КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ КАК ПОТРЕБНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Е. Н. КАРТУШИНА
В статье рассмотрены причины, принципы и способы образования команды в современных организациях. Проанализированы различные точки зрения о возможностях командной работы и сделан вывод о потребности организации в командообразовании в современном процессе управления персоналом.
Ключевые слова: команда, группа, тимбилдинг, командообразование.
В современных экономических условиях предприятиям требуются определенные усилия, чтобы выжить. Необходимыми условиями выживания компании становятся гибкость, адаптивность к быстро меняющимся условиям рынка, повышение производительности труда и умение творчески развиваться [6]. Командный метод работы является более эффективным в управлении организацией в условиях современной экономики в отличие от жесткого административного управления. Переход к новому методу управления требует перестройки мышления, поведения, способов принятия решений, что является требованиями рыночной экономики и шансом качественного изменения системы управления предприятием. Гуманистические принципы управления, на основе которых разработаны новые технологии управления, позволяют освоить организациям новые командные подходы к управлению, которые в современных условиях становятся лучшим основанием для выработки групповых и организационных целей, решения производственных задач. Объединение работников в единое целое и создание системы управления, отличающейся единством целей и действий, общностью корпоративных ценностей и интересов возможно только на основе эффективной командной организации.
Организация команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия. Процесс формирования команд в организации является процессом трудоемким и долгим. Командная работа не всегда оправдывает затраты связанные с ее построением и поддержанием. Работа в команде часто порождает чувство индивидуализма ее членов, снижение креативно-
сти, конфликтность. Однако команды, прошедшие процесс формирования с прохождением всех стадий развития групповой динамики, достигают высокого уровня организованности и навыков командной работы с разделением лидерства, ротацией ролей, собственными правилами и нормами. Члены команды умеют ставить цели, творчески достигать их, раскрывая личностный потенциал каждого участника.
Процесс формирования команды может быть стихийным, а также целенаправленным. Стихийный процесс характеризуется появлением неформальных лидеров и сплоченностью вокруг общей деятельности, которая и становится целью: путешествия, спорт, музыка. Целенаправленный подход к процессу командообразования требует от руководителя ясного представления причин серьезных изменений в системе управления.
Потребности в деятельности команды возникают в условиях быстрых перемен и различных структурных изменений, при появлении новых направлений работы, глобальных целей, программ, при необходимости работать вместе над реальными заданиями, когда необходимы новый взгляд на проблемы и принятие коллективных решений, поддержание или создание дружеских отношений в коллективе, преодоление конфликтных ситуаций, напряженной эмоциональной атмосферы, а также при необходимости повышения уровня согласованности, доверия и взаимопомощи между сотрудниками. Способы работы по формированию команд в каждой ситуации будут различными.
Команда имеет общие черты с группой, однако в команде более постоянный персонал, более жесткое распределение ролей, более ясная и формальная цель. Члены команды сыгранны. Со сто-
роны их также воспринимают как членов команды. Члены команды воспринимают участие в команде как вознаграждение. Команда стремится к общей цели. Члены команды действуют одинаково по отношению к окружению, все горды тем, что вместе могут добиться большего, чем в одиночку. В команде удовлетворяются потребности личности в причастности, уважении, успехе, даже если успех совместный. В команде, как правило, есть «примадонны», которых терпят до тех пор, пока их вклад оценивается выше, чем психологические издержки от их манер [4].
Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская [5], опираясь на исследования американских и российских ученых, выделяют следующие признаки команды:
- общее видение, которое позволяет снять явные и потенциальные противоречия между членами команды;
- взаимодополнение по функциям и при распределении ролей между членами команды, что относится к способам позиционирования (выработку членами команды определенной системы позиций относительно друг друга по самым разным критериям) команды в целом и отдельных ее членов в частности;
- способность быстро реагировать на изменения, большая гибкость, адаптивность и стремление к инновациям;
- понимание друг друга с полуслова, сработанность, согласованность, появляющееся в ходе совместной работы и комплектования команды;
- связанность (cohesiveness) или сплоченность группы;
- способность мотивировать членов команды к совершению определенных действий.
Авторы приходят к выводу о том, что команда есть группа, причем группа специфическая, особенная. Команда есть группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей.
Для команды характерно открытое обсуждение проблем, хорошая циркуляция информации. Деятельность ориентирована на решение задач, цели сменяются по мере необходимости. Основное внимание уделяется достижению конкретных результатов: подходящие сотрудники и соответствующие ресурсы объединяются ради максимально быстрого и качественного выполнения задачи, сроки и этапы ее решения постоянно контролируются. Отношения между сотрудниками строятся на принципах взаимозависимости. Лидерство основывается на содействии контактам и сотрудничеству. Руководство действует как ката-
лизатор группового взаимодействия и сотрудничества. Эффективность деятельности группы определяется индивидуальной успешностью в сочетании с возможностью объединить личные цели сотрудников со стратегическими целями организации. Команды легко адаптируются благодаря матричному принципу внутреннего устройства: отдельные подгруппы создаются под задачу и легко могут быть переформированы. Влияние в команде основано не на статусе или положении, а на профессионализме и компетентности [5, с. 283].
