Научная статья на тему 'Формирование социально-профессиональной компетентности студентов факультета физической культуры'

Формирование социально-профессиональной компетентности студентов факультета физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПЕЦИАЛИСТЫ / ПОДГОТОВКА / PHYSICAL CULTURE / SPECIALISTS / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьяненко Евгений Юрьевич

Цель исследования разработка инновационной технологии подготовки специалистов по физической культуре. Изучена взаимосвязь между различными аспектами профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьяненко Евгений Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of socially-professional competence of students of physical culture department

The purpose of this paper was the elaboration of new specialists` training technology. We studied the correlation between different aspects of professional competence of future physical culture teachers.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-профессиональной компетентности студентов факультета физической культуры»

ЛИТЕРАТУРА

1. Апчел, В. Я. Стрессоустойчивость человека /В.Я. Апчел, В.Н. Цыган ; Во-ен.-мед. акад. - СПб. : [б.и.], 2005. - 112 с.

2. Артамонов, В.Н. Физиологические факторы, определяющие физическую работоспособность / В.Н. Артамонов. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 45 с.

3. Кулешов, В.И. Выбор метода баротерапии - периодической гипобарической или гипербарической оксигенации / В.И. Кулешов, И.В. Левшин. - СПб. : Ювинта, 2002. - 208 с.

4. Левшин, И.В. Способ коррекции функционального состояния спортсменов ситуационного характера деятельности с помощью фармакологического препарата мексидол и гипербарической оксигенации в спорте высших достижений / И.В. Левшин, А.Н. Поликарпочкин, Н.В. Поликарпочкина ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2006. - 20 с.

5. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера : наука побеждать / Н.Г. Озолин. -М. : ООО «Издательство Астрель», 2004. - 863 с.

6. Способ формирования дыхательной газовой смеси и аппарат для его осуществления / Б.П. Павлов, А.Т. Логунов, И.А. Смирнов [и др.] // Приоритет изобретения 20.09.1995, патент № 2072241.

7. Поликарпочкин, А.Н. Применение гипербарической оксигенации в спорте высших достижений / Н.В. Поликарпочкина, В.И. Кулешов, А.А. Мясников // Гипербарическая физиология и медицина. - 2005. - № 3. - С. 32-39.

8. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник для вузов физ. культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2008. - 619 с. : ил. - ISBN 978-5--9718-0324-9.

9. Оптимизация процессов адаптации к мышечным нагрузкам в футболе / И.Н.Солопов [и др.] // Тез. докл. обл. науч. конф. «Учение И.П. Павлова на современном этапе и его развитие в трудах волгоградских ученых». - Волгоград, 1999. - С. 6568.

10. Шамардин, А.А. Проблема оптимизации восстановительных процессов при спортивной деятельности / А.А. Шамардин, В.В. Чёмов, И.Н. Солопов // Вопросы функциональной подготовки в спорте и физическом воспитании / Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград, 2008. - С. 100-120.

Контактная информация: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Евгений Юрьевич Лукьяненко, соискатель, Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт,

г. Славянск-на-Кубани

Аннотация

Цель исследования - разработка инновационной технологии подготовки специалистов по физической культуре. Изучена взаимосвязь между различными аспектами профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры.

Ключевые слова: физическая культура, специалисты, подготовка.

FORMATION OF SOCIALLY-PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE DEPARTMENT

Evgeny Jurjevich Lukjanenko, the competitor, Slavyansk - on - Kuban State Pedagogical Institute

Annotation

The purpose of this paper was the elaboration of new specialists' training technology. We studied the correlation between different aspects of professional competence of future physical culture teachers.

Key words: physical culture, specialists, training.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях целью образовательного процесса в вузах является формирование социально-профессиональной компетентности будущего специалиста, под которой понимают готовность выпускника образовательного учреждения к профессиональной деятельности, единство его теоретической и практической подготовки [3, 8]. Компетентностный подход отражает происходящий сдвиг образования от предметно-содержательной ориентации к эффективной личностно-ориентированной жизнедеятельности каждого человека.

С точки зрения разработчиков государственных образовательных стандартов третьего поколения, компетентность будущего специалиста включает в себя общие и профессиональные компетенции. К общим компетенциям относят общенаучные, социально-личностные, коммуникативные и организационно-управленческие, а к профессиональным (специальным) - базовые общепрофессиональные и профессионально профилированные знания.

