УДК 792.8
ОСОБЕННОСТИ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ
СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА
Поповичев А.В., 2017
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В, Рахманинова, канд. пед. наук, профессор кафедры хореографии, Тамбов
Усачев Ю.Ю., 2017
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В, Рахманинова, канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры хореографии, Тамбов
Аннотация: тенденции новой хореографии XXI века были заложены ещё в истоках свободного танца, появившегося в начала двадцатого столетия. Поиск новых решений, философские рассуждении о естественной связи человека с природой, исследование возможностей тела и отказ от канонических слагаемых творчества - всё это определила трансформационный процесс в хореографическом искусстве. Отклик на подобную тенденцию определил скоростной оборот в развитии современного танца, охвативший различные изменения. Таким образом, форма танца как таковая с одной стороны базировалась на традиционных вариантах, с другой - утвердилась в новых версиях. В этой связи данное исследование было посвящено рассмотрению различных вариантов форм художественного произведения, используемых в современной хореографии в настоящее время.
Ключевые слова: современный танец, форма, соло, дуэт, групповой танец, массовый танец, миниатюра, инсталляция, энвайромент, перформанс.
FEATURES FORMS ARTWORKS ON THE MATERIAL OF CONTEMPORARY DANCE
PopovichevA.V., 2017 Tambov state musical pedagogical institute them. S.V. Rachmaninoff, candidate of pedagogical sciences, professor of choreography chair, Tambov
Usachev Yu.Yu., 2017 Tambov state musical pedagogical institute them. S.V. Rachmaninoff,
candidate of pedagogical sciences, senior teacher of choreography chair, Tambov
Annotation: new trends of choreography of the XXI century were laid in the origins of free dance that emerged in the early twentieth century. The search for new solutions, a philosophical discourse on the natural connection of man with nature, a study of the possibilities of the body and the rejection of the canonical terms of creativity caused by the transformation process in choreographic art. The response to this trend has defined high-speed turnover in the development of modern dance, covering the various changes. Thus, a form of dance, as such, on the one hand based on traditional options, on the other - has established itself in the new versions. In this regard, this study was devoted to the consideration of various variants forms of artwork used in modern choreography at the present time.
Keywords: contemporary dance, shape, solo, duet, group dance, mass dance, miniature, installation, environment, performance.
Современный танец - явление относительное (сиюминутное). С исторической точки зрения каждый танец можно назвать современным, отражающим тенденции своего времени формирования и существования. Современный танец - это танец современности, модный и актуальный для своего времени. Однако, термин «современный танец» или «современная хореография» в наше время не имеет точного, чёткого определения и рассматривается различными хореографами, искусствоведами и критиками в различных вариантах. Также среди хореографического сообщества данное понятие употребляется при наличии разной смысловой нагрузки.
В зависимости от контекста использования, в ходе своего становления и развития современная хореография сформировалось как широкое понятие, рассматриваемое с двух сторон:
• первый вариант - современная хореография как комплекс танцевальных направлений, спектр которого включает в себя уличные (hip-hop, Ьгеак^апсе, с^а!к, crump, street dаnce и др.),
клубные (go-go, jazz-funk, vogue, teak-tonic и др.), сценические формы так называемого «свободного танца» современности и его производных (modern, jazz, contemporary dance, contemporary jazz и др.), a также экспериментальную хореографию;
• второй вариант - танцевальные стили современности, основанные на комплексе техник ритмопластического танца Марты Грэм, Хосе Лимона, Мерса Каннингема, Лестера Хортона, дополненные психосоматическими тренингами и синтезом элементов устоявшихся танцевальных систем - modern, jazz, contemporary dance, contemporary jazz, afro-jazz, техника ga-ga, контактная импровизация и др. [19, с. 12-13].
Первое объяснение является объединяющим и не конкретизирует данный вид хореографии, а вторая трактовка соответствует объекту данного исследования и заслуживает изучения в историческом аспекте.
