В помощь врачу
Т.В. Бородулина
Уральская государственная медицинская академия, Екатеринбург
Особенности физического и нервно-психического развития детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка
Контактная информация:
Бородулина Татьяна Викторовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней Уральской государственной медицинской академии
Адрес: 620219, Екатеринбург, ул. Репина, д. 3, тел.: (343) 353-90-66 Статья поступила: 02.06.2009 г., принята к печати: 10.08.2009 г.
121
Обследованы 148 детей в возрасте от 1 мес до 3 лет, воспитывающиеся в семьях с родителями и в условиях дома ребенка. Установлено, что дети, воспитывающиеся в доме ребенка, чаще характеризуются задержкой физического и нервно-психического развития.
Ключевые слова: дети, физическое и нервно-психическое развитие.
Здоровье детей раннего возраста во многом определяется влиянием биологических, психофизиологических и социальных факторов при неодинаковом доминирующем их значении в разные возрастные периоды. Так, в период новорожденности и в течение первого года жизни на 1-м месте по силе повреждающего воздействия стоят факторы биологического генеза и средово-психические воздействия. На 2-м году жизни преобладает влияние факторов социального генеза и средово-гигиенические воздействия [1, 2].
В процессе онтогенеза генетическая информация реализуется поэтапно, при этом важную роль играет окру-
жающая среда. Отсутствие надлежащих условий жизни зачастую ведет к задержке физического и нервнопсихического развития [2, 3]. Известно, что рост и развитие ребенка во многом зависят от характера вскармливания и питания. Сбалансированный рацион питания играет ключевую роль в формировании здоровья детей уже на первом году жизни [4].
Физическое и нервно-психическое развитие — одни из наиболее важных критериев для определения качества здоровья детей. В Свердловской области разработаны и утверждены региональные оценочные таблицы, позволяющие комплексно охарактеризовать физиче-
T.V. Borodulina
Ural State Medical Academy, Yekaterinburg
Peculiarities of physical and neuro-psychical development of children, educated in children's homes
148 children under the age from 1 month to 3 years old, educated in families with parents and in children’s homes were examined in this trial. It was proved that children from children’s home more frequently have delay of physical and neuro-psychical development. Key words: children, physical and neuro-psychical development.
В помощь врачу
122
ское развитие ребенка. Согласно рекомендациям ВОЗ, эта оценка включает определение уровня биологической зрелости (по таким показателям, как длина тела, сроки прорезывания молочных зубов, уровень нервнопсихического развития) и характеристику морфофункционального статуса (по соотношению массы тела и окружности грудной клетки с длиной тела) [5, 6].
Контроль за нервно-психическим развитием основывается на изучении объективных закономерностей развития ребенка. В каждом возрастном периоде выделены ведущие виды деятельности, уровень развития которых оценивается согласно методическим рекомендациям Г. В. Пантюхиной и соавт. «Диагностика нервнопсихического развития детей первых 3 лет жизни» (Москва, 1996). На первом году жизни контролируются развитие зрительных и слуховых реакций, эмоции, движения общие и движения руки, формирование активной речи и понимание речи, умения в процессе кормления и навыки. На втором году — понимание речи и активная речь, сенсорное развитие, игра и действия с предметами, движения и навыки. На третьем году проводится оценка активной речи, сенсорного развития, игры, конструктивной и изобразительной деятельности, движений и навыков.
Известно, что в формировании психической деятельности ребенка с первых месяцев жизни важную роль играет воспитание, которое не могут в полной мере получить дети, помещенные в закрытые учреждения — дома ребенка [3]. Стереотипность интерьера групп и подходов к детям, ограничение индивидуального общения со взрослыми и контакта с внешним миром способствуют снижению функциональной активности ЦНС и задержке нервно-психического развития.
Ниже представлены результаты оценки физического и нервно-психического развития детей грудного и раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, и их сравнение с аналогичными характеристиками детей, живущих с родителями.
Обследованы 148 детей в возрасте от 1 мес до 3 лет, из них 72 (в возрасте до 1 года — 37, с 1 года до 3 лет — 35 детей) воспитывались в условиях дома ребенка, 76 — в семьях с родителями (в возрасте до 1 года — 30, от 1 года до 3 лет — 46 детей). Комплексная оценка
физического и нервно-психического развития проводилась в декретированные сроки в динамике роста: на первом году жизни — 1 раз в месяц, на втором — 1 раз в 3 мес, на третьем — 1 раз в 6 мес.
