Научная статья на тему 'Особенности формирования концепции развития производства в макроэкономических построениях'

Особенности формирования концепции развития производства в макроэкономических построениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Османкин Николай Николаевич

В статье исследуются структура и особенности формирования концепции развития производства. Приводится пример изложения приоритетных целей политики. Излагается авторская точка зрения о направлениях анализа страиовых особенностей развития в построениях политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования концепции развития производства в макроэкономических построениях»

УДК 65.01.123.23

H.H. Османкин*

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЯХ

В статье исследуются структура и особенности формирования концепции развития производства. Приводится пример изложения приоритетных целей политики. Излагается авторская точка зрения о направлениях анализа страно-вых особенностей развития в построениях политики.

Ключевые слова и фразы: концепция, нормативное, вынужденное, преднамеренное положение развития, ритм, основные события, действенные факты. поле возможных стратегий, развитие национальной экономики, полюса роста.

Добиться четкости в изложении концепции, необходимой ясности - задача не из легких. Действительно, как лучше сформулировать концепцию, чтобы она, одновременно охватывая широкий круг характеристик будущего состояния производственно-технической базы предприятий, особенно в отношении ее техники, технологии, учитывала бы специфику новой и новейшей техники и все важнейшие факторы изменения оцениваемых процессов и явлений? Каким образом, формируя концепцию, избежать излишней описательности, или, напротив, не свести ее к системе одних лишь количественных статистических построений, из-за которых окажутся неясными конструктивные идеи и установки предстоящей работы по техническому совершенствованию производства?

Трудности, на наш взгляд, могут быть преодолены, если при формировании научно-технической концепции развития процессы развития и действия по их ускорению будут представлены не целиком, а некими "слоями", уровнями, сферами. Лучше всего этому соответствует такой подход, когда техническое развитие производства в отрасли в концепции представляется в виде постуиа-тельно-осуществляющихся событий.

оГма.жГ.'школ^^ Николаевич, кафедра менеджмента Самарского государственного универси тета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

по-

Этот ритм имеет определенную схему, или свою ритмическую фигуру, казывающую последовательность мероприятий и возникновения всех входящих в указанный ритмический контур событий. При этом каждое событие в концепции характеризуется системой суждений о содержании преобразований и параметрах производственно-технической базы, соответствующих высокому уровню научно-технической позиции.

> словно можно определить схему концепции в виде взаимосвязанных событийных узлов.

Большой узел. Главное событие, объединяющее все события в развитии национальной экономической системы, направленное на достижение основных социально-экономических целей. Оно определяется требованиями экономической политики государства. Для того чтобы обеспечить решение основных социальных и экономических задач общества, необходимо вывести все отрасли народного хозяйства на мировой уровень. Далее в концепции это суждение может быть трансформировано в упорядоченную систему количественных характеристик в виде комплекса показателей научно-технической позиции.

Средний узел. Основные события, определяющие направления действий главных научных и производственных подразделений общественного производства. Например, для достижения приоритетных позиций национальной экономической системы требуется:

а) поддерживать необходимые темпы расширенного воспроизводства индустриального уровня страны и технического оснащения всех сфер национальной экономики;

б) обеспечивать экономическую самостоятельность страны за счет пропорционального развития отраслей производства средств производства, топливно-энергетических ресурсов, сырья, материалов и отраслей производства предметов потребления или их получения на эквивалентной основе и в достаточных

объемах;

в) обеспечивать развитие национальной экономики по постиндустриальной схеме на основе:

• опережающего роста производства средств производства для производства средств производства (для отраслей, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса);

• опережающего развития по сравнению со всеми подразделениями и отраслями общественного производства научно-технического сектора, сферы образования и современных форм информатизации общества;

• немедленная смена отраслевой парадигмы роста российской экономики и ее взаимодействия в мировом сообществе, необходимо развить примитивную сырьевую ее специфику до уровня, при котором ею приобретается способность производить на необходимом уровне конкурентных преимуществ продукты интенсивной переработки избыточных факторов, повсеместно переходить вместо преимущественного экспорта самих этих факторов к экономиче-

скому обмену и продуцированию интеграционных процессов с участием России на базе именно продуктов, полученных за счет переработки в собственном производстве так называемых избыточных факторов (в исторической ретроспективе и по современному состоянию России никогда не удавалось вписаться в классическую теорему Хекшера - Олина, утверждающую, что любая

страна экспортирует продукты именно интенсивного использования избыточных факторов);

• формирование в стране адекватного профилю и складывающейся парадигме развития военно-силового и дипломатического обеспечения.