Подготовке специалистов по физической культуре с позиций компетентностно-го подхода посвящено в настоящее время немало исследований. Однако недостаточно разработаны методы количественной оценки социально-профессиональной компетентности будущих специалистов, недостаточно четко определены ее компоненты и технология их формирования. Не всегда наблюдается комплексное развитие компетенций будущих специалистов. Возникает вопрос, каким образом организовать подготовку будущих педагогов по специальности "Физическая культура", чтобы образовательный процесс в вузе стал главным фактором формирования их социально-профессиональной компетентности.

Целью исследования является разработка инновационной технологии подготовки специалистов по физической культуре, ориентированной на формирование их социально-профессиональной компетентности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе факультета физической культуры Славян-ского-на-Кубани государственного педагогического института (СГПИ). Социально-профессиональная компетентность будущих учителей физической культуры и ее компоненты оценивались как латентные переменные. Педагогический эксперимент проводился в период с 2003 по 2009 год по классической схеме. Цель опытно-экспериментальной работы явилась оценка эффективности инновационной технологии формирования социально-профессиональной компетентности студентов факультета физической культуры. Качество выпускных квалификационных работ студентов оценивалось в соответствии с описанной методикой измерения латентных переменных

[4].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения автора, социально-профессиональная компетентность будущего педагога по физической культуре складывается из метакомпетентностей и базовых

компетентностей. Основные виды метакомпетентностей: готовность к постановке и решению проблем, коммуникативная компетентность, способность к сотрудничеству, аналитические и творческие способности, способность к рефлексии, личностные качества.

Метакомпетентности - наиболее универсальные компоненты социально-профессиональной компетентности, необходимые как в профессиональной, так и вне-профессиональной сфере деятельности, в то время как базовые компетентности (табл. 1) отражают специфику профессиональной деятельности (точнее, готовности будущего специалиста к ней).

Таблица 1.

Базовые компетентности будущего педагога физической культуры

№ Вид компетенций Сущность

1. Педагогические 1. Потребности, установки, профессиональная ориентация и мотивы к педагогической деятельности. 2. Знания научно-методических и педагогических основ физического воспитания. 3. Умения и навыки управления учебно-тренировочной деятельностью обучающихся, владение методами педагогического контроля и диагностики, способность к принятию и реализации педагогических решений.

2. Организационно -управленческие Совокупность умений и навыков, позволяющих решать организационные задачи, характерные для конкретной профессиональной деятельности.

3. Физкультурно-спортивные 1. Определенный уровень физического развития и образованности (знаний в области физической культуры). 2. Осознание ценностей физической культуры и спорта. 3. Знание способов укрепления здоровья и его оценки (диагностики).

4. Экономические 1. Знание экономических аспектов профессиональной деятельности, рефлексия результатов собственной экономической деятельности. 2. Профессиональные установки, интересы и мотивы деятельности в области экономики и менеджмента в сфере физической культуры.

5. Правовые 1. Знание правовых норм. 2. Способность к оценке и осмыслению правовых норм и явлений. 3. Готовность к правовому поведению, наличие профессиональных правовых умений и навыков.

6. Информационные 1. Понимание феномена информации и природы информационных процессов. 2. Умения и навыки работы с аппаратными и программными средствами информатизации. 3. Готовность применять информационные технологии в профессиональной деятельности, осознание ценностей информатизации и информационного общества.

7. Готовность проектировать и осуществлять профессиональную деятельность 1. Знания о профессиональной деятельности в области физической культуры и факторах ее успешности. 2. Умение анализировать рынок труда, определять возможные пути и направления применения трудовых ресурсов. 3. Жизненные и профессиональные ценности, знание нравственных основ профессиональной карьеры.

Кроме того, анализ базовых компетентностей показал, что в каждой из них можно выделить три аспекта: операционный (когнитивный), ценностно-ориентационный (мотивационный) и поведенческий (практико-деятельностный). Если по шкале логитов численное значение 1-го аспекта _)-й базовой компетенции (их всего

7) равно БК), то сформированность самой компетенции БК) =

бк1+БК2+БК3

3

Сформированность базовых компетентностей можно оценить по формуле

БК = 7 (БКJ - вJ) метакомпетентностей МК = ^(мКJ -шJ), где Р - число возмож-1=1 j=l ных метакомпетентностей, МК1 - уровень сформированности j-й метакомпетентности, и Ю - нормированные весовые коэффициенты базовых компетентностей и метакомпетентностей (данные веса определяют на основе обработки мнений работодателей и опытных специалистов). Тогда социально-профессиональную компетентность будущего специалиста можно оценить по формуле СПК=шт (МК,БК), где БК - уровень

развития метакомпетентностей, БК - уровень развития базовых компетентностей.

Автором выделены условия становления социальной и профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры (табл. 2).

Таблица 2.

