КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
УДК: 342
ББК: 67.302
Вильгоненко И.М., Степанова Л.П.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Vilgonenko I.M., Stepanova L.P.
FINANCIAL POLICY AS A VARIETY OF LEGAL STATE POLICY
Ключевые слова: финансы, финансовая политика, бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство, налоги, налоговая политика, финансовые ресурсы, экономическое развитие.
Keywords: finance, fiscal policy, budget, budget system, budget structure, taxes, tax policy, financial resources, and economic development.
Аннотация: в статье рассматриваются роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации, её основные цели, элементы и направления развития на современном этапе. Анализируются роль и место бюджетной политики в составе финансовой политики, организационное построение бюджетной системы государства.
Abstract: this article discusses the role of fiscal policy in the economic and social development of the Russian Federation, its main purpose, elements and directions of development at this stage. The role and place of fiscal policy analyzed as a part of financial policy, organizational structure of the state budget system.
Основное место в финансовой системе государства занимает государственный бюджет. Он имеет силу закона и представляет собой финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»1. Таким образом, с помощью государственного бюджета, государство аккумулирует финансовые ресурсы, и осуществляет возложенные на него обществом политические,
экономические и социальные функции. Такими функциями являются: реализация приоритетных экономических направлений, выполнение социальных программ, содержание государственного аппарата,
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // «Российская газета», № 153-154, 12.08.1998. Ст. 6.
армии, правоохранительных органов и т.д. Бюджет является финансовым планом образования и использования
общегосударственного фонда денежных средств, и как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Доходы и расходы государства согласовываются друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Сущность политических отношений в бюджетной деятельности государства во многом обусловлена:
1. возможностью разграничения и структурирования предметов ведения «по вертикали»;
2. системой разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами;
3. правовым статусом субъектов федеративных отношений;
4. методами воздействия на
участников бюджетных правоотношений1.
Как правило, сложившиеся формы государственного управления и
взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В России временен социалистической экономики, в силу монопольной государственной
собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.
В начале 90-х годов в России произошли огромные перемены как в политическом строе, так и в экономике. Это, в свою очередь, вызвало серьезные изменения в финансовом механизме регулирования экономических процессов России. Финансовый механизм приводит в действие систему финансов в соответствии с принятой государством концепцией финансовой политики.2 Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйственных отношений повлекло изменения в системе регулирования денежными фондами: стало возможным регулировать финансовые средства в основном косвенными методами.
Одним из основных направлений реформирования финансовой системы государства стало разделение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Реформы государственной финансовой системы так же затронули налоговую систему государства: произошел переход к налогам, как главному способу обеспечения доходной части бюджета. Кардинальные изменения произошли в регулировании права собственности, в валютных отношениях и т.п. Эти преобразования в
1 Исаков Н.В. Правовая политика России: теоретические аспекты. Саратов, 2003. - С. 285
2 Кузулгуртова А.Ш. Механизм государственной финансовой политики: взаимосвязи и структура основных элементов. // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес, образование, право». - № 3 (13). - 2010.
финансовой системе и экономике страны способствовали большим изменениям в бюджетном устройстве и бюджетной системе Российской Федерации.
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов»3. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.
Организационное построение
бюджетной системы непосредственно зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством, наряду с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации.
В рамках бюджетно-правовой политики на полном основании, в зависимости от субъектов, выделяются:
1. бюджетно-правовая политика Российской Федерации как единая политика государства;
2. бюджетно-правовая политика субъектов РФ;
3. бюджетно-правовая политика муниципальных образований;
4. бюджетно-правовая политика представительных органов власти;
5. бюджетно-правовая политика
4
исполнительных органов власти .
В соответствии с Конституцией РФ, Россия является федеративным
государством5, и соответственно, имеет
3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // «Российская газета», № 153-154, 12.08.1998. Ст. 6.
4 Исаков Н.В. Правовая политика.... - С. 285.
