Научная статья на тему 'Особенности формирования маркетинговой стратегии ИТ-компании в условиях кризиса'

Особенности формирования маркетинговой стратегии ИТ-компании в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИТ) / INFORMATION TECHNOLOGIES (IT) / АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА (АСМ) / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (ПО) / GLOBAL ECONOMIC CRISIS / AN ANTI-RECESSIONARY MARKETING STRATEGY / SOFTWARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков Григорий Александрович

В условиях развивающегося экономического кризиса основная проблема адаптации деятельности бизнеса в сфере ИТ заключается в отсутствии антикризисной стратегии маркетинга. Статья посвящена анализу традиционных методов формирования стратегии маркетинга и возможности их применения для ИТ-отрасли в условиях кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of marketing strategy forming for IT Company in the conditions of crisis

There is a serious expenses reduction on information technologies (IT) because of serious recession of economy in 2009. The main problem of adapting business in IT field to the developing economical crisis is the lack of anti-recessionary marketing strategy. The article is devoted to the analysis of traditional methods of marketing strategy forming and the possibility of their application for IT sphere in the conditions of crisis.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования маркетинговой стратегии ИТ-компании в условиях кризиса»

Г. А. ВОЛКОВ

Григорий Александрович Волков — аспирант кафедры маркетинга СПбГУЭФ.

В 2006 г. окончил Невинномысский институт экономики, управления и права.

Автор 6 публикаций.

Область научной специализации — маркетинг сферы информационных технологий.

^ ^ ^

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ИТ-КОМПАНИИ

В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА*

В связи с серьезным спадом мировой экономики ожидается сокращение расходов на информационные технологии (ИТ). По прогнозу аналитической компании Gartner, в 2009 г. во всем мире на информационные технологии будет потрачено 3,2 трлн долл., что на 3,8 % меньше, чем в 2008 г. [1]

В качестве основных причин аналитики выделяют резкое сокращение ИТ-бюджетов предприятий и заметное снижение покупательской активности со стороны потребителей. Эксперты прогнозируют, что в нынешнем году замедлятся освоение новых рынков и обновление продуктов, потребители и предприятия станут переходить на более дешевые продукты, дольше использовать имеющееся оборудование и продлевать текущие контракты и соглашения о рассрочке платежей. Также сохранится спрос на поддержку сложных информационных комплексов, необходимых организациям для стабильной ежедневной работы.

Весь рынок информационных технологий можно разделить на четыре условных сегмента: компьютерное оборудование, программное обеспечение (ПО), телекоммуникации, ИТ-услуги. Распределение расходов мировой экономики на информационные технологии в 2008-2009 гг. по каждому из сегментов показано в таблице [там же].

Таблица

Мировые расходы на ИТ по данным Gartner в 2008-2009 гг.

Сегменты ИТ-рынка Расходы в 2008 г., млрд долл. Изменение в 2008 г., % Расходы в 2009 г., млрд долл. (прогноз) Изменение в 2009 г., % (прогноз)

Компьютерное оборудование 381,0 2,8 324,3 -14,9

Программное обеспечение 221,9 10,3 222,6 0,3

ИТ-услуги 809,5 7,6 796,1 -1,7

Телекоммуникации 1948,0 5,6 1891,2 -2,9

Всего, млрд долл. 3360,3 — 3234,0 —

Динамика за год, % — 6,1 — -3,8

Как видно из таблицы, в 2009 г. ИТ-рынок ожидают спад спроса во всех сегментах и отрицательный рост в большинстве секторов. Именно эта тенденция свидетельствует о том, что стратегии развития ИТ-компаний полугодовалой давности, ориентированные на развивающийся рынок, не только неэффективны, но и в условиях кризиса могут привести к банкротству.

Лига независимых экспертов (ЛИНЭКС) обнародовала некоторые выводы своих специалистов о том, как в минувшем году развивался российский ИТ-рынок. Эти выводы основаны на опросах ИТ-компаний и их клиентов, проводимых ЛИНЭКС ежеквартально. Они позволяют понять, что сейчас происходит с ИТ-рынком и как может измениться ситуация в ближайшем будущем (рис.) [2].

ГРНТИ 72.75.39 © Г. А. Волков, 2009

Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора В. Н. Татаренко.

РИС. Тенденции развития российского ИТ-рынка по данным ЛИНЭКС в 2008 г.

Из отчетов ЛИНЭКС следует, что все четыре квартала минувшего года темпы прироста совокупной выручки российского ИТ-рынка падали практически линейно. Если в I квартале 2008 г. (Q1/2008) выручка более чем на 25 % превышала аналогичный показатель Q1/2007, то во II квартале минувшего года данное соотношение лишь немного превысило 20 %, в III квартале оно находилось между 10 и 15 %, а в IV — между 5 и 10 %.

