КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 376.3
ФОРМИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Коротовских Татьяна Владимировна Пяшкур Юлия Сергеевна
Представленное исследование посвящено изучению особенностей фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи и их коррекции посредством развития внимания. Грубые недостатки звукопроизношения при общем недоразвитии речи обусловлены расстройствами, в основе которых лежат нарушения различения смыслоразличительных признаков звуков - фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических и морфологических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий.
При анализе речевой патологии необходимо учитывать не только структуру речевого дефекта, но и психические особенности ребенка. Так, у детей с общим недоразвитием речи в той или иной степени нарушена память, недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других -в ее задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В третьих - ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.
Совершенствование фонематического восприятия, по мнению авторов статьи, будет успешным при условии развития слухового внимания, формирования навыков узнавания неречевых звуков, различения высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз, различения слов, близких по своему звуковому составу, дифференциации слогов, дифференциации фонем, навыков элементарного звукового анализа.
Таким образом, от того, насколько эффективно проводится работа
в логопедической группе ДОУ по развитию внимания и фонематических процессов, зависит дальнейшее овладение ребенком грамоты в школе.
Ключевые слова: формирование, внимание, дошкольный возраст, нарушения речи, фонематические процессы, условия, технология, преодоление, логопедическая работа, ОНР (общее недоразвитие речи).
Введение
Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Ребенок с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнает «что» или «о чем» говорится. Во-вторых, «кто» говорит (понять это помогают характерные индивидуальные особенности голоса каждого человека). Наконец, «как» говорят, т. е. с каким эмоциональным отношением [1].
Смысл слов, фраз и целых сообщений передается в устной речи с помощью комбинаций звуков. Правильное произношение звуков речи является важным условием точного понимания высказывания окружающими. Многое способны также «рассказать» тембр голоса, манера говорить и интонации. С их помощью можно узнать о чувствах и характере говорящего: голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, твердый и торжествующий и еще со множеством оттенков, выражающих самые различные чувства, настроения и мысли человека. Как правило, эмоциональный контекст речи созвучен ее логическому смыслу и значительно его усиливает [10].
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых подсистем [3]. Также у дошкольников с ОНР наблюдаются неустойчивое внимание, небольшой объем памяти, низкий контроль чужой и собственной речи [16].
Наблюдая за детьми в любой деятельности, можно заметить, как меняются направленность глаз, выражение лица, включение ребенка в познавательную деятельность [19, 20]. Любая деятельность успешна, если ее сопровождает внимание [4].
Внимание - важнейший психический процесс, тесно связанный с общей направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Внимание существенно отличается от всех психических процессов.
Его своеобразие заключается в том, что оно - не самостоятельный вид психической деятельности, а организация других психических процессов, при которой определенные восприятия, представления, мысли или чувства осознаются отчетливее других, отходящих на второй план [17, 18].
Актуальность исследования внимания в области специальной психологии и коррекционной педагогики обусловлена необходимостью выявления факторов, влияющих на обучение и воспитание детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Недостаточное развитие основных видов и качеств внимания у детей, поступающих в школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах [9]. Это связано с тем, что развитие внимания способствует активизации процессов восприятия, памяти, мышления и речи [13].
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать коррекционно-развивающую технологию по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по средствам развития внимания.
Методика
Обследование детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня проводилось на базе МАДОУ для детей дошкольного и младшего школьного возрастов «Прогимназия № 17» г. Шадринска Курганской области. Диагностики были направлены на исследование уровня сформированности фонематического слуха, исследование уровня развития внимания, умения слушать и выполнять указания взрослого.
Для исследования уровня развития фонематических процессов дошкольникам была предложена соответствующая методика под редакцией Е. Ф. Архиповой [2].
Система заданий носила тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представлять картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха. В дальнейшем система удобна для прослеживания динамики развития фонематического слуха ребенка и эффективности кор-рекционного воздействия.
В обследование были включены пробы: узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем; навыки элементарного звукового анализа.
Результаты
По результатам обследования нами был составлен индивидуальный профиль сформированности фонематических процессов. Он дает возможность
наглядно представить состояние сформированное™ фонематических процессов каждого ребенка.
Таблица 1.
Профили сформированности фонематических процессов
№ п/п
Имя испытуемого
Профиль сформированности фонематических процессов
Даша
2.
Соня
Данил Я.