5 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Российская газета», № 7,
трехуровневую бюджетную систему:
- I - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- II - бюджеты субъектов РФ (83 бюджета - 21 республиканский бюджет, 9 краевых , 46 областных бюджетов, 4 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- III - местные бюджеты.
В 2012 году и в начале 2013 года бюджетная политика была направлена на решение социально-экономических задач, в первую очередь, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.1, на обеспечение долгосрочной устойчивости бюджетной системы и повышение эффективности управления общественными финансами.2
Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.
Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Консолидированный бюджет
Российской Федерации и внебюджетных фондов в 2012 году был исполнен с
21.01.2009.
1 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»// «Российская газета», № 102, 09.05.2012; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // «Российская газета», № 102, 09.05.2012; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // «Российская газета», № 102, 09.05.2012, и др.
2 Бюджетное послание Президента РФ
Федеральному собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах» // Пенсия. № 6, июнь, 2013.
профицитом в 260,4 млрд. рублей (0,42 процента ВВП), дефицит федерального бюджета составил 39,4 млрд. рублей (0,06 процента ВВП). Совокупный объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния увеличился в 2012 году на 970,4 млрд. рублей и достиг уровня 4576,3 млрд. рублей (7,3 процента ВВП). На финансово безопасном уровне сохранялся объем государственного и муниципального долга. Государственный долг Российской Федерации составляет 6519,9 млрд. рублей (10,4 процента ВВП).3
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет -основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов. Бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики. Федеральный бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформирован в соответствии с законодательно утвержденными правилами использования нефтегазовых доходов.
В новых макроэкономических р еалиях, при формировании проектов бюджетов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, для достижения среднесрочных целей финансовой и бюджетной политики особое внимание следует уделить решению следующих основных задач:
1. Обеспечение долгосрочной
сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при
' Там же.
безусловном исполнении всех обязательств государства и выполнении задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
2. Оптимизация структуры расходов федерального бюджета.
3. Развитие программно-целевых методов управления.
4. Принятие решений, обеспечивающих долгосрочную сбалансированность и прозрачность пенсионной системы.
5. Создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры.
6. Переход к формированию государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения.
7. Развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности.
8. Межбюджетные отношения.
9. Повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.1
Финансовая политика -
основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию,
распределению, перераспределению и использованию денежных средств, государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и, соответственно, перед финансовой системой.
Во все времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного благосостояния. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства.
1 Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах» // Пенсия. № 6, июнь, 2013.
Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества.
Бюджетно-правовая политика, как разновидность правовой политики, имеет двойственную природу: с одной стороны -это часть финансовой политики государства, имеющей законодательное закрепление, а с другой - это бюджетное право, используемое в качестве способа создания, распределения и использования государственных денежных фондов. В связи с этим сущность бюджетно-правовой политики как государственной
деятельности заключается в разработке и реализации принципов, перспектив финансового развития государства и юридических норм. 2
Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Политика охватывает все направления деятельности государства. По мнению Ю.А. Крохиной, бюджетно-правовую политику государства следует рассматривать через бюджетную деятельность, связанную с использованием бюджета как одного из основных механизмов (рычагов) публичной власти3. Объектом политического воздействия государства является сфера общественных отношений в экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике.
С одной стороны финансовая политика является самостоятельным институтом, но в то же время она выступает в качестве важнейшего средства реализации государственной политики в любой области общественной жизни, например в социальной сфере, международных отношениях, экономике или военной реформе.
Реализацию финансовой политики
2 Исаков Н.В. Правовая политика России: теоретические аспекты. Саратов, 2003. - С. 282.
3 Крохина Ю.А. Бюджетное право России: Учебник для вузов. 2-е издание, перераб. и доп. - М., Юрайт, 2011. - С. 283. .
