УДК 796.012:572; 616-071.3
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ ПРИБАЙКАЛЬЯ
л о
© Р.А. Амбарцумян1, М.М. Колокольцев2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Представлены сравнительные результаты соматометрических и физиометрических обследований 203 иностранных и 923 российских студентов, обучающихся в Национальном исследовательском Иркутском государственном техническом университете. Показаны отличия в значениях соматометрических и физиометрических показателей с учетом страны прибытия, а также возраста студентов. Совместные обязательные занятия физической культурой иностранных студентов с российскими по программе высшей школы приводят к улучшению функциональных показателей лишь у последних, что свидетельствует о слабой адаптации представителей других стран к обучению в вузах Прибайкалья. В этой связи рекомендованы другие формы занятий физической культурой для иностранных студентов. Табл. 2. Библиогр.7 назв.
Ключевые слова: иностранные и российские студенты; соматометрические и физиометрические показатели; сравнительный анализ.
PHYSICAL DEVELOPMENT OF FOREIGN STUDENTS STUDYING AT BAIKAL REGION TECHNICAL UNIVERSITY R.A. Ambartsumyan, M.M.Kolokoltsev
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The paper presents comparative results of somatometric and physiometric examinations of 203 foreign and 923 Russian students studying at the National Research Irkutsk State Technical University. It indicates the differences in somatometric and physiometric parameters depending on the country of arrival and the age of students. Joint compulsory physical education classes of foreign and Russian students according to the high school curriculum result in improved functional parameters with the Russian students only. The last indicates weak adaptation of foreign students to studying at Baikal region universities. Therefore, other forms of physical training are recommended for foreign students. 2 tables. 7 sources.
Key words: foreign and Russian students; somatometric and physiometric parameters; comparative analysis.
В последнее десятилетие российская система высшего образования выдвигает новые задачи и условия развития экспорта в области образовательных услуг. Это обусловлено повышением конкурентоспособности высшей школы России на международном рынке образования, а также экономической выгодой, как для вуза, так и страны [2, 3]. Например, в США доходы от предоставления иностранцам услуг в сфере образования составляют более 20% всего экспорта страны. Помимо этого, обучение иностранных студентов является определенным показателем статуса учебного заведения [5].
Демократические преобразования, происходящие в российском обществе, вызвали значительный интерес иностранной молодежи к обучению в вузах России. По данным Федеральной службы государственной статистики, за последнее десятилетие число обучающихся иностранных студентов в России возросло с 58992 (2001-2002 учебный год) до 126319 человек (2011-2012 учебный год), т.е. более чем в 2 раза [7].
Одним из вузов, предлагающих современные об-
разовательные услуги, является Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет (НИ ИрГТУ), который входит в первую пятерку рейтинга вузов, подведомственных Министерству образования и науки РФ, по численности иностранных студентов.
Согласно статистическим данным ИрГТУ входит в первую пятерку рейтинга наряду с такими крупными московскими университетами, как Российский университет дружбы народов, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева. В настоящее время в НИ ИрГТУ обучается 1270 иностранных граждан из 30 стран, из них 1200 студентов - по очной форме обучения.
Интернационализация современного высшего образования затрагивает и проблемы адаптации иностранных студентов, которая определяется в первую очередь задачами дальнейшего эффективного их обучения как будущих специалистов [4].
Успешная адаптация организма обучающегося способствует, с одной стороны, быстрому включению
1Амбарцумян Рима Агасовна, аспирант, тел.: 89246010203, e-mail: [email protected] Ambartsumyan Rima, Postgraduate, tel.: 89246010203, e-mail: [email protected]
2Колокольцев Михаил Михайлович, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: 89149450800, e-mail: [email protected]
Kolokoltsev Mikhail, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: 89149450800, e-mail: [email protected]
иностранных студентов в учебный процесс, что позволяет решать проблему сохранения контингента учащихся, который существенно сокращается после первых сессий. С другой - помогает повысить качество подготовки данной категории студентов. При этом одним из показателей успешного освоения ими образовательных программ в российских вузах является состояние их физической кондиции, которая включает в себя физическое развитие и физическую подготовленность [6].
