ИССЛЕДОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БЕЙСБОЛОМ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.
Агапов Д.В.
Таврический Национальный университет им. В.И. Вернадского
Аннотация. Разработан комплекс тестов для оценки уровня развития координационных способностей у детей 10-12лет. Проведено тестирование координационных способностей у детей, занимающихся и не занимающихся бейсболом Исследован уровень развития координационныхспособностей по пространственным, временным и силовым параметрам у школьников, занимающихся бейсболом. Показана разница уровня развития координационныхспособностей между школьниками, не занимающимися спортом и бейсболистами 10-12 лет. Выявлена взаимосвязь между отдельными параметрами координационных способностей.
Ключевые слова: бейсбол, школьники, параметры координации, тестирование.
Анотація. Агапов Д.В. Дослідження координаційних здібностей у школярів, що займаються бейсболом на етапі початкової підготовки Розроблено комплекс тестів для оцінки рівня координаційних здібностей у дітей 10-12 років. Проведене тестування координаційних здібностей у дітей, що займаються і не займаються бейсболом Виявлено рівень розвитку рухової координації школярів і бейсболістів Досліджено рівень розвитку координаційних здібностей по просторовим, часовим і силовим параметрам у школярів, що займаються бейсболом Виявлено взаємозв’язок між окремими параметрами координації рухів.
Ключові слова: бейсбод школярі, параметри координації, тестування.
Annotation. Agapov D.V.Research of coordination abilities at the schoolboys engaged in baseball at a stage of initial preparation. The complex of tests for an estimation of a level of development coordination abilities at children of 10-12 years old. Testing coordination abilities at children who are engaged and not engaged in baseball is carried out. The difference of a level of development of coordination abilities between the schoolboys who are not engaged in sports and baseball players of 10-12 years old. The interrelation between separate parameters of coordination abilities is revealed.
Key words: baseball, schoolboys, parameters of coordination, testing.
Введение.
Воспитание координационных способностей у школьников занимающихся бейсболом, является важным аспектом, так как все двигательные действия в той или иной мере зависят от уровня развития координации а следственно вся техническая подготовка у бейсболистов требует высокой степени развития координационных способностей. Тем более что школьный возраст является наиболее ответственным периодом в формировании основного потенциала моторики человека, поэтому вопрос о развитии и совершенствовании координации движений у детей школьного возраста представляет научный и практический интерес. [2,3,6].Одним из наиболее эффективных средств развития координационных способностей являются игры и, в частности бейсбол Игровая деятельность в бейсболе характеризуется сложной двигательной координацией! Освоение и совершенствование техники игры в бейсбол во многом зависит от способностей занимающихся точно и координировано выполнять двигательные действия.[1,5]. В научно-методической литературе проблеме развития координационных способностей у школьников различных возрастных групп посвящены работы многих авторов [1,5,6]. Имеющиеся методики направлены на тренировку точности выполнения технических приёмов и не предусматривают коррекции отдельных параметров координации движений Сравнительно мало изучен вопрос о взаимосвязи точности выполнения технических приёмов игры со способностью занимающихся к воспроизведению пространственного, временного и силового параметров координации движений [6].
Формирование двигательных навыков у бейсболистов, происходит на этапах начальной и предварительной базовой подготовки. Научные исследования в этом направлении свидетельствуют, что игровая эффективность в бейсболе зависит от пространственно временных характеристик игровых действий, которые в свою очередь, обусловливаются морфофункциональными особенностями развития организма. Именно в процессе занятий этим видом спорта, проявляется, развивается и совершенствуется наибольшее число самых разнообразных координационныхспособностей Бейсбол так же является основным средством и методом развития всевозможных координационных способностей [4]. Становится актуальным вопрос об уровне развития и взаимосвязи координационных способностей у юных бейсболистов с учётом трёх параметров движения - способности воспроизводить заданную амплитуду движения, различать временной интервал и дозировать мышечные усилия.