Условия формирования социально-профессиональной компетентности будущих

1. Социально-экономические 1. Социальный заказ и востребованность специалистов на рынке труда. 2. Кооперация вуза с организациями, в которых могут быть востребованы специалисты данного направления. 3. Материальная обеспеченность будущих специалистов.

2. Психолого-педагогические 1. Ориентация образовательного процесса на формирование компонентов социальной и профессиональной компетентности будущих специалистов. 2. Включение студентов старших курсов в профессиональную педагогическую деятельность. 3. Готовность педагогического коллектива профилирующей кафедры к проектированию и осуществлению деятельности по реализации и корректировке модели и технологии подготовки специалистов. 4. Гуманизация образовательного процесса, реализация личностно-ориентированного и деятельностного подходов.

3. Организационно-педагогические 1. Позитивное взаимодействие всех субъектов профессионального обучения и воспитания. 2. Преемственность в профессиональной подготовке будущего педагога физической культуры. 3. Материальное, кадровое, научно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса. 4. Система контроля и мониторинга образовательного процесса. 5. Создание и развитие информационной образовательной среды, стимулирующей студента к систематическому учебному труду и приобщению к информационным технологиям. 6. Усиление межпредметных связей, интеграция теоретической, физической и практической подготовки будущего специалиста.

Тенденции информатизации образования требуют создания надпредметной информационно-образовательной среды, позволяющей студенту индивидуализировать процесс самоподготовки, стимулирующей его к формированию информационной культуры личности, создающей возможности для самоанализа результатов своей учебной деятельности.

Автором разработана инновационная технология формирования социально-профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры (рис. 1).

Кооперация с реальными и потенциальными работодателями (для педагогов физической культуры это в основном образовательные учреждения школьного и дошкольного типа) включает в себя два важных направления - обеспечение студентов возможностью прохождения педагогической практики и анализ профессиональной деятельности педагогов (как дипломированных специалистов, так и студентов старших курсов).

Рис. 1. Технология формирования социально-профессиональной компетентности будущих педагогов по физической культуре

Главной задачей реализации данных направлений является ориентирование системы подготовки учителей физической культуры на выполнение социального заказа, обеспечение общества квалифицированными педагогами по физической культуре, а это возможно только на основе анализа и учета мнений работодателей. В результате анализа мнений работодателей: а) выявляют "узкие места" в системе подготовки педагогов; б) формируют весовые коэффициенты значимости компонентов социально-профессиональной компетентности будущих учителей.

Основываясь на компетентностном и личностно-ориентированном подходах, необходимо осуществлять количественную постановку целей и задач системы подготовки учителей физической культуры. Разрабатывать (а в случае необходимости - модифицировать и корректировать) методы квалиметрической оценки социально-профессиональной компетентности будущих учителей. Без четкой количественной постановки целей и задач системы подготовки специалистов невозможно ее моделирование.

Проектирование этапов подготовки будущих педагогов осуществляют на основе процессного подхода. Формируют матрицу (таблицу), строки которой отражают этапы, столбцы - их базовые характеристики (цели и задачи этапа, содержание этапа, средства подготовки специалиста на данном этапе и методы оценки компонентов формирующихся компетенций). При проектировании межпредметных связей учитывают возможность локальной и сквозной интеграции учебных дисциплин. Модели

сквозной интеграции формируют в виде матрицы, строки которой отражают учебные дисциплины, столбцы - компоненты профессиональной компетентности, пересечение строк и столбцов - дидактические единицы и учебные задания, направленные на формирование соответствующей компетенции. Модели локальной интеграции отражают взаимосвязь между учебным материалом предшествующей (базовой) и последующей учебной дисциплины.

Известно, что любая модель имеет смысл только в случае реализуемости на практике. Что касается автоматизированного контроля и мониторинга учебно-профессиональной деятельности студентов, то его роль была рассмотрена в ранее изданных работах автора. Что касается второго компонента, то он ориентирован как на формирование базовых компетенций, так и метакомпетентностей (способность к сотрудничеству и т.д.). Создание информационно-образовательной среды, оптимизирующей условия учебной деятельности студентов, происходит на основе метасистем-ного подхода (каждый ее компонент представляет собой относительно автономную завершенную систему). Подобная среда должна включать в себя не только учебно-информационные ресурсы по конкретным учебным дисциплинам, но и информацию (в том числе педагогические задания) надпредметного характера, а также электронные методические пособия по педагогической практике и выполнению выпускной квалификационной работы (как для специалистов, так бакалавров и магистров).

