Научная статья на тему 'Особенности формирования финансового механизма бюджетной системы Великобритании в условиях посткризисного развития мировой экономики'

Особенности формирования финансового механизма бюджетной системы Великобритании в условиях посткризисного развития мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1274
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ / АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ЗА 2010 ФИНАНСОВЫЙ ГОД / ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / FISCAL POLICY / FISCAL SYSTEM OF GREAT BRITAIN / ANALYSIS OF UK BUDGET FOR FISCAL YEAR 2010 / GLOBAL FINANCIAL CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ромашенко О. В., Солонина С. В.

В статье рассматривается особенности бюджетной политики Великобритании. Авторы анализируют британскую бюджетную систему как результат антикризисной бюджетной политики правительства в условиях финансовой турбулентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the formation of a financial mechanism of the budgetary system in the UK post-crisis development of the global economy

The article discusses the features of the budgetary policy of the United Kingdom. The author analyzes the British budget system as a result of anti-crisis fiscal policies of the Government in times of financial turbulence.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования финансового механизма бюджетной системы Великобритании в условиях посткризисного развития мировой экономики»

ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

209

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В УСЛОВИЯХ ПОСТКРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

РОМАШЕНКО О.В.,

старший преподаватель, Краснодарский филиал Всероссийский заочный финансово-экономический институт, e-mail: [email protected];

СОЛОНИНА С.В.,

кандидат экономических наук, доцент, Краснодарский филиал Всероссийский заочный финансово-экономический институт e-mail: [email protected]

В статье рассматривается особенности бюджетной политики Великобритании. Автор анализирует британскую бюджетную систему как результат антикризисной бюджетной политики правительства в условиях финансовой турбулентности.

Ключевые слова: бюджетная политика; бюджетная система Великобритании; анализ бюджета Великобритании за 2010 финансовый год; глобальный финансовый кризис.

The article discusses the features of the budgetary policy of the United Kingdom. The author analyzes the British budget system as a result of anti-crisis fiscal policies of the Government in times of financial turbulence.

Keywords: fiscal policy; fiscal system of Great Britain; analysis of UK budget for fiscal year 2010; global financial crisis.

Коды классификатора JEL: G23, G39.

Бюджетная система любого государства, являясь неотъемлемой частью финансовой системы, выполняет важные и значимые общегосударственные функции, от эффективности реализации которых зависит социально-политическая стабильность в обществе, а также возможность устойчивого экономического роста. В Великобритании одним из основных элементов государственной финансовой системы является бюджетная система страны. Экономическая сущность бюджета достаточно полно исследована российскими и зарубежнми учеными. В частности, профессоры М.В. Романовский и О.В. Врублевская определили, что бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежной форме, служащей выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает в себя одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д., содержание которых не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию. Бюджетное устройство определяется формой государственного устройства и представляет собой совокупность организационных принципов построения этой системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов, то есть бюджетная система — это совокупность всех бюджетов действующих на территории страны [4].

В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух звеньев: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штаты в США, земли (ланды) в Германии, провинции в Канаде) и местные бюджеты. [3]

Следует отметить, что формы и организация бюджетной системы существенно отличаются в унитарных и федеративных государствах,однако, существуют и различные смешанные формы организации бюджетной системы. В частности, Великобритания, являясь унитарным государством при формировании системы бюджетных отношений использует финансовые инструменты и методы, характерные для феде-

© О.В. Ромашенко, С.В. Солонина, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ративных государств. При этом в структуре британской бюджетной системы значительную роль играют местные (мунициальные бюджеты).