Анализ литературных данных показал, что физическое здоровье иностранных студентов, обучающихся в вузах Прибайкальского региона, стало изучаться лишь в последние годы [1]. Подобные наблюдения необходимы для внесения корректировок в учебные программы по физическому воспитанию в вузах, что позволит снизить негативные моменты адаптации иностранных студентов к обучению в новой для них поликультурной образовательной среде в условиях Прибайкалья.
Цель работы. Дать сравнительную характеристику физического развития иностранных студентов, обучающихся в крупном техническом вузе Прибайкалья, как одного из условий их успешной адаптации к обучению в университете.
Материал и методы. В 2011-2012 учебном году было обследовано 1126 студентов НИ ИрГТУ, обучающихся на 1-4 курсах, из них 586 юношей (455 российских и 131 иностранный студент) и 540 девушек (468 российских и 72 иностранных студенток).
Обследование включало соматометрические измерения: рост, вес, окружность грудной клетки (ОГК) -и физиометрические: динамометрия силы мышц кистей рук, измерения артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС), дыхательные пробы Штанге и Генче.
Антропометрические измерения тотальных размеров тела проводились по общепринятой методике В.В. Бунака (1941) с учетом требований НИИ антропологии Московского государственного университета (1982).
Измерения проводились утром в помещении медицинского кабинета вуза, с соблюдением принципов добровольности, прав и свобод личности, гарантированных ст. 21 и 22 Конституции РФ.Статистическая обработка полученных данных осуществлялась общепринятыми методами с вычислением объема выборки (п), среднего значения (М), минимума, максимума, стандартного отклонения (а), стандартной ошибки. В случае нормального распределения изучаемых количественных признаков были использованы параметрические методы обработки материала (вычисление коэффициента достоверности Фишера - Стьюдента), а при ненормальном распределении использовались непараметрические методы обработки полученных данных с использованием критерия Вилкоксона-Манна-Уитни. Различия считались достоверными при уровне значимости Р<0,05.
Результаты исследования. Показатели физического развития студентов, обучающихся в НИ ИрГТУ, представлены в табл. 1.
Достоверно установлено, что длина тела российских юношей с возрастом увеличивается с 176,7±0,58 см (1 курс) до 178,2±0,59 (4 курс).
У студентов, прибывших на обучение в НИ ИрГТУ из стран Юго-Восточной и Средней Азии, такой закономерности не отмечено. При этом на 1 курсе длина тела у юношей из Средней Азии оказалась на 3 см, а у представителей стран Юго-Восточной Азии на 3,4 см меньше, чем у российских студентов. С возрастом эти отличия выражены еще более значительно. Так, разница в значении показателя длины тела между российскими студентами и представителями из стран Средней Азии составляет на 4 курсе обучения 4,5 см, а из стран Юго-Восточной Азии - 11,1 см (Р<0,05).
В значении показателя массы тела отмечена несколько иная характеристика у представителей различных стран. Так, на 1 курсе обучения масса тела российских юношей и студентов, прибывших из стран Средней Азии, не отличается (Р>0,05), и она ниже, чем у студентов из Юго-Восточной Азии. На 2 курсе масса тела студентов из разных стран статистически не отличается друг от друга. На 3-4 курсах наибольшие значения показателя массы тела отмечены у российских студентов (68,3±0,68 и 69,08±0,72 кг соответственно), а наименьшие - у представителей стран Юго-Восточной Азии (63,7±1,45 и 61,3±1,36 кг, соответственно, Р<0,05).
У обучающихся из стран Средней Азии закономерностей динамики значения показателя массы тела с возрастом не установлено.
Окружность грудной клетки (ОГК) в покое у российских студентов с возрастом имеет динамику увеличения с 89,2±0,39 см (1 курс) до 93,1±0,44 (4 курс обучения), т.е. происходит прирост на 3,9 см. Такой зависимости не выявлено у иностранных студентов. При этом ОГК у российских студентов достоверно выше, чем у юношей из зарубежных стран (Р<0,05).
Значение показателя систолического артериального давления (САД) у российских студентов во всех возрастах выше, чем у иностранных юношей, а диа-столического (ДАД) оказалось во всех возрастах больше у студентов, прибывших из стран Юго-Восточной Азии.
