УДК 371
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МОРСКИХ СИЛ ВЕДУЩИХ АРМИЙ НАТО
© Игорь Юрьевич ПУГАЧЕВ
Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия», Санкт-Петербург, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: [email protected] © Юрий Юрьевич КОРАБЛЕВ Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, e-mail: [email protected] © Эседулла Маллаалиевич ОСМАНОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор, зам. директора медицинского института по стратегическому развитию, e-mail: [email protected]
Концентрированной моделью процесса физической подготовки Вооруженных сил любого государства, в т. ч. и России является система проверки и оценки, поскольку все то, что заложено в контрольные тесты, подчиняет направленность активной деятельности военнослужащих.
Ключевые слова: военнослужащие; страны блока НАТО; балльная система; физическая подготовка.
Наставлением по физической подготовке - НФП-2009, утвержденным приказом министра обороны РФ № 200 от 21 апреля 2009 г. и зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 30 июня 2009 г. под регистрационным № 14175, впервые ввелась технология балльной педагогической оценки уровня физической подготовленности военнослужащих, в т. ч. и специалистов Военноморского флота [1]. В армиях ведущих стран блока НАТО балльная система проверки и оценки уже давно прошла апробацию и внедрена в процесс боевой и физической подготовки.
Вместе с тем ускоренное внедрение вышеуказанной системы контроля в Вооруженных силах России вызывает ряд дискуссионных положений и необходимость коррекции технологии использования начисления баллов с учетом «физиологической стоимости» выполненного физического упражнения, пола военнослужащего и его возраста.
Официальный визит начальника Военного учебно-научного центра Военно-морского флота «Военно-морская академия» (ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия») вицеадмирала А.А. Римашевского с обменом опытом в Военную академию Военно-морских
сил США (г. Аннаполис) и представленные им итоговые материалы, отражающие и конкретизирующие процесс физической подготовки в ведущем зарубежном вузе, позволяет нам провести детальный анализ и уточнить особенности физической подготовки Военноморских сил ведущих стран блока НАТО. В свою очередь, на наш взгляд, это позволит более корректно определить тенденции реализации начального этапа внедрения балльной системы проверки и оценки в Вооруженных силах России в целом и в ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в частности.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе исследования применялись следующие методы:
- системный анализ педагогической, психологической, философской литературы и обобщение в ней научных данных, а также теоретическое моделирование с целью уточнения системы проверки и оценки;
- эмпирическое изучение (методами наблюдения, анкетного опроса, педагогического тестирования) деятельности военных специалистов;
- обработка полученных эмпирических данных на компьютере с использованием численных и статистических методов;
- констатирующий педагогический эксперимент, который проводился с целью выявления эффективности функционирования действующей системы проверки и оценки физической подготовленности и уточнения нормативов по физической подготовке военнослужащих Вооруженных сил России.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Можно констатировать, что требования к физической подготовке Военно-морских сил ведущих армий НАТО определяются «общеблоковой» стратегией «гибкого реагирования» и включенными в нее концепциями боевых действий: «стратегической мобильности», «географической эскалации», «воздушно-наземной операции», «передовых рубежей», «непрерывных боевых действий», «полной физической готовности». Общей задачей физической подготовки при этом также является приоритетное развитие общей (кардиореспираторной) выносливости как основы высокой физической работоспособности и сопротивляемости нарастающему утомлению [2-7].
Проверка физической пригодности в Вооруженных силах США проводится от
1 до 4 раз в год по специально разработанным комплексам упражнений (батареям тестов), позволяющим оценить уровень развития основных физических качеств [8-11].
В Военно-морском флоте тест физической пригодности предусматривает: бег на 1,5 мили (2,4 км) или бег на месте в течение 3 мин., или челночный бег на 300 ярдов (273 м); отжимание в упоре лежа или подтягивание на перекладине (максимальное количество раз без учета времени); поднимание туловища из положения лежа на спине (максимальное количество раз без учета времени); прыжок в длину или высоту с места; наклон вперед сидя на полу. Нормативы рассчитаны для трех возрастных групп [12-17].