Все происходящие явления указывают на то, что в течение следующего года спрос на товары и услуги в отрасли информационных технологий будет падать. Но российские ИТ-компании с 1998 г. привыкли работать только на растущем рынке. Соответственно, большинство маркетинговых стратегий направлено на удовлетворение стабильно растущего спроса. В этом заключается основная проблема адаптации деятельности бизнеса в сфере ИТ в условиях развивающегося экономического кризиса. Иными словами, отечественные ИТ-компании оказались совсем не готовы к работе на стремительно падающем рынке.

Для выживания ИТ-компании в период экономического кризиса необходимо разработать антикризисную стратегию маркетинга (АСМ) — основной перечень действий, предпринимаемых руководством компании для адаптации ее деятельности к последствиям экономического кризиса в целях минимизации потерь маркетинговых преимуществ и реализации рыночных возможностей.

Для разработки АСМ, как и любой другой стратегии, нужно провести стратегический анализ внешней и внутренней среды компании. Для этого используются такие традиционные методы, как PEST, SWOT, конкурентный анализ, портфельный анализ и т. д., и менее распространенные, например GAP-анализ.

Так, PEST-анализ показал, что в макросреде компании — разработчика ПО в связи с глобальным экономическим кризисом произошли следующие значимые изменения, которые необходимо учесть при разработке антикризисной стратегии маркетинга: снижение деловой активности, сокращение инвестиций, проблемы с привлечением финансовых ресурсов, рост стоимости кредитования, увеличение дебиторской задолженности, колебания курса валют, падение уровня платежеспособного спроса, рост взаимного недоверия участников рынка («кризис доверия»).

Для выявления возможностей и угроз внешней среды в рамках SWOT-анализа необходимо также проведение анализа микросреды ИТ-компании. Здесь, прежде всего, важно понять изменение объема и структуры спроса на рынке, изменение конкурентной среды, изменения, касающиеся поставщиков ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и посредников.

Так, анализ рынка услуг по разработке ПО показывает падение его объемов во всех сегментах, так как потребности клиентов в ПО находятся в прямой зависимости от роста рынка. Меняется также структура спроса — наибольшее падение характерно для ПО для автоматизации бизнес-процессов, систем документооборота, сложного графического ПО и систем управления ресурсами предприятия. Менее подверженными изменениям оказались такие сегменты, как антивирусное и бухгалтерское ПО, операционные системы и пакеты для работы с документами. Сужение рынка означает усиление конкуренции за покупателя. Тем не менее ряд наиболее слабых игроков могут покинуть рынок, что приведет к усилению его концентрации, когда останется несколько наиболее сильных игроков.

Многим компаниям в целях экономии приходится искать новых поставщиков, которые могут предложить более выгодные цены, условия и сроки поставок необходимых ресурсов. Похожая ситуация происходит с партнерами и дилерами — каждый преследует цель максимального повышения отдачи от работы с вендором. Положительная динамика отмечается лишь на рынке труда — в связи с масштабными

сокращениями найти опытного сотрудника за гораздо меньшую, чем полгода назад, заработную плату становится вполне реально.

Изменение конкурентной ситуации в отрасли можно проанализировать, используя модель 5 конкурентных сил М. Портера. В процессе анализа выясняется, что наибольшее давление ИТ-компания испытывает со стороны потребителей (ценность каждого отдельного клиента резко возрастает, что является серьезным фактором снижения цен и повышения требований к предлагаемому ПО) и действующих конкурентов (вследствие обострения борьбы за покупателя). Влияние поставщиков, как и вероятность появления продуктов-заменителей и новых конкурентов, относительно невелико, поскольку основные ресурсы (квалифицированный персонал и платформы для разработки) имеются в избытке, а появление новых проектов на рынке разработки ПО в условиях кризиса маловероятно.

Таким образом, анализ макро- и микросреды показал, что экономический кризис представляет целый ряд угроз для ИТ-компании, среди которых наиболее значимые: снижение спроса на ПО, обострение конкуренции за покупателя, недостаток финансовых средств. Тем не менее можно говорить и о некоторых возможностях, например связанных с привлечением высококвалифицированных кадров вследствие ситуации на рынке труда, вытеснением слабейших конкурентов и т. п.

