УДК 796.011- 053.7
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ, ПОСТУПИВШЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ
Вячеслав Валентинович Становов, доктор педагогических наук, профессор, Василий Александрович Быков, доктор педагогических наук, профессор, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
Полученные нами данные об особенностях физического развития, девушек приступающих к освоению профессий малоподвижного труда в профтехучилищах соответствующего профиля, позволили в определенной степени устранить имевшийся пробел в знаниях. Прежде всего, в практическом отношении важно, что уже в момент поступления в профтехучилище, т.е. еще до освоения профессий малоподвижного труда и работы по этому профилю, наблюдаются некоторые специфические различия в физическом развитии учащихся по сравнению с осваивающими иные группы профессии. Так у учащихся профтехучилищ, выбравших профессию малоподвижного труда, уже в начале обучения отмечается большая масса тела, в то время как показатели окружности грудной клетки и жизненной емкости легких меньше по сравнению с их сверстницами - ученицами общеобразовательных школ. Было выявлено, что многие девушки к моменту поступления в ПТУ не приучены к систематическим занятиям физической культурой и спортом, нацелены на малоподвижный образ жизни, имеют избыточный вес и низкий уровень физической подготовки. И именно такому контингенту родители обычно советуют поступать в училища, где осваиваются профессии, относящиеся к категории легкого физического труда, поскольку ошибочно отожествляют понятие малоподвижный и «легкий» труд.
Ключевые слова: учащаяся молодежь, физическое развитие, группы профессий, малоподвижный труд, производство, квалифицированный рабочий.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p168-172
PECULIARITIES OF THE YOUTH PHYSICAL DEVELOPMENT, ENTERED THE PROFESSIONALLY-TECHNICAL COLLEGES OF VARIOUS PROFILES
Vyacheslav Valentinovich Stanovov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vasiliy Alexandrovich Bykov, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Annotation
The obtained data on the peculiarities of physical development of girls, beginning to mastering the professions of sedentary work in professionally technical colleges of appropriate profile, allowed to certain extent to eliminate a gap in knowledge on this issue. First of all, for practical purposes, it is important that at the moment of entering the professionally-technical college, that is, before mastering of professions of sedentary jobs and work on this profile, some specific differences in the physical development of students as compared to other groups of mastering the professions are observed. So for the students of technical college who chose the sedentary work profession, there is observed the large mass of the body (weight) at the beginning of study, while the indices of the chest circumference and lung vital capacity less in comparison with their counterparts - pupils of secondary schools. By the time of entering technical college, many girls were not habituated to regular physical training and sports, being aimed at inactive lifestyle, overweight and low level of physical preparation have been identified among them. Parents usually advise to enter the college such contingents of youth, where mastering a profession related to the category of light manual labor takes place, as they mistakenly identify the concept of a sedentary and "light" work.
Keywords: studying youth, physical development, group of professions, sedentary work, manufacture, qualified worker.
ВВЕДЕНИЕ
Современное российское производство требует дальнейшего повышения качества подготовки молодых квалифицированных рабочих. Именно от них, от их интеллектуального, нравственного и физического состояния, профессиональной подготовленности во многом зависит реализация программы экономического и социального развития России.
Чем более высокотехнологичным становиться производство, тем нужнее ему здоровая физически развитая молодежь, которая заинтересована в собственном профессиональном росте и будет успешна в профессиях различного профиля.
Известно, что процесс обучения в профессионально-технических училищах значительно отличается от подобного в общеобразовательной школе. По сравнению со школьниками аналогичного возраста, которые получают только среднее образование, учащиеся профтехучилищ должны получить еще соответствующие знания и навыки по избранной специальности, все это требует необходимого уровня физического развития учащейся молодежи. Это особенно важно в связи с тем, что уровень физического развития и физической подготовленности молодежи, поступающей и обучающейся в профтехучилищах недостаточен для развития профессионально важных физических качеств и как следствие эффективного овладения профессией и становления молодого специалиста.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Известно, что физическое развитие зависит от сложного комплекса как генетических, так и средовых факторов [1,3,4]. В числе последних важное место занимают не только влияние климатогеографической зоны, санитарно-гигиенические условия, но и режим двигательной активности, специфика учебы в ПТУ и производственной деятельности [2,5]. В то же время особенности физического развития учащихся ПТУ коренных жителей определенной климатогеографической зоны, приступающих к обучению различным профессиям, изучены явно недостаточно. А такие данные имеют немаловажное значение для индивидуализации педагогического процесса физического воспитания. В частности, следовало учесть особенности нашего контингента - осваивающих профессии малоподвижного труда.