Таким образом, команда представляет собой малую группу, которую характеризует целый ряд специфических особенностей. Процесс командообразования можно рассматривать как вариант естественной групповой динамики или же как определенный набор специальных технологий для организации, стимулирования, управления социально-психологическим развитием группы [5. с. 290].
Н. Гришанова, доцент кафедры психологии труда Российского государственного социального университета, считает, что команда предполагает формальные отношения между работниками, с четко обозначенными ролями, а отношения в группе складываются на основе неформальных связей. В соответствии с данным подходом тренинги командообразования преследуют разные цели. Групповые мероприятия в виде активных ролевых игр, корпоративных вечеринок или поездок за границу, направлены на сплочение коллектива, формирования общего корпоративного духа и лояльности работников. Командообразующие тренинги проводят для топ-менеджеров и руководителей для того, чтобы посредством выявления их скрытых качеств и талантов сориентировать каждого члена команды на исполнение свойственных им ролей [8].
Создание команды - многоступенчатый и продолжительный процесс, который включает ряд этапов: знакомство, сплочение посредством team building, выработка единых целей и задач, определение роли каждого человека в команде, разработка методов работы в спорных и кризисных ситуациях, выбор различных механизмов мотивации, мониторинг продуктивности последующей деятельности работников при решении воз Тимбилдинг применяется для создания проективных групп, отделов или в ходе реструктуризации компании для повышения внутренней коммуникации и эффективности работы.
Хломов И. определяет различия в командообразовании, разделяя мероприятия по командообразованию на тимспирит и собственно тимбилдинг. По его мнению team spirit означает командный
дух, который появляется в ходе отдыха, активного мероприятия на природе [7]. Основной целью таких мероприятий является неформальное общение на корпоративных праздниках, тематических вечеринках с конкурсами и концертами, живая коммуникация в неофициальной атмосфере.
В настоящее время различают несколько технологий повышения командной эффективности.
Тимбилдинг (team building) в переводе с английского языка означает построение эмоционально сплоченной команды, путем выполнения совместных упражнений, которые невозможно сделать в одиночку.
Тимдесинг (team design) сконцентрирован на принципах проектирования команды, распределения в ней ролей, факторах организации команды.
Ретиминг (reteaming от английского reteaming - переформирование команд) - технология, которая позволяет создавать эффективные управленческие команды. Технология создана в Финляндии, направлена на решение различных обсуждаемых проблем команды и четкое понимание группой возможностей в получение выгоды. Основной принцип ретиминга - это ориентация на решение задач, формирование позитивного мышления в организации в целом, а у руководителей - нацеленности на результат через планирование деятельности компании в формате мозгового штурма. Лидер должен суметь сформировать цели и реальные возможности в единое целое.
Тимфорсинг ориентирован на использование тренинга при смене управленческой верхушки, появлении новых топ-менеджеров со своим взглядом на цели, ценности, принципы управления в компании.
В ходе тренингов авторы используют также тимдизайнинг, тимкейсинг и другие виды технологий повышения командной эффективности.
Ориентируясь на американскую школу, применяющую в командообразовании team building, основанный на спортивных и физических играх, в нашей стране многие организации уделяют этому методу основное внимание.
Однако Гришанова Н. утверждает, что для дружных и сплоченных коллективов с уже выработанной и сильной корпоративной культурой проведение мероприятий типа team building особой пользы принести не может [8].
Многие менеджеры по управлению персоналом утверждают, что в первую очередь подобные программы необходимы высшему руководящему звену. По мнению большинства специалистов, наиболее популярными командообразующими (групповыми) мероприятиями на сегодняшний
день являются активные тренинги с элементами ролевых игр.
Тренеры в ходе мероприятий по командообразованию, ставят перед собой задачи повышения эффективности командной работы: повышения уровня взаимодействия между сотрудниками, сплочение коллектива, выявление лидеров, аутсайдеров, расширение навыков решения нестандартных ситуаций, повышение мотивации на достижение коллективных целей, снятие стресса, усталости, моделирование бизнес-процессов, повышение эффективности бизнес-коммуникаций. Технику тимбилдинга часто реализуют в ходе проигрывания различных активных сюжетов за счет создания игровой реальности, где участникам легче погрузиться в процесс выполнения заданий.
В ходе тренинга группа может пройти все стадии групповой динамики, включая агрессию и обратную связь. Задача инструкторов состоит в помощи участникам эффективно проанализировать полученный опыт и перенести его на реальные рабочие ситуации.
