Научная статья на тему 'Особенности формирования и реализации содержания правого обеспечения профессиональной деятельности будущих бакалавров традиционных художественных промыслов'

Особенности формирования и реализации содержания правого обеспечения профессиональной деятельности будущих бакалавров традиционных художественных промыслов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правое образование / правое просвещение / правое воспитание / правое обучение / правовая грамотность / правовая компетентность / традиционные художественные промыслы / содержание / педагогические технологии. / law education / law enlightenment / law education / law teaching / legal literacy / legal competence / traditional applied arts / content / pedagogical technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Н. Н., Еракина Е. А.

Статья посвящена обсуждению практико-ориентированного подхода к формированию содержания правого обеспечения профессиональной деятельности студентов ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» на уровне бакалавриата. Приведённые результаты анализа основных понятий аппарата теории правового образования позволили выделить их взаимосвязь и отличительные признаки, что позволило дать определение понятию «правовая грамотность будущих художников традиционного прикладного искусства», а также разработать структуру стратегии ее формирования. Результаты анализа запросов в области права от студентов, преподавателей и художников-практиков позволили обосновать актуальность обновления содержания правового обеспечения профессиональной деятельности на уровне бакалавриата и в рамках дополнительного профессионального образования. Для решения этой задачи предлагается использовать разработанную процедуру процесса формирования содержания обучения, направленного на формирование правовой грамотности будущих художников традиционных художественных промыслов. В статье описан комплекс подобранных для организации учебного процесса педагогических технологий и приводятся примеры их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the formation and implementation of the content of legal support for the professional activities of future bachelors of traditional artistic crafts

The article is devoted to the discussion of a practice-oriented approach to the formation of the content of legal support for the professional activity of students of the Higher school of folk arts (academy) at the bachelor's level. The presented results of the analysis of the conceptual apparatus of the theory of legal education made it possible to highlight their interconnection and distinctive features, which made it possible to define the concept of «legal literacy of future artists of traditional applied art», as well as to develop the structure of the strategy of its formation. The results of the analysis of requests in the field of law from students, teachers and practicing artists made it possible to substantiate the relevance of updating the content of the legal support of professional activity at the bachelor's level and within the framework of additional professional education. To solve this problem it is proposed to use the developed procedure for the process of forming the content of education, aimed at the formation of legal literacy of future artists of traditional applied arts. The article describes a set of pedagogical technologies selected for the organization of the educational process and provides examples of their application.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и реализации содержания правого обеспечения профессиональной деятельности будущих бакалавров традиционных художественных промыслов»

Михайлова Н.Н., доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Института традиционного прикладного искусства - Московского филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 115573, Москва, ул. Мусы Джалиля, 14, корп. 2, e-mail: [email protected]

Еракина Е.Л., аспирант ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2, лит. A, e-mail: [email protected]

Mikhailova N.N., Doctor of pedagogical sciences, professor of the department of social-humanitarian and natural science disciplines of the Institute of traditional applied art - Moscow branch of the Higher school of folk arts (academy). 115573, Moscow, 14 MusaJalil str., corp. 2, e-mail: [email protected]

Yerakina Е.Л., post-graduate student of the Higher school of folk arts (academy), 191186, Saint Petersburg, Griboyedov canal emb., 2, lit. A, e-mail: [email protected]

Особенности формирования и реализации содержания правого обеспечения профессиональной деятельности будущих бакалавров традиционных художественных промыслов Features of the formation and implementation of the content of legal support for the professional activities of future bachelors of traditional artistic crafts

Аннотация. Статья посвящена обсуждению практико-орнентнрованного подхода к формированию содержания правого обеспечения профессиональной деятельности студентов ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» на уровне бакалавриата. Приведённые результаты анализа основных понятий аппарата теории правового образования позволили выделить их взаимосвязь и отличительные признаки, что позволило дать определение понятию «правовая грамотность будущих художников традиционного прикладного искусства», а также разработать структуру стратегии ее формирования. Результаты анализа запросов в области права от студентов, преподавателей и художников-практиков позволили обосновать актуальность обновления содержания правового обеспечения профессиональной деятельности на уровне бакалавриата и в рамках дополнительного профессионального образования. Для решения этой задачи предлагается использовать разработанную процедуру процесса формирования содержания обучения, направленного на формирование правовой грамотности будущих художников традиционных художественных промыслов. В статье описан комплекс подобранных для организации учебного процесса педагогических технологий и приводятся примеры их применения.

