Научная статья на тему 'Особенности финансово-правового статуса муниципальных учреждений'

Особенности финансово-правового статуса муниципальных учреждений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансово-правовой статус / муниципальное учреждение / конституционный статус / субъект права / правосубъектность / financial and legal status / municipal institution / constitutional status / legal entity / legal personality

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уварова Татьяна Андреевна

В данной статье рассматривается правоспособность и дееспособность юридических лиц, а именно муниципального учреждения. А также муниципальное учреждение как субъект права в целом и субъект финансового права в частности. Всесторонне определяется статус муниципального учреждения в разных отраслях права. В статье рассматривается соотношение понятий «правовой статус» и «субъект права». Раскрывается общий, специальный и индивидуальный финансово-правовой и конституционный статус муниципального учреждения как юридического лица. Определяются основополагающие элементы финансово-правового статуса муниципального учреждения. В статье формируется нормативная и конституционно-конституционно правовая основа финансово-правового статуса, и в тоже время выделяется элемент финансово-правового статуса учреждений муниципалитета. Рассматриваются юридическое основания создания муниципальных учреждений, роль учредителя, этапы наделения муниципальных учреждений полномочиями, формирование бюджетной составляющей и её основы в финансово-хозяйственной деятельности учреждения, цикл финансовой жизнедеятельности муниципальных учреждений. Формирование муниципального задания для муниципального учреждения, этапы его создания и влияние на уровни финансового обеспечения. Разъясняется взаимодействие муниципального учреждения с учредителем и другими участниками правовых отношений, на основании правового статуса и учредительных документов. В ходе исследования раскрывается специфика выражения правового статуса в силу его правосубъектности, а также документальная форма его закрепления. В статье определяется метод рассмотрения финансово-правового статуса муниципальных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Financial and Legal Status of Municipal Institutions

This article examines the legal capacity and legal capacity of legal entities, namely municipal institutions. As well as a municipal institution as a subject of law in general and a subject of financial law in particular. The status of a municipal institution in various branches of law is comprehensively determined. The article examines the relationship between the concepts of «legal status» and «subject of law». The general, special and individual financial, legal and constitutional status of a municipal institution as a legal entity is disclosed. The fundamental elements of the financial and legal status of a municipal institution are determined. The article forms the normative and constitutional-constitutional legal basis of the financial and legal status, and at the same time the element of the financial and legal status of municipal institutions is highlighted. The legal grounds for the creation of municipal institutions, the role of the founder, the stages of allotment are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности финансово-правового статуса муниципальных учреждений»

УДК 34 ГРНТИ 10.16

EDN: DOBTKB

Особенности финансово-правового статуса муниципальных учреждений

©Уварова Татьяна Андреевна Московский городской педагогический университет, Самарский филиал, г. Самара, Российская Федерация

e-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье рассматривается правоспособность и дееспособность юридическихлиц, а именно муниципального учреждения. А также муниципальное учреждение как субъект права в целом и субъект финансового права в частности. Всесторонне определяется статус муниципального учреждения в разных отраслях права. В статье рассматривается соотношение понятий «правовой статус» и «субъект права». Раскрывается общий, специальный и индивидуальный финансово-правовой и конституционный статус муниципального учреждения как юридического лица. Определяются основополагающие элементы финансово-правового статуса муниципального учреждения. В статье формируется нормативная и конституционно-конституционно правовая основа финансово-правового статуса, и в тоже время выделяется элементфинансово-правового статуса учреждений муниципалитета. Рассматриваются юридическое основания создания муниципальных учреждений, роль учредителя, этапы наделения муниципальных учреждений полномочиями, формирование бюджетной составляющей и её основы в финансово-хозяйственной деятельности учреждения, цикл финансовой жизнедеятельности муниципальных учреждений. Формирование муниципального задания для муниципального учреждения, этапы его создания и влияние на уровни финансового обеспечения. Разъясняется взаимодействие муниципального учреждения с учредителем и другими участниками правовых отношений, на основании правового статуса и учредительных документов. В ходе исследования раскрывается специфика выражения правового статуса в силу его правосубъектности, а также документальная форма его закрепления. В статье определяется метод рассмотрения финансово-правового статуса муниципальных учреждений.

Ключевые слова: финансово-правовой статус, муниципальное учреждение, конституционный статус, субъект права, правосубъектность.