Малый узел. Действенные факты, совокупность последовательно взаимосвязанных событий, включая второстепенные события; подробный анализ характера поведения основных хозяйствующих подразделений общества с целью осуществления важнейших событий в развитии национальной экономики. Например, в развитии экономических районов и территорий достижение соответствующих результатов связано с последовательным формированием следующего событийного узла (малый узел):

• формирование полюсов роста и агломерационной экономики, которая увеличивает концентрацию эффективных отраслей на территориях, имеющих преимущества и при некоторых внешних условиях, становящихся привлекательными для частного капитала;

• создание урбанизированных ареалов, в т.ч. на основе минимизации цен, предоставления преференций с целью накопления потенциала для последующего развития урбанизирующихся ареалов и усиления их влияния на периферию данного экономического района.

Деятельность в основном звене по месту формирования точек роста должна обеспечивать:

• получение конечного продукта, определяющего лидирующее положение в России, а место России на рынках этих продуктов:

• развитие предприятий в территориальной, агломерационной экономике должно предусматривать снижение уровня зависимости российского производства от импорта комплектующих и материалов;

• развитие предприятий в "точках (полюсах) роста'1 также должно стимулировать оказание им на прорывных этапах роста поддержки со стороны государства. Для этого здесь должны реализовываться, в том числе технико-коммерческие, проекты, основанные на развитии высокотехнологичных производств, способствующих, в свою очередь, реализации федеральных целевых

программ;

• производственно-коммерческие программы, ориентированные на территориальные особенности, по мере их реализации на предприятиях должны обеспечивать уровень рентабельности, достаточный для последующих инвестиций

на основах окупаемости и получения прибыли для целей формирования собственных средств инвестирования.

В общественно- экономическом обустройстве национальной системы:

• формирование широкого круга эффективных собственников - освоение с этой целью новых организационно-структурных разработок корпоративного типа, кредитных, кооперативных сообществ и т.д.;

• освоение механизмов более упорядоченной оценки собственности, содействия формированию сбалансированной системы эффективного взаимодействия, с одной стороны, интересов собственника капитала - акционеров, с другой стороны, интересов руководства предприятий, а также интересов остальной части наемного персонала, с третьей - государственных интересов;

• совершенствование контроля и институциональных средств воздействия на собственников со стороны властных структур, уполномоченных в соответствии с нормативно правовыми условиями их функционирования, освоение ими с этой целыо, наряду с административно-распорядительными методами, методов активного стимулирования собственников в направлении продуктивного использования имущества и средств производства. В стране до настоящего времени много неучтенной собственности, еще больше собственности, не работающей на общественные интересы: сельское хозяйство, лесная, добывающая промышленности. Систематичность отношения собственности не совместима с неразборчивостью владельцев имущества, не способных или не желающих обеспечить эффективное его функционирование. Приватизационные или другие формы совершенствования отношений собственности должны обуславливаться принципами селекции собственника, а имущество и особенно средства производства не должны доставаться всем без разбору;

• внедрение интенсивных форм стимулирования собственности. Важно сохранить и не дать утонуть в приватизационных комбинациях, прежде всего, экспортоспособные сферы производства и жизнеспособные производства в самолетостроении, ракетостроении, в производстве космической техники, вооружения, атомного, энергомашиностроения, тяжелого станкостроения, биотехнологий; затем - автомобилестроения, транспортного, дорожного и сельхозмашиностроения, легкой и пищевой промышленности. Они должны занимать для начала подобающие позиции на внутреннем рынке;

