ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ИКОНОПИСИ НА ТЕРРИТОРИИ ПОЛУОСТРОВА АФОН. КУЛЬТУРОФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
М. В. НИКОЛЬСКИЙ
В предлагаемой статье рассматриваются особенности организации управления и образа жизни монахов-святогорцев на закрытой территории полуострова Афон в Греции, а также образ жизни и взаимодействия двадцати монастырей Афона. Исследуются культурофилософские формы появления, становления и развития изобразительного (храмового) искусства и архитектуры Святой горы. Описывается образ жизни современного афонского монашества. Проанализированы исторические, духовные и эстетические особенности чудотворных икон некоторых монастырей: Ватопедского, Иверского и столицы Афона - города Кареи. Сделаны выводы, объясняющие сущностные особенности появления, создания и восприятия искусства и архитектуры Афона. Разъяснена система охраны памятников христианского искусства и священных предметов, также предложена историческая справка об их появлении и прославлении на Афоне.
Ключевые слова: православие, священный Кинот, Фаворский Свет, македонская иконописная школа, иконопись и стенопись, духовное звучание, критская школа иконописи, чудотворные иконы.
Одним из парадоксов современного постмодернистского устройства мира являются сохранившиеся издревле непреходящие ценности, которые, по меньшей мере, не утратили своей важности и сущностной яркости до сегодняшнего дня. Подобные парадигмы наиболее часто можно встретить в культуре, искусстве и религии вследствие того, что здесь сохраняется художественное напечатление тех или иных духовных поисков человечества. Мы знаем уникальность построек египетских пирамид и точные пропорции, запечатленные в храмах эллинистического периода; неповторимость и эстетическую глубину произведений эпохи Возрождения в работах Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля; цветовоздушный узор в полотнах импрессионистов и постимпрессионистов и т. д. К сокровищам религиозной мысли в этой связи можно отнести творения святых отцов, учение Конфуция, тексты Франциска Ассизского, духовную концепцию Исихазма Святителя Григория Паламы и т. п. Общекультурный пласт изобилует подобными феноменами во всех областях этого раздела человеческой жизни и деятельности.
Также в мире есть уникальные места, где бережно, трепетно сохраняется и приумножается духовное наследие, которое в современном мире комфорта и удобств не всегда понятно, но значи-
тельно и необходимо для духовного становления личности.
В христианстве, а точнее в Православии, сохранилось немного духовных обителей, которым удалось выстоять в мировых катаклизмах, войнах и различного рода религиозных и социальных конфликтах. Нам известны монастыри Антония Великого и Петра Фивейского в Египте, которые считаются первыми в мире (Антоний Великий -основатель монашеской жизни). Сейчас эти монастыри принадлежат коптам, одной из трех моно-физитских конфессий. В глубине Синайского полуострова расположена самая маленькая епархия в мире - монастырь святой Екатерины, древнейший Православный монастырь, время создания которого - IV век. В монастыре до сегодняшнего дня хранится самая большая коллекция икон ранневизантийского периода. Известны храмы и монастыри на территории Святой земли Израиля и Палестины. В России наиболее известен ПсковоПечерский монастырь, который не закрывался никогда; единственный монастырь, который функционировал все семьдесят лет советской власти. К сожалению, множество святынь не вернуть. Мы знаем, что на территории Нитрийской пустыни (Северная Африка) было более пятиста монастырей, а сейчас только четыре. Печальна судьба православных святынь, обителей и храмов на тер-
ритории нынешней Турции (бывшей Византии). Ушли в небытие святыни Антиохийской церкви. Плачевное зрелище представляют святыни Кап-падокии, печальна постреволюционная судьба многих российских храмов и монастырей и т. п.
На фоне различных судеб Православных святынь и святых мест существует территория, где не просто сохранены святыни и древнее благочестие, сохранено древнее время и христианская духовность в том первозданном виде, в котором ее заповедали еще первые отцы церкви, сохранено до сегодняшнего дня, в XXI веке.