Исследования проводились в соответствии с планами научно-исследовательской Таврического Национального университета им. В.И. Вернадского по программе: «Медико-биологическое обоснование системы физического воспитания» (гос.регистрация № 0101U005752 (2001-2005)).
Формулирование целей работы.
Целью данной работы является исследование координационных способностей и их взаимосвязь между собой, у бейсболистов на этапе начальной подготовки. Для решения поставленной цели использовались следующие методы исследования: Анализ и обобщение литературных источников, педагогические методы исследования. Критериями оценки, являлись оценка силового, пространственного и временного параметра координации движений. Методы математической статистики. Исследование включало определение уровня
развития координационных способностей у школьников и бейсболистов, выявление взаимосвязи между отдельными параметрами координации движений школьников и бейсболистов
Результаты исследо вания.
Изучение пространственно - временных и силовых способностей бейсболистов позволила выявить уровень их координационных способностей Было выявлено, что уровень координационных способностей школьников занимающихся бейсболом выше, чем у своих сверстников не занимающихся этим видом спота. Наиболее высокие показатели, которые подтверждены достоверно (<0,05). И только два параметра дифференцировки мышечных усилий на 25 и 50 % от максимальной силы и оценки временных интервалов 5 и 30с, отличаются недостоверно (>0.05).(таблица 1).
Это связано со спецификой игровой деятельности бейсболистов техническим арсеналом каждого спортсмена, в основе которого лежит мышечно-суставная чувствительность, как важнейшая предпосылка эффективности афферентной импульсации, обеспечивающей качество движений, которое заключается в приложении усилий на мяч при броске, с использованием хвата бейсбольного мяча. [9].
Известно, что специфика вида спорта находит отражение в проявлении координационных способностей связанной с особенностями функционирования в основном двигательного, зрительного и вестибулярного анализаторов [8].
Таким образом, у бейсболистов более высокая способность дифференцировать мышечные усилия в пространстве и времени, что связано с большим объёмом двигательной активности по сравнению с двигательной деятельностью у школьников Развитие более высокой точности движений у бейсболистов по сравнению со школьниками зависит от тренирующего воздействия в процессе занятий бейсболом А так же адаптации деятельности различных анализаторов (двигательного, зрительного, вестибулярной сенсорной системы) [9]. Бейсбол содержит множество навыков различной сложности, это обеспечивает проявление высокого уровня координационных способностей в самых разнообразных условиях, характерных для тренировочной и соревновательной деятельности, - в условиях овладения новыми движениями,
воспроизведения наиболее эффективных движений при дефиците времени, пространства, в состоянии утомления. Высокая точность пространственных оценок молодых бейсболистов является следствием развития процессов дифференцировочного торможения Можно судить о том, что занятия бейсболом оказывают положительное влияние на развитие пространственных, временных и силовых способностей, что согласуетсяс данными Н.В. Полянцевой [6].
Таблица 1.
Показатели координационных способностей (пространственных, временных и силовых) у бейсболистов (п=50)
и у школьников(п=50) .