Особая роль местных бюджетов отмечалась отечественными исследователями не только в Великобритании, но в других экономически развитых странах. Британская экономическая модель характеризуется незначительным влиянием государства на экономические процессы, однако, глобальный финансовый кризис вынудил британское правительство пересмотреть основные принципы и методы государственного регулирования экономики. [2]

Однако эффективное воздействие государства на бюджетную систему возможно только в том случае, если последняя будет обладать действенным финансовым механизмом, который позволит установить прочную и взаимообратную связь: «государство-бюджетная система». В противном случае, эффективное взаимодействие государства на элементы бюджетной системы будет нивелировано тем, что обратная реакция бюджетной системы будет непропорциональна управлеченскому воздействию как по силе, так и по направлению. Например, влияние государства на структуру бюджетных расходов с целью экономии бюджетных средств будет иметь обратную реакцию в виде изменения доходов бюджетной системы и т.п. В этой связи, мы считаем необходимым более подробно рассмотреть сущность финансового механизма, как одной из ключевых экономических категорий финансовой науки. Финансовая наука достаточно полно исследовала экономическую категорию «финансовый механизм», и большинство авторов справедливо полагают, что он является частью хозяйственного механизма в экономике.

Применительно к бюджетной системе Великобритании в отечественной и зарубежной финансовой науке отсутствует системный подход к исследованию ее финансового механизма. Поэтому считаем необходимым предложить авторское определение финансового механизма бюджетной системы Великобритании. На наш взгляд, финансовая система Великобритании представляет собой совокупность видов и форм организации финансовых отношений в процессе формирования и распределенения централизованных фодов денежных средств звеньями бюджетной системы Великобритании как элемента централизованного сектора финансовой системы данного государства.

Финансовый механизм бюджетной системы Великобритании состоит из трех основных базовых элементов:

1. Методологический и инструментарный аппарат.

2. Внешняя среда.

3. Внутренняя среда.

Раскроем содержание финансового механизма британской бюджетной системы с точки зрения его функциональных составляющих:

Методологический и инструментарный аппарат.

1. Цели и задачи финансового механизма

Главная цель финансового механизма бюджетной системы Великобритании заключается в обеспечении эффективного перераспределения централизованных фондов денежных средств через аккумулирование бюджетных доходов институтами бюджетной системы и их распределения и перераспределения между получателями бюджетных средств. Для достижения поставленной цели бюджетная система должна учитывать оптимальный баланс экономических интересов между субъектами экономической деятельности и бюджетными организациями.

2. Принципы финансового механизма

Все принципы финансового механизма Великоборитании можно разделить на три подгруппы:

• Принципы формирования бюджетных средств;

• Принципы распределения бюджетных средств;

• Принципы перераспределения (использования) бюджетных средств.

Ключевыми принципами формирования бюджетных средств институтами бюджетной системы Великобритании являются: всеобщность, безвозвратность, а также экономико-юридическая обоснованность.

К числу принципов распределения бюджетных ресурсоов институтами бюджетной системы Велико-боритании можно отнести:

♦ Нормативная обоснованность;

♦ Функциональная значимость;

♦ Территориальная принадлежность.

В составе принципов перераспределения финансовых ресурсов между институами бюджетной системы и бюджетополучателями можно выделить:

❖ Социальная справедливость;

❖ Экономический превентизм бюджетного иждивенчества;

❖ Стимулирование экономического роста.

3. Функции финансового механизма.

Главными функциями финансового механизма бюджетной системы Великобритании являются накопительная, распределительная, перераспределительная, контрольная и стимулирующая.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА БЮДЖЕТНОЙ.

211

Накопительная функция заключается в аккумулировании финансовых ресурсов от экономических субъектов и населения в результате взимания налогов, сборов, иных обязательных платежей, а также экономической деятельности бюджетных учреждений. Распределительная функция заключается в том, что накопленные финансовые ресурсы бюджетной системы распределяются между участниками бюджетных отношениий на основе действующего законодательства. Перераспределительная функция заключается в том, что институты бюджетной системы осуществляют финансирование конечных бюджетополучателей, что приводит к использованию финансовых ресурсов бюджетного процесса и их возвращению в систему наличного и безналичного денежного оборота. Контрольная функция заключает в том, что органы финансового контроля осуществляют контрольно-надзорные функции на всех стадиях бюджетного процесса, начиная от их мобилизации в процессе фискальной деятельности государства и заканчивая их использованием бюджетополучателями. Стимулирующая функция заключается в том, что формирование, распределение и перераспределение бюджетных средств должно осуществляться при условии стимулирования с одной стороны рационального и целевого их использования, а с другой стороны не должна угнетать экономический рост.