Благодаря двум танцовщицам Айседоре Дункан (Дора Энджела Дункан, 1877-1927) и Лои Фуллер (настоящее имя Мария Луиза, 1862-1928), возникло абсолютно новое танцевание, который подразумевал определённый вид пластики, основанный на технике инерциального движения с минимальной затратой энергии, подкреплённого личностными философскими суждениями [8, 11, 13,
19].
Под влияние творчества А. Дункан попали отечественные балетмейстеры, представители классической хореографии, искавшие новые варианты пластического языка - М.М. Фокин, К.А. Голейзовский, Л.В. Якобсон и др. Однако самое интересное, что самодеятельное творчество также стало продолжать традиции Дункан. Например, в начале XX века в Москве и Петербурге повсеместно открывались танцевальные студии в рамках самодеятельного и полупрофессионального творчества, которые базировались в жилых помещениях и свободных залах студия «Гептахор», школа античной пластики Бобринского, студия пластики Эллы Рабенек, курсы ритмики Нины Александровой, курсы синтетического танца Инны Чернецовой, студия Людмилы Алексеевой, Экспериментальный театр пантомимы (ЭКСТЕМИМ) под руководством Александра Румнева, театр танца Веры Майя, студия «Искусство движения» Валерии Цветаевой и др., «Школа пластики» Клавдии Исаченко, «Студия пластического движения» Зинаиды Вербовой, студия Тамары Глебовой, студия Елены Горловой, художественное движение в Институте им. Лесгафта и др. [19 с. 39].
Развитие свободного танца привело к формированию в Западной Европе (главным образов в Германии) нового танцевального стиля - modern (от франц. и нем. - современный). Его главными теоретиками и практиками стали Австрийский хореограф Рудольф фон Лабан (Пресбург, с 15 декабря 1879 года по 1 июля 1958 года, Вейбридж), Курт Йосс (Ален, 12 января 1901 года по 22 мая 1979 года, Хайльбронн), Мари Вигман (Ганновер, с 13 ноября 1886 года по 19 сентября 1973 года, Берлин) и мн. др. [3, 13].
В США танец модерн приобрёл расширенные возможности пластики. В лексику добавились амплитудные движения корпуса, полиритмическое движение отдельных центров тела, пульсацию, пантомимную пластику, сложный ритмический рисунок в пластике. Этот стиль вобрал в себя специфику этнического танца негритянских и индейских народов.
Особое влияние на популяризацию и формирование данного стиля оказали: Рут Сен-Дени (Нью-Арк, с 20 января 1879 года по 21 июля 1968 году), Чарлз Вейдман (Линкольн, с22 июля 1901 года по 15 июля 1975 года, Нью-Йорк), Хосе Лимон (Кульякан, с 12 января 1908 года по 2 декабря 1972 года), ЛестерХортон (Кульякан, с12 января1908 года по 2 декабря 1972 года, Флемингтон) и др. [3, 13, 16, 19].
Рассматривая данные направление в сравнении с классическим танцем, можно сказать, что оно родилось как противопоставление балетному искусству. Представители танца модерн, придерживаясь теории воссоединения человека с природой, считали, что балет противоречит человеческому естеству, опровергая зрительное отсутствие гравитации. Однако выразительность классического танца также присуща модерн-танцу и идентифицируется простотой грациозной пластикой.
В параллели с модерн-танцем стали появляться новые взгляды на перспективы новой хореографии. Новаторы стремились минимизировать значение костюма, музыки и оформления, но при этом максимизировать лексический материал и глубину мысли, отвергая любые канонические условия композиции танца, что обозначило начало эпохи постмодерна во всём мире. Данный танец не
имел определённой формы и направлен на передачу духовного состояния человека, танец случайного характера.
Представителями постмодернизма в хореографии стали: Стив Пэкстон (Финикс, 21 января 1939 года), Триша Браун (Абердин, с 25 ноября 1936 года), Алвина Эйли (Роджерс, с5 января 1931 года по 1 декабря 1989 года, Манхэттен) в США, Пина Баушв Германии, Анна де Кеерсмакер (Мехелен, с 11 июня 1960 года) в Бельгии, Роберт Коэн (Лондон, с 15 июня 1959 года) в Англии, Мин Танаки (Ямагутис10 марта 1945 года) в Японии, Алла Сигалова (Волгоград, с 28 февраля 1959 года) в России и др. [13, 16, 19].