Ключевые слова: правое образование, правое просвещение, правое воспитание, правое обучение, правовая грамотность, правовая

компетентность, традиционные художественные промыслы, содержание, педагогические технологии.

Abstract: The article is devoted to the discussion of a practice-oriented approach to the formation of the content of legal support for the professional activity of students of the Higher school of folk arts (academy) at the bachelor's level. The presented results of the analysis of the conceptual apparatus of the theory of legal education made it possible to highlight their interconnection and distinctive features, which made it possible to define the concept of «legal literacy of future artists of traditional applied art», as well as to develop the structure of the strategy of its formation. The results of the analysis of requests in the field of law from students, teachers and practicing artists made it possible to substantiate the relevance of updating the content of the legal support of professional activity at the bachelor's level and within the framework of additional professional education. To solve this problem it is proposed to use the developed procedure for the process of forming the content of education, aimed at the formation of legal literacy of future artists of traditional applied arts. The article describes a set of pedagogical technologies selected for the organization of the educational process and provides examples of their application.

Keywords: law education, law enlightenment, law education, law teaching, legal literacy, legal competence, traditional applied arts, content, pedagogical technologies.

В современных условиях стремительно меняются требования, как к подготовке специалистов, так и к самим выпускникам вузов. В первую очередь, квалификация выпускника оценивалась через уровень владения универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. В настоящее время этот перечень требований значительно расширился, т.к. реализация профессиональной деятельности требует информационной компетентности, сформированной управленческой и экономической культуры, а также правовой грамотности, которая характеризует определенный уровень правовых знаний, убеждений и поведения каждого человека. Поэтому «правовое образование» можно рассматривать в качестве важного компонента высшего образования, включающего в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю [1].

В теории правового образования многие авторы выделяют две главные составляющие: «правовое воспитание» и «правовое обучение». А.П. Семитко определяет «правовое воспитание» как «целенаправленную деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому» [10, с. 224]. В.М. Шафиров под «правовым обучением рассматривает процесс формирования достаточно полных и систематизированных знаний о праве, правовой деятельности» [9, с. 98].

В системе высшего образования в качестве результата правового образования рассматривается уровень «правовой компетентности», который определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и уровень «правовой грамотности», определяемый наличием опыта применения правовой компетентности в практической деятельности. Перечень формируемых у будущих художниов традиционных прикладного искусства правовых компетенций включает:

1. В группе компетенций «Разработка и реализация проектов» - УК-2: способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

2. В группе компетенций «Гражданская позиция» - УК-11: способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению.

3. В группе компетенций «Информационно-коммуникационные технологии» - ОПК-5: способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.

4. В группе компетенций «Государственная культурная политика» -ОПК-7: способен ориентироваться в проблематике современной культурной политики Российской Федерации [14].

В педагогике к теории правового образования отнесены проблемы структуры, планирования, координации и управления правовоспитательным процессом, в котором особенно актуальны проблемы воспитательной роли самого права [7]. Анализ использования различными авторами понятий «правовая культура», «правовая компетентность», «правовая грамотность» позволил сделать вывод, что эти понятия характеризуют разные этапы развития правового сознания в процессе формирования правовой культуры будущего художника в области традиционного прикладного искусства (рис. 1).