Внешняя среда

1. Субъекты финансового механизма бюджетной системы

В процессе осуществления финансово-кредитной деятельности институты бюджетной системы взаимодействуют с различными группами контрагентов как юридических, так и физических лиц, среди которых основными, безусловно, являются экономические субъекты как источники бюджетных финансов и бюджетополучатели. Однако в процессе осуществления своей деятельности институты бюджетной системы Великобритании взаимодействуют и с другими финансово-кредитными институтами, в лице банков и небанковских финансово-кредитных институтов, что делает структуру его субъектов децентрализованной.

2. Объекты финансового механизма

Состав и структура объектов финансового механизма бюджетной системы Великобритании, в первую очередь, зависит от структуры источников бюджетных средств и направлений их расходования, которые регламентированы действующим законодательством Британии, а также бюджетными стандартами, установленным Министерством финансов и Казначейством Британии.

3. Инфраструктура финансового механизма

Реализация финансового механизма в целом осуществляется институтами бюджетной системы, исходя из сложившихся институциональных условий, которые формируют нормативно-правовые акты в области регулирования деятельности бюджетных организаций, а также рыночная информация о состоянии системы налогообложения и социальной сферы.

Внутренняя среда

1. Методы.

В основе методов внутренней среды финансового механизма институтов бюджетной системы лежат, в первую очередь, методы бюджетного и нормативного планирования, что особенно важно в условиях по-стризисного развития британской экономики, а также увеличивающихся социальных расходов британского бюджета. Кроме бюджетного и нормативного планирования, существенное значение имеют методы целевого бюджетного стимулирования и финансового контроля, поскольку даже в достаточно эффективной бюджетной системе Британии значительная часть финансовых ресурсов расходуется нерационально, не с позиции целевых расходов, а с точки зрения злоупотребления существующими социальными выплатами со стороны населения.

2. Методики

В процессе своей деятельности институты бюджетной системы Великобритании используют различные методики, ключевыми из которых являются:

а) бюджетного планирования и прогнозирования;

б) нормативного и сметного финансирования;

в) оценки эффективности использования бюджетных средств.

Все вышеперечисленные группы методик используются конкретными институтами бюджетной системы Великобритании в соответствии с рекомендациями Министерства финансов и Казначейства.

3. Инструменты

Методический инструментарий институтов бюджетной системы Великобритании можно условно разделить на следующие группы:

а) экстраполяционные, т.е. базирующиеся на пролонгации устойчивых статистических трендов бюджетной системы;

б) аналитические, т.е. использующие классические методы экономического и финансового анализа для изучения причин изменения финансовых показателей как всей бюджетной системы, так и ее отдельных институтов.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

в) экспертные, т.е. базирующиеся на основе аналитических исследований и экспертных оценок специалистов Министерства финансов и Казначейства, а также опросных данных бюджетополучателей.

г) прогнозные, т.е. использующие прикладные модели для прогнозирования ключевых показателей институтов британской бюджетной системы.

Обобщая вышеизложенное, считаем необходимым отметить, что небанковские строительные общества как специализированные финансовые институты инфраструктуры кредитных отношений на современном этапе развития национальной финансовой системы Великобритании являются одним из традиционных и наиболее финансово устойчивых финансовых институтов, обладающих специфическим финансовым механизмом [1]. Однако данный финансовый механизм требует адаптации и совершенствования в новых институциональных условиях посткризисного развития национальной экономики Великобритании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аненкова Л.А. Актуальные проблемы применения опционов для хеджирования портфельных рисков инвесторов // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 4. Ч. 4. С. 41-45

2. Петров Ю., Жукова М. Воспроизводство публичных благ: к концепции задействования конкурентного механизма // Российский экономический журнал. 2002. № 7. С. 35-42

3. Пронина Л.И. Местное самоуправление и межбюджетные отношения // Финансы. 2003. № 8. С. 9

4. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.