Продолжение таблицы 1. Профили сформированности фонематических процессов
№ п/п
Имя испытуемого
Профиль сформированности фонематических процессов
Сережа
5.
Вика
6.
Алиса
7.
Вероника
Продолжение таблицы 1. Профили сформированности фонематических процессов
№ п/п
Имя испытуемого
Профиль сформированности фонематических процессов
Наташа
9.
Данил З.
10.
Данил П.
Как видно из таблицы 1, у всех воспитанников отмечаются трудности при дифференциации слогов.
Для исследования умения слушать и выполнять указания взрослого детям была предложена методика «Графический диктант», результаты проведения которой отражены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты выполнения задания под диктовку
№ п/п Имя испытуемого Возрастная норма выполнения задания под диктовку Количественная интерпретация данных Качественная интерпретация данных
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1. Даша 5 баллов 8 баллов +
2. Соня 5 баллов 9 баллов +
3. Данил Я. 5 баллов 5 баллов +
4. Сережа 5 баллов 7 баллов +
5. Вика 5 баллов 6 баллов +
6. Алиса 5 баллов 7 баллов +
7. Вероника 5 баллов 4 баллов +
8. Наташа 5 баллов 8 баллов +
9. Данил З. 5 баллов 9 баллов +
10. Данил П. 5 баллов 0 баллов +
20 % 80 % -
Как видно из таблицы 2, у 80 % испытуемых (8 человек) отмечается средний уровень выполнения задания под диктовку, у 20 % (2 человек) - низкий уровень.
В процессе выполнения задания некоторые дети пытались копировать выполнение задания соседа по парте, часто отвлекались на посторонние раздражители (шум в группе, за окном), занимались посторонними видами деятельности (рисование на полях бланка) - это может свидетельствовать о недостаточном уровне развития устойчивости, произвольности внимания.
Анализ результатов проведенного эксперимента показал наличие у испытуемых недостаточного уровня развития внимания и фонематических процессов.
Более сложными для детей стали задания по дифференцировке слов, слогов и фонем. Наибольшую трудность вызвало задание по поиску пар картинок, названия которых похожи - дети с ним справлялись только после предъявления образца выполнения задания. Дети затрудняли назвать в предъявляемой цепочке слогов лишний слог. При выполнении задания, в котором на одинаковые слоги нужно было хлопнуть, а на разные - топнуть, дети путали действия, при этом они правильно называли, какие слоги прозвучали: одинаковые или разные. При определении последнего звука в слове большинство детей называли последний слог; возникали трудности в определении количества звуков в слове, многие не могли придумать слова на определенные звуки.
Проведение «Графического диктанта» показало следующее: некоторые дети пытались копировать выполнение задания соседа по парте, часто отвлекались на посторонние раздражители (шум в группе, за окном), занимались посторонними видами деятельности (рисование на полях бланка). При выполнении задания без речевой инструкции у многих детей отмечалась неуверенность в правильности выполнения рисунка. Часть испытуемых стремились выполнить задание как можно быстрее, не обращая внимания на его правильность.
Полученные результаты позволяют сделать предположение, что нарушение фонематических процессов может являться следствием недоразвития произвольного внимания, повышенной отвлекаемости. Следовательно, разработка и организация специальной коррекционной работы по развитию внимания может привести к улучшению состояния фонематических процессов.
На основе полученных данных нами была разработана логопедическая технология. Цель логопедической технологии - формирование фонематического восприятия по средствам развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Логопедическая технология была разработана на базе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищевой [7, 8] и программы «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной [12, 14, 15].
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на подгруп-повых занятиях.
Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно
охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь) [5, 6].
Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия [11].
Далее мы представляем содержание логопедической технологии по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня по средствам развития внимания, которое реали-зовывалось поэтапно.
I. Организационный этап.
Задачи: установление положительного эмоционального контакта с детьми; развитие интереса к занятиям.
II. Развивающий этап.
Задачи: развитие слухового внимания (развитие дифференцировок неречевых звуков, развитие дифференцировок высоты, силы, тембра голоса, развитие умения слушать и выполнять указания взрослого); развитие фонематического восприятия (развитие навыка дифференцирования слов, близких по звуковому составу, развитие навыка дифференцирования слогов, развитие навыка дифференцирования изолированных звуков); развитие навыков элементарного звукового анализа.
III. Закрепляющий этап.
Задачи: обобщение и закрепление знаний, полученных на предыдущем этапе.