• воспитание идеалов собственности как фактора накопления богатства и эффективного наследования. Внушение в связи с этим хозяйствующему субъекту понятий о ключевых факторах формирования рыночной ценности перешедших к нему во владение средств производства, о необходимости быть восприимчивым к технологическим инновациям, в особенности к новой технике (По данным Всемирного банка, его межведомственного аналитического центра, фирмы тратят на научные разработки в странах: ЕС - 7-10%, в Китае -5,8%. в США - 3 - 4%, в России - 0,5%, у 55% российских компаний расходов

на НИОКР вообще нет; о соразмерных характеристиках эффективности составляющих капитала (рентабельность основного капитала всегда выше рентабельности оборотного капитала, рост же спекулятивного капитала, вложенного в краткосрочные активы, не работает на перспективу. Кроме того, это следствие применения нормы дисконтирования для определения минимальной цены реализуемого на аукционах имущества и показатель того, в какой степени в государстве текущие соображения превалируют над перспективными, показатель неизбежности случайностей в формировании собственности) стихии.

Эффективность таких взаимодействий зависит от того, насколько учтены в концепции страновые особенности, реальное состояние ее производительных сил и социо-культурного пространства. Каждая из них, будучи самостоятельной, стремится к совершенствованию производства, но располагает различными предпосылками. Это не случайно. В каждый конкретный момент та или другая страна находится в одном из следующих положений развития:

НОРМАТИВНОЕ ПРЕДНАМЕРЕННОЕ

ВЫНУЖДЕННОЕ УГНЕТЕННОЕ

Происходит своеобразное размежевание позиции руководства странами в зависимости от их ресурсов, экономических условий, внутриполитической обстановки и характера международных отношений. Можно выделить четыре формы положения, в котором реально оказывается страна:

нормативная отражает существенное и необходимое изменение состояния экономики во времени и такой рост ее масштабов, структурных преобразований, при которых обеспечивается преемственность между происходящими во времени изменениями, формируются тенденции, ведущие к усилению производительных сил, повышению уровня общественных отношений, наступление на главные беды современного мира: голод, болезни, неграмотность, трущобы, безработицу и неравенство. Поэтому в характеристике нормативности положения в развитии страны важно различать состояние страны, обстоятельства, совокупность общественно-политических отношений, всей экономической обстановки на момент формирования политики. Нормативным состоянием развития можно, очевидно, признать, если обнаруживаются признаки целостности производственно-хозяйственных комплексов, составляющих общественное производство, есть в нем необходимые связи, отношения, структурная определенность взаимодействий между этими комплексами (определенная организованность). Целостность проявляется также как отражение и следствие неразрывного единства с внешней средой. Поведение хозяйствующих субъектов при всей их противоречивости подчиняется достижению национальных интересов. Понятен и логически объясним механизм руководства, представляющий собой систему принципов, характеристик, методов управления, наконец такое внутреннее его устройство, при котором обеспечивается эффективное функ-

ционирование экономической системы общества при постоянно обогащающем переносе в его систему позитивных результатов познавательной и практической деятельности человечества, т.е отражение объективной логики развития современного общества.

В широком смысле слова происходящее в стране не только может быть идентифицировано в объективных научно-теоретических определениях, но и является основой для формирования производительных сил в направлениях создания экономики постиндустриального типа. Нормативное положение в развитии достигается тем самым путем осознания исторической перспективы движения в этом направлении.

Угнетенное положение возникает не только как следствие воздействия факторов, обусловленных внутренним состоянием страны, складывающимся типом производственных отношений в ее экономике, но и как результат распространения соответствующих форм международных отношений. Они определяют соответствующие формы и направления развития из положения угнетенности: от не прикрытого до прикрытого, ретушированного. Особенно широкое распространение позиция угнетенного состояния отдельных стран приобрела в международных отношениях к концу XIX века, продолжалось в XX и существенно сохраняется в начале XXI веков. При этом развитие событий не обязательно приводило к потере сложившейся на территории страны исторической общности, языка, некоторых особенностей культуры, экономического уклада, быта народа и т. д., формально декларировалась также политическая независимость, но развитие подчинялось интересам господствующих держав. С этой целью использовались любые средства: от колониального закрепощения до экономических и политических средств обуславливания, последние широко применяются и в современных условиях. В результате закрепляются рынки сбыта товаров; сферы приложения капиталов, обеспечивающих приоритетную доступность к богатым источникам сырья, стратегически важным плацдармам; формирование структурной моногамии общественного хозяйства, необходимой для сохранения более благоприятной для господствующей стороны направленности развития добывающих, а ныне и обрабатывающих сфер производства.