При оценке физического развития установлено, что на первом году жизни каждый второй «домашний» ребенок (56,7%) имеет физическое развитие (по уровню биологической зрелости), соответствующее паспортному возрасту (табл. 1). Среди воспитанников дома ребенка таких детей оказалось в 3 раза меньше (18,9%). Большинство детей дома ребенка на первом году жизни (78,4%) отстают в физическом развитии. Это проявляется меньшей длиной тела, замедленными темпами прорезывания зубов, задержкой нервно-психического развития. Среди «домашних» детей первого года жизни достоверно чаще встречаются дети (30%) с опережением физического развития по показателю длины тела. В раннем возрасте в обеих группах отмечена тенденция к увеличению доли детей, отстающих в физическом развитии (47,8% среди «домашних» детей и 80% — среди воспитанников дома ребенка). У «домашних» детей отставание происходило преимущественно за счет замедленных темпов прорезывания молочных зубов, тогда как в группе детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка, — за счет меньшей длины тела и задержки нервно-психического развития.
Гармоничный морфофункциональный статус у «домашних» детей первого года жизни определялся в 2,5 раза чаще, чем у воспитанников дома ребенка (у 76,6 и 29,7% детей, соответственно). У большинства детей дома ребенка отмечено дисгармоничное и резко дисгармоничное развитие за счет дефицита массы тела. В группах детей в возрасте от 1 года до 3 лет чаще встречались дети с дисгармоничным морфофункциональным статусом (соответственно в 21,7 и 51,4% случаев). Среди «домашних» детей дисгармоничность в большинстве случаев определялась за счет избытка массы тела.
При комплексной оценке физического развития детей отмечено, что его задержка у воспитанников дома ребенка связана с влиянием неблагоприятных факторов в антенатальном (вредные привычки матери: табакокурение, алкоголизм, наркомания, а также гестозы, внутриматоч-ные инфекции и др.), интранатальном (преждевременные
Таблица 1. Показатели физического развития детей, воспитывающихся в разных условиях
Показатель «Домашние» дети, % Воспитанники дома ребенка, %
до 1 года, п = 30 1-3 года, п = 36 до 1 года, п = 37 1-3 года, п = 35
Уровень биологической зрелости
Соответствует паспортному возрасту 17 (56,7) 16 (34,8) 7 (18,9)* 6 (17,1)*
Отстает от паспортного возраста 4 (13,3) 22 (47,8) 29 (78,4)* 28 (80,0)*
Опережает паспортный возраст 9 (30,0) 8 (17,4) 1 (2,7)* 1 (2,9)*
Морфофункциональный статус
Гармоничный 23 (76,6) 32 (69,6) 11 (29,7)* 10 (28,6)*
Дисгармоничный 5 (16,7) 10 (21,7) 9 (24,3) 8 (51,4)*
Резко дисгармоничный 2 (6,7) 4 (8,7) 17 (46,0)* 7 (20,0)*
Примечание.
* р < 0,05 — по сравнению с «домашними» детьми того же возраста.
Детские адаптированные молочные смеси
обогащенные живыми бифидобактериями
В.Ьас^
і
а.
ОДОБРЕНО
• Обогащение пробиотическими культурами с доказанной эффективностью помогает развитию и поддержанию здоровой кишечной микрофлоры и укреплению иммунитета.
• Нуклеотиды способствуют созреванию иммунной системы, формированию естественного микробиоценоза и регуляции обменных процессов.
’может применяться в качестве основного питания
"кисломолочные смеси рекомендуются для здоровых детей в сочетании с пресными 1:1
Грудное молоко является лучшим питанием для детей. Выбор необходимой питательной смеси должен осуществляться только врачом-педиатром.