Рис. 1. Этапы развития правового сознания и правовой культуры

Ядро теории правовой грамотности, по мнению С.А. Морозовой, составляет научно обоснованная методология и методика целенаправленного воздействия на правосознание с целью формирования правомерного поведения [7]. Однако для понятия «правовая грамотность» на данный момент нет единой трактовки, хотя ее формирование на уровне бакалавриата можно считать наиболее важным этапом, который обеспечивает

95

приобретение студентами опыта применения знаний по актуальным вопросам для реализации их будущей профессиональной деятельности в современных условиях. Многие авторы придерживаются позиции, что правовую грамотность можно рассматривать как «целенаправленную деятельность, обеспечивающую формирование навыков и получение опыта использования, регулярно обновляемых в области права знаний для решения практических задач в разных областях жизнедеятельности специалиста» [2].

В широком смысле под «правовой грамотностью» понимается определенной вид грамотности, который необходим человеку, проживающему в постоянно меняющемся мире для взаимоотношений с другими людьми [1]. К этому термину можно отнести еще и способность человека принимать участие в различных видах деятельности и жизни демократического сообщества. Следовательно, правовую грамотность будущих художников традиционного прикладного искусства можно рассматривать как результат правового обучения и правового воспитания, как правовую компетентность, включающую спектр специфических навыков применения правовых знаний в конкретной области трудовой деятельности, как владение совокупностью профессионально-ориентированных и граждански значимых знаний государственных законов, а также как обоснованность гражданской позиции студента в области сохранения культурного наследия России в целом и традиционного прикладного искусства в частности. Поэтому в данной статье мы сделали акцент на те аспекты правовой грамотности, которые позволяют регулярно обновлять юридические знания по специфическим направлениям правового обеспечения трудовой деятельности будущих художников в области традиционного прикладного искусства, употреблять правовую терминологию, а также осознанно применять эти знания на практике.

Практико-ориентированную правовую компетентность будущих художников в области традиционного прикладного искусства можно представить в виде трех компонентов: мобильные знания, гибкость их применения и критичность мышления при решении профессионально значимых проблем. Использование педагогических технологий для формирования этих трех компонентов наиболее полно описаны М.В. Чошановым [16] в теории проблемно-модульного обучения, которая включает комплекс педагогических технологий, в том числе использованные нами: технологию целеполагания педагогической деятельности; технологию проблемного обучения; технологию сжатия информации; технологию игровой деятельности; технологию проектной деятельности; рейтинговую технологию контроля и оценивания.

Практическое значение правовой грамотности будущих художников в области традиционного прикладного искусства будет заключаться в формировании определенных осознанных моделей правового поведения в сфере будущей профессиональной деятельности, что и позволит будущему художнику в области традиционного прикладного искусства не только

понимать существо проблемы, с которой он может столкнуться после окончания обучения, но и уметь решить ее практически. Таким образом, стратегию формирования правовой грамотности можно представить в виде структуры на рисунке 2.

с о

д

Е р Ж А н и Е

п р А в о в о Г о

о б У Ч Е н и я

Цель: правовая грамотность будущего художника ТПИ

I

спо

- правовое просвещение и воспитание -

мотивационный компонент стратегии формирования правой грамотности будущих художников ТПИ

Мотивы социальной адаптации - осознание общественной значимости юридических знаний и освоение умений их применять для грамотного поведения в соответствии с нормами современного общества

Мотивы профессиональной адаптации -

осознанный выбор специфических, наиболее отвечающих потребностям художников в области ТПИ правовых форм реализации профессиональной деятельности

Мотивы ответственности и прогнозирования - прогнозирование последствий, которые возможны в случае нарушения норм, а также понимание возможных форм и видов юридической ответственности

БАКАЛАВРЫ -- правовое обучение и воспитание -

практико-ориентированная

правовая компетентность будущих художников

N1

Ппактико-ориентированные мобильные знания с учетом специфики проф деятельности художника ТПИ

Гибкость применения плановых нопм в проФ ессиона л ь ной деятельности

Критичность мышления

пои анализе информации, формулировке выводов и принятии решений

Попупяризапия ТПИ и Формирование молегги правового профессионального повеления на основе учебной, проектной и грантовой деятельности студентов

Пополнительное профессиональное образование в области правового обеспечения профессиональной деятельности художника ТПИ

Комплекс развивающих педагогических технологий, обеспечива

ющих формирование и

развитие правовой грамотност и

бакалавров ТПИ

Рис. 2. Структура стратегии правового образования и формирования правовой грамотности будущих художников традиционных художественных промыслов

Для целенаправленного формирования мотивации к правовому образованию можно выделить ряд мотивов, в том числе:

1. Мотивы социальной адаптации, направленные на понимание общественной значимости юридических знаний и освоение умений их применять для грамотного поведения в соответствии с нормами различных сфер современной жизни и для сохранения культурного наследия России.