Наименьшие значения показателя частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое за 10 с установлены у российских студентов - 12,1±0,96, а наибольшие - у представителей стран Средней Азии - 15,3±0,76 ударов. При этом во всех наблюдаемых группах студентов установлены весьма значимые изменения значений показателей ЧСС в первый и второй годы наблюдения (1-2 курсы), когда обучение предмету на кафедре физической культуры НИ ИрГТУ идет наиболее активным образом.
Приведенные данные могут свидетельствовать об улучшении адаптации состояния кардио-респираторной системы у занимающихся физической культурой студентов НИ ИрГТУ. В последние два года наблюдения (3-4 курсы) характеристики значений ЧСС сохраняются практически на одном уровне, а некоторые из них снижаются до исходного уровня наблюдения, что объясняется переходом на
одноразовые занятия в неделю физической культу-рой.Дыхательная проба Штанге на всех курсах обучения оказалась выше у российских студентов (Р<0,05). При этом к старшему курсу этот показатель имеет положительную динамику роста (с 65,1 ± 2,3 на 1 курсе до 77,8±2,5 с на 4 курсе).У юношей, прибывших из стран Юго-Восточной и Средней Азии, достоверного прироста значений данного показателя с возрастом не установлено.
Дыхательная проба Генче на 1-ом курсе у студентов из среднеазиатских стран лучше на 6,7 с, чем у российских студентов. На 2-ом курсе получены примерно одинаковые результаты, однако на 4-ом курсе самый лучший показатель отмечен у студентов из стран Юго-Восточной Азии. При этом значение показателя оказалось выше на 6,6 с, чем у российских юношей, и на 9,6 с, чем у студентов из республик Средней Азии. Важным физиометрическим показателем организма является сила мышц кистей рук. На 1-ом курсе у всех наблюдаемых студентов сила кистей рук примерно одинакова.
Как видно из табл. 1, сила мышц кисти правой руки достоверно увеличивается с возрастом только у российских студентов с 44,2±0,55 на 1 курсе до 50,1±0,61 кг на 4 курсе. Схожая динамика силы кисти установлена у российских юношей и для левой руки. Среди иностранных студентов положительная динамика прироста показателя силы мышц кистей рук не
отмечена и достоверно ниже, чем у российских студентов. Так, на 4-ом курсе у российских студентов сила мышц кисти правой руки выше на 6,9 кг (116%), левой - на 7,6 кг (119%), чем у студентов из Юго-Восточной Азии.
Показатели физического развития иностранных студенток, обучающихся в НИ ИрГТУ, представлены в табл. 2. Установлено, что длина тела российских девушек с возрастом достоверно увеличивается с 163,9±0,39 см (1 курс) до 166,1±0,39 (4 курс).
У студенток, прибывших на обучение в НИ ИрГТУ из стран Юго-Восточной и Средней Азии, такой закономерности не отмечено (Р>0,05). При этом на 1 курсе длина тела у девушек из Средней Азии оказалась на 2,7 см, а у представительниц стран Юго-Восточной Азии на 0,8 см меньше, чем у российских девушек. С возрастом эти отличия выражены еще более значительно. Так, разница в значении показателя длины тела между российскими студентками и представительницами из стран Средней Азии составляет на 3 курсе обучения 1,8 см, а из стран Юго-Восточной Азии - 3,9 см (р<0,05).