можно разбить на три этапа:
1. определение главных целей, глобальных, перспективных и непосредственных задач, решение которых необходимо для достижения поставленных целей на определенный период общественной жизни;
2. определение фундаментальных направлений использования финансовых ресурсов, разработка средств, методов и конкретных способов организации отношений, которые могут быть достигнуты в кратчайшие сроки, а непосредственные и перспективные задачи решатся наилучшим образом;
3. подбор кадров, способных организовать решение и выполнение поставленных задач, осуществлять практические действия, которые должны быть направлены на достижение определенных целей.1
Непосредственное воздействие на экономику финансовой политики происходит только на третьей ступени, однако формируется оно посредством двух предыдущих этапов.
Как таковая, финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она может быть оценена как критерий соответствия интересам общества (или определенной ее части) и того, насколько она помогает в решении конкретных задач и достижении поставленных целей.
Оценивая финансовую политику, проводимую правительством, для определения рекомендаций по ее корректировке необходимо иметь ясное представление о планах общественного развития, его соотношением как с интересами всего общества, так и отдельными группами населения, характеристику перспективных и близких задач, определение сроков и методов их решения. Только в этом случае возможно дать объективную оценку финансовой политике и разработать конкретный механизм ее реализации.
Финансовая политика должна быть направлена на формирование
максимального объема финансовых
1 Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы. - № 10. - 2002. - С. 8-13.
ресурсов, так как они являются материальной базой любого
реформирования.
Политика государства в области финансов зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.
К элементам финансовой политики можно отнести:
1. налоговую политику;
2. бюджетную политику;
3. денежно-кредитную политику;
4. ценовую политику;
5. таможенную политику;
6. социальную политику;
7. инвестиционную политику;
8. политику в области международных финансов.
Под бюджетной политикой понимают определение государством:
- источников формирования доходов государственного бюджета;
- приоритетных направлений расходов бюджета;
- допустимых пределов разбалансированности бюджета;
- источников финансирования бюджетного дефицита;
- принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.2
Роль налоговой политики
определяется содержанием таких категорий, как: размер ставок налогов, их состав, льготы и санкции по каждому виду налогов. В идеале она должна строиться на взаимном обеспечении интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основываются на таком принципе, как достаточность налогообложения. Вместе с тем налогообложение не должно разрушать мотивацию к эффективной деятельности.
Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, выделяют:
- обеспечение высокой занятости;
- стимулирование экономического роста;
- выравнивание платежного баланса и
др.
Ведущие экономисты разделяют ее на три вида: политика экономического роста (стимулирующая), политика стабилизации и
2 Попков В.П., Семенов В.П. Организация и финансирование инвестиций. СПб: Питер, 2001.
политика ограничения деловой активности (сдерживающая). Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:
- рост государственных расходов;
- снижение налогового бремени.
Когда правительство удерживает
объемы выпускаемой продукции на стандартном для рассматриваемой страны уровне и поддерживает стабильность цен, можно считать, что государство проводит политику стабилизации. Но неверно полагать, что стабилизационная политика заменяет сдерживающую и
стимулирующую политики в их работе по выравниванию экономической ситуации в стране, потому, что между этими понятиями существуют большие различия. Так, политика, направленная на экономический рост, может осуществляться государством и в тот период, в который свойственный стране уровень производства стремится к его потенциальному объему, тогда как стабилизационная политика не имеет права преследовать эти данные цели. В то время, как политика ограничения деловой активности, наоборот, направляется на уменьшение фактического объема ВНП (валового национального продукта) в сравнении с его потенциальным объемом, проводится правительством в периоды бума или подъема с целью предотвращения инфляции, кризиса перепроизводства и избыточного спроса. Сдерживающая политика подразумевает:
- уменьшение правительственных расходов;
- увеличение налогов.1
Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля за инфляцией. Сегодня правовая политика выходит на передние рубежи жизнедеятельности общества2.
1 Виды финансовой политики и механизм ее реализации // http://www.portal-1.ru/finpolgos/02.html
2 Малько А.В. Правовая политика субъектов РФ:
Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно переоценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов Федерации. Финансовая политика направлена на упорядочение правовой сферы, которая своим юридическим инструментарием способна оптимизировать экономические, политические, социальные, национальные, экологические и иные отношения.3 Правовая политика всегда предпочитает использование методов
4
правового регулирования .