Для выявления слабых и сильных сторон компании необходимо проведение анализа ее внутренней среды. Для этого следует проанализировать ключевые аспекты деятельности: финансовую стабильность, компетентность и лояльность персонала, качество разработок ПО, известность торговой марки, надежность сети распределения, используемые технологии, методы продвижения, сервисное обслуживание и пр.

После проведения стратегического анализа внешней и внутренней среды приступают к формированию стратегии. Ключевыми компонентами АСМ ИТ-компании, на наш взгляд, будут следующие:

— пересмотр целевых рынков по результатам анализа покупателей и их изменившихся предпочтений, планирование развития рынков;

— решения по изменению ассортимента;

— изменение целей по каждой товарно-рыночной позиции в области объема продаж, доли рынка, прибыли, удовлетворенности потребителей;

— изменение стратегических решений в области ценовой, сбытовой и коммуникативной политик;

— эффективное позиционирование или репозиционирование товаров; обеспечение преимущества по одному или нескольким элементам маркетинга-микс по сравнению с конкурентами в отношении товаров/рынков.

Формирование АСМ для конкретной ИТ-компании требует детального анализа и дополнительных маркетинговых исследований. Тем не менее можно предположить наличие ряда характерных черт данных стратегий для любой ИТ-компании:

— поиск целевых рынков, в наименьшей степени «пострадавших от кризиса»;

— сужение ассортимента, акцент на наиболее востребованное ПО, ИТ-аутсорсинг (передача отдельных функций или процессов на обслуживание специализированным организациям);

— гибкая ценовая политика, использование дифференцированных цен, система бонусов и скидок, оплата в рассрочку, аренда и лизинг ПО;

— индивидуализация коммуникативной политики, смещение приоритета в выборе методов продвижения (для ПО это могут быть тематические журналы, web-ресурсы, ИТ-семинары, форумы, конференции и т. д.), возрастание роли личных продаж;

— акцент на сервис (круглосуточная техническая поддержка, удаленное администрирование и т. д.);

— поддержка каналов сбыта (совместное участие в оформлении технического задания для клиентов и тендерной документации для госзаказчиков, поиск более эффективных путей доставки носителей информации и т. д.).

Важная роль в АСМ, на наш взгляд, принадлежит бенчмаркингу. Взаимопомощь компаний смежных и различных отраслей в обмене опытом по преодолению влияния кризиса — это ключ к выживанию в период дестабилизации экономики и взаимовыгодные партнерские отношения в посткризисное время.

На примере российской компании — разработчика ПО можно выделить следующие этапы бенчмаркингового исследования в условиях кризиса.

1. Выявление наиболее пострадавших от кризиса бизнес-процессов.

2. Поиск компаний-партнеров по бенчмаркингу, которые смогли адаптировать вышеуказанные бизнес-процессы к изменившимся условиям.

3. Обсуждение условий проведения исследования с партнерами по бенчмаркингу.

4. Составление плана исследования с указанием конкретных задач, сроков и ответственных лиц, определение бюджета.

5. Проведение исследования: поиск, сбор и систематизация необходимой информации.

6. Завершение исследования: предоставление информации руководству компании в виде отчетов.

Итак, из сложившейся на рынке ситуации можно сделать некоторые выводы. Кризисные явления в

мировой экономике поставили тысячи предприятий ИТ-отрасли на грань выживания. Именно по этой причине действия по преодолению кризисных явлений необходимо предпринимать комплексно и сообща с компаниями-партнерами. Поскольку стратегии маркетинга докризисного периода совершенно не отвечают

сложившимся в данный момент условиям, их следует полностью переработать, используя все имеющиеся инструменты.

Но, тем не менее, ничто так не развивает технологии и не заставляет думать о потребителе, как хорошая «экономическая встряска». Именно в это время выясняется, что можно работать гораздо эффективнее, удовлетворять потребности клиентов намного лучше, чем в период стабильного развития экономики. Можно отбросить все лишнее, сосредоточиться на том, что компания умеет делать лучше всего, и сделать значительный рывок в развитии. Тем более, что после периодов падения и стагнации практически всегда происходит бурный рост большинства отраслей мировой экономики. Такой положительный опыт выживания может дать блестящие результаты в масштабном развитии лучших ИТ-компаний и способствовать их дальнейшему выходу на новые уровни конкурентоспособности и лояльности потребителей.

ЛИТЕРАТУРА

1.. Гореткина Е. Мировой ИТ-рынок сжимается [Электронный ресурс] / PC Week/RE. 2009. № 12 (666). URL: http://www.pcweek.ru

2. Митин В. Что происходит с ИТ-рынком [Электронный ресурс] / PC Week/RE. 2009. № 7 (661). URL: http://www.pcweek.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.