Для цитирования: Уварова Т. А. Особенности финансово-правового статуса муниципальных учреждений //Проблемы экономики и юридической практики. 2023. Т. 19. № 6. С. 33-39. EDN: DOBTKB

Features ofthe Financial and Legal Status of Municipal Institutions

Abstract. This article examines the legal capacity and legal capacity of legal entities, namely municipal institutions. As well as a municipal institution as a subject of law in general and a subject of financial law in particular. The status of a municipal institution in various branches of law is comprehensively determined. The article examines the relationship between the concepts of «legal status» and «subject of law». The general, special and individual financial, legal and constitutional status of a municipal institution as a legal entity is disclosed. The fundamental elements of the financial and legal status of a municipal institution are determined. The article forms the normative and constitutional-constitutional legal basis of the financial and legal status, and at the same time the element ofthe financial and legal status of municipal institutions is highlighted. The legal grounds for the creation of municipal institutions, the role ofthe founder, the stages of allotment are considered.

Keywords: financial and legal status, municipal institution, constitutional status, legal entity, legal personality.

For citation: UvarovaT. A. Features ofthe Financial and Legal Status of Municipal Institutions// ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE. 2023. Vol. 19. № 6. P. 33-39. (in Russ.) EDN: DOBTKB

©Tatyana A. Uvarova Moscow City Pedagogical University, Samara Branch, Samara, Russian Federation e-mail: [email protected]

ВВЕДЕНИЕ

Развитие экономики страны влияет на изменение роли разного вида субъектов права в финансовых правоотношениях, стимулирует возникновение определенно новых субъектов. Осмысление этих научных процессов необходимо осуществить через рассмотрение категории финансово-правового статуса тех или иных субъектов права.

Что бы сформулировать определение финансово-правового статуса муниципальных учреждений, необходимо в первую очередь проанализировать понятие правового статуса сточки зрения финансово-правой науки, выделить его отраслевую специфику, разграничитьфинансово-право-вой статус и конституционный статуса, а также отграничить от других отраслевых статусов муниципальных учреждений, показать особенности и уровни финансово-правового статуса муниципальных учреждений.

СООТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТА ПРАВА И ПРАВОВОГО СТАТУСА

Рассматривая статус муниципального учреждения, с начала, нужно сказать, что каждой отрасли отечественного-российского права характерны не только специфические предмет и метод правового регулирования, служащие критерием разграничения отраслей, но и особый набор субъектов, которые могут выступать участниками регулируемых нормами данной отрасли общественных отношений1. Этим определена и отраслевая специфика содержания правового статуса. Наряду с гражданско-правовым, административно-правовым и прочими, финансово-правовой статус является одним из разновидностей отраслевого статуса. Вопрос о финансово-правовом статусе нельзя считать общетеоретическим так, как деление права на отрасли является особенностью конкретной правовой системы. Данную категорию можно рассматривать только применительно к конкретному действующему на территории Российской Федерации правопорядку. Первоочередным является необходимость определить структурные особенности единого понятия правового статуса, которые найдут отражение влюбой отрасли правовой науки.

Субъект права подразумевает под собой качество, позволяющее одному лицу, в качестве индивида, или группе лиц, а также публичному образованию распознаваться правовой системой, занимать правовые позиции, т.е. становится участником правовых отношений. Правовой науке известно множество видов субъектов, каждый из которых воспринимается им по-особенному и приобретает в правовом поле индивидуальные возможности.

Определенно категория субъекта права наиболее тесно связана с категорией правового статуса: последняя выражает содержание первой в условиях действующего права. Говоря о правовом статусе имеет смысл делать отсылку применительно к определенному субъекту права.

Субъект, наделенный определенным статусом, может вступать в различные правоотношения, что будет кардинально менять его правовое положение. Правовой статус наделен определенными фундаментальными позициями правовой среды и не подвержен изменению в соответ-

1 Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 2008. С. 80.

ствии с ситуацией, он стабилен, в отличии от фактического правового положения, которое может меняться в зависимости от обстоятельств и на основании складывающихся правоотношений. Правовой статус обусловлен только объективным правом и в ряде случаев учредительными документами юридического лица, а его правовое положение правовым статусом и совокупностью разнообразных юридических фактов, набор которых индивидуален.