Как было указано выше, финансовая политика включает следующие этапы: формулирование ее целей, обеспечение достаточной величины ресурсов, выработки для этого наилучших путей ее достижения и реализация необходимых действий для достижения поставленных целей и задач. В составе этой политики выделяют инвестиционную, налоговую, бюджетную, кредитную компоненты.
Однако взгляд с этой точки зрения является не совсем полным и точным. Прежде всего, политика в области регулирования финансов предполагает разработку финансового плана, наличие возможностей для его осуществления, последовательное претворение пунктов данного плана для достижения поставленных целей и задач. Но не только данный процесс влияет на получение конечного результата. Нужно учитывать сопутствующие моменты и существующую социально-экономическую действительность, в которой проводится финансовая политика. Даже идеальный бюджет не будет выполнен, если в период его исполнения произойдут события, влияющие на основные условия жизни общества. К ним относятся массовые беспорядки, стихийные
Теоретический аспект // Правовая политика субъектов Российской Федерации: Материалы круглого стола. 26 сент. 2001. Владивосток, 2002. -С. 14.
3 Исаков Н.В. Правовая политика России: теоретические аспекты. Саратов, 2003. - С. 3.
4 Кудрявцев Н.В. Право и поведение. - М., 1978. -С. 163.
бедствия, ажиотажный спрос на товары первой необходимости и целый ряд других событий. Поэтому целесообразно оказывать необходимые воздействия как для устранения негативных, так и для усиления положительных факторов, от которых зависит результат финансовой политики государства. Например, к ним относятся обеспечение социальной и политической стабильности, безопасное и устойчивое международное положение и т.д.
Таким образам, под финансовой политикой можно подразумевать управление финансами, т.е. определение целей и задач, на которые целесообразно направлять финансовые ресурсы, поиск путей достижения намеченных целей в сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение намеченных результатов, а данное управление представляет собой процесс, состоящий из таких этапов, как разработка системы целей и задач, создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организация управления, оценка полученных результатов,
стимулирование и контроль. 1
Кроме того, внутри нее существуют такие самостоятельные направления, как антимонопольная, бюджетная, налоговая, таможенная, валютная, кредитная и страховая политики. Следовательно, они должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.
Необходимость проведения
финансовой политики, согласованной по всем направлениям, обусловлена
ежегодными большими неплановыми расходами на ликвидацию последствий стихийных бедствий, однако не
принимается существенных решений по внесению изменений в страховое законодательство, регулирующее
наступление такого страхового случая. Это могло бы (и должно бы) снять полностью, или, по крайней мере, существенно смягчить пиковый, чрезвычайный и негативный характер внеплановых нагрузок
1 Исаков Н.В. Правовая политика России: теоретические аспекты. Саратов, 2003. - С. 8.
на бюджетную политику.2
Несогласованность бюджетной и антимонопольной политики постоянно влечет за собой повышение тарифов и цен на продукцию и услуги естественных монополий, которое приводит к появлению как выпадающих доходов, так и дополнительных расходов в ходе исполнения уже принятых бюджетов всех уровней. Например, повышение тарифов на железнодорожные перевозки и
электроэнергию значительно снижают прибыль многих предприятий и, как следствие, поступления в бюджеты. Это одновременно приводит к повышению расходов на коммунальные услуги для учреждений, находящихся на бюджетном финансировании, а, значит, и увеличению расходов бюджетов.
Цель в финансовой политике должна быть единой на всех уровнях власти (федеральной, региональной и местной), для всех субъектов Федерации. В таком случае этой целью может быть повышение благосостояния каждого человека.