2. Мотивы адаптации в профессиональной деятельности, направленные на осознанное освоение наиболее отвечающих потребностям будущих художников в области традиционного прикладного искусства организационно правовых форм профессиональной деятельности, механизмов защиты авторских прав, возможностей государственной поддержки при сопровождении профессиональной деятельности молодежи.

3. Мотивы правовой ответственности - понимание возможных форм и видов юридической ответственности на основе способности к прогнозированию последствий, которые возможны в случае нарушения норм, применяющихся в профессиональной деятельности в области традиционного прикладного искусства.

Формирование правовой грамотности подрастающего поколения -процесс длительный, начинается еще в старших классах школы, где реализуются дисциплины «Обществознание» либо «Граждановедение», в которых некоторое количество часов отводится изучению правовых аспектов. На этапе среднего профессионального образования студенты в процессе правого просвещения и воспитания изучают курс «Правовые основы профессиональной деятельности», который позволяет им познакомиться с основами конституционного, трудового, гражданского, семейного, уголовного и международного права. В контексте формирования правовой грамотности этот уровень в области права можно охарактеризовать как ознакомительный, а основной целью обозначить формирование мотивации и интереса к правовым дисциплинам. Можно сказать, что основы для формирования мотивационного компонента должны быть заложены уже на уровне среднего профессионального образования в процессе «правового просвещения и воспитания», а на уровне бакалавриата - развиты и использованы при формировании правовой грамотности. Поэтому сфера профессионального образования будущего художника требует выработки четкой преемственности содержания обучения в рамках «правового просвещения» и «правового обучения» с учетом специфики нормативных актов, обеспечивающих понимание не только основ гражданского, трудового, семейного и др. права, но и правовых основ сохранения и развития традиционного прикладного искусства.

Учитывая особенности рассмотренной выше стратегии правового образования и формирования правовой грамотности будущих художников была разработана процедура процесса формирования содержания обучения,

п р

А

В

О

В

А Я

Г Р

А

м о т н о с т ь

Цель: Содержание правового обучения художника ТПИ

спо - правовое просвещение и воспитание - мотивационный / компонент стратегии формирования правой грамотности будущих художников V ТПИ ^ Основы конституционного права РФ

/

Основы трудового и административного / ппяия РФ

Основы гражданского и семейного права - РФ

Основы уголовного права РФ

Основы международного права РФ

Выявление спеттигЬики правового обеспечения ппогЬессиональной деятельности в области ТПИ

БАКАЛАВРЫ -- правовое обучение и воспитание -

Практико-ориентированная правовая компетентность будущих художников ТПИ

Основы правового обеспечения в сфере сохранения культурного наследия

Особенности трудового и экономического права в области ТПИ

Особенности защиты интеллектуальной собственности и авторские права в культуре и искусстве.

Государственная культурная политика современной России в молодежной сфере.

Привлечение студентов к разработке и участию в мероприятиях, направленных на популяризацию ТПИ и формирование модели правового профессионального поведения будущих художников ТПИ.