Несколько иная соматометрическая характеристика представительниц из различных стран установлена в значении показателя массы тела. С возрастом у студенток из всех стран отмечается увеличение массы тела. При этом на 1 курсе обучения масса тела российских девушек и студенток, прибывших из стран
Таблица 1
Физическое развитие студентов, обучающихся в НИ ИрГТУ_
Показатели Российские студенты (п=455) Из стран Юго-Восточной Азии (п=57) Из стран Средней Азии (п=74)
Курс обучения Курс обучения Ку рс обучения
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3
Длина тела,см 176,7 ±0,5 177,1 ±0,6 176,6 ±0,6 178,2 ±0,6 173,3 ±1,8 171,3 ±1,3 170,1 ±0,7 167,1 ±0,8 173,7 ±1,1 174,7± 3,03 173,7 ±1,9
Масса тела, кг 64,7± 0,6 66,1± 0,6 68,3± 0,7 69,08 ±0,7 68,4± 3,6 64,1 ± 1,9 63,7± 1,4 61,3± 1,3 63,9± 1,8 68,1±4 ,1 66,2± 4,5
ОГК (на вдохе), см 93,8± 0,4 94,9± 0,4 97,3± 0,4 98,0± 0,4 - - - - - - -
ОГК (в покое), см 89,2± 0,4 90,3± 0,3 92,0± 0,4 93,1 ± 0,4 95,2± 2,7 88,5± 1,3 88,8± 0,9 88,1 ± 1,4 90,1 ± 1,5 93,9±2 ,3 93,3± 3,2
ОГК (на выдохе), см 86,4± 0,3 87,4± 0,4 88,9± 0,4 90,1 ± 0,4 - - - - - - -
САД, мм.рт.ст. 126,1 ±1,0 132,3 ±1,0 134,9 ±1,2 133,3 ±1,1 112,4 ±3,5 121,5 ±1,7 123,3 ±1,9 123,8 ±2,8 121±4 ,2 122±4, 2 118,4 ±4,2
ДАД, мм.рт.ст. 70,3± 0,6 69,5± 0,7 68,3± 0,8 69,3± 0,7 77,8± 3,6 77,3± 1,7 74,0± 1,5 79,1 ± 1,3 72,3± 2,7 67,3±3 ,2 71,8± 3,4
ЧСС за 10 с (в покое) 12,6± 0,7 12,4± 0,9 12,1 ± 0,9 12,9± 0,9 14,4± 0,7 13,5± 0,5 13,8± 0,3 14,4± 0,6 13,2± 0,56 12,3±0 ,9 15,3± 0,7
Проба Штанге, с 65,1 ± 2,3 72,3± 2,5 75,8± 2,4 77,8± 2,5 48,6± 3,6 44,9± 3,3 52,9± 2,3 52,6± 3,8 41,4± 4,9 47,8±7 ,1 46,7± 6,7
Проба Генче, с 32,8± 3,2 33,4± 1,5 34,7± 1,4 35,5± 1,4 30,5± 4,5 33,4± 2,3 35,0± 2,0 42,1 ± 3,1 39,5± 5,4 33,1±3 ,4 32,5± 1,9
Сила правой кисти, кг 44,2± 0,5 46,5± 0,6 49,3± 0,5 50,1 ± 0,6 41,5± 5,1 45,5± 1,2 40,6± 1,8 43,2± 1,8 44,4± 2,7 44,8±3 ,2 44,2± 1,9
Сила левой кисти, кг 42,1 ± 0,52 43,8± 0,5 46,1 ± 0,5 47,2± 0,6 40,1 ± 4,8 44,6± 1,3 40,9± 1,4 39,6± 1,3 40,6± 2,2 44,5±5 ,1 41,4± 2,5
Средней Азии, не отличается (Р>0,05), и она ниже, чем у студенток из Юго-Восточной Азии. На 2 курсе масса тела российских студенток и девушек из Юго-Восточной Азии примерно одинакова и достоверно ниже, чем значение данного показателя у девушек из Средней Азии. На 3 курсе наибольшие значения показателей массы тела отмечены у студенток из стран Средней Азии - 64,5±1,7 кг, а наименьшие у российских - 55,7±0,3 кг (Р<0,05).
Окружность грудной клетки в покое у российских студенток с возрастом имеет динамику увеличения с 86,3±0,2 см (1 курс) до 87,4±0,4 см (4 курс обучения), а также у девушек из стран Средней Азии с 83,8±2,4 см (1 курс) до 93,3±3,1 см (3 курс). Такой зависимости не выявлено у иностранных девушек, прибывших на обучение из стран Юго-Восточной Азии. При этом ОГК у российских студенток достоверно выше, чем у девушек из стран Юго-Восточной Азии, и ниже, чем у представительниц стран Средней Азии (Р<0,05).
Анализ значений показателя САД у студенток из Средней Азии оказался выше, чем у девушек из Юго-Восточной Азии и из России. Наименьшее значение показателя ДАД установлено у студенток, прибывших из стран Средней Азии (60,5±4,5), а наибольшее (74,7±4,5 мм. рт. ст.) у представительниц Юго-Восточной Азии.