Проверка физической пригодности, помимо контрольных упражнений, включает оценку состава тела (% содержание жира), а в морской пехоте - и весо-ростового соотношения (A. Koch, 1982). На наш взгляд,
данный подход перспективен для Вооруженных сил России [18-25].
В морской пехоте США установлены жесткие стандарты для различных категорий военнослужащих. Несоответствие этим стандартам влечет за собой личную административную и финансовую ответственность каждого военнослужащего-профессионала
вплоть до расторжения контракта и увольнения с военной службы [12-16].
Результаты тестирования заносятся в индивидуальную карточку военнослужащего и играют важную роль при решении вопросов аттестования, присвоения квалификационной категории, продвижения по военной службе, направления на учебу как рядового и сержантского состава, так и офицеров. Основное внимание при этом обращается на процент превышения 180-балльного минимума.
Тест физической пригодности корпуса морской пехоты включает: подтягивание на перекладине (максимальное количество раз без учета времени); поднимание туловища из положения лежа на спине (максимальное количество раз без учета времени); бег на 3 мили (4,8 км). Оценка результатов производится по 100-очковой таблице. Установлены минимальные нормативы для трех возрастных групп [15; 16].
В армии США существует ряд тестов и контрольных упражнений, предназначенных для проверки и оценки специальных качеств и военно-прикладных навыков. Содержание и условия проведения этих тестов изложены в отдельных руководствах, программах и инструкциях [17].
К военно-прикладным разделам физической подготовки в армии США относятся: рукопашный бой, преодоление препятствий, совершение марш-бросков, плавание с оружием и в снаряжении.
Навыки ведения рукопашной схватки с оружием или без него рассматриваются в армии США как важное средство психологической подготовки, позволяющее развивать такие необходимые качества, как агрессивность и уверенность в своих вилах. Проверка навыков ведения рукопашного боя проводится в трех формах:
1) выполняются отдельные приемы и их комбинации. Оценивается рациональность техники выполнения с партнером и без партнера;
2) преодолевается штурмовая полоса длиной 300 и 450 м, оборудованная препятствиями полевого типа и мишенями со сменными элементами. Оцениваются скорость прохождения дистанции, правильность действий при преодолении препятствий и точность поражения мишеней. Однако из-за произвольности размещения препятствий и мишеней фиксированные нормативы отсутствуют;
3) проводятся свободные поединки в защитном снаряжении с использованием тренировочных палок с мягкими наконечниками до «уничтожения» (сбивания с ног) противника или до его отказа продолжать бой. Учитывается соотношение побед и поражений. По результатам присваивается звание и выдается значок “Fit to Fight” («Готов к бою»).
На наш взгляд, недостаточно обоснованным при этом, впрочем как и в армии России, является реализация защитных приемов рукопашного боя против оружия с длиной (размером) отечественного производства. Это приводит к несоответствию формирования динамического сенсорного стереотипа «хода» оружия. К примеру, автомат Калашникова по длине уступает винтовке М-16. Однако вышеуказанный аспект требует отдельного рассмотрения с применением и доказательностью биомеханических методов.
Марш-броски в американской армии считаются важным средством развития выносливости и повышения сплоченности подразделений. В руководящих документах рекомендуется проводить марш-броски 2 раза в месяц продолжительностью от 1 до 5 часов со средней скоростью 5,5-6,5 км/ч и с повышенной боевой выкладкой. Время прохождения дистанции определяется в зависимости
от периода обучения и задач боевой подготовки. Большое значение, особенно после войны во Вьетнаме, придается умению преодолевать водные препятствия и сохранять жизнь и боеспособность в воде [4; 5].
Важную роль в системе физической подготовки армии США играет т. н. оперативная физическая подготовка, которая проводится непосредственно перед участием в боевых операциях или в учениях с учетом их конкретного содержания и условий. Как правило, нормативы комплексов оперативной физической подготовки по объему и интенсивности значительно превосходят требования тестов физической подготовки (табл. 1).
В данный комплекс, кроме того, входят кросс с ориентированием и преодоление специальной полосы препятствий. По данным [26]. в Военной академии Военно-морских сил США (г. Аннаполис) имеет место значительное повышение объема целевых бюджетных вложений в развитие учебноматериальной базы по физической подготовке и спорту, что позволяет с большим арсеналом возможностей и экономической поддержкой государства осуществлять качественную подготовку военно-морских специалистов.