Целевые программы ДПО основанные на результатах мониторинга потребностей студентов, преподавателей и практиков в области ТПИ и обеспечивающие углубление правовой компетентности

XV ПОЖНИ к" я ТПИ

Рис. 3. Процедура формирования содержания обучения, направленного на формирование правовой грамотности будущих художников традиционных художественных промыслов

направленного на формирование правовой грамотности будущих бакалавров традиционных прикладных искусств (рис. 3). Именно этот практико-ориентированный подход был использован при разработке содержания образовательной программы «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» в ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» (далее - ВШНИ). Кроме того, мы учитывали ряд факторов:

- преемственность содержания программ правового просвещения и воспитания на уровне среднего профессионального образования и содержания программы правового обучения и воспитания на уровне бакалавриата;

- небольшой опыт в реализации программ правового образования на уровне бакалавриата для будущих художников в области традиционного прикладного искусства, т. к. этот уровень введен только в 2011 году;

- необходимость регулярного обновления содержания правового обеспечения профессиональной деятельности будущих художников в области традиционного прикладного искусства;

- основные положения «Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» от 28 апреля 2011 г. № Пр-1168, утвержденные Президентом РФ.

Актуальность изучения проблематики формирования правовой грамотности именно у студентов бакалавриата в области традиционных художественных промыслов обусловлена еще и тем, что нормативное обеспечение профессиональной деятельности в этой уникальной области искусства имеет свою специфику, которую не так просто выявить и представить в учебных программах и методическом обеспечении курса. Информация все время обновляется, а нормативные основы профессиональной деятельности предоставляют будущим художникам традиционного прикладного искусства новые возможности, которые нуждаются в интерпретации с учетом их реализации в такой нестандартной области профессиональной деятельности, как создание высокохудожественных изделий традиционного прикладного искусства.

Для выявления потребности в правовых знаниях в рамках молодежной экспедиции «ДНК великих народов» было проведено анкетирование и интервьюирование студентов, преподавателей и работающих в области традиционного прикладного искусства специалистов. Анализ полученной информации позволил сделать вывод, что существует положительная динамика интереса, проявляемого студентами и практиками в области традиционного прикладного искусства к правоведческим вопросам. Кроме того, был выявлен ряд востребованных специфических направлений правового образования, которые обеспечивают реализацию профессиональной деятельности художника в области традиционного прикладного искусства. Так, практически всех специалистов, работающих в области традиционного прикладного искусства, интересует правовая интерпретация положений законодательства относительно сохранения

культурного наследия в целом и традиционного прикладного искусства в частности, обеспечения защиты интеллектуальной собственности и т. п. Реализация профессиональной деятельности, направленной на создание высокохудожественных и эксклюзивных изделий традиционного прикладного искусства, актуализирует навыки гибкого применения организационно-правовых форм в статусе индивидуального предпринимателя или самозанятого. Актуальными для студентов являются также вопросы, связанные с возможностями молодежной политики, грантовой поддержки молодых специалистов, которые позволят им в ближайшие 10 лет реализовать свои уникальные профессиональные компетенции с максимальной отдачей.

Выявленный спрос позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях совершенствование правовой подготовки будущих художников можно рассматривать в качестве одного из направлений повышения качества профессионального образования в области традиционного прикладного искусства в целом. Сформированная правовая компактность и правовое воспитание на уровне бакалавриата позволят будущим художникам не только стать достойными гражданами и высококвалифицированными профессионалами, создающими шедевры традиционного прикладного искусства, но и патриотами, стремящимися сохранить уникальные традиционные художественные промыслы, являющиеся неотъемлемым компонентом культурного наследия России.

Однако ограниченное количество часов не позволяет рассмотреть все нюансы правового обеспечения, актуальные для развития профессиональной деятельности художников в области традиционного прикладного искусства. Поэтому практико-ориентированный подход к правовому образованию на уровне бакалавриата позволит сформировать потребность в дополнительном профессиональном образовании, которое сконцентрировано на потребностях слушателя и направлено на развитие его профессиональной деятельности. В рамках дополнительного профессионального образования можно предложить (как студентам, так и художникам) более подробные программы по актуальным вопросам, в том числе входящим в программу бакалавриата. Практико-ориентированные по тематике и разнообразные по формам реализации программы повышения квалификации (семинары, мастер-классы, стратегические сессии и другие формы правового обучения, в том числе по вопросам грантовой поддержки молодых специалистов и продвижения их предпринимательской деятельности) позволят и дальше развивать правовую грамотность и с максимальной пользой активно использовать ресурсы государственной поддержки и молодежной политики для своего профессионального развития.