В данном случае мы имеем в виду греческий полуостров Афон (Святая Гора). Один из трех полуостровов Халхидики на Эгейском море. Протяженность этого полуострова 60 км., ширина до 12 км., а общая площадь составляет приблизительно 360 кв. км. На оконечности полуострова расположена самая высокая точка - одноименная гора Афон, высотой более 2000 м. над уровнем моря. Само слово «Афон», судя по всему, фракийского происхождения, так звался один из гигантов, а греки называли этот остров Акта (что значит «Мыс»). До нашей эры, как свидетельствуют немногочисленные источники, на полуострове располагались небольшие поселки - греческие поселения. Но уже после победы христианства сюда стали приходить монахи-отшельники, основав существующую по сей день и не имеющую мировых аналогов монашескую страну свя-тогорцев с названием «Афон». Сейчас полуостров Афон - это часть греческой территории, охранную грамоту которой принимает конституция этой страны. Афон - единственная в мире страна монахов, где нельзя находится маленьким детям и женщинам (чтобы не нарушать молитвенного покоя и молитвенного настроя монахов, которые ежедневно и неустанно на протяжении многих веков молятся за мир). Здесь все пронизано верой и древним благочестием уже более тысячи лет, не меняется церковный устав и образ жизни монахов. В древневизантийских храмах монастырей Афона нет электричества, нет магазинов и привычной инфраструктуры. На полуострове даже время течет по иным законам - сутки измеряются по византийским часам, которые переводятся в зависимости от времени года таким образом, что 00 часов и 00 минут приходятся на закат солнца, а Иверский монастырь отсчитывает свое время от восхода солнца по так называемой халдейской системе.
Система управления монастырями, принадлежащими им скитами, кельями, каливами, ка-фисмами и пустынями основывается на семи
древних уставах, но «особое значение для системы управления на Афоне имеет Хартия 1924 г., утвержденная законодательным декретом в 1926 г.» [1]. Согласно Хартии законодательная власть принадлежит Священному собранию, которое состоит из 20 членов, каковыми являются настоятели всех монастырей и собираются два раза в год в столице Афона - городе Карея, для принятия разного рода канонических указов. В крайних случаях собирается «Двойное собрание», состоящие из 40 членов. Административную власть осуществляет Священный Кинот, который состоит из 20 представителей монастырей, избирающихся 1 января на один год, а исполнительная власть -Священная Эпистасия, состоит из 4 членов в соответствии с делением афонских монастырей на четыре пентады. Представитель монастыря первого ранга председательствует в Священной Эпи-стасии и называется «прот» (т. е. первый) или «протэпистас». Правом его избрания обладают пять первых в иерархии афонских монастырей. В Карее находится государственный администратор
- губернатор Афона, подчиняющийся МИДу Греции. Губернатор имеет в своем распоряжении небольшой административный аппарат, специальную афонскую полицию и некоторых представителей греческого государства на Афоне. Тем не менее, согласно конституции и Хартии Афон является самоуправляемой частью Греции [1]. Таким образом, становится ясным факт, что вышеуказанная система управления Афоном - это одна из причин наличия порядка, основанного на иерархичности монашеской жизни и существования ее в различные (и весьма непростые) исторические периоды.
Можно достаточно много рассматривать образ жизни монахов-святогорцев, но это отдельная самостоятельная культурологическая и духовная тема, для нас важно одно многовековое правило этой жизни - сутки делятся на три части: 8 часов молитва; 8 часов работа и 8 часов отдых, что просто и духовно действенно в любом обществе и контексте.
На сегодняшний день всего монахов на Афоне насчитывается около 1700 живущих в отдельных кельях, скитах и монастырях. Всего 20 действующих монастырей и их число неизменно, которые имеют следующий иерархический порядок:
1. Великая Лавра; 2. Ватопедский; 3. Иверский; 4. Хиландарский; 5. Дионисиев; 6. Кутлуму-шев: 7. Пантократоров; 8. Ксиропотамский; 9. Зографов; 10. Дорихаров; 11. Каракалов; 12. Филофиев; 13. Симонопетров; 14. Святого Павла; 15. Ставроникитский; 16. Ксенофонтов;
17. Григориев; 18. Эсфигменов; 19. Свято-Пантелеймонов; 20. Кастамонитов. Монастырям принадлежат все иные монашеские поселения. Самостоятельна только Карея, где находятся власти Афона. При этом каждый монастырь самоуправляем, все они являются общежительными. Один из монастырей принадлежит русским -это Пантелеймонов монастырь или «монастырь русских». Есть еще Болгарский и Сербский монастыри, а остальные греческие.
Как уже упоминалось, монахи появились в этих местах издревле. Афон считается уделом Пресвятой Богородицы (она является единственной Владычицей Афона). Иверский монастырь хранит предание о том, что Богородица появилась близ монастыря, спасаясь от шторма. Следуя с Иоанном Богословом на остров Кипр к его Епископу Лазарю Четверодневному. С тех пор на месте сошествия Приснодевы Марии появился родник, за которым по сей день бережно ухаживают монахи Иверского монастыря.