Наименьшие значения показателя ЧСС в покое за 10 с установлены у российских девушек - 11,5±0,03 ударов, а наибольшие - у представителей стран Средней Азии - 16,8±0,9 ударов. При этом во всех
наблюдаемых группах студенток, как и у юношей, установлены весьма значимые изменения значений показателей ЧСС в первый и второй годы наблюдения (1-2 курсы), когда обучение предмету на кафедре физической культуры НИ ИрГТУ идет наиболее активным образом.
Приведенные данные могут свидетельствовать об улучшении адаптации состояния кардио-респираторной системы занимающихся физической культурой всех обучающихся 1-2 курсов НИ ИрГТУ. В последние два года наблюдения (3-4 курсы) характеристики значений ЧСС сохраняются практически на одном уровне, а некоторые из них снижаются до исходного уровня наблюдения и даже ниже, что объясняется уменьшением количества занятий физической культурой на старших курсах обучения в вузе.
Другим физиометрическим показателем является силы мышц кистей рук. На 1-ом курсе наибольшая сила кистей обеих рук регистрируется у студенток из Средней Азии. При этом с возрастом отмечается увеличение значения данного показателя кисти правой руки до 34,7±1,3 кг и левой - до 36,3±0,8 кг. В последующем отмечается снижение значения показателей к 3 курсу до 22,3±1,2 и 23,2±2,2 кг (соответственно). Аналогичная динамика снижения показателя силы мышц кистей рук с возрастом установлена и у студенток, прибывших на обучение из стран Юго-Восточной Азии, что можно объяснить переходом на одноразовые занятия физической культурой в неделю.
Из табл. 2 видно, сила мышц кисти правой руки
Физическое развитие студенток, обучающихся в НИ ИрГТУ
Таблица 2
Показатели Российские студентки (п=468) Из стран Юго-Восточной Азии (п=48) Из стран Средней Азии (п=24)
Курс обучения Курс обучения Курс обучения
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
Длина тела, см 163,9 ±0,4 165,3 ±0,2 165,1 ±0,2 166,1 ±0,4 163,1 ±3,1 162,2 ±1,2 161,2 ±1,6 165,2 ±2,7 161,2 ±3,2 169,3 ±4,1 163,3 ±3,0 -
Масса тела, кг 55,5± 0,5 55,5± 0,3 55,7± 0,3 56,7± 0,5 58,2± 1,6 55,4± 1,6 56,8± 3,5 61,1± 1,8 54,3± 1,1 60,2± 3,6 64,5± 1,7 -
ОГК (в покое), см 86,3± 0,2 86,8± 0,2 86,7± 0,2 87,4± 0,4 85,8± 1,0 84,7± 0,8 85,8± 2,3 85,2± 0,8 83,8± 2,4 87,3± 3,7 93,3± 3,1 -
ЖЕЛ, л 2,6±0, 03 2,7±0, 02 2,8±0, 02 2,7±0, 04 - - - - - - - -
САД , мм.рт.ст. 109,1 ±0,6 107,0 ±0,5 103,2 ±0,3 105,5 ±0,6 125,3 ±1,3 110,3 ±1,7 106,6 ±3,4 - - 129,1 ±4,2 - -
ДАД, мм.рт.ст. 70,5± 0,4 69,6± 0,2 67,7± 0,2 68,59 ±0,2 74,7± 4,5 70,3± 1,8 68,3± 2,3 - - 60,5± 4,5 - -
ЧСС за 10 с (в покое) 12,2± 0,04 11,9± 0,03 11,5± 0,03 11,5± 0,04 14,3± 0,6 14,7± 0,5 15,1± 0,5 14,7± 2,0 16,8± 0,9 11,7± 1,7 13,5± 1,5 -
Проба Штанге, с - - - - 47,5± 12,5 42,3± 4,4 36,3± 8,3 - - - -
Проба Ген-че, с - - - - 56,3± 11,2 43,3± 6,2 28,8± 2,4 - - - - -
Сила правой кисти, кг 23,9± 0,3 24,9± 0,2 24,9± 0,3 24,6± 0,5 28,3± 1,9 24,4± 1,1 26,3± 1,3 18,2± 3,1 32,3± 1,8 34,7± 1,3 22,3± 1,2 -
Сила левой кисти, кг 23,2± 0,3 23,8± 0,2 23,9± 0,3 24,4± 0,5 30,3± 2,5 22,8± 0,9 24,5± 1,6 17,1± 2,5 27,3± 2,9 36,3± 0,8 23,2± 2,2 -
достоверно увеличивается с возрастом только у российских студенток с 23,9±0,3 (1 курс) до 24,9±0,4 кг (3 курс) и левой - с 23,2±0,3 до 24,4±0,5 кг соответственно.