При этом на различных этапах развития экономики и в отдельных регионах может сложиться ситуация, тогда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов. Например, в Москве дальнейшее повышение уровня жизни, значительно более высокого, чем в других регионах страны, неизбежно приведет к излишнему притоку мигрантов в столицу с одновременным обострением всех социально-экономических проблем и, следовательно, к значительным бюджетным расходам для их решения.3
Целью финансовой политики государства (и субъекта Федерации в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на основании этого -обеспечение достаточного уровня жизни в
2 Букина Е.Н. Современная финансовая политика России. Проблемы и перспективы развития российской финансовой политики // Вестник ОрелГИЭТ. № 1-2 (7), 2009 // URL:http://www.orelgiet.ш/vestnik.php
3 Российский государственный гуманитарный университет. Международный круглый стол «Россия и постсоветское пространство: проблемы и перспективы» // URL:http://rodnaya-istoriya.ru
стране, в том числе на уровне каждого региона. При этом возрастает роль и значение разработки и принятия таких нормативов на уровне как Российской Федерации, так и в ее субъектах. В то же время невозможна исключительно централизованная разработка таких нормативов. Так например, нормативы наполняемости школьных классов в городах и в сельской местности или размер выделенных бюджетных средств на реконструкцию автомобильных дорог на Дальнем Востоке и в центре России не могут быть одинаковыми.
Формирование целей является регулируемым процессом. Так, в настоящее время фактический рост доходов населения не приводит к значительным изменениям направления его расходов. К сожалению, в их числе отсутствуют долгосрочные потребности: покупка или строительство жилья. И государство пока не предприняло достаточных усилий по развитию жилищного строительства. Возможные действия государства, направленные на изменения в расстановке приоритетов населения и, как следствие, целей финансовой политики привели бы к увеличению инвестиций в реальный сектор экономики (в сферу строительства и в сферу промышленности строительных
материалов) за счет средств населения, что способствовало бы развитию других отраслей народного хозяйства. В конечном итоге это привело бы к увеличению доходов предприятий, и, соответственно, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, т.е., к росту потенциала финансовой политики.
Важно определить, от чего именно зависит реализация планов и что является ресурсом финансовой политики
государства. Однозначно считать, что в их качестве являются только налоги и сборы, поступившие в казну, было бы ошибочно, т.к. в случае наличия развитого промышленного производства, природных ресурсов и других благоприятных факторов существует возможность привлечения дополнительных финансовых средств в виде банковских кредитов, облигационных займов и других заемных средств.
В своих трудах Л.А. Дробозина
указывает, что ресурсами финансовой политики являются:
1. величина собственного финансового капитала;
2. величина развития производительных сил, т.е. совокупности людей, находящихся в трудоспособном возрасте, обладающих определенными профессиональными знаниями и пригодных по состоянию здоровья к участию в производственном процессе, основных фондов предприятий всех отраслей экономической деятельности, а также расположенных на данной территории и изученных природных ресурсов;
3. степень развития финансовой инфраструктуры.
Взаимодействие в процессе производства этих трех составляющих и образует все основные финансовые потоки.1
На данный момент плановое регулирование некоторых составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует. Развитие финансовой инфраструктуры имеет такое же значение, как и рост финансового капитала. Без него финансовые ресурсы будут и далее концентрироваться преимущественно в Москве и лишь частично в других крупнейших городах России. Этот процесс неизбежно приведёт к притоку в эти города чрезмерных трудовых ресурсов, уменьшению объемов
производства в других регионах страны, снижению роста, а затем падению экономики в таких регионах. Это, соответственно, приведет к уменьшению финансовых ресурсов государства.
Так же немаловажным
дополнительным ресурсом финансовой политики является рациональное использование средств, которые в настоящее время направляются не по целевому назначению или остаются неуплаченными в качестве налогов. Использование этого мощного резерва зависит от усиления эффективности работы не только бюджетополучателей, но и Главного управления федерального казначейства, Министерства налогов и сборов Российской Федерации,
1 Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2001.
Департамента государственного
финансового контроля и Департамента организации аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов.