В современных условиях, несомненно, больше возможностей для переключения развития из состояния угнетенности в нормативное состояние. Объективно это обуславливается характеристиками усиливающихся возможностей мирового сообщества в связи с развитием науки, техники, быстрым распространением современных форм знания и т.д. Вместе с тем сохраняются условия и факторы заинтересованности в закреплении традиционных форм взаимодействия в мире, при которых на вершине пирамиды усиливается роль стран, осуществивших прорыв в экономическом росте и добившихся лучшего сочетания в структуре потенциала своих стран, чтобы далее осуществлять постиндустриальные формы совершенствования производительных сил. В осно-

вании же и в середине пирамиды находятся страны с добывающим и обрабатывающим профилем своей экономики.

Вынужденное состояние, в сравнениях с нормативным, имеет основание не столько в сущности явления, сколько в воздействии на него других явлений, это отражение того, что может произойти иначе. Не каждая страна, обеспечивая свое развитие в соответствии с нормативными требованиями, обязательно испытывает комплексное и благоприятное для этого воздействие всех объективных факторов и субъективных начал, в том числе социально-политического плана. Всегда действует некая совокупность обстоятельств (при наличии других обстоятельств, уже имеющихся в данной стране задолго до того, как была сформулирована политика выбора нормативного пути развития), которая ведет к возникновению ситуаций, заставляющих изменить направления текущей деятельности, вынуждающих действовать так, а не в соответствии с необходимым, более всего соответствующим закономерному. В конечном итоге это означает, что преобразования в данной стране, в рамках вынужденного, должны далее проводиться с учетом и исторических, и вновь возникающих специфических условий. Их специфика, темпы, сроки должны корректироваться с учетом особенностей хозяйственно-экономической, политической обстановки внутри страны и в международных отношениях. При этом может произойти снижение темпов роста экономики, сократятся положительные изменения уровня и качества жизни населения. Такая вынужденность положения при сохранении активных начал в руководстве потребует, очевидно, такой перегруппировки элементов народнохозяйственного потенциала и изменения формы осуществления политики, при которых бы максимально учитывалось усиливающееся влияние неблагоприятных переменных состояния, обеспечивалось бы их преодоление с целью обеспечения нормативного положения в развитии.

Преднамеренное положение может возникнуть как результат объективного хода событий, отставания в развитии международных производственных, со-циально-культурных отношений. Известно, что развитие каждой страны в современных условиях происходит в обстановке усиления интеграционных процессов, распространяющихся в глобальном масштабе. Они способствуют повышению степени концентрации и централизации капитала в транснациональных образованиях, в отдельных странах, увеличивается объем взаимозависимого вывоза капитала и товарооборота, усиливается переплетение интересов деловых кругов различных стран. Но расширяется также сфера конкурентных отношений. Она во все более расширяющихся масштабах способствует развитию производительных сил, техническому прогрессу, воспитанию предприимчивости и инициативы всех участников международных отношений. Но по мере накапливания опыта современных рыночных отношений формируются новые возможности и появляются все более совершенные средства конкурентной борьбы, в ее орбиту втягивается все большее число участников, включая государственные институты. На этой основе возникают новые формы лидерства.