Выводы. Представленные данные дополняют антропометрическую характеристику популяции молодежи юношеского возраста Иркутской области и дают сравнительную характеристику их с иностранными студентами.
Показано, что студенты из стран Юго-Восточной Азии (Китай, Вьетнам, Монголия) ниже ростом и меньше весом, имеют более узкую грудную клетку. Значения показателей их силы мышц кистей рук, дыхательных тестов ниже, чем у сверстников из среднеазиатских стран (бывших союзных республик СССР) и российских студентов.
Установлено, что студентки из России, стран Юго-Восточной Азии (Китая, Вьетнама, Монголии) и Средней Азии (Киргизии, Таджикистана) имеют примерно одинаковую длину тела. Наименьший показатель мас-
сы тела зарегистрирован у студенток из России, а наибольший у девушек из стран Средней Азии. У них отмечен и наибольший показатель ОГК (93,3±3,1 см). Наиболее узкую грудную клетку имеют представительницы стран Юго-Восточной Азии.
С возрастом положительную динамику значения показателей силы мышц кистей обеих рук имеют только студентки из России.
Совместные обязательные занятия физической культурой иностранных студенток с российскими по программе высшей школы приводят к улучшению функциональных показателей лишь у российских девушек. Положительной динамики функциональных показателей у иностранных студентов не отмечено. Это может свидетельствовать о недостаточной адаптации иностранных студентов к обучению в вузах Прибайкалья. В этой связи возникает необходимость поиска других организационных форм занятий физическим воспитанием этой категории студентов и разработки критериев его эффективности.
1. Амбарцумян Р.А., Колокольцев М.М. Физическое здоровье иностранных студентов технического вуза Прибайкалья // Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств: материалы международной научно-практической конференции. Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2012. Т. 2. С.122-127.
2. Арсеньев Д.Г., Иванова М.А., Зинковский А.В. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. СПб., 2003. 160 с.
3. Витковская М.И., Троцук И.В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России // Вестник РУДН. 2005. № 6-7. С. 267-283.
4. Кузнецова Т.Е., Перфилова И.Л., Соколова Т.В. и др. Особенности обучения китайских студентов в вузах РФ. Подго-
Библиографический список
товка иностранных абитуриентов в вузы Российской Федерации. СПб.: Изд. Политехнического Университета, 2010. С. 238-236.
5. Куликова О.В. Проблема адаптации иностранных студентов в процессе обучения в российском вузе. URL: http://jurnal.org (дата обращения: 20.06.2012). www.i-u.ru/biblio (дата обращения: 10.09.2012).
6. Ушакова И.А. Системообразующие факторы в обеспечении адаптации иностранных студентов к обучению в российских вузах. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. 308 с.
7. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publ ishing/catalog/statisticCollections/docl 1350751006415 (дата обращения: 20.10.2012).
УДК 339.56:630(571.5)(091)
ЭКСПОРТНЫЕ ПОСТАВКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСНОЙ И ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ - ЧЛЕНЫ СЭВ В 1960-1980 гг.: ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Л
© Е.Л. Боржонов1
Иркутский государственный лингвистический университет, 664025, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 8.
Статья посвящена одному из важнейших направлений экономического сотрудничества Восточной Сибири с европейскими странами-членами СЭВ в области поставок леса и лесопродукции. Определены основные предприятия-экспортеры, наименования и номенклатура поставляемой продукции, её объемы. Выявлены достижения и обозначены трудности развития экспортной лесной и деревообрабатывающей промышленности ВосточноСибирского региона. Библиогр. 29 назв.
Ключевые слова: предприятие-экспортер; СЭВ; территориальный лесопромышленный комплекс; социалистическая экономическая интеграция; деловая древесина; международная торговля; целлюлоза.
1 Боржонов Евгений Леонтьевич, аспирант кафедры истории, философии и социальных наук, тел.: 89248361210, e-mail: [email protected]
Borzhonov Evgeny, Postgraduate of the Department of History, Philosophy and Social Sciences, tel.: 89248361210, e-mail: [email protected]