По отрывочным сведениям монахи на Афоне были уже в VII в. «С IX века было уже сказано, Святая Гора официально входит в историю как монастырский центр». [1 с. 11]. В соответствии с Хрисовулом Византийского императора Василия I от 885 года Афон был предназначен только для проживания аскетов и запрещен для пастухов и прочих мирян, пребывавшим нелегально в «Саду Богородицы». [1 с. 11]. Появлением на Афоне общежительной монашеской жизни мы обязаны преп. Афанасию Афонскому, который в 963 г. заложил монастырь Великой Лавры. С этого времени появляются большие каменные дома. Преподобный составил первый устав Святой Горы (971-972 гг.), который по сей день остается главным действующим на Горе законом. Также известно, что к XI в. на Афоне было 180 монастырей. В XII в. Афон подвергался вторжениям крестоносцев, но к XV в. Афон вступает в один из лучших периодов своего существования. Уже к
XVII в. в относительно спокойные времена мона-хи-святогорцы испытывают материальные затруднения из-за податей турецкому султану. И, приблизительно к середине XIX в., после освободительной войны греческого народа, страна монахов вступает в новый период своего процветания (и по сегодняшний день).
В монастырях Афона за века своего существования накоплены колоссальные духовные сокровища мирового значения. Мы знаем пояс Пресвятой Богородицы, хранящийся в Ватопедском монастыре, икону Иверской Богородицы из одноименного монастыря, мощи святых в драгоцен-
ных раках, частицы креста христова, а также раннехристианские иконы и т. п.
Афон также является сокровищницей христианского храмового, изобразительного и церковноприкладного искусства. Известно, что многие изографы обучались искусству иконописи на Афоне. Существует версия, что знаменитый иконописец Феофан Грек некоторое время работал на Святой Горе. Основатель исихазма - учения о Фаворском Свете - Григорий Палама, получил свой аскетический опыт в Ватопедском монастыре. Это учение легло в сущностную основу иконописи - светоносность. Фрески храма Протата в Карее приписываются кисти выдающегося изографа, представителя македонской школы, Ма-нуила Панселина (XIV в.).
Один из монастырей назван Зографовым в честь Святого Георгия Зографа (Живописца). Необходимо напомнить, что участие монахов в синоде 843 г., созванного императрицей Феодорой, было посвящено вопросам восстановления и воссоздания икон.
Уникальны памятники христианской живописи, стенописи, архитектуры - сокровищница византийского искусства. Архитектура Афонских монастырей представляет собой византийскую традицию, но с чисто местными особенностями (это внешний облик и планировка храмов). Общий вид монастырей выглядит, как укрепленный средневековый город с мощными стенами и башнями. Имеется единственный вход в монастырь через одну из башен.
В центре любого Афонского монастыря находится соборный храм, недалеко расположены трапезная, фиал, часовни и другие монастырские строения вместе с какой-либо растительностью.
Практически все соборы монастырей (кроме Ставроникитского монастыря) выстроены по принципу собора Великой Лавры, основанного в 963 г. (рис. 1), это так называемая афонская архитектура - составной четырехколонный купольный храм, также состоящий из трехнишия, образованного абсидами, двойной внутренний нартекс (или лита), а также две часовни в северных и южных частях, с куполами и четырьмя колоннами.
В большинстве своем соборы Афона выкрашены в темно-красный цвет. Интересно, что купола и крыши соборов покрыты свинцовыми листами.
Также наиболее значительным строением монастыря является трапезная - помещение для совместного приема пищи. Здесь расположено центральное место для настоятеля (по принципу храмовой абсиды и столы с лавками, расположенные по всей длине трапезной). Имеется место для
чтеца, который прочитывает жития святых во время приема пищи монахами и гостями монастыря. Трапезная Ватопедского монастыря рассчитана на 500 чел. (рис 2). Столешницы на столах изготовлены из мрамора с центральным углублением в виде иконописного ковчега.
Рис. 1. Собор Великой Лавры
Рис. 2. Трапезная Ватопедского монастыря
Также на территории почти всех монастырей имеются так называемые фиалы - места для совершения водосвятых молебнов.
Монашеские кельи располагаются с другими монастырскими постройками, примыкая к крепостным стенам. Строения располагаются по периметру всех монастырских стен, здесь имеется все
для самостоятельной жизни монастыря (по принципу средневекового города).