Разработанная логопедическая технология была апробирована в ходе формирующего эксперимента, занятия с детьми из экспериментальной группы проводились 3 раза в неделю.
Для проверки эффективности разработанной логопедической технологии по окончанию формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.
Обсуждение результатов
Результаты проведения контрольного эксперимента по исследованию состояния сформированности фонематических процессов у дошкольников с ОНР отражены в таблице 3.
В контрольной группе испытуемые остались на прежнем, среднем уровне.
Индивидуальные профили сформированности фонематических процессов позволяют нагляднее представить эффективность проведенной коррекци-онно-развивающей работы.
Таблица 3.
Профили сформированности фонематических процессов
№ п/п
Имя испытуемого
Профиль сформированности фонематических процессов
1.
Даша
2.
Соня
Данил Я.
4.
Сережа
Продолжение таблицы 3. Профили сформированности фонематических процессов
№ п/п
Имя испытуемого
Профиль сформированности фонематических процессов
5.
Вика
6.
Алиса
7.
Вероника
8.
Наташа
Продолжение таблицы 3. Профили сформированности фонематических процессов
№ п/п
Имя испытуемого
Профиль сформированности фонематических процессов
Данил З.
10.
Данил П.
Для исследования умения слушать и выполнять указания взрослого детям была предложена методика «Графический диктант», результаты проведения которой отражены в таблице 4. Как видно из таблицы 4, у 60 % (6 человек) отмечается высокий уровень выполнения задания под диктовку; у 30 % испытуемых (3 человек) - средний уровень; у 10 % (1 человек) - низкий уровень.
В процессе выполнения задания некоторые дети из контрольной группы повторяли инструкцию вслед за логопедом.
Таким образом, коррекционная работа привела к повышению уровня развития внимания у всех испытуемых экспериментальной группы: 1 ребенок перешел со среднего на высокий уровень, двое - с низкого на средний уровень, двое - с низкого на высокий уровень.
В контрольной группе результаты остались на прежних уровнях.
Заключение
Реализация предложенной нами логопедической технологии привела к улучшению показателей сформированности фонематических процессов и произвольного внимания у испытуемых экспериментальной группы в сравнении с аналогичными показателями испытуемых контрольной группы.
Таблица 4.
Результаты выполнения задания под диктовку
№ п/п Имя испытуемого Возрастная норма выполнения задания под диктовку Количественная интерпретация данных Качественная интерпретация данных
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1. Даша 5 баллов 9 баллов +
2. Соня 5 баллов 8 баллов +
3. Данил Я. 5 баллов 10 баллов +
4. Сережа 5 баллов 12 баллов +
5. Вика 5 баллов 11 баллов +
6. Алиса 5 баллов 10 баллов +
7. Вероника 5 баллов 12 баллов +
8. Наташа 5 баллов 10 баллов +
9. Данил З. 5 баллов 9 баллов +
10. Данил П. 5 баллов 3 баллов +
10 % 30 % 60 %
Следовательно, эффективность формирования фонематических процессов по средствам развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи может быть обеспечена в результате использования логопедической технологии, представленной в виде модели, объединяющей диагностические, организационные и формирующие средства.
Литература
1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям: Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у ст. дошкольников. - СПб., 2004.
2. Архипова Е. Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте. - М., 1997.
3. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
4. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: Коррекция стертой дизартрии. - СПб., 2001.
5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991.
6. Никашина Н. А. Формирование речи при ее недоразвитии. - М., 2003.
7. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. Сентябрь - Январь; Февраль - Май. - СПб., 2008.
8. НищеваН. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2008.
9. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия // Филичева Т. Б. Основы логопедии. - М., 1989.
10. Развитие фонематического анализа и синтеза // Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - СПб., 1999.
11. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. - М., 2001.
12. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: программно-методические рекомендации. - М., 2010.
13. Филичева Т. Б. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой. В 5 кн. - Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - М., 2003.
14. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М., 2004.
15. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду // Дефектология. - 1985. - № 6.
16. ШашкинаГ. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. - М., 2003.
17. Шумилова Е. А. Закономерности развития внимания в детском возрасте. - Пенза, 2005.
18. Шумилова Е. А. К проблеме изучения внимания // Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2003.
19. LeonardL. B. Consonant and syllable harmony in the speech of language-disordered children // J. of Speech and Hear. Dis. - 1980. - 45. - no. 3.
20. Martin J. A. Voice, speech and language in the child: development and disorder. - Wein, N. Y., 1981.