Трансформация современного танца на этом не остановилась, она динамично продолжалась. Каждый хореограф синтезировал фонд пластического языка постмодерна с элементами йоги, боевых искусств, акробатики, джазового танца, классического танца, психосоматическими практиками и др. Вследствие этого родилось новое направление в хореографическом искусстве, без утверждённой техники, которое сформировалось на принципах танцев модерн и постмодерн, синтезируемых с различными авторскими методиками и двигательными теориями получившее название «contemporary dаnce» (в пер. с английского - современный).
Художественные произведения, созданные на основе contemporary dance направлены на пробуждение сильной эмоциональной реакции реципиента. Пластические образы выражают нечто скрытое и обитающее на подсознательной глубине. Благодаря этому формы художественного произведения, используемые в хореографическом искусстве подверглись некоторым изменениям.
Все, используемые в современной хореографии танцевальные формы можно разделить на малые - соло, дуэт, групповой танец, массовый танец; и крупные - хореографическая сюита, хореографический спектакль, модерн-балет или contemporary балет, тематическая концертная программа и т. д. Также существуют формы, которые могут быть реализованы как в масштабном варианте, так и в миниатюрном - моноспектакль, танцевальный перформанс, инсталляция [4].
Хореографическая форма - это замкнутая устойчивая танцевальная структура, в рамках которой осуществляется развитие танцевальных тем [12, с. 62-63]. Учитывая теорию современного танца, которая основывается на полной свободе автора в подходе к реализации собственного замысла, можно сказать, что само понятие «форма» как конкретная структура противоречит современной хореографии. Не смотря на это, в зависимости от некоторых критериев, всё-таки вышеуказанные формы закрепились в современном танце как основные
Малые формы современного танца. Термин «соло» (соло от итальянского «solo» - «один») означает исполнение одним танцовщиком (или танцовщицей) любого танцевального номера или фрагмента крупной формы. Следует отметить, что при рассмотрении сольной композиции как отдельного самостоятельного произведения, можно выявить индивидуальное, характерное только для него своеобразие облика героя, образа передаваемого по средствам языка пластики. Примером создания сольного произведения служит работы: «Послеполуденный отдых фавна» В.Нижинского (1889 - 1950 гг.), «Умирающий лебедь» В.Малахова (р. 7 января 1968 г.), «Чайка» Б. Эйфман (р. 22 июля 1946 г.) и т. д. [2, 10].
«Дуэт» (итал. duetto, от лат. duo - два), существовал ещё с незапамятных времён. В ходе своего развития в хореографии он приобретал драматургическое построение, законы действенности, выразительности, смысл, одухотворённость. Таким образом, в классическом балете сформировалась каноническая пятичастная форма pas-de-deux. [14]. В современном танце дуэт может быть исполнен в унисон, изолированно друг от друга, в рамках партнёринга, на основе различных соединений дуэтно -классического и дуэтно-акробатического танцев, а также в рамках контактной импровизации.
Групповой танец - танцевальная форма, представленная в виде танца нескольких исполнителей (обычно от трёх до 8). Аналогом этой формы является «хореографическая миниатюра» - (от франц. «miniature», итальян. «miniatura», от латин. «minium» - киноварь, сурик) - малая форма танцевально-сценического представления. Название произошло от сурика, которым в старинных рукописях расцвечивали заглавные буквы [18, с.198]. Хореографическая миниатюра может быть сюжетной и бессюжетной. Такая форма танца является благоприятной для хореографического эксперимента, поиска новых образов и выразительных средств.
Начиная от семи-восьми человек и выше, танец принято считать «массовым». В данной форме появляются более сложные и широкие возможности рисунков танца, что открывает новые горизонты в балетмейстерских экспериментах.