Их нередко начинают использовать для навязывания выгодных правил взаимодействия и преднамеренного воздействия с целью удерживания контрагентов (в составе которых развивающиеся страны, другие страны) в рамках системы хозяйствования, способствующей сохранению условий завоеванного лидерства. Страны с преднамеренным состоянием развития обеспечивают высокий уровень избыточного накопления ценных ресурсов, постоянно возрастающий уровень и качество жизни своего населения, в том числе используя не экономические средства и методы. Но сколь бы устойчивы ни были позиции "выдающейся" группировки стран, и у остальных из них, особенно в наши дни, сохраняются возможности формирования самостоятельной позиции и выбора варианта политики, обеспечивающей последовательное движение в направлении прогресса, по нормативной траектории развития. Последовательное решение соответствующих задач невозможно без мероприятий, способствующих воссозданию соответствующей системы их взаимодействия в конкурентной среде с учетом типичных признаков особенностей в сравнении с другими саранами, находящимися в соответствующем положении, достигшими своего уровня развития.

В табл. 1, 2 приведены характеристики этих особенностей, на наш взгляд, наиболее типичных для стран, оказывающихся в том или другом положении.

Таблица1 о

к>

Страновые особенности исходного положения в их развитии (в случаях, где подчеркивается динамика, имеется ввиду 2006г. По сравнению с уровнем 1995г.)

Особенности экономики Качество жизни

Характеристика состояния стран ВНПна душу населения, тыс. долларах США Коэффициент производства продуктов питания Производительность в с/х на одного с/х раб., тыс. долларах Доля с/х в ВВП, % Энергопотребление, нефти на душу населения, кг Внутренние кредиты на душу населения, с/годов, % к ВВП Прирост частного потребления на душу населения с/ годов,% Продолжительность жизни, лет Коэффициент детской смертности до 5 лет на 1000 детей Уровень неграмотности взрослого населения (°/с людей в возрасте 15 лет и старше) Недоедание среди детей до 5 лет, %

Нормативное: Австрия, Австралия, Германия, Испания, Канада, Чехия и др. >20 / >100 / >10-17 / 5 >4000 / >100 >1 / 80 10

Угнетенное: Российская Федерация, Ирак, Латинская Америка <5 <100 \ 1-0,1 \ 9-20 4000 (Россия) 500 (Латинская Америка) \ <100 -0,1 \ 70-55 >20 как правило >50 (Россия) >30 (Россия) 3% /

Вынужденное: Китай, Пакистан, Индия <5 -100 0,1 >20 800 / >100 (Китай) <50 +1,5 / 70 >30 10 10

Преднамеренное: США, Саудовская Аравия, Великобритания >20 >100 / >10-17 / <5 7000 /* >100 >1 / 80 До 10 •

Со

о 5

£ □ *

Nj О

о

Ос

•о»

Vi

'S

.Ov

Таблица 2

Характеристики со- Социальный состав населения Образование, наука

стояния 1 стран Доля жителей за чертой бедности, % к населению Доля расходов на здравоохранение, % к ВВП Коэффициент Джини (4-ый квантиль) Доля расходов на образование, % внп Ожидаемая продолжится ь-ность обучения, лет Уд. вес учащихся в соот. возр. группе, % Ученых и научн. работников., чел на 1 млн насел. Экспорт высок, технол., % от экспорта

Нормативная: Австрия Австралия, Германия, Испания, Канада, Чехия >6 20 >5 >12 100 >3000 >40 /

Угнетенное: Российская Федерация, Ирак, Латинская Америка 30; 40 (как правило) 4-(Россия); <3 \ 25-35 <3 <10 100 >30 (в среднем) \ 4000 (СССР) >300 \ 20(СССР);Россия и остальные 15 (в среднем) \

Вынужденное: Китай, Пакистан, Индия 10-20 3 25-40 2,5 10 100 500 / >25 /

Преднамеренное: США, Великобритания, Прибалтийские страны >6 20 >5 >12 100 >3000 / 40 /

Библиографический список

1. Аргументы и факты. - 2006. - №50.

N.N. Osmankin

FORMATION PECULIARITIES OF PRODUCTION DIVELOPMENT CONCEPTION IN MACROECONOMIC STRUCTURE

Formation structure and peculiarities of production development conception are investigated exemplify the politics prior goals representation. Analysis directions of regional peculiarities development are stated.

Keywords and phrases: conception, rhythm, primary event, efficient fact, national economy development, pole of growth.

Статья примята в печать в окончательном варианте 04.12.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.