Правовой статус всецело определяется действующим объективным правом. Так, говорить о правовом статусе, к примеру, автономных учреждений можно сразу с момента вступления в силу Федерального закона «Об автономных учреждениях», даже если ни одно такое учреждение не создано2. В пользу субъективного понимания говорит тот общепризнанный факт, что в структуру правового статуса входят права и обязанности3, т.е. субъективные правовые позиции.

Выход из сложившейся теоретической проблемы может заключаться в формировании двух аспектов категории правового статуса, соответствующих двум аспектам категории субъекта права. Субъект права может определяться реальное лицо, являющееся участником правоотношений. В научной литературе принято различать понятия «субъект права» и «участник правоотношений»4. Но если обусловить, что в правовой статус входят обязанности и права, то любой субъект права будет одновременно участником, по меньшей мере, правоотношений, обусловленных его статусными правами и обязанностями. Такому пониманию субъекта права соответствует субъективное понимание правового статуса.

Являться субъектом права в целом значит обладать правосубъектностью. Являться субъектом права определенного вида, в наглядно рассматриваемом случае муниципальным учреждением, означает обладать соответствующим правовым статусом, сформированным для данного вида субъектов. Выражения «быть муниципальным учреждением» и «обладать статусом муниципального учреждения» тождественны. Таким образом, в данном аспекте правовой статус отвлечен от конкретного субъекта, обезличен. Это объединяет его и делает похожим его с объективным правом. Определяя правовой статус, представляется предполагаемое лицо, которое является субъектом права, и путем анализа объективного права формулируются его правовые свойства.

В зависимости от больший индивидуализации, то есть самостоятельности, статуса, можно говорить о большем значение субъективного аспект. К примеру, правовой статус уникальных по своей природе учреждений, таких, как Социальный фонд Российской Федерации, Банк России, в соотношении с любым другим конкретным учреждением, с которым можно вступать в правоотношения, интересует именно в этом аспекте. При обобщенном рассмотрении статуса первоочередное во внимание берется его базисный основной аспект.

Понимание того, что та или иная отрасль права обладает своим неповторимым набор субъектов права, обусловило отраслевую специфику правового статуса. Но это не означает, что сущность всех правовых субъектов отграничена рамками какой-либо одной отрасли права.

2 Дощицина О.В. Финансво-правовой статус автономного учреждения С. 25.

3 Мальцев Г.В. Социалистическое право и свободы личности. М. 1968 С.36, 84, 85.

4 Карасёва М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001 С. 96.

Руководствуюсь вышеизложенным, гражданин может вступать в правоотношения, регулируемые практически всеми отраслями права. Хотя даже в этом подобном случае они могут наделяться в разных отраслях права разными качества: избирателя в конституционном праве, налогоплательщика в налоговом праве и т.д. Учреждение в отличии от гражданина не является для права чем-то данным изначально. Учреждение создается в рамках правового поля, его возникновение сопровождается определенными юридическими актами. В различных отраслях права, правоспособность юридического лица, возникает с момента его государственной регистрации и совпадает с возникновением его гражданской правоспособности в соответствии с ст. 50 Гражданского Кодекса РФ. И все же организация может принимать участие в отраслевых правоотношениях не только в качестве юридического лица. К примеру, Бюджетный Кодекс РФ приравнивает государственные органы по статусу к бюджетным учреждениям на основании п. 6 ст. 161. Действительно финансово-правовой статус бюджетного учреждения могут иметь воинские части, которые не обязательно проходят государственную регистрацию в качестве юридических лиц5. Отдельно взятые органы могут обладать правами юридического лица в силу закона вне зависимости от их государственной регистрации в этом качестве. А именно, уполномоченный по правам человека и его аппарат в силу ст. 37 Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека». Кроме всего прочего, в качестве бюджетного учреждения, с точки зрения бюджетного права, может рассматриваться некоммерческая организации, созданная в организационно-правовой форме государственной академии наук. По этой же схеме можно рассмотреть религиозные организации, профсоюзы которые могут обладать правоспособностью (в конституционном, трудовом и административном праве), не имея статуса юридического лица. Все это говорит о том, что правовой статус и субъект права-определения, обладающие отраслевой спецификой.

