ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КС И ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК У ЮНЫХ
БЕЙСБОЛИСТОВ
Агапов Д.В.,Сышко Д.В.
Таврический Национальный университет им. В.И. Вернадского
Аннотация. Выявлено эффективное формирование КС и технико-тактических характеристик в условиях искусственного моделирования кинетики полёта мяча. Применены факторы, акцентирующие зрительное восприятие и приводящие к формированию КС и технико-тактических характеристик Обнаружено что использование тренажёра типа «пушка» повышает уровень развития КС и технико-тактических действий в бейсболе. Применение тренажёра повышает интерес к занятиям и создает базовую основу для занятий в секции бейсбола Ключевые слова: координация атакующие действия, бейсбольная «пушка», разноцветные мячи, школьники, бейсбол
Анотація. Агапов Д.В., Сишко Д.В. Особливості формування КС і техніко-тактичних характеристик у юних бейсболістів. Виявлено ефективне формування КЗ і техніко-тактичних характеристик в умовах штучного моделювання кінетики польоту м’яча. Застосовуванні фактори які акцентують зорове сприймання і спричиняють формування КЗ і техніко-тактичних характеристик Виявлено, що застосування тренажера типа «гармата» підвищує рівень розвитку КЗ і техніко-тактичних дій у бейсболі Застосування тренажера підвищує інтерес до занять і створює базову основу для занять у секції бейсболу.
Ключові слова: координація атакуючі дії, бейсбольна «гармата», різнокольорові м’ячі, школярі, бейсбол Annotation. Agapov D.V.,Syshko D.V. Singularities of forming of coordination abilities and technical tactical performances at juvenile baseball players. Efficient shaping coordination and technician-tactical features will re-vealled in condition of artificial modeling of the kinetics flight ball. The applying factors, accenting visual perception and bring about shaping coordination and technician-tactical features. It is discovered that use simulator type “pitching machine” raises the level of the development coordination and technician-tactical action in baseball. Application of the simulator increases interest to occupations and frames a base basis for occupations in a section of baseball.
Keywords: coordination, attacking actions, pitching machine, varicolored balls, schoolchildren, baseball.
Введение.
В последние годы в физическом воспитании детей особое место уделяется понятию «координационная подготовка). Учёные считают, что развитие координационныхспособностей (КС) является одной из основных неотъемлемых частей спортивной тренировки и физического воспитания[4,6,7].
Двигательная координация рассматривается как один из наиболее существенных составных элементов подготовки школьников и юных спортсменов Высокий уровень её развития является фундаментом успехов в различных видах деятельности, а так же способствует мастерскому овладению техникой движений в бейсбо-ле[1,10]
По аналогии с основными задачами координационнойподготовкив спорте [6]в физическом воспитании можно выделить следующие: овладение новыми двигательными действиями, предусмотренными программами физического воспитания учащихся; развитие общих и специфически проявляемых КС (способности к дифференцированию пространственных, силовых и временных параметров движений, перестроению двигательных действий, ориентировке, реагированию, ритму, равновесию, согласованию), которые так важны для успешного освоения различных видов учебного материала; развитие КС в сочетании с развитием основных физических качеств (сопряжённое их развитие); развитие психофизиологических функций, связанных с развитием общих и специальных КС и в частности в бейсболе.
Одним из современных направлений развития необходимых в отбивании мяча двигательных качеств, а именно КС у детей, занимающихся, бейсболом является использование в тренировочном процессе тренажеров, которые позволяют привлечь школьников к занятиям повышая общий уровень КС, а молодых бейсболистов к тренировочному процессу оказывая положительное влияние на развитие специфической координации движений, которая оказывает существенное влияние на овладение и совершенствование ударов по мячу с тактическим замыслом [2,3,5,11].Поэтому применение новых тренажёров - катапульт или тренажёрных систем для тренировки отбивания нескольких видов в бейсболе, является актуальной задачей [8,9].
Исходя из современных представлений о структуре системы движений[4,11] повышение эффективности координационной подготовки нам видится за счёт применения выше перечисленных средств с усиленным влиянием на информационную часть структуры.
Исследования проводились в соответствии с планами научно-исследовательскойработы Таврического Национального университета им. В. И. Вернадского.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель - совершенствование методов формирования КС и технико-тактических характеристик у бейсболистов.
Результаты исследования.
В педагогическом эксперименте приняли участие 200 испытуемых мальчиков в возрасте 12-14лет (100чел - школьники, не занимающиеся бейсболом, из них 50чел составляли экспериментальную группу и 50 чел. контрольную группу, а так же 100чел - школьники занимающиеся бейсболом, разделённые таким же образом на две группы). Все они по состоянию здоровья относились к основной медицинской группе.
© Агапов Д.В.,Сышко Д.В., 2009
Уровень развития КС мы определяли при помощи комплекса тестов направленных на оценку координационных способностей [1].