Проверка физической подготовки в Вооруженных силах Англии включает следующие тесты: тест исходных физических возможностей (проводится в начале каждого периода обучения); тест базовой физической пригодности (проводится 2 раза в год); тест боевой физической готовности (проводится 2 раза в год), но его может заменять тест базовой физической пригодности. Нормативы тестов предусмотрены для пяти возрастных категорий [8-11].
Нормативы комплекса оперативной физической подготовки к боевым действиям в джунглях [5]
Таблица 1
Контрольные упражнения Оценки Условия выполнения
«удовлетворительно» «хорошо» «отлично»
Сгибание рук в упоре лежа, количество раз 100 125 150 На каждое упражнение отводится не более 5 мин.; на весь комплекс - не более 30 мин.
Поднимание туловища из положения лежа на спине, количество раз 100 125 150
Прыжки со скакалкой, количество раз 400 500 600
Поднимание штанги, кг 60 80 100
Лазание по канату 30 футов (10 м), количество раз 1 2 3
Проверка физической подготовки предусматривает также контроль за весом военнослужащих, осуществляемый по специальным таблицам. Нарушение нормы росто-весового соотношения наказывается в дисциплинарном или административном порядке.
Результаты всех видов проверки фиксируются в индивидуальной карточке физической готовности. Невыполнение контрольных нормативов базовой физической пригодности или боевой физической готовности влечет за собой снижение денежного содержания военнослужащих-профессионалов.
В целом система физической подготовки Вооруженных сил Великобритании обеспечивает достаточно высокий уровень готовности профессионалов. Основными факторами при этом являются длительные сроки службы и прямая материальная заинтересованность военнослужащих в достижении требуемых результатов.
По своему содержанию и организации система физической подготовки вооруженных сил Англии относится к кондиционной модели, основанной на концепции пригодности. Однако в ней еще сохраняются некоторые элементы рекреационно-оздоровительной модели, оставшиеся от периода призывной армии. Очевидно, что в ближайшие годы существующая система сохранится, но еще более усилится ее военно-прикладная направленность.
Программа проверки и оценки физической подготовки Бундесвера включает мероприятия гетерогенного назначения и содержания. Основными из них являются: тест физической пригодности; солдатские состязания; выполнение нормативов значка «Спортивных и военных достижений». Личный состав Бундесвера делится на пять возрастных категорий: 1-я - до 25 лет, 2-я - 25-32 года, 3-я - 32-40 лет, 4-я - 40-46 лет, 5-я - старше 46 лет. Кроме того, имеются еще две категории военнослужащих с физическими ограничениями, для которых предусмотрены облегченные нормативы. Тест физической пригодности проверяется в начале и в конце основного периода обучения рекрутов и в ходе всех учебных программ не реже одного раза в год. Все упражнения выполняются в спортивной форме одежды (но не в шиповках). Тест выполняется в течение двух дней, а в исключительных случаях - трех. Оценка ре-
зультатов проводится по 6-балльной таблице, имеющей промежуточные десятичные градации. При этом высшей оценкой считается «Единица».
Обязательным массовым видом проверки физической подготовки личного состава Бундесвера являются «Солдатские состязания», которые проводятся один раз в год на уровне рот и равных им подразделений. Для всех военнослужащих моложе 40 лет участие в состязаниях обязательно; для старших возрастных категорий - добровольное. Результаты всех видов проверки также заносятся в индивидуальную карточку учета, которая, наряду с другими документами, служит основанием для определения уровня общей готовности каждого военнослужащего Анализ системы физической подготовки Бундесвера показывает, что наиболее характерными ее особенностями являются [8-11]:
- четкое организационное разделение общеукрепляющей и оздоровительной физической культуры, спорта и военно-прикладной физической подготовки, которая считается самостоятельным разделом боевой подготовки;
- компенсация отсутствия штатных специалистов физической подготовки массовым обучением нештатных, которыми буквально насыщены войска и военные учреждения;
- приспособление спортивной направленности в сочетании с унифицированными программными требованиями к специфике комплектования и наличию двух основных категорий личного состава (призывников и профессионалов-контрактников).