Отраслевой, в частности, гражданско-правовой и финансово-правовой, статус принято противопоставлять конституционному статусу. Но не стоит ставить на первый план конституционные права в установлении правового статуса организаций, по причине того, что правовой статус не может существовать без субъекта права, т.е. регулировать правовой статус, отрасль права, может только тогда, когда ей известен соответствующий вид субъектов. В случаи если конституционному праву не известен такой субъект, как бюджетное учреждение, то нельзя говорить и об его конституционном статусе. В то же время существует общий конституционный статус, хотя и в сокращенном формате. Так, юридические лица, в том числе и учреждения, можно рассматривать как носителей основных прав6. Исходя из этого о конституционном статусе муниципальных учреждений стоит говорить лишь условно: он является частицей конституционных статусов юридического

5 Терешкович С. В. Государственная регистрация воинских частей как юридических лиц / / Право в Вооруженных Силах. 2003. № 10, 11. Письмо Федеральной налоговой службы от 9 февраля 2005 г. № ЧД-6-09/98 «0 государственной регистрации создания воинских частей в организационно-правовой форме ФГУ Министерства обороны Российской Федерации» на сайте www.mk.ru.

6 Рыбкин К. А. Юридические лица как носители основных прав: рос-

сийская и европейская практика // Журнал рос. права. 2007. № 11

лица, налогоплательщика, лица, призванного выполнять конституционные обязанности государства по обеспечению основных прав. И все же, общего статуса для юридических лиц определенных организационно-правовых форм и типов из конституции непосредственно выделить невозможно, так как установление организационно-правовых форм не является предметом конституционного регулирования.

В формировании финансово-правового статуса муниципальных учреждений участвуют конституционные положения, устанавливающие:

-разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;

-компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в областях правового регулирования финансовых правоотношений, финансовой деятельности и финансового контроля;

-компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в областях правового регулирования финансовых правоотношений, финансовой деятельности и финансового контроля;

-конституционные ценности, с которыми должно стыковаться расходование различных денежных фондов, имеющих отношение к муниципальным учреждения (основные права, основы конституционного строя);

-конституционные гарантии для плательщиков обязательных платежей (обязанность платить только законно установленные налоги, общие гарантии равенства и судебной защиты); -основные принципы финансовой и денежной систем (свобода перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств, единая денежная единица и пр.).

Логично определить, что в финансовой сфере положения о конституционных полномочиях, также, как и конституционные гарантии, не только принимают участие в становлении финансово-правового статуса, но и своего рада непосредственно формируют конституционно-правовой статус лица.

Таки образом получается отграничить отраслевой статус от конституционного статуса. Можно сделать вывод, что отраслевых статусов у лица может быть несколько, то есть их число соответствует количеству отраслей права, к субъектам которого оно может себя отнести. Действительно у муниципальных учреждений может быть административно-правовой, гражданско-правовой, муници-пально-правовой, финансово-правовой и другие статусы. Поскольку в представленной работе говорится о финансово-правовой статусе, необходимо провести соответствующие разграничения.

Правовой статус, как заключено выше, всеобще определяется объективным правом. На основе этого финансово-правовой статус формируется, в первую очередь, нормами финансового права. С другой стороны на него оказывают влияние нормы других отраслей права в той степени, в которой они могут затронуть финансовую правоспособность и дееспособность, полномочия, права, обязанности в отношениях, регулируемых финансовым правом, законные интересы в сфере финансовой деятельности. Так, согласно нормам действующего финансового законодательства Российской Федерации, финансовая правосубъектность муниципального учреждения зависит от его гражданско-правовой и (или) административно-правовой, конституционно-правовой, муниципаль-но-правовой правосубъектности.

ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Существуют области, в которых разграничение финансово-правового и гражданско-правового статуса муниципального учреждения вызывает сложности. А именно, изначально, о праве оперативного управления имуществом, и в дальнейшем, об ответственности учреждений по своим обязательствам перед контрагентами. Высказываются мнения, что бюджетному законодательству в этой области отводится лишь «учетно-техническая» роль, а реальное правовое регулирование может осуществлять лишь гражданское право7.

С вышеизложенной точкой зрения трудно согласиться. Так сложилось взаимоотношения между учредителями и созданными ими юридическими лицами действительно являются предметом гражданского права. Однако это на-блюдется только тогда, когда такие отношения основываются на равноправии сторон. Муниципальные учреждения— это юридические лица публичного права8. Данный вывод В. Е. Чиркина до сегодняшних дней никем не опровергался, и нет обоснованности с ним не согласиться. Из этого можно сделать заключение, что отношения государства или в рассматриваемом случае муниципального образования в лице соответствующих органов, с одной стороны, и учреждений, сдругой стороны,являются публично-правовыми.