Т есты: Б Ш Р
Тест №1(динамометрия) Усилия (кг) 25% 1,01± 0,04 0,9 ± 0,06 >0.05
50% 1,59 ± 0,4 2,2 ± 0,07 >0.05
70% 1,93 ± 0,11 3,1± 0,08 <0.001
Усилия (%) 25 20,84± 1,4 20,8 ± 2,06 >0.05
50 18,65 ± 1,12 27 ± 1,29 <0.001
70 15,18 ± 1,07 26 ± 1,4 <0.001
Тест №2(метание теннисных мячей)кол-во попаданий 5,5 ± 0,18 2,8 ± 0,12 <0.001
Тест№3(Прыжки на месте с поворотом)отклонение 90 15 ± 0,96 22,3 ± 0,96 <0.001
270 17,94 ± 1,02 27,8 ± 0,93 <0.001
Т ест № 4 (ходьба к цели) см. 65,66 ± 5,6 101,9 ± 3,45 <0.001
Тест № 5(оценка временных интервалов) 5с. 0,38 ± 0,04 0,4± 0,01 >0.05
30с. 2,02 ± 0,14 2.2 ± 0,06 >0.05
60с. 3.58 ± 0,13 3,5 ± 0,09 <0.001
Т ест№6(точность движений руки)отклонение в точках 6,08 ± 0,52 9,52 ± 0,43 <0.001
отклонениев % 13,93 ± 0,94 29,5 ± 1,75 <0.001
Тест № 7(бег змейкой) время преодоления дистанции(с). 6,34 ± 0,04 7,4 ± 0,03 <0.001
Разница во времени (с.) 0,99 ± 0,05 1,1 ± 0,02 <0.05
В конечном итоге эффективность управления движениями определяется способностью молодых спортсменов создавать и реализовывать программу для достижения цели.
На наш взгляд, актуальным является исследование взаимосвязи параметров координации у школьников и юных спортсменов.
Результаты корреляционного анализа выявили у школьников взаимосвязь метания теннисного мяча с интегральной координацией движений (бег змейкой), 1=0,33, воспроизведение усилий 25% (динамометрия) связано с пространственными параметрами координационных способностей (прыжки на 90 и 270 градусов) г=0,34. У бейсболистов взаимосвязь наблюдается только между меткостью броска и дифференцировкой мышечных усилий 1=0,32., что подтверждает ранее проведённое исследование;
Выводы:
1. Школьники занимающиеся бейсболом достоверно отличаются по уровню развития пространственных, временных и силовых параметров координационных способностей в сравнении со школьниками не занимающимися спортом
2. Использованные тесты по оценке координационных способностей позволяют оценить уровень параметров координации у детей 10-12 лет., занимающихся бейсболом
3. Уровень развития точности броска мяча зависит от интегральной координации и дифференцировки мышечных усилий
4.Использование упражнений применяемых в бейсболе позволяет не только повысить уровень физической подготовленности, но и оказывает положительное влияние на точность технических действий в бейсболе. ( Технические действия в бейсболе не оценивали, уровень физической подготовленности не изучался).
Дальнейшее исследование предполагается провести в направлении изучения координации движений бейсболистов по амплуа.
Литература
1. Белов А. С. Сравнительная оценка факторов, определяющих точность движений спортсменов в специальных заданиях и экспериментальное обоснование методики их совершенствования. Автореферат, М.,1972
2. Влодзимеж Староста, Петер Хиртц., Татьяна Павлова - Староста.
3. Сенситивные и критические периоды в развитии двигательных координационных способностей у юных спортсменов // Физическая культура 2000, №2, с. 28-29.
4. Лях В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности». //Теория и практика физической культуры
5. 1984, № 1 с. 48-49.
6. Лях В.И. Основные закономерности взаимосвязей показателей характеризующих координационные способности детей и молодёжи: попытка анализа в свете концепции Н.А. Бернштейна. //Теория и практика физической культуры 1996, № 11 с. 20-25.
7. Назаренко Л. Д. Место и значение точности как двигательно-координационного качества // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001, № 2 с. 4-9.
8. Полянцева Н.В. Тренировка точности выполнения технических приёмов игры у юных баскетболистов 1012 лет. Автореферат., Киев -1990
9. Романенко В.А. Диагностика двигательных способностей Учебное пособие, Донецк. ,2005г.ДонНУ., -290с.
10. Сышко Д.В., Мутьев А.В. Коррекция вестибуловегетативныхтипов реакций у спортсменов // Физическое воспитание студентовтворческих специальностей Специальный выпуск на тему: « Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях», - Харьков,- 2006, -№4.- С.42-47.
11. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Учебник для студентов вузов физического воспитания и спорта. - К.: Олимпийская литература, 1997г. - 583с.
Поступила в редакцию 29.02.2008г.