Согласно действующему руководству по физической подготовке и спорту и специальной инструкции, контроль и проверка физической подготовки в Вооруженных силах Франции проводится для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву,
2 раза в год, а для кадровых военнослужащих - 1 раз. Кроме того, виды Вооруженных сил и родов войск осуществляют проверку по прикладным разделам (по своим планам).
В военно-учебных заведениях, помимо ежегодной проверки по плану министерства национальной обороны, проводятся также проверки по плану министерства народного образования.
Содержание проверки определяется батареей индивидуальных тестов физических качеств, которые включают: плавание вольным стилем на дистанции 50 м без учета времени; тест Купера (бег в течение 12 мин.); нормативы «Значка народного спорта» (бег 100 м, толкание ядра (5 и 7,25 кг), прыжок в высоту и в дину, бег 400 м); дополнительные упражнения по выбору Военно-морских сил. Кроме того, проводится проверка по военноприкладным упражнениям: преодолению
препятствий, метанию гранат, рукопашному бою, марш-броскам, прикладному плаванию и т. д.
Все военнослужащие в возрасте до 35 лет проверяются по всем четырем разделам «батареи тестов», для военнослужащих старше 35 лет обязательна проверка по первому и второму разделам, а по третьему и четвертому - факультативно. Проверки проводятся в ходе плановых занятий по физической подготовке внутри подразделений либо в масштабе воинской части за счет трех часов, отводимых по субботам для спортивных мероприятий.
Для упражнений, входящих в содержание проверки, фиксированных нормативов не установлено. Результаты оцениваются по таблицам: текст Купера (12-минутный бег) -5-балльной таблице для четырех возрастных категорий; нормативы «Значка народного спорта» - по 50-балльной таблице для военнослужащих моложе 35 лет. Для старших возрастных категорий даются по два дополнительных балла за каждый год после 35 лет.
За выполнение первого и четвертого нормативов проверки по плаванию и лазанию по канату баллы не начисляются, но в случае их невыполнения вычитаются, соответственно, 4 и 2 балла, из суммы, набранной за выполнение нормативов «Значка народного спорта» и теста Купера. У военнослужащих старше 35 лет - 2 балла и 1 балл.
Общая индивидуальная оценка по физической подготовке определяется по 6-балльной таблице в зависимости от набранной суммы баллов. Все результаты проверки заносятся в карту индивидуального учета. Оценка подразделений определяется по среднеарифметической сумме индивидуальных оценок.
Специальная направленность физической подготовки французской армии осуще-
ствляется на уровне видов Вооруженных сил и родов войск следующим образом: при помощи специальных военно-прикладных упражнений; подбором средств общеразвивающей и спортивной подготовки; повышением нормативов по специальным упражнениям.
Особая роль при этом принадлежит специальным многоборьям: военному, военновоздушному, военно-морскому, которые развиваются на всех уровнях, от подразделений до Международного Совета военного спорта. Морские пехотинцы из диверсионно-разведывательного отряда «Юбер» ежедневно пробегают кроссы или плавают 6-10 км, в т. ч. с аквалангом [4; 5].
Заслуживает внимания французский опыт сочетания военно-прикладной и спортивной направленности физической подготовки. По количеству выделяемого на физическую подготовку и спорт служебного времени (до 8 часов в неделю) и числу штатных специалистов (3 на 1000 человек личного состава) Вооруженные силы Франции превосходят армии других стран НАТО [8-11].
Основным достоинством французской системы физической подготовки следует считать ее гибкость и универсальность применительно к разнообразным конкретным условиям. Слабое место - система проверки и оценки, которая излишне сложна, абстрактна и не отражает реальных требований боевой подготовки войск [4; 5].
Наиболее характерной особенностью физической подготовки французской армии является ее социально-политическая направленность: «Армия должна быть спортивным клубом нации, призванным укрепить ее физически и морально».