Муниципальные учреждения—это не только лица, наделенные обособленным имуществом для самостоятельного участия в гражданском обороте. Рассматриваемые учреждения—это в современных реалиях неоспоримо важная часть механизма государства. Они всегда подчинены, определенным органам, в исключительных случаях— другим учреждениям. Отношения по управлению такими учреждениями—это предмет муниципального и административного права. Имущественные отношения между муниципальными учреждениями и их учредителями, а также отношения по финансированию их деятельности предмет финансового права.

Опираясь на приведенные общенаучные высказывания, становится возможным проанализировать ответственности учреждений и отраслевую принадлежность институтов оперативного управления. Отношения, возникающие между учреждением и третьими лицами по вопросам владения, пользования и распоряжения имуществом, переданным им в оперативное управление, являются предметом гражданско-правового регулирования. Гражданское право определяет режим имущества учреждения в гражданском обороте, закрепляя соответствующее вещное право—право оперативного управления. Здесь важно обратить внимание на то, что вещное право нужно трактовать как право на вещь как таковую или ее определенное хозяйственное использование. Не нужно вещное право ассоциировать с совокупностью правомочий, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, так как набор этих правомочий бывает различным при одном и том же вещном праве. Таким образом разграничиваются правомочия собственника в отношении вещи при ее использовании и передачи прав на нее, при передаче в залог, в доверительное управление, в хозяйственное ведение или оперативное управление. Имеют разный вид и право-

7 Суханов Е. А. О развитии гражданско-правового статуса государственных и муниципальных учреждений // Законодательство. 2006. N 12. С. 17.

3 Чиркин В. Е. Юридические лица публичного права. М., 2007. С. 121, 245.

мочия субъекта оперативного управления по распоряжению имуществом в зависимости от его организационно-правовой формы, от вида имущества и от источников средств на его приобретение в соответствии со ст. 297, 298 Гражданского Кодекса РФ. На основе этих аргументов невозможно не согласиться с авторами, считающими, что «самостоятельное распоряжение» денежными средствами, полученными бюджетными учреждениями в качестве дохода от внебюджетной деятельности, можно признать самостоятельным вещным правом9. В ст. 299 ГК РФ говорится, что имущество, плоды и доходы, полученные от использования имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, также поступают к нему в оперативное управление. Различие правомочий учреждения по распоряжению таким имуществом и правомочий по распоряжению имуществом, приобретенным за счет бюджетного финансирования или изначально закрепленным за ним, как таковое, не дает возможности говорить о появлении самостоятельного вещного права.

Ничтожной сделкой является—нарушение порядка распоряжения имуществом учреждения, противоречащей законодательству на основании ст. 168 ГК РФ или, при нецелевом распоряжении имуществом, сделкой, выходящей за границы правоспособности юридического лица, которая может быть признана по решению суда недействительной в соответствии с ст. 173 ГК РФ. Взаимодействия муниципальных учреждений со своими учредителями по поводу распоряжения имуществом в гражданском праве являются диспозитивными. Регулирование рассматриваемых отношений не относится к предмету гражданского права. В ст. 298 ГК РФ определено, что режим имущества учреждения различается взависимости отфинансово-правового критерия.

Поэтому следует прийти к выводу о том, что отношения учредителей и их учреждений, по вопросам имущества, переданного учреждениям в оперативное управление, регулируются финансовым правом. Ведь указанное имущество непосредственно формирует децентрализованные фонды—финансы муниципальных учреждений—и, оставаясь государственной (муниципальной) собственностью, имеет прямое отношение к финансовой системе в целом. В частности, бюджетные инвестиции в государственное (муниципальное) имущество, кроме имущества унитарных предприятий в соответствии со ст. 69.1, 79 Бюджетного кодекса РФ, признаются бюджетными ассигнованиями на оказание государственных (муниципальных) услуг. Доходы от продажи и использования государственного (муниципального) имущества бюджетными учреждениями признаются доходами бюджета на основании ст. 41, 42 Бюджетного кодекса РФ.