После определения целей и задач финансовой политики и имеющихся для их достижения ресурсов, нужно выбрать наиболее целесообразные пути их достижения при данных ресурсах. К сожалению, под этим зачастую понимают только разработку бюджета, его принятие и исполнение, а так же предусматривают лишь незначительное изменение налоговой, таможенной и валютной политик. Эти изменения реализуются фактически независимо друг от друга. Такая практика, вероятно, снижает эффективность проведения единой финансовой политики и нуждается в основательном
реформировании. Для проведения успешной бюджетной политики немаловажно прогнозировать и использовать в расчетах правильные данные о мировых ценах на нефть, курсов валют, уровне ожидаемой инфляции и ценах и тарифах естественных монополий, т.к. от их размера зависит степень выполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. Однако возможность их удержания на заданном уровне напрямую зависит от антимонопольной, налоговой и таможенной политик. Поэтому выбор способов реализации финансовой политики должен связывать все ее направления. Так же проведение мероприятий данной политики должно быть согласовано по времени их проведения и осуществляться в намеченные сроки.
Ключевой проблемой в
функционировании любого государства был и будет выбор путей реализации финансовой политики, в том числе на уровне его субъектов. При этом принимаемые решения должны
координировать действия по всем направлениям финансовой политики. К примеру, снижение налогов может привести к увеличению доходов естественных монополий, а не к росту прибыли и пополнению бюджета, только если не будут приняты необходимые меры в
антимонопольной и таможенной политиках.
Так же существуют проблемы организационного характера при проведении единой финансовой политики -наличие межведомственных барьеров. Так, в настоящее время, наряду с Министерством финансов Российской Федерации в качестве самостоятельных органов управления финансами
функционируют Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Счетная палата. Такое количество ведомств, в принципе работающих на реализацию единой цели, неизбежно приводит к снижению конечного результата их совместной работы.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие краткие выводы:
1. наличие успешной финансовой политики государства является стимулирующим фактором развития экономики, а ее отсутствие препятствует развитию экономики, как отдельного региона, так и государства в целом;
2. вместе с этим на уровне субъектов федерации необходимо создать механизм прочного взаимодействия всех подразделений Министерства финансов РФ, осуществляющих деятельность в регионах.
Таким образом, необходимо признать, что финансовая политика нуждается в дальнейшем совершенствовании, которое может осуществляться, в том числе и с учетом перечисленных выше теоретических и практических соображений и предложений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Российская газета», № 7, 21.01.2009.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // «Российская газета», № 153-154, 12.08.1998.
3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // «Российская газета», № 102, 09.05.2012; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // «Российская газета», № 102, 09.05.2012.
4. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // «Российская газета», № 102, 09.05.2012.
5. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах» // Пенсия. № 6, июнь, 2013.
6. Букина, Е.Н. Современная финансовая политика России. Проблемы и перспективы развития российской финансовой политики // Вестник ОрелГИЭТ. - № 1-2 (7). - 2009 / Ц^: http://www.orel giet.ru/vestnik.php
7. Виды финансовой политики и механизм ее реализации [Электронный ресурс] -Ц^: http://www.portal-1.ru/finpolgos/02.html
8. Исаков, Н.В. Правовая политика России: теоретические аспекты. - Саратов, 2003.
9. Колесов, А.С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы. № 10. - 2002. - С. 813.
10. Крохина, Ю.А. Бюджетное право России: Учебник для вузов. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.
11. Кудрявцев, Н.В. Право и поведение. - М., 1978.
12. Кузулгуртова, А.Ш. Механизм государственной финансовой политики: взаимосвязи и структура основных элементов // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес, образование, право». - № 3 (13). - 2010.
13. Малько, А.В. Правовая политика субъектов РФ: Теоретический аспект // Правовая политика субъектов Российской Федерации: Материалы круглого стола. 26 сент. 2001. - Владивосток, 2002. - С. 14.
14. Попков, В.П., Семенов, В.П. Организация и финансирование инвестиций. - СПб: Питер, 2001.
15. Российский государственный гуманитарный университет. Международный круглый стол «Россия и постсоветское пространство: проблемы и перспективы» [Электронный ресурс] - Ц^: http://rodnaya-istoriya.ru
16. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ,
2001.