Проведенный нами кластерный анализ структуры физических упражнений и соотношения балльных эквивалентов шкалирования в рамках многомерного математического биометрического сравнительного моделирования, позволил констатировать должную степень тесноты связей в уровнях силовой и скоростно-силовой подготовленности Военно-морских сил армии США, и общей выносливости - в армии Великобритании.
ВЫВОДЫ
Таким образом, особенностями физической подготовки Военно-морских сил веду-
щих армий НАТО являются выявленные нами следующие положения: во-первых, в подготовке Военно-морских сил зарубежных армий имеет место тенденция усиления степени значимости физической тренировки, вплоть до политического уровня, которая рассматривается как важный компонент готовности личного состава к эффективному ведению боевых действий в Мировом океане, при этом термин «физическая» постепенно видоизменяется в термин «кондиционная» в отношении проявления родственных психофизиологических механизмов; во-вторых, происходит нарастающее перераспределение доли специальной физической подготовки как по содержанию структуры рекомендуемых упражнений, так по объему и интенсивности их реализации; в-третьих, спортивномассовая работа активнее рассматривается в аспекте рекреационной направленности процесса физического совершенствования, нежели в Вооруженных силах России; в-четвертых, вариативность диапазона балльных шкал зарубежных армий позволяет в более дифференцированной форме отражать соответствующий уровень подготовленности военнослужащих в контексте сформированно-сти прикладных двигательных навыков на фоне кумуляции утомления и воздействия сбивающих факторов.
Вышеизложенный анализ позволяет рекомендовать Управлению по физической подготовки Вооруженных сил РФ нижеследующие перспективные направления научной деятельности.
В целях рационального определения объема и интенсивности физических нагрузок и оптимального варьирования функций физической культуры в образовательном процессе ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» планирование занятий по учебной дисциплине «Физическая культура (подготовка)» в вузе осуществлять путем составления логической блок-схемы динамики ее взаимосвязи с преимущественно военно-специальными и другими учебными дисциплинами.
В целях полноценной реализации специальных задач физической подготовки в подбор физических упражнений для проверки и оценки уровня физической подготовленности военнослужащих в обязательном порядке включать специальные физические упражнения для Военно-морского флота РФ.
В содержании физической подготовки конкретизировать физические упражнения, характеризующие уровень развития силы и ловкости с учетом современных научных взглядов на понятия: «градиент силы»,
«взрывная сила», «локальная сила», «глобальная сила», «статическая сила», «статическая силовая выносливость», «сила отдельной мышцы и мышечной группы», «силовая выносливость региональных групп мышц», «координационная выносливость», «координационные способности» и др. Привести в соответствие структуру представленных в НФП-2009 физических упражнений с взаимосвязью и воздействием на развитие и совершенствование вышеуказанных понятий.
Внести изменение в таблицу начисления свыше 100 баллов в проверку и оценку упражнений № 22 (толчок двух гирь весом 24 кг); 21 (рывок гири весом 24 кг) и 15 (наклоны туловища вперед).
Апробировать балльную структуру тестов оценки кардиоваскулярной выносливости организма военнослужащих с использованием модификаций методик регистрации физиологических динамических показателей на фоне и по окончании физической нагрузки.
1. Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации: приказ министра обороны РФ от 21.04.2009 г. № 200. М., 2009.
2. Габов М.В., Пугачев И.Ю., Попов С.В. Частный отчет о НИР по оперативному заданию «Разработка (корректура) проекта Руководства по физической подготовке в Военноморском флоте Российской Федерации (РФП ВМФ)», шифр «ФП-01» (заключительный). СПб., 2010.
3. Ельшанский С.Г. Обучение боевых пловцов транспортировке взрывного устройства со стрельбой из специального пистолета, автомата: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1995.
4. Кадыров Р.М. Критерии проверки и оценки физической подготовленности военнослужащих. Л., 1991.
5. Кадыров Р.М., Пойда А.Г., Дмитриев Г.Г., Щеголев В.А., Варжеленко И.И., Цикунов В.Г., Жаринов Н.М., Пугачев И.Ю. Отчет о НИР «Разработка нормативов по физической подготовке для военнослужащих, проходящих службу по контракту и по призыву», шифр «Норматив» (заключительный). СПб., 2006.