Подобный подход легитимен и при определении отрасли права, которая регулирует ответственность муниципальных учреждений. Гражданское право разрешает обязательственные взаимоотношения между учреждениями и третьими лицами, значит, в его предмет входят отношения по поводу ответственности за причинение вреда или нарушение обязательств. Однако отношения между муниципальным образованием и учреждениями по вопросам ответственности за деятельность учреждений перед третьими лицами, связаны с расходованием централизованных денежных фондов и регулируются финансовым правом.

Разграничения в правовом статусе автономных и бюджетных учреждений можно рассматривать с точки зрения

9 Ахметьянова 3. А. О правовой природе права самостоятельного распоряжения имуществом // Юрист. 2004 №7. С. 18-20.

гражданского и финансового права. В гражданско-правовом статуса важную роль играет, например отсутствие субсидиарной ответственности муниципалитета по обязательствам автономного учреждения, полномочия учреждений по распоряжению выделенным ему имуществом. Так значимым для бюджетных и автономных учреждений различием являются отношения учреждений с учредителем—муниципальным образованием, в частности, в вопросах финансирования, доходов от деятельности, владению, пользованию и распоряжению имуществом, то есть в их финансово-правовом статусе.

Муниципальные учреждения в гражданском праве обладают независимой правосубъектностью. Имущество муниципальных учреждений принадлежит муниципальному образованию или государству, и при этом закреплено за учреждением, обеспечивая его имущественную самостоятельность как участника гражданского оборота во взаимоотношениях с контрагентами.

Рассматривая со стороны публичного права, как описывалось выше, учреждения выступают частью структуры местного самоуправления. Они позволяют осуществить функции муниципального образования в социально-культурной сфере и в управленческой. Муниципальное образование, таким образом, действует через свои учреждения, а деятельность учреждений—это часть муниципальной деятельности. Это в целом затрагивает и финансовую деятельность учреждений, которую в свою очередь невозможно раскрыть без учета финансовой деятельности определенных публичных образований.

Иными словами, финансово-правовой статус обсуждаемых учреждений приобретает двоякий аспект: во-первых, учреждения участвуют во внутрисистемных отношениях с муниципальными и государственными структурами, а во-вторых—являются представителями муниципалитета и государства во внешне-правовых отношениях. Безусловно, что во втором эпизоде финансово-правовой, как и публично-правовой, статус муниципальных учреждений образован от правового статуса муниципального образования. Осуществляя оказание муниципальных услуг на основании муниципального задания, учреждения расходуют средства соответствующих бюджетов согласно расходным обязательствам публичного образования—учредителя.

Государство и муниципалитет имеет возможности наделить учреждения правовым статусом, который не соответствует выполнению муниципальных задач.

В структуре системы взаимоотношений разобраться труднее: нужен дифференцированный подход в зависимости от типа учреждения. Муниципальные учреждения обладают бюджетными полномочиями по составлению и исполнению бюджета на основании ст. 161-162 БК РФ, которые явно производны от бюджетных полномочий соответствующего публичного образования согласно ст. 7-9 БК РФ. Они являются участниками всех трех уровней бюджетного процесса. Однако, автономные учреждения, даже с учетом что их деятельность по оказанию муниципальных услуг финансируется из бюджетных ассигнований, не считаются бюджетополучателями.

Участвуя в механизме муниципалитета и государства, они, все же, в определенном нормировании противостоят бюджетной системе: не активны в исполнении бюджетных полномочий государства или муниципального образования, а только пользуются бюджетными субсидиями,

как и другие юридические лица. Автономные учреждения могут только играть роль при построении муниципального задания, как элемента проекта бюджета, но не становятся его участниками. Роль учреждений в данном случае заключается в расчете лимитов, которые отражаются в муниципальном задании, на обеспечение собственных нужд. В идеале на основании расчетов муниципального задания, которое не должно быть меньше показателей прошлого года, строится и проектбюджета.

Нужно учитывать что, все учреждения противостоят бюджетной системе и обретают финансово-правовой статус, противоположный статусу государства в рамках налоговых правоотношений. Что выражается уплачивать законно установленных налогов и сборов в бюджет. Так на муниципальные учреждения распространяются все имеющиеся конституционные гарантии, как на налогоплательщиков.

Подытожив, можно сказать, что безусловно правовой статус в структуре содержит отраслевую специфику.

Отметим, что не все учреждения имеют равный финансово-правовой статус. Это связано с тем, что рассматривать финансово-правовой статус можно на трех уровнях: общем, специальном и индивидуальном. В литературе принято делить статус на общий (конституционный), отраслевой и специальный.10 Видится что, такое подразделение не имеет единого основания. Например, отраслевой статус может быть общим—финансово-правовой статус налогоплательщика, и в тоже время индивидуальны. Следует отметить, что юридическое лицо, в данном случаи муниципальное учреждение, не может обладать конституционный статус. Конституционный статус рассматривается относительно физических лиц или территориальных образований.

Определения общего и специального статуса относительны. Так, статус учреждения является специальным по отношению к общему статусу организации. Резюмируя выше сказанное следует сделать вывод °б общем статусе муниципального учреждения, в целом рассматривая его как субъект права.

Так, в рассматриваемом случае статус муниципального учреждения, будет считаться общим. И все же, учреждения обладают рядом иных общих финансово-правовых статусов, выступая в роли их пересечений. Они обладают статусом бюджетополучателя, налогоплательщика, так же главного распорядителя средств бюджета, получателя бюджетных субсидий, организации участника денежного обращения.

Основываясь на том, что рассматриваемые учреждения классифицируются по разным критериям, можно сделать вывод о специальных статусах. А именно, по форме учреждения можно выделить специальный статус автономных учреждений или бюджетных учреждений, по типу деятельности статус учреждений—органов власти, учреждений социальной сферы и т.д. Основывается статус учреждений на одинаковой форме собственности, отличается в зависимости от их учредителя, ведь на них влияет различное законодательство.

Законом определяется и общий, и специальный статус. А вот основываются эти статусы на своих учредительных документах, в силу которых учреждения создается по тому или иному типу, с указанием учредителя, и других индивидуализированных фактов.

Учредительными документами или специальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующего учреждения, устанавливается статус юридических

10 Бит-Шабо И. В. Бюджетные учреждения как субъекты финансового

права : дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 170.

лиц. Рассматривая данные документы, можно говорить об их роли в определении гражданско-правового и финансово-правового статуса муниципальных учреждений. Приобретая статус некоммерческих организаций, учреждения наделяются специальной правоспособностью. Нужно понимать, что учреждения имеют право осуществлять только те виды деятельности, которые предусмотрены в их учредительных документах. Также только в соответствии со своими уставными целями они вправе использовать своё имущество. Так как муниципальные учреждения, в частности, выступают элементом финансового механизма, задача учредительных документов встроить их в этот механизм, сформировать подведомственность учреждений тем или иным органам власти, а также установить порядок управления ими и их имуществом. Учредительный орган, в ведении которого учреждение находится, утверждает для него муниципальное задание, является для него распорядителем бюджетных средств или перечисляет ему субсидии, контролирует его финансовую деятельность в рамках своей компетенции. В правовой сфере существуют муниципальные учреждения со специфическим финансово-правовым статусом, создание и осуществляющие свою деятельность на основе специализированных актов, такие как органы управления внебюджетными фондами, Банк России идругие.

У финансово-правового статуса учреждений можно выделить следующие элементы: правоспособность, деликтоспо-собность, общие права, законные интересы, полномочия и обязанности. Общие права, полномочия и обязанности учреждение приобретает в силу своей правосубъектности, а не имеет при реализации своей правоспособности. Иногда в структуру финансово-правового статуса вводят цели и методы деятельности11. Однако это не элементы правового статуса, а параметры. Только в соотношении с названными элементами можно определить их значение для правового

11 Бакаева О. Ю. Содержание категории «финансово-правовой статус»

// Государство и право. 2006. №1. С. 96.

статуса и юридическую природу. Последствия установления целей деятельности могут отразиться на бюджетных полномочиях учреждения и его правосубъектности.

ВЫВОДЫ

Резюмируя вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы.

За учреждениями закрепляется правовой статус безусловно в силу его правосубъектности, определяется законодательством и учредительными документами. Он может воспроизводиться в двух формах: субъективной—то есть как совокупность правовых позиций;и атрибутивной — как правосубъектности лица ем обладающая. По той причине, что каждая отрасль права имеет специфический подбор субъектов, правовой статус наделяется отраслевой спецификой.