Для проведения сравнительного анализа физического развития девушек, нацеленных на получение различных специальностей, были взяты четыре наиболее распространенные группы профессий [5]: 1-я группа - профессии операторов пультов управления; 5-я группа - профессии конвейерно-поточного производства; 6-я группа - профессии повышенной точности рабочих движений; 7-я группа - профессии, связанные со специфическими условиями труда. Контингент исследованных лиц составили 526 девушек первого года обучения в возрасте 15-18 лет, обучающихся в ПТУ различного профиля г. Смоленска.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При анализе фактического материала нами рассматриваются морфологические и функциональные показатели, отражающие особенности физического развития исследованных лиц (табл. 1,2)
Длина тела является одним из наиболее стабильных показателей физического развития, так как она в меньшей мере, чем другие соматометрические признаки зависит от влияния средовых факторов [2-4].
Как следует из данных, представленных в таблице 2, учащиеся ПТУ различных групп профессий не имеют достоверных различий в длине тела во всех изученных возрастных группах. И только в 5 группе профессий в период с 15 до 18 лет имеет место тенденция к увеличению длины тела. Эти данные согласуются с результатами исследований, согласно которым длина тела у девушек стабилизируется к 16-17 годам [1,4].
Таблица 1
Показатели физического развития учащихся ПТУ первого года обучения _______________________по группам профессий (X±Sx)______________________________
Показатели физического развития Группы профессий Возраст, лет
15 16 17 18
Длина тела, см 1 - - 161,00+0,74 163,02+1,04
5 160,87±0,81 159,09+1,40 161,74+3,13 162,11+1,04
6 162,52+0,97 161,86+1,21 162,02+1,16 162,78+1,03
7 160,78+1,09 160,94+1,89 161,86+1,18 161,00+1,35
Масса тела, кг 1 - - 57,65+1,34 58,43+1,42
5 58,20+2,04 58,29+1,72 64,32+1,65 59,44+1,19
6 57,53+1,68 58,37+1,39 60,20+1,48 66,03+1,75
7 54,09±1,71 56,56+1,23 59,76+1,33 58,93+1,16
Окружность грудной клетки, см 1 - - 74,44+0,74 76,25+1,17
5 84,38+0,81 84,67+1,09 86,96+0,73 85,73+0,79
6 75,35+0,70 76,62+0,90 81,60+1,31 86,50+0,96
7 75,12±1,40 78,17+1,06 79,63+1,63 75,00+0,75
Сила мышц кисти, кг 1 - - 22,60+0,69 23,42+0,96
5 25,33+1,11 24,83+1,10 27,90+1,33 25,30+1,07
6 22,26+0,91 21,85+0,87 31,36+1,81 26,07+1,28
7 20,93+0,74 22,52+0,81 21,52+0,81 21,71+0,99
Жизненная емкость легких, мл 1 - - 2306,12+65,20 2339,28+82,18
5 2751,28+64,56 2753,33+73,80 2770,96+75,64 2734,61+112,65
6 2783,33+60,15 2950,00+87,72 3008,00+71,75 2803,84+79,80
7 2260,65+79,85 2392,00+85,21 2129,40+62,67 2300,00+86,46
Масса тела. Хотя масса тела более лабильна, чем его длина, этот показатель не менее важен при изучении и оценке физического развития. Судя по средним величинам, наименьшую массу тела во всех возрастных группах имеют представительницы 1-й и 7-й групп профессий, а наибольшую - 6 группы (табл. 1).
Во всех возрастных группах в период с 15 до 17, а в группе 6 - до 18 лет, происходит увеличение массы тела. Прибавка по 5 группе профессий составляет в среднем 6,12 кг, по 6 и 7 группам - соответственно 6,5 кг и 5,67 кг.
Окружность грудной клетки в сочетании с показателями длины и массы тела характеризуют так называемые тотальные размеры тела [4]. Наибольшая окружность грудной клетки во всех возрастных группах у представительниц 5-й группы, а наименьшая -в 1 группе профессий.
Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют, что с 15 до 17 лет у девушек 5-й и 7-й групп и с 15 до 18 лет у девушек 6 группы профессий наблюдается увеличение окружности грудной клетки. Средний её прирост с 15 до 17 лет в 5 и 7 группах, а также с 15 до 18 лет в 6 группе составляет соответственно-2,58 см, 4,51 см и 11,15 см.
Сила мышц сгибателей кисти возрастает параллельно с увеличением длиннотных, широтных и обхватных размеров тела, в связи с чем показатели динамометрии возможно рационально использовать для характеристики физического развития [1,3].
Из данных, представленных в таблице 1, следует, что сила мышц кисти в 15 и 16 лет наиболее велика у представительниц 5-й группы, а в 17-18 лет - у 6-й группы профессий. В период с 15 до 17 лет у учащихся 5-6 групп и с 15 до 16 лет у учащихся 7-й группы профессий сила мышц кисти увеличивается, соответственно, на 2,57 кг, 9,10 кг и 1,59 кг. Следует отметить, что в группе 18-летних средние величины силы мышц кисти меньше, чем в группе 17-летних.
Жизненная емкость легких, характеризуя функцию внешнего дыхания, также является одним из показателей физического развития [1,4]. При сопоставлении средних величин этого показателя установлено, что наименьшая ЖЕЛ в 15-16 лет у лиц 7-й, а в
17-18 лет у представительниц 1-й и 7-й группы профессий.