Крупные формы танца. В перечисленном списке форм хореографических произведений особое место занимает «хореографический спектакль». Количественный состав исполнителей, структура композиции, воздействия на зрителя и другими компонентами танца (музыкой, лексическим материалом, рисунком танца и др.) отличают данную форму танца. Многофункциональность, масштабность, зрелищность обеспечивают спектаклю как широкую зрительскую аудиторию, так и востребованность у балетмейстеров. Характерные черты хореографического спектакля: 1) драматургия, 2) содержание, 3) продолжительность, 4) длительная реализация спектакля, 5) широкий спектр выразительных средств и стилей.
«Балет» (от франц. ballet, от позднелат. ballo - танцую) - это высшая форма хореографии (от греч. choreia - пляска и grapho - пишу), в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Если классический балет - это гармония танца и музыки, которые связаны между собой неразрывно, то «современный балет» - это эксперимент. Развитие современного балета началось в XX веке, когда искусства переживали сильные изменения [1, с. 3839].
Рождение современного балета началось с появлением порой неожиданных элементов танца, техник и кардинальной метаморфозы облика танцоров. «Современный балет» использует современные техники (виды) танца (прежде всего modern, contemporary dance, джаз-танца и т. д.), а также элементы гимнастики, акробатики, восточных единоборств и тому подобное. Несколько видоизмененные классические элементы, удачно сочетаясь с привнесенными движениями, составляют танец. Новые балетные позиции, свобода выражения чувств и идей, великолепная пластика танцоров, уход от консервативности, главные определяющие современного балета [20].
«Моноспектакль» (театр одного актёра) - это «хореографический спектакль» с единственным исполнителем. Его специфика в том, что исполниетлю (танцору или танцовщице) приходится «держать зал», нести смысловую и эмоциональную нагрузку всей композиции одному. Рядом с титанической работой исполнителя возникает положительный фактор - это независимость и свобода действия.
В конце 40-х и начале 50-х годов начались творческие эксперименты, хореографы искали индивидуальность, отрицая возможности сцены. Пространством для воплощения танцевальных образов становились самые необычные места: улица, парк, площадь и т.д. В искусстве вторую волну популярности обретает авангард. Так появились совершенно новые формы танцевального действия:
- инсталляция (анг. installation - установка, размещение, монтаж) - художественно-смысловое танцевальное пространство, наполненное различными объектами (предметами быта, произведениями искусства, людьми и т. д.), сочетание и перемещение которых неординарно, но содержательно в аспекте символизма;
- хэппенинг (англ. happening - случающееся, происходящее) - театральное представление парадоксального характера, в котором окружение и участники смешиваются и действуют вне логики;
- энвайромент (англ. environment - окружение, событие) - пространственная композиция, созданная одним или коллективом авторов, выраженное как реальное окружение;
- перформанс (англ. performance - игра, представление, выступление), которое определилось как равноправное синтезирование различных видов искусств в виде эпатажного действия, структурированного некой концепцией или правилами автора; перформанс также используется в обиходе как общее понятие для определения авангардных форм искусства [5, 6, 7, 9, 17].
Пина Бауш: «...Танец может жить в любых формах. Главное - это точность пластического выражения мысли, эмоции. И дело здесь не в том, как человек движется, а в том, что им движет...» [15]. Формообразующие элементы как правило в современной хореографии достаточно абстрактны, что продиктовано общей тенденцией свободы авторских действий. Балетмейстер не ограничен в выборе средств, приёмов, принципов и других основных единиц творческой деятельности. В его арсенале безграничный запас самых невообразимых вариантов работы, которые в свою очередь задают принцип отсутствия ограничивающих рамок. Такой подход в свою в очередь тоже является
главенствующим тезисом, побуждающим к активности и позволяющим выстраивать форму произведения по собственному усмотрению или трансформируя её традиционные варианты под действием индивидуального авторского видения.
Список литературы:
1. Александрова, Н.А. Балет, танец, хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий [Текст] / Н.А. Александрова. - Санкт-Петербург, 2008 - 416 с.