Наряду с архитектурой уникальным является храмовое искусство, а точнее иконопись и стенопись. Известно, что монахи святогорцы занимались иконописанием с самого начала Афонской истории. Сегодня практически каждый монастырь имеет свою иконописную мастерскую, имеются и отдельные мастера-изографы. На протяжении всего времени приезжало множество различных иконописцев, поэтому на Афоне нет единой иконописной традиции. Здесь существуют различные древние иконописные традиции и течения. Наиболее ранними сохранившимися фресками Афона являются изображения апостолов Петра и Павла XII в. (рис. 3) из кельи Равду-ха недалеко от Кареи. Более поздние фрески Афона (XIII-XVI вв.) относятся к двум иконописным направлениям - это Критская и Македонская школы иконописи.
Рис. 3. Апостолы Петр и Павел. XII в.
Фрески Македонской школы мы встречаем в храме Протата (в Карее), выполненные одним из наиболее выдающихся представителей этой школы Мануилом Панселином (рис. 4). В соборе Хи-ландарского монастыря также имеются фрески Македонской школы.
XIV столетием датируются фрески соборного храма Ватопедского монастыря, где наиболее яр-
ко выражены основные особенности Македонской школы (рис. 5, 6).
Выявлены следующие основные особенности Македонской школы, это:
- темные (а точнее, темно-синие) фоны фрески;
- обилие элементов композиции;
Рис. 4. Фрески картексов храма Протата в Карее
- активные белильные высветления на пейзажах, ликах и складках одежды;
- активная связь пейзажа и композиции фигур;
- внимание к анатомическим особенностям персонажей;
- обилие складок;
- особая геометрическая и тональная пластика фигур;
- зеленая санкирь, активные подрумянки и сильные высветления ликов (и всего личного письма) персонажей.
Таким образом, на фресках Македонской школы мы видим как глубокое эмоциональное переживание, так и духовное смирение святых. Особая и неповторимая колористическая гамма (состоящая из обилия оливковых, фиолетовых, серо-голубых и земельных оттенков) в сочетании с динамичным рисунком придает изображению особую метафизическую наполненность, где с помощью естественных материалов с максималь-
ной степенью наглядности показано божественное откровение на основе известных евангельских событий и событий из жизни Церкви.
Монументальное искусство Критской школы, представленное в храмах Афона, более спокойно и сдержанно (в отличие от Македонского направления). «Критское искусство в течение длительного времени продолжало существовать на Афоне, вплоть до начала следующего века, хотя уже лишенное оригинальности и творческой силы более ранних художников» [1 с. 162]. Уже в начале
XVIII в. известный своим трудом «Ерминия, или наставление в живописном искусстве» художник-иконописец Дионисий Фурноаграфиот предлагал возврат к Македонской школе, но в это время появляются тенденции западной, католицированной манеры иконописания и стенописи, что просуществовало почти до наших дней. Сейчас в иконописных мастерских Афона наметилась тенденция возврата к канонической греческой иконе.
Рис. 5. Фрески соборного храма монастыря Ватопед (1318 г.) Молитва в Гефсиманском саду. Предательство Иуды
Иконописание на Афоне существовало параллельно со стенописью. При этом в монастырях
находится множество икон, которые были принесены из разных мест и времен. Известно придание о чудесном появлении Иверской иконы Богородицы - Вратарницы (рис. 7), которая до сегодняшнего дня находится в специальном храме Иверского монастыря.
духовный заказ на создание (и воспроизведение) списков чудотворных икон. Сугубая благодать этих икон как бы распространяется на всех молящихся через различные изображения исходных образцов. В основном это Богородичные иконы.
Рис. 7. Фрагмент иконы Богородица Иверская-Вратарница из Иверского монастыря Афона
Рис. 6. Фрески соборного храма монастыря Ватопед (1318 г.) Распятие.
Воскресение (сошествие во ад)
В храме Протата (Карея) хранится чудотворный образ иконы Достойно есть. Практически в каждом монастыре и скиту Святой Горы, помимо великих христианских святынь и мощей, хранятся чудотворные иконы, которые активно влияют на иконописание в силу того, что есть своеобразный
Рис. 8. Навратное изображение Богородицы Иверской
Одним из монастырей Афона, где имеется наибольшее количество чудотворных Богородичных икон, является Ватопедский монастырь. Здесь имеется надвратное изображение Богородицы Иверской (рис. 8). Предание гласит, что один из пиратов турок выстрелил в это изображение (на иконе видны сколотые места на руке) и тут же стал
бесноватым. Увидев это, остальные разбойники бросились бежать прочь от монастыря.
В монастыре есть образ Богородицы, где имеется небольшой скол на щеке Марии (до левкас-ного грунта) (рис. 9). Монастырская история повествует о том, что один «нерадивый монах» в XVII в. ударил этот образ ножом в щеку Богородицы из-за того, что ему отказали в трапезе (в связи с систематическим опозданием). Вокруг раны на щеке на глазах монаха проступила кровь, которая видна на иконе и сегодня.
