АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ И УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМ ПИЕЛОНЕФРИТОМ
Маценко А.А., Сабирова А.В., Волянский А.М.
Челябинская государственная медицинская академия, кафедра детских болезней № 2, г. Челябинск, Областная детская клиническая больница г.Челябинск
Под адаптацией понимают форму приспособления, при которой деятельность функционирующих систем направлена на поддержание относительного гомеостаза и сохранение оптимальных форм взаимодействия организма и среды в изменившихся условиях. Постоянный интерес к данной теме связан прежде всего с тем, что способность к адаптации рассматривается как одно из основных свойств живых систем на всех уровнях организации. Родоначальником теории адаптации был Селье, а в настоящее время большой вклад в развитие данной проблемы внес Баевский. Для клинической медицины наиболее актуально исследование адаптационного потенциала у детей с хронической патологией для проведения фундаментальных научных исследований и разработки донозологической диагностики. Таким образом, целью данной работы явилось изучение состояния адаптационного потенциала системы кровообращения и уровня личностной тревожности у детей с хроническим пиелонефритом. Для выполнения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1) изучить двигательную и статическую нагрузку данной категории детей; 2) оценить адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы и уровень личностной тревожности; 3) провести сравнительную оценку этих показателей с группой здоровых детей. Нами было обследовано 23 ребенка с хроническим пиелонефритом, госпитализированных в нефрологическое отделение ЧОДКБ. Средний возраст детей составил 11 лет. В обследование вошли только девочки. Группу контроля составили учащиеся школы №17 г. Челябинска. Обследованию подверглись дети, имеющие 2 группу здоровья. Группу контроля мы подбирали методом парных выборок по возрасту и полу. Структура диагнозов была представлена следующим образом: в 100% случаев это вторичный необструктивный пиелонефрит, латентное течение наблюдалось у 12 детей, рецидивирующее - у 11.
Пиелонефрит. Длительность заболевания составила в среднем 6 лет. Госпитализация у 12 детей имела профилактическую направленность, у 11 детей явилась причиной обострения пиелонефрита, протекающего с астено-вегетативным, дизурическим, болевым и интоксикационным синдромами. Мочевой синдром встречался в 100% случаев. Длительность госпитализации в среднем составила 14 дней. В структуре причин, приведших к развитию хронического пиелонефрита ведущее место занимает врожденная патология почек.
Методы исследования, которые мы применили, были следующие:
1. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения по Баевскому Р.М. (1979 г.). Расчет производится по формуле:
АП = 0,011 х ЧП + 0,014 х АДс + 0,008 х АДд + 0,014 х В + 0,09 х МТ - (0,009 х Р + 0,27),
где АП - адаптационный потенциал; В - возраст, лет; МТ - масса тела, кг; Р - рост, см; АДс - артериальное давление систолическое, мм рт. ст.; АДд - артериальное давление диастолическое, мм рт. ст.; ЧП - частота пульса в 1 мин.
Достоинство указанного диагностического подхода заключается в том, что быстро и без больших затрат выявляются лица с напряжением механизмов адаптации с целью дальнейшего углубленного их обследования и при необходимости проведения оздоровительных мероприятий.
2. Оценка адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы по пробе Мартинэ-Кушелевского.
3. Анкетирование для изучения двигательной и статической нагрузки.
4. Тест личностной тревожности Спилберга С.П. в модификации Ханина А.П.
Для статистического анализа мы использовали непараметрические методы исследования с вычислением критерия хи-квадрат. Результаты расценивались как статистически значимые при величинах достигнутого уровня достоверности менее 0,05. По результатам изучения двигательной и статической активности нами не отмечено достоверных различий. Среднее значение в основной группе детей 8 баллов, а в контрольной - 12 баллов.
Таблица 1. Показатели физической активности
Показатель Основная Контрольная
Высокий 8 чел. (34,8%) 12 чел. (52,2%)
Средний 11 чел. (47,8%) 11 чел. (47,8%)
Низкий 4 чел. (17,4%) -
Таким образом, четко прослеживается более низкая физическая активность у детей основной группы. При оценке адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы мы получили следующие данные.
Таблица 2. Показатели адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы
Группа Показатель
Напряжение Неудовлетворительная Срыв механизмов
механизмов адаптации адаптация адаптации
Основная 8 чел. (34,8%) 2 чел. (8,7%) 13 чел. (56,5%)
Контрольная 15 чел. (65,2%) 6 чел. (26%) 2 чел. (8,7%)
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Таблица 3. Показатели пробы Мартинэ-Кушелевского
Группа Показатель
Высокий Средний Низкий
Основная 15 чел. (65,2%) 2 чел. (8,7%) 4 чел. (26,1%)
Контрольная 17 чел. (73,9%) 8 чел. (26,1%) -
Таким образом, мы зарегистрировали снижение адаптационных механизмов в основной группе детей. По результатам проведения теста Спилберга-Ханина наибольший процент детей обеих групп имеет умеренную тревожность,
что является положительным моментом, поскольку определенный уровень тревожности естественная и обязательная
особенность активной личности.
В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. У детей с хроническим пиелонефритом отмечается тенденция к снижению адаптационного механизма сердечнососудистой системы.
2. В основной группе детей показатели пробы Мартинэ-Кушелевского имеют тенденцию к снижению.
3. Физическая активность способствует поддержанию адаптационного потенциала на должном уровне.
4. Состояние личностной тревожности соответствует умеренному уровню как в основной так и в контрольной группах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва