ций/креатинин. В сыворотке необходимо определить концентрацию кальция, фосфора, магния, хлора, натрия, калия, мочевой кислоты, витамина Д3, мочевины, паратгормона, креатинина, активность щелочной фосфатазы. Если получены камни проводится инфракрасная или рентгеновская дифракционная спектроскопия. Высоко информативна эхографическая визуализация, не исключены внутривенная экскреторная пиелография и обзорная рентгенография брюшной полости. Эхографически визуализируется конкремент. По показаниям проводится спиральная КТ. Лечение индивидуально. Камни в мочеточнике удаляются соответствующим инструментарием (полуригидные Ch4,5 и Ch6, гибкий Ch7). Требуется длительная антибиотикопрофилактика при инфицированных камнях или везико-ренальном рефлюксе. Коррекция везико-ренального рефлюкса показана только после удаления камней. Эффективны снижение удельного веса мочи (при удельном весе <1010 камни не образуются), гидратация (в исключительных случаях - через зонд), меркаптопропионилгли-цин - при цистинурии, когда сложно достигнуть комплаейенса.
Литература
l.Oswald J. // Zeitschrift für Kinderurologie und Uroginäkolo-gie in Klinik und Praxis, 2007. Bd. 14. S. 46-51.
2.Clarke S., Smellie N., Prescod S., Gurney D. // J of Nuclear Medicine, 1996. Vol. 37. P. 823-828.
3.Simon C. Pädiatrie. Shattauer, Stuttgart, 2001. 759 s.
4.Chen J., W. MaoK. // J. Urology, 2004. Vol. 171. P. 1907.
5.Zore J., Kiddo D. // Clinical Microbiology Reviews, 2005. Vol. 18. P. 417^22.
УДК 613.693
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН С РАЗНЫМ ВЕГЕТАТИВНЫМ СТАТУСОМ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
В.В.АНДРИАНОВ, Н.А.ВАСИЛЮК*
Ключевые слова: физиология, вегетативный статус
Современный этап научно-технического прогресса существенно увеличил нагрузки на психо-эмоциональную сферу человека. Среди людей, подверженных подобным перегрузкам, значительно увеличилось число лиц, занимающихся умственным трудом и, в частности, учащихся вузов. Для умственного труда учащихся характерна его неравномерность в течение учебного года [3, 10], что, наряду с нарушениями режима питания и отдыха, приводит к развитию ряда заболеваний [11, 13]. Профессиональная работа студентов - учеба - требует значительного напряжения, которое наиболее выражено в сессионные периоды [14]. Вместе с тем, представляет интерес изучение психофизиологического состояния учащихся в процессе непосредственной учебной деятельности на протяжении года. Умеренные нагрузки на практических занятиях и семинарах представляют эмоциональную основу учебного процесса. Исходя из вышеизложенного, целями настоящего исследования были: выявление динамики физиологических показателей при выполнении учебного тестового задания юношами и девушками; выявление динамики физиологических показателей при выполнении учебного тестового задания лицами с различным вегетативным статусом.
Методы и объект. В работе использовались следующие методы психологического тестирования: определение праволевополушарного доминирования по тесту «художник-мыслитель», определение личностной и ситуационной тревожности по Спилбергеру. Испытуемые так же выполняли сенсомотор-ные задачи. Сенсомоторными задачами являлись, во-первых, простая сенсомоторная реакция, при которой необходимо было максимально быстро нажимать одну выбранную испытуемым клавишу клавиатуры компьютера при неожиданном и нерегулярном появлении квадрата белого цвета размером 5x5 см в фиксированной области черного монитора компьютера, при числе предъявлений, равном 100. Результативность оценивалась по скорости реакции на появляющийся на экране квадрат. Во-вторых, реакция на двигающийся объект, при которой необходи-
* ММА им. И.М. Сеченова
мо было точно попадать подвижным маленьким крестиком в неподвижный большой крест, учитывая неизменный ход первого по кругу с постоянной скоростью. При этом нажатие клавиши клавиатуры компьютера инициировало движение маленького крестика, а, соответственно, отпускание клавиши вело к его остановке. Результаты оценивались по числу точных попаданий подвижного в статичный крест.
У испытуемых определяли следующие гемодинамические показатели: частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолическое артериальное давление (СД), диастолическое давление (ДД), пульсовое давление (ПД), длительность сердечного цикла (СЦ), среднее кровяное давление (СКД), ударный объем (УО), минутный объем кровотока (МОК), периферическое сопротивление сосудов (ПСС); расчет показателя вегетативного статуса - индекса напряжения (ИН). В работе проводили определение интегральных показателей ритма сердца в процессе регистрации кардиоинтервалограммы в течение пяти минут до и сразу после решения тестового задания. Анализ сердечного ритма проводился путем оценки его статистической структуры - построение вариационных кривых и скатерграмм, показывающих значение дисперсии кардиоинтервалов («кучность»); определение среднеквадратичного отклонения (SDNN), различия между длительностью соседних кардиоинтервалов (RMSSD), коэффициента вариации (CV), числа кардиоинтервалов, различающихся более чем на 50 мс (pNN50) и амплитуды моды (АМо). Волновая структура динамического ряда кардиоинтервалов определялась на основе построения автокорреляционной функции. Оценка периодических компонентов кардиоинтервалов производилась в трех диапозо-нах: высокочастотные колебания (2-7 с, 0.5-.15Гц) HF; среднечастотные колебания (7-20 с, 0.15-0.05 Гц) LF; низкочастотные колебания (20-70 с, 0.05-0.015 Гц) VLF.
В работе так же рассчитывался индекс централизации (IC=VLF+LF/HF). Рассчитывался также стресс-индекс напряжения (SI). Заключение по анализу кардиоинтервалограмм составлялись в соответствии с методикой для лиц, возраст которых был не менее 16 лет [1]. Проведенное исследование включало в себя сравнительный анализ психофизиологических, гемодинамиче-ских и кардиоинтервальных показателей у юношей и девушек выполнивших и не выполнивших тестовое задание.
Программа исследования состояла из следующих этапов: исходное психофизиологическое тестирование; исходная регистрация гемодинамических показателей и кардиоинтервалограммы; решение учебного тестового задания из курса нормальной физиологии (20 однотипных тестов); повторная регистрация гемодинамических показателей и кардиоинтервалограммы. Время выполнения учебного задания было ограничено и составляло 10 минут.
Результаты. Особенности физиологических показателей при выполнении тестового задания юношами и девушками. С позиции теории функциональных систем целенаправленное поведение состоит из отдельных системоквантов, протекающих от момента возникновения мотивации - постановка задачи - до получения полезного результата - ее решения [12]. Каждый системоквант имеет в своей структуре внешнее и внутреннее звено. Внешнее звено представлено двигательной реакцией, возможно, с использованием технического устройства, а внешнее - внутренней речью и вегетативным обеспечением этих процессов. Известно, что характер вегетативной регуляции физиологических функций, процессов восприятия и поведения человека во многом определяется половой принадлежностью [6, 7]. Исследуемые были разделены на 2 группы. Первая группа состояла из 5 юношей, вторая группа - из 5 девушек. Обе группы решали 20 учебных тестовых заданий из курса нормальной физиологии. Исходно 60% юношей имели средний уровень тревожности, а 80% девушек находились в зоне психологического комфорта. У 80% девушек функциональные активности левого и правого полушарий были равнозначны. В то время как 40% юношей было присуще преобладание активности левого полушария и другим 40% - равновесие между активностью правого и левого полушарий. Сенсомоторные задания выполнялись быстрее юношами, а точнее девушками. В исходном состоянии все юноши имели нормотонический, а девушки симпато-тонический вегетативный статус (табл. 1 и 2). В исходном состоянии у юношей обнаружены достоверно большие значения ПД, СКД, УО, МОК, CV, RMSSD, pNN50, чем у девушек. В группе девушек значения ИН, LF были больше.
Показатели SDNN, RMSSD, pNN50 отражают активность парасимпатического отдела, а показатели AMo, ИН, LF - симпатического [4, 9, 15].
Следовательно, в исходном состоянии имеет место больший уровень парасимпатических влияний у юношей и симпатических - у девушек. Гемодинамические показатели у юношей также были более высокие.
Таблица 1
Гемодинамические показатели сердечного ритма
Показатели До Выполнения задания После выполнения задания
1 группа 2 группа 1 группа 2 группа
СД (мм рт.ст.) 2 106,4±9,07 119,4±13,46 95,2±6,76
ДД (мм рт.ст.) 73,8±8188 66±5,33 65,8±886 61,2±4,07
ПД (мм рт.ст.) 63,2*±12,4 40,4±3,93 53,6+±12,01 34±5,83
ЧСС (уд. в мин.) 71,6±6,15 84,4±0,49 65,8±4,58 83,4±4,22
СЦ (мс) 0,844±0,075 0,711 0,916±0,058 0,721±0,013
СКД (мм рт.ст.) 94,87*±9,68 79,47±6,17 83,67+±9,45 72,53±4,33
УО (мл) 71,442*х±6,98 63,82±9,48 70,818±8 63,1±839
МОК (дл/мин.) 60,43 *х±0,35 60,01±0,24 60,27±0,32 60,06±0,18
ПСС (у.е.) 1256±128,43 1059±89,8 1110±125,71 926±69,81
ИН (у.е.) 50,1*х±24 165±59 49+±24,72 156±66,51
Таблица 2
Результаты анализа вариабельности сердечного ритма
Показатели До выполнения задания После выполнения задания
1 группа 2 группа 1 группа 2 группа
SDNN (мс) 75,6х±19,49 49,2±13,74 80±19,42 50,2±14
CV (%) 8,66х**±855 7,02±1,69 9,32±2,35 7,06±1,6
SI (у.е.) 50*±23,22 165,2±62,54 49+±38,13 155,8±62,27
IC ( у.е.) 1,128*х±0,49 1,9++±1,32 1,696±0,8 2,888±2,31
HF (%) 49,46±10,6 38,32±16,85 41,42±15,17 32,42±13,56
LF (%) 38,32*х±893 41,64±14,14 47,38±11,14 41,56±7,28
VLF (%) 12,24±3,26 16,26++± 7,38 11,18++±6,03 26,04±15,63
RMSSD (мс) 66,2*±21,55 35,4±23,53 63,2±21,93 35±22,72
pNN50 (%) 44,14*±15,79 11,68±17,65 41,64+±17,31 11,94±16,23
Amo (%) 29,52±6,94 51,48±10,76 28,48±51,48 46,14±11,78
* р<0,05 при сравнении со 2-й группой; ** р<0,01 при сравнении со 2-й группой; *** р<0,001 при сравнении со 2й группой; х р<0,05 при сравнении с 3-й группой; хх р<0,01 при сравнении с 3-й группой; ххх р<0,001 при сравнении с 3-й группой; + р<0,05 при сравнении с 4-й группой; ++ р<01 при сравнении с 4-й группой; +++ р<0,001 при сравнении с 4-й группой
В процессе выполнения учебного тестового задания у юношей имело место достоверное повышение значений СУ, 8ЭКК, ЬБ, 1С и снижение значений УО и ИН. У девушек отмечалась положительная динамика 1С и УЬБ, что может свидетельствовать об относительной активации как симпатического, так и парасимпатического отделов нервной системы. Вариабельность сердечного цикла в среднечастотном диапазоне связана с барорефлекторными рефлексами и задается как симпатическими, так и парасимпатическими отделами. Известно, что при физической нагрузке и эмоциональном напряжении происходит перенастройка барорефлекса в результате подавления активности депрессор-ного отдела (парасимпатического ядра одиночного пути) продолговатого мозга подбугорной областью, где формируются защитно-оборонительные реакции. Большее значение колебаний спектральной плотности сверхнизкого диапазона у девушек до и после решения учебных тестовых заданий может быть, связано с активизирующими гипоталамическими влияниями [8, 16]. При анализе автокорреляционной функции и у девушек, и у юношей в 80% преобладал вегетативный тип регуляции сердечного ритма, для которого характерно плавное уменьшение амплитуды колебаний коэффициента автокорреляции. При анализе скаттерграмм кардиоинтервалов в исходном состоянии до выполнения тестовых заданий у 40% исследуемых юношей и у 80% девушек наблюдалась выраженная кучность распределения интервалов, что свидетельствует о тонусе симпатической нервной системы. Обратные соотношения - 60% и 20% соответственно - в случаях диффузного распределения интервалов. Сразу после выполнения учебных тестовых заданий процентные соотношения выраженности кучности распределения кардиоинтервалов значимо не изменились. После выполнения тестового задания для юношей было характерно большие значения ПД и рКК50, а для девушек - ИН и УЬБ. Вероятно, и после выполнения тестовых заданий соотношение активности парасимпатического и симпатического отделов нервной системы у юношей мало изменилось.
Особенности физиологических показателей при выполнении тестовых заданий лицами с симпатикотоническим и нормотоническим вегетативным статусом определяются внешними факторами, действующими на организм, и характеристиками «интегральной индивидуальности», куда относятся тип вегета-
тивной регуляции [8]. В данной серии исследуемые были разделены на 2 группы. Первая группа состояла из 4 обследуемых с симпатотоническим вегетативным статусом, а 2-я группа - из 4 лиц - с нормотоническим. Обе группы решали 20 учебных тестовых заданий. Из лиц с симпатотоническим статусом 75% находились в зоне комфорта, а 50% лиц с нормотоническим вегетативным статусом имели средний уровень тревожности.
При оценке доминирования функциональной активности левого и правого полушарий установлено, что всем лицам 1-й группы была присуща равнозначная активность обоих полушарий. У лиц с нормотоническим вегетативным статусом в 50% -преобладала активность левого полушария, а в других 50% -правого полушария. Лица первой группы точнее и быстрее выполняли сенсомоторные задания. В исходном состоянии для лиц с симпатотоническим вегетативным статусом до выполнения учебных тестовых заданий было характерно более высокие значения ИН, Амо (табл. 3 и 4).
Таблица 3
Гемодинамические показатели сердечного ритма
До выполнения задания После выполнения задания
1 группа 2 группа 1 группа 2 группа
СД (мм рт.ст.) 104,25±5,21 140±13,49 94,25±6,5 118,75±11,39
ДД (мм рт.ст.) 62,7 х ±3,565 75,75±4,14 60±0 65,25±7,79
ПД (мм рт.ст.) 41,5** х ±3,64 64,25±14,04 34,25±6,49 53,5±12,89
ЧСС (уд. в мин.) 79±9,82 77,25±5,54 79,75±11,71 70±6,52
СЦ (мс) 0,759* х ±0,11 0,777±0,058 0,752±0,13 0,857±0,081
СКД (мм рт.ст.) 76,58* х х ± 3,82 97,17±4,82 71,42±2,17 83,08±7,51
УО (мл) 66,48** х ± 2,79 70,9±9,9 64,135±,28 71,08±8,78
МОК (дл/мин.) 59,96±0,33 60,02±0,22 59,97±0,23 60,03±0,1
ПСС (у.е.) 1019±46,58 1274±60 950±28 1120±104,3
ИН (у.е.) 142,3**х ±48,38 87,5±95,3 156,2±1,99 62,6±56,13
Таблица 4
Результаты анализа вариабельности сердечного ритма
Показатели До выполнения задания После выполнения задания
1 группа 2 группа 1 группа 2 группа
SDNN(мс) 45,5±8,38 76,5±23,97 49+±7,58 81,25±24,47
CV (%) 6,125*х ±0,507 8,875+ ±2,3 6,725++±0,701 9,725±2,55
SI (у.е.) 138±584 87,75±64,23 146++±66,47 62,75±57,02
IC ( у.е.) 1,53±0,89 1,815±1,36 2±0,55 2,88±2,66
HF (%) 46,6 х х ±13,18 43,3±12,51 34,6±7,09 38,6±21,26
LF (%) 39,9 х ±13,97 40±10,52 44,55±9,9 42,15±9,54
VLF (%) 13,4 х ±5,7 16,6+± 7,76 20,75±12,18 19,15±15,65
RMSSD (мс) 31,75**±14,46 64,75±28,74 31,25+±11,19 61,5±29,78
pNN50(%) 13,65±1,68 40,2±15,29 10,65+±10,94 33,95±22,99
Amo(%) 47,35**±7,27 35,65±19,32 46,2±11,63 29,575±13,79
У лиц с нормотоническим статусом в этих же условиях значения ПД, ДД, СД, СКД, УО, RMSSD и CV оказались больше. Это может свидетельствовать о некотором преобладающем влиянии симпатического отдела нервной системы в первой группе и относительное преобладание парасимпатического отдела во второй по сравнению с первой. Считается, что среднее кровяное давление отражает уровень централизации регуляторных механизмов кровообращения на протяжении одного сердечного цикла [5]. Его устойчивое значение в процессе выполнения задания может свидетельствовать о стабильности данных процессов у нормотоников. Кроме того, у симпатотоников, в отличие от нормотоников, имеет место снижение таких гемодинамических показателей, как ДД, ПД, СКД и УО в процессе решения тестового задания, что может быть следствием утомления, снижения тонуса вегетативной нервной системы или торможения в центральной нервной системе [2, 13].
В процессе выполнения учебного тестового задания обнаружена положительная динамика ИН, CV, LF, VLF и отрицательная динамика ПД, СЦ, СКД, УО и HF у лиц с симпатотоническим вегетативным статусом. В группе с нормотоническим статусом имела место положительная динамика CV. При анализе автокорреляционной функции у лиц, с различным вегетативным статусом, в 80% как первой, так и второй группах преобладали вегетативные типы регуляции сердечного ритма. При анализе кардиоинтервалов в исходном состоянии до выполнения тестовых заданий у 100% исследуемых первой группы и у 25% второй группы наблюдалась выраженная кучность распределения интервалов на скаттерграмме. Обратные соотношения - 0% и 75% соответственно - в случаях диффузного распределения интервалов. Большая кучность облака указывает на меньшую вариабельность сердечного ритма. Сразу после выполнения учебных заданий процентные соотношения выраженности кучности распределения кардиоинтервалов явно не изменились. После выполнения
учебного тестового задания в 1-й группе было повышено значение SI, а значения SDNN, CV, RMSSD и pNN50 - во 2-й, что отражает тенденцию к усилению симпатической активности у лиц 1-й и парасимпатической активности у лиц 2-й группы.
Заключение. Группа юношей, имеющая средний уровень тревожности, выполняющая быстро сенсомоторные тесты, принадлежала к лицам с преобладающей активностью парасимпатического отдела как в покое, так и после выполнения учебного задания. В группе девушек, находившихся в состоянии психологического комфорта, преобладала равная активность правого и левого полушарий, а симпатический отдел нервной системы превалировал над парасимпатическим отделом.
Лица с симпатическим вегетативным статусом чаще находились в условиях психологического комфорта. Они характеризовались равной активностью левого и правого полушарий и выполняли сенсомоторные тесты быстрее и точнее, а тенденция к преобладанию симпатического отдела над парасимпатическим у них наблюдалась как в исходном состоянии, так и после выполнения тестового задания. Лица с нормотоническим вегетативным статусом имели более высокий уровень тревожности и менее точно и медленнее выполняли сенсомоторные тесты. У них в покое наблюдалось относительное преобладание активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, которое усиливалось после выполнения тестового задания.
В процессе выполнения тестового задания во всех трех сериях имело место изменение 6 гемодинамических и 14 кардиоин-тервальных показателей. Другими словами, ритм сердечной деятельности при решении тестовых вопросов более динамичен, чем основные характеристики движения крови по артериальным сосудам. При этом в процессе выполнения однотипного системо-кванта гемодинамические показатели имели отрицательную динамику, а кардиоинтервальные, как правило, положительную. Разнонаправленные значения гемодинамических и интегральных показателей ритма сердца описаны при умственной нагрузке и эмоциональных состояниях [3, 13]. При сравнении тех показателей, которые изменили свое значение в каждой из исследуемых групп в процессе решения учебного задания можно видеть, что в первой серии их было 7, во второй - 11. Это позволяет прийти к заключению о ведущей роли вегетативного статуса и вегетативной реактивности в обеспечении системокванта целенаправленного поведения. Половая принадлежность испытуемых в меньшей степени оказывают влияние на характер этого обеспечения.
Литература
1. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.,Наука. 1984. 222 с.
2. Ванюшин Ю.С., Ситников Ф.Т. // Физиология человека. -2001. Т.27, №2. С. 91.
3. Геворкян Э.С., Минасян С.М., Адамян Ц.И., Даян А.В., Ксаджикянян Н.Г. // Физиол. человека. 2006. Т.32, № 4.С. 57-63.
4. Глазачев О.С. Системная оценка функционального состояния человека в экстремальных условиях и при эмоциональном стрессе. В сб. Санатрон. М., 2001. С. 222-245.
4. Довгалевский П.Я., Гриднев В.И., Котельникова Е.В., Моржаков А.А. // Кардиология. 1999. Т.39, № 7. С. 21.
5. Кардиология. Т.3. (Под ред. Е.И.Чазова). М.: Медицина. 1982. 670 с.
6. Каменкович В.М., Шевелев И.А. // Ж. высшей нервной деятельности. 2002. Т.52, № 1. С. 25-30.
7. Михайлова Е.С., Никитаева Е.С., Давыдов Д.В. // Ж. высшей нервной деятельности. 2001. Т.51, №.4. С. 443-451.
8. Михайлов В.М. Вариабельность сердечного ритма. 2000.
182 с.
9. Ноздрачев А.Д., Чумасов Е.И. Периферическая нервная система. СПб.: Наука. 1999. 281 с.
10. Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В. // Физиология человека. 2001. Т.27, №.6. С. 95-101.