Разработано: ЗАО „Компания “Нутритек”, ГУ Научный центр здоровья детей РАМН ООО „ТК НУТРИТЕК „Детское и специальное питание” Т.: (495) 730-40-73, www.nutritek.ru
сухая адаптированная молочная смесь
для детского пи 101
с рождения
для детского піна» с рождения
Рекомендуется д«го»___________
„ля поддержания и вИХПИОМв»» нормальной микрофлора кишечника
сухая адаптированная кисломолочная смесь
Рекомендуется детям іиоуик’""' пиигплремио
Нутрилак 1<М подходит для коррекции нарушений пищеварения и для восстановления микрофлоры кишечника**
Нутрилак БИФИ рекомендован для профилактики и коррекции дисбактериоза кишечника’
В помощь врачу
124
Группа нервно-психического развития «Домашние» дети, % Воспитанники дома ребенка, %
до 1 года, п = 30 1-3 года, п = 36 до 1 года, п = 37 1-3 года, п = 35
I 9 (30,0) 21 (45,7) - -
II 21 (70,0) 23 (50,0) 16 (43,2)* 2 (5,7)*
III - 2 (4,3) 21 (56,8) 9 (25,7)*
IV - - - 10 (28,6)
V - - - 14 (40,0)
Примечание.
* р < 0,05 — по сравнению с «домашними» детьми того же возраста.
роды, оперативное родоразрешение, домашние роды) и постнатальном (низкая оценка по шкале Апгар, гипоксия, нарушения мозгового кровообращения, анемия, внутриутробное инфицирование, частые инфекционные заболевания и др.) периодах развития.
Оценка нервно-психического развития показала, что на первом году жизни у большинства «домашних» детей (70%) была II группа нервно-психического развития с задержкой на 1 эпикризный срок по формированию активной речи и моторного развития, тогда как у воспитанников дома ребенка — III группа (56,8%) с задержкой на 2 эпикризных срока по таким линиям развития, как эмоции, движения общие, развитие речи (табл. 2). У детей, воспитывающихся в закрытом учреждении, поздно появлялся «комплекс оживления», отсутствовали положительные эмоции при восприятии предметов, отмечалась задержка предречевого развития (гуления и лепета) и становления локомоторных функций. В раннем возрасте среди воспитанников дома ребенка преобладали дети с III и IV группой нервно-психического развития (соответственно 25,7 и 28,6%), а также с V группой (40%). Отставание выявлено по таким ведущим показателям, как активная речь, игра и действия с предметами, сенсорное развитие. При общении дети не умели вступать в контакт со взрослыми, у них отмечалась примитивность предметной деятельности, отсутствовали изобразительные и конструктивные действия,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альбицкий В. Ю., (асиловская Т. А., Ибрагимов А. И. Результаты комплексной клинико-социальной характеристики детей-сирот, оформляющихся в интернатные учреждения // Российский педиатрический журнал. — 2004. — № 5. — С. 44-46.
2. Альбицкий В. Ю., Сигал Т. М., Ананьин С. А. Состояние здоровья детей из социопатических семей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 1994. — Т. 39, № 1. — С. 8-11.
3. Развитие и воспитание детей в домах ребенка / Под ред. В. А. Доскина, З. С. Макаровой. — М.: Владос-Пресс, 2007. — 375 с.
прослеживались низкая инициативность, неуверенность в себе. Установлена прямая корреляционная зависимость степени задержки нервно-психического развития от длительности пребывания ребенка в воспитательном учреждении (коэффициент корреляции Пирсона г = 0,61; р < 0,05), где ограничено индивидуальное общение со взрослыми, характерно постоянное пребывание в однообразных условиях, отсутствие внешних (разнообразных) источников информации.
Таким образом, задержка в физическом и нервнопсихическом развитии чаще отмечена у детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка. Последнее диктует необходимость разработки специализированных реабилитационных мероприятий, включающих не только медикаментозную коррекцию имеющихся отклонений в состоянии здоровья, но также изменение подходов к условиям содержания и воспитания таких детей. Немаловажное значение имеет также сбалансированное питание, т. е. подбор адаптированной молочной смеси детям первого года жизни и коррекция рациона питания детей раннего возраста с применением специализированных продуктов. В доме ребенка была рекомендована к использованию молочная смесь «Нутрилак 0-6» и «Нутрилак 6-12», а детям старше года, дополнительно к основному рациону питания, — специализированная смесь «Нутриэн Юниор» (все продукты произведены компанией «Нутритек», Россия).
4. Руководство по детскому питанию / Под ред. В. А. Тутельяна, И. Я. Коня. — М.: Медицинское информационное агентство, 2004. — 662 с.
5. Насыбулина Г. М., Кочева Н. О., Санникова Н. Е. и др. Оценка физического развития детей Свердловской области от 0 до 16 лет: Методические рекомендации. — Екатеринбург: УГМА, 2002. — 83 с.
6. Богомолова Е. С. Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие. — Нижний Новгород: НГМА, 2006. — 206 с.