам), %
■ Суммарная доля дотаций и субсидий бюджетам регионов и муниципальных образований в межбюджетных трансфертах (без учета средств внебюджетным фондам), %
73 " 72 " 71
70 -69 -68 --
67
73,6
76,3
70,9
69,2
2005 2006 2007 2008 (закон) 2009
(исполнено) (исполнено) (исполнено) (проект)
76 75 " 74 73 72
71
2010 2011 (проект) (проект)
Рис. 4. Доля средств финансовой помощи, в том числе субсидий и субвенций, предусмотренной регионам и муниципальным образованиям за период 2005 - 2011 гг., %
и поселков, на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, а также средства на международное сотрудничество.
Кроме того подраздел 1102 «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям (межбюджетные субсидии)» (существует с 2008 г.) по сравнению с подразделом 1101 «Финансовая помощь бюджетам других уровней» (существовал до 2008 г.) дополнен федеральными целевыми программами, которые предусматриваются с учетом софинансирования расходов получателями.
Предполагается увеличение расходов по подразделу 1101 «Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
С одной стороны, увеличение дотаций регионам говорит о том, что либо повысилось количество субъектов, которые не в состоянии своими доходами обеспечить расходы, либо количество субъектов осталось прежним или уменьшилось, но сократился разрыв между необходимыми расходами и полученными доходами.
Минфин России сложившуюся ситуацию по увеличению объема дотаций регионам, выдаваемым из федерального бюджета, комментирует следующим образом3. Объем средств финансовой помощи регионам увеличивается в связи с изменившейся методикой расчета дотаций и субсидий. Новая методика позволит рассчитывать минимальный уровень выравнивания бюджетной обеспеченности без учета 10 самых высокообеспеченных и 10 самых низкообеспеченных регионов. По мнению Минфина России, такая новация позволит не только сократить различия между 10 наиболее и 10 наименее финансово обеспеченными регионами, но и усовершенствовать механизм стимулирования органов государственной власти регионов к развитию собственной налоговой базы.
Таким образом, подразделы 1101 и 1102 «очищены» от субвенций по сравнению с периодом 2005 — 2007 гг., и соотношение дотаций и субсидий с 2008 по 2011 г. составило в среднем 50:50 %. Указанное соотношение говорит о том, что увеличиваются
3 Об основных характеристиках проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года и распределении расходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года по ведомственной структуре и разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации / Материалы Правительства Российской Федерации, отправленные Минфином России 20 марта 2007 г. № 01-02-01/02-451.
расходы федерального бюджета, предполагающие взаимную ответственность как Федерации, так и субфедеральных и местных властей за полученные средства. Безусловно, такая тенденция имеет положительную направленность и способствует финансовой самостоятельности регионов и муниципальных образований.
Вместе с положительными моментами, выявленными в ходе изучения формирования межбюджетных трансфертов, имеют место факты, требующие доработки со стороны органов исполнительной власти Российской Федерации. Так, в заключении Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на
2009 год и на плановый период 2010 — 2011 годов» по направлению деятельности по контролю за взаимоотношениями федерального бюджета с бюджетами других уровней4 (далее — заключение Счетной палаты Российской Федерации) говорится об отсутствии методики на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, а также по распределению грантов в области науки, культуры, искусства и средств массовой информации. Кроме того, расчет дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности Чеченской Республике на 2009 г. и плановый период
2010 и 2011 гг. рассчитывался не по Методике распределения указанных дотаций, в то время как все необходимые предпосылки для расчета в соответствии с методикой уже существуют. Не учтены рекомендации, содержащиеся в постановлениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации5 в части предусмотрения в федеральном бюджете средств на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, связанных с подготовкой документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.
Анализируя расходы на делегирование полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, предусмотренные по подразделу 1102 «Фонд компенсаций» (2005 — 2007 гг.) или 1103 «Субвенции
4 Направлено в Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации письмом от 01.09.2008 № 13-943/13-01вн.