Несмотря на имеющийся опыт такой подготовки будущих бакалавров в области традиционных художественных промыслов, следует отметить, что сегодня актуальны изменения не только в содержании, но и в методах формирования правовой грамотности студентов, которые позволят

реализовать социальный заказ на юридически грамотных, самостоятельных, инициативных художников традиционного прикладного искусства, готовых к осуществлению своей профессиональной деятельности в условиях развивающегося правового государства и гражданского общества.

Для выработки мобильных, регулярно обновляемых и пополняемых знаний в условиях достаточно ограниченных в учебном процессе временных ресурсов необходимо уделить внимание преемственности результатов обучения на уровне среднего профессионального образования и на уровне бакалавриата. Анализ научной литературы показал, что многие авторы, проводившие исследования в данной области отмечали наличие у некоторых студентов деформации правового просвещения - правовой идеализм. Термин был введен в научный оборот профессором Н.И. Матузовым и «обозначает переоценку роли права как инструмента, с помощью которого возможно решить любые социальные проблемы общества» [6]. Не меньшего внимания требуют студенты, у которых был выявлен «правовой негативизм -отрицание обучающимся права как инструмента, регулирующего социально-экономические отношения в обществе» [8]. Авторы отмечают, что студенты среднего профессионального образования, особенно на первом курсе, чаще демонстрируют правовой нигилизм в бытовой форме, т.е., не отрицая сами законы, они выражают неуверенность в том, что закон может решить их личные проблемы. Эта категория студентов считает, что закон всегда может быть истолкован произвольно, люди, знающие закон, могут использовать его, как им это выгодно и в ущерб для остальных членов общества [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому на уровне бакалавриата необходимо на конкретных примерах показывать возможные варианты защиты своих прав и законных интересов, раскрывая механизмы такой защиты, подчеркивая необходимость знания норм законодательства. Для реализации практико-ориентированного содержания сопровождения профессиональной деятельности на этом уровне мы разработали и включили в учебный процесс практические проблемные задания, которые позволят внести коррективы в обе крайние субъективные точки зрения. Например, проведение деловой игры: «Приобретение интеллектуальных прав на эксклюзивные, высококачественные изделия традиционных художественных промыслов» или «Возможности и преимущества статуса самозанятого для художников традиционных художественных промыслов». Для успешного проведения занятий в такой интерактивной форме преподавателю необходимо проявить достаточно широкую эрудицию, привести в пример проблемы из реальной профессиональной деятельности художников традиционного прикладного искусства.

Поскольку в ВШНИ многие выпускники среднего профессионального образования продолжают обучение на уровне бакалавриата, то эффективность правового образования на этом уровне зависит не только от качества мотивации к изучению области права, но и от актуальности подборки содержания правового обеспечения профессиональной

деятельности. Например, сегодня в реализуемой образовательной программе «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» актуально обновление раздела, связанного с аспектами трудового права и положениями трудового законодательства. Поскольку многие художники традиционного прикладного искусства начинают задумываться о легализации своей профессиональной деятельности на рынке высокохудожественных изделий, то мы в программе данный раздел обозначили как «Особенности трудового и административного права в области традиционных художественных промыслов», который включает правое регулирование отношений в области традиционного прикладного искусства с учетом обновленного законодательства.

Уровень профессионального мастерства многих выпускников ВШНИ позволяет создавать изделия высокой художественной ценности, поэтому для будущих художников традиционного прикладного искусства важно обеспечить понимание на том, как действовать в рамках закона с определенной выгодой для себя, выбрав наиболее подходящую организационно-правовую форму профессиональной деятельности. Для этого в учебном процессе особый акцент можно сделать на выполнении практических проблемных заданий, учитывающих специфику современных организационно-правовых форм юридических лиц и организаций, созданных без прав юридического лица, а также на особенностях, связанных с работой в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого.