Для изучения влияния тренажёра типа «пушка», а так же сложнокоординационныхупражнений применяемых в бейсболе, на технико-тактические характеристики движений у «бьющего», испытуемым предлагалось многократное выполнение разнообразных атакующих действий направленных на мяч, вылетающий из «бейсбольной пушки»: «свинг» по мячу, удар типа «бант», пропуск мяча для оценки зоны «страйк». Различие атакующих действий определялась, цветом вылетающего из тренажёра мяча (белый - «свинг» по мячу, желтый-удар типа «бант», зелёный- пропуск мяча), последовательность цвета вылетающего мяча была строго одинакова для всех испытуемых Выполнение атакующих действий школьники выполняли с использованием гимнастической палки и теннисного мяча, бейсболисты с использованием бейсбольной биты и бейсбольного мяча. Расстояние от «пушки» до бьющего, скорость и точность вылета мяча были так же одинаковы для всех испытуемых.
Мы предположили что результаты атакующих действий (попадание по мячу) будут характеризовать состояние двигательной части структуры системы движений, правильный выбор атакующего действия (соответствующий цвету мяча)- технико-тактическими характеристиками.
Задание прекращалось в случае, если испытуемые допускали ошибку в выборе атакующего действия.
На протяжении 3-х месяцев педагогического эксперимента испытуемым экспериментальной группы школьников в начале основной части урока физической культуры2 раза в неделю предлагалось отбивание с пушки разноцветными мячами в различном порядке и специальные упражнения в отбивании с использованием разных по цвету мячами; испытуемым экспериментальной группы бейсболистов в начале основной части тренировки 2 раза в неделю предлагалась аналогичная работа в отбивании.
Развитие КС испытуемых контрольной группы школьников и бейсболистов осуществлялось по общепринятой методике.
Сравнительный анализ исходногоуровня развития КС у испытуемых экспериментальной и контрольной группы, как у школьников так и у бейсболистов до эксперимента показал отсутствие статистически значимых различий (р>0,05) результатов контрольных испытаний проводимых с использованием комплекса педагогических тестов и бейсбольной «пушки» для оценки параметров КС. Так же отсутствовали существенные различия в количестве попыток при многократном выполнении атакующих действий.
После проведения педагогическогоэксперимента нами были обнаружены достоверно более высокие показатели характеризующих параметры КС как у школьников не занимающихся (таблица 1), так и занимающихся (таблица 2), бейсболом.
Таблица 1.
Уровень развития КС у школьников экспериментальной (п=50) и контрольной (п=50) группы после экспери-
мента
Т есты: Экспериментальная группа Контрольная группа р
(динамометрия) Усилия (кг) 25% 0,7±0.05 0,87±0,05 <0,05
50% 1,65±0,06 1,95±0,08 <0,01
75% 2,9±0,09 2,9±0,1 <0,05
(метание теннисных мячей) кол-во попаданий 4,2±0,12 2,74±0,15 <0,01
(Прыжки на месте с поворотом) отклонение 90° 17,3±1,02 21,76±0,96 <0,01
270° 23,92±0,87 27,4±0,87 <0,01
(ходьба к цели) см. 82,41±2,64 91,56±3,05 <0,05
(оценка временных интервалов) 5с. 0,26±0,01 0,29±0,01 <0,01
30с. 1,8±0,1 2,28±0,06 <0,001
60с. 3,1±0,08 3,37±0,08 <0,05
(точность движений руки) отклонение в точках 6,98±0,37 8,52±0,43 <0,01
(бег змейкой) время преодоления дистанции (с). 6,95±0,03 7,31±0,04 <0,001
Правильный выбор действия (кол-во раз) 4,6±0,21 1,26±0,09 <0,001
Результат попадания по летящему мячу (кол-во раз) 2,52±0,15 0,54±0,06 <0,001
Так наиболее высокие показатели у школьников экспериментальной группы в сравнении со школьниками контрольной группы по временным
параметрам КС (оценка временного интервала 30с, р < 0,001), интегральной оценки КС(бег змейкой, р <
0,001), а так же результатов контрольного испытания при атакующих действиях(правильный выбор действия, р < 0,001, результат попадания по летящему мячу, р < 0,001). Достоверно более высокие показатели КС были обнаружены и у бейсболистов экспериментальной группы относительно контрольной (динамометрия - усилие 25кг. от максимума, р < 0,001, метание теннисных мячей , р < 0,001).
