ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТАХ И ХРОНОТИПАХ
Гончаренко М. С., Тимченко А.Н.
Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина, кафедра валеологии, г. Харьков, Украина
Исследование адаптационных реакций детского организма в различных возрастах и хронотипах проводилось с помощью комплексной оценки функционального состояния организма и учитывало действие экзогенных факторов (учебный процесс и различные экологические регионы Украины).
С возрастом хронобиологические типы детей достоверно (р<0,05) смещаются в сторону вечернего типа, что вызвано адаптацией детского организма к социальным условиям окружающей среды (учебный процесс). Дети аритмического хронотипа имеют лучшие адаптационные возможности, обусловленные удовлетворительной адаптацией к условиям окружающей среды, по сравнению с утренним и вечерним хронотипами. Уровень адаптационных возможностей у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста зависит от региональных особенностей проживания в связи с различным уровнем экологической нагрузки. При поступлении школьников в ВУЗы в структуре хронотипов появляются новые промежуточные хронотипы, что связано с адаптацией к новым социальным условиям. При изменении хронотипа именно в роботе нервной и сердечнососудистой систем происходят изменения, вызванные появлением новых адаптационных реакций, что в свою очередь отражается в работе иммунной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Стр. [330]