работника перед переходом на зарезервированную позицию. Это действие может регулироваться внутренними правилами и зависит от позиции или рекомендаций для каждого отдельного сотрудника. В то же время иногда бывают ситуации, когда указанный крайний срок подходит к концу, и нет офиса или работник не готов его занять.
В первом случае вы можете войти в должность депутата и после успешной подготовки назначить резервиста на эту должность. У сотрудника будет возможность проявить себя «в бизнесе», и у компании есть время и возможность оценить дальнейшие перспективы, в противном случае существует риск того, что обученный специалист покинет компанию и безвозвратно потеряет средства, вложенные в его обучение.
Во втором случае вы можете сообщить сотруднику о результатах обучения и развития и определить новые условия. В любом случае следует соблюдать принцип открытости и конкуренции [1].
Соблюдение основных правил создания и использования кадрового резерва позволит активизировать кадровый потенциал организации. Правильно организованный кадровый резерв достигнет всех установленных целей в кратчайшие сроки.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Минченкова О. Ю. Подготовка кадрового резерва: два проверенных способа. Электронный ресурс: http://www.eHtarium.ru/kadrovyj-rezerv-orgaшzatiya-rabota-personal-dolzhnost-rabotшk-ocenka-podgotovka-zatraty-spetiaПst-rukovodstvo-princip / (дата обращения: 10.09.2017).
2. Формирование кадрового резерва. Электронный ресурс: http://www.up-pro.ru/ encydopedia7kadrovyj-rezerv.html (дата обращения: 10.09.2017).
3. Формирование кадрового резерва: пошаговая инструкция. Электронный ресурс: http://www.hr-portal.ru/article/formirovanie-kadrovogo-rezerva-poshagovaya-instrukciya (дата обращения: 10.09.2017).
Иванов Юрий Олегович, старший менеджер по персоналу, ООО «СимбирСофт» (г. Ульяновск), магистрант Ульяновского государственного технического университета. Стеклова Ольга Евгеньевна, преподаватель кафедры «Управление персоналом» Ульяновского государственного технического университета, кандидат экономических наук, доцент.
Поступила 07.11.2017 г.
УДК 331.108
А. А. АБАИМОВА, О. Е. СТЕКЛОВА ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНД
Рассматриваются особенности формирования команд и связанные с ними характеристики мотивации персонала. Выделены факторы, влияющие на уровень и характер мотивации.
Ключевые слова: мотивация, команда, ценности, цели, ценностно-ориентационное единство, лидер, тренинги.
Формирование команды происходит следующими путями: в команду собираются сотрудники с определёнными характеристиками, необходимыми для реализации проекта. Такой подход характерен для временных команд. Но в группе, которая уже работает и планирует работать
© Абаимова А. А., Стеклова О. Е., 2017
дальше, можно использовать процесс командо-образования для сплочения группы, повышения её эффективности и повышения удовлетворённости от участия в совместной деятельности.
В этом случае действует мотивационный механизм целедостижения, где цели, которых достигает группа в процессе деятельности, становятся мотиватором, поскольку для команды не достигнуть цели - это то же самое, что подвести членов команды.
Учёные делят характеристики команды на две группы: формальные, которые обеспечивают представленность необходимых специалистов для полноценной работы, способы организации командной деятельности; и содержательные, которые связаны с межличностными отношениями, ценностными ориентациями, распределением психологических ролей, статусов в команде, групповые нормы, лидерство. Оба вида характеристик отражаются на эффективности командной деятельности, являются необходимыми при формировании команды [1, с. 559].
Синергетический эффект от командообразо-вания достигается за счёт высокой сплочённости группы, различных по характеру видов деятельности, высокому уровню ценностно-ориента-ционного единства, отсутствию соревновательности. Мотивирующим фактором также является ценности, на которых основана команда. Создание команды сопровождается отбором людей, обладающих различным темпераментом, профессиональным уровнем и специализацией, единственное, что объединяет их - это стремление достигнуть цель. Если данная цель является ценной для всех членов команды, то она сможет достигнуть результатов, если нет, то она развалится от противоречий и конфликтов [1, а 542].
Ценностно-ориентационное единство
является и основой, и показателем наличия команды. Оно же сопровождается доверием и пониманием между членами команды, потому что без доверия невозможно распределить роли между очень разными людьми, от которых от каждого зависит успех деятельности команды. Поэтому формирование команды сопровождается выработкой ценностно-ориента-ционного единства, доверия и согласованности действий, полного предоставления информации.
Команда удовлетворяет ряд потребностей человека, которые не всегда он может удовлетворить в рабочей группе. Потребности в безопасности и уверенности в будущем удовлетворяются в большей степени, поскольку команда формирует единство, взаимопомощь, честность и доверие являются основой групповой деятельности. Потребность в причастности, принадлежности к чему-то значимому также можно отнести к тем потребностям, которые удовлетворяются в команде.
Конечно, эти потребности могут быть удовлетворены и другим способом, но команда строится на её основе, использует её потенциал.
Потребность в уважении проявляется в командной работе в результате распределения ролей в соответствии с профессиональными характеристиками, членам команды не надо соревноваться между собой, их работа направлена на сотрудничество и поддержку, развитие профессионализма.
Потребность в самовыражении и самореализации в реальности редко удовлетворяется, и именно команда позволяет её членам хоть в какой-то мере удовлетворить её. Многие команды формируются из таких людей, у которых выражена потребность в самовыражении, или в результате групповой деятельности она становится актуальной.
Ценность команды в том, что люди в большинстве своём ищут таких отношений доверия, взаимопомощи, поддержки, поэтому членство в командах является очень важным для них и само по себе мотивирует сохранять команду всеми силами.
Поэтому так популярны тренинги командо-образования, поскольку они учат членов группы доверять друг другу, стремиться помочь, подсказать, достигнуть.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Немов Р. С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 5-е изд. — М. : «Владос», 2017. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 687 с.
Абаимова Анастасия Андреевна, инженер по ОТ и ПБ ОАО «Ульяновскнефть» (г. Ульяновск), магистрант Ульяновского государственного технического университета. Стеклова Ольга Евгеньевна, преподаватель кафедры «Управление персоналом» Ульяновского государственного технического университета, кандидат экономических наук, доцент.
Поступила 07.11.2017 г.