Уровень развития КС у бейсболистов экспериментальной (п=50)
_______и контрольной (п=50) группы после эксперимента.___________________________
Т есты: Экспериментальная группа Контрольная группа р
(динамометрия) У силия (кг) 25% 0,66±0,04 1,08±0,05 <0,001
50 % 1,23±0,07 1,52±0,08 <0,01
75% 1,53±0,08 1,87±0,12 <0,05
(метание теннисных мячей)кол-во попаданий 8,42±0,24 5,44±0,21 <0,001
(Прыжки на месте с поворотом)отклонение 90° 12,18±0,87 15,4±0,9 <0,05
270° 14,84±0,96 17,82±0,99 <0,05
(ходьба к цели) см. 50,59±3,85 66,94±5,09 <0,05
(оценка временных интервалов) 5 с. 0,2±0,03 0,27±0,01 >0,05
30с. 1,6±0,11 2,01±0,14 <0,05
60с. 2,57±0,13 3,05±0,16 <0,05
(точность движений руки) отклонение в точках 4,6±0,43 5,84±0,4 <0,05
(бег змейкой) время преодоления дистанции (с). 6,15±0,04 6,32±0,06 <0,05
Правильный выбор действия (кол-во раз) 15,7±0,37 8,28±0,15 <0,001
Результат попадания по летящему мячу (кол-во раз) 14,06±0,37 4,44±0,21 <0,001
Результаты контрольного испытания при атакующих действиях, так же подтверждены достоверно (правильный выбор действия, р < 0,001, результат попадания по летящему мячу, р < 0,001).
Как показано на рисунке 1, после эксперимента все 100% школьников экспериментальной группы без сбоев выполнили 1 попытку. В контрольной группе с первой попытки выполнили только 68% испытуемых. Всего испытуемые экспериментальной группы смогли выполнить 8 попыток контрольного задания, а испытуемые контрольной группы 4 попытки.
Результаты динамики ошибок при выборе правильного атакующего действия у бейсболистов показаны на рисунке 2. Здесь видно, что бейсболисты экспериментальной группы без сбоев выполнили 10 попыток, максимальное кол-во попыток составило 23, бейсболисты контрольной группы без сбоев выполнили 6 попыток, а максимальное их число составило 11.
(п=50) и контрольной (п=50) группы.
(n=50) и контрольной (n=50) группы.
Выводы:
1. Формирование координационных способностей и технико-тактических характеристик у детей в условиях искусственного моделирования кинетики полёта мяча происходит достоверно эффективно.
2.Применение факторов акцентирующих зрительное восприятие приводит к формированию КС и техникотактических характеристик.
3.Применение тренажёра типа «пушка», может с успехом использоваться как для тренировки необходимых в бейсболе навыков и качеств, с повышением уровня технической подготовки так и для развития КС у школьников, повышая интерес к занятию физической культуройи создавая базовую основу в случае , если ребёнок изъявит интерес к занятиям в секции бейсбола.
4. Полученные данные подтверждают нашу гипотезу, и дают нам основание рекомендовать для использования в координационнойподготовкешкольников и бейсболистов разработанный нами подход
Дальнейшее исследование предполагается провести в направлении изучения развития координационных способностей и их влияние на результативность атакующих действий в бейсболе.
Литература:
1. Агапов Д.В. Исследование координационных способностей бейсболистов с учётом их игрового амплуа // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: - Харків:ХДАДМ (ХХШ), 2008. -№ 10. -1б0 с.
2. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Под редакцией Беляева А.В., Савина М.В., - М.: «Физкультуре, образование, наука», 2000. - Зб8 с., ил.
3. Ермаков С.С., Мартышевский К.К., Носко Н. А. Тренажеры в волейболе: учебное пособие. - К.: ИСМО, 1999. -1б0 с.
4. Исследование возрастных особенностей психомоторики школьников^А.С. Голенк^ и др.]//Физическая культуре, спорт и здоровье детей и молодёжи в III тысячилетии: тез. Докл. III региональной научно-практ. конф. 19 апреля 2002 года. - Брест: изд-во БрГУ,2002. - С. 31.
5. Лейкин М.Г., ГружевскаяВ.Ф., В.Е. Водлозеров и др. Устройство для тренировки в лазании по канату -Опубл. 1990; Бюл. № 39.
6. Лях,В.И. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовки в спор-
те/В.И. Лях, Е. Садовский //Теория и практика физ. Культуры-1999.-№5.-С40-47.
7. Сергієнко Л.П. Т естування рухових здібностей школярів. - Київ: “Олімпійська література”, 2001. - 440 с.
8. Baseball Playbook by RON POLKP .O. Drawer 5327 Miss. State, Miss. 397б2 ,1982 Page 520.
9. Hit and run baseball/ Rod Delmonico. ,Copyright -1992, Leisure Press Champaign, Illinois.,Page 18б.
10. The art of hitting / Tony Gwynn with Roger Vaughan : foreword by Ted Williams. Text copyright in New York 1998., Page 145.
11. The baseball drill book / Bob Bennett, editor.Copyright - 2004 by Human Kinetics Publishers, Inc. , Page 311
Поступила в редакцию 23.02.2009г.