Таблица 2
Показатели достоверности межвозрастных различий в физическом развитии _______________________учащихся ПТУ первого года обучения____________________________
Показатели физического развития Группы профессий Сравниваемые возрастные группы, лет
15-16 15-17 15-18 16-17 16-18 17-18
Длина тела 1 - - - - - -
5 - - - - - -
6 - - - - - -
7 - - - - - -
Масса тела 1 - - - - - -
5 - - - + - -
6 - - + - - -
7 - + - - - -
Окружность грудной клетки 1 - - - - - -
5 - + - - - -
6 - + + + + +
7 - + - - + +
Сила мышц кисти 1 - - - - - -
5 - - - - - -
6 - + + + + +
7 - - - - - -
Жизненная емкость легких 1 - - - - - -
5 - - - - - -
6 - + - - - -
7 - - - + - -
Примечание: «-» - различия статистически не достоверны по уровню значимости 0,05; «+» - различия статистически достоверны по уровню значимости 0,05.
ВЫВОДЫ
Как показали проведенные исследования, наблюдаются определенные различия в показателях физического развития учащихся ПТУ различных групп профессий: масса тела, окружность грудной клетки, сила мышц кисти и ЖЕЛ больше у лиц малоподвижного труда (5 и 6 групп).
При сопоставлении полученных нами данных о физическом развитии, поступивших на I курс ПТУ для обучения 1, 5, 6 и 7 группам профессий, с аналогичными показателями школьниц 15-17 лет установлено, что представительницы рассматриваемых контингентов по длине тела не отличаются. У учащихся ПТУ больше, чем у их сверстниц-школьниц масса тела, но меньше окружность грудной клетки и ЖЕЛ.
При сравнении показателей физического развития учащихся общеобразовательной школы и ПТУ установлено также, что наибольшую массу тела имеют учащиеся, осваивающие профессии малоподвижного труда (5-6 группы профессий). У лиц этого контингента окружность грудной клетки, ЖЕЛ и сила сгибателей мышц кисти меньше, чем у школьниц.
Несомненно, все это необходимо учитывать в процессе работы преподавателям физической культуры в целях индивидуализации подхода к данному контингенту.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов, А. А. Физиология роста и развития детей и подростков / А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина. - М. : Медицина, 2000. - 347 с.
2. Баранов, А.А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности : руководство для
врачей / А. А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2007. - 352 с.
3. Бунак, В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция / В.В. Бунак. - М. : Наука, 1980. - 528 с.
4. Башкиров, П.Н. Учение о физическом развитии человека / П.Н. Башкиров. -М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1962. - 339 с.
5. Кабачков, В.А, Основы физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехобразования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Кабачков В.А. ; Всерос. науч.-исследоват. ин-т физ. культуры. - М., 1996. - 40 с.
REFERENCES
1. Baranov, A. A. and Scheplyagina, L.A (2000), Physiology of growth and development of children and teenagers, Medicine, Moscow, Russian Federation.
2. Baranov, A.A., Kuchma, B.R. and Sukhareva, L.M. (2007), Medical and social aspects of adaptation modern teenagers to the conditions of education, study and employment: A Guide for doctors, Media, Moscow, Russian Federation.
3. Bunak, B.B. (1980), The genus Homo, its origin and the subsequent evolution, Science, Moscow, Russian Federation.
4. Bashkirov, P.N. (1962), Doctrine of the physical development of human, publishing house MGU, Moscow, Russian Federation.
5. Kabachkov, B.A. (1996), Foundations of physical education with a professional orientation in the professional technical educational establishments, publishing house BNIIFK, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
УДК 613.955+371.7
К ВОПРОСУ О ВЫЯВЛЕНИИ ФАКТОРОВ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Наталия Владимировна Третьякова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ),
Екатеринбург
Аннотация
В статье представлен обзор факторов оказывающих влияние на уровень здоровья современных детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Представлена интерпретация концепции о факторах риска, согласно которой вероятность развития заболеваний зависит от адаптационных возможностей организма. В соответствии с указанной концепцией, при массовых обследованиях одновременно со структурой здоровья можно определять основные факторы риска для каждого из функциональных состояний организма. Исследование статистических данных состояния здоровья учащихся городских школ свидетельствует о росте распространенности именно школьно-обусловленных функциональных отклонений и хронических заболеваний у учащихся. Полученные данные позволяют выявить основные факторы риска для каждого из функциональных состояний организма ребенка, что соответственно, дает возможность определить направления воздействия на структуру заболеваемости путем борьбы с выделенными факторами. Выявленные образовательным учреждением факторы риска также следует рассматривать как направления деятельности, работая по которым, можно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья детей и подростков.
Ключевые слова: факторы риска, концепция о факторах риска, факторы внутришкольной среды, состояние здоровья, направления деятельности.