6. Лампусов Б.А. Физическая тренировка моряков. Л., 1969.
7. Штамбург И.Н. Обучение военнослужащих плаванию при пониженной температуре воды для последующих действий в боевых условиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008.
8. Утенко В.Н., Щеголев В.А. Группа по изучению и обобщению опыта физической подготовки в иностранных армиях // Научноисследовательскому центру по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации - 50 лет: юбилейный исторический очерк. СПб., 2004. С. 62-65.
9. Физическая подготовка иностранных армий / под общ. ред. В.А. Щеголева. СПб., 2007.
10. Щеголев В.А., Рябчук В.В. Организация физической подготовки Вооруженных сил Великобритании // Физическая культура и спорт в профессиональной подготовке специалистов: сборник научно-методических работ / под ред. В.А. Щеголева. СПб., 2007. С. 3-9.
11. Щеголев В.А., Шевелев А.В. Опыт примене-
ния физкультурно-оздоровительных систем в военно-прикладных целях // Физическая культура и спорт в профессиональной подготовке специалистов: сборник научно-
методических работ / под ред. В. А. Щеголева. СПб., 2007. С. 22-32.
12. AR 350-15. The Army Physical Fitness Program. Dec., 1985.
13. AR 40-501. Standards of Médical Fitness. W., 1985.
14. AR 600. The Army Weight Control Program. W., 1985.
15. FM 21-20. Physical Readiness Training. W., 1973.
16. FM 21-20. Physical Fitness Training. W., 1992.
17. FM 7-85. Ranger Operations. W., 1985.
18. Клепач А.Н. Обучение военнослужащих прикладному плаванию и действиям на воде в экстремальной ситуации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1997.
19. Новосельцев О.В. Спортивное и военно-прикладное плавание. СПб., 2005.
20. Османов Э.М., Кораблев Ю.Ю., Пугачев И.Ю. Физическая культура специалистов-препода-вателей старших возрастов инженерно-технических вузов министерства обороны // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 6 (50). С. 25-29.
21. Османов Э.М., Кораблев Ю.Ю., Пугачев И.Ю. Факторы, влияющие на эффективность физической подготовки специалистов-преподава-телей старших возрастов инженерно-технических вузов Министерства обороны // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. Вып. 1. С. 57-62.
22. Пугачев И.Ю. Перспективные направления обеспечения физической работоспособности специалистов инженерно-технических вузов Министерства обороны РФ // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 3 (47). С. 252-258.
23. Пугачев И.Ю. Эффективные средства физической подготовки и спорта, отражающие особенности специфики инженерного вуза Военно-морского флота // Средства и методы аварийно-спасательных, водолазных и глубоководных работ: научно-технический сборник / под ред. О.В. Новосельцева. Ломоносов, 2008. Вып. 26. С. 102-106.
24. Тимофеев А.В. Развитие профессионально важных качеств курсантов учебного отряда подводного плавания средствами физической подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009.
25. Требования по проверке и оценке состояния физической подготовленности военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации (НФП-2001). М., 2001.
26. Thornton D., Elizabeth S. Hooper Brigade Sports Complex dedicated in October 2007, one of the larger projects of the 2007. URL: www/ navysports.com/facilities/brigade-complex.html.
Поступила в редакцию 17.04.2013 г.
UDC 371
FEATURES OF PHYSICAL TRAINING OF NAVAL FORCES OF LEADING NATO ARMIES Igor Yuryevich PUGACHEV, Military Study Scientific Center of Military Marine Fleet “Military Marine Academy”, Saint Petersburg, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, e-mail: [email protected]
Yuri Yuryevich KORABLEV, Tambov Branch of Russian Academy of Public Economy and State Service, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of State and Municipal Management Department, e-mail: [email protected]
Esedulla Mallaalivich OSMANOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor, Vice Director of Medical Institute for Strategic Development, e-mail: [email protected] Concentrated model of the process of physical training of the Armed Forces of any country, including Russia, is a system of testing and evaluation, since all that is inherent in the control tests, subjects focus of active military personnel.
Key words: military; NATO countries; scoring system; physical training.