Основными блоками тренинга могут быть: совместное планирование и распределение ответственности в команде; умение договариваться; видение общей цели; ролевое распределение в команде; эффективное исполнение командных задач; рациональное использование командного ресурса; контроль выполнения поставленных задач; принятие ценностей компании.
Результатом тренингов становится повышение общей эффективности работы коллектива как комплексный результат, складывающийся из влияния различных факторов. Повышается уровень доверия в коллективе, появляется команда, сплоченная вокруг общей цели с настоящим лидером. Новый тип отношений внутри команды, основанный на глубоком принятии и понимании друг друга способствует повышению личной ответственности членов команды за достижение общей цели. Снижается уровень конфликтности, возрастает конструктивность работников и творческая активность команды, что создает условия для личностного развития. Существующие еуеШ> агентства предлагают средиземноморские парусные регаты, покорение горных вершин, поиск кладов, групповое конструирование различных устройств и механизмов, бизнес-игры с элементами решений заготовленных кейсов, съемки и последующий просмотр игровых видеофильмов и многое другое.
Однако вследствие особенностей коллективного отечественного менталитета групповые тренинги и корпоративные программы оказываются беспо-
лезны в России. Искусственное сплочение единого коллектива может привести к его распаду [8].
Из-за кризиса компании резко сократили расходы на тимбилдинг. Мероприятия по сплочению коллектива стали реже и дешевле. Но по-прежнему популярны командные марш-броски, чукотские праздники, сплавы на байдарках, рыцарские турниры и отправка менеджеров в затопленные пещеры или в незнакомые города - без денег и без связи.
Марина Исхакова, известный экстремальный тренер в России, кандидат экономических наук, основатель и руководитель Санкт-Петербургской компании Adventure Races [3], считает, что в будущем в России и в мире будут востребованы глобальные команды. Тенденция глобализации сделает актуальными следующие виды тимбилдингов:
- Global Teams - Cross-Cultural Teams (глобальные команды и кросс-культурные команды). Глобальные команды должны будут работать сплоченно в экстрим-условиях международного бизнеса, и станут основным и наиболее эффективным форматом для работы.
- Virtual Teams (виртуальные команды). Умение работать в глобальных виртуальных командах станет одним из залогов успеха в бизнесе будущего.
- Project Teams - Short-Term Teams (команды, созданные под проект, и краткосрочные проектные команды).
- Multi-Teams (мультикоманды). Навыки эффективной одновременной работы в нескольких командах, станут ключевыми для менеджеров будущего.
- Cross-Functional Teams (кросс-функциона-льные команды), включающие представителей различных специальностей.
- Woman Teams (женские команды). Тим-билдинговые женские команды станут популярными в качестве возможных моделей командной работы, а также тренировок и тестирования для работы в бизнес-среде.
Таким образом, командообразование как потребность возникает в тех сферах, где необходимо эффективное групповое участие. Это сложный творческий процесс, требующий огромных финансовых затрат и интеллектуальных усилий. Не случайно специалисты по управлению персоналом часто рекомендуют возлагать работу по формированию команд на кадровые службы организации. Основную роль в объединении работников в команду единомышленников должен играть
непосредственный руководитель коллектива. Командный дух в коллективе достигается при выполнении ряда условий. Главное из них - отождествление членами команды личных и групповых целей и интересов, и чувство взаимной ответственности за действия каждого.
Однако формирование команды не станет безусловным благом для любой фирмы и, конечно, не панацей от всех проблем. Командообразование - это одно из звеньев системы мотивации, адаптации, управления персоналом, которая должна существовать в компании в современных условиях.
Литература
1. Авдеев В. В. Управление персоналом: технология формирования команды: учеб. пособие. М., 2004.
2. Джабраилов М. А. Образование как сфера формирования экономического интереса социального субъекта // Вестник тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. № 1. С. 313-318.
3. Исхакова М. Тимбилдинг: Раскрытие Ресурсов организации и Личности. URL: http://www.ubo.ru
4. Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидеров. М., 1996. С. 226.
5. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: учеб. пособие для вузов. М., 2001. URL: http://pedlib.ru
6. Лапшин В. Ю., Лапшина И. М. Приоритетные направления формирования социально-ориентированной модели рынка труда в России // Социальноэкономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 4. С. 90-97.
7. Хломов И. Современные стандарты командообразования // Работа с персоналом. URL: http:// www.ubo.ru
8. Хотулева Е. Особенности национального тимбилдинга. Плюсы и минусы «командообразующих» мероприятий. URL: http://www.ubo.ru
* * *
TEAMBUILDING AS NEED IN MODERN HR MANAGEMENT
Ye. N. Kartushina
In article the reasons, the principles and ways of formation of team in the modern organizations are considered. The various points of view about opportunities of team work are analyzed and the conclusion on need of the organization for a teambuilding in modern HR management is drawn.
Key words: team, group, team building.