2. Алловерт, Н. Борис Эйфман: вчера, сегодня.. .[Текст] / Н. Алловерт. - СПб.: Балтийские сезоны, 2012. - 144 с.
3. Балет: энциклопедия: гл. редактор Ю.Н.Григорович. [Текст] / - М.: Сов. Энциклопедия, 1981. - 623 с.
4. Бойцова, А. Формы танца [Электронный ресурс] / А. Бойцова - Электрон. дан. - СПб., 2012. - Режим доступа: http://vk.com/topic-36043785_26464105. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
5. Васильева, Г.С. Перформанс - авангардное искусство в культуре XX века. Витебск / Г.С. Васильева // Искусство и культура. - 2015. - № 2. - С. 83-90. - Библиогр.: с. 90 (6 назв.)
6. Всё о стилях и течениях в современном искусстве [Текст] / сост. И.И. Мосин. - Санкт-Петербург: ООО «СЗКЭО», 2015. - 112 с., ил.
7. Голдберг, Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней [Текст] / Р. Голдберг. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014. - 320 с.
8. Дункан, А. Моя жизнь [Текст]/ А. Дункан: Сб. // Сост., ред. С.П. Снежко. - Киев: Мистецтво, 1989. -349 с.
9. Искусство [Текст] : большой энциклопедический словарь / Е. Хачанян. - М. : АСТ, : Внешсигма, 2001. - 608 с. : ил. тв.
10. Красовская, В.М. Русский балетный театр начала XX века. Хореографы. 2-е изд.испр. [Текст] / В.М. Красовская. - СПб.: Издательство «Лань»; «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»,2009. - 656 с.
11. Курт, П. Айседора: Неистовый танец жизни [Текст] / П. Курт. - М.: Эскмо, 2002. - 768 с.
12. Линькова, Л.А. О драматургии балета. Музыка и хореография современного балета [Текст]: сборник / Л.А. Линькова/ - № 3 - Л.: Музыка, 1979. - 208 с.
13. Никитин, В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце [Текст]: учебное пособие / В.Ю. Никитин. М.: ГИТИС, 2011. - 472 с.
14. Серебренников, Н.Н. Поддержка в дуэтном танце [Текст]: учебно-методическое пособие. 2-е изд., доп. / Н.Н. Серебренников. - Ленинград: Искусство, 1979. - 151 с.
15. Современный балет [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: http://balet-v-teatre.ru/sovremennyjj-balet.html. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
16. Суриц, Е.Я. Балет и танец в Америке [Текст] / Е.Я. Суриц. - Екатеринбург: Изд-во Уральского Университета, 2004. - 392 с.
17. Тейлор, Б. Art TODAY. Актуальное искусство 1970-2005 [Текст] / Б. Тейлор; пер. с англ. Э.Д. Меленевской. - М.: Слово/Slovo, 2006. - 256 с., ил. Александрова, Н.А. Балет, танец, хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий [Текст] / Н.А. Александрова. - Санкт-Петербург, 2008 - 416 с.
18. Титаренко, И.Н. Эстетика [Текст] / И.Н. Титаренко. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 225 с.
19. Усачёв Ю.Ю. Современный танец: теория, рождённая практикой [Текст]: монография / Ю.Ю. Усачёв; Управление культуры и архивного дела Тамбовской области, ТОГБОУ ВО «Тамб. гос. муз. -пед. ин-т им. С.В. Рахманинова». - Тамбов: Принт-Сервис, 2017. - 184 с.
20. Усачёв Ю.Ю. Танцевальная форма contemporary ballet в творчестве Уильяма Форсайта: особенности формы и содержания [Электронный ресурс] / Усачёв Ю.Ю. // X Международная научная Интернет-конференция «Культура и искусство Германии» - Электрон. дан. - Тамбов - 2017. -Режим доступа: Rachmaninov.ru/assets/uploads/konf/dgt_2017/usachev-yu.yu.pdf