Студенты в рамках практического задания могут сами не только выделить преимущества изученных форматов профессиональной деятельности для художника традиционного прикладного искусства, но и обосновать то, как и какая форма дает возможность заниматься любимым делом в рамках закона при максимальном извлечении преимуществ. К примеру, при регистрации в качестве самозанятого художник традиционного прикладного искусства не обязан впоследствии представлять декларацию, что существенно облегчает организационный процесс, а также уплачивать фиксированные взносы на пенсионное страхование (такое страхование в указанном случае осуществляется в добровольном порядке). Можно предложить студентам самостоятельно найти разные способы реализации своих изделий. Главное - студенты в ходе таких практических заданий должны понять, что несмотря на явные плюсы статуса самозанятого, можно отметить и определенные особенности данной формы профессиональной деятельности: запрет на привлечение наемных работников по трудовым договорам для этой деятельности; наличие исключений при существующей сумме дохода и др.

Для понимания студентами множества нюансов правового обеспечения профессиональной деятельности в статусе, например, самозанятого, региональных особенностей, масштабности деятельности, уровня стабильности дохода и иных параметров (с учетом всех особенностей работы на рынке изделий традиционного прикладного искусства) с бакалаврами

можно организовать деловую игру на занятии, в ходе которой проанализировать, в том числе вышеуказанные аспекты. Не менее важно в интерактивной форме рассмотреть особенности и возможности реализации профессиональной деятельности в рамках индивидуального предпринимательства, а также работу в организациях, относящихся к интенсивно развивающемуся сектору креативных индустрий.

В рамках программы на практическом занятии всем студентам предоставлена возможность познакомиться с сайтом «Роемо лодёжь», проанализировать предложенные направления грантовой поддержки, придумать темы и обоснования собственных проектов в рамках проектной деятельности на соискание грантовой поддержки своей профессиональной деятельности, что позволит сформировать понимание возможностей государственной поддержки молодых художников традиционного прикладного искусства. Наиболее заинтересованные студенты могут воспользоваться программой дополнительного профессионального образования в этой области и принять непосредственное участие в разработке и реализации молодежных проектов, направленных на сохранение и развитие традиционного прикладного искусства. Например, участие в молодежной экспедиции «ДНК великих народов» и Всероссийском конкурсе «Культурный код народов России» позволило студентам и аспирантам познакомиться с огромным количеством художников, практикующих в области традиционного прикладного искусства, оценить качество их изделий, изучить особенности их работы с клиентами и обсудить с ними выбор организационно-правовых форм профессиональной деятельности, проблемы с приобретением интеллектуальных прав на эксклюзивные изделия, с налоговыми расчетами и льготами. Такое продолжение обучения после завершения официального курса «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» позволило получить реальный опыт применения правового обеспечения труда художника, а значит - довести сформированную правовую компетентность до уровня правовой грамотности.

Представленный в данной статье практико-ориентированный подход к формированию содержания правового образования бакалавров и правовой грамотности студентов ВШНИ позволил утверждать, что если использовать структуру стратегии формирования правовой грамотности будущих художников традиционного прикладного искусства при разработке содержания данной дисциплины, обеспечить активную мотивацию к изучению правовых знаний и развитию правовой компетентности, то правовое образование будет способствовать повышению качества высшего образования и на базе ВШНИ будут созданы все необходимые условия для формирования у студентов и практиков в области традиционных прикладных искусств правовой грамотности высокого уровня.

Литература

1. Батанов A.A. Понятие правового сознания в отечественной психологии // Известия Самарского научного центра РАН. - 2009. - № 4. - С. 89-93.

2. Вольская С.Ф., Зайцев A.A. Проблемы формирования правовой грамотности студентов технического вуза // Вестник МГТУ. - 2006. - Т. 9. -№4. - С. 590-593.

3. Кузьмин В. Как юрист юристам (31.01.2008) // Российская газета. -URL: https://rg.ru/2008/01/31/urist.html (датаобращения: 09.11.2021).

4. Марченя П.П. Правовой нигилизм в России: мифы и реалии // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 2. - С. 28-31.