Рис. 9. Икона со следами ножевого ранения с кровавым разводом
Рис. 10. Икона «Отрада и Утешение»
В Ватопедском монастыре имеется икона, находящаяся уже не одно столетие рядом с масляной емкостью для лампад. Во время турецкого ига в монастыре кончилось масло. По молитвам к Богородице через эту икону масло стало прибавляться в таких количествах, что монахи наполнили все имеющиеся в монастыре емкости.
История, связанная с образом «Отрада и утешение» (рис. 10) говорит о так называемой НЕ-РУКОТВОРНОСТИ образа. Каждый день монахи открывают монастырские ворота. В один из дней было явлено чудо, при котором на иконе, располагавшейся над вратами внутри монастыря все увидели как бы оживших Младенца Христа и Богородицу, которая предупреждала монахов том, что нельзя открывать ворота. На что Христос предупреждает Марию о том, что не надо этого делать в силу нерадивости этих монахов. Богородица убирает руку Спасителя от Ее уст и предупреждает монахов вторично. По монастырскому преданию этот нерукотворный жест остался на предложенном образе.
Рис. 11. Икона «Всецарица»
Одним из самых известных Богородичных образов Ватопедского монастыря считается икона «Всецарица» (XVII в.), находящаяся в соборном храме (рис. 11). Икона считается чудотворной, от нее зафиксировано множество исцелений. Существует значительное количество списков с этой иконы, которые сохраняют каноничность этого образа.
Если посмотреть на все вышеперечисленные чудотворные иконы Ватопеда, мы видим, что они совершенно разные и не объединены никакими
изобразительными традициями. Тот же вывод можно сделать, если посмотреть на все чудотворные и чтимые изображения всего Афона.
Рис. 12. «Распятие» - современная икона из иконописной мастерской Ватопедского монастыря
Таким образом, мы видим, что храмовое искусство Святой Горы не объединено единым художественным стилем или традицией. Все иконописные направления были привнесены на Афон, но получали здесь усиленное духовное звучание благодаря трудам и молитвам монахов-свя-тогорцев в различные времена и исторические периоды. Основной для афонской иконописной традиции является не художественный метод или какие-либо изобразительно-выразительные средства, а особое проявление благодати и чудотворе-ние имеющихся конкретных иконописных памятников. С данных памятников выполняется множество списков в иконописных мастерских Афона. На сегодняшний день списки выполняются в средневековой греческой традиции и канонах. Поэтому можно утверждать, что формирование храмового искусства на Афоне происходило и происходит на основе православного благочестия и бережного отношения к тому духовному откро-
вению, которое проявлено через конкретные иконописные памятники (рис. 12). При этом любая, привнесенная на Афон иконописная школа доводилась до определенного совершенства и переходила опять в мир (здесь можно вспомнить множество икон XIX в. афонского письма, сохранившихся до сегодняшнего дня в России, эти иконы написаны в русской манере позднего, так называемого, синодального периода).
Художественно-выразительные средства ико-нописания на Афоне не являются основой традиции и существуют лишь для выявления особенностей и ценностей той духовной истины, которая заложена в имеющихся особенных древних ико-нических образцах Афона.
Литература
1. Сотирис Кадас. Святая гора Афон. Афины, 2012. С. 22.
2. Дионисий Фурноографит. Ерминия, или наставление в живописном искусстве. 1701-1733. Труды Киевской духовной академии. 1868. № 2.
* * *
FEATURES OF FORMATION OF ARCHITECTURE AND ICONOGRAPHY IN THE PENINSULA ATHOS TERRITORY. CULTURE PHILOSOPHICAL ANALYSIS
M. V. Nikolsky
In offered article features of the organization of management and a way of life of the monks of the Holy Mountain in the closed territory of the peninsula Athos in Greece, and also a way of life and interactions of twenty monasteries of Athos are considered. Culture philosophical forms of emergence, formation and development of fine (temple) arts and architecture of the Holy Mountain are investigated. A way of life of a modern Athos monkhood is described. Historical, spiritual and esthetic features of wonder-working icons of some monasteries are analyzed: Vatopedi, Iviron and capital city of Athos Karyes. The conclusions explaining intrinsic features of emergence, creation and perception of art and architecture of Athos are drawn. The system of protection of monuments of Christian art and sacred subjects is explained, historical information about their emergence and glorification in Athos is also offered.
Key words: Orthodoxy, Sacred Kinot, Tabor Light, Macedonian icon-painting school, iconography and mural, spiritual sounding, Crete school of iconography, wonder-working icons.