С точки зрения автора, инновационными компонентами предложенной технологии являются разработка методов количественной оценки социально-профессиональной компетентности будущих педагогов, проектирование этапов их подготовки на основе процессного подхода, создание надпредметной информационно-образовательной среды для оптимизации условий учебной деятельности студентов, а также автоматизация контроля и мониторинга учебно-профессиональной деятельности студентов.

Опытно-экспериментальная работа по апробации инновационной технологии проводилась с 2003 по 2009 год. Контрольная группа включала студентов набора 2003 года (п1=40), экспериментальная - студентов 2004 года поступления (п2=48). На первом (начальном) этапе эксперимента группы не отличались (Р>0,05) как по уровню физической подготовленности, так и по уровню знаний по общеобразовательным дисциплинам. На втором этапе подготовка будущих педагогов в контрольной группе происходила в соответствии с традиционной рейтинговой системой, официально принятой в Славянском-на-Кубани государственном педагогическом институте. В экспериментальной группе - в соответствии с инновационной технологией, сочетающей рейтинговую систему контроля учебной деятельности, межпредметную интеграцию, комплексное развитие компетенций будущего учителя физической культуры и коррекцию образовательного процесса на основе учета мнений работодателей. На третьем (завершающем) этапе наблюдались статистически значимые отличия по уровню образованности (Р>0,05) между студентами контрольной и экспериментальной групп: уровень социально-профессиональной компетентности выпускников 2008 года (контрольная группа) составил +2,15±0,73 логит, выпускников 2009 года (экспериментальная группа) +4,36±0,65 логит (Р<0,05). Кроме того, была выявлена корреляционная взаимосвязь между уровнем базовых компетенций специалиста и качеством выпускной квалификационной работы (г1=0,82). Взаимосвязь между социально-профессиональной компетентностью и качеством выпускных квалификационных работ слабее: г2=0,65. Это объясняется тем, что уровень сформированности метакомпетентностей не однозначно связан с базовыми компетентностями будущего специалиста и результатами его учебно-профессиональной деятельности. Выявленная взаимосвязь между базовыми компетенциями и качеством выпускной квалификационной работы студента подтверждает корректность предложенной нами методики оценки социально-профессиональной компетентности будущего педагога и ее компонентов.

ВЫВОДЫ

1. Социально-профессиональная компетентность будущих учителей физической культуры - показатель их готовности к профессиональной деятельности, включающий метакомпетентности и базовые компетенции. Уровень их сформированности следует оценивать как латентные переменные (квалиметрические показатели).

2. Технология формирования социально-профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры включает в себя: формирование методов и средств количественной оценки обученности и образованности студентов; анализ профессиональной деятельности студентов и выпускников вуза, учет мнений работодателей; интеграция теоретической, физической и практической подготовки студентов; создание информационно-образовательной среды на основе информатизации учебного процесса и усиления межпредметных связей; мониторинг, анализ и коррекция образовательного процесса.

3. Проведенный на базе факультета физической культуры педагогический эксперимент показал эффективность инновационной технологии формирования социально-профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры. К завершающему этапу обучения студенты экспериментальной группы обладали более высоким уровнем готовности к профессиональной деятельности, чем студенты контрольной группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева, Е.В. Учебные задачи как средства формирования творческого мышления и воображения специалистов в сфере физической культуры и спорта / Е.В. Воробьева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). -С.25-28.

2. Жабаков, В.Е. Факторный анализ профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту / В.Е. Жабаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 11 (57). - С. 32-36.

3. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании (проблемы, понятия, инструментарий) : учеб. пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - М. : АПК и ПРО, 2003. - 101 с.

4. Маслак, А.А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах / А.А. Маслак ; Славянский-на-Кубани гос. пед. ин-т. - Сла-вянск-на-Кубани : [б.и.], 2006. - 333 с.

5. Оглоблин, К.А. Новые подходы в подготовке педагогов в сфере физической культуры в условиях валеологизации образовательной среды / К.А. Оглоблин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6 (52). - С. 46-49.

6. Орехов, Е.Ф. Проектирование основной образовательной программы по направлению "Физическая культура" на основе компетентностного подхода / Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. -№ 1 (59). - С. 56-64.

7. Полянская, С.Б. Физическая подготовка студентов : проблемы, достижения, перспективы / С.Б. Полянская, Д.А. Романов, Е.Ю. Лукьяненко ; Славянский-на-Кубани гос. пед. ин-т. - Славянск-на-Кубани : [б.и.], 2008. - 76 с.

8. Наварецкий Д. Подготовка специалистов по физической культуре (исторические аспекты и современные еевропейские тенденции) /Д. Наварецкий, Ю. Войнар .Черкассы «Вщлуння-Плюс», 2005, с. 172.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.