5. Матузов Н.И. Правовой идеализм как оборотная сторона правового нигилизма // Государство и право. -2013. - № 10.-С. 5-12.

6. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе - Москва: Новый учебник, 2004. - 224 с.

7. Осмонова A.A. Пути преодоления правового нигилизма // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2015. - Т. 15. -№2. - С. 139-141.

8. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. Пр-1168) // Российская газета. - № 151. -14.07.2011.

9. Основы права и государства: учеб. пособие / Под общ. ред. В.М. Шафирова; Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск: Изд-во КрасГУ, 2000. - 215 с.

10. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс / А.П. Семитко. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1996. - 312 с.

11. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - Москва: Концептуал, 2017. - 346 с.

12. Теребенина A.B. Правовая грамотность обучающихся как условие формирования их правовой культуры // Вестник Шадринского педагогического института. - 2013. - № 2. - С.202-204.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) 2016 г. //Московский филиал ВГОНИ. - URL: https://itpi-mf.ru/DOC/fgoc/vpo_fgoc.pdf (дата обращения: 12.11.2021).

14. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598.

15. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - Москва: Народное образование, 1996. - 160 с.

References

1. Batanov A.A. Ponyatie pravovogo soznaniya v otechestvennoj psihologii // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. - 2009. - № 4. - S. 89-93.

2. Vol'skaya S.F., Zajcev A.A. Problemy formirovaniya pravovoj gramotnosti studentov tekhnicheskogo vuza // Vestnik MGTU. - 2006. - T. 9. - № 4.-C. 590-593.

3. Kuz'min V. Kak yurist yuristam (31.01.2008) // Rossijskaya gazeta. -URL: https://rg.ru/2008/01/31/urist.html (data obrashcheniya: 09.11.2021).

4. Marchenya P.P. Pravovoj nigilizm v Rossii: mify i realii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2016. - № 2. - S. 28-31.

5. Matuzov N.I. Pravovoj idealizm kak oborotnaya storona pravovogo nigilizma // Gosudarstvo i pravo. - 2013. - № 10. - S. 5-12.

6. Morozova S.A. Metodika prepodavaniya prava v shkole - Moskva: Novyj uchebnik, 2004. - 224 s.

7. Osmonova A.A. Puti preodoleniya pravovogo nigilizma // Vestnik Kyrgyzsko-Rossijskogo slavyanskogo universiteta. - 2015. - T. 15. - № 2. - S. 139-141.

8. Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v sfere razvitiya pravovoj gramotnosti i pravosoznaniya grazhdan (utv. Prezidentom RF 28 aprelya 2011 g. Pr-1168)//Rossijskayagazeta. -№ 151. - 14.07.2011.

9. Osnovy prava i gosudarstva: ucheb. posobie / Pod obshch. red. V.M. SHafirova; Krasnoyar. gos. un-t. - Krasnoyarsk: Izd-vo KrasGU, 2000. -215 s.

10. Semitko A.P. Razvitie pravovoj kul'tury kak pravovoj progress / A.P. Semitko. - Ekaterinburg: Izd-vo UrGYUA, 1996. -312 s.

11. Suhomlinskij V.A. Rozhdenie grazhdanina. - Moskva: Konceptual, 2017.-346 s.

12. Terebenina A.V. Pravovaya gramotnost' obuchayushchihsya kak uslovie formirovaniya ih pravovoj kul'tury // Vestnik SHadrinskogo pedagogicheskogo instituía. - 2013. - № 2. - S.202-204.

13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly (uroven' bakalavriata) 2016 g. // Moskovskij filial VSHNI. - URL: https://itpi-mf.ru/DOC/fgoc/vpo_fgoc.pdf (data obrashcheniya: 12.11.2021).

14. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrya 2012 g. № 53 (chast' I) st. 7598.

15. CHoshanov M.A. Gibkaya tekhnologiya problemno-modul'nogo obucheniya. - Moskva: Narodnoe obrazovanie, 1996. - 160 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.