Финансово-правовой статус определяется нормами финансового права, и в том числе конституционными нормами и нормами других отраслей, если они могут воздействовать на финансовую правоспособность и дееспособность, права, обязанности, полномочия и законные интересы лица в сфере финансовой деятельности.

Муниципальные учреждения раскрывают свой финансово-правовой статус, изначально в их имущественных отношениях с учредителем—муниципальным образованием. При этом он отчасти производен от правового статуса учредителя и вместе с тем дополняет его.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансово-правовой статус муниципальных учреждений следует рассматривать на трех уровнях: общем, специальном и индивидуальном, что в свою очередь напрямую связано с действующим законодательством, учредительными документами и специальными правовыми актами.

Список литературы:

1. Ахметьянова 3. А. О правовой природе права самостоятельного распоряжения имуществом// Юрист. 2004 №7. С. 18-20.

2. Бакаева О. Ю. Содержание категории «финансово-правовой статус»// Государство и право. 2006. №1. С. 96.

3. Бит-Шабо И. В. Бюджетные учреждения как субъекты финансового права : дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 170.

4. Дощицина О.В. Финансво-правовой статус автономного учреждения. С. 25.

5. Карасёва М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 96.

6. Мальцев Г.В. Социалистическое право и свободы личности. М. 1968. С. 36, 84, 85.

7. РывкинК.А. Юридические лица как носители основных прав: российская и европейская практика // Журнал рос. права. 2007. № 11.

8. Суханов Е. А. О развитии гражданско-правового статуса государственных и муниципальных учреждений // Законодательство. 2006. N 12. С. 17.

9. Терешкович С. В. Государственная регистрация воинских частей как юридических лиц / / Право в Вооруженных Силах. 2003. № 10, 11. Письмо Федеральной налоговой службы от 9 февраля 2005 г. № ЧД-6-09/98 «0 государственной регистрации создания воинских частей в организационно-правовой форме ФГУ Министерства обороны Российской Федерации» на сайте www.mk.ru.

10. Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2008. С. 80.

Reference list:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Akhmetyanova Z. A. On the legal nature of the right of independent disposal ofproperty// Lawyer. 2004 No. 7. pp. 18-20.

2. Bakaeva O. Yu. The content of the category «financial and legal status» // State and law. 2006. No. 1. p. 96.

3. Bit-Shabo I. V. Budgetary institutions as subjects of financial law : dis. cand. jurid. sciences'. Saratov, 2004. p. 170.

4. Doschitsina O.V. Financial and legal status of an autonomous institution, p. 25.

5. Karaseva M.V. Financial legal relationship. M., 2001. p. 96.

6. Maltsev G.V. Socialist law and individual freedoms. M. 1968. pp. 36, 84, 85.

7. Ryvkin K. A. Legal entities as carriers of fundamental rights: Russian and European practice // Journal of Russian Law. 2007. № 11.

8. Sukhanov E. A. On the development of the civil status of state and municipal institutions // Legislation. 2006. N 12. P. 17.

9. Tereshkovich S. V. State registration of military units as legal entities // Law in the Armed Forces. 2003. No. 10, 11. Letter of the Federal Tax Service dated February 9, 2005 No. BH-6-09/98 «0 state registration of the creation of military units in the organizational and legal form of the Federal State Institution of the Ministry of Defense of the Russian Federation» on the website www.mk.ru.

10.Khimicheva N.I. Financial law: Textbook 4th ed., revised and expanded —M.: Jurist, 2008. p. 80.

11. Чиркин В. Е. Юридические лица публичного права. М., 2007. С. 11. Chirkin V. Е. Legal entities of public law. Moscow, 2007. pp. 121, 121, 245. 245.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,94%.

Рецензент: Серебрякова Т.А., доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного, финансового и гражданского права; Московский городской педагогический университет, Самарский филиал.

Статья поступила в редакцию 23.11.2023, принята к публикации 15.12.2023 The article was received on 23.11.2023, accepted for publication 15.12.2023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Уварова Татьяна Андреевна, ассистент кафедры финансового, налогового и банковского права; Московский городской педагогический университет, Самарский филиал; г. Самара, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Tatyana A. Uvarova, Assistant ofthe Department of Financial, Tax and Banking Law; Moscow City Pedagogical University, Samara Branch; Samara, Russian Federation, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.