11. Ситников Ф.Г., Шайхелисламова М.В., Валеев И.Р. // Физиология человека. Т.27, № 5. С. 60.
12. Судаков К.В. Доминирующая мотивация. М.: РАМН. 2004. 235 с.
13. Щербатых Ю.В.//Физиол.человека.2000.Т.26,№5. С.151.
14. Юматов Е.А., Кузьменко В А., Бадиков В.И. // Физиология человека. 2001. Т.27, № 2. С. 104.
15. Явелов И. С., Деев А.Д.. Травина Е.Е., Грацианский НА // Кардиология. 1999. Т. 39, № 6. С. 6.
16. Akselrod S., Gordon D., Übel F. et al. // Science. 1981.Vol.213. P. 220.
УДК 612.821.3
ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ 7-18 лет В
РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ СРЕДЫ*
Т.В. ВОЛОКИТИНА**, Е.В. ПОПОВА
Ключевые слова: принятие решений, среда
Изучение проблемы принятия решения является актуальной для многих дисциплин - к ней обращаются кибернетика, теория управления, инженерная психология, социология. Как наиболее сложный механизм высшей нервной деятельности, процесс принятия решения является обязательным звеном в обеспечении всех видов познавательной деятельности, поэтому закономерно, что психофизиологическое обеспечение этой стадии процесса мышления является предметом специального анализа [1, 5, 9]. В мыслительной деятельности кульминационной операцией является стадия принятия решения. В теории функциональных систем данное понятие введено для обозначения этапа, на котором заканчивается формирование и начинается исполнение какого-либо поведенческого акта. Принятие решения в функциональной системе является одним из этапов развития целенаправленного поведения, сопряженного с выбором, поскольку на стадии афферентного синтеза происходит сличение и анализ информации, поступающей из разных источников [2]. Показатели поведенческого реагирования могут оказаться информативными при оценке свойств нервно-психической сферы человека и выявления сенситивных и критических периодов развития организма.
Цель исследования - изучить особенности принятия решения школьниками 7-18 лет в стохастической, вероятностной и детерминированной среде.
Методы исследования. Для объективной оценки принятия решения использовался компьютерный комплекс для психофизиологических исследований «Психомат» производства НИИ медицинского приборостроения РАМН (г. Москва, 2006). Инструментальные тестовые компьютерные системы позволяют получать результаты, независимые от социальнокультурологических и других факторов, дают возможность углубленного изучения высших психических функций [7, 8, 10]. Исследование проводилось в режимах «Свободный выбор», «Вероятностный выбор» и «Управляемый выбор».
В режиме «Свободный выбор» школьникам предлагалось произвольно нажимать на левую и правую кнопки, не отдавая предпочтения ни одной из них, т.е. осуществлялся свободный генерированный паттерн реакций. Анализ оперативности принятия решения проводился по показателям среднего времени повтора и среднего времени смены выбора ответа (мс). Среднее время повторения выбора отражало информационный компонент, среднее время смены выбора - динамическую составляющую мотивационного компонента, в частности, поисковую активность [4, 11]. Анализировался показатель времени выбора ответа.
В режиме «Вероятностный выбор» учащимся предлагалось предсказать последовательность чередования стимулов, каждый раз угадывая какая из двух кнопок (правая или левая) загорится при следующем предъявлении. Использовалась «Бер-нуллиевская» (стохастическая) последовательность стимулов, при которой у испытуемого появляется интуитивное ощущение принципиальной возможности успешного («поощряемого») принятия решения. При каждом нажатии испытуемый получал подтверждение своего выбора, если его ответ совпадал с «загаданным» в последовательности (ситуация успеха), или опровержение - в случае неправильного ответа (ситуация неуспеха). Анализ стратегии поведения в ситуации успеха и неуспеха проводился по показателям повторных выборов левой и правой кнопки (%). В режиме «Управляемый выбор» ребенку предлагалось быстро и без ошибок реагировать на предъявляемый световой стимул, который включается на левой или правой кнопке в определённой последовательности. Эта задача требует от испытуемого усвоения тестовой последовательности стимулов и необходимости быстрого переключения с одних стереотипов принятия решения на другие. Детерминация поведения в данном режиме предусмотрена текущим стимулом. Изучались динамические показатели оперативности принятия решения: время ответа,
Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)», регистрационный номер: 2.2.3.3/438.
** Институт развития ребенка Поморского университета имени М.В. Ломоносова, 163045, Архангельск, проезд Бадигина, д.3