5 Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 02.02.2007 № 33-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года» и от 25.04.2008 № 151-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2009 год и на плановый период до 2010 и 2011 годов».
бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) (2008 — 2011 гг.) функциональной классификации расходов федерального бюджета, отметим следующее.
Объем средств, передаваемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации на делегирование полномочий возрастает неравномерно. Так, например, если в 2006 и 2007 гг. увеличение средств по отношению к предшествующему году составило более 90 %, то в 2010 г. планируется уменьшение объемов на 2 % по отношению к 2009 г., а в 2011 г. — увеличение расходов на 7 %. Общая динамика изменения расходов такова, что хотя в абсолютном выражении расходы возрастают, темп их роста ежегодно уменьшается (рис. 5).
Несмотря на то, что происходит уменьшение ежегодного наращивания расходов на делегирование полномочий, их доля в межбюджетных трансфертах (без учета трансфертов внебюджетным фондам) увеличивается. Рассмотрим причины, влияющие на указанное увеличение.
Первой причиной является их увеличение пропорционально снижению доли межбюджетных трансфертов (без учета трансфертов внебюджетным фондам) в общем объеме межбюджетных трансфертов.
Второй причиной является увеличение количества полномочий Российской Федерации,
делегируемых регионам и (или) муниципальным образованиям. Так, с 2005 по 2008 г. они возросли в 3 раза, а в 2011 г. — планируется профинансировать передачу 23 полномочий (см. таблицу).
При этом отметим, что с 2009 г. регионам и муниципальным образованиям разрешается компенсировать собственные затраты на обеспечение деятельности исполнительных органов власти, осуществляющих переданные им полномочия Российской Федерации за счет средств соответствующих субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следующими причинами увеличения доли субвенций в межбюджетных трансфертах (без учета трансфертов внебюджетным фондам) являются: увеличение численности граждан, имеющих право на средства, выдаваемые за счет делегируемых полномочий Российской Федерации регионам и муниципальным образованиям; увеличение объема передаваемых средств с учетом прогнозируемого уровня инфляции; увеличение размеров максимальной и минимальной величин пенсий, пособий и иных выплат гражданам Российской Федерации.
Таким образом, изменения, касающиеся подраздела 1103 «Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальным
250 200 150 100 50 0
198,5
107,4
142,1
2006 2007 2008 2009 2010 2011 средний
темп роста за период %,
Рис. 5. Динамика темпов роста расходов, предусмотернных по подразделу 1103 «Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (1102 «Фонды компенсаций»)
Количество полномочий РФ, делегируемых регионам и (или) муниципальным образованиям
Год
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
исполнено закон предусмотрено
Количество полномочий органов государственной власти Российской Федерации, делегированных субъектам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета 7 15 19 21 25 24 23
2005 2006 2007 2008 закон 2009 2010 2011 Средний исполнено исполнено исполнено проект проект проект объем
средств за период
Рис. 6. Доля других межбюджетных трансфертов (иных межбюджетных трансфертов) межбюджетных трансфертов (без учета средств внебюджетным фондам), %
образованиям», направлены на разграничение и обеспечение расходных полномочий Российской Федерации, что соответствует положениям Программы и Концепции.
В данном подразделе также отметим ряд моментов, требующих доработки со стороны органов исполнительной власти Российской Федерации. Так, в заключении Счетной палаты Российской Федерации обращается внимание на потребности бюджетов регионов по полномочиям в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, которые с 1 января 2008 г. им передаются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». В законопроекте средства в виде субвенций регионам не предусмотрены.
Кроме того, не учтены рекомендации, содержащиеся в постановлениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации6 в части разработки методик компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительных расходов, возникших в связи с увеличением с 1 февраля 2008 г. заработной платы работникам бюджетных учреждений и денежного довольствия военнослужащим, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Рассматривая изменения подраздела 1104 «Иные межбюджетные трансферты» (1103 «Другие межбюджетные трансферты»), отметим, что их доля в структуре межбюджетных трансфертов (без учета трансфертов внебюджетным фондам) за
6 Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 февраля 2007 г. № 33-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года» и от 25 апреля 2008 г. № 151-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2009 год и на плановый период до 2010 и 2011 годов»
анализируемый период снижается. Так, в 2005 г. она составила 7,4 %, а к 2011 г. — 1,2 %. Изменение доли подраздела 1104 представлено на рис. 6.
За период 2005 — 2007 гг. доля «Других межбюджетных трансфертов» снижалась за счет увеличения расходов по подразделам 1101 — 1103. С 2008 г. произошло резкое снижение доли «Иных межбюджетных трансфертов» за счет того, что федеральные целевые программы начали финансироваться по подразделу 1101.
Снижение доли «Иных межбюджетных трансфертов» за период 2009 — 2011 гг. происходило либо за счет сокращения объема расходов, либо за счет прекращения финансирования расходов.
Таким образом, за период 2008 — 2011 гг. в состав подраздела 1104 «Иные межбюджетные трансферты» войдут следующие расходы: дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотренные на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктур ЗАТО; межбюджетные трансферты бюджету г. Байконура, предоставление межбюджетных трансфертов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта; ассигнования на премирование победителей Всероссийского конкурса на звание «Самый благоустроенный город России», на финансовое обеспечение равного с Министерством внутренних дел Российской Федерации повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности, государственная поддержка наукоградов Российской Федерации, ассигнования на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, межбюджетных трансфертов на выплату в 2009 г. отдельным категориям инвалидов денежных компенсаций вместо получения транспортного средства, единовременные денежные поощрения при награждении орденом «Родительская Слава», бюджетные ассигнования в 2009 — 2010 гг. в рамках программы государственных внешних заимствова-
ний Российской Федерации, бюджетные ассигнования на содержание российской части смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в Южной Осетии.
Таким образом, в данном подразделе прослеживается тенденция к уменьшению объема расходов.
Подводя итоги, хотелось бы отметить следующее. За анализируемый период структура межбюджетных трансфертов претерпела изменения, обусловленные положениями Программы и Концепции. Несмотря на положительные тенденции, к которым относятся: формирование федеральных целевых программ на условиях софинансирования, переориентация межбюджетных трансфертов на выдачу субсидий, увеличение количества обеспеченных расходных обязательств Российской Федерации, имеется ряд вопросов требующих решения. К числу таких вопросов можно отнести отсутствие методик по обеспечению сбалансированности бюджетов регионов; по распределению грантов в области науки, культуры, искусства и средств массовой информации; по компенсации бюджетам регионов дополнительных расходов, возникших в связи с увеличением заработной платы и денежного довольствия. Кроме того федеральным бюджетом не предусмотрены средства, направляемые за счет федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, связанных с подготовкой документов территориального планирования, правил землепользования и застройки; субвенции регионам по полномочиям в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Наличие указанных вопросов свидетельствует о необходимости дальнейшей корректировки формирования межбюджетных трансфертов, которые, в конечном счете, приведут к эффективному функционированию бюджетной системы Российской Федерации.
Литература
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (с изм. и доп.).
2. Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-Ф3 «О федеральном бюджете на 2007 год» (с изм. и доп.).
3. Федеральный закон от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» (с изм.
и доп.).
4. Федеральный закон от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» (с изм. и доп.).
5. Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
6. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от
02.02.2007 № 33-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года».
7. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от
25.04.2008 № 151-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2009 год и на плановый период до 2010 и 2011 годов».
8. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 — 2008 годах, одобренная распоряжением Правительства РФ от 03.04.2006 № 467-р (с изм. и доп.).
9. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 38-р.
10. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 — 2011 годов» по направлению деятельности Счетной палаты Российской Федерации по контролю за взаимоотношениями федерального бюджета с бюджетами других уровней, направленное в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации письмом от 01.09.2008 № 13-943/13-01вн.
11. «Об основных характеристиках проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года и распределении расходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года по ведомственной структуре и разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации». Материалы Правительства Российской Федерации, отправленные Минфином России в письме от 20